Краткое содержание
Алеша Пешков жил с родителями в Астрахани. Отец у него был краснодеревщиком. К ним из Нижнего Новгорода приехала бабушка Акулина Ивановна. Отец заболел холерой и умер. После похорон они с матерью переехали к бабушке.
В Нижнем Новгороде их встретила большая семья Кашириных. Особенно выделялся маленький старичок дед Василий Васильевич, он был жестким человеком. Дед владел красильной мастерской. Семья жила в огромном доме, но они были недружны между собой. Дяди Яков и Михаил постоянно дрались и ссорились с дедом. Мама ушла из дома.
Алеше было трудно в такой обстановке. У деда была традиция, по субботам он порол розгами провинившихся внуков. Однажды Алеше тоже досталось.
Чуть позже дед пришел к Алеше и рассказал историю своего детства, что его тоже в детстве секли розгами, а потом он был бурлаком и таскал баржи по реке, а сейчас стал большим человеком.
Алексея навестил цыганок Иван. Он научил его как надо себя вести во время порки. Иван тоже жил в семье Кашириных был добрым человеком.
Однажды дядья попросили Ивана помочь принести крест на могилу жены Якова. Крест упал и придавил Ивана насмерть.
В красильной мастерской деда начался пожар, от испуга у тетки Натальи начались преждевременные роды, и она умерла, у бабушки были сильно обожжены руки.
В мастерской работал мастер Григорий, от паров краски он ослеп. Дед выгнал его, и ему пришлось просить милостыню на улице.
Бабушка разбиралась в травах и стала лечить людей.
Дед продал дом и купил новый с садом. Он стал брать квартирантов. Особенно сдружился Алеша с квартирантом по прозвищу Хорошее дело.
Алеша через забор заглядывал на соседский двор, где жили Овсянниковы. Он видел, как трое мальчиков дружно играют. Как-то раз, Алеше увидел, как самый младший упал в колодец, он бросился и спас малыша. И дети стали дружить. Но однажды их увидел Овсянников и запретил Алеше приходить в их дом.
Мамы долго не было и Алеша начал ее забывать, но однажды она приехала и помогала сыну с уроками. Дед и мама часто ссорились, он заставлял ее снова выйти замуж, но она не хотела.
Однажды дед сильно избил бабушку, за то, что та вступилась за дочь, а Алеша в отместку испортил ему святцы.
Однажды к деду в гости пришел кривой часовой мастер. Дед хотел, что бы он женился на маме. Но она отказалась.
Однажды Алексей заболел оспой. Бабушка выхаживала внука и рассказывала истории о жизни отца Алеши Максима.
Его отец родом из Сибири, он его отец был ссыльным солдатом. После смерти матери он долго бродяжничал. Потом он оказался в Нижнем Новгороде, выучился и стал краснодеревщиком. Женился на матери Алеши не послушавшись ее отца.
Мать позже приняла предложения своего знакомого Евгения, которого Алеша невзлюбил. Бабушка начала употреблять спиртное, часто была пьяной.
Деду не хотелось кормить бабушку, и он продал дом. Он снял две темные комнаты.
После пожара в доме приехали мать и отчим. Но на самом деле отчим проигрался в карты. Они сняли жилье и забрали Алешу. Жили они очень бедно, дети в школе смеялись над мальчиком. Отчим часто избивал мать. Однажды мальчик хотел вступиться за нее и набросился с ножом на отчима, но лишь оцарапал его. После этого он опять вернулся в дом деда.
Дед становится совсем скупым. Бабушка, стала заниматься вышиванием и плетением кружев, для заработка. Алеша от бедность обирал пьяных и воровал дрова. Над ним смеялись в школе, узнав, чем он помышляет.
Отчим уехал от матери. Совсем больная с новорожденным ребенком она переехала в дом отца. Алеше очень любил младшего брата. Мать вскоре умерла на руках у Алеши, не дождавшись мужа.
После смерти дочери дед не захотел кормить мальчика и послал его «в люди».
Перспективное планирование по программе «Детство» в ДОУ
Перспективный план работы группы разрабатывается педагогом, на основе принятой образовательной программы ДОУ, имеющейся материально-технической базы и собственного опыта. Прекрасный пример перспективного планирования по программе «Детство» представлен в статье педагога из Санкт-Петербурга Марины Птицыной.
Как можно выполнить ежедневное планирование по программе «Детство» для подготовительной группы, показано на сайте «Инфоурок». Основная цель занятий: выработать эмоционально положительное отношение к обучению в школе, пробудить интерес к школьной жизни и желание занять активную позицию в школьной социальной среде.
Работу учреждений образования родители часто оценивают по отзывам знакомых о коллективе работников (какой имеют опыт работы, как относятся к детям), а также по наличию материально-технической базы
На программу обучения мало кто из родителей обращает внимание. Ведь любая программа выполняет требования ФГОС по подготовке дошкольников к дальнейшему обучению и любой детский сад нацелен на выполнение этой задачи
Преимущество программы «Детство» в её ориентации на эмоциональное развитие детей, на формирование умения понимать и сопереживать окружающим, в первую очередь близким людям. Современное общество отличается отчуждённостью, некоторой отдалённостью людей друг от друга. Возможно, обучение дошкольников по программе «Детство» — первый шаг на пути решения этой проблемы.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
Ответы на вопрос
Отвечает Стуков Ростислав.
19.10.2023 в 01:17
Повесть Л. Толстого «Детство» рассказывает о детских впечатлениях и переживаниях главного героя, Николая Игнатьевича, отрочестве и первой любви.
Для составления плана повести «Детство» можно использовать следующую структуру:
1. Введение:
— Описание главного героя, Николая Игнатьевича.
— Рассказ о его родителях и семейном окружении.
— Описание времени и места действия.
2. Детские игры и радости:
— Описание детских игр и развлечений Николая.
— Рассказ о том, какие радости приносили ему друзья и игры.
3. Отрочество и образование:
— Описание школьной жизни Николая.
— Рассказ о его успехах и неудачах в учебе.
— Впечатления о его учителях и одноклассниках.
4. Первая любовь:
— Появление первой влюбленности у Николая.
— Рассказ о его чувствах и ощущениях.
— Описание отношения к объекту его любви и их взаимодействия.
5. Разочарования и трудности:
— Подробности о несчастной любви или других трудностях, которые переживает Николай.
— Описание его эмоциональной реакции и внутреннего мира.
6
Заключение:
— Разрешение конфликта или преодоление трудностей.
— Рефлексия героя о прошлых событиях и его эмоциональном росте.
Обратите внимание, что этот план предлагает основные темы и события, которые можно включить в текст вашего рассказа о повести «Детство». Вы можете дополнить его другими деталями или изменить порядок пунктов, если это подходит для вашего рассказа
IX.
После Алеша подружился с извозчиком Петром. Но однажды Алешины братья подбили его плюнуть на лысину барину. Дед, узнав об этом, выпорол внука. Когда тот, мучимый стыдом, лежал на полатях, Петр похвалил, и Алеша начал его избегать.
Позже увидел за забором трех мальчиков и подружился с ними, но его прогнал полковник, которого Алеша обозвал «старым чертом». Дед его побил за это и запретил общаться с «барчуками». Петр увидел Алешу с ребятами и нажаловался деду. С тех пор у них началась война: Петр выпускал наловленных Алешей птиц, а тот портил ему обувь. Петр жил в каморке над конюшней, но как-то раз его нашли мертвым в саду. Оказалось, что вместе с подельником он грабил церкви.
V.
К весне дядья разделились: Яков остался в городе, а Михаил обосновался за рекой. Дед купил другой дом и стал сдавать комнаты. Сам поселился в подвале, а Алеша с бабушкой на чердаке. Бабушка хорошо разбиралась в травах, многих лечила и давала советы по хозяйству.
В свое время ее всему научила мать, которая осталась калекой, когда, обиженная барином, выбросилась из окна. Она была кружевницей и всему научила свою дочь Акулину. Та выросла, стала мастерицей, и о ней узнал весь город. Тогда ее и выдали замуж за Василия Каширина, водолива.
Дед болел и от скуки начал учить Алешу азбуке. Мальчик оказался способным. Ему нравилось слушать рассказы деда о детстве: о войне, о пленных французах. Правда, тот ничего не рассказывал о родителях Алеши и считал, что все дети у него вышли неудачные. Обвинял во всем бабушку, даже как-то ударил ее за это.
Диагностика результатов работы по программе «Детство»
Согласно требованиям программы, 2 раза в год (в начале и конце) проводится диагностика достижений детей по разным направлениям развития. Для проведения мониторинга за основу рекомендуется взять работы педагога-психолога Н. В. Верещагиной, посвящённые диагностике педагогического процесса. Автор предлагает методы организации мониторинга для всех возрастных групп детского сада по всем направлениям работы. Пример организации исследования во второй младшей группе ДОУ можно посмотреть здесь.
Проводя диагностику, воспитатель наблюдает за действиями каждого ребёнка и фиксирует их в специальной карте
После проведения диагностического обследования воспитатель составляет аналитическую справку, в которой отражаются изменения в развитии группы в целом. Проведённые исследования также иллюстрируют индивидуальные особенности каждого ребёнка, показывают сильные и слабые стороны в его развитии, умения, требующие индивидуального подхода или доработки. Используя этот материал, воспитатель планирует дальнейшую работу с детьми, опираясь на фронтальные, групповые или индивидуальные методы.
Примеры аналитических справок по освоению программы «Детство» в дошкольных учреждениях:
- Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками второй младшей группы материала по программе (Левина Н. А).
- Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга в средней группе (Иванова О. С.).
- Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей программы воспитанниками подготовительной группы (Морозова И. А.).
Для удобства и наглядности результаты проведённой диагностики оформляются в таблицы, диаграммы
Пересказ
Произведение «Детство» поделено на три части. Данная повесть описывает жизнь дворянской семьи. Читатель знакомится с интерпретацией от лица ребенка. Главным героем является мальчишка по имени Николенька. Мальчику всего десять лет. Он не один в семье, у него еще есть брат и сестра. Брата зовут Володей, а сестру Любовью. Обучение проходит на дому, у ребят много свободного времени, они могут много играть и развлекаться.
Вскоре детки узнают, что дальше учиться они теперь будут в Москве. Николенька очень обеспокоен таким положением дел, он расстроен и подавлен. Отец, чтобы развеять тоску своих чад, берет их на настоящую охоту. Но Коля и этому не рад, даже на охоте его одолевают печальные мысли. Он даже не в состоянии поймать зайца, которого загнали собаки. Мальчишка принимает эту ситуацию близко к сердцу. Но спустя время, когда все занимались своими делами, мальчик испытал очень нежное и трепетное чувство, оно чем-то напоминало первую любовь.
На следующие утро все собрались перед отъездом. Это было непростое для всех время. Вся семья понимала, что с сегодняшнего дня начинается новая жизнь. Николенька воспринимал это время болезненнее всего, он не был готов к расставанию с матерью. Он не знал, чего ожидать от нового города.
Наши дети уже месяц в Москве. У Коли просыпается талант к написанию стихов, он пишет их имениннице. Ей является бабушка, у которой остановились два брата. Уже вечером в доме собрался целый бал. Именно тут Николенька нашел свою первую любовь, ее звали Соней. Они вместе танцуют весь вечер, тогда же и переходят на «ты». Этой ночью Коля признается Володе, что влюбился в красивую девушку по имени Соня.
Прошло полгода. Вдруг, неожиданно к детям приезжает папа. Время каникул еще не настало, но отец все равно забирает их домой. Они очень спешат, ведь времени осталось очень мало. Оказывается, мама очень серьезно заболела. Но, несмотря на то, что герои спешили, как могли, они все равно не успели. Когда все прибыли домой, мать уже была в бессознательном состоянии. В тот же день она ушла на тот свет. Николенька потрясен смертью матери больше всех, ведь они были так близки. Он находится в шоковом состоянии, его сердце переполнено болью и отчаянием. Он не может поверить, что такое ужасное событие произошло с ним.
Теперь в доме стало очень пусто. Мать похоронили, в сердце каждого огромная боль. Теперь и отец переезжает к детям в Москву. Теперь детство кончилось, наступает новая пора, которая называется отрочеством.
Главы с V по VIII (Юродивый, приготовления к охоте, охота, игры)
Главы с IX по XII (Что-то вроде первой любви. Что за человек был мой отец? Занятия в кабинете и гостиной. Гриша)
- Игра сразу прекратилась после того как сестра Николиньки, Любочка, сорвала с дерева вместе с листком червяка. Дети стали наблюдать за червяком, а Николеньке больше нравилось смотреть на Катеньку (дочь гувернантки Любочки Мими). Она всегда нравилась ему, но сейчас он понял, что полюбил её ещё больше. В это время отец мальчиков сообщил, что по просьбе матушки отъезд откладывается до утра.
- В X главе своей повести Толстой рассуждает о характере своего отца . Он характеризует своего родителя как человека самоуверенного, предприимчивого, с оттенками любезности и разгула. Любимым занятием его была игра в карты, а также он любил женщин. Отец его был человеком счастливым, считал Толстой. Любил находиться на публике, очень много и интересно умел рассказывать всякие истории.
- Когда вернулись с охоты домой, папа, пообщавшись с Карлом Иванычем, решил взять его с собой в Москву. Maman одобрила эту новость, сказав, что детям с ним будет лучше, да и привыкли они друг к другу. Уже перед сном дети решили посмотреть вериги Гриши, который ночевал на втором этаже.
- Наблюдение за тем, как Гриша молится перед сном, произвело такое впечатление на мальчика, что Толстой пишет о невозможности забыть эти чувства до конца своей жизни.
VIII.
Вскоре дед продал дом кабатчику и купил другой, с садом. Стали брать квартирантов. Среди всех выделялся нахлебник Хорошее Дело. Его так прозвали, потому что он всегда так говорил.
Алеша наблюдал за тем, как тот в своей комнате плавил свинец, что-то взвешивал на весах, обжигал пальцы. Мальчику было интересно — он познакомился с постояльцем и подружился. Он стал приходить к нему каждый день, хотя дед и колотил Алешу за каждое посещение нахлебника.
Этого человека не любили в доме за странное поведение, считали колдуном, чернокнижником, а дед боялся, что он сожжёт дом. Через некоторое время его все-таки выжили, и он уехал.
Очень краткий пересказ
Ниже представлено тезисное содержание рассказа «Детство» Л.Н. Толстого.
Николенька привык к домашнему укладу. Он нуждается в любви, внимании родителей и домашнего учителя. Отец принимает решение переехать вместе с сыновьями из родного села Петровского в Москву — там мальчики будут жить у бабушки и смогут получить достойное образование. Переезд тяжело дается Коле. На новом месте он постепенно привыкает к родственникам. На именины бабушки он пишет свое первое стихотворение. Позже к нему приходит первая любовь. Спустя шесть месяцев отец получает известие из деревни: в письме мать мальчиков сообщает о тяжелой болезни. Отец с сыновьями прибывают в село проститься, однако застают женщину уже в беспамятстве. Дети тяжело воспринимают смерть матери. По истечении трех дней после смерти весь дом переезжает в Москву.
Главы с I по IV (Учитель Карл Иваныч, maman, папа, классы)
- Николеньку, которому три дня назад исполнилось 10 лет, и его брата воспитывал и учил наукам Карл Иваныч. Мальчик любил своего учителя , хотя в это утро Карл Иваныч разозлил его. Учитель тоже любил своих подопечных, но, находясь в классной, он старался быть строгим. Карл Иваныч любил много читать, из-за этого он даже испортил себе зрение. Дождавшись когда мальчики примут утренний туалет, повёл их здороваться с матушкой.
- В своей повести Толстой очень сожалеет, что не может подробно вспомнить свою мать тех времён. Ему запомнились только карие её глаза и сухие руки, которыми она ласкала Николеньку в детстве. Поздоровавшись с детьми, мама отправила их к папе сказать, чтобы он пришёл к ней.
- У папы был серьёзный разговор с приказчиком, поэтому он попросил немного подождать. Поздоровавшись, папа сообщил мальчикам свой план , что в ночь уезжает в Москву и их забирает с собой для более серьёзной учёбы. Вопреки ожиданиям Николеньки, затем папа отправил их на занятия к Карлу Иванычу, пообещав позже взять мальчиков на охоту.
- Карл Иваныч был очень расстроен полученной отставкой, в связи с отъездом его подопечных. Он постоянно жаловался дядьке Николаю по поводу своей дальнейшей судьбе. Уроки в этот день, казалось Николеньке, не закончатся никогда, но тут послышались шаги на лестнице.
XIII.
После отъезда матери Алеша с бабушкой снова стали жить у деда. Он считал их нахлебниками, и бабушке пришлось плести кружева, а Алеша с другими мальчиками из бедных семей собирал старье и воровал дрова. При этом он успешно перешел в 3 класс и получил похвальный лист. Приехала больная мать с маленьким золотушным сыном Николаем. Дед его кормил мало, а сама мать все время молча лежала. Алеша понимал, что она умирает. Вскоре она действительно умерла, а дедушка отправил Алешу «в люди» — зарабатывать себе на жизнь.
В основу этой повести легли воспоминания о его детстве, семье и людях, окружающих его в то время. Действия, описанные в ней, происходят в середине XIX века. Ниже представлен рассказ Толстого «Детство», краткое содержание.
II.
Вся семья жила в огромном доме, но жили недружно. Он чувствовал взаимную вражду между дедом и его сыновьями, Михаилом и Яковом. Нижний этаж занимала красильная мастерская – предмет раздоров. Сыновья хотели получить свою часть наследства и отделиться, но дед противился.
Сами дядья часто дрались, и Алеша стал свидетелем их потасовски. Мальчика это напугало, ведь он вырос в дружной семье, где его не наказывали, а здесь дед Каширин в субботу провинившихся внуков сек розгами. Алеша случайно испортил парадную скатерть (хотел покрасить) и этой участи тоже не избежал. Он сопротивлялся деду, укусил его, за что тот засек мальчика до полусмерти.
Алеша потом долго болел; дед пришел к нему мириться и рассказал о своей тяжелой молодости. Еще мальчика поразило, что Цыганок, подмастерье, вступился за него и подставил руку, чтобы розги сломались.
VI.
Однажды в дом ворвался Яков с сообщением, что сюда идет Михаил убить деда и забрать себе Варварино приданое. Бабушка отправила Алешу наверх — предупредить, когда придет Михаил. Дед его прогнал, а бабушка плакала и молилась, чтобы господь вразумил ее детей.
С тех пор дядя Михаил пьяный являлся каждое воскресенье и учинял скандалы на забаву мальчишкам всей улицы. Он держал в осаде дом всю ночь. Как-то запустив кирпичом в окно, чуть не попал в деда. А один раз Михаил выбил маленькое окошко колом и сломал бабушке руку, которую она высунула, чтобы отогнать его. Дед рассвирепел, окатил Мишку водой, связал и уложил в бане. Когда к бабушке пришла костоправка, Алеша принял ее за смерть и хотел прогнать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1526 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 991 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2379 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 879 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1455 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
VII.
Алеша давно заметил, что у бабушки и деда разные боги. Бабушка возносила хвалы богу, и он был с ней все время. Было ясно, что ему подчиняется все на земле, а он ко всем одинаково добр. Когда кабатчица поссорилась с дедом и обругала бабушку, Алеша ей отомстил, заперев в подвале. Но бабушка рассердилась и отшлепала внука, объяснив, что не всегда вина видна даже богу.
Дед молился как еврей. Бог деда был жесток, но помогал ему. Когда дед занимался ростовщичеством, к ним пришли с обыском, но благодаря молитве деда, все обошлось. Зато дед очень обидел мастера Григория: когда тот ослеп, выгнал на улицу, и ему пришлось просить милостыню. Бабушка всегда ему подавала и говорила Алеше: бог накажет деда. Действительно, в старости дед, разорившись и оставшись один, тоже вынужден будет попрошайничать.