Особенности финалов произведений м.ю. лермонтова: поэма «демон» и драма «маскарад»

Особенности финалов произведений м.ю. лермонтова: поэма "демон" и драма "маскарад"

краткое содержание драмы

В 1835 году написал свою самую известную драму «Маскарад» Лермонтова. Краткое содержание стихотворения рассказывает читателю о жизни Евгения Арбенина, профессионального карточного игрока, разбогатевшего на этом поприще. Поскольку мужчина уже дожил до средних лет, он решил остепениться, бросить игры и обзавестись семьей, что вскоре и сделал. Его молодая жена Нина (официально Настасья Павловна) была настоящим ангелом, Арбенин вдруг влюбился в себя, поэтому всегда сидел, как пороховая бочка, завидуя своей красоте всем, кого встречал.

Первые подозрения в неверности жены

Несовпадение характеров и разные взгляды на жизнь ровесника и его молодой жены в спектакле «Маскарад» Лермонтова.

Одна незнакомка в маске призналась Звездичу в любви, и он попросил ее подарить что-нибудь на память о встрече. Красавица побоялась быть узнанной и подарила оброненный кем-то браслет. Князь хвастался своим трофеем перед Арбениным, орнамент показался знакомым, но он не придал этому значения. Евгений Александрович возвращается домой и ждет жену, каково же было его удивление, когда у Нины не оказалось ни одного браслета, а потом выяснилось, что она была не на балу, а на публичном маскараде, куда велено было войти приличной женщине.

Расследование ревнивого мужа

Неумение и нежелание слышать говорящего с тобой человека, хотел показать в своей драме «Маскарад» Лермонтов.

Каждый думает только о себе и бережет свою репутацию, это наглядно продемонстрировал Лермонтов в спектакле «Маскарад». В кратком изложении рассказывается, что баронесса тонко намекает Звездичу, что незнакомка, подарившая браслет, — Нина, тем самым снимает с себя подозрения. Князь начинает ухаживать за мадам Арбениной, но та отталкивает его, не понимая, в чем дело. Звездич распустил слухи о своем романе с Ниной на весь Петербург, и Евгений лишний раз убеждается, что его жестоко обманули.

Разоблачение мошенничества

Подлость и коварство светского общества изобразил в своей пьесе М. Лермонтов. «Маскарад», вкратце рассказывающий нам о том, что баронесса все-таки во всем призналась и Арбенину, и Звездичу, говорит нам о том, что Евгений задумал отомстить своим обидчикам, не желая слушать ничьих оправданий.

На похороны к Нине приходят друзья и знакомые, а также Звездич с незнакомым господином, который в маскараде предсказал Арбенину несчастье. Принц и вовсе называет Евгения убийцей и во всех подробностях рассказывает ему подлинную историю браслета. Глупость и слепая зависть погубили невинную жизнь — именно так Лермонтов написал «Маскарад». Краткое содержание рассказывает, что в конце концов Арбенин сошел с ума, а Звездич лишен чести и спокойствия, так как не смог вызвать своего обидчика на дуэль.

Краткий пересказ по действиям (более подробный, чем краткое содержание)

Действие 1

Князь Звездич потерял все свое карточное состояние и был в отчаянии. Сочувствовавший молодому князю Арбенин сел играть вместо него, выиграл деньги и отдал Звездичу.

Чтобы разойтись, они пошли на маскарад Энгельгардта. Туда ходила и жена Арбенина Нина.

Дама в маске, которая держалась непринужденно, начала флиртовать со Звездичем. Вот и нашла эта дама браслет, который оставила Нина, и подарила Звездичу на память.

Звездич показал браслет Арбенину. Он вернулся домой, обнаружил, что его жена потеряла браслет, и начал подозревать, что она сама отдала его Звездичу и что она изменяет мужу. Он ругает жену и не верит, что она не виновата в нем.

Действие 2

Нина пришла к баронессе. Звездич тоже приходил. В разговоре выяснилось, что Нина потеряла браслет, и Звездич подумал, что это она была на маскараде, и отдал ему браслет.

Когда Нина ушла, принц сказал баронессе, что Нина подарила ему браслет на маскараде. Баронесса этого не признала. Когда приехал Шприч, она солгала ему о романе Звездича с Ниной. Он передал эти сплетни Казарину.

Арбенин прочитал письмо, написанное Нине Звездич. Он неистовствовал, так как о якобы измене Нины уже знает весь петербургский мир.

Арбенин пришел к Звездичу, когда тот спал, хотел его зарезать, но решил опозорить его перед всем миром.

Он встречает приехавшую на Звездич даму в чадре и узнает в ней баронессу. Он решил, что баронесса привела Звездича к его жене, и не слушал возражений баронессы.

Когда Арбенин ушел, князь проснулся и увидел баронессу. Он объяснил, что был на маскараде-маскараде и подарил ему браслет, который Арбенин прочитал его письмо Нине и мог убить его.

Когда баронесса ушла, Звездич увидел на столе записку от Арбенина: она позвала его к Н, чтобы вечером повеселиться.

Вечером, играя в карты, Арбенин добился победы Звездича, а затем обвинил его в подмене карт, назвал мерзавцем и мошенником и сказал, что Звездича будет презирать весь мир.

Действие 3

Желая отомстить за измену, Арбенин на балу подмешал яд в мороженое и отдал его Нине. Этот яд он сохранил с юности, когда хотел отравиться после серьезного поражения в карты.

В спальне между Арбениным и его женой произошла объяснение. Она сказала, что любит ее, но как будто не слышала ее мольбы вызвать врача, так как она заболела.

Письмо Звездича

Однако, спасая собственную репутацию, вдова оставляет в заблуждении Звездича. Тот надеется запутать Нину и добиться тем самым своего. Он отправляет девушке предерзкое письмо, в котором говорится, что он скорее умрет, чем откажется от нее. О содержании письма князь оповещает предварительно половину светского Петербурга. Скандальное послание в результате интриги оказывается в руках Арбенина. Евгений теперь убежден, что его жестоко обманули. Он видит кроме того и вещий знак в случившемся. Тот, кто испытал в своей жизни все сладости злодейства и порока, не может мечтать о беспечности и покое. Какой, в самом деле, из игрока муж, отец семейства? Однако Арбенин не может отомстить «соблазнителю» так, как следовало бы сделать «гению злодейства»: задушить его спящим. Союз с добродетелью изменил что-то в нем.

Тема судьбы и случая

«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе. Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути. Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения. Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям. С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.

Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.

Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.

Анализ финала поэмы «Демон»

«Демон» — это мистериальная трагедия. Здесь мгновение жизни вмещает вечность, вечность протекает как мгновение. Мистический финал поэмы «Демон» отражает реальную объективную ценность любви Тамары, готовность героини жертвовать собой во имя добра, неспособность Демона преодолеть эгоистические желания. Герои снова возвращаются к прежним состояниям: Тамара – в мир чистой духовности, Демон остается по-прежнему одиноким во Вселенной.

Замечание 1

Тема монастыря, куда княжна добровольно заточила себя, связана с темой рая.

Тамара достойна чистой, высокой любви, а Демон этого чувства лишен. И эта трагедия героев поэмы разворачивается на фоне природы, сохранившей свою естественность, величие и непосредственность. Реальная жизненная ценность – объективный мир – живет своей прежней внутренне гармонической и одухотворенной жизнью.

В этом величии, замкнутом спокойствии заключается подлинная гармония и сам себя сознающий смысл. Именно в этом мире покоятся абсолютные ценности, и любое нарушение гармонии приводит к гибели. Объективный мир предоставляет человеку возможности для познания и для утверждения добра. А презрение к внешнему миру приводит к потере жизненных ценностей и утрате живой связи с людьми. А поэме «Демон» Лермонтов выражает важную для его современников мысль о том, что в несовершенном мире заключены истоки духовного богатства личности, которая жаждет обновления несправедливо устроенного бытия.

Жизнь, в которой тело и душа, разум и чувства согласны, являющаяся Демону в мечтах, в общих контурах видится в естественной одухотворенности героини. Но эта жизнь достигается не на пути высокомерного, гордого презрения к земли, а в одухотворении земного и внесении в стихийную жизнь природы сознательного начала, в горячем участии у судьбам людей, живущих на земле. Демоническая сила одновременно и страшная человеку, и губительная для него. Но она связана с протестом свободной личности против общественных уз.

Характеристика персонажей

Перед проведением анализа драмы «Маскарад» Лермонтова следует кратко ознакомиться с главными героями, проблемой и содержанием произведения. Ее действие разворачивается в Петербурге в середине 30-х годов XIX века. Наиболее драматичные события приходятся на время торжественных приемов, балов и маскарадов. Ключевые персонажи обладают сложными характерами. Наибольшего внимания заслуживают следующие фигуры:

  1. Евгений Арбенин. Богатый и влиятельный светский лев. Желанный гость на приемах и любимец общества, которое не догадывается, что своим состоянием Евгений обязан карточным играм. В прошлом персонаж познал все прелести разгульной жизни. Он во всю крутил романы, но в зрелом возрасте влюбился и решился на брак.
  2. Нина (Настасья Павловна). Супруга Арбенина, покорившая мужа прелестным характером, юностью и красотой. Он обожает жену, но не проявляет своих чувств ни наедине, ни на людях. По описанию автора молодая женщина покладиста и скромна в обществе, и эти качества сыграли с ней роковую шутку.
  3. Князь Звездич. Противоречивый персонаж, способный как на благородные, так и на необдуманные поступки. Азартен, плохо разбирается в людях. Легко распоряжается картами и человеческими судьбами. Не анализирует последствий своих действий, при возникновении которых теряется.
  4. Баронесса Штраль. Светская дама, которая преуспела в искусстве интриг. Неоднозначный персонаж, способный проявить и жесткость по отношению к окружающим, и испытывать муки совести. Использовала благородное имя Нины для спасения своей репутации, что привело к трагическому финалу.
  5. Шприх Адам Петрович. Светский персонаж. Лицемер, описываемый автором как человек со «стеклярусными глазами» и «злобной улыбкой». В отдельных случаях он предстает очень общительным, но не вызывает доверия зрителей и читателей произведения.

Второстепенные герои также играют значительную роль в произведении. Это Казарин, который связывает всех действующих лиц и Неизвестный, появляющийся практически в финале.

Краткий анализ

Для читательского дневника можно взять 6−8 предложений из описания сюжета или составить свой небольшой рассказ, опираясь на полученную информацию. Анализ драмы «Маскарад» Лермонтова десятиклассники проводят по плану. Он включает основные характеристики пьесы.

  1. Год написания. Драма создана в Петербурге в 1835 году и первоначально не прошла цензуру.
  2. Жанр. Пьеса.
  3. Время действия. Петербург в 1830-х годах, сюжет разворачивается в светском обществе.
  4. Тема. В произведении затрагивается вопрос взаимоотношений в светском обществе, основанных на обмане, лицемерии, стремлении очернить других.
  5. Основная мысль. За маской внешнего лоска, характерной для современников поэта, кроется бездуховность и пустота. Глядя на это, герой тоже начинает скрывать чувства и помыслы. Проблема углубляется. На первое место выходит вопрос совести, гармонии с собой и окружающим миром.
  6. Главные герои. Игрок Евгений Арбенин, его жена Нина, князь Звездич, баронесса, Неизвестный.
  7. Содержание кратко. Ослепленный чувствами Арбенин обвинил молодую супругу в неверности и убил ее. Узнав о том, что ее оклеветали, Евгений пожалел о содеянном и сошел с ума.

Главная идея и анализ

«Маскарад» в четырех действиях — зрелое драматическое произведение в многогранном творчестве Лермонтова. Хорошо прослеживается мастерство, которого достиг автор. Богатый язык, фактурные диалоги, глубина символических образов заслуженно ставят пьесу в одно из лучших произведений русской драматургии.

Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.

Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.

Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние. Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.

В финале истории герой теряет все самое дорогое и осознает свое положение. Не вынося этой ситуации, он сходит с ума. Это наказание не лишает его жизни, но делает невозможным обретение в дальнейшем покоя и счастья. Потеряв рассудок, он не имеет второго шанса исправить поступки. В смерти Нины виноват не только ее супруг. Тяжкое бремя с ним невольно разделили Казарин, Шприх, хитрая баронесса и другие знакомые. Все они шли к своей цели, не считаясь с репутацией и чувствами людей из окружения.

Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же  жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому. Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину. Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

Сюжет пьесы

Чтобы записать краткое содержание «Маскарада» Лермонтова для читательского дневника, следует ознакомиться с произведением. Евгений Александрович сумел заработать хорошее состояние, принимая участие в азартных играх. В немолодом возрасте он заключил выгодный брачный союз и неожиданно для себя влюбился в молодую супругу. Дома Настасью Павловну звали Ниной и обожали ее за легкий нрав.

Молодая женщина обожала балы. Однажды она возвратилась гораздо позже условленного времени, за что получила выговор от рассерженного мужа. Он был расстроен не только поведением супруги, но и тем, как прошел день. Пытаясь спасти князя и друга, он нарушил данное себе слово и сел за игорный стол.

В этот же день Звездич получил от незнакомки в маске подарок — изящный браслет. По стечению обстоятельств такое же украшение пропало с запястья Нины. Молодая женщина считала, что он был утерян во время бала. Увидев подобное украшение у Звездича, Арбенин заревновал и потребовал у супруги объяснений. Однако ей не в чем было признаться.

Арбенин мучался от ревности и гордыни. Он представлял, как над ним смеются счастливые соперники — любовники супруги. Плохую роль сыграл и опыт мужчины, ведь в прошлом он часто общался с женщинами вольного поведения и слушал рассказы циников-друзей. Нина рассказала о своей ситуации баронессе Штраль. Женщина вспомнила о случайно найденном на балу браслете и поняла, что совершила. Однако она не выдала себя. Звездич начал ухаживать за Ниной.

Арбенина была верна супругу, который видел повышенный интерес к своей супруге и находился в плену предрассудков. Развязка наступила на балу, когда ревнивый супруг подал жене отравленное мороженое. Почувствовав себя плохо, Нина еще раз заверила супруга, что невиновна, и умерла. После ее гибели героя одолели сомнения. Он получил письмо, из которого узнал, что флиртовала со Звездичем подруга жены, а оказавшийся у него в руках браслет Нины — роковое совпадение.

«Зеркальность» системы образов

В реальной жизни людям часто приходится примерять на себя маски, играть роли, выдавать себя за тех, кем они не являются, или просто скрывать некоторые свои качества, которые могут невыгодно сказаться на их положении в определенном обществе. Герои пьесы занимаются этим денно и нощно. Они как будто смотрятся в зеркало, которое сглаживает неровности и угловатости, и пытаются убедить окружающих в том, что тот, кого видят в отражении, и есть настоящая личность. В зазеркалье каждый из них становится тем, кем хотел бы быть, сообразуясь с собственной выгодой. Персонажи в этом мире создают себе нужную маску, срастаются с ней и уже сами верят в то, что это их настоящее лицо. Лишь изредка можно разглядеть их истинный облик. Как ни удивительно, но происходит это, когда лица героев буквально скрыты – на маскараде.

Есть в этом искаженном мире один человек, нежелающий притворяться и лицемерить. Он и не нуждается в этом. Его мало заботит общественное мнение. Природные эгоизм и холодность позволяют ему замкнуться полностью на себе, смотреть свысока на окружающих, но при этом быть и самым честным среди них. Евгений Арбенин не считает себя частью общества, с которым он вынужден сосуществовать. Некогда у него были здесь товарищи, друзья, но их связывал лишь игральный стол. Теперь никто, кроме жены, не вхож в его маленький обособленный мир.

Основные персонажи

При анализе «Маскарада» Лермонтова следует указать, что в произведении автор описывает жизнь светского общества в Петербурге в 1830-е годы. Во время прочтения заметно, что пьеса содержит большое количество монологов, каждый из которых мог бы стать отдельным законченным рассказом. Основными действующими лицами драмы выступают:

  1. Евгений Александрович Арбенин. Светский лев и игрок, умный и мятежный. Имеет дворянское происхождение.
  2. Нина. Молодая супруга Арбенина. Она находится в расцвете молодости и красоты, обожает мужа и стремится наслаждаться жизнью.
  3. Князь Звездич. Обаятельный мужчина, азартный игрок. Недальновиден, ограничен, не умен.
  4. Баронесса Штраль. Опасная и коварная особа, вдова. Часть строит козни и думает только о себе.
  5. Неизвестный. Жестокий мужчина, которого в свое время Арбенин довел до нищеты. Его цель — месть за прошлое.

Финал произведения

Прошлое настигает Арбенина, он поддается слабости. Страсть застилает ему глаза, не дает услышать и увидеть очевидное. Он не может совладать с ревностью, гневом и жаждой вновь оказаться в игре. Но ставки непомерно высоки – на этот раз на кону судьбы людей. Арбенин забывает о том, что деньги можно вернуть, заработать, отыграть, а жизнь возвратить невозможно. Евгений шагает в бездну, не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами он получит лишь саморазрушение. Арбенина ждет не только потеря того, чем он дорожит. Судьбой ему уготована ужасная кара. Она не желает оставить его в неведении о содеянном. В финале произведения появляется таинственный Неизвестный, который раскрывает все секреты и срывает пелену, скрывающую правду. Евгений не верил словам, иногда даже не слышал того, что ему говорили. Он был ослеплен ревностью, одержим мыслями о мести и уже не мог с этого пути свернуть. Неизвестный же разрушил стену домыслов и обмана, возведенную самим Арбениным. Евгений наконец-то увидел всю картину и осознал, что натворил что-то непоправимое, ужасное. Ему не по силам жить с этим дальше. Разум героя погрузился во тьму, откуда уже нет возврата.

Возможно, сумасшествие – единственное спасение Арбенина. Он испытал ужасную боль из-за свершенного. А помутнение разума освободило его от непосильного груза знания. Судьба сломила Арбенина, но не лишила жизни, дала второй шанс. Евгений застрял где-то между земным существованием и высшим судом. Но невозможно сказать, это дополнительная кара или возможность искупить вину, заработать прощение.

Сюжет пьесы

Чтобы записать краткое содержание «Маскарада» Лермонтова для читательского дневника, следует ознакомиться с произведением. Евгений Александрович сумел заработать хорошее состояние, принимая участие в азартных играх. В немолодом возрасте он заключил выгодный брачный союз и неожиданно для себя влюбился в молодую супругу. Дома Настасью Павловну звали Ниной и обожали ее за легкий нрав.

Молодая женщина обожала балы. Однажды она возвратилась гораздо позже условленного времени, за что получила выговор от рассерженного мужа. Он был расстроен не только поведением супруги, но и тем, как прошел день. Пытаясь спасти князя и друга, он нарушил данное себе слово и сел за игорный стол.

В этот же день Звездич получил от незнакомки в маске подарок — изящный браслет. По стечению обстоятельств такое же украшение пропало с запястья Нины. Молодая женщина считала, что он был утерян во время бала. Увидев подобное украшение у Звездича, Арбенин заревновал и потребовал у супруги объяснений. Однако ей не в чем было признаться.

Арбенин мучался от ревности и гордыни. Он представлял, как над ним смеются счастливые соперники — любовники супруги. Плохую роль сыграл и опыт мужчины, ведь в прошлом он часто общался с женщинами вольного поведения и слушал рассказы циников-друзей. Нина рассказала о своей ситуации баронессе Штраль. Женщина вспомнила о случайно найденном на балу браслете и поняла, что совершила. Однако она не выдала себя. Звездич начал ухаживать за Ниной.

Арбенина была верна супругу, который видел повышенный интерес к своей супруге и находился в плену предрассудков. Развязка наступила на балу, когда ревнивый супруг подал жене отравленное мороженое. Почувствовав себя плохо, Нина еще раз заверила супруга, что невиновна, и умерла. После ее гибели героя одолели сомнения. Он получил письмо, из которого узнал, что флиртовала со Звездичем подруга жены, а оказавшийся у него в руках браслет Нины — роковое совпадение.

Действие четвертое

Последнее мероприятие посвящено подготовке похорон. Родственники приходят выразить свои соболезнования Арбенину. Казарин не верит в искренность печали, думает о роли.

К Арбенину приехали князь Звездич и некий Неизвестный, давно знавший Евгения Александровича. Как только Арбенин втянул юношу в игру, он проиграл, а Арбенин отказался простить юноше долг и посмеялся над ним. Князь рассказал Арбенину об ошибке с браслетом, признал свою неправоту, и когда он добрался до Нины, он был отвергнут ею. Князь подтвердил, что Нина ни в чем не виновата, произошло недоразумение. Услышав эти слова, Арбенин сошел с ума. Князь хотел вызвать Арбенина на дуэль, но условия Арбенина сделали это невозможным. Неизвестный остался доволен, но князь не мог смыть свое бесчестье.

Действие третье

Третье действие начинается на балу. Гости по своему обыкновению сплетничают. Одни сообщают, что баронесса Штраль уехала в деревню, другие рассказывают о том, что князь получил пощечину, но не вызвал на дуэль обидчика. Когда князь приехал, гости делали вид, что не замечают его.

Князь заметил Нину, подошел к ней и вернул ей браслет. Арбенин видел все издалека, но не мог слышать, о чем говорила его жена с князем. Князь признался Нине, что принял решение уехать на Кавказ.

Арбенин решил умертвить жену. При нем всегда был пузырек с ядом, как напоминание о том моменте, когда он хотел расстаться со своей жизнью.

Когда слуги подали мороженое, Арбенин принес блюдце с угощением жене, и всыпал в него яд. Нина съела мороженое. А Арбенин разбил блюдце, чтобы случайно никто не смог отравиться. Нине постепенно становилось хуже, и она попросила отвезти ее домой.

Дома Нина просит мужа вызвать врача, но Арбенин отказывается. Он рассказывает ей, что всыпал ей яд, и она умрет, потому что изменила ему. Нина говорит ему, что ни в чем не виновата перед ним. Ее спокойствие, умиротворенность вселяют в Арбенина сомнение. Нина умирает.

Сюжетная линия

При изучении произведения в рамках школьной программы ученикам может быть задан пересказ текста, составление цитатного плана, анализ «Маскарада» Лермонтова или написание тематического сочинения. В силу загруженности быстрое прочтение пьесы целиком не всегда возможно. В этом случае можно обратиться к читательскому дневнику или ознакомиться с кратким содержанием. Условно поэму можно разделить на 3 главные части:

  1. Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
  2. Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
  3. Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.

Краткий пересказ пьесы

Начинается произведение с игры в карты. За столом играют в банк. Евгений Александрович спасает репутацию князя Звездича. Вместе мужчины отправляются на маскарад, где уже находится жена Арбенина Нина. Князь знакомится с загадочной женщиной (подругой супруги Евгения). Та на память о заигрываниях и знакомстве вручает привлекательному молодому человеку браслет. Украшение, как оказывается, принадлежало на самом деле Нине.

Арбенин замечает пропажу. Ревнивый супруг начинает обвинять Нину в непристойностях, будто это она была той дамой. Чтобы развеять необоснованные домыслы, отчаявшаяся жена отправляется к баронессе Штраль, которая в тот вечер скрывалась под маской. В это время дворянин находит письмо, адресованное Звездичем жене Евгения. Об «измене» узнает почти каждый представитель петербургского светского общества. Арбенин хочет убить князя и наказать неверную жену.

Очередной бал оканчивается трагедией. В креманку с мороженым ревнивец подкладывает супруге яд. Отраву он купил еще в молодости, когда сильно проигрался в карты и хотел свести счеты с жизнью. Придя домой, Настасья Павловна (Нина) пытается объяснить все мужу. Тот любит ее, хочет ей верить, но ревность затмевает ему глаза. Героиня умирает от отравления.

Главная идея и анализ

«Маскарад» в четырех действиях — зрелое драматическое произведение в многогранном творчестве Лермонтова. Хорошо прослеживается мастерство, которого достиг автор. Богатый язык, фактурные диалоги, глубина символических образов заслуженно ставят пьесу в одно из лучших произведений русской драматургии.

Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.

Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.

Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние. Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.

В финале истории герой теряет все самое дорогое и осознает свое положение. Не вынося этой ситуации, он сходит с ума. Это наказание не лишает его жизни, но делает невозможным обретение в дальнейшем покоя и счастья. Потеряв рассудок, он не имеет второго шанса исправить поступки. В смерти Нины виноват не только ее супруг. Тяжкое бремя с ним невольно разделили Казарин, Шприх, хитрая баронесса и другие знакомые. Все они шли к своей цели, не считаясь с репутацией и чувствами людей из окружения.

Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.

Выводы и впечатление

Высказать мнение относительно прочитанного произведения можно в тематическом итоговом сочинении-рассуждении, реферате или в читательском дневнике. Пьесу можно отнести к социальной трагедии, которая постигает сильных людей, обреченных на бездействие. Главные герои стали заложниками социума и погрязли в лицемерии и подлости. Они настолько приспособились лгать, что не могли открыто выражать подлинные чувства, совершать честные и справедливые поступки, продиктованные совестью.

Произведение названо автором «Маскарад» не только за то, что многие его сцены происходят на костюмированном балу. Лермонтов подчеркивал призрачность образов, которые примерили на себя главные герои. Каждый из них носил символическую маску, чтобы не прослыть изгоем в светском обществе, играл в нем свою роль.

Проанализировав пьесу, можно сказать, что самым счастливым в описываемой ситуации оказался Звездич, у которого не хватило ума оценить трагизм происходящего. Обличив Арбенина с помощью Неизвестного, он оправдал свое опороченное имя. Все остальное было для этого человека второстепенным. К сожалению, так жили многие современники Лермонтова. Ничего не изменилось и в наши дни.

Примечательно, что каждый из героев произведения думает только о себе и о своем состоянии. Никому нет дела до Нины, которая стала жертвой двусмысленной ситуации и ревнивого мужа, подверженного влиянию общества.

Выводы и впечатление

Высказать мнение относительно прочитанного произведения можно в тематическом итоговом сочинении-рассуждении, реферате или в читательском дневнике. Пьесу можно отнести к социальной трагедии, которая постигает сильных людей, обреченных на бездействие. Главные герои стали заложниками социума и погрязли в лицемерии и подлости. Они настолько приспособились лгать, что не могли открыто выражать подлинные чувства, совершать честные и справедливые поступки, продиктованные совестью.

Произведение названо автором «Маскарад» не только за то, что многие его сцены происходят на костюмированном балу. Лермонтов подчеркивал призрачность образов, которые примерили на себя главные герои. Каждый из них носил символическую маску, чтобы не прослыть изгоем в светском обществе, играл в нем свою роль.

Проанализировав пьесу, можно сказать, что самым счастливым в описываемой ситуации оказался Звездич, у которого не хватило ума оценить трагизм происходящего. Обличив Арбенина с помощью Неизвестного, он оправдал свое опороченное имя. Все остальное было для этого человека второстепенным. К сожалению, так жили многие современники Лермонтова. Ничего не изменилось и в наши дни.

Примечательно, что каждый из героев произведения думает только о себе и о своем состоянии. Никому нет дела до Нины, которая стала жертвой двусмысленной ситуации и ревнивого мужа, подверженного влиянию общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: