Конкурсное сочинение «читаем альберта лиханова»

Лиханов, последние холода краткое содержание

Читать краткое содержание Лиханов Последние холода

Сначала у героя всё хорошо, Коля обычный мальчик, даже учится с удовольствием. Ребёнок восхищен «генеральским умом» его учительницы Анны Николаевны. Она учила их «не в лоб», не назиданиями, а как бы манёврами… Исподволь, даже не обращаясь к ученикам, сообщая им важнейшие истины.

Грянула война. В столовой Коля встречает изголодавших детей. Герой не сразу понимает просьбу истощённого мальчика Вадьки, но делится своей едой. Да, Вадька ворует хлеб у младших, его бьют старшие, но он делает это, чтобы накормить голодную сестру. Сам Вадька падает в голодный обморок!

Пораженный страданиями сверстника, Коля отдаёт ему куртку, старается накормить. Его мама узнаёт о несчастных детях. Пряча слёзы, она несёт последние продукты, вопреки бабушке, несчастным, помогает с уборкой, передаёт его сестре все хозяйские хитрости. Все ждут Победу…

Передано ощущение дня Победы, когда тротуары стали «смешны». То есть люди шли прямо по дороге, чтобы видеть улыбки друг друга, поздравлять, пожимать руки. Но в этот день радостно не всем, сегодня Вадьке и сестре сообщили о смерти матери. Им придётся отправиться в детский дом.

Коля пробовал поддерживать отношения с приятелем, но тот слишком горд, это оказывается очень трудным делом. В итоге, Николай записывает свои воспоминания о тех событиях.

Да, боевые действия кончились, но голод, разрушения, слёзы ещё долго остаются на земле. Именно учительница Анна Николаевна просит класс не забывать об ужасах войны, передать эту память своим детям и внукам.

Краткое содержание Лиханов Последние холода для читательского дневника

Год: 1984 Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Николай, его друг Вадька и учительница Анна Николаевна

Герою повести Коле ещё повезло во время войны, ведь, хотя отец на фронте, дома заботливые мама и бабушка. Семья не голодает, он хорошо одет и обут, мальчик ходит в школу, но там-то он сталкивается с несчастными детьми. В столовой он делит свою порцию с желтолицым Вадькой, вскоре того бьют ребята за то, что он ворует хлеб. Только Коля помогает голодающему, ведь Вадька с сестрой умирают от голода. Отец погиб, мать в больнице, им приходится самим как-то выживать. Коля, его мама и бабушка, хотя последняя не сразу, помогают несчастным. В день Победы детям сообщают, что их мать умерла, а после отправляют в детский дом.

Главная мысль

В повести, хотя она и показывает события военного тыла, самое важное – военное эхо. Победа не всё стирает, не все раны, особенно психологические, легко и быстро затягиваются, уже не вернуть тех, кто погиб

Важно помнить ужасы войны, не допускать её снова.

Альберт Лиханов — Последние холода: Краткое содержание

Автор посвящает книгу детям войны и их недетским страданиям, и взрослым, которые живут по совести.

Рассказчик Коля вспоминает себя третьеклассником в школе тылового городка в апреле 1945 года. Он жил тогда в постоянном ощущении «несытости», с мамой-медработником и бабушкой, отец был на фронте. Мальчику запомнилась учительница «с полководческим умом» Анна Николаевна, ее мудрые «правила жизни», чести, уважительного отношения к образованию, родителям.

Получив талоны на дополнительное питание в столовой № 8, уже на входе Коля сталкивается с суровой на вид, но доброй гардеробщицей Грушей и очередью. Здесь он увидел тех, кого крепкие парни с презрением назвали «шакалами». Это был Вадька Русаков, желтолицый мальчик-шестиклассник, с безумными глазами, который попросил у него недоеденную овсянку. Коля, потрясенный, отдал. Марью, маленькую сестричку Вадьки, накормила какая-то добрая девчонка. «Голод убивает всякий стыд». Дети любят и страдают посильней взрослых.

Домашнему Коле интересно с Вадимом, он как оруженосец при рыцаре, узнает жизнь, видит борьбу с голодом, хочет помочь ребятам. Выдерживает характер перед бабушкой и мамой, выносит Вадьке свою куртку. Конечно, потом обе женщины, узнав обо всем, жалеют ребятишек. Но Вадим не хочет сидеть у них на шее. Наутро он вместо школы обходит город, собирая еду. Коля идет с ним, чуть ли не впервые прогуляв школу, пробует жмых, ищет на базаре упавшую картошку.

Живут Русаковы очень бедно. Коля поражен, какие разные у них мамы. Его – защитница, а мать Вадима сама, похоже, нуждается в защите. В этот раз мама Коли добилась, чтобы детям выдали талоны в столовую. Перепали им и деньги и продукты от учителей, и новые карточки. В столовой парень с лицом как тыква и бритвой отнял у Марьи котлету, Вадька его ударил, тот в ответ порезал ему пальто. Котлету после него никто есть не стал. Ребятам даже жаль его.

В этот раз в барак письмо маме передал Коля, хотя и трусил перед заразой. А там спросили – нет ли к письму еды. То есть, мама ребят тоже недоедает, и Вадька слышит это каждый раз

«Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное», умом или сердцем

Мама решила, что Вадька плохо влияет на Колю, раз он прогулял школу. «Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская», непросто пережить несправедливый окрик взрослого, особенно матери. Мама была неправа, но с того дня дружба ребят пошла на убыль. Осталось «знакомство». В последний день войны, 8-го мая, мама с Колей навестили ребят, «маленьких героев». Она знала, что их матери больше нет. А потом и плакала, и смеялась от счастья, что «войне конец». На улице все как родные друг другу. Анна Николаевна, как всегда, сказала важные слова им, «детям минувшей войны»: пойдут другие поколения, а вы не дайте им забыть войну.

В этот великий праздник Вадим с Марьей узнали, что их мама умерла. Коля чувствует себя ребенком, чужим, из праздничного мира. Вадим просит его уйти. Его с сестрой определяют в детдом. Коля раз зашел к нему, да сказать им друг другу было нечего. Война кончилась, а «шакалы» остались. «Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки». Такое нельзя забыть. Правду нужно помнить и новым поколениям людей.

Читать краткое содержание Лиханов Последние холода

Сначала у героя всё хорошо, Коля обычный мальчик, даже учится с удовольствием. Ребёнок восхищен «генеральским умом» его учительницы Анны Николаевны. Она учила их «не в лоб», не назиданиями, а как бы манёврами… Исподволь, даже не обращаясь к ученикам, сообщая им важнейшие истины.

Грянула война. В столовой Коля встречает изголодавших детей. Герой не сразу понимает просьбу истощённого мальчика Вадьки, но делится своей едой. Да, Вадька ворует хлеб у младших, его бьют старшие, но он делает это, чтобы накормить голодную сестру. Сам Вадька падает в голодный обморок!

Пораженный страданиями сверстника, Коля отдаёт ему куртку, старается накормить. Его мама узнаёт о несчастных детях. Пряча слёзы, она несёт последние продукты, вопреки бабушке, несчастным, помогает с уборкой, передаёт его сестре все хозяйские хитрости. Все ждут Победу…

Передано ощущение дня Победы, когда тротуары стали «смешны». То есть люди шли прямо по дороге, чтобы видеть улыбки друг друга, поздравлять, пожимать руки. Но в этот день радостно не всем, сегодня Вадьке и сестре сообщили о смерти матери. Им придётся отправиться в детский дом.

Коля пробовал поддерживать отношения с приятелем, но тот слишком горд, это оказывается очень трудным делом. В итоге, Николай записывает свои воспоминания о тех событиях.

Да, боевые действия кончились, но голод, разрушения, слёзы ещё долго остаются на земле. Именно учительница Анна Николаевна просит класс не забывать об ужасах войны, передать эту память своим детям и внукам.

Оцените произведение:

3.99

Голосов: 333 Читать краткое содержание Последние холода. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Постоянный голод

Далее краткое содержание книги «Последние холода» рассказывает о том, что все время хочется есть. В целом всех ребят условно можно было подразделить на 3 группы: простых, шпану и шакалов. Простые ребята боялись всех остальных. Шакалы у всех отнимали еду, при этом шпана просто внушала страх всем своим видом, при этом она вызывала ощущение совершенно тупой толпы.

В какой-то момент, когда Коля кушал, он оставил суп (для рассказчика немыслимое дело, поскольку его мать учила всегда все доедать, даже если ему пища очень не нравилась). К нему подсел незаметно для него один из шакалов, начал выпрашивать взглядом остатки супа. В этот момент рассказчик заколебался, хотя ему пищу и отдал. Он этого мальчика заприметил, про себя называя его желтолицым. Кроме того, он заприметил одного парня из шпаны, пробившегося без очереди среди мелких. Прозвал он его Носом.

Спустя несколько дней, опять кушая, он снова увидел желтолицего, который украл хлеб у совсем маленькой девочки, из-за чего поднялся ужасный скандал. После этого банда Носа решила поколотить желтолицего, но выяснилось, что они, в общем-то, и драться толком не умеют, больше хорохорятся. Тогда желтолицый Носа схватил за горло и начал душить. Банда в ужасе разбежалась. А желтолицый побрел к забору. Там он упал в обморок. Увидев это, Коля начал звать на помощь, и мальчика привели в себя. Выяснилось, что он ничего не ел уже 5 суток, а хлеб воровал для себя и своей сестры Марьи. Тогда рассказчик узнал, что имя желтолицего — Вадька.

Ценности жизни

Дети в радостном шоке идут за обедом, но у девочки отбирают котлету. Вадик заступается за сестру, хоть у вора в руке острая бритва. В итоге обидчик позорно убегает, бросив надкушенную котлету, но гордые дети уже не обращают на нее никакого внимания, хотя еще вчера набросились бы на нее. Из этого поступка Коля делает вывод, что как только исчезает потребность в пище, человек меняется. У ребенка в голове возникает вопрос: люди ли управляют голодом или все же он властвует над ними?

На выходе из столовой брата с сестрой подкарауливает опозоренный недавно котлетный вор и пытается ранить мальчика лезвием, но только портит его пальто. Теперь ребенок не сможет его продать. После неприятного случая Вадим отправляется на занятия, а Марья с Колей идут относить очередное письмо в барак. По дороге девочка полностью рассказывает обо всех горестях голодной жизни и говорит, что поначалу было очень стыдно попрошайничать, но желание съесть что-нибудь убивает смущение и заставляет просто выживать.

По возвращении домой Колю ждут приятные и не очень новости:

  1. Учителя собрали для брата с сестрой большой портфель продуктов.
  2. Маленькой Марье пришлось идти в мужскую баню с братом, чтобы просто помыться, ей было очень стыдно. Теперь она туда ходить не хочет вообще.
  3. Мама Коли узнала о прогуле занятий и устроила ему взбучку, не желая слушать ничего о помощи несчастному Вадьке в поисках еды.

Женщина уверена, что мальчик оказывает дурное влияние на Кольку, и не хочет продолжения их дружбы. Отношения между приятелями охладевают. Но в то время, пока весь город и страна радуются победе и ликуют, у брата с сестрой случается настоящее горе:

  • умирает мама;
  • их забирают в детдом.

Вадим из гордости и нежелания видеть жалость к себе прогоняет Колю и окончательно разрывает их товарищество. Последняя встреча приятелей происходит в конце лета. Тогда Вадим сообщает своему старому другу, что они переезжают вместе с детдомом.

Осенью Коля переходит в четвертый класс и снова получает талоны на питание в «восьмой столовке».

Дружба с голодающими детьми

Когда избитый паренек приходит в себя, ребята, наконец, знакомятся. Мальчик представляется Вадькой и рассказывает, что учится в шестом классе, у него есть младшая сестренка Марья. Он не ел уже пять дней и ворует не столько для себя, сколько для малышки.

Также Коля узнает, что детей с мамой недавно эвакуировали из Минска, они новенькие в городе, никого не знают, отец умер на фронте, а родительница находится в тифозном бараке на лечении. Они очень голодают и безуспешно пытаются выжить. Им тоже были положены талоны на питание, но Марья их потеряла. Теперь до начала следующего месяца им совсем нечего есть.

Дети практически умирают от голода, но ежедневно строчат позитивные письма своей маме, в которых рассказывают, что у них все хорошо, чем они питаются в школе и дома, как прилежно учатся. Коля привязывается к новым друзьям и всеми своими детскими силами пытается им помочь выжить. Маленький Вадька задумал продать пальто, чтобы протянуть до начала следующего месяца, и просит у товарища дать ему поносить любую имеющуюся курточку до лета. На этом их застает Колина мама. Сын рассказывает ей обо всех горестях несчастных и брошенных детей.

Женщина, проникнувшись сочувствием и жалостью, забирает брата с сестрой домой, кормит до отвала и отправляет спать. Потом проверяет их тетради и окончательно решает помочь несчастным. С утра она звонит учителям ребятишек и говорит об их сложной ситуации.

В этот день Коля прогуливает уроки и помогает товарищу добыть еду. Потом друзья отправляются домой к Вадьке и Марье. Их домом оказывается комнатушка:

  • убогая;
  • заброшенная;
  • пропитанная горем и несчастьями.

Там встречают Марью, которая ошеломляет брата рассказом о том, что учителя собрали им немного денег, директор пообещал выдать новые карточки на питание, а школа уже выделила дополнительные талончики на еду.

Знакомство с голодными военными реалиями

В младшей школе дают талоны на питание, но не всем они достаются, поэтому дети ходят есть в городскую «восьмую столовку» по очереди. Коля, приходя туда, думает, что он попадает в рай на земле, хотя на деле это обычное убогое помещение с большим холодным залом, заполненное голодающими детьми с разных школ.

Мальчик берет еду и занимает место за столиком рядом с двумя дерзкими пацанами. Те едят и оставшийся хлеб выбрасывают птицам, чтобы не делиться с голодающими детьми, которых все называют «шакалами». Коля не понимает, о ком и о чем они говорят, пока на следующий день не встречает одного болезненного желтолицего мальчугана с просьбой отдать ему остатки еды. Ребенок, конечно, делится, также он замечает, что еще одна девочка отдает часть своей порции сестре этого паренька.

Это была первая встреча Коли с голодными детьми-жертвами войны. На следующий день мальчик приходит в столовую раньше обычного и, стоя в длинной очереди, ищет взглядом вчерашних оголодавших ребят. Он замечает, что сегодня присутствуют и те, кто уже просто ворует еду у других, не пытаясь выпрашивать. В этот момент парень видит желтолицего, который решил своровать хлеб у одной из девочек, однако та начинает реветь, поднимая шум, и голодный мальчишка убегает от греха подальше.

Далее до Колиного слуха доносится шепот наглой шайки парней постарше о том, что дерзкого «шакала» надо проучить. Ребенок несется за ними и видит, что голодного мальчика уже избивают, а тот как-то очень смиренно терпит, а затем вскакивает и вцепляется мертвой хваткой в горло главарю и почти уже удушает его, но падает без сил, а малолетние бандиты трусливо убегают прочь.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шукшин Критики Несмотря на небольшой объем произведения Василия Шукшина-Критики, автор удачно описывает момент из жизни деда и маленького внуку, показывая их характер и донося смысл до читателя. Рассказ начинается с описания главных героев, был дед, ему было 73 года
  • Краткое содержание Корнель Гораций В очень далекие времена, когда еще не существовало ныне самых развитых стран, было два основных государства, Рим и Альба и были они союзниками и торговыми партнерами
  • Краткое содержание Казус Кукоцкого Улицкая В книге рассказана история жизни доктора Кукоцкого. Павел Алексеевич, будучи потомственным врачом, специализировался на гинекологии. Ему отлично давалась диагностика, ведь доктор обладал интуицией и способностью видеть больные органы своих пациентов.
  • Краткое содержание Куприн Изумруд Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением
  • Краткое содержание Голубая книга Зощенко Произведение Голубая книга было написано по просьбе Горького. Книга рассказывает об обычной бытовой жизни простых людей, состоит она из новелл и написана простым и обычным языком наполненным жаргонизмами.

Страшные события навсегда останутся в истории кровавыми пятнами, а краткое содержание прозы «Последние холода» для читательского дневника нужно, чтобы чаще ценили жизнь.

Талоны на питание

Главного героя произведения зовут Коля. Действие происходит в небольшом городе, в глубоком тылу. Дети здесь, несмотря ни на что, продолжают ходить в школу, матери — на работу. Отцы где-то далеко сражаются с врагом. Но в действительности война повсюду, даже там, где нет сражений и битв. Последний год войны, о котором идет речь в повести, — это и есть ее краткое содержание (А. А. Лиханов). «Последние холода» — история о решающих битвах за родину, которые вели не только отважные солдаты на передовой, но и мирные жители в тылу. И даже дети.

В этот период из радиоприемников повсюду разносится голос диктора Левитана, который торжественно объявляет об очередной победе. Но голод и болезни подорвали здоровье людей. Особенно тяжело лишения переносят подростки и дети. Главному персонажу, как и прочим школьникам в этом тыловом городе, полагаются талоны на питание. Мать и бабушка делают все для того, чтобы мальчик не испытывал чувства голода. Но ощущение несытости все же его не покидает.

Читательский дневник по повести «Последние холода» Лиханова

Сюжет

В апреле 1945 года третьеклассник Коля с мамой и бабушкой в тыловом городе ждет отца с фронта. В столовой, где он ест по талонам на дополнительное питание, «шакалит» шестиклассник Вадька Русаков: выпрашивает или крадет еду. «Шакалов» презирают, Вадьку пытается побить парень из шайки по кличке Нос. Коля узнает, что Вадим носит еду младшей сестре Марье. Девочка потеряла карточки на еду, их отец погиб на войне, а мама в тифозной больнице. Домашний мальчик Коля восхищается самостоятельностью Вадьки, его знанием жизни и борьбой с голодом.

Однажды Коля вместо уроков идет искать еду, и мама запрещает ему водиться с Вадькой. Она же добилась выдачи детям карточек и талонов. Счастье дня Победы для Русаковых омрачено новостью о смерти мамы. Теперь им только в детдом. Коля чувствует себя ребенком перед Вадимом. Их пути расходятся. Мудрая учительница Коли Анна Николаевна просит детей помнить о войне и привить эту память следующим поколениям людей.

Отзыв

Повесть о детстве, опаленном войной, память о котором нельзя предавать. В каждую семью вошло горе. Дети взрослеют раньше времени. Война сделала брата и сестру Русаковых сиротами. И таких, как они, было много. Об этом нужно помнить, не допустить новой войны. Образ мудрой мамы героя, образ учительницы, которая не только учит, но и воспитывает детей настоящими людьми.

Повесть учит быть отзывчивым, сострадательным, самоотверженным, бесстрашным, честным, требовательным к себе, а не другим, самостоятельным, верным, благодарным, совестливым. Учит беречь память о войне, ее больших и маленьких героях, ценить мир, время, родных, верить в лучшее.

Интересные темы

  • Баум — Волшебник из Страны Оз Знаменитые на весь мир, рассказы о волшебной стране Оз, были созданы Лейманом Френком Бауманом. Несмотря на значительные
  • Бунин — Темные аллеи Рассказ посвящен любви, в которой сословные предрассудки помешали влюбленным стать счастливыми. Осенью во двор постоялого двора одной из русских губерний въезжает коляска, в которой сидит еще
  • Пушкин — Повести Белкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» написал Александр Сергеевич Пушкин. В этом сборнике он решил рассказать о жизни провинциальной России.
  • Андреев — Иуда Искариот Композиция повести включает в себя девять глав, в которых Андреев рассказывает не только о последних земных днях Иисуса Христа, но и исследует природу предательства.

«Последние холода» — читательский дневник по повести А. Лиханова

Повесть «Последние холода» Альберта Лиханова была написана и опубликована в журнале «Юность» в 1984 году.

Краткое содержание и сюжет

Коля и его мама, как могли помогали Вадику с сестрой, но аккурат перед Днем Победы мама Вадика и Марьи умерла, и детей отправили в детский дом.

Потом, встречая в столовой других «шакалов», Коля всегда делился с ними своими обедами.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В повести рассказано о судьбе детей в голодное время последнего года войны. О том, как двое детей чуть не умерли с голода, когда мама заболела тифом, а у них украли талоны. И они не ели по несколько дней. Как им приходилось выживать, скрывая это. Они очень боялись, что об этом узнает мама и это ее погубит.В судьбу детей вмешалась мама Коли, который познакомился с ним в столовой, где им приходилось » шакалить», просить, отбирать, унижаться, доедать за другими, то что оставалось. Это спасли их от смерти, но за несколько дней до Победы, в больнице, умерла их мама и их забрали в детский дом.

План пересказа

а) война, Коля живёт с мамой и бабушкой б) талоны на доппитание в) 8-я столовая г) шакалы д) драка Вадика и парнишки по кличке Нос е) обморок Вадика. д) дети у Коли, его мама узнала, что случилось с детьми ж) дети пишут письмо маме в больницу, но не говорят, что они голодают, у них украли талоны и деньги з) школа жизни Коле от Вадика в день прогула школы и) детям помогают, дают талоны, жизнь немного наладилась к) День Победы л) мама Вадика и Маши умерла в больнице, их отправляют в детдом. м) детский дом отправляют на Запад страны, дети расстаются н) наказ Анны Николаевны детям.

Чему учит

Повесть учит быть сострадательным к тем, кого постигло горе. Что нужно всеми путями защищать своих близких, заботиться о них.

Вывод и мое мнение

Война приносит с собой тяжёлые испытания, которые далеко не каждый способен достойно преодолеть. Голод стирает в душе человека былые ценности, превращая его в загнанного зверя. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное — порядочность, доброту.

Матери

Составляя краткое содержание рассказа «Последние холода», нужно поведать и об отношениях детей со своими матерями. Так, когда Коля был у Вадима, он их очень активно сравнивал. Рассказчик был всегда под покровительством мамы, ее никак не жалел, за нее не боялся. А у Вадика отношения с матерью были совершенно иные: он сам рассказывал, что очень боится за нее, что после смерти их отца она очень сильно изменилась. Такое отношение к любимому человеку говорит об уже появившейся зрелости мальчика, он, в отличие от Коли, повидал в жизни уже многое. На его лице появились даже морщинки, иной раз он напоминал старика.

Вернувшись из школы, Марья поругала Вадика за то, что он прогуливает уроки, и сообщила, что ей дали талоны на питание. Дети наконец поели в столовой, но у девочки отобрали второе, после чего ее брат отогнал обидчика.

Главные герои («Последние холода») выходят из столовой, смеются, шутят. Вадику ножом порвали пальто, девочка заплакала. Желтолицый идет в школу, поскольку его вызвали к директору, Коля же провожает Марью домой. Здесь они написали письмо ее матери, при этом на не особо разговорчивого рассказчика неожиданно напал дух сочинительства, может быть, из-за того, что он себя представил на месте детей.

Потом они отправились домой к Коле, сделали там уроки, покушали. Зашел желтолицый с перевязанными ремнем учебниками и целым портфелем еды — ему ее передали через директора учителя. Вадик обвиняет мать рассказчика в том, что его вызвали к директору, а также в данных подачках. Но мама говорит, что она здесь ни при чем. Она усаживает мальчика за стол, он нехотя, но соглашается. Начинают разговаривать о бане. Выяснилось, что Вадик и Марья после госпитализации матери мылись один раз из-за жуткого стеснения девочки ходить в общую баню, а сама она не могла мыться, было трудно. Рассказчик говорит о детстве, что вроде бы ты и свободен, но это не так, ты не волен. В какой-то момент обязательно понадобится сделать что-то, чему противится изо всех сил твоя душа. А тебе при этом говорят, что так надо, и ты, страдая, маясь, упираясь, делаешь все-таки то, что требуется.

Когда Марья и Вадька уходят, мать Колю ругает за прогуливание уроков, к слову, первое в его жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: