«лес» а. островского

Критика

Пьеса была представлена на XV Уваровский конкурс. Но опасения брата и друзей Островского оправдались, острая сатирическая направленность «Леса» обусловила отказ в присуждении премии. А. В. Никитенко дал о ней отрицательный отзыв (см. Е. С. Кулябко, «А. Н. Островский и Академия наук». «Вестник Академии наук СССР», 1948, № 4, стр. 56).

С углублением в 70-х годах критического отношения Островского к социальной действительности и ростом активности консервативных сил усилились и нападки на его произведения со стороны реакционной и либеральной критики. Комедия «Лес» не была исключением. Реакционный публицист В. П. Буренин писал, что она

Критик-славянофил Н. Страхов полностью отрицал социальную значимость комедии. Он не принял сатирической обрисовки образов Гурмыжской, Буланова, Милонова и Бодаева. По его мнению, характеры Гурмыжской и Буланова «только набросаны»;

Резкое, близкое к щедринскому обличение в пьесе представителей дворянско-буржуазного общества обусловило и вывод критика, что изображенные в ней лица «принадлежат к несуществующей, сочиненной автором, среде» («Заря», 1871, № 2, стр. 71).

Актеры в поместье

Зрители комедии Островского «Лес» становятся свидетелями того, как
на следующее утро Гурмыжская кокетничает с Булановым. Он пересказывает ему свой сон про своего загадочного племянника. По ее словам, он застрелил себя из пистолета у нее на глазах, когда приехал к ней в имение.

Тут появляется Карп, который сообщает о визите барина. Удивленные Гурмыжская с Булановым уходят встречать гостя. Оказывается, за барина приняли Несчастливцева, который переоделся в приличный костюм. Счастливцева решено объявить его лакеем, потому что тот остался в прежней одежде. Несчастливцев представляется офицером в отставке.

Эта ситуация внимательному зрителю сразу напомнит пьесу Гоголя «Ревизор». Но это только на первый взгляд. Несчастливцева все принимают за племянника Гурмыжской. Гостей селят в беседке.

Купец-обманщик

В полной красе Несчастливцев проявляет себя в сцене с купцом Восмибратовым. Тот обманывает Гурмыжскую, забрав у нее расписку, в которой обещал рассчитаться за лес. Помещица жалуется Буланову. И тут Несчастливцев, вошедший в образ отставного офицера, приказывает воротить купца.

Он применяет весь имеющийся у него арсенал трагика, пускает в ход самые громкие слова, изображая грозного барина, даже задевает честь купца. После этого он отдает деньги. Несчастливцев благородно возвращает деньги Гурмыжской.

К тому времени Счастливцев доволен своим положением. Он пообедал с барского стола, потому что заявил, что приучен только к такому обращению, да еще и назначил на вечер свидание ключнице Улите, вдобавок наврал с три короба. Его товарищ рассержен этим, он едва скрывается от его праведного гнева трагика.

Вечером на свидании с Улитой он от страха перед Несчастливцевым признается ключнице, что оба они актеры и пьяницы, а не какие не офицер и его слуга.

В следующей сцене зрители наблюдают, как развиваются отношения между Петром и Аксиньей. Молодой человек сумел уломать отца на небольшое приданое — 2000 рублей. Но и эти деньги надо где-то достать. Влюбленные решают просить в долг.

Уходя от Петра, Аксинья встречает Несчастливцева. Она просит у него денег, но тот признается, что на самом деле беднее ее.

Трагика на пике его душевного подъема встречает Аркадий. Тот рассказывает, что женщина от любви на его глазах бросилась в воду. Поразившись ее харизмой, он убеждает Аксинью обязательно идти в актрисы. Причем прямо сейчас, в труппу, которую он создает. Отчаявшаяся и как будто завороженная Аксинья даже соглашается, не до конца понимая, что ей предлагают. Она уверена, что хуже не будет, теперь-то она готова на все.

Несчастливцев обещает в эту же ночь посвятить ее в актрисы, почитать с ней несколько новых ролей, которые есть в его репертуаре. Он радует Аркадия тем, что у них теперь есть актриса, они готовы объехать с триумфом всю страну. Втроем они отправляются в беседку.

Планы Буланова

Осмелевший Буланов начинает обсуждать планы на будущее с Гурмыжской. Тут появляется Аксинья, о судьбе которой как раз шла речь. Гурмыжская прогоняет Буланова и вызывает девушку на откровенный разговор.

Вдвоем они начинают обсуждать Буланова. Все это заканчивается обменом колкостями, из которого хозяйка выходит проигравшей. В конце концов она вынуждена признать, что ревнует Аксинью к молодому человеку. А когда девушка признается, что окончательно решила уйти из Пеньков, Раиса Павловна умиляется этой новости.

На смену Аксинье приходит Несчастливцев. Он уже переоделся в обычный дорожный костюм. Внезапно он отбирает у барыни колокольчик и выкладывает пистолет возле шкатулки с деньгами. Актер просит помещицу подарить ему эту шкатулку. Гурмыжская начинает его уверять, что в шкатулке ничего, что бы заслуживало его внимания, только документы по имению. Но Несчастливцев уверен, что в ней деньги.

Запугав помещицу, он заставляет ее отдать ему тысячу рублей, которую Гурмыжская и так ему была должна, в чем сама и призналась.

Актер в предвкушении. На эти деньги он уже мечтает организовать труппу, с успехом выступать по разным городам, мечтает о бенефисах, аплодисментах и заманчивых контрактах.

Между тем в доме собираются гости. Аксинья ищет среди них Петра, чтобы увидеться в последний раз и попрощаться. Тот признается, что отец согласился еще больше уменьшить приданое. Просит уже хотя бы тысячу рублей. Аксинья тут же разыскивает трагику, объясняя ему, что теперь для ее счастья достаточно всего тысячи рублей. Несчастливцев напоминает ей, что она собиралась идти в актрисы, но девушка признается, что чувство к Петру сильнее всего. Трагик в раздумьях удаляется в столовую.

На вечер в доме Гурмыжской собираются помещики из окрестных селений. Только за обедом гости узнают об истинной причине торжества. Раиса Павловна официально объявляет, что выходит замуж за Буланова. Появившийся Несчастливцев просит ее по такому случаю устроить счастье и ее племяннице, снабдив небольшой суммой денег в качестве приданого. Но Гурмыжская ему отказывает. Согласен с ней и Буланов.

Тогда Несчастливцев, к ужасу его спутника Аркадия, отдает все деньги, которые они мечтали потратить на актерскую труппу, Аксинье. Та его горячо благодарит. Милонов заявляет, что напечатает об этом поступке в газетах, а Бодаев объявляет, что тот теперь всегда желанный гость в его доме.

Несчастливцев и Аркадий собираются уезжать. Поражаясь друг другу, как оказались в этом месте, где старухи выходят замуж за гимназистов, а молодые девушки с горя готовы топиться. Большое впечатление на зрителей производит финальный монолог Несчастливцева. Он заявляет, что они с Аркадием артисты, а все, кто их окружает, — настоящие комедианты. Тетка провоцирует свою племянницу на то, что девушка готова утопиться, а спасает ее только бедный актер Несчастливцев. В конце он называет всех порождениями крокодилов.

В завершение актер читает монолог Карла Моора из пьесы «Разбойники», который заканчивается словами о том, что герой желает вырваться из окружающих его обитателей кровожадных лесов.

Пьеса Александра Островского заканчивается сворой между Несчастливцевым, Булановым и Милоновым. Те обиделись на его слова, хотят побить или отвести к становому. На что актер заявляет, что текст прошел цензуру, он говорит словами Шиллера, когда все остальные, как подьячие. Он подает руку Счастливцеву и вместе с ним уходит, попросив напоследок Карпа вернуть назад тройку, если она за ними приедет, сказав, что господа решили идти пешком.

История создания

Детство и юность Александра Островского прошли в Замоскворечье. Здесь он хорошо изучил быт и нравы разных сословий Москвы, особенно купечества и мещанства. После учебы на юридическом факультете московского университета он поступил на службу в судебную палату, что дало богатый жизненный материал будущему драматургу. Писать Островский начал очень рано, однако первый драматургический опыт — пьеса «Свои люди – сочтемся» (1847 год), вызвала бурю негодования среди торгового сословия. Купцы даже подали на автора жалобу в государеву канцелярию. Результатом был не просто запрет на произведение, но и установление за автором полицейского надзора.

Но несмотря на это, творчество Александра Островского, одного из величайшихрусских драматургов 19 века оказало большое влияние на развитие русского театра. Островский был избран почетным членом Петербургской АН, он являлся одним из создателей новой театральной школы и стал печататься в журнале «Современник».

Комедия А. Н. Островского «Лес» была написана в 70-е годы XIX столетия, фактически через десять лет после отмены крепостного права. Как в любых подобных ситуациях, когда идет слом старых отношений и нарождаются новые, возникает множество проблем, затронувших разные слои населения — это и крестьянство, и дворянство (которое уже во многих сферах терпит фиаско), это и нарождающаяся буржуазия. 

В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России.В это же время на возникающие в обществе перемены откликаются многие великие русские писатели — это и Салтыков-Щедрин с романом «Господа Головлевы», Лев Толстой в романе «Анна Каренина»:

Работа над пьесой «Лес» протекала в литературной и идеологической близости Островского с руководителями журнала «Отечественные записки» Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным. 

Как было принято в литературных кругах того времени, пьеса еще до публикациичиталась в кругу интеллигентов, артистов, в частных домах, и была принята восторженно. Первое чтение ее в Петербурге состоялось у брата драматурга — М. Н. Островского.

Несчастливцев рассказывает, кто он на самом деле

Геннадий уверен, что не сможет простить барыню. Приходят Карп и Улита, а следом за ними входит Счастливцев. Улита (ключница) появляется из-за предстоящего свидания. Карп шутит над ней. Он рассказывает сплетни о барыне, приписывает ей различные романы. Улита остается наедине с Аркадием и говорит ему, что ей не нравится ее положение.

Геннадий продолжает держать в страхе Счастливцева. Он рассказывает ненароком Улите, что не является на самом деле офицером. Несчастливцев говорит, что он и его мнимый лакей — актеры. Аксинья и Петр находятся в саду. Купец Восмибратов соглашается получить меньшее приданое, чем ему полагалось. Влюбленные просят денег у Геннадия, он легко располагает Аксинью и Петра к себе. Девушка в отчаянии, однако Несчастливцев объясняет, что с финансами у него даже хуже, чем у нее. Тогда Аксинья говорит, что утопится в озере. Ее останавливает Геннадий.

«Лес»: анализ

Пьеса «Скоген», написанная в 1870 году, открывает десятилетие, когда были популярны семейные романы. Основная их идея – неразрывность общества и семьи. Островский, так же как Салтыков-Щедрин и Толстой, прекрасно чувствовал, что в России в пореформенный период все изменилось и «встало» (Толстой). Именно семья отражает изменения в обществе.

Все это Островский хотел показать в своем произведении («Лес»). Анализ пьесы позволяет убедиться, что через семейный конфликт просвечивают большие перемены, произошедшие в жизни российского общества. В произведении чувствуется ветер истории. Он переселил многих людей из твердых и жестких ячеек государства, организованных иерархически.

Все они сталкиваются друг с другом, спорят, дерутся в гостиной Гурмыжской. Это люди, которых раньше невозможно было представить в диалогическом общении: бедный студент, неграмотный купец, уездный дворянин, малообразованный гимназист из небогатой дворянской семьи, помещик Гурмыжский (ставший актером Несчаствитцев), актер из среднего класса.

Комедия «Лес» (Островский, как известно, создал не одно произведение этого жанра) — одно из самых сложных и совершенных творений Александра Николаевича. Это выражалось в построении произведения, в сложности построения сюжета. История любви Петра и Аксиньи развивается в форме народной комедии.

Напоминает раннее творчество Островского. Эта линия в произведении не вытянута, хотя драматургическая борьба и развитие сюжета сосредоточены именно на ней. Судьба Аксиньи, можно сказать, является причиной развертывания еще одной линии — борьбы между вольным художником Несчастливцевым, «потерянным сыном» Гурмыжских; и мир помещичьей собственности, где главным идеологом является помещица Гурмыжская.

Высокая богатырская линия связана с образом Геннадия Несчастливцева. Однако она раскрывается во всей своей полноте и в связи с сатирической направленностью пьесы. Анализ произведения Островского «Лес» позволяет утверждать, что семейный конфликт обеспечивает социальную характеристику (частично политическую) общества в послереформенные годы. В схватке со своими антагонистами Геннадий — поистине высокий герой.

Почему Островский назвал комедию «Лес»? Этот образ аллегоричен. Это символ дикости дворянства, благовоспитанного внешне, но внутренне испорченного. Ведь дворянское поместье, в котором происходит действие, со всех сторон окружено лесом.

Проблемы

  1. Проблема социальной несправедливости. Люди, которым досталось состояние по наследству, становятся скупцами и никак не помогают обществу, оставляя бедняков на произвол судьбы. Они обходят даже своих родственников и тратят деньги лишь на свои эгоистические нужды, хотя ни копейки из них не заработали своим трудом.
  2. Проблема финансовой зависимости и женский вопрос. Мы узнаем историю молодой девушки Аксиньи, которая ломает голову, где достать деньги, чтобы отдать купцу Восмибратову тысячу рублей в качестве приданого. Жизнь дома у родственницы для нее невыносима, а замуж без денег ее не берут. Что остается бедной девушке? Только в петлю, ведь выхода нет. Она не может заработать деньги честным трудом, в патриархальном обществе она беспомощна и приравнена к вещи.
  3. Проблема искусства. Одаренные артисты идут по миру, ведь в их сфере всюду царят жестокие нравы и эксплуатация талантов. За свои спектакли актеры получают копейки, их везде пытаются обмануть. Однако организовать свое дело они не могут, ведь им негде взять изначальные инвестиции. Государство никак не защищает их права, зато исправно собирает налоги.
  4. Проблема безнравственности купечества. Предприниматели стремились заработать даже на счастье собственных детей, а с посторонними людьми не гнушались самыми противозаконными методами ведения дел. Они мошенничали, и никто опять же не мог защитить людей от их произвола.
  5. Проблема невежества и лицемерия дворянства. Люди из этого сословия получали богатство и власть изначально, ничего для этого не делая, поэтому многие из них не развивались духовно и интеллектуально. Из-за этого они легко поддавались на обман, маскировали свою глупость высокопарными фразами, которые на практике оказывались ложью.

Заключительные события

Буланов и Раиса решают вступить в брак. По этому случаю Геннадий пытается уговорить помещицу дать приданое, однако та отказывает. Буланов поддерживает ее. Геннадий сам отдает деньги влюбленным. Девушка благодарна ему, а Бодаев так удивлен благородным поступком, что собирается сообщить об этом в газете.

Монологом завершает свое произведение Островский («Лес»). Краткое содержание его следующее: говорится о том, что молодые девушки хотят уйти из дома как можно скорее, а старые женщины имеют шанс выйти замуж за молодых парней. Аркадий сообщает Карпу, что если приедет повозка с лошадьми, следует развернуть ее обратно для того, чтобы молодые могли совершить приятную прогулку.

Перейдем к анализу пьесы, которую создал Островский («Лес»). Краткое содержание ее наверняка вызвало множество вопросов у читателей. Это и понятно, ведь произведение является одним из самых сложных в творчестве Александра Николаевича. Давайте разберемся в том, что хотел сказать нам Островский.

Встреча в лесу

На самом деле Аксюша не переносит Буланова, испытывая к нему презрение. В действительности ее сердце отдано Петру. Александр Островский описывает их встречу в лесу.
При этом молодые люди понимают, что их отношения, скорее всего, обречены. Отец Петра и слышать не хочет о невесте без приданого.

На том же месте появляются следующие важные персонажи пьесы Островского «Лес». Это Счастливцев и Несчастливцев. На сцену, как правило, они выходят с разных сторон. Оба этих героя — актеры: один — комик, второй — трагик. В этом лесу они повстречались случайно. Друг с другом они делятся своими горестями — нигде нет ни трупп, ни работы. Без денег они продолжают свой путь вместе.

С собой у них нехитрый скарб, каждый мечтает когда-нибудь организовать собственную труппу, чтобы не зависеть от случайных заработков. Для этого им необходима хотя бы одна актриса. На своей дороге они встречают указатель на усадьбу Пеньки госпожи Гурмыжской. Туда и направляются.

«Театр в театре» в пьесе

Продолжим анализ пьесы «Лес» Островского и учтем, что в произведении отмечают три сюжетных линии. Любовь Петра и Аксюша, превратности их судьбы. Перипетии жизни Счастливцева и Несчастливцева. Любовная линия Гурмыжской и Буланова. Персонажи связаны между собой родством, денежными либо деловыми отношениями. Но всё-таки на первый план выходят мотивы маски и обмана.

Островский изображает театр в театре. Дело не только в том, что немалую роль играют два бродячих актёра. Комик и трагик оказываются искреннее, порядочнее, выше тех, кто считает себя образованными людьми и свысока смотрит на актёров. Именно Несчастливцев сочувствует влюблённым и отдаёт свои последние деньги, чтобы Аксюша смогла выйти замуж за Петра, отец которого ни за что не соглашался взять девушку без приданого.

Не только актёр притворяется, выдавая себя за отставного офицера. Другие персонажи тоже носят маску, что анализ пьесы «Лес» подтверждает. Так, Гурмыжская хочет казаться благодетельницей Аксюши, но заставляет её против воли «играть комедию», чтобы все думали, что Буланов сватается к девушке. Сама Раиса Павловна пытается произвести впечатление добродетельной вдовы. В действительности оказывается эгоистичной и своенравной барыней. Неслучайно в речи помещицы так часто встречаются слова «играть», «роль», «комедия», «заиграться». Притворяется, просчитывает свои реплики, носит маску Буланов. Он готов  выдавать себя то за жениха Аксюши, то за друга племянника

В итоге оказывается вознаграждённым вниманием богатой, но уже немолодой помещицы. Их отношения напоминают фарс: любовь старухи и юноши, внезапная смена ролей, брачный контракт как знак «любви»

Роль зрителей выполняют соседи Гурмыжской. Они комментируют происходящее, предсказывая развитие событий, давая им оценку.

Что еще становится понятно, когда мы тщательно проводим анализ пьесы «Лес»? Многомерность произведению придаёт использование литературных ассоциаций. Несчастливцев цитирует Шиллера, Шекспира, Мольера. Гурмыжскую критики называли «тартюфом в юбке» по имени персонажа комедии Мольера, чьё имя стало нарицательным и обозначает притворщика, лицемера и обманщика. Пара Несчастливцев – Счастливцев сравнивалась со знаменитыми героями Сервантеса Дон Кихотом и Санчо Пансой.

Действие завершается торжеством справедливости: Аксюша и Пётр могут пожениться, Несчастливцев обличает нравы персонажей. Но в широком смысле драматург показывает уходящее в прошлое дворянство, идущее ему на смену не менее хищное купечество.

Выше был представлен анализ пьесы «Лес» Островского, и эта статья, наверняка, побудила вас если не в первый раз, то вторично более внимательно перечитать данное произведение. В нашем литературном блоге вы найдете множество подобных статей. Также вас может заинтересовать по теме:

  • Краткое содержание «Лес»
  • Анализ пьесы «Бесприданница» Островского
  • Анализ пьесы «Бедность не порок»
  • Анализ драмы Островского «Гроза»
  • Биография Александра Островского

Тайное становится явным

В следующей сцене на передний план выходят Раиса Павловна и Улита. Ключница рассказывает барыне, как на самом деле обстоят дела, передав подробно слова Аркадия. Помещицу полностью устраивает такое положение вещей.

Гурмыжская продолжает кокетничать и заигрывать с Булановым. Она требует, чтобы он разгадал, что она в действительности любит. Наконец она признается, что любит его. Обрадованный Буланов тут же лезет к ней целоваться, но женщина отталкивает его, называя неучем, мальчишкой и негодяем. Буланов в панике, он боится, что за такую выходку его выгонят отсюда на следующий же день.

Но все оборачивается совсем по-другому. Буланова оставляют в покое. На следующее же утро он уже куражится над лакеем Карпом. А актера приветствует, называя по его настоящей фамилии — Несчастливцев. Тот поражен, что его раскрыли

Но с другой стороны, предполагает, что тот будет теперь вести себя с ним особенно осторожно и почтительно. Буланов действительно побаивается актера, а тот метко над ним издевается и потешается

Уходя, он обращает внимание на шкатулку с деньгами, небрежно оставленную на столе.

Намеки Геннадия, разоблачение помещицы

Помещица довольна оказанной ей помощью. Она обещает, что отдаст Несчастливцеву такую же сумму. Тот не верит ей. Однако он показывает влечение к помещице, делая (весьма обходительно) практически прямые намеки. Несчастливцев клянется сделать из женщины идола, обещает молиться на нее.

Аркадий из-за куста наблюдает за происходящим. Он видит, как помещица насмехается над актером, все свои деньги отдавая Буланову. Аркадий ночью хвалится Несчастливцеву, что оказался умен, поскольку смог отужинать за одним столом с барином и взял у ключницы в долг. Он опасается Геннадия, последнюю фразу договаривая из-за кустов.

Темы

В пьесе «Лес» прослеживается тематика, обозначенная в ниже следующем списке:

  1. Тема упадничества и разорения дворянства. Вокруг этой темы развивается действие, общение с купцом, договор с ним о купле-продаже леса, мошенничество купца, на почве визитов купца с сыном в имение происходит знакомство молодой девушки Аксиньи и сына купца-Петра. Продажа леса, как и в пьесе «Вишневый сад», обозначает постепенное разорение дворянства и его деградацию. Хозяйка имения не видит мошенничества, не разбирается в финансах и просто спускает веками накопленное богатство на свои эгоистические нужды.
  2. Тема истинной и ложной любви. Отношения междуГурмыжской и её протеже-гимназистом-недоучкой-Алексеем Булановым и отношения между Аксюшей и Петром, молодыми влюблёнными, которые не могут пожениться из-за отсутствия приданого противопоставлены. В первой паре любовь ложная: дворянке нравится, что ей льстят, а гимназист делает это ради денег. А во втором случае молодые люди действительно любят друг друга, во всяком случае Аксинья даже готова покончить с собой, если ее брак не состоится. Автор проводит границу между истинным и ложным чувством, показывая ничтожность одного и величие другого.
  3. Тема великодушия и алчности. Честный и благородный Несчастливцевневольно оказывается втянутым в события, происходящие в усадьбе. Он восстанавливает справедливость — забирает у мошенника купца деньги, которые он не додал Раисе Павловне. Гурмыжская вернула эти деньги племяннику, так как должна была ему именно такую сумму. Геннадий уже строил планы, на что он потратит такие большие деньги, но узнав, что именно такая сумма нужна Аксинье, чтобы выйти замуж за Петра, не задумываясь, передает деньги Аксюше на приданое.
  4. Основные мотивы в пьесе — мотивы правды и лжи. В пьесе именно актеры делают выбор в пользу настоящих ценностей и развенчивают ложь. За это их называют «Комедиантами». Но истина в том, что обычные люди ведут себя как на сцене: лицемерят, обманывают, разыгрывают спектакль за деньги. Автор показал, что мир перевернулся с ног на голову.

Тема игры в пьесе А. Н. Островского «Лес»

Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

Мотив игры, маски, комедиантства пронизывает весь текст пьесы Островского «Лес». Многие действующие лица этого произведения как бы играют свою роль на сцене жизни.

Героев А. Н. Островского в «Лесе» можно разделить на три категории: одни играют совершенно не свойственную им роль (Гурмыжская, Буланов), другие вообще ролей не играют (Аксюша, Петр Восмибратов, Милонов, Бодаев), а маска Несчастливцева очень похожа на то, что он есть на самом деле.

Гурмыжская и Буланов скрывают истинное лицо под маской, которая им не свойственна, для достижения корыстной цели. Именно этих персонажей Несчастливцев, а следовательно, и автор называют комедиантами. Раиса Павловна Гурмыжская и очень богатая помещица. Она играет свою пьесу в пьесе. Ее роль — нравственная женщина, которая «благоухает… доброжелателями» и помогает бедным людям и родственникам. На самом же деле она очень корыстный и безнравственный человек. Она все подчиняет собственным прихотям. Только один раз, когда Несчастливцев помог ей вернуть тысячу рублей, Гурмыжская заигралась в роль благодетельницы и напомнила Несчастливцеву, что должна ему именно такую сумму, но тут же раскаялась. По сценарию Гурмыжской, чтобы скрыть ее безнравственность, Аксюша и недоучившийся гимназист Буланов должны были играть роли невесты и жениха. Раиса Павловна хочет, чтобы они «плясали» под ее «дудочку, чтобы Аксюша и Буланов «играли комедию». Однако Аксюша, как и Несчастливцев впоследствии, «не позволит играть собой». Буланов же каждый раз с удовольствием «подыгрывает» Гурмыжской: будь то роль жениха Аксюши, «фальшивое положение» нахлебника или будущего мужа Раисы Павловны. Богатая помещица, выйдя из роли в «глупой комедии с родственниками» и разрушив несуществующую помолвку Аксюши и Буланова, сразу же с воодушевлением принимается за новую роль «героини» и мученицы, когда на самом деле просто «блажит», потакает своей прихоти, выходя замуж за Буланова, который, по крайней мере, в два раза моложе ее. В отличие от Гурмыжской и Буланова, Аксюша, сестра Несчастливцева, и Петр, сын купца Восмибратова, обладают сильными чувствами и чистой душой и никаких ролей не играют.

Еще два героя произведения не надевают никаких масок — это Бодаев и Милонов, которые ассоциируются. с персонажами Гоголя —  Собакёвичем и Маниловым соответственно. Однако соседи помещицы Гурмыжской не играют ролей не потому, что они искренни, а потому, что в их характерах преобладает только одна основная черта: у Бодаева стремление обличить всех без исключения, у Милонова угождение сильным мира сего, то есть они уже задуманы автором как герои-маски.

Сценарий пьесы в пьесе, где главные действующие лица бедные актеры, комедиант Счастливцев и трагик Несчастливцен, совершенно особый. После настоящих ролей, ролей на сцене, они играют перед окружающими лакея и барина. Счастливцев, который до этого «все чертей играл», теперь несколько стыдится своей роли лакея, которую играет, однако, «хорошенько». Долго он не выдерживает и вскоре рассказывает ключнице Улите, а она Гурмыжской, кто он и Несчастливцев такие.

Несчастливцёв, трагические роли которого вышли из моды, теперь в жизни играет барина, дворянина, то есть того, кто он по происхождению. Он не стяжатель, копейка для него не идеал, поэтому он два раза делает хорошее дело: возвращает Гурмыжской тысячу рублей, которые ей не отдал Восмибратов, и составляет приданое своей сестре Аксюше. Помыслы Несчастливцева чисты, поэтому он по праву произносит слова Шиллера, как свои, и как он в роли дворянина и благородного человека был, так им и остался после того, как открылся их фарс со Счастливцевым.

В связи с темой игры необходимо сказать об обморочивании, одурачивании и даже аферизме. Так, купец Восмибратов совершает сделку с Гурмыжской на покупку леса, а потом не отдает ей часть денег.

Его сын Петр на пароходе обморочивает знакомого своего отца, надев «чужую чушку» и подвязав щеку. Петр боится, что этот знакомый расскажет Восмибратову о том, что купеческий сын поехал развлекаться, когда отец послал его по срочному делу.

Еще интересно отметить, что Несчастливцев, играя в карты, может обмануть партнеров, подменив девятку на валета.

Эти роли пьес в пьесе, игра, комедиантство приводят к усложненному сюжету и авантюрной интриге.

В пьесе А. Н. Островского «Лес», как и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», сюжет строился на карнавальности и афере одного из действующих лиц, а в финале пьесы звучит оптимизм. Островский утверждает, что даже в затхлой духовной провинции есть место морали и нравственности.

< Предыдущая   Следующая >

Геннадий и Аркадий в гостях у помещицы, разоблачение Восмибратова

Геннадий Демьянович представляется всем отставным офицерам. Он говорит, что Счастливцев — его лакей. Входят Восьмибратов и Петр. Карп отказывается сообщить об их прибытии. Буланов, разговаривая с Геннадием Демьяновичем, говорит, что учеба не его дело, так как мышление у него фантастическое от природы. Он сам хочет научиться блефовать в карточных играх.

Прибывшие гости располагаются в беседке. Взяв расписку, Восьмибратов лжет помещице Раисе Павловне, а также предполагает, что Гурмыжская отказывается выходить замуж. Хозяйка недовольна. Она решает сообщить об этом Буланову. Взяли Восьмибратова и его сына. Купец, после того как дело доходит до обмана, громко кричит и раскрывает себя грозно. Наконец Несчастливцев берет деньги и отдает Раисе Павловне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: