Соствавьте план рассказа из повестей белкина а.с. пушкина

План урока в 7 классе по теме: "станционный смотритель"

Станционный смотритель

Жанр произведения – повесть. Главные герои: станционный смотритель Самсон Вырин, Дуня – его дочь, ротмистр Минский.

Завязка: на станцию приезжает молодой гусар. Дуня ухаживает за ним, так как он заболел.

Кульминация: Дуня с гусаром совершает побег из родительского дома.

Развязка: отец едет искать дочь в Петербург. Его гонят из дома Минского. С горя и тоски Самсон Вырин умирает. Дуня (теперь барыня) плачет на могиле отца.

Особенностью повести А. С. Пушкина является плавность повествования, реальность описываемого.

Много путешествовать по России довелось рассказчику: много видел станций и смотрителей станционных. Но лишь один смотритель запомнился ему навсегда.

В 1816 г. в мае автор попал под ливень. Решив обогреться и просушить одежду, он заглянул на ближайшую на его пути станцию. Дом отличался чистотой и уютом. Смотритель велел тотчас ставить самовар, а в комнатке появилась девочка (Дуня) лет четырнадцати. Она скоро принесла самовар. За столом все втроем мирно беседовали. Собираясь уходить, рассказчик поцеловал девочку. Девичий поцелуй долго хранился в памяти рассказчика.

Спустя годы обстоятельства жизни вновь привели повествователя на эту станцию. Но увидел печальную картину: в доме были грязь и запущенность. Смотрителем служил тот же Самсон Вырин – теперь седой, угрюмый старик. Рассказчик спросил его о Дуне, и ответом была вот какая история.

Тому назад три года зимним вечером в доме появился молодой мужчина. Был он в шинели и в черкесской шапке. Хотел он осерчать, что нет лошадей, но появление Дуни смягчило его намерение. За ужином хозяева разглядели постояльца получше: это был красавец, гусар с черными усиками. Тем временем на станцию вернулись лошади, но гусар не поехал, сославшись на головную боль.

Утром другого дня молодому человеку сделалось еще хуже. Послали за лекарем. Дуня сидела у постели больного, который пил чашками кофе, да обед себе заказал приличный. Врач внимательно осмотрел больного, получил за визит деньги, прописал покой, пообещал выздоровление через пару дней и уехал.

Через день офицеру сделалось намного легче. Он веселился и шутил с Дуней, разговаривал со смотрителем: теперь с гусаром никто не желал расставаться. В воскресенье утром гусар стал со всеми прощаться. Дуне было разрешено доехать с молодым гусаром до ближайшей церкви…

Отец ждал возвращения дочери, но так и не дождался. Искал ее везде, расспрашивал дьячка о девушке, была ли она на обедне, но, к сожалению, никто ничего не мог о ней сказать. Вечером смотритель узнал от ямщика, что Дуня сбежала с постояльцем.

Старик отец с тоски и печали заболел. Размышляя над случившимся, он понял, что никакой болезни у постояльца и не было. Из документов, которые были при мнимом больном, смотритель узнал, что гусар Минский – ротмистр, держащий путь в Петербург. Старик решил искать свою дочь именно там.

Смотритель действительно нашел Минского и просил его возвратить ему родную дочь, на что Минский отвечал, что не может без Дуни жить, и просил не беспокоиться за нее. Вырин получил деньги и был выпровожен за двери. Но смотритель не успокоился. Он стал следить за Минским и в итоге узнал, где его дочь. Служанка не пустила смотрителя на порог. Но смотритель ворвался в хорошо обставленную квартиру. Дуня, увидев отца, упала в обморок, а гусар выгнал старика. Поразмыслив, смотритель вернулся домой, но с тех пор стал пить горькую.

Спустя еще какое-то время проезжая по этой же дороге, рассказчик узнал, что Вырин умер, а станцию разрушили. Рассказчик решил доехать до места, где была раньше станция. Теперь в домике смотрителя жила семья пивовара. Мальчик проводил рассказчика до кладбища. По дороге он рассказал, что сюда приезжала барыня с детьми. Когда она узнала, что смотритель умер, она пошла на кладбище и горько плакала, лежа на могиле. Затем дала денег попу и уехала.

Рассказчик отблагодарил провожатого и не стал жалеть, что заехал в эти места.

План произведения

1. Рассказчик размышляет о судьбе станционных смотрителей. Одного из них, Самсона Вырина, он помнит особенно хорошо.

2. Первая встреча со смотрителем и его дочерью.

3. Рассказчик спустя годы встречает Самсона Вырина и узнает от него историю Дуни:

а) Дуня уезжает с ротмистром Минским в Петербург, не поговорив с отцом;

б) смотритель едет в столицу, чтобы вернуть свою «заблудшую овечку»;

в) Минский выгоняет Самсона Вырина.

4. Рассказчик узнает о смерти смотрителя и раскаянии его дочери.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

Действующие лица

В основе произведения Александра Сергеевича лежит история любви и отношения между родными людьми. Это сентиментальная повесть о нравственных поступках и их последствиях. Автор знакомит читателей со следующими персонажами:

  1. Вырин Самсон — Добрый, спокойный и вежливый мужчина. Он всю жизнь проработал на станции смотрителем, его единственной радостью в жизни являлась дочь.
  2. Дуня — дочь главного героя, молодая девушка ведет хозяйство и мечтает о другой, более красивой жизни.
  3. Рассказчик — чиновник, который часто находится в отъезде. В одной из своих командировок он услышал анализируемую историю.
  4. Ротмистр Минский — красивый парень, гусар непривыкший, что ему отказывают. Он с легкостью добился доверия от смотрителя.
  5. Супруга пивовара — обычная деревенская особа, живущая в доме старого смотрителя.
  6. Ванька — сын пивовара. Маленький мальчик, общительный и добродушный. Он с уважением относился к старшим и во всем их слушал.

Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»

История Дуни и Минского. Характеристика героев

Начинается повествование рассуждениями путешествующего чиновника о неблагодарной службе смотрителей на почтовых станциях, их униженном и притесненном положении. Уставшие путники бранят смотрителей, которых от господских тумаков и нагаек спасает лишь низший чин четырнадцатого класса. Рассказчик по долгу службы двадцать лет провел в разъездах, знавал многих смотрителей, любил беседовать с ними.

Далее следует рассказ путника о Самсоне Вырине. Рассказчик в 1816 г., попав под дождь, решил обсохнуть и передохнуть на почтовой станции. Смотритель позвал дочь, чтобы та приготовила чай. Четырнадцатилетняя девушка своей красотой очаровала постояльца. Ожидая чай, повествователь стал рассматривать «смиренное» жилище и настенные картинки. Смотритель, бодрого и свежего вида, и его дочь составили ему компанию в чаепитии. Девушка по просьбе рассказчика при расставании разрешила себя поцеловать.

Вырин и Дуня 

Через несколько лет рассказчик снова оказался на станции. Он заметил, что смотритель быстро состарился, жилье его обветшало, во всем ощущалось запустение. На расспросы смотритель сначала избегал ответов, после рассказчик услышал откровенный монолог старика о судьбе Дуни.С грустью вспоминал он дочь, которая была когда-то его утешением и радостью. Однажды их жизнь внезапно переменилась. Тремя годами ранее заехавший офицер стал срочно требовать лошадей и грозить нагайкой. Дуне удалось успокоить гусара, предложив ужин. Он согласился подождать и перекусить. Но когда появилась возможность ехать дальше, молодой человек внезапно себя плохо почувствовал. Позвали доктора, тот посоветовал покой заболевшему, с которым вместе пообедал и выпил вина. Вскоре «больной», за которым ухаживала Дуня, стал выздоравливать. Когда собрался уезжать, предложил подвезти Дуню на воскресную службу к церкви. Домой Дуня не возвратилась. Смотритель искал ее в церкви, но не нашел. Отвозивший гусара ямщик рассказал, что Дуня всю дорогу плакала, но со следующей станции поехала дальше с офицером.

От этого известия смотритель занемог. Когда пришел в себя, решил разыскать Дуню. В подорожном документе ротмистра Минского было записано, что он направлялся в Петербург. Туда, выпросив отпуск, направился пешком смотритель. Он разыскал дом, где остановился Минский, и направился к нему, чтобы уговорить дочь вернуться. Но Минский, пообещав, что Дуня будет счастлива, подсунул несчастному отцу деньги и выставил его за дверь. Деньги Вырин выбросил, а вскоре увидел Минского, входящего в дом, в котором жила Дуня. Смотрителю удалось проникнуть к дочери, он заметил, что она роскошно, по последней моде одета. Дуня от неожиданной встречи упала в обморок. Минский в ярости вытолкнул Вырина вон. Не сумев вернуть дочь, смотритель вернулся на свою станцию. Заканчивая рассказ, старик предположил, что Дуню ожидает позорная и нищенская участь. Рассказчик долго не мог забыть услышанную от смотрителя историю.

Завершается повесть эпизодом последнего приезда рассказчика в те места спустя несколько лет. Почтовая станция перестала существовать,смотритель умер.Его дом достался местному пивовару, чей сынок показал на кладбище могилу Вырина. Мальчик рассказал о приезде красивой барыни в карете, запряженной шестью лошадьми, с тремя ребятишками, нянькой и маленькой собачонкой. Она навестила могилу смотрителя, долго на ней лежала в одиночестве, проливая слезы.

Дуня, бедная девушка из глухого села у большой дороги, дочь станционного смотрителя, стала петербургской «прекрасной барыней».О внешности Дуни известно, что она красавица с большими голубыми глазами

Понимая, что ее красота привлекает внимание, она держится уверенно, как девушка, бывавшая в свете, умеет кокетничать. Характер ее выражен несколько неопределенно

Она, по словам отца, разумна и расторопна. По уютной обстановке, созданной ее руками в бедном жилище, можно судить о ее опрятности и хозяйственности. Девушка немногословна, отличается смелостью и открытостью, умением сглаживать все конфликты на станции. Дуня своим очарованием выручает родителя всякий раз, когда на него кричат или замахиваются нагайкой приезжие господа. Своей услужливостью, кротким видом и улыбкой она смягчает гнев постояльцев.Видимо, она посчитала, что достойна лучшей участи, чем люди ее круга, потому, рискуя репутацией, приняла предложение Минского.

Дуня и Минский  

История создания

В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Станционный смотритель»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Станционный смотритель»

для самых компанейских —

Главные герои «Станционный смотритель»

для самых занятых —

Читательский дневник «Станционный смотритель»

для самых крутых —

Читать «Станционный смотритель» полностью

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Станционный смотритель.

Год написания – 1830 г.

История создания – Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.

Тема – С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.

Композиция – Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации, и переходит к развязке.

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм и реализм.

Жанр

Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» четко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.

Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.

Предыдущая

Сочинения«Горе от ума» анализ произведения Грибоедова – смысл названия, тема, история создания и жанр комедии

Следующая

Сочинения«Мастер и Маргарита» анализ произведения Булгакова – смысл, история создания, проблемы романа

Образ рассказчика

Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне

История Самсона Вырина была рассказана Белкину титулярным советником А.Г.Н. Он чиновник, двадцать лет по долгу службы провел в разъездах. А.Г.Н

производит впечатление человека неравнодушного к судьбам людей, внимательного, обращающего внимание на детали. Рассказчик дважды описывает «скромную обитель» смотрителя

В первый его приезд обставленная просто комната выглядела опрятно. Уют скромному убранству помещения придавали бальзамины в горшках и иллюстрации истории о блудном сыне. Во второй приезд, спустя несколько лет, рассказчик заметил перемены в обстановке: исчезли цветы с подоконников, во всем ощущалась заброшенность и обветшалость. В описаниях обстановки комнаты станционного смотрителя прослеживается, как переменился образ жизни ее обитателя. Чувствовалось отсутствие хозяйки в доме, а о судьбе Дуни напоминали картинки, висевшие на прежнем месте.

В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.

Как и в других повестях Пушкина, в повести «Станционный смотритель» ломается ожидаемое развитие истории. Сюжет назидательной библейской притчи – это своеобразная заготовка сценария судьбы ребенка, оторванного от родительского дома, сбившегося с нравственного пути. Спасение для такого неразумного чада только в возвращении в родной дом, где его всегда примут, простят и защитят. Вырин уверен, что Дуню ожидает постыдная участь, и даже помышляет о смерти для дочери, как об избавлении от позора. Он верит, что свою «заблудшую овечку» может спасти только он сам. В его голове разыгрывается страшная трагедия с ужасным финалом.Отчасти смотритель прав, подобные романтические истории с похищениями заканчивались, как правило, печально.

Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.

Дуня в финале 

История написания «Повестей Белкина»

Первые прозаические произведения А. Пушкина

Осенью 1830г. Пушкин находился в Нижегородском имении отца Болдино, куда ему пришлось поехать по наследственным делам. Из-за эпидемии холеры и санитарного карантина он вынужден был задержаться там почти на три месяца. Это время стало для Пушкина плодотворным периодом, он увлеченно и много писал. Помимо множества других замечательных произведений, в Болдино Пушкин написал пять повестей, объединенных под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Написав повести, Пушкин решил прибегнуть к литературной мистификации. Он приписал авторство выдуманному человеку – Ивану Петровичу Белкину, сам выступил в роли издателя. Пушкин в предисловии от имени издателя представил жизнеописание Белкина. Иван Петрович был сыном секунд-майора, воспитан деревенским дьячком

Отслужив в егерском полку, он подал в отставку, уехал в родительское имение, которым неважно управлял. Иван Петрович представлен как человек непримечательной внешности, скромный, честный, заурядный, «умеренный в излишествах»

Скончался 29 лет от роду от простудной лихорадки. Простодушный дворянин был любителем всевозможных историй, оттого имел склонность к сочинительству. Но истории, который попали к издателю, были записаны Белкиным со слов других людей.

Кажущиеся простоватыми повести по строению непросты и интересны. Представлены они от имени нескольких рассказчиков: ироничного издателя, писателя Белкина, и тех, кто рассказывал эти истории Ивану Петровичу. Создается впечатление, что сюжеты этих историй не придуманы одним человеком, а взяты из реальной жизни разных людей. Пушкин в изложении событий в «Повестях Белкина» нарушил привычные литературные и романтические штампы, показал, что жизнь часто бывает непредсказуема и интереснее любых фантазий. Эта идея объединяет сюжеты всех повестей.

«Повести Белкина» были опубликованы без упоминания имени истинного автора в 1831 г. Повторно были изданы в 1834 г. в сборнике прозаических произведений под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным». При публикации Пушкин изменил последовательность повестей, расположив их не по дате написания, а чередуя тексты с благополучным и неблагополучным финалом. Первой в сборнике стала повесть «Выстрел», написанная 14 октября. Второй повестью – «Метель», написанная последней 20 октября. Следующая повесть «Гробовщик» была написана первой 9 сентября. Далее следовал «Станционный смотритель», который написан 14 сентября. Последней стала повесть «Барышня-крестьянка», написанная 20 сентября.Созданы повести с использованием характерных черт различных литературных направлений. «Выстрел» напоминает романтическое произведение, «Барышня-крестьянка»,«Станционный смотритель», «Метель» можно отчасти отнести к сентиментализму, «Гробовщик» содержит черты готической мистической прозы.

9 сентября, на пятый день своего вынужденного деревенского заточения, Пушкин в конце рукописи оконченной повести «Гробовщик» набросал план незатейливого сюжета новой повести «Станционный смотритель», которую завершил 14 сентября. Эта повесть отлична от других повестей по духу, ее история трагична.

Смотритель и рассказчик

Значение повести в истории литературы

Фактически с «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». Современниками Пушкина «Повести Белкина» не были поняты, их воспринимали как собрание занятных и простых «анекдотов». Белинский назвал эти повести «сказками для семейного чтения» ради удовольствия или от скуки. Критик счел повести неплохими по уровню творчества для юноши, но не для уже зрелого литератора Пушкина. Сам же Пушкин считал, что повести нужно стараться писать «просто, коротко и ясно».

При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели.

Словарь

1. Мистификация – намеренный обман, введение в заблуждение.

2. Чин 14 класса – последний чин в «Табеле о рангах», учрежденного Петром I

3. Нагайка – плеть для управления лошадьми

4. Притча – поучительный рассказ, в котором иносказательно дана мораль

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Станционный смотритель», 1972

План рассказа А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?

Необходимо составить план рассказа Пушкина «Станционный смотритель». Как составить План-конспект урока внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?

1) Первая встреча с Самсоном Выриным и его дочерью.

Встреча настолько запомнилась автору, что спустя несколько лет он с «печальным предчувствием» решил специально заехать на станцию проведать их.

2) Изменения в жизни смотрителя. Сбежавшая с заезжим офицером Дуня разбила старику сердце. Он буквально потонул в своем горе.

3) Поездка в Петербург в поисках дочери. Герой находит ее: она живет в доме ро. Но ему самому было грубо отказано от дома.

4) Прошло три года. За это время старик, не получивший от Дуни ни весточки, медленно угасал.

5) Еще через несколько лет рассказчик опять заехал на станцию. Смотритель уже умер, а Дуня один раз приезжала к нему на могилку.

Давайте составим план рассказа Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель»

  1. Автор впервые приезжает на станционную станцию и узнает все о станционном смотрителе — чем он занимается и род его деятельности.
  2. Первая встреча с Дуней — с дочерью станционного смотрителя.
  3. Минский второй раз приезжает на станцию, вторая встреча со смотрителем.
  4. Судьба Самсона Вырина.
  5. Жизнь Дуни, история ее жизни.
  6. Отец страдает из-за потери своей любимой дочери
  7. Третий приезд автора на станцию и смерть Самсона Вырина.
  8. Автор произведения отправляется на кладбище к Самсону Вырину, чтобы почтить его память.
  9. Конец произведения

Можно составить следующий краткий план к повести «Станционный смотритель», рассмотрев события, которые описываются в произведении:

  1. Вступление. Станционные смотрители.
  2. Первая встреча с Выриным и его дочерью Дуней.
  3. Повторный визит. Плачевное положение старого смотрителя.
  4. Рассказ Вырина о дочери.
  5. Гусар Минский. Мнимая болезнь.
  6. Побег девушки из дома отца.
  7. Поиски дочери. Встреча с Минским.
  8. Новая жизнь Дуни.
  9. Три года одиночества.
  10. Поездка в знакомые места.
  11. Знакомство с новыми жителями.
  12. Весть о смерти станционного смотрителя.
  13. Прекрасная барыня на могиле старика и ее горе.
  14. Могила станционного смотрителя.

Непростая жизнь Самсона Вырина. Нервные проезжие, успокоение Дочкой Дуняшей. Вырин очень привязался к Дуняше. Ротмистр Минский и его появление на станции. Забота Дуняши о Минском. Отправление Дуняши с Ротмистром в Петербург на поиски дочери. Минский выпроваживает Вырина и дает деньги. Вырин нашел дом Дуняши. Дуняша испугалась, увидев отца. Минский прогоняет старика. Станционный смотритель умирает. Приезд Дуняши на могилу отца.

План к повести Пушкина «Станционный смотритель» можно составить так:

-Вступление и рассказ о станционных смотрителях.

-Знакомство с Самсоном Выриным и Дуней его дочерью.

-Кокетливое поведении Дуни, поцелуй.

План-конспект урока Тема блудного сына в контексте повести > А.С. Пушкина Станционный смотритель

– Теперь обратим внимание на то, какими стали наши герои в конце повествования. Самсон Вырин(перед бутылкой и стаканом): – Я не знаю, зачем мне жить дальше… В чем смысл моего существования? Дуня исчезла из моей жизни, унеся с собою мир и счастье

Я сам помог ей сесть в коляску к гусару Минскому. Если бы я знал, что своими руками рушу мир в своей душе… Я уверен, что Минский, поиграв, бросит мою Дунюшку. Это позор, это бесчестие… Я не мог благословить их союз, а после того, как меня выставили из их дома, я понял, что они не нуждаются в моём благословении. Пустота и мрак, я не вижу пути…

Самсон Вырин(перед бутылкой и стаканом):Я не знаю, зачем мне жить дальше… В чем смысл моего существования? Дуня исчезла из моей жизни, унеся с собою мир и счастье. Я сам помог ей сесть в коляску к гусару Минскому. Если бы я знал, что своими руками рушу мир в своей душе… Я уверен, что Минский, поиграв, бросит мою Дунюшку. Это позор, это бесчестие… Я не мог благословить их союз, а после того, как меня выставили из их дома, я понял, что они не нуждаются в моём благословении. Пустота и мрак, я не вижу пути…

Дуня:

Я пережила несколько мгновений отчаяния. Мне казалось, что меня похитили как забавную игрушку, чтобы потешиться и выбросить. Но судьба сжалилась надо мною: я любима, желанна, богата. Но мое благополучие нарушается приступами душевной боли. Мой отец… Как он там? Мой внутренний судья говорит, что я виновата перед папенькой, ведь я, получается, принесла его в жертву своему счастью…

5. Работа в группахЭОР № 3Вопросы, предваряющие работу в группах

О каком внутреннем судье говорит Дуня?

Совесть— чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.Слайд № 7-Что значит «благословить союз»?

Благословить— осенить крестным знамением, выражая тем покровительство, согласие Бога.Что произошло с нашими героями? Какими словами, красками мы можем передать их душевное состояние?

Задание группам

1 группа: составить ассоциативный ряд слов, характеризующих атмосферу, царящую в доме Самсона Вырина, и прокомментировать свою работу.

2 группа: на альбомном листе схематически изображён дом, наполните его красками, которые помогут понять атмосферу дома Самсона Вырина ( цветопись «Дом Самсона Вырина»), прокомментировать свои работу

Гармония и счастье — душевное смятение и безысходность — словно два полюса в судьбе героев.

Что изуродовало их души и судьбы? Это нам и предстоит понять. Но пока оставим наших героев, чтобы вернуться к ним позже.

6

Работа с текстом.ЭОР № 2, 5, слайд 4, 5 – Обратим внимание на описание комнаты в доме станционного смотрителя. Что остается неизменным? Найдите в тексте и зачитайте описание комнаты в доме Самсона Вырина

Вспомним притчу о блудном сыне (заранее подготовленный ученик).Слайды № 9-12Как вы думаете, почему автор обращается именно к ней?

7. Работа в группах. Слайд№6,ЭОР № 61группа: Сравнительная характеристикаСамсона Вырина и отца из библейской притчи (Вопросы предлагаются на рабочих листах)

Вопросы

1вопрос: Добровольно ли отпускают отцы своих детей?

Тема

Проведя в «Станционном смотрителе» анализ произведения, выясняется многогранная тематическая содержательность этой небольшой повести.

Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним.

В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают за обслугу, и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелегкой долей.

В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чем для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает об родном отце, который готов ради любимой дочери на все. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чем-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца, для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае, они приводят к драматическому исходу.

Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.

Анализ произведения

Сюжет начинает развиваться в 1816 году в одной из российских губерний, где проживала семья Выриных. А также действие разворачивается в Петербурге, куда глава семейства отправился на поиски дочери.

Краткое содержание

Однажды рассказчик оказался на станции, куда заехал, чтобы отдохнуть с дороги, а заодно сменить одежду. Он увидел прекрасную девушку, которая обслуживала его. Это была дочка станционного смотрителя. Ее звали Дуня. Это была совсем юная особа, отец гордился ею и сильно любил.

Рассказчик был приглашен на чаепитие, во время которого стал расспрашивать главу семьи про его дочь. Семейство было очень милым, добрым, любящим. Путник комфортно себя чувствовал рядом с этими людьми. Ему хотелось побыть с ними подольше, но пришло время уезжать.

В другой раз рассказчик оказался на этой станции через несколько лет. Он увидел сильную перемену в Вырине. Вместо бодрого, цветущего и полного сил мужчины перед ним стоял дряхлый старик. Оказалось, что три года назад к ним заехал молодой офицер. Он сразу влюбился в дочку смотрителя. Чтобы ее увезти, придумал хитрый план. Офицер притворился больным, чтобы девушка за ним ухаживала. В итоге пара задумала бежать, а отец ни о чем не догадывался. Когда все прояснилось, было уже поздно.

Смотритель поехал в Петербург, где узнал имя похитителя его дочери, — им был богатый дворянин Минский. Мужчина отправился к нему, попросил вернуть ему дочку, но тот ответил, что не собирается бросать ее, дал отцу деньги и приказал уходить. Старик выбросил деньги и разрыдался.

После Самсон отыскал дом, где проживала Дуня. Отец увидел ее наряженной, влюбленной и счастливой рядом с Минским. Девушка увидела родителя и упала в обморок. Старика прогнали, делать было нечего, он вернулся домой.

Вырин считал, что офицер наиграется и бросит его дочь, тогда ее ждет незавидная судьба брошенной содержанки. Старик переживал, эти думы не давали ему покоя. Вскоре он умер.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Встреча рассказчика с семьей станционного смотрителя.
  2. Красивая девушка.
  3. Чаепитие и душевные беседы.
  4. Второй приезд рассказчика в эту семью.
  5. Горе Вырина.
  6. Обман Минского.
  7. Побег.
  8. Поездка в Петербург.
  9. Отчаяние Самсона Вырина.
  10. Могила отца.

Характеристика героев и основная мысль

В произведении рассказывается история семьи Выриных и похитителя Минского от имени И. П. Белкина (он же рассказчик). Эти герои имеют следующие черты:

  1. Самсон Вырин работает станционным смотрителем. Это добрый, разговорчивый и доверчивый человек.
  2. Дуня — дочка Вырина. Она очень красивая, привлекательная и обаятельная.
  3. Минский — легкомысленный, эгоистичный и равнодушный человек, повеса.

В повести показано отношение богатого дворянина к простому человеку. На примере Минского видно, что его поступок остался безнаказанным. Он обидел старика, прогонял его, унизительно с ним обращался. Дочь Вырина впоследствии раскаялась в своем поступке, но было уже поздно, отец умер. Он уже никогда не увидит ее отчаяния и слёз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: