Матренин двор основная тема. «матрёнин двор», анализ рассказа солженицына

«матренин двор» главные герои

Краткое содержание рассказа «Матренин двор» подробно по главам

Глава 1

Повествование ведется от первого лица, и главный герой является рассказчиком. Это мужчина средних лет, который запоздало возвращается в Россию. Герой хочет начать работу учителя где-нибудь подальше от суеты, а вот конкретное место выбирает практически наугад. В первой деревне, которую мужчина выбрал, не пекли хлеб, поэтому герой решил отправиться дальше. Он остановился в селе под названием Тальново и снял комнатку у женщины лет шестидесяти – Матрёны.

Хозяйка избы, в которой поселился герой, всегда занята делами. Она встает рано, кормит немногочисленное хозяйство, состоящее из козы и хромой кошки, готовит завтрак постояльцу и идет работать. Женщина держит небольшой огород, однако земля не слишком плодородна, поэтому урожай получается скудным.

Часто Матрену зовут помочь с огородом соседки, и женщина никогда не отказывает. Она с чистой душой и искренней радостью целый день может провести за сбором чужого урожая, при этом не взяв с хозяев ни копейки. Раз в шесть недель настает очередь Матрены кормить пастухов. Но даже в этом случае женщина показывает широту своей души: она закупается мясом, сахаром и прочими продуктами, которые сама себе не позволяет даже по праздникам. Женщина питается только тем, что сама и вырастит.

Однажды от своих соседок Матрена узнает о пенсионной реформе, которая позволит ей получать выплаты от государства. Женщина пытается получить эти выплаты, однако этот процесс оказывается весьма сложным: для оформления пенсии требуется подписать множество документов в конторах, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Так Матрена могла потратить целый день всего на одну подпись.

К зиме женщина наконец получает пенсию, что делает ее жизнь немного легче. Матрена даже смогла купить себе валенки, пальто и отложить на черный день.

Глава 2

Сельские жители часто расспрашивали Матрену о ее постояльце, а женщина передавала эти вопросы главному герою. Однако он не слишком распространятся о своем прошлом, как и не расспрашивал Матрену о ее собственном. Он знал только то, что она вышла замуж и стала в этом доме хозяйкой, а все ее шестеро детей умерли еще в младенчестве.

Однажды в дом Матрены заходит старик – Фаддей. Он просит главного героя, который уже работает в школе учителем, за своего сына. Его рассказчик считает наглым и ленивым, однако и Матрена часто просила посодействовать парню в учебе. После ухода гостя главный герой узнает, что Фаддей должен был стать мужем Матрены. Однако он ушел на фронт и пропал, а семья Матрены настояла, чтобы женщина вышла замуж за его младшего брата. Женщина так и поступает, однако в скором времени Фаддей возвращается домой. Мужчина не прощает Матрену и женится на девушки из соседнего села – тоже Матрёне.

После этого муж Матрены уходит на фронт и не возвращается. Жена Фаддея часто навещает Матрену и жалуется о том, что муж ее бьет и унижает. Позже «вторая Матрена» отдает женщине на воспитание одного из своих шестерых детей – девочку Киру. Матрена растит ее на протяжении 10 лет, а затем та выходит замуж и покидает село.

Однажды Кира возвращается, чтобы навестить названную мать и попросить о том, чтобы Матрена сейчас отдала часть избы, которую завещала девушке. С этой же целью часто наведывается Фаддей.

Однажды вечером, когда рассказчик возвращается домой, он видит, что Фаддей пригнал сани и грузит на них разобранную часть избы. Матрена отправляется с ними, чтобы довести горницу до места, однако не возвращается. Ночью герой узнает, что вторые сани, которые из жадности Фаддей присоединил к первым, застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погиб машинист, сын Фаддея и сама Матрена.

Глава 3

В этой главе герои рассказа «Матренин двор» полноценно раскрывают свои личности. По Матрене горюет лишь ее названная дочь Кира, остальные только делают вид. Фаддей в этой ситуации волнуется лишь о том, чтобы вернуть сани домой.

Избу Матрены заколачивают, а рассказчик селится у золовки Матрены, которая часто вспоминает женщину, однако далеко не лестно.

После описанных событий рассказчик понимает, что вся русская земля держится на таких людях как Матрена: добрых, бескорыстных и открытых душой. Образ Матрены – это образ человека, который незримо создает основу целому селу своей помощью, добротой и поддержкой.

Краткое содержание Матренина двора

Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.

Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.

В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич
, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

История создания «Матрёнина двора»

Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008)

Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.

В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».

Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.

Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А

Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?

Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому

В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине

План рассказа Матренин двор Солженицына

Краткое содержание

Летом 1956 года на 184 километре от Москвы сходит человек. Это рассказчик, которого зовут Игнатьич. Игнатьич мечтает работать учителем где-нибудь в сельской местности, подальше от цивилизации. По распределению он попадает в деревню с красивым названием «Высокое Поле». Однако там Игнатьичу не нравится: в деревни не пекли хлеб и не торговали ничем съестным. Потому рассказчик переводится в другое селение под названием «Тальново». Здесь он становится квартирантом у Матрены Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна была добрым и отзывчивым человеком. Она часто помогала односельчанам, порою бросая свои дела. Женщина с желанием работала на чужой земле, искре радуясь хорошему результату.

Муж Матрены Ефим в Отечественную войну не вернулся с фронта, пропал без вести. Женщина считала, что повезло ей с супругом. Однако не любила она его так, как он любил ее. Из рассказа Матрены, Игнатич узнал, что в молодости была невестой она старшего брата Ефима – Фадея. Но Фадей пропал на 3 года в Первую мировую войну и его стали считать убитым. А Матрену выдали замуж за младшего брата. В тот же год из венгерского плена вернулся Фадей.

Матрена родила своему мужу шестерых детей, но все дети ее умерли в младенчестве. После их смерти односельчане убедили женщину, что на ней порча. У Фадея и его жены, также как у Матрены, было шесть детей. Поле того, как с фронта не вернулся ее муж, она взяла на воспитание дочку Фадея – Киру. Повзрослев, девушка вышла замуж и уехала с супругом в соседнее село.

Матрена часто болела, поэтому давно составила завещание. Из него следовала, что пристройку к избе отдает она своей воспитаннице Кире. Девушке понадобилось узаконить на новом месте своей участок, для этого требовалось поставить на его месте любою постройку. Фадей уговорил Матрену отдать горницу. Женщине не жалко было пристройку, не хотелось ей разбирать крышу, да еще и зимой. Но она согласилась.

В один из дней приехал Фаддей с детьми, разобрали они горницу и погрузили на сани. В потемках повезли пристройку Кире в соседнее село, вместе с ними ушла и Матрена. Женщина долго не возвращалась домой. Через некоторое время подруга Матрены Маша сказала, что сани застряли на железной дороге, в это время шел поезд и переехал их. Погибла Матрена, сын Фадея и машинист.

На похороны Матрены простится с ней пришли ее сестры, но плакали они «на показ», обвиняли в смерти женщины Фадея и ждали раздела имущества. Искренне горевали лишь воспитанница Кира и жена Фадея. После смерти Матрены Игнатьич переселился к ее золовке, которая вспоминала о родственнице только с осуждением. Не вписалась Матрена с доброй и чистой душой в мировосприятие односельчан. А праведная и честная ее жизнь так и осталась не понятой ими.

Популярные сегодня темы

Шестидесятые годы прошлого века, хрущёвская «оттепель» как её называют историки. Люди, наконец, могли открыто выражать свои мнения. Восходят на литературный небосклон такие имена, как Белла Ахмадулина

Произведение замечательного автора многих известных произведений, Пушкина, всегда наполнены обилием различных персонажей и образов. В своих произведениях практически

Николай Гоголь – автор бессмертного произведения, которое обозначалось им как поэма, Мертвых душ. В этой поэме сатирически изображается русская жизнь, ее отрицательные стороны, высмеиваются

Что же такое обломовщина? Откуда появилось данное слово, и каково его значение? Данное понятие появилось в тот момент, когда Гончаров выпустил свой роман, который назывался Обломов. Выпустил он данное произведение

Начиная тему изменчивости языка как явления, хотелось бы обсудить такие важные вещи как та же переменчивость языка, диалектика, генеалогическая древа языков и т.д.

Описание и характеристика главных героев

Список действующих лиц рассказа немногочисленный, сводится он к нескольким персонажам.

Матрена Григорьева
– женщина преклонных лет, крестьянка, которая всю жизнь проработала в колхозе и которую освободили от тяжелого ручного труда ввиду серьезной болезни.

Она всегда старалась помогать людям, пусть даже незнакомым.
Когда рассказчик приходит к ней, чтобы арендовать жилье, автор отмечает скромность и бескорыстие этой женщины.

Матрена никогда не искала жильца намеренно, не стремилась нажиться на этом. Все ее имущество состояло из цветов, старой кошки и козы. Самоотверженность Матрены не ведает границ. Даже ее супружеский союз с братом жениха объясняется желанием помогать. Так как мать у них умерла, работу по дому выполнять было некому, тогда Матрена взяла на себя эту ношу.

У крестьянки родилось шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте. Поэтому женщина занялась воспитанием Киры, младшей дочери Фаддея. Матрена работала с раннего утра да позднего вечера, но никогда и ни перед кем не выказывала своего недовольства, не жаловалась на усталость, не роптала на судьбу.

Ко всем она была добра и отзывчива. Она никогда не жаловалась, не хотела быть для кого-то в тягость.
Подросшей Кире Матрена решала отдать свою горницу, но для этого нужно было разделить дом. Во время переезда вещи Фаддея застряли на железной дороге, и женщина погибла под колесами поезда. С этого момента не стало человека, способного на бескорыстную помощь.

Тем временем родственники Матрены думали только о наживе, о том, как разделить вещи, оставшиеся от нее. Крестьянка сильно отличалась от остальных жителей деревни. Это был тот самый праведник – единственный, незаменимый и такой незаметный для окружающих людей.

Игнатьич
является прототипом писателя. В свое время герой отбывал ссылку, затем его оправдали. С тех пор мужчина задался целью отыскать тихий уголок, где можно провести остаток жизни в покое и безмятежности, работая простым школьным учителем. Свое пристанище Игнатьич нашел у Матрены.

Рассказчик – закрытый человек, которому не нравится излишнее внимание и долгие разговоры. Всему этому он предпочитает тишину и покой

Между тем с Матреной ему удалось найти общий язык, однако в силу того, что в людях он разбирался плохо, смысл жизни крестьянки он смог постичь только после ее смерти.

Фаддей
– бывший жених Матрены, брат Ефима. В юности он собирался на ней жениться, но ушел в армию, и вестей о нем не было три года. Тогда Матрену отдали замуж за Ефима. Вернувшись, Фаддей чуть было не зарубил топором брата и Матрену, но вовремя образумился.

Герой отличается жестокостью и несдержанностью. Не дождавшись смерти Матрены, он стал требовать у нее часть дома для дочери с мужем. Таким образом, именно Фаддей виноват в гибели Матрены, которая попала под поезд, помогая родным растаскивать свой дом по частям. На похоронах его не было.

Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.

Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.

В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.

Анализ «Матренин двор», Солженицын

Рассказ «Матренин двор» был основан на реальных событиях, которые пережил сам автор Солженицын. В этом повествовании рассказывается о нелегкой судьбе старушки, бывшей колхозницы, которая была оставлена без помощи родственников, друзей и собственной страны. И вынуждена была рассчитывать под старость лет только на свои силы. Но даже при таких обстоятельствах ее душа не зачерствела, моральные качества этого человека остались положительными.

Матренин двор краткий анализ

Рассказ написан в 1956 году. Анализируя рассказ «Матренин двор», мы видим, что автор затрагивает тему о непростой жизни людей в российской глубинке. О тяжелом труде, который они вынуждены исполнять каждый день, чтобы прокормить свои семьи. Также в этой повести показываются отношения простых людей с властью и духовный облик человека.

Композиция и жанр

Жанр этого произведения — монументальный рассказ, основанный на реальных событиях, увиденных автором.

Ниже будет приведен краткий анализ рассказа Солженицына.

️ 1-я глава. Рассказ начинается с того, что главный герой, уставший от жизни решает уехать в глубинку. Он мечтает поселиться в каком-нибудь тихом и спокойном месте и наслаждаться российской природой. Автор находит такое место, и снимает дом у старушки. Там он работает учителем математики по утрам, а по вечерам уединяется со своими мыслями.

️ 2-я глава. Во второй главе происходит знакомство с загадочным образом старушки. Автор начинает все больше узнавать о жизни Матрены. Она рассказывает ему о своей нелегкой судьбе: смерти детей, муже, не вернувшимся с войны, о приемной дочери Кире. И своей помолвке в молодости со старшим братом мужа — Фаддеем. В конце концов Матрена трагически погибает под колесами поезда.

️ 3-я глава. В третьей главе описываются похороны старушки. Все родственники и соседи собираются на поминках Матрены, оплакивая ее. Но целью их прихода является не горе, а желание заполучить как можно больше имущества усопшей. Единственный человек, который действительно переживает потерю — это ее приемная дочь Кира.

Главные герои

Игнатьич — рассказчик этой истории. Простой спокойный человек, любящий уединение. Он весьма неприхотлив в плане жилищных условий и пищи. Это человек, который хорошо разбирается в людях и умеет разглядеть сокрытый смысл.

Матрена — женщина в возрасте, пережившая многие испытания в молодости и оставшаяся практически без поддержки и помощи. Она не боится физической работы, напротив, находит в ней покой и умиротворение. Матрена — это образ праведницы, помогающей людям, простой и душевной.

Фаддей — старший брат Матрениного мужа. Когда-то он любил ее и хотел жениться. Но, пропав без вести, а затем вернувшись и узнав о том, что возлюбленная вышла замуж за его младшего брата, он никогда не смог простить этого. Человек суровый, малодушный и жадный. Даже после смерти Матрены его беспокоит только дележка имущества.

Проблематика произведения

Исходя из анализа рассказа «Матренин двор» мы понимаем, какой была жизнь простых людей в русской глубинке. Государство не помогало им, как на примере с Матреной, и люди вынуждены были воровать торф, чтобы согреть печь в зиму.

В действительности старушка была одинока, но она радовалась каждому дню и скрашивала свою жизнь, трудясь и помогая другим. Женщина не гналась за мирскими благами. Многие осуждали ее простоту и пользовались ею. Но Матрена никогда никого не осуждала.

После ее смерти многие отзывались о ней плохо, хотя грехов у нее было меньше, чем у кошки, которая душила мышей. На самом же деле люди, по черствости собственных душ, не могли принять образ Матрены, так отличавшийся от большинства добротой и искренностью.

Автор подразумевает, что смысл бытия не в покупке новой одежды, чтобы похвастаться обновкой, не в нажитом богатстве, потому что в итоге его поделят посторонние люди после твоей смерти. А истинный смысл, чтобы чувствовать себя счастливым, — это быть свободным от зависти, осуждений, помогать людям, не отчаиваться и верить в добро, как делала это Матрена.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

https://youtube.com/watch?v=wDXU5zRwRBg

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. «Матренин двор» — рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа — следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он — нет. После ее смерти единственное, что его заботит, — это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», — это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

История создания «Матрёнина двора»

Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008)

Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.

В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».

Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.

Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А

Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?

Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому

В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия
«Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает
свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части
, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части
, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.

герои рассказа «материн двор» характеристика

матрёна

обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым.

кира

простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине.

фаддей

шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой.

рассказчик игнатьич

добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич.

Жанровые особенности

Проведем анализ произведения «Матренин двор» в контексте жанровой специфики. Рассказ о жизни сельского человека в российской глубинке. Солженицын описывает взаимоотношения правительственной власти и обычного человека. Автор отмечает высокую идею работы без поисков какой-либо личной выгоды, когда вокруг алчность.

Была поставлена задача раскрыть проблематику труда. Главная героиня работает для всеобщего благополучия и не хочет ничего себе. Ее недооценивают окружающие. Матрена проживает ежедневную драму: утрата жениха, тяжкая работа, плохое самочувствие. Труд ее утешает и помогает жить дальше. Любовь к другим — это главная черта, которую автор хотел показать в своем рассказе.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу

А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: