Как составить план
План нужен для закрепления прочитанного материала и для того, что бы быстро вспомнить прочитанное. С помощью плана быстро восстанавливается суть повествования, имена героев и их действия. А также план нужен при написании сочинений, изложений и прочих контрольных работ, и при составлении собственного произведения. Планы бывают нескольких типов — цитатный, подробный и сжатый. Составление планов позволяет развить способность к анализу произведений. Нужно прочитать произведение, разделить на смысловые части и озаглавить их. Рассказ, обычно, состоит из вступления или завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. Кульминация — это наивысшая точка напряжения в рассказе. Рассмотрим на примере рассказа Толстого «Акула».
Основная мысль
Её можно раскрыть с помощью анализа названия рассказа и действий его героев. Но самое главное — понять, чему он учит нас и от чего предостерегает автор Л. Н. Толстой.
Анализ названия
Главными действующими лицами произведения «Акула» являются люди, ставшие участниками происшествия.
Герои рассказа:
- два мальчика, самонадеянные и легкомысленные;
- старый артиллерист — отец одного из ребят, храбрый, умелый воин;
- капитан корабля и матросы.
Морское чудовище, появившееся внезапно, в момент, когда его меньше всего ожидали увидеть, олицетворяет опасность, страх. Именно это чувство и реакцию людей, на неожиданное изменение обстоятельств хотел донести до читателя Л. Н. Толстой. Вычеркнув из названия храбрый поступок старого артиллериста, он намеренно не показывает своего отношения к этому герою, подчеркнув тем самым, что и он ошибался, разрешив ребятам безрассудные соревнования в морской воде.
Чему учит рассказ
История, рассказанная Л. Н. Толстым, интересна именно тем, что так близка к реальной жизни. Произведению свойственен жанр приключенческого рассказа, ведь описанные в нём события вполне могли произойти где-нибудь у берегов Африканского континента.
Иллюстрацию к этой остросюжетной истории не придётся долго искать на просторах интернета. Любое изображение жуткой, огромной морской разбойницы и двух растерявшихся пловцов подходит в качестве рисунка к рассказу «Акула».
Тем не менее история мудра
Она учит нас осторожности и внимательности к окружающему миру. Создавая её, Лев Толстой как будто написал инструкцию для всех людей отдыхающих на курортах.
Синее море и яркое солнце создают иллюзию покоя, радости и счастья. Откуда в таком прекрасном мире может появиться злое чудовище? Не только мальчишки, но и бывалые моряки были обмануты внешним спокойствием и кажущейся добротой ласкового моря. Никто из них, включая отца юного матроса, не подумал об опасности, таящейся в его глубинах.
Главная мысль рассказа Толстого — самонадеянность и легкомыслие людей. Из-за беспечности взрослых дети могли погибнуть, и только чудо спасло им жизнь. Примеров подобных случаев в реальности очень много. Каждый человек, наверное, может назвать хоть один такой в своей жизни. К сожалению, не все они заканчиваются так благополучно. Поэтому следует более внимательно относиться к собственной безопасности.
Восторг и удивление вызывают действия смелого артиллериста. Стреляя в акулу, он рисковал жизнью мальчиков, но другим способом их спасти было нельзя. Именно так, по всей видимости, действуют настоящие герои в минуты опасности. Лётчики, сажающие самолёт в тяжёлых условиях, моряки, в момент гибели судна, или просто по-настоящему мужественные люди.
Структура и пересказ истории
План поможет не только структурировать произведение и запомнить материал, но и понять главную мысль, проанализировать действия героев, использовать полученные знания в реальной жизни.
План произведения
Он может быть кратким и развёрнутым. Сжатый план даст общее представление о сути произведения. Более подробный — почти пересказ.
Развёрнутый план:
- Судно на якоре у Африки. Прекрасную погоду сменяет изнуряющий ветер с пустыни Сахары.
- Капитан разрешает искупаться, и вместе с матросами в воду прыгают два мальчика, бывшие на корабле.
- Ребята плывут в открытое море, соревнуются в скорости и оказываются далеко от судна.
- Внезапно появившаяся акула направляется к детям.
- Ребята не чувствуют опасности. Члены команды плывут к ним, но расстояние слишком велико.
- Отец одного из мальчиков стреляет в акулу из пушки.
- Хищница погибла, дети спасены.
Краткий сюжет
У берегов Африки на якоре стоит судно. Лёгкий ветерок и тёплое солнышко сменяет изнуряющая жара.
Капитан разрешает искупаться, и матросы прыгают в воду. Они сооружают из паруса купальню возле корабля. Два мальчика, бывшие на судне, оказываются в воде. Дети начинают соревнования в скорости между собой и плывут в открытое море. Команда весело поддерживает их. А отец одного из ребят, старый артиллерист, с гордостью смотрит на сына. «Не выдавай! Поднатужься!» — радостно кричит бывалый моряк.
Появляется акула и направляется к мальчикам. Её видят все, кроме юных хулиганов. Они ещё веселее плещутся в море. Матросы в ужасе. Быстро на воде оказывается лодка, и моряки, со всей силой налегая на вёсла, плывут к детям, но расстояние слишком далеко. Акула в нескольких шагах от ребят, и трагедия кажется неизбежной.
Один из мальчиков замечает чудовище и резко кричит. В этот момент старый артиллерист подбегает к пушке, целится и стреляет в акулу. Дым застилает глаза людям, собравшимся на палубе. Когда он рассеивается, раздаётся счастливый крик. Вся команда и взволнованный отец радостно видят тело мёртвой рыбины. Дети спасены, и через несколько минут их доставляют обратно на корабль.
Изучите структуру рассказа
Перед тем, как приступить к написанию рассказа «Акула» Л.Н.Толстого, важно понять его структуру. Это позволит вам составить четкий план и логически связать все сюжетные элементы
Рассказ «Акула» состоит из следующих частей:
- Вступление — знакомство читателя с главными героями и описание их места жительства.
- Конфликт — возникновение проблемного события, которое ставит героев перед трудностями или опасностью.
- Развитие сюжета — описание действий героев и их попыток решить проблему.
- Кульминация — самый напряженный момент рассказа, когда судьба героев висит на волоске.
- Распутывание — разрешение конфликта и выход из трудной ситуации.
- Заключение — завершающие фразы, обобщение событий и выводы героев.
Структура рассказа «Акула» поможет вам удерживать внимание читателя и поддерживать напряжение сюжета. Составление плана на шести частей — это отличный способ организовать ваши мысли и основные идеи рассказа
Удачи!
Выделение вводной части
Составление плана к рассказу «Акула» Л.Н. Толстого можно начать с выделения вводной части
Введение должно привлечь внимание читателя и представить основные идеи и темы, которые будут рассмотрены в рассказе
Чтобы создать эффективную вводную часть, рекомендуется:
Начать с увлекательного описания события или сцены, связанного с акулой, чтобы сразу заинтересовать читателя.
Включить краткое вступление, в котором объяснить, о чем будет рассказываться и почему это важно.
Представить главного героя рассказа, его характеристики и цели, чтобы создать связь с читателем.
Подчеркнуть основную конфликтную ситуацию или проблему, которую герой будет решать в ходе рассказа.
Выделение вводной части поможет создать основу для развития сюжета и подготовит читателя к основным событиям и поворотам сюжета в рассказе «Акула» Л.Н. Толстого.
Анализ развития сюжета
В начале рассказа мы знакомимся с главным героем — морским капитаном, который попадает в сложную ситуацию. Он и его команда оказываются на корабле в открытом море и обнаруживают, что акула плывет рядом с ними. Капитан пытается защитить своих людей и убить акулу, но все его попытки оказываются тщетными. Эта часть рассказа позволяет нам увидеть силу природы и бессилие человека перед ее непредсказуемостью.
Затем автор подробно описывает борьбу капитана и его команды за выживание. Они ищут способы победить акулу и спастись. Рассказ становится захватывающим, и мы с нетерпением следим за каждым шагом героев. Автор здесь использует яркую живописную манеру передачи деталей и событий, создавая эффект присутствия. Это заставляет нас переживать вместе с героями и чувствовать их страх и отчаяние.
В конце рассказа у нас возникают смешанные чувства. Капитан и его команда выживают, побеждая акулу, но они понимают, что человеческая сила их не спасла, а им помогла лишь случайность. Каждый член команды осознает свою ничтожность перед могуществом природы и понимает, что смерть может поджидать нас в любой момент.
Таким образом, рассказ «Акула» Л.Н.Толстого представляет нас не только сюжетную линию, но и философскую мысль о пределах человеческой силы и бессилии перед природой. Это небольшая, но глубокая история, которая задает нам вопросы и вызывает размышления.
Определение ключевых моментов и поворотов
Для начала, необходимо внимательно прочитать рассказ, выделить наиболее значимые моменты, которые являются ключевыми для его понимания. Это могут быть встречи или разговоры главного героя с другими персонажами, особенно выразительные описания событий или мест действия, смена настроения главного героя и т.д.
- Введение: описание главного героя и его окружения. Контекст, в котором разворачивается история.
- Возникновение конфликта: описание событий или реакций, которые становятся причиной основного конфликта рассказа.
- Развитие сюжета: раскрытие действий, взаимодействий персонажей, внутреннего мира главного героя и прогрессирование конфликта.
- Важные повороты: моменты, которые вызывают персональные изменения в главном герое или меняют течение событий.
- Кульминационный момент: самый высокий пик напряжения в сюжете, самый сильный поворот.
- Разрешение сюжета: разъяснение событий, их последствий, подведение итогов.
- Заключение: объяснение моральной или философской идеи, которую автор пытается передать через рассказ.
Создание плана поможет лучше понять структуру рассказа, выделить общую идею и основные темы, которые Л.Н. Толстой хотел передать своим читателям. Это также поможет организовать свои мысли и легче рассказать о произведении другим.
Сюжет
У берегов Африки стоял военный корабль, на борту которого, помимо взрослых членов экипажа, находились два подростка. В один из жарких дней капитан приказал матросам устроить небольшой импровизированный бассейн – спустить в воду парус, натянуть его и привязать к кораблю. В этом парусе все желающие могли искупаться, однако мальчикам там было слишком тесно, и они решили поплавать в открытом море.
Мальчики решили устроить гонку до бочонка, привязанного верёвкой к якорю. Они с азартом принялись соревноваться, но вскоре команда на корабле с ужасом увидела большую акулу, стремительно приближающуюся к пловцам. Капитал приказал немедленно спустить на воду шлюпку, но акула плыла гораздо быстрее.
Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, побледнел, как полотно, и не отрывал глаз от сына. Мальчики наконец заметили акулу и с криком бросились в разные стороны. Этот крик привёл в чувство артиллериста, который кинулся к пушке, развернул её в сторону моря и прицелился в акулу. Раздался выстрел, и сизый дым окутал всё густой пеленой. Все застыли в напряжении, но когда дым развеялся, команда радостно закричала – на волнах покачивалась мертвая акула, а дети остались целы и невредимы.
Разберитесь с характерами и отношениями персонажей
Для успешного составления плана к рассказу Л.Н.Толстого «Акула» необходимо тщательно изучить характеры и отношения его главных персонажей. Это поможет вам лучше понять сюжет и мотивацию действий героев и, соответственно, более глубоко анализировать текст.
В «Акуле» Л.Н.Толстой рассказывает о встрече двух молодых людей — студента Николая и его друга Владимира с знатоком рыболовства, стариком Иваном Петровичем. Каждый из этих персонажей обладает своими особенностями характера, что влияет на их отношения и поведение в ситуации, в которой они оказываются.
Николай — молодой и энергичный студент, который полон энтузиазма и любознательности. Он с большим интересом прислушивается к рассказам старика, задает много вопросов и стремится научиться у него рыбной ловле. Его характер можно охарактеризовать как открытый, дружелюбный и готовый к обучению.
Владимир — друг Николая, но в отличие от него, он более спокоен и осмотрителен. Владимир не так сильно увлечен рыбалкой, как Николай, но сопровождает его по дружбе. Он осторожен, аналитичен и относится к старику и его рассказам с некоторой долей скептицизма. Его характер можно охарактеризовать как сдержанный, наблюдательный и осторожный.
Иван Петрович — старик, который обладает большим опытом в рыбной ловле. Он рассказывает юношам о своих приключениях на рыбалке, делится своими навыками и знаниями. Он добродушный, любит общение и готов поделиться своими секретами с молодежью. Однако, вместе с тем, старик обладает искусством непринужденности и иногда настойчиво предлагает свои варианты действий.
Опираясь на это описание характеров героев, можно выстроить план рассказа, который будет соответствовать их отношениям и эволюции сюжета. Такой план поможет вам более детально и систематично анализировать текст «Акула» Л.Н.Толстого и вникнуть в его глубину и особенности.
Изучение основных персонажей и их роли в рассказе
В рассказе «Акула» Л.Н
Толстой уделяет особое внимание главным героям и их роли в повествовании. Знание и понимание персонажей позволяет читателю лучше вникнуть в сюжет и эмоциональную составляющую произведения
Главный герой рассказа – кошка Тимофей. Этот хитрый и ловкий кот является носителем главной идеи произведения – иронического отношения автора к жизни и поведению людей. Каждый его шаг и действие имеют свою маленькую, но важную смысловую нагрузку.
Другим важным персонажем является аккуратная дама Марья Ивановна. Она противоположна по характеру и манере жизни коту Тимофею. Марья Ивановна олицетворяет порядок, чистоту и аккуратность. Ее роль в рассказе заключается в показе того, что собственные привычки и представления оправдывают себя только для владельцев, но не для других людей или животных.
Также стоит отметить третьего персонажа – машину «Тони». Она является символом прогресса и отражает изменение образа жизни человека в современном мире.
Изучение роли и характера каждого персонажа поможет лучше понять и оценить их взаимодействие и значения событий в рассказе «Акула» Л.Н. Толстого.
Анализ взаимодействия персонажей друг с другом
1. Встреча главного героя с Машей:
— Изначально главный герой проявляет дружелюбие и интерес к Маше, что подчеркивает его открытую натуру;
— Маша показывает нежелание общаться и сопротивление взаимодействию;
— Главный герой несмотря на это продолжает пытаться установить контакт, проявляя настойчивость.
2. Разговор главного героя с Машей:
— Главный герой настойчиво пытается узнать, почему Маша так относится к нему;
— Маша раскрывает свою историю и объясняет, что привыкла к предвзятости и непониманию со стороны других.
3. Проявление понимания и сочувствия главным героем:
— Главный герой начинает проявлять понимание и сочувствие к Маше;
— Он делится своей историей и показывает, что тоже сталкивался с непониманием.
4. Смена отношения Маши к главному герою:
— Маша осознает, что главный герой не такой, как она подумала изначально;
— Они начинают общаться и находят общие интересы;
— Взаимодействие персонажей становится более доверительным и искренним.
Таким образом, анализ взаимодействия персонажей друг с другом позволяет понять, как происходит эволюция отношений между ними, каким образом меняется их взаимопонимание и взаимное влияние. Этот аспект рассказа помогает создать более глубокий и эмоциональный образ главного героя и Маши.
Начало событий
Произведение начинается с того, что автор подробно описывает, в каком месте корабль стал на якорь. Это произошло около берегов Африки. Сначала на судне было довольно прохладно, однако к вечеру воздух стал чересчур спертым, поскольку со стороны пустыни повеяло сильной жарой.
После этого капитан судна приказал матросам пойти искупаться. Их не нужно было долго уговаривать. Матросы вместе спрыгнули в воду, растянули парус и сделали для себя огромный бассейн.
На судне находилось двое мальчишек, один из которых был сыном пожилого артиллериста. Дети прыгнули в воду раньше других. Им было некомфортно плавать в бассейне, построенном взрослыми моряками, поэтому они решили отправиться в открытое море. Поначалу товарищи плыли вместе, но потом один из них немного отстал.
Артиллерист находился на палубе и любовался собственным сыном. Он им очень гордился, поэтому искренне улыбался. Когда мальчик стал немного отставать от товарища, отец прокричал ему, чтобы тот поднапрягся. Моряки от души веселились, потому что вода приятно охлаждала кожу, и жара уже не казалась им такой сильной.
Ответы к странице 58. Лев Толстой. Акула
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: — Не выдавай! Понатужься! Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. — Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза. Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
Вопросы и задания
1. Почему мальчики оказались в открытом море?
2. Какой момент в рассказе вызвал у вас самые сильные переживания? Перескажите его.
3. Что вы можете сказать о мальчиках? Какие они?
4. Каким вы видите старого артиллериста? Что вы можете сказать о его поступке и об отношении к сыну?
5. Почему Л. Толстой назвал свой рассказ «Акула», а не «Выстрел», «Старый артиллерист», «Купание в открытом море»?
6. Разбейте рассказ на части в соответствии с планом. Перечитайте его, выделите опорные слова и перескажите текст по плану:• Купальня в парусе.• Плавание в открытом море.• Акула и мальчики.• Раздался выстрел.
7
Обратите внимание на сравнения: оба, как ящерицы, вытягивались в воде; артиллерист, бледный как полотно. Чего достигает писатель, используя такие сравнения? Найдите и перечитайте эти эпизоды
-
Назад
-
Вперед
Неожиданная опасность
Неожиданно с судна раздался тревожный крик. Матросы повернулись в сторону, куда указывал кричащий. В море около детей плавала огромная акула. Окружающие стали кричать мальчишкам об опасности, однако их не было слышно из-за сильного шума воды. Несколько человек спустились в лодку, чтобы быстро доплыть до товарищей, но те находились от них на большом расстоянии.
Пожилой артиллерист находился на палубе и не шевелился. Он замер от сильного шока и не слышал окружающих. Когда люди на лодке почти приблизились к детям, они опять начали им кричать. Мальчишки услышали их и поплыли в разные стороны, издавая истошные вопли.
Услышав громкий крик, старый артиллерист немедленно очнулся и бросился к пушке. Он быстро зарядил ее и выстрелил. Некоторые матросы упали на палубу и прикрылись руками.
Как составить план к рассказу «Акула» Л.Н. Толстого?
План играет важную роль при написании рассказа, включая произведение «Акула» Л.Н. Толстого. Составление плана поможет вам организовать свои мысли и структурировать рассказ, делая его более логичным и последовательным.
Вот некоторые полезные советы о том, как составить план к рассказу «Акула» Л.Н. Толстого:
- Прочитайте рассказ внимательно и несколько раз, чтобы полностью понять сюжет и основные идеи, выраженные автором.
- Определите главные темы и идеи рассказа, которые хотели бы включить в свой план. Например, это может быть тема взаимодействия человека с природой или тема самопознания и преодоления страхов.
- Разбейте рассказ на основные сюжетные линии, которые являются ключевыми моментами и поворотными точками в развитии сюжета. Например, это может быть встреча главного героя с акулой, его победа над страхом перед ней и изменение характера после этого события.
- Определите основные персонажи и их роли в рассказе. Не забудьте учесть их взаимодействия и эмоциональные состояния.
- Составьте список ключевых событий и деталей, которые хотели бы включить в каждую сюжетную линию или составную часть рассказа.
- Организуйте свои идеи в логическом порядке и структурируйте их в плане к рассказу.
Следуя этим советам, вы сможете составить план к рассказу «Акула» Л.Н. Толстого, который поможет вам написать интересный, когерентный и эмоциональный текст. Помните, что план — это всего лишь схема, которая помогает вам ориентироваться во время написания рассказа, и вы всегда можете вносить изменения и дополнять его по мере необходимости.