Краткое содержание повести «Гробовщик» подробно
Адриян Прохоров вместе с семьей перебирается на новое место в приятный домик. Но переезд вовсе не радует его. Недовольный тем, что ему пришлось сменить полюбившуюся лачужку на дом, в котором царит хаос, он обрушивает свой гнев на двух дочерей и работницу. Однако вскоре семье удается создать уют в доме, и над воротами нового жилища устанавливается вывеска, оповещающая прохожих об услугах гробовщика.
В гости к Адрияну заглядывает ремесленник Готлиб Шульц, который называет себя сапожником. Шульц, живущий через улицу от домика гробовщика, приглашает Адрияна к себе в гости на следующий день – отмечать серебряную свадьбу. Гробовщик с удовольствием соглашается, после чего предлагает соседу выпить чаю. Так новые знакомые быстро становятся друзьями.
На следующий день гробовщик с двумя дочерьми направляется в дом нового друга. Там он встречает знакомых Шульца – немцев-ремесленников, которые пришли вместе со своими женами. Хозяин провозглашает тосты за здоровье жены и гостей.
Начинается шумное застолье, во время которого один из гостей сапожника, будочник Юрко, предлагает выпить за здоровье тех, на кого работают все присутствующие. Гости начинают кланяться друг другу. Разгоряченный Юрко также предлагает гробовщику выпить за здоровье его мертвецов, но тот не оценивает шутки.
По возвращении домой Адриян долго думает о жестокой насмешке будочника. Ему кажется, что он не заслуживает такого обращения – ведь та работа, которую он выполняет, не каждому под силу, и немцы должны уважать его.
Сгоряча Адриян заявляет, что пригласит на новоселье вместо неблагодарных немцев своих клиентов, то есть мертвецов. Слышавшая это домработница предлагает гробовщику перекреститься, но сам Адриян доволен своей идеей.
Посреди ночи Адрияна будят из-за внезапной кончины купчихи Трюхиной. Адриян направляется в дом к умершей, чтобы договориться с родственниками о доставке похоронных принадлежностей. Завершив работу, Адриян возвращается поздней ночью домой.
Войдя в свое жилище, гробовщик сталкивается с мертвецами, которые когда-то были его клиентами. Испуганный Адриян едва ли может пошевелиться – с ужасом он смотрит на сгрудившихся вокруг него людей. Среди мертвецов поднимается всеобщий вой, и гробовщик падает без чувств.
Только утром Адриян приходит в себя. Работница сообщает гробовщику, что соседи волновались о нем. Памятуя о событиях прошлой ночи, Адриян спрашивает у работницы о родственниках Трюхиной: не приходили ли они к нему? Но удивленная вопросом гробовщика работница отвечает, что Трюхина вовсе не умерла, а сам Адриян вчера вернулся домой от сапожника пьяным и тут же заснул. В этот момент гробовщик осознает: все уж
Пушкин «Гробовщик» очень краткое содержание
Гробовщик Адриан Прохоров исполнил свою заветную мечту, переехав из ветхой хижины в новый желтый дом. Вскоре он получил приглашение от своего соседа-сапожника Шульца на день их свадьбы.
Во время вечеринки некоторые предлагали своим клиентам напитки. Прохорову не нравилась идея выпить «за здравие своих покойников», и настроение у него было испорчено.
Ночью гробовщик получил известие о смерти богатой клиентки и помчался к ней домой. Уладив дело, Адриан вернулся и с ужасом отметил, что «комната полна мертвецов». Они напомнили перепуганному гробовщику о его мошенничестве и обвинили его. Прохоров, «ошеломленный их криками и почти раздавленный, потерял присутствие духа» и потерял сознание.
Утром Адриан узнал, что купеческая жена не собирается умирать, и никто из умерших не пришел в его дом. Все это было лишь мечтой гробовщика.
По сюжету увиденный главным героем сон является предупреждением о том, что ему следует перестать наживаться на горе и взять честную плату за свой труд. В своем произведении автор продвигает простую идею – жить и работать надо не ради денег, а ради людей.
«Выстрел»
Судя по дате 14 октября 1830 года, указанной автором, эта история была написана одной из последних в цикле «Повести Белкина». Анализ «Выстрела» начинаем с сюжетно-композиционных особенностей произведения. Первоначально произведение состояло из одной главы и вместило жизненные впечатления самого автора, вплоть до автобиографических реалий (дуэль Пушкина с офицером Зубовым). Эпиграф повести «Выстрел» отсылает читателя к произведению Марлинского «Выстрел на бивуаке», где содержится мотив «отсроченного выстрела». Закончив произведение 12 октября, автор приписал, что окончание потеряно. Лишь через 2 дня Пушкин присоединил вторую главу, композиционно повторяющую первую. Обе главы построены по принципу «таинственной новеллы».
В первой из них главный персонаж Сильвио хранит некую тайну. Во второй главе автор знакомит с новыми героями — графом и его женой, но читатель ждет разрешения тайны и его не оставляет чувство, что между совершенно разными людьми — графом и Сильвио, есть какая-то связь. Тайна открывается во вставном рассказе графа. Таким образом, небольшая повесть композиционно оказывается сложной: два различных эпизода, а внутри каждого — дополнительный рассказ. При этом вторая предыстория продолжает первую. Такое построение произведения расширяет временные границы и создает сюжетное напряжение. Дальнейший анализ «Повестей Белкина» показывает, что виртуозное построение повести «Выстрел» с разных сторон раскрыло облик главного героя. Несмотря на то, что здесь немного действующих лиц, произведение кажется «густонаселенным», потому что в нем отображены разные социальные миры.
Психологический портрет героя
Герой повести «Гробовщик» – это молодой человек, который несмотря на свою юность потерял веру в людей и общество. Он не находит для себя места в жизни и не видит своей будущей цели.
Он обладает резким характером и несколько сухим, словно механическим поведением. Он видит только свои интересы и цели, что делает его эгоистичным и жестоким.
Однако в душе он несет тяжелый груз прошлых проблем и нерешенных конфликтов. Он страдает от одиночества и неспособности наладить отношения с окружающими.
Также в герое присутствует мотив жажды власти и контроля. Он стремится к тому, чтобы диктовать свои условия окружающим и быть выше всех.
В целом, герой Пушкинской повести является сложной и многогранной личностью, которая скрывает в себе много неизведанного и неизвестного для окружающих людей.
Вариант 2
Данная повесть отличается своеобразностью. Автор поднимает тему смерти, о которой задумывается каждый человек. Главный герой Александра Сергеевича постоянно сталкивается со смертью в разных проявлениях. Если человек начинается смеяться перед смертью, это говорит о том, что его психика пытается защитить себя от неизвестности. Сначала произведения поднимается тема: каково человеку, который постоянно наблюдает старуху с косой? Как этот факт может изменить индивида? Адриян отличается угрюмостью и задумчивостью по той причине, что в его гостиной и кухне стоят гробы?
Читая произведение, можно заметить следующую проблему. Гость на свадьбе предлагает выпить за здоровье покойных. Ведь человек, изготовляющий гробы, живет за счет покойников. Тут возникает вопрос: «Радуют ли его смерти других людей?» Ведь их деньги составляют бюджет работника. По сути наживается на смертях. Гробовщик очень благодарен людям, которые его «содержат». Он решает созвать их на пир. Покойники решают прийти к Адрияну во сне. У гробовщика от этого факта подкашиваются ноги. Наступает крайняя точка потрясения: Адриян встречается со своим первым мертвецом, которым был сержант в отставке Курилкин. Даже здесь не обошлось без обмана. Адриян продал сосновый гроб вместо дубового. Как надо потрясти человека, чтобы он перестал наживаться через обман, причем на чужом горе.
Будочник Юрко и покойник Курилкин пытаются пробудить совести героя и донести до него, что он поступает неправильно и подло.
Данная повесть делится на две части. Первая сообщает о переезде Адрияна и знакомства с жителями деревни. Всё дошло до того, что все хорошо напились и начали выпивать за здоровье своих клиентов.
Вторая часть повествует о снах Адрияна. Покойники приходят к нему и хотят отомстить, однако, герой просыпается. Во сне он испытывал сильнейшее потрясение, но после пробуждения всё забывает благополучным образом. Для героя чуждо такое понятие, как честность
Он заботится только о том, как больше заработать и не важно каким образом
Символы в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина
А.С. Пушкин использует множество символов в повести «Гробовщик», которые помогают читателю лучше понять смысл и глубину произведения.
- Гроб — этот символ выступает как образ смерти и конца. Кроме того, в повести гроб является единственным местом, куда герои движутся.
- Запах венчика — это символ жизни и любви. Запах венчика представляет собой контраст и противопоставление к символу гроба.
- Насекомые — их можно рассматривать как символ скверны и грязи. Насекомые всегда ассоциируются с нечистотой и порчей. Кроме того, насекомые в повести являются прыжком в прошлое и в детство героя.
- Сумерки — это символ сомнений и неопределенности. Сумерки создают эффект неясности и опасности, что подчеркивает атмосферу повести.
Все эти символы взаимосвязаны и помогают раскрыть тему смерти, любви, времени, прошлого и настоящего. Они помогают читателю глубже погрузиться в атмосферу произведения и лучше понять переживания главного героя.
Сон гробовщика
Адриан проснулся в темноте: умерла жена богатого купца. Гробовщик целый день ездил по Москве, устраивая ее похороны. Когда он пришел домой поздно ночью, он увидел, что какие-то люди входят в его дом. Адриан вошел в комнату и понял, что его гости мертвы.
Перепуганный гробовщик узнал в них своих «клиентов». Все погибшие были хорошо одеты, но небриты, они окружили Адриана поклонами и приветствиями. Один из них сказал, что не пришли только те, кто рухнул, но и тут не устоять.
В этот момент сквозь толпу пробирался маленький скелет в ветхом платье из зелено-красной ткани. Это был отставной сержант, ради которого Адриан продал свой первый гроб. Скелет хотел по-дружески обнять гробовщика, но тот вскрикнул, оттолкнул его — скелет упал и рассыпался.
Мертвые рассердились и подошли к Адриану с угрозами. Бедный гробовщик упал в ноги отставному сержанту и потерял сознание.
Композиция:
Рассказ условно можно разделить на две части: мир реальный и мир потусторонний. В первой части автор описал о переезде гробовщика, о знакомстве с соседом и праздновании свадьбы. Во второй – сон Адрияна о смерти купчихи Трюхиной. После погребения он возвращается домой и застает у себя мертвецов, которые были его клиентами.
Экспозиция – переезд Адрияна Прохорова
Развитие действия – обед у соседа Готлиба Шульца, сон гробовщика
Кульминация – нападение мертвецов
Развязка – конец сна Адрияна, его пробуждение
Композиция – кольцевая: начало и конец рассказа повествуют нам о домашних хлопотах. Все забыли о мистических предупреждениях.
Проблематика
«Гробовщик» — самая странная из пяти повестей Пушкина. Решая проблему страха смерти, Пушкин изображает героя, постоянно с ней сталкивающегося. Смех перед лицом смерти – защитная реакция человека на пугающую неизвестность. С первого же предложения поставлена основная проблема: как живёт человек, ежедневно наблюдающий смерть? Меняет ли это человека? Потому ли угрюм Адриян, что у него в кухне и гостиной помещаются гробы?
С тостом на серебряной свадьбе соседа сапожника Шульца связана другая проблема повести. Один из гостей предлагает выпить за здоровье мертвецов. Если гробовщик живёт за счёт мёртвых, то может ли он радоваться смерти человека, наживаться на ней? Гробовщик так благодарен своим мертвецам, похоронами которых он разбогател, что даже зовёт их на пир. Когда мертвецы к нему приходят (во сне), у Адрияна подкашиваются ноги. Ужас достигает крайней точки, когда гробовщик встречается с первым своим покойником – отставным сержантом гвардии Петром Петровичем Курилкиным, превратившимся в скелет (как будто оживает поговорка «жив курилка, жив»). Даже первого своего покойника гробовщик похоронил нечестно, продав ему сосновый гроб как дубовый. Какие потрясения должен пережить человек, чтобы перестать жить обманом?
Финал
Рассказ «Гробовщик» в последней своей части рассказывает о том, как главный герой вернулся с работы. Я увидел ворота, открытые кем-то. Войдя в свой дом, гробовщик видит комнату, полную мертвецов. Их освещает луна, светящая в окно. С ужасом герой узнал в них бывших клиентов. Они приветствовали Адриана. Гости окружили его угрозами.
Адриан упал. Потерял рассудок. Утром Адриан вспомнил события прошлой ночи. В итоге гробовщик понял, что страшные события, так напугавшие его, были всего лишь сном. Тогда герой приказал позвать дочерей и поставить самовар. Вот мы и посмотрели рассказ «Гробовщик». Подробно описана история создания и ключевые сюжетные повороты.
Конфликты и напряженность сюжета в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина
Одна из главных тем повести «Гробовщик» А.С. Пушкина — конфликт между главным героем и обществом. Герой повести, гробовщик Егор Иванович, не может привыкнуть к тому, что его профессия вызывает отвращение у окружающих. Он страдает от того, что его не понимают, ищет поддержку, но ее не находит. Его отношения с соседями, с жителями города — это один из ключевых конфликтов сюжета.
Также в повести есть конфликт между Егором Ивановичем и его собственной профессией. Герой задается вопросами о смысле своего дела, он понимает, что его работа бесполезна и даже вредна для окружающих. Это создает дополнительную напряженность сюжета и вынуждает читателя задуматься над вопросами границ между добром и злом, справедливостью и несправедливостью в профессиональной деятельности.
Еще один конфликт, который находит отражение в повести «Гробовщик», это конфликт между Егором Ивановичем и его семьей. Он обращается к ним за поддержкой, но они не понимают его проблем, недооценивают своего сына. Это добавляет зрителям еще одну эмоциональную нагрузку и заставляет задуматься о роли семьи в жизни человека и о взаимоотношениях между родственниками.
Суть
Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.
Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней. К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).
Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А. Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву. Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили». Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.
Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.
Символическое значение главных персонажей в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина
В повести «Гробовщик» А.С. Пушкина главными персонажами являются гробовщик и его сын. Оба персонажа символизируют различные значения и темы повести.
Гробовщик является лицом, которое занимается одним из самых важных действий в жизни — оставление тела после смерти. Он представляет собой символ смерти и всего, что связано с ней. Гробовщик также символизирует скупость и жадность, так как он готов делать все ради денег.
Сын гробовщика символизирует надежду на будущее и возможность перемен. Он хочет выбраться из тесных рамок, в которых живет с его отцом, и начать свою жизнь заново. Сын гробовщика также является символом борьбы за свободу и независимость.
Таким образом, гробовщик и его сын в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина играют важные символические роли и передают различные темы, связанные с жизнью, смертью, надеждой и борьбой.
Идеологические аспекты произведения «Гробовщик» А.С. Пушкина
Повесть «Гробовщик» А.С. Пушкина является многогранным произведением, которое содержит не только остросюжетную историю, но и множество идеологических аспектов. Эти аспекты, обращающиеся к читателю, говорят о том, как автор видит общество и роль личности в нем.
Автор показывает, что жизнь героя зависит от того, каким обществом он окружен. В произведении прослеживается идея того, что общество может быть своей собственной тюрьмой для личности, а родина может стать оружием против нее же самой.
Пушкин поднимает вопрос о праве на свободу личности и на творчество. Он говорит о том, что герой имеет право на свою жизнь и свою идентичность, но он не может реализовать это право в полной мере, так как общество ограничивает его свободу.
Интересный аспект идеологии произведения заключается в том, что автор говорит о том, что герой не должен пытаться изменять настоящее, а просто принимать свою судьбу. В то же время, Пушкин говорит о том, что настоящее можно изменить, если не бояться идти против общества.
Таким образом, идеология произведения «Гробовщик» А.С. Пушкина заключается в том, что общество и личность неразрывно связаны друг с другом, и только понимая эту связь, можно найти путь к своей свободе и счастью.
Главная мысль
Основная идея повести – каждый из нас должен стараться не умереть духовно, став грубым и черствым человеком, каким стал Адриян Прохоров. Цинизм мертвой души автор показывает через ее общение с миром усопших. Герой своим поведением отделяет себя от людей: они хотят жить, а он хочет, чтобы они умерли. Поэтому его спутниками могут быть только мертвецы, которые являются источником заработка. Но сам скупец не рад такой компании и наутро понимает, что в своем стремлении к наживе слишком далеко зашел. Сребролюбие никого никогда не доводило до добра, не довело оно и гробовщика.
Сон, явленный герою – это всего лишь предупреждение, намек на то, чтобы герой исправился, стал честно работать и брать за свой труд назначенную плату, не требуя себе ничего лишнего. Это спасет его душу от разложения, он перестанет желать смерти ради собственного обогащения. Смысл авторского посыла прост: жить и трудиться нужно ради людей, а не ради денег.
Очень краткий пересказ сюжета повести А.С. Пушкина «Гробовщик»
Адриан Прохоров гробовщик. Он переезжает в новый дом. Сапожник Шульц навещает его, и между мужчинами зарождается дружба. Вскоре Адриану приглашают на празднование годовщины серебряной свадьбы. Среди гостей было много немцев, а на столе пенистое пиво. Хозяин много раз предлагал семье выпить, а пекарь предлагал выпить за здоровье клиентов, которые приносят им деньги.
Все поддержали, а гробовщик, ухаживавший за усопшим, обиделся. Ему показалось, что это намеренный сарказм, и он решил в душе, что на новоселье пригласит только покойника, от которого не будет обиды.
Ночью, решив вопросы о покойной купчихе, Прохор вернулся в дом и нашел открытую калитку. Его клиенты ждали его дома. Один из погибших даже бросился обниматься. Гробовщик ужаснулся, потерял сознание, а очнувшись, понял, что все это ему только приснилось.
Ниже приведен список главных и второстепенных персонажей, которых читатель встречает на протяжении всей истории.
Главные герои
В повести А. С. Пушкина есть два главных героя. Вот их краткое описание:
- Адриан Прохоров — гробовщик, недавно переехавший с дочерьми в новую квартиру. Мужчину приглашают в гости к соседям на годовщину свадьбы. Гробовщик сильно выпивает на торжестве, а после этого ему снится страшный сон. Как будто покойник, на похоронах которого он когда-то присутствовал, пришел к нему на новоселье.
- Сапожник Готлиб Шульц — сосед, празднующий день рождения. Он вместе с приглашенными гостями издевается над гробовщиком. Он шутит, что Прохоров не может поднять стакан за здоровье своих клиентов.
В произведении также фигурирует купчиха Трюхина, потенциальная клиентка гробовщика. Автор также рассказывает о работнице, которая ведет хозяйство в доме Прохорова. На страницах также упоминаются дочери Адриана – барышни, любящие наряжаться, чтобы порадовать окружающих.
Суть
Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.
Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней. К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).
Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А. Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву. Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили». Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.
Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.
Главные герои повести
Андриан Прохоров – мужчина, который является гробовщиком. Этот довольно угрюмый человек работает в похоронной индустрии и живет в Москве. Однажды он переезжает на новое место жительства, где его соседом и становится семейство Шульц. Данный герой отличается чрезмерной скупостью и жадностью. В деятельности он старается сделать все возможное, чтобы извлечь исключительно для себя максимальную выгоду. И его не интересует, что у людей может быть очень трудная ситуация. За оказываемые услуги Прхоров всегда предлагал слишком высокую стоимость.
Готлиб Штульц – этот мужчина совершенно неожиданно становится соседом Прохорова. Этот героя считается абсолютной противоположностью Андриану. Он работает сапожником, также эта деятельность приносит ему очень большой доход, потому что Штульц является достаточно обеспеченным, так как может позволить себе такое удовольствие, как пригласить гостей на обед. Деньги для своей семьи он зарабатывает исключительно только честными способами. Также в отличие от гробовщика, она считается добродушным и приветливым человеком. Именно он дает приглашение Андриану на свою серебряную свадьбу, где тот сильно напивается.
Отношения героев в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина
Одной из основных тем повести «Гробовщик» являются отношения героев между собой. Главный герой Андрей Харламов влюбляется в молодую девушку Лизу, но его любовь не оказывается взаимной из-за различия в социальном статусе. В итоге Лиза выходит замуж за более состоятельного человека, что тяжело переживает Андрей.
Также в повести изображены отношения героев с молодой вдовой Марьей Гавриловной. Андрею удается завоевать ее доверие и стать ее другом, а затем и помощником в рутинной работе гробовщика. Однако Андрею не удается скрыть свои чувства к Марье, что в результате приводит к конфликту между ними.
Кроме того, важно отметить отношения Андрея с его отцом, которые также являются ключевыми для изображения характера главного героя. Отец отвергает сына из-за его низкого социального положения и не считает нужным поддерживать с ним тесные отношения
Это влияет на психологическое состояние Андрея и его отношение к жизни.
Итак, отношения героев в повести «Гробовщик» А.С. Пушкина являются одной из ключевых тем, которые определяют ход событий и развитие характеров персонажей. Взаимоотношения между Андреем и Лизой, Марьей Гавриловной, а также его отцом оказывают огромное влияние на судьбу героев и насыщают повествование различными оттенками и символами.
Сюжетная линия
История начинается с того, как главный герой Адриан Прохоров вместе со своей семьей переезжает в новый дом из своей старой развалины. Переступив порог новой обители, мужчина понимает, что на его сердце нет радости. Оказывается, герой скучает по своему старому жилищу, в котором были заведены определенные правила.
После того как уборка в доме полностью сделана, Прохоров расставляет в гостиной и прихожей свой товар — венки, траурное облачение, гробы и над воротами вывешивает рекламную вывеску.
Адриан Прохоров был молчаливым и необщительным человеком. Его трудно было заставить с кем-либо поговорить. Он удосуживался сказать пару-тройку слов лишь тогда, когда запрашивал высокую цену за свои услуги. Гробовщик всегда находился в раздумьях о вынужденной трате денег на похоронную одежду, которая сильно истрепалась.
Он рассчитывал, что сможет покрыть все свои расходы после смерти старой купчихи Трюхиной. Единственным его переживанием было, что родственники старухи могут обратиться к другому гробовщику, который живет по соседству.
Новый знакомый
К Адриану приходит его новый сосед Шульц. Он рассказал, что завтра в его семье должно состояться торжество по поводу серебряной свадьбы. Мужчина пригласил Прохорова вместе дочками к себе в гости. После этого гробовщик предложил новому знакомому чашку чая, и они продолжили довольно дружелюбную беседу за столом.
На следующий день ровно в полдень Прохор вместе с дочерями пришел в гости к соседу. В небольшой квартире было очень много людей, в основном все были сапожниками, как и сам хозяин дома. Единственный, кто приглянулся гробовщику — это будочник Юрко. Прохоров подумал, что его услуги могут ему понадобиться в будущем.
Шульц призывает всех гостей выпить за его прекрасную супругу. Веселье продолжалось долго, и один из ремесленников предложил выпить за своих клиентов, а Прохорову предложил поднять бокалы за здоровье его мертвецов. Такая выходка показалась гробовщику оскорбительной, и именно поэтому он сразу покинул дом своего соседа.
Нежданные гости
Когда Адриан пришел домой, он был изрядно пьян и раздражен. Мужчина сказал, что на свое новоселье пригласит не соседей, а мертвецов, которым он смог предоставить гробы. Домработница испугалась таких высказываний и попросила хозяина забрать свои слова обратно.
Утром мужчину разбудили очень рано и сообщили, что старая купчиха скончалась. Прохоров немедля отправился к ней домой, чтобы договориться с родственниками и предложить свои услуги.
Когда гробовщик вернулся домой, то увидел, что комната полна людей. С ужасом и страхом в глазах мужчина узнал в этих людях всех усопших, которых хоронили с его помощью. Один из покойников обращается к нему с приветственной речью и сообщает, что все они собрались по приглашению Адриана, которое он озвучил вчера.
Иногда Прохоров обманывал своих клиентов и вместо дубовых гробов продавал сосновые и по этому поводу среди мертвецов поднимался спор. Гробовщик очень испугался увиденного и упал на землю.
Проснувшись утром, мужчина понимает, что весь этот кошмар лишь сон и ему нечего бояться. С облегчением герой идет пить чай вместе со своими дочерями.
В произведении сон играет основную роль. Это видение герой должен расценивать как предупреждение, что работать нужно честно и не наживаться на страдании других.
Интерпретация концовки повести «Гробовщик» А.С. Пушкина
Параллели между судьбами гробовщика и Спасского
В концовке повести происходит неожиданный поворот событий, когда Спасский оказывается в подвале дома гробовщика, где находятся гробы его родственников. Однако, вместо того чтобы отчаяться и потерять рассудок, Спасский демонстрирует спокойствие и решительность. Это напоминает судьбу гробовщика, который, несмотря на свою злую судьбу, также не падает духом и не позволяет себе забывать о своих обязанностях перед мертвыми.
Таким образом, концовка повести может быть проинтерпретирована как отсылка к тому, что никто не имеет права бросать свою работу и даже в самых страшных ситуациях необходимо сохранять спокойствие и решительность, как это делали гробовщик и Спасский.
Символика мертвых и живых гробов
Ещё одной ключевой деталью концовки является наличие двух гробов – пустого и наполненного, которые символизируют две жизни: ту, которую прожил гробовщик, заботясь о своих мертвых родственниках, и ту, которую заново начал Спасский, покинув свою бывшую жизнь и пережив множество испытаний.
Таким образом, концовку можно проинтерпретировать и как символический переход от старой жизни к новой, которую можно начать, даже если в прошлом были совершены ошибки.
- Концовка повести «Гробовщик» А.С. Пушкина может рассматриваться как…
- В концовке повести Спасский заключается, что…
- Пустой и наполненный гробы в концовке являются символом…
«Метель»
Следующее произведение «Повестей Белкина», анализ которого начнем с сюжетно-композиционных особенностей, это повесть «Метель». В основе сюжета курьезный случай — непредвиденная женитьба молодого военного на провинциальной девушке. Для него это веселое приключение, для девушки — крах первой любви. Две сюжетные линии сходятся в конце произведения. Начинается повесть с небольшой экспозиции, в которой описывается жизнь одного поместья. Появляется бедный прапорщик, который не может рассчитывать на руку дочери хозяина поместья. Они долгое время переписываются и решают обвенчаться втайне. По пути прапорщик попал в метель и добрался до церкви только под утро. Тем временем проезжавший мимо гусар Бурмин решил подшутить и, представившись женихом девушки, которая была на тот момент очень больна и «подмену» жениха заметила только после венчания, обвенчался с ней и уехал нести службу.
Несколько лет девушка отвергает всех женихов и тут появляется красавец полковник. Марье Гавриловне он приглянулся, только жениться он на ней не может. У него есть жена, но вот ни имени ее, ни названия поместья, где она живет, не знает. Бурмин рассказывает удивительную историю о том, как несколько лет назад пошутил над незнакомой девушкой. Возглас Марьи Гавриловны «Так это были вы!» говорит о счастливой развязке этой истории. Повесть можно условно разделить на две части: «Марья Гавриловна и Владимир», «Марья Гавриловна и Бурмин». В каждой есть своя «изюминка». Красота построения этой повести лишний раз подчеркивает гениальность ее автора, который безошибочно находил формулу, которая могла выразить его замысел. Ирония пронизывает всю историю, как и следующее произведение «Повестей Белкина» — «Гробовщик», анализ которой представлен ниже.
Социальная критика в «Гробовщике»
В повести «Гробовщик» А.С. Пушкин ярко выражена социальная критика российской действительности в XIX веке. Автор критикует в первую очередь социальную несправедливость и жестокость, присущую той эпохе.
Одним из символов такой критики является главный герой повести — Иван Афанасьевич. Он представлен как жестокий и бесчувственный человек, который зарабатывает на жизни на чужом несчастье. Это является критикой всей системы, в которой люди вынуждены заниматься такими делами, чтобы прокормиться, даже если это не входит в их сферу интересов.
В повести также прослеживается критика выбора профессии, особенно если в ней нет интереса или таланта, что приводит героев к становлению бесчеловечными и безысходными.
В целом, «Гробовщик» является произведением, в котором автор ярко и беспощадно выражает свою критику социально-экономической системы своей эпохи, ставит нас перед общественными проблемами и привлекает к ним внимание читателя
«Гробовщик»
Сюжетно повесть напоминает романтические произведения, но рассказывает далеко не о романтических вещах, а о типично русской действительности. Композиционно повесть «Гробовщик» делится на две части. В первой повествуется о переезде главного героя и его знакомстве с соседями. Во второй рассказывается о снах гробовщика, где его навещают обманутые им мертвецы. Главного героя спасает только пробуждение. Заканчивается произведение тем же, чем начинается — семейными хлопотами. В самой странной из пяти повестей автор рассказывает о страхе смерти.
Может потому и угрюм главный герой, что у него в доме помещаются гробы. На праздновании серебряной свадьбы даже предлагается тост за здоровье мертвецов. Не за их ли счет живет гробовщик? Он так благодарен им, что даже зовет их во сне на пир. При встрече с первым своим покойником, уже превратившимся в скелет, у гробовщика от ужаса немеют и подкашиваются ноги. Ведь даже его он обманул, выдав сосновый гроб за дубовый. Как показывает анализ «Повестей Белкина», Пушкин в этом произведении показывает, какие потрясения нужно человеку пережить, чтобы перестать жить обманом. Как заметил В. Гиппиус, «прелесть» этого произведения не только в «трезвой» правде, «но и трезвой иронии».
В цикле несколько особняком стоит произведение «Станционный смотритель». Повесть близка по своей поэтике к сентиментализму. Об этом говорит характер героя и необычный финал, одновременно скорбный и счастливый. Но тема маленького человека, которую поднимает автор, отличает произведение от традиционных сентиментальных повестей. Здесь хоть и нет прямого зла, но горе главного героя не становится от этого меньше. Напротив, оно обретает трагический характер. Здесь нет отрицательных героев, все они хороши по-своему — и смотритель, и Дуня, и гусар. Но это не помешало случиться беде.
По своему характеру, произведение это не обличительное, а эпическое. В нем заметен глубокий философский взгляд автора на жизнь и мудрость большого художника. На протяжении всего произведения перед читателем разворачивается трагедия человека, который не склоняется перед судьбой и пытается спасти свою дочь. Не в силах изменить или повлиять на ход событий, старый смотритель сходит в могилу от осознания собственного бессилия. А счастливый конец повести (ведь у Дуни все хорошо) еще больше подчеркивает разыгравшуюся перед читателем трагедию. В последнем «прости» дочери заключаются боль, раскаяние и страдание.