Краткое содержание
Вначале рассказа Макар раздумывает о том, какими могут быть люди, в чем их основное назначение и как необходимо жить. После собеседники слышат звучный голос красивой девушки Нонки, которая является дочкой старика. Это стало поводом к размышлениям о любви, поскольку не все время она может приносить счастье, а зачастую заставляет людей становиться рабами этой страсти. Макар предложил собеседнику выслушать еще одну историю и пообещал, что если он ее не забудет, то до конца жизни будет «вольной птицей».
Лойко Зобар — красивый и удалой мужчина, любимец девушек. Каждая готова пойти с ним, однако сердце цыгана было холодным. Повстречав Радду, он осознал, что лишь эта строптивая женщина может быть его супругой.
Ее отец дал добро на то, чтобы Зобар женился на ней, но только если у него это получится. Когда Лойко начал просить руки Радды, девушка обвила его ноги плетью, и цыган свалился на землю, ударившись головой.
Дальнейшим сюжетным поворотом было требование, которое предъявила женщина. Как она сказала, выполнив это условие, Зобар может владеть ей. Цыгану нужно было поклониться девушке в ноги перед всем табором. Этого унижения он не смог вытерпеть. Во время наступления кульминации герой воткнул нож в сердце упрямой Радды.
Никто не ждал этого, ни у кого не поднялась рука, чтобы драться с Зобаром. Первым встал отец девушки — солдат Данило. Он взял нож, который дочь перед смертью бросила женщина в сторону, и вонзил его в спину Лойко.
Очень краткий пересказ рассказа М. Горького «Макар Чудра»
Старый цыган Макар Чудра беседует с рассказчиком и вслух размышляет о смысле жизни. Плавно поток его мыслей переходит в историю, которую старику удалось увидеть своими глазами, о Лойко Зобаре и Радде.
Много лет назад славный цыган Лойко влюбился в девушку по имени Радда. Нет такой красавицы, как Радда в целом свете, но и такой дерзкой и свободолюбивой девушки тоже не найти.
Превыше всего Радда ценила свою честь и независимость и разбила много мужских сердец.
Молодые и теперь абсолютно свободные люди – Лойко и Радда умирают и отправляются в иной мир вместе.
Рассказав эту историю, старый Макар Чудра засыпает, а рассказчику еще долго не спится – он долго думает о паре гордых цыган.
Позиция писателя
Большинству читательской аудитории было сложно понять позицию М. Горького, которая заключалась в стремлении к свободной жизни. Большое влияние на мировоззрение писателя оказали беседы с революционером-народником. Одна из граней произведения — скрытый бунт против существующего в то время политического строя. М. Горькому были близки революционные идеи, но писать об этом открыто не представлялось возможным. Как мог, он показал своё неприятие рабской покорности.
«Человек — это звучит гордо», — так скажет М. Горький позднее. Однако уже в молодости его возмущали и удивляли многие качества людей, например:
- малодушие;
- завистливость;
- трусость;
- погоня за материальными ценностями;
- тщеславие.
Вместо того чтобы высмеивать эти пороки, талантливый автор показывает народ, которому они чужды, и на этом фоне ещё отчётливее видны недостатки общества того времени. Но проходят десятилетия, а всё остаётся по-прежнему, поэтому «Макар Чудра» очень актуален и сегодня. При любых обстоятельствах человек должен сохранять чувство собственного достоинства, не терять индивидуальности и не предавать своих идеалов.
По мотивам этого произведения снят фильм «Табор уходит в небо». Сейчас творчество Горького незаслуженно забыто. Только благодаря школьной программе учащиеся читают отрывки из его книг и повестей онлайн, составляют подробные цитатные планы и анализируют характеры персонажей.
Описание
Рассказ Горького «Макар Чудра» читать можно онлайн. Рассказ впервые был опубликован в 1892 году. Исследователи относят произведение к романтическому направлению.
Главная идея рассказа – проблема свободы человеческой личности. В центре повествования – история страстной и трагической любви Лойко Зобара и Радды, рассказанная Макаром Чудрой. Рассказ о романтической любви двух цыган в устах Чудры звучит проникновенно и естественно, как будто жизненную драму, связанную с любовью к человеку и гордой волей к свободе, – пережил он сам. Стремление к свободе особенно сильно в красавице Радде. Оно сильно настолько, что даже страх смерти не сможет сломить гордый дух романтической героини. В силе неукротимого духа и желания воли не мог встать вровень с ней и красавец Лойко. Противоречие безграничной любви и абсолютной гордости в романтическом ключе разрешается только смертью. Несмотря на бесплодность кровавого исхода, у читателя не остается гнетущего впечатления. Картина бытия, созданная писателем, романтический пейзаж, погружающий в «мглу осенней ночи», наполнен высоким смыслом и содержанием. А романтические герои заставляют восхищаться их необузданным стремлением к свободе.
Рассказ Максима Горького «Макар Чудра» можно скачать на сайте.
Анализ 2
Рассказ Макар Чудра был напечатан в газете «Кавказ» 12.09. 1892 автор этого произведения первый раз подписался псевдонимом Максим Горький. У автора начинался любовный период в его творчестве. В одном письме к Чехову автор писал « что современная литература должна начать развиваться и украшать существование, как только все изменится, люди заживут намного ярче».
Произведение названо в честь главного героя Макара Чудра. Он пожилой цыган, задумчивый философ, который разбирается и понимает смысл бытия, его табор путешествует по Южным городам России.
Любовные произведения этого автора привлекли к себе внимание всех окружающих. Рассказ « Макар Чудра» основался на противоположении персонажа и реальности
Его особенность заключается в том что это рассказ в котором идет рассказ. Повествование идет ночью, на берегу моря, и сильного ночного ветра. Рассказчик Макар Чудра – человек, который разочарован в людях, стоимостью для него является вольность. По этому критерию он меряет людей.
Тема таких рассказов автора – влечение к свободе. В самую основу этого рассказа положена трогательная история двух влюбленных. Персонажи прекрасной легенды, не могут определится, между гордыней, любовью, и вольнолюбием. Влечение к свободе определяет их мысли и поступки. И в итоги они оба умирают.
В маленьком по объему произведении положены цели свободы, жизни радости, и красоты. Размышления рассказчика о жизни показывают, о филосовском составе ума, пожилого цыгана который повидал многое в жизни. Его мудрость раскрывается через повествование им легенде о Радде и Лойко. Он считает что гордыня и любовь не совместимые вещи. Любовь принуждает отдаться любимому человеку. Так же он считает что человек, который рожден рабом, не способен совершать поступки. Он прекрасно понимает, что если человек не хочет чему то учится, то он и не научится.
Возле цыгана есть облик слушателя, от лица которого идет рассказ. Этот персонаж захватывает в рассказе мало места, но для представления позиции писателя, художественного метода, задумки его роль большая. Он любит по мечтать, романтичен, и понимает красоту, которая его окружает. Так как он видит окружающий мир это и вносит в произведение романтическое начало.
Естественно романтическое начало включено в персонажах красивой легенды – не старых цыганах, с молоком мамы которые попробовали жить вольно. Для одного героя из рассказа Макара ценностью является свобода, а другой герой был горд. По мнению старого цыгана, любовь и гордыня не совместимы между собой, и это может разрешить только смерть. И персонажи отказываются от любви, успеха, и решают умереть во имя свободы, и воли.
Основная тематика
Характер, свобода, любовь, предел гордости, человеческая воля. Это основные темы, которые затрагивает Горький в своем произведении:
- Свобода. Она в произведении представляется как основная ценность. Главные персонажи ценят свою свободу выше денег и готовы умереть лишь ради того, чтобы не подчиняться кому-то.
- Любовь. Автор изобразил это чувство опасным и сильным. Человек, который влюблен, может потерять контроль. Он борется с чувствами, и ему нужно или покориться им, или умереть.
- Цыганский быт. Писатель изобразил экзотические условия. Читателям показано кочевое племя со своими правилами и принципами. В нем вор — успешный человек, а не преступник, девушка — не супруга, а любовница, убийство — защита чести, а не нарушение закона. Этот быт противопоставляется цивилизации.
- Природа. В течение всего рассказа персонажей окружают бескрайние просторы. Безмятежность этого пейзажа показывает всю незначительность людей на фоне Вселенной.
Тест по пьесе
- Вопрос 1 из 10
В каком году был написан рассказ «Макар Чудра»?</h3>
- <label>1890;</label>
- <label>1891;</label>
- <label>1892;</label>
- <label>1893.</label>
(новая вкладка)
Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.
Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.
В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.
Продолжение после рекламы:
Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.
Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»
Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.
Брифли существует благодаря рекламе:
Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.
Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.
Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.
Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Противостояние любви и гордости
Однажды в табор приезжает известный Лойко Зобар
, сердце которого Радда
очень быстро покоряет. Даже такой человек, как он, не может противостоять чарам девушки. В душе его зарождается страстная любовь к молодой цыганке
. Но та лишь подшучивает над ним.
После того, как Лойко при всех просит ее стать его женой, она сбивает его с ног. Позже Радда признается ему, что тоже любит его, но свободу ценит гораздо сильнее, поэтому Лойко должен признать ее главенство,
поклониться ей в ноги и поцеловать руку.
В этих строках раскрывается основной конфликт рассказа «Макар Чудра»
— противостояние вольнолюбия и человеческой страсти
. Измучился Зобар, размышляя над этим приказом.
На следующий день, собрав вокруг весь табор, он сказал, что готов выполнить требования Радды, но хочет проверить, крепко ли ее сердце. Лойко убивает Радду, вонзая ей в сердце кинжал. Девушка умирает с улыбкой на губах
. Ее отец берет этот же кинжал и убивает им Лойко.
На этом повествование старого цыгана заканчивается, а автору еще долго мерещатся в ночной тьме образ Лойко Зобара и гордой красавицы Радды.
Главные герои «Макара Чудры» – цыгане, с которыми встретился рассказчик, от лица которого и идет повествование произведения Горького. Макар Чудра герой, который ведет рассказ о трагической любви двух цыган, погибших в результате своей гордости. Эта легенда гласит о том, как встретились двое молодых людей, горячих, гордых и своенравных. Оба любили свободу, волю и независимость. Так же горячо они полюбили друг друга. Но ни один из них не хотел уступить другому, и они предпочли смерть, навсегда оставшись символом гордости и независимости в памяти цыганского народа.
Проблематика
- Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
- Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
Композиция и конфликт рассказа
Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения. Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением. Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:
- Макар Чудра;
- автор (от его лица ведётся повествование);
- Нонка;
- Данило;
- Лойко;
- Радда;
- старый магнат.
Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями. Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию. Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.
Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.
В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей. Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость. Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.
Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.
Направление и жанр
Как и остальные рассказы Горького, которые он создал на заре своего творчества, жанр произведения «Макар Чудра» имеет все признаки и черты романтизма. Писатель пытался передать читателям собственные раздумья о высоких идеалах, свободе и смысле бытия. Для чего применил специальный прием: основной персонаж, который описывается мудрым престарелым человеком, рассказывает о произошедших событиях наивному молодому мальчику. Помимо изложения фактов, главный герой говорит о своих отношениях к настоящим ценностям. Все это описано без нравоучений и в ненавязчивой форме.
Произведение по объему довольно короткое, потому лучше прочитать его полностью, а не в кратком содержании. После знакомства с этим рассказом читатель обязательно подумает о том, что на самом деле является самым важным в судьбе. Одни видят свое счастье в оседлой жизни, для других лучше просторы и воля. Главные герои почему-то не думают об этом, они живут обычной жизнью, предаваясь порывам страсти, и отправляются в те места, в которые зовет сердце. Их мировоззрение дает возможность не только почувствовать свободу от принятых правил, но и погибнуть ради нее.
Раскрытие проблем
Описывая экзотичное мировоззрение, писатель напоминает читателю о природном начале людей, когда они не были привязаны к определенному месту, своему жилищу, а также остальным вещам. Авторская позиция выражена в непринятии рабской жизни. Также Горький поднимает следующие проблематики в произведении:
- Эгоизм. Зобар и Радда очень сильно любили себя, чтобы допустить проявления этого чувства к другому человеку. Потому им было трудно сойтись, не ранив друг о друга.
- Жестокость. Автор рассказывает читателю о свободном человеке, поступки которого вряд ли гуманны. Эгоистичная девушка, которая заставила Лойко унизиться перед табором, молодой человек также жесток, поскольку убил красивую Радду, жесткость проявляется и в Данило, зарезавшего Зобара ножом в спину. Как считает писатель, это неотъемлемая часть жизни отдельных этносов.
- Гордыня. Оба главных героя не обрели счастья, проиграв сражение со своей гордостью. Любовь для них являлась сражением, и никто не хотел проиграть, это и привело их к такому грустному концу.
«Макар Чудра»
Рассказ Горького «Макар Чудра» является первым опубликованным произведением автора. В нем, как и во всех произведениях автора, рассматриваются вопросы о человеке, о его воле, о свободе личности.
Главным героем является рассказчик, старый цыган Макар Чудра. Его поведение, внешность говорят о независимости, о стремлении быть свободным, о любви к самой жизни, а не к ее благам. Жить движением, радостью — вот идеология цыгана. И в его рассказе главный герой — человек сильный, смелый, отважный, одновременно очень открытый для всех. Лойко Зобар является образцом для подражания для всех цыган, ведь он ничего, кроме воли, не любил. Его любовью является Радда, дочь солдата Данило. Она, при всем своем вольнолюбии, описывается как человек-диктатор, стремящийся подчинить, сломить волю любимого. Борьба этих сильных людей в конце рассказа приводит к трагедии — оба умирают насильственной смертью.
Горький смог изобразить не только стремление к воле, но и вечную борьбу Женщины и Мужчины. Слова Макара свидетельствуют о том, что этот вопрос всегда будет открыт. Он предупреждает собеседника, что от девок ничего хорошего не будет, что они крадут волю у мужчин. Как подтверждение своим словам он рассказывает быль о Зобаре и Радде. Женщины в этом рассказе — царицы, мужчины — сокрушенные победители.
Природа, человек, музыка, кони, огонь — все переплетено причудливым образом. Завязка рассказа — размышления Макара о человеке. Он не понимает, для чего человек сам привязывает себя к земле, для чего лишает себя воли. Дальше повествование переходит в быль, Макар начинает рассказывать поучительную историю, в которой сам принимал участие. Он говорит о столкновении Лойко Зобара и Радды, об их взаимоотношениях. В были кульминационным моментом является разговор Радды и Лойко после его неудачного предложения руки. Именно этот разговор, жесткое и унизительное условие Радды повлекли за собой развязку — смерть ее от руки Лойко и смерть Лойко от руки Данилы.
Отвечая на вопрос, кто из этих волевых личностей победил, автор описывает видения собеседника Макара: «… и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». Гордая, красивая, любящая волю больше всего на свете, но влюбленная Радда не могла позволить себе быть слабой, как любая влюбленная женщина. И тем более она не могла позволить Лойко быть сводным от ее чар, он должен был принадлежать ей. Приручив его, как гордого скакуна, она выдвигает заранее невыполнимые условия. Для такого гордого человека, мужчины, она выдумала самое унизительное — поклониться при всех людях в ноги ей, женщине, признать ее главной, поцеловать руку. Она понимала, что Лойко может сделать только одно, ведь предсмертными словами было признание: «Я знала, что ты так сделаешь». Радда умерла непокоренной, а Лойко все же поклонился, припал к ней в ноги и безвольно ждал заслуженной смерти.
Образ Макара Чудры воплощает в себе все те качества, который Горький желал видеть в человеке. Он верит в себя, свободен, многому был свидетелем, но все же любит жизнь. Именно этого автор всегда хотел — чтобы люди не отчаивались, не прятались за вымышленные шаблоны, не жили по стереотипам, а развивали внутреннюю природную силу.
Ответ учителя по предмету Литература
Цитатный план по Горькому
«Превосходная должность – быть на земле человеком» – утверждение, которое лежит в основе всего творчества М. Горького.
Простота языка. Ранние романтические произведения Горького. Их отличительной способностью является то, что в них герой Горького – борец. Вера в человека, способного на самопожертвование составляет одно из свойств гуманизма писателя (на примере «Макара Чудры»).
Природа. Ее роль. Как благодаря действию природы герои реализуют себя.В действительности: с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию песка, набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка, его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костер раздувая пламя.«Окружавшая нас тьма осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг, слева – безграничную степь, справа – бесконечное море, и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…»В рассказанном:«Вот из темноты…»«Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно».«Усиливался дождь, и моря распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган…»«… по степи в темноте ночи…»
Связь реального действующего лица с «легендарным героем». Главные жизненные утверждения»«Его рассказ о давнем былом приобретает характерные свойства легенды. Чем жить человеку? Тем могучим и прекрасным, что заключено в нем самом: силой его духа, величием его чувств, неукротимым стремлением к свободе. Пусть это стремление приведет к смерти, но путь оно будет, потому что это главное в жизни, ее единственное, пока, богатство.» (Н. Наумова)
Макар Чудра«Ведома…воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит его сердце? Он раб и все тут!…»«…Живи, и все тут. И похаживай, да посматривай кругом себя, вот тоска не возьмет никогда…»
Радда и Зобар«Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы от этого хорошо было».«Никогда я никого не любила, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то я люблю больше чем тебя…»
«Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…»«Эх! Да и поклонюсь тебе в ноги, королева гордая!…»«Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Пойко Зобар, на лицо его падали кудри, и не видно было его лица».«Было тут над чем плакать…»«В жизни всегда есть место подвигам…»
«Ну сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни, и как запомнишь, — век будешь вольной птицей…»Герои сказания служат примером для подражания истинно свободному человеку.
Заключение «Человек – это звучит гордо»
Смысл
Рассказ отвергает всё мирское, призывая человека отречься от разрушительных благ человеческой цивилизации. По мнению писателя, человек должен стремиться к свободе, к независимости. Люди должны вернуться к своим корням. Такова основная идея рассказа «Макар Чудра».
И хоть Горький осознаёт, что даже такая жизнь, которая буквально сжигает человека, не лишена своих недостатков, он всё равно считает её предпочтительнее медленного загнивания, на которое обречены погрязшие в рутине и повседневных заботах обыватели. Главная мысль рассказа «Макар Чудра» заключается в превосходстве свободы над безопасностью и комфортом. Люди должны чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью.
Главные герои и их характеристика
Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.
Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.