Композиция
Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.
Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.
Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.
В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.
План повести Собачье сердце Булгакова
План повести Собачье сердце Булгакова 1. Пес повествует о своей трудной жизни. Пес, угощенный колбасой, идёт в квартиру профессора Преображенского. Мнение Шарика о доме профессора. Лечение шарика и приём пациентов 5.
В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Последнее взято из произведения М. Эксперимент удался на славу, хотя уже 10 дней профессор, по собственным признаниям, понял, насколько губительными — прежде всего, для них самих — оказались последствия этого поступка. Шариков унаследовал от Чугункина пристрастие к алкоголю, под влиянием которого он готов учинить насилие, грубые манеры и повадки карманника. От собачьей же природы у Шарикова осталась естественная ненависть к кошкам. Преображенский замечает, что нападения на котов — лучшее из того, что делает Шариков.
Краткое содержание Глава первая Бродячий пес Шарик замерзает в московской подворотне. Страдая от боли в боку, на который злой повар плеснул кипятком, он иронично и философски описывает свою несчастную жизнь, московский быт и типы людей, из которых, по его мнению, самые гнусные — дворники и швейцары. В поле зрения пса появляется некий господин в шубе и прикармливает его дешевой колбасой. Шарик верноподданно следует за ним, по пути гадая, кто же такой его благодетель, раз даже швейцар в богатом доме, гроза бродячих собак, разговаривает с ним подобострастно. Глава вторая Приведя в богатую теплую квартиру, Шарика, решившего с испугу поскандалить, усыпляют хлороформом и лечат.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Краткое содержание — Собачье сердце
Очень краткий пересказ повести «Собачье сердце»
Двадцатые годы XX века, Россия. Знаменитый на всю страну профессор Преображенский проводит операции по омоложению, и к нему встают в очередь даже самые видные государственные деятели. Однажды Преображенский решается на по-настоящему необыкновенный опыт: пересаживает дворовому псу Шарику семенники и гипофиз погибшего в пьяной драке вора и рецидивиста Клима Чугункина, «беспартийного, сочувствующего». Собака постепенно превращается в человека, причем совершенно чудовищного: наглого, неблагодарного, глупого и способного на подлость. В конце концов бывший пес пишет донос на своего создателя, после чего терпение последнего истощается: Преображенский вновь обращает гражданина Шарикова в собаку Шарика, вернув его родной гипофиз на место. Все возвращается на круги своя: Шарик не помнит своих приключений, он счастлив и предан хозяину. Преображенский продолжает опыты. Но тетрадь, где описывалась попытка превращения зверя в человека, сожжена.
Анализ произведения
Сюжетная линия
Основой для развития сюжета в повести служит история неудачного эксперимент профессора Преображенского, решившего превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Для этого он пересаживает ему гипофиз алкоголика, тунеядца и дебошира Клима Чугункина, операция проходит успешно и на свет появляется абсолютно «новый человек» — Полиграф Полиграфович Шариков, который по задумке автора является собирательным образом нового советского пролетария. «Новый человек» отличается грубым, наглым и лживым характером, хамской манерой поведения, весьма неприятной, отталкивающей внешностью, и у интеллигентного и воспитанного профессора с ним часто возникают конфликты. Шариков, для того чтобы прописаться в квартире профессора, (на которую как он считает он имеет полное право) заручается поддержкой единомышленника и идейного учителя, председателя домового комитета Швондера, и даже находит себе работу: занимается отловом бродячих кошек. Доведенный до крайности всеми выходками новоявленного Полиграфа Шарикова (последней каплей был донос на самого Преображенского), профессор решает вернуть все как было, и превращает Шарикова обратно в собаку.
Тема социального эксперимента в повести. Социально-философская сатира современного писателю общества
Социально-философская сатира Булгакова стала новым явлением в литературе. В «Собачьем сердце» за занимательным, фантастическим сюжетом и сатирическими зарисовками прослеживается философское осмысление перемен, происходящих в России после революции.
Многие современники Булгакова критически высказывались о революционных событиях в стране. Горький писал, что у революционеров отношение к людям как у бездарных ученых к собакам и лягушкам, предназначенных для научных опытов, называл большевистское руководство «правительством экспериментаторов и фантазеров», для которых Россия только «материал опыта». Философ Н.Бердяев написал, что «пророки и апостолы «социалистического» приступили к огромному эксперименту». Короленко отмечал, что прежде всего душа человеческая должна переродиться, невозможно «навязывать новые формы жизни» насильственно, изменить человеческую природу по приказу. М. Волошин писал о большевиках, что «они хотят создать ей (России) новую душу хирургическим путем». Так и в повести «Собачье сердце» доктор Борменталь после операции профессора Преображенского запишет в своем дневнике: «Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу».
Основной темой «Собачьего сердца» станет исследование социального революционного «опыта» большевиков. Но опыт этот, как показывает Булгаков, оказывается разрушительным и социально-опасным для общества. Сам Булгаков искренне писал в своем письме к правительству, что он скептически относится к революционным процессам и противопоставляет им «Великую Эволюцию». Булгаков спорит с одним из основных положений новой идеологии, что возможно форсированное улучшение условий жизни и создание человека новой формации, отвергает идею скоропалительной переделки человеческой природы. Лишь эволюционным путем, постепенными преобразованиями можно менять мир к лучшему.Невозможно создать новое идеальное устройство общества, разрушив старое, как невозможно путем хирургического вмешательства сделать из собаки человека. Появившийся в результате эксперимента в «Собачьем сердце» Полиграф Полиграфович Шариков тому неоспоримое подтверждение.
На фоне социальных потрясений необыкновенно остро звучит у Булгакова тема дома. Все герои булгаковских произведений грезят о доме. Булгаков с любовью описывает отличительные черты мирного быта интеллигентной семьи, все, что было нормой, традицией, привычным образом жизни. Дом – это место, где можно отгородиться от внешнего мира, отдохнуть уставшей душой. Булгаков доказывает несомненность права человека на частную жизнь, ее неприкосновенность; в советском же обществе все у всех должны были быть на виду, уединение, обособленность, индивидуальность осуждались. То, что в 20-е годы считалось приметами мещанства и пошлости, для Булгакова осталось священными основами быта. «Никогда не сдергивайте абажур с лампы – абажур священен», — писал он в «Белой гвардии». В послереволюционное время дома гибнут, квартиры становятся жилплощадью, превращаясь в общежития.
Шариков начинает разрушение профессорской квартиры с уничтожения чучела совы, битья стекол, порчи мебели, после устраивает грандиозный потоп и грязные попойки с уличными проходимцами. Для Булгакова дом почти живое существо, у него есть имя. «Пропал Калабуховский дом!», — скажет профессор Преображенский, узнав, что в доме завелся домком.
По воспоминаниям Преображенского можно проследить, как меняется облик Калабуховского дома после 1917 г.: исчезают цветы в парадном, ковры и калошницы вместе с калошами, пальто и шубы жильцов вместе с вешалками, заколотили парадный вход, стали ходить с заднего входа, все становится грязным и испорченным, стало барахлить водоснабжение, пропадать электричество. Зато появился поющий домком, занимающийся дележкой квартир и уплотнением жилплощади. Дом превращается в общежитие, где все как один, и не поймешь, где женщина, где мужчина – все товарищи. Произошла абсурдная подмена равенства людей одинаковостью, все стали не равны, а одинаковы.
Булгаков сожалел о прекрасной, ушедшей в небытие атмосфере дома с его обычаями, традициями, семейным уютом, культурой общения друг с другом. Например, в описании сцены обеда у профессора Преображенского изображен целый ритуал, совершенно непонятный Шарикову, который говорит: «Да что вы все как при царском режиме мучаетесь». Попытки привить Шарикову хорошие манеры оказались провальными.
Тема, проблема, идея и значение произведения
В своем легендарном произведении Булгаков поднимает проблему политики и идеологии большевизма, проблему необразованности тех, кто получил власть, а также проблему невозможности изменения порядка в истории насильно. Писатель показывает, что результаты произошедшей революции не такие, как ожидалось, что они плачевны. Революция, так же, как и операция, проведенная профессором Преображенским, привела к совершенно неожиданным последствиям и вскрыла самые страшные болезни и проблемы общества.
В произведении автор затрагивает тему человеческой природы, характеров и натуры. Булгаков дает полупрозрачный намек на то, что человек слишком самоуверен и считает сея всесильным. Он способен изменить то, что менять не стоит, способен вмешаться в естественный ход вещей, однако контролировать плоды собственной деятельности, к сожалению, человек не в состоянии.
Статья: Булгаков М. А. «Собачье сердце». Краткий анализ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Проблематика произведения заключается в том, что насильственное изменение общественного уклада неизбежно приводит к печальным результатам, эксперимент обречен на провал.
Замечание 1
Главная идея произведения «Собачье сердце» заключается в том, что любое искусственное вмешательство в общество, природу, политику, историю и другие сферы не может привести к позитивным изменениям. Автор считает наиболее приемлемым здоровый консерватизм.
Основной мыслью этого произведения является то, что незрелому, необразованному народу, людям наподобие «Шариковых», ни в коем случае нельзя доверять власть, так как они морально незрелы. Подобный эксперимент неизбежно обернется катастрофой для общества и для истории.
Смысл названия произведения заключается в том, что не все люди, нормальные от рождения, обладают духовно здоровым сердцем, что есть на свете люди, у которых собачьи – злые, плохие – сердца от рождения, и живут эти люди жизнью Шарикова.
Подробный анализ
Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня. Во многих учебных заведениях, в учебную программу включено изучение творчества Михаила Булгакова. К примеру, «Мастер и Маргарита», «Дьяволиада», «Собачье сердце»
Особое внимание хотелось бы уделить последней поэме
Свою историю анализируемое произведение, берет в январе 1925 года. Официально опубликовано оно было уже после смерти самого автора. Михаил Афанасьевич Булгаков смог очень точно отразить сложившуюся действительность, которая нашла отражения и в сегодняшнем дне. Для усиления настоящей реальности и созданию нужной атмосферы, в произведение были включены фантастические события. А именно, превращение пса Шарика в гражданина Шарикова.
В произведении поднимается ряд философских вопросов, которые заставляют читателя задуматься о многих вещах. К примеру, возможность изменения мира к лучшему, перевоспитание человека и его значимость для общества. Автор умело иллюстрирует жизнь интеллигенции и простого народа. Их связь и влияние друг на друга.
Рассмотрим идейную составляющую повести. В произведение идет описание сразу двух миров: квартира Преображенского и за ее пределами. Глазами главных героев читатель видит, что все вокруг грязное, жалкое и злое. Прохожие люди – страшные и жадные. Ощущается наличие Мира и Хаоса, где Мир – это как раз квартира Преображенского. Уютное и теплое жилище и безграничное пространство.
В сюжете присутствует динамика. Действующие лица находятся в поисках равновесия в этих двух мирах, а также ведут борьбу сами с собой.
Основными действующими лицами повести «Собачье сердце» являются:
- Пёс Шарик( далее гражданин Шариков). В самом начале он представляется как неглупое и размышляющее животные. После эксперимента, став человеком, прекратился в грубую и бескультурную личность.
- Профессор Филипп Филиппович Преображенский. Является представителем «мира» интеллигенции, глубоко нравственный человек.
«Собачье сердце» повествует о том, как профессор Филипп Филиппович решился на опаснейший эксперимент по пересадке внутренних ключевых органов человека собаке. Операция прошла успешно, и Шарик приобрел человеческий облик. Профессору выражают восхищение и восторги, многие интересуются таким экспериментом. Но сам Филипп Филиппович обеспокоен, так как не знает, кем в итоге станет Шариков.
Идет время, Шариков становится пьяницей и невеждой, вдобавок попадает под влияние Швондера, который настраивает его против профессора Преображенского. Шариков грубит и развязно ведет себя в квартире Филиппа Филипповича и требует прописать его в этих апартаментах.
Долгое время профессор не решался на обратный эксперимент, надеясь, что ситуация измениться в лучшую сторону. Но этого не вышло, и Шариков, после очередной пересадки органов, становится бездомной собакой.
Подводя итоги, хочется отметить, что люди обладают различными склонностями и странностями. Чаще это проявляется в отрицательной форме и соответствующими качествами. Но один вопрос остается неизменным – способен ли человек измениться? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. Судьба человека лишь в его руках и каждый сам решает, какой она будет. Каждый формирует свою личность.
Добавим, что классическая литературу должна быть прочитана каждым. Ведь многих заставляют изучать подобную литературу, особенно в школьных заведениях. Классическую литеру не стоит читать «из-под палки». Многие лишь в сознательном возрасте перечитывают Толстого, Достоевского, Булгакова, Пушкина и других писателей. Ведь только в таких произведениях поднимаются вечные философские вопросы.
Образы главных персонажей в повести
Сюжет «Собачьего сердца» охватывает нескольких действующих лиц. Условно их можно разделить на два лагеря — представители «старого» и «нового» времени. Среди первых находится профессор Преображенский, светило медицины, который открыл способ омолаживания организма.
Профессора можно назвать гуманистом: он против жестокого обращения с кем бы то ни было (человеком или животным — неважно). Так, в одном эпизоде прозвучали слова Преображенского «Террором ничего поделать нельзя», которые должны были стать руководством для «новых» людей
Должны были, но не стали. Многие считают, что Булгаков в «Собачьем сердце» пророчески предугадал репрессии последующих лет.
Но вернемся к профессору. Другая яркая черта его образа — постоянная жажда знаний, стремление улучшить, преобразить человеческую природу (что подчеркивается фамилией Преображенский). Однако из-за неудачи с экспериментом профессор отчасти отказывается от своих взглядов: «…зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?» В этих словах — возражение против любых попыток изменить природу человека, «заточить» ее под эпоху.
Ассистентом Преображенского является Иван Арнольдович Борменталь, которого профессор приютил «полуголодным студентом» у себя на кафедре. Человек высокой культуры и интеллекта, он вместе с Преображенским представляет один полюс в книге. Им противостоят «новые» люди во главе с Шариковым и председателем домкома Швондером.
С помощью образа «преображенного» Полиграфа Полиграфовича Булгаков сатирически обобщает и заостряет до предела черты современного ему пролетария. От Клима Чугункина Шарик унаследовал пристрастие к алкоголизму, полное невежество, склонность к воровству и даже насилию (вспомним эпизод с Зиной). Карикатурным выглядит то, как быстро Шариков под руководством Швондера адаптируется к «новому» времени — заводит паспорт, устраивается на работу, читает переписку Энгельса и Каутского. Но, как метко замечает Преображенский, когда-то захотят натравить Шарикова на самого Швондера, иот того останутся «рожки да ножки».
Сатирическое мастерство Булгакова проявляется и в обрисовке других, эпизодических персонажей. «Уплотнение» приводит Швондера с группой единомышленников в квартиру Преображенского. Одним из «товарищей» оказывается женщина Вяземская, которую из-за внешнего вида можно легко спутать с мужчиной. Таким образом Булгаков делает упрек в адрес «нового» мира, в котором все было перевернуто с ног на голову, а на смену традиционным обращениям пришло нейтральное «товарищ».
В целом повесть Булгакова, как и ряд других произведений русской литературы 20 века, стала документом эпохи. Конфликт между Пореображенским и Шариковым будет оставаться актуальным еще долгие годы — пока существуют революции и насильственные попытки переделать человека.
Главные герои и их характеристика
- Шарик – в начале произведения худой, изможденный бездомный пес, бродяжка, практически умиравший от голода и раны на боку. Попав к профессору Преображенскому, отъедается, становится довольной жизнью собакой. Затем претерпевает изменения, в результате операции превратившись в человека по фамилии Шариков. В самом конце произведения – снова собака, спокойная и счастливая. Своих злоключений в роли человека Шарикова не помнит.
- Полиграф Полиграфович Шариков – превращенный в человека пес Шарик. Маленького роста низколобый мужчина «несимпатичной наружности». Глуп, но хитер, крайне эгоистичен, невоспитан, очень подвержен дурному влиянию. Одевается крикливо и безвкусно, любит примитивные развлечения, ненавидит кошек. Не имеет чувства благодарности, не способен любить.
- Филипп Филиппович Преображенский – профессор, ученый, хирург-экспериментатор. Проводит операции по омоложению, используя собственную методику. Мужчина лет 60, прекрасно образованный, умный. Самоуверен, решителен. Представитель дореволюционного мира, которому противостоит мир новый, порожденный революцией 1917 года. Обладает пушистыми седыми усами, французской бородкой, ястребиным носом, зубы его покрыты фарфоровыми и золотыми коронками. Носит очки с золотым ободком. Часто курит. Любит насвистывать песенки из оперетт и опер, слегка фальшиво.
- Иван Арнольдович Борменталь – молодой врач, ассистирует Преображенскому. Красив, широкоплеч, бесстрашен, находчив.
Жанр, сюжет, Композиция
«Собачье сердце» по жанру является повестью. Однако, изучая жанровое своеобразие произведения, необходимо признать, что это скорее сатирическая социально-философская повесть, в которой присутствуют элементы фантастики.
Булгаков для своей повести «Собачье сердце» выбрал кольцевую композицию. История повести начинается с рассказа пса Шарика о своей тяжелой участи на улице, когда он был вынужден голодать. Послереволюционное настроение, плохая погода, размышления собаки о своем существовании и о жизни простого народа являются композиционными элементами произведения.
Сюжет произведения закладывается с момента, когда Преображенский «подбирает» Шарика. Шарик попадает в обстановку, где его кормят, лечат и даже покупают ошейник. Автор специально показывает все глазами Шарика, чтобы затем показать читателю подобную ситуацию, но уже с обновленным героем.
Точкой отсчета новой истории становится операция Шарика. В произведении два главных героя – профессор Преображенский и Шарик. Под одной крышей очень сложно ужиться двум совершенно разным персонажам. Отвратительный характер Полиграфа, нежелание что-либо в себе менять, плохие манеры в конце концов приносят свои плоды. Мужчина попадает в ряд глупых ситуаций, что его совершенно не смущает. По совету профессора, он смотрит на себя в зеркало, однако никаких недостатков себе не видит.
На протяжении всего эксперимента Борменталь ведет дневник наблюдения, в котором описывается «происхождение» нового человека. это является еще одним композиционным элементом.
Встреча Швондера и Шарика практически является роковой, как для Полиграфа, так и для профессора. Полиграф благодаря Швондеру устраивается на работу. Занятость Полиграфа тоже является одним из элементов композиции. Ведомство, где работает Шариков, занимается отловом бродячих животных. Шариков рассказывает о том, как он расправляется с отловленными котами.
Кульминационным моментом является эпизод, когда Шариков решается убить Преображенского. Однако ему это не удалось. Борменталь и Преображенский снова делают Шарикову операцию, удаляют человеческий гипофиз.
Кольцевая композиция замыкается Шариком, который снова стал обычным псом, спокойным и счастливым созданием. У него есть хозяин, который его хорошо кормит, и ошейник. Этим композиционным элементом автор показывает, как мало нужно для счастья.
История создания произведения
Повесть «Собачье сердце» была написана М.А. Булгаковым за 3 месяца в 1925 году. Писатель работал необыкновенно быстро по двум причинам: Михаила Афанасьевича увлек сюжет, к тому же он выполнял заказ: альманах «Недра» уже выдал писателю аванс за произведение. Однако, когда «Собачье сердце» было закончено, альманах решительно отказался от повести. Содержание испугало редакцию, ведь это была острейшая политическая сатира на молодую советскую власть.
Произведение читали в рукописном варианте, передавая друг другу. У Булгакова вскоре появились неприятности, связанные с этим его детищем. К писателю нагрянули с обыском, рукопись изъяли.
Впоследствии она пошла «гулять» по Европе, попав туда окольными путями, и впервые была напечатана в 1968 г. в немецком журнале «Грани». В СССР же повесть вышла только в 1987 г. Читатели восприняли ее не как фантастику (несмотря на полуфантастический сюжет), а как некое пророчество о том, каким будет новый советский мир, намеченный у Булгакова крупными мазками. Многие увидели сходство эпох, когда ломается старое и появляется новое (ведь в 80-х как раз исподволь началось разрушение основ советской власти).
«Собачье сердце» каждый воспринимает по-своему, ибо Булгаков многогранен и крайне непрост. Но одно несомненно: повесть никого не оставляет равнодушным.
Тема
Писатель поднимает проблему
идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.
Тема
человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.
Кратко о проблематике
произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.
Идея
повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.
Основная мысль
повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.
Смысл названия
произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.
Второстепенные герои и их характеристика
Клим Григорьевич Чугункин – пьяница, вор, неоднократно судимый рецидивист. «Беспартийный, сочувствующий». Погиб в драке в возрасте 25 лет. Его гипофиз и семенники Филипп Филиппович пересаживает Шарику.
Зина (Зинаида Прокофьевна Бунина) – прислуга Преображенского, молодая красивая девушка в белом переднике и кружевной наколке.
Дарья Петровна – пышнотелая женщина «во цвете лет», кухарка профессора Преображенского. Носит модную прическу, любит сверкающие украшения. Простодушная, добрая.
Федор – швейцар в доме, где живет профессор Преображенский. Человек простой, ответственно выполняет данные ему поручения.
Швондер – черноволосый молодой человек из пролетариев, избранный председателем домкома. Ненавидит профессора, считая его классовым врагом. По сути, Швондер – марионетка, не имеет совести и чувства ответственности. Питает ненависть к профессору Преображенскому и людям его склада.
Пеструхин – один из четверых членов домкома, явившихся к профессору Преображенскому с требованием отдать комнату.
Вяземская – девушка с короткими волосами, нежного, «персикового» вида. Одна из членов домкома, пришедших к Филиппу Филипповичу вместе со Швондером. Заведующая культотделом дома, где живет профессор Преображенский.
Жаровкин – один из визитеров, пришедших к профессору Филиппу Филипповичу. Молодой человек, одетый скромно
Петр Александрович – некое важное лицо, которому позвонил профессор Преображенский, когда четверо членов домкома пытались отнять часть занимаемых им комнат. Противостоять Петру Александровичу не мог никто, домкомовцы отступили
Васнецова – худенькая барышня с подкрашенными глазами, явно живет небогато, нуждается. Работает машинисткой в подотделе чистки, куда поставили начальником Шарикова. Вследствие бедности готова на отношения с несимпатичным ей мужчиной, наивно верит его лживым рассказам.
Значение повести «Собачье сердце» в русской литературе
Булгаков в «Собачьем сердце» продолжил сатирические традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, которых считал своими учителями. Эта повесть-предостережение только к концу 80-х годов прошлого века перестала быть запрещенным произведением, была впервые опубликована в журнале «Звезда» в 1987 г. и имела оглушительный успех. Уже через год по повести режиссером В. Бортко был снят одноименный фильм, получивший множество наград и ставший классикой мирового кинематографа. Цитаты из повести с остросоциальным содержанием в занимательном изложении стремительно разлетелись на крылатые выражения и афоризмы. Уже прошло почти 95 лет после создания «Собачьего сердца», но по-прежнему к нему не ослабевает читательский интерес.
Словарь
1. Батум – дореволюционное название грузинского портового города Батуми.
2. Поденщина – временная неквалифицированная работа с повременной оплатой.
3. Репортаж — жанр журналистики, оперативное сообщение информационного характера.
4. Фельетон – небольшое сатирическое произведение.
5. Гротескный – сатирический, с элементами фантастики.
6. Инсценировка – переработка литературного текста для постановки на сцене.
7. ОГПУ – Особое государственное политическое управление, являющееся органом государственной безопасности.
8. Отродье – презрительное название людей злого рода.
9. МХАТ – Московский Художественный академический театр.
10. ЖЗЛ – «Жизнь замечательных людей», литературная серия художественных биографий знаменитых людей.
11. Либретто – литературно-драматический текст, представляющий собой сценарий большого музыкального произведения.
12. Голгофа – небольшая гора, на которой был распят Иисус Христос.
13. Мещанство – мелочное стремление к приобретательству, комфорту, материальным благам.
14. Абажур – колпак на лампе, прикрывающий яркий свет от лампочки.
15. Домком – домовой комитет, организация, занимающаяся хозяйственными проблемами дома
16. Прототип — реальная личность, послужившая писателю натурой для создания литературного образа.
17. Гипофиз – мозговой придаток, вырабатывающий гормоны.
18. Репрессии – преследования, карательные меры государственных структур.
19. Нарком – народный комиссар.
Заключение
В повести «Собачье сердце» Булгаков, помимо философского мотива наказания за вмешательство в дела природы, обозначил характерные для него темы, заклеймив необразованность, жестокость, злоупотребление властью и глупость. Носителями этих недостатков у него являются новые «хозяева жизни», желающие менять мир, но не обладающие необходимыми для этого мудростью и гуманизмом. Основная мысль произведения – «разруха не в клозетах, а в головах» .
Краткого пересказа «Собачьего сердца» по главам, недостаточно, чтобы в полной мере оценить художественные достоинства этого произведения, поэтому рекомендуем выбрать время и прочесть эту небольшую повесть полностью. Советуем ознакомиться также с одноименным двухсерийным фильмом Владимира Бортко 1988 года, который довольно близок к литературному оригиналу.