Пословица к повести кортик

Кортик · краткое содержание по частям

Очень краткое содержание

Московский школьник Миша Поляков проводит летние каникулы у бабушки с дедушкой в маленьком городке Ревске. В доме снимает комнату комиссар Сергей Полевой, который до революции служил матросом на затонувшем линкоре «Императрица Мария». Жители Ревска напуганы орудующей в окрестностях бандой бывшего белогвардейца Никитского.

Однажды, Миша замечает, что Полевой прячет в доме морской кортик. Заинтере­со­вавшись Миша забирает кортик, чтоб получше его рассмотреть, но вернуть обратно в тайник он не успевает: в дом с подручными врывается Никитский и требует у Полевого отдать кортик.

С помощью Миши комиссару удается скрыться от бандитов. В благодарность Полевой дарит мальчику кортик и рассказывает его историю. Никитский вместе с Полевым служил мичманом на линкоре «Императрица Мария». Как-то Полевой застал Никитского в момент ссоры с вновь прибывшим офицером Владимиром. Никитский требовал у офицера отдать ему кортик. Получив отказ, Никитский застрелил Владимира. Увидев это, Полевой схватил кортик, между ним и Никитским завязалась драка, но тут прогремел взрыв, который привёл к гибели линкора. Очнувшись, Полевой увидел в руках кортик, ножны которого остались у Никитского. Полевой показывает тайну кортика: если открутить ручку, обвитую бронзовой змейкой, то внутри есть пластинки с шифром, ключ от которого, по-видимому находится в ножнах. Уезжая на фронт, Полевой дарит Мише кортик с надеждой, что мальчик разгадает его тайну. Также Полевой предупреждает, что в Москве ему следует опасаться бывшего денщика Никитского, некоего Филина, который также служил на затонувшем линкоре.

Прошел год. Банда Никитского ликвидирована, а сам Никитский исчез. В Москве Миша посвящает в тайну кортика двух своих закадычных друзей: Генку и Славку. Генка решает, что шифр укажет, где спрятан клад.

Тем временем друзья устанавливают, что Филин — это отец их одноклассника Борьки Филина. Следя за ними, мальчики видят, как отец общается с мужчиной, похожим на Никитского, а Борьку часто посылают с поручениями в магазин филателии. Продавец марок также попадает под наблюдение юных сыщиков и они видят у него ножны от кортика. Знакомый Мишин беспризорник ворует ножны, но там также пластинки с шифром без ключа.

Об увлечении Миши холодным оружием и шифрами узнаёт директор школы, Алексей Иванович. Вместе они разгадывают тайну записи: змейкой нужно завести часы. Услышав историю кортика Алексей Иванович предполагает, что взрыв устроил Никитский, рассчитывая, таким образом скрыть убийство. Также устанав­ливается личность застреленного офицера: капитан второго ранга, инженер Владимир Терентьев, потомок выдающегося оружейного мастера Поликарпа Терентьева. Жена Владимира приходилась Никитскому родной сестрой. Мать Владимира, Мария Гавриловна Терентьева проживает под Москвой. Следя за домом Терентьевой, мальчики с удивлением обнаруживают, что в её доме скрывается Никитский. Алексей Иванович также привлекает к делу сотрудника с Петровки, товарища Свиридова.

Свиридов устраивает очную ставку Никитского с Мишей на которой Никитскому предъявляют обвинение в убийстве Владимира Терентьева. Мария Гавриловна приводит Свиридова с мальчиками в дом.

Поликарп Терентев был страстным механиком и водолазом. Его сын и внук стали продолжателями этого дела. Они собирали ценные материалы о затонувших кораблях. Все сведения клались в тайник, местона­хождение которого было зашифровано в кортике. Знал о тайне только глава семьи, женщины никогда этим не интересовались. Владимир был последний представитель рода Терентьевых. Когда он получил кортик, его жена потребовала, чтоб Владимир открыл ей тайник, так же вмешался её брат, Никитский. Он был уверен, что в тайнике хранятся сокровища. Год назад Никитский приехал к Марие Гавриловне. Он уверял, что Владимир умер у него на руках, прося перед смертью найти тайник и уничтожить находящиеся там компроме­тирующие его документы. Для этого Никитский остался в России и скрывался.

Старинные часы завели с помощью змейки на рукоятке кортика и открылся тайник, в котором лежали ценные материалы о затонувших кораблях.

Потеря невинности и пробуждение совести

Сашка находится в постоянном поиске понимания истины, добра и зла. Его сексуальное пробуждение и конфликты с окружающими миром взрослого приводят к серьезным размышлениям о нравственности, справедливости и ответственности за свои поступки.

Потеря невинности Сашки происходит через его знакомство с насилием, алкоголем и преступлениями общества, в котором он вырос. Главный герой начинает задавать себе вопросы о смысле жизни и справедливости. Он задумывается о своей роли в мире и осознает, что бездействие — это тоже форма ответственности.

Сашка пробуждает совесть не только свою, но и окружающих. Он становится символом надежды и возможности изменения обстоятельств. Хотя детство очень тяжелое для Сашки, его присутствие и настойчивость кардинально меняют судьбы близких ему людей и значительно влияют на сам герой взрослеет.

Возникающая моральная дилемма:

Корман становится свидетелем насилия, коррупции и беззакония в оккупированном городе Ленинграде. Его внутренний конфликт возникает, когда он понимает, что, чтобы выжить в таких условиях, нужно приспосабливаться и совершать неправильные поступки.

С одной стороны, Корман стремится сохранить свою нравственность и не сделать ничего, что противоречит его убеждениям. Он хочет противостоять злу и помочь окружающим. Однако, с другой стороны, ему приходится принимать тяжелые решения, которые иногда противоречат его идеалам.

Главная моральная дилемма Кормана связана с необходимостью совершать насилие для защиты себя и своих близких. Он вынужден биться с нацистами, чтобы остаться в живых, что противоречит его пацифистским убеждениям. Это тяжело для него, но он понимает, что если не будет самозащищаться, он или его близкие погибнут.

Корман также становится свидетелем массовых расстрелов и мучений, которые противоречат его вере в человеческую доброту. Он задается вопросом, должны ли люди сохранять свою человечность в таких экстремальных условиях или же, чтобы выжить, им нужно стать такими же жестокими и безжалостными, как оккупанты.

Произведение «Кортик» Рыбакова поднимает сложные этические вопросы и заставляет читателя задуматься о том, на что он готов пойти в экстремальных условиях. Оно показывает, как оккупация и война могут испытывать моральные принципы человека и заставлять его конфронтировать с множеством сложных решений.

А. Рыбаков «Кортик» — очень кратко

Автор Год написания Жанр произведения Главные герои О чём?
Рыбаков Анатолий 1948 повесть Миша Поляков, Гена, Слава – три друга Краткое содержание повести «Кортик» для читательского дневника расскажет читателю о великой тайне, открытой тремя школьниками во время Гражданской войны

Мальчик Миша Поляков отправлен на каникулы к бабушке с дедушкой в Ревск. Под собачьей будкой он находит кортик, который запрятал их постоялец Полевой. В кортике спрятан шифр, рукоятка его обвита змеей. Ключ от шифра в ножнах, которые находятся у бандита Никитского. Он хочет заполучить кортик.

Проследив за Никитским и его сообщниками, друзья выкрадывают ножны с кодом. А с помощью подсказки директора школы раскрывают тайну кортика — змея на ноже открывает часы в доме Терентьева. В часах находится тайник с координатами затонувших кораблей с сокровищами. В итоге Никитского, как главу антисоветской организации, арестовывают. Мишу, Гену и Славу принимают в Комсомол.

Вывод (моё мнение)

Смелость, храбрость, ответственность, любовь к Родине и желание ее защищать – черты главных героев произведения. Несмотря на свой юный возраст, они не побоялись ввязаться в опасную операцию по борьбе с преступниками и довели ее до конца.

Самоопределение и поиск смысла

Главный герой романа, шестнадцатилетний мальчик Сережа, оказывается перед сложным выбором: он должен определиться со своим будущим и выбрать свою дорогу в жизни. Он подвергается влиянию различных факторов: общественных и политических событий, выбора родителей, внешних обстоятельств. Эти факторы создают противоречия в его душе и вызывают сомнения.

В процессе поиска смысла мальчик сталкивается с непростыми ситуациями, которые заставляют его задуматься о своей роли в этом мире. Он переживает сложные эмоции, страдания и недомогания.

Герой осознает, что каждый человек имеет личные, неповторимые мечты и цели, и что самоопределение может быть достигнуто только через собственные усилия и решения

Важность поиска смысла и осознание своего места в жизни становятся центральными мотивами для Сережи

Автор показывает, что самоопределение требует от молодого человека действий, решительности и силы воли. Через процесс самоопределения главный герой становится взрослым, самостоятельным и способным принять ответственность за свои поступки.

Конечное самоопределение и достижение смысла оказываются сложным процессом, который требует времени, самоанализа и жизненного опыта

В произведении «Кортик» автор подчеркивает важность личностного роста и саморазвития для достижения счастья и удовлетворения в жизни

Часть пятая. Седьмая группа «Б»

Глава 54. Тетя Броша

Мишка решил разобраться. В классе он написал записку с просьбой устроить собрание. Записка полетела по классу, каждый выразил свое мнение. Александра Сергеевна застала Мишу за чтение записки, обнаружила у него книгу о древнем оружии и пристыдила при всем классе.

Глава 55. Классное собрание

После звонка школа наполнилась привычным шумом. В коридор выскочил Юрка, Мишка сверлил его взглядом. Назревала драка, Генка подначивал, что Юрка буржуазный тип…

Миша потребовал извиниться перед тетей Брошей. Юрка отказался, он не будет извиняться перед уборщицей. На удачу отменили урок немецкого языка, Альма заболела. Мишка объявил классное собрание.

С обвинительным словом выступили Генка и Слава. Красавица с белокурыми кудрями Леля Подволоцкая встала на защиту Юрки, обвиняя Генку в прочих безобразиях. Смущаясь, выступила Зина Круглова. Она сообщила, что Юрка нравится Лельке, а он всем девочкам записки пишет.

Когда у Стоцкого потребовали извинений за грубый поступок, парнишка наотрез отказался. И добавил, что закрытая раздевалка ограничивает его свободу.

По итогам собрания Миша постановил: обязать Стоцкого извиниться перед тетей Брошей или передать дело в учком.

Глава 56. Литорея

Паренек вынул из кармана пластину от рукоятки кортика. Из книг ребята узнали, что это литорея, но как ее расшифровать? Директор пояснил, что мудрая литорея разбивает алфавит на три группы, и каждая группа обозначается точками, черточками или кружочками.

Алексей Иваныч осмотрел пластину и заключил, что здесь только половина текста.

Глава 57. Странная надпись

— Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повернутой быть.

Мишка собрал все делали кортика. Получалось, что гад – это змейка на рукояти. А какие часы надо ей завести, о этом еще предстояло узнать.

Звеньевой рассказал директору все, что знал о гибели линкора «Императрица Мария», о Никитском и убитом офицере Владимире. Надо выяснить фамилию этого офицера и что его связывало с проклятым убийцей…

Глава 58. Стенная газета

Дальше шли статьи о порче мебели, обидных школьных прозвищах и бесплатных билетах в кино, которыми пользовался режиссер драмкружка Шура Огуреев.

Юрка не остался в стороне и написал заметку от имени Печорина. Он обвинил Мишу в эгоизме, намекая, что он все одеяла тянет на себя, занимает должности вожатого звена, член учкома и член редколлегии.

Миша задумался, разве это эгоизм и принялся за выпуск новой стенгазеты.

Глава 59. Полковой оружейный мастер

Директор достал толстенную книгу «Морской сборник 1916 года». Из списков выяснилось, что при взрыве линкора погибло три офицера с именем Владимир. Похоже, что один из них инженер Терентьев владел кортиком. Он был потомком знаменитого оружейного мастера П. И. Терентьева и учеником адмирала Подволоцкого.

Интересное совпадение, Подволоцкий дедушка одноклассницы Лельки. Надо будет ее тихонечко расспросить. Ребята разошлись довольные, кортик оставили на хранение военному Свиридову.

Глава 60. Урок рисования

Миша подсел к Леле Подволоцкой. Из разговора он узнал, что адмирал давно умер, а из родственников остались бабушка и тетя Соня. Юрка подслушивал разговор, Леля краснела и оправдывалась. Миша задумался, как ему познакомиться с Лелькиной бабушкой.

В это время Генка забавы ради обстреливал Китова жеванными бумажками. Барфед вызвал Кита, тот слушал подсказки Генки, и выдал, что знаменитый художник Романенко нарисовал Лошадь.

Учитель рисования побагровел и вышел.

Глава 61. Борис Федорович

Китову было стыдно, а Генка готов был провалиться сквозь землю. Вернулся Борис Фёдорович и Гена бросился извиняться за глупую шутку. Барфед улыбнулся, заключив, что и Киты иногда попадаются на удочку.

Глава 62 Бабушка и тетя Соня

Комната старушки была завалена хламом, а мусор давно не выносили. Бабушка без остановки щебетала, Миша решался вклинить свой главный вопрос: «Знали ли вы Владимира Терентьева?».

Глава 63 Письма

Брат Ксении Валерий Сигизмундович Никиткий по слухам тоже погиб на линкоре. Но жива мамаша Владимира – Мария Гавриловна Терентьева. Она из простых и такая странная…

Ее адрес есть на письмах Вольдемара, но найти их в куче хлама неразрешимая задача. Миша готов был на подвиги. Он двигал шкафы, влезал на рояль и нашел-таки пакет с надписью «от В.В. Терентьева».

Часть вторая: Двор на Арбате. Главы 15-19

По прошествии нескольких лет, Миша продолжал хранить тайну оружия. Теперь у него появилась еще пара друзей: Саша и Шура. Первый виртуозно играл на пианино, а второй – занимался театральной деятельностью. Борька же, показав себя жадным и подлым, предложения дружбы не заслужил.

Друзьями было принято решение о постановке спектакля. Шурка, как наиболее близкий к театру, получил задание организовать предстоящее представление.

Дворник рассказал ребятам, что в подвале клуба есть запертый тайный подвал. Любопытство заставило мальчишек исследовать его, но ничего интересного там не было. Однако мальчишки вскоре поняли, что в подвале они не одни. Филин в компании высокого незнакомого мужчины спустился туда.

Часть четвертая. Отряд № 17

Глава 42. Уголок звена

Вожатый отряда Коля Севостьянов поручил пионерам привлечь к отряду беспризорников

Но предупредил, что действовать нужно очень осторожно

Глава 43. Площадка

Миша вызвал «на слабо» лохматого веснушчатого парня. И тот ловко прокрутился на турнике. Следом на планке повис Генка

Он сначала лениво изображал неловкость, привлекая внимание. Потом на раз-два-три «прокрутил солнце»

Беспризорники оживились. Узнали Шуру Большого, который играл кулака и получил по горбу. Завязалась дружеская беседа, но тут случилось неожиданное происшествие.

Глава 44. Юркин велосипед

Мишка злился. Жила специально устроил представление. А Юрка, накатавшись, принялся поправлять цепь. Миша заметил во дворе отца Юрия, холеного доктора Стоцкого. Хитрый мальчишка подозвал Юрия, закидал вопросами, а потом громко присвистнул.

Отец заметил, что Юрка трется среди беспризорников и строго приказать идти домой.

Глава 45. Ленточка

Миша отговаривал Жилу дружить с Юркой-скаутом. Все равно Борька неровня сыну заслуженного доктора. А вот им, пионерам, предприимчивый Жила может быть полезен. За ножичек Миша попросил добыть ему морскую бескозырку или хотя бы ленточку. И Борька с готовностью притащил ему отцовскую ленту со знаками линкора «Императрица Мария».

Глава 46. Проекты

Ребята ломали голову как выкрасть у филателиста ножны от кортика. Генка хотел пропихнуть в форточку магазину мелкого Коровина. Миша был категорически против воровства, они же пионеры. Он обещал что-нибудь придумать. И придумал, когда отряд поехал в лагерь на озеро Сенеж.

Глава 47. Сборы в лагерь

Миша зашел за товарищем и разбудил весь дом. Отец Славы инженер Константин Алексеевич был тучным мужчиной с добродушным лицом. Мишке казалось, что он постоянно подтрунивал над ребятами, мол вы еще зелень, а я спец.

Пока Славка копошился со шнурками, проснулась его мама Алла Сергеевна. Она попросила Мишу приглядеть за сыном, врачи в виду слабого здоровья запретили Славке купаться. Константин Сергеевич завернул ребятам котлеты в вощеную бумагу и умолял вернуться домой «с целыми руками, ногами и головой».

Глава 48. В лагере

Коровин с ватагой прибился к пионерскому лагерю

Вожатый Коля уделял беспризорным ребятам особое внимание. Михайло «Корова» похвастался, что ходил в деревню и вспомнил свое детство

Зина Круглова беспокойно щебетала, как же делить провизию на всех ребят. Одних пескарей наловили шестнадцать штук. Коля успокоил девчонку, пообещав приготовить на всех вкуснейший ужин.

Глава 49. Генерал-квартирмейстер

На утро была назначена игра с соседним детским домом. А вечером ребята решили потренироваться. Задача была взять перекоп – укрепление белых. Врангелем назначили Шуру Огуреева, а Генку Петрова – генерал-квартирмейстером. Мальчишки страшно обиделись и после тренировки исчезли из лагеря.

Пионеры не явились даже на зов горна. Вернулись вечером, Шура попросил Врангелем его больше не назначать, а Генка мучился кожными высыпаниями. Это Борька дал ему рецепт орехового масла для загара, они состояло из цинковой мази и сапожного крема.

Глава 50. Костер

В палатке жалобно постанывал больной Генка. Миша вспомнил об акробатах Бушах, об их ослике и тележке. Вот бы приспособить ее для перевозки рекламы, чтобы их бесплатно пускали в кино. Миша долго думал тележке и вдруг ему пришла в голову гениальная мысль. Нужно лишь потерпеть до утра, чтобы поделиться идеей с друзьями…

Глава 51. Таинственные приготовления

Лена с Игорем явились без опоздания. Похвалились, что за лето объездили много городов и побывали на Кавказе. Но дело было в тележке. Могут ли ребята ее забрать?

Лена сказала, что можете и платить ничего не надо. Она заявила, что ребята точно ищут клад, потому что вид у них совершенно глупый.

Глава 52. Рекламная тележка

Лысый хозяин филателистического магазина ругал мальчишку, оставляющего тележку. Парнишка не обращал внимания, а однажды вечером оставил ее у дворницкой. Там же у черного хода встретились Филин и старик-филателист. Спекулянт возмущался, что Валерий Сигизмундович больше не может ждать. Шифр не разгадан, клад не обнаружен. В воскресенье Филин пришлет мальчонку…

Пока старик чистил картошку, во дворе появились Генка и Слава. Они укатили тележку, из который выскочил взволнованный Михаил. Теперь все ясно! Валерий Сигизмундович это Никитский, секрет кортика не открыт, ножны у старика филателиста.

Остается обдурить Борьку, который давно зарится на тележку. И вплотную заняться пионерской организацией, скоро начнется учебный год.

Глава 53. Ножны

Беспризорник объявил, что забирает тележку. Борька ретировался, а ребята с восторгом рассматривали раскладные ножны.

Концовка произведения

Незаметно пролетел год. Все это время кортик надежно хранился в шкафу у Миши. Мальчика постоянно посещали мысли, не является ли его сосед, заведующий складом Филин, сообщником Никитского.

Борька, которого прозвали Жилой, хотел напугать Мишу и его друзей. Он сказал, что знает про подвалы, где спрятаны мертвецы. Ребята ничего там не нашли, кроме ящиков с товарами, зато случайно наткнулись на незнакомца, как две капли воды похожего на Никитского.

Опасения Миши, Генки и Славы подтвердились — Филин, отец Борьки, оказался бывшим денщиком отставного белого офицера Валерия Сигизмундовича Никитского. Друзья принялись разрабатывать план, как добыть ножны от кортика. К филателистической лавке, где ошивались сообщники, они не могли подойти близко, поскольку старик-филателист знал их в лицо и всегда был начеку. Тогда Поляков подговорил Коровина выкрасть ножны у Борьки-Жилы.

Во время урока учительница сделала Мише замечание: мальчик отвлекался от занятий, изучая постороннюю литературу о старинном ручном оружии. Директора школы заинтересовало неожиданное увлечение ученика. Алексей Иванович помог ребятам отыскать дом матери погибшего офицера Терентьева, которому принадлежал кортик, а заодно расшифровал надпись на оружии.

В доме Терентьевых друзья обнаружили башенные часы, к которым подошла змейка с рукоятки кортика. В футляре антикварного изделия находился тайник. Из бумаг, хранящихся там, можно было узнать:

  • координаты затонувших кораблей;
  • перечень сокровищ.

Никитский был взять под стражу, а друзей торжественно приняли в комсомольцы.

Пересказ первых глав

Действие повести начинается в вымышленном городке Ревске, куда на каникулы приезжает подросток Миша Поляков

Внимание любопытного мальчугана привлекает бывший матрос Сергей Иванович Полевой, который проживает в соседнем доме. Мужчина долго окапывался возле собачьей конуры, пытаясь что-то туда спрятать

Дождавшись, пока сосед скроется из виду, Миша извлек из тайника офицерский кортик без ножен. Внимательно изучив находку, мальчик вернул ее на место, однако забыть про таинственное оружие уже не мог. Ему стало интересно, зачем матрос спрятал этот колющий предмет.

Не отличавшийся примерным поведением, Миша оказался под домашним арестом. Мальчик изнывал от скуки, поэтому решил незаметно покинуть дом, чтобы еще раз взглянуть на кортик. Во дворе несколько мужчин пилили дрова.

Парень достал клинок и заметил, что на его гранях выгравированы рельефные изображения в виде:

  • волка;
  • скорпиона;
  • лилии.

Вечером Миша вместе со своим другом Генкой Петровым отправился в домик на дереве. Оттуда ребята увидели, как в город ворвались белогвардейцы. Миша сразу же помчался домой. В столовой белые скрутили Полевого, и некто Никитский стал спрашивать у него, где находится кортик, но матрос хранил молчание. Мальчик незаметно сунул оружие в руку соседа, а сам бросился в сторону одного из белогвардейцев, тем самым дав возможность Полевому вырваться и убежать.

Топ вопросов за вчера в категории образование

Образование 11.10.2023 21:09 1527 Ситникова Евгения.

Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?

Ответов: 1

Образование 06.10.2023 16:43 992 Романов Ярослав.

Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?

Ответов: 1

Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.

Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?

Ответов: 1

Образование 26.08.2023 14:06 2380 Пинчук Никита.

Какие фрукты начинаются на букву «Р»?

Ответов: 1

Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.

Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?

Ответов: 1

Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.

Какое проверочное слово к слову иссЯкать?

Ответов: 1

Образование 20.08.2023 17:20 880 Плотникова Юля.

Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?

Ответов: 1

Образование 16.11.2023 07:16 1457 Карпов Андрей.

Чем искусство связано с моралью?

Ответов: 1

Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.

Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?

Ответов: 1

Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.

Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?

Ответов: 1

Основные персонажи

Сюжет развивается вокруг главных героев. Персонажи второстепенного значения не привлекают к себе излишнего внимания, однако дополняют действие, обеспечивая лучшее восприятие событий и их понимание.

Мишка и друзья

Главные герои

Основным действующим лицом в повести является подросток Мишка. К категории главных героев можно отнести матроса Полевого и главаря банды Никитского.

Второстепенные персонажи

В сюжете произведения много героев, отнесенных к категории второстепенных персонажей. Об одних упоминается редко в книге, а другие постоянно находятся в центре событий, но в «тени» главных героев. К таким персонажам относятся друзья Мишки – Генка и Слава, а также Борька, с которым не удалось подружиться ввиду негативных особенностей его характера. Из взрослых в книге часто упоминается:

  • о Филине, денщике Никитского;
  • о матери Владимира;
  • о директоре школы.

Несколько слов о персонажах

Главные герои и их характеристики — это один из самых важных моментов в рассказе о книге. Дело в том, что одним из основных достоинств этой приключенческой трилогии является то, что перед читателем проходят живые люди, непохожие один на другого, обладающие достоинствами и недостатками.

Так:

  • Миша Поляков — очень эмоциональный человек, всегда верный своему долгу, несмотря на юный возраст. Он стремится поступать по справедливости. К сожалению, именно эмоциональность его часто подводит, и поэтому поступки его бывают опрометчивы.
  • Его друг Генка Петров, конечно, фантазер и немного хулиган, он любит прихвастнуть, но при этом он на самом деле добрый и веселый парень, который всегда готов прийти на помощь своим товарищам.
  • Славу с его длинными и тонкими «музыкальными» пальцами во дворе все дразнят «буржуем». Но на самом деле это просто очень интеллигентный мальчик, углубленный в книги и музыку. Он никогда ни с кем не дерется, но в то же время ввязывается с Генкой и Мишей в опасные приключения.
  • Александр (Шура) Огуреев считает себя великим артистом, и поэтому иногда кажется заносчивым, но все-таки он тоже умеет дружить! И даже наивный и смешной Вова Баранов, которому одноклассники дали прозвище «Бяшка», вызывает симпатию.

«Кортик» — читательский дневник по повести А. Рыбакова

Детективная повесть «Кортик» — первая часть трилогии Анатолия Рыбакова была опубликована в 1948 году.

Главные герои и их краткая характеристика

Миша Поляков – мальчик-подросток, в руки которого попал загадочный кортик. Никитский Валерий Сигизмундович – в прошлом белый офицер, предводитель банды. Сергей Полевой – матрос с линкора «Императрица Мария», передавший Мише кортик. Генка Петров – лучший друг Миши, переехавший с ним из Ревска в Москву. Слава Эльдаров – пианист, друг Миши. Филин – денщик Никитского. Борька Филин по прозвищу Жила – жестокий, расчетливый мальчик, сын Филина. Товарищ Свиридов – следователь НКВД. Мария Гавриловна Терентьева – мать погибшего офицера Владимира Терентьева, владельца кортика.

Краткое содержание и сюжет

Миша Поляков с мамой во время гражданской войны живет у родичей в небольшом городке на Украине. Неожиданно становится участником опастного случая поиска кортика бывшим морским офицером, преследующим матроса линкора «Императрица Мария», взорванного на рейде Севастополя в 1916 году. Матрос прячет кортик и сам пытается открыть его тайну.

В кортике и ножнах зашифрован текст, раскрыть который можно только имея и кортик и ножны. Кортик- у матроса, ножны- у офицера. Идет война и матрос доверяет кортик Мише Полевому, который перебирается в Москву. С ними в Москву, едет к тетке и дружок Миши Генка, хвастун и задира, но смелый и добрый паренёк. Здесь в их компании появляется Славка- третий друг, которого за интеллигентность и любовь к книгам во дворе обзывают «буржуем».

Мальчики продолжают свои поиски в Москве и находят денщика морского офицера с потопленного линкора, там же объявляется и Никитский, морской офицер, убивший своего друга ради обладания кортиком. Мальчики хитростью уводят ножны у сына денщика Никитского и с помощью знатока тайнописи становятся обладателями тайны клада старого мастера оружейника времен Императрицы Анны Иоановны.

Они находят дом в котором находится клад, но там же находится и Никитский. Чекисты следят за мальчиками и арестовывают Никитского, находят клад, завещанный на строительство флота России. В финале повести ребят принимают в комсомольцы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Миша Поляков, приехавший на лето в Ревск, становится обладателем кортика XVIII века без ножен. В его рукоятке зашифровано какое-то послание, но ключ к шифру находится в ножнах. К поискам шифра и ножен и приступают ребята. Но за кортиком охотится и бандит Никитский, у которого и находятся ножны. Ребятам удаётся завладеть и шифром, и разоблачить Никитского. В зашифрованном письме содержались сведения о затонувших кораблях с ценными грузами.

План пересказа

1) Поиски кортика 2) Зашифрованный текст 3) Миша оберегает кортик 4) Переезд в Москву 5) Никитский и денщик 6) Заполучение ножен 7) Клад Арестованный Никитский 9) Найденный клад завещанный на строительство флота России

Чему учит

Повесть Рыбакова учит тому, что даже в сложные жизненные моменты следует оставаться человеком и не идти на поводу у низких чувств и желаний.

Книга написана легким увлекательным языком, очень легко читается. Честность и совесть поставлены в данном рассказе на первый план. Благодаря храбрости и решимости Мишка добился справедливости и не позволил злодеям наживаться, ведь став богатыми, они бы еще больше бесчинствовали.

Вывод и мое мнение

Поучительная повесть «Кортик» учит юных читателей тому, что нельзя жалеть сил в борьбе с подлыми людьми и закрывать глаза на происки преступного мира. Автор рекомендует молодому поколению воспитывать в себе патриотизм, честность и смелость.

Понравившиеся цитаты из текста

«Незаметный, но огромный живой мир копошится кругом.»

«Первыми он поставил два тома энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Это самые ценные книги. Если иметь все восемьдесят два тома, то и в школу ходить не надо: выучил весь словарь, вот и получил высшее образование. За Брокгаузом становятся: «Мир приключений» в двух томах, собрание сочинений Н. В. Гоголя в одном томе, Толстой – «Детство, отрочество и юность», Марк Твен – «Приключения Тома Сойера».»

«– Я уверена, что вы ищете клад, – сказала Лена. Мальчики удивились. – Почему ты так думаешь? – У людей, которые ищут клад, ужасно глупый вид.»

«– Самых важных законов два, – наставительно произнес Миша. – Во-первых: «Пионер верен делу рабочего класса», и, во-вторых: «Пионер смел, настойчив и никогда не падает духом».»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: