Краткое содержание «Малахитовая шкатулка»
Сказка «Малахитовая шкатулка» Бажова была написана в 1938 году. Это одно из лучших произведений писателя, вошедших в сборник под названием «Уральские сказы». Книга является продолжением сказки Бажова «Медной горы Хозяйка».
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Малахитовая шкатулка» на нашем сайте.
Главные герои
Настасья – вдова Степана, добрая, простая, трудолюбивая женщина.
Танюшка – дочь Настасьи и Степана, очень красивая, но своенравная девушка.
Женщина-странница, она же Хозяйка Медной горы – волшебница, которая видела в Танюшке свою приспешницу.
Другие персонажи
Паротя – слабохарактерный, жадный приказчик, который влюбился в Танюшку.
Турчанинов – молодой богатый барин, невежественный, недалекий, некрасивый молодой человек.
Краткое содержание
После смерти мужа – известного в округе горняка Степана – у Настасьи осталась малахитовая шкатулка с богатыми украшениями, которая досталась им в подарок от самой Хозяйки Медной горы. Она знала истинную цену этим драгоценностям, и даже в самое тяжелое время отказывалась продавать их местным торгашам.
У Настасьи было трое детей: двое парнишек и младшенькая, Танюшка
Девочка с ранних лет привлекала к себе внимание непривычной для здешних мест красотой – « сама черненька да басенька, а глазки зелененьки ». Танюшка с детства привыкла играть украшениями из малахитовой шкатулки, а когда подросла, то стала носить их – они подходили ей, как никакой другой красавице
К тому времени Танюшка « научилась шелками да бисером шить », да так, что даже самые опытные мастерицы диву давались. Научила же Танюшку рукоделию нищая странница, что попросилась у Настасьи немного пожить, передохнуть с дальней дороги. И что интересно – Танюшка и со своими близкими была не очень ласковой, « а к этой женщине так и льнет, так и льнет », а та в ответ ее «доченькой» называет. На прощанье женщина подарила Танюшке маленькую пуговичку, и наказала поглядеть на нее, как забудет что-то по рукоделию или « либо трудный случай подойдет ».
Как повзрослела Татьяна – краше ее невесты не сыскать. Многие парни пытались с ней заговорить, вот только девушка была со всеми холодна. Вскоре семью настигла беда, и полностью сгорел дом, скотина, все хозяйство. Только малахитовую шкатулку и успели спасти, которую пришлось продать. Танюшке было очень горько, но волшебная пуговичка дала свое согласие.
Однажды приезжий приказчик Паротя, сраженный красотой Татьяны, попросил, чтобы она вышила ему свой портрет. Во время застолья, будучи под хмельком, она показал вышитый шелком портрет молодому богатому барину Турчанинову, который тут же влюбился в зеленоглазую красавицу. Он выкупил ее украшения, и предложил выйти за него замуж. Танюшка согласилась, но поставила условие – барин должен был показать ей царицу в дворцовой комнате, украшенной малахитом, что добыл Степан.
Турчанинов тут же отправился в Санкт-Петербург, где всем стал рассказывать о своей прекрасной невесте. Эти разговоры достигли ушей самой императрицы, которой захотелось взглянуть на уральскую красавицу. Когда Татьяна появилась во дворце, она быстро разоблачила нечистые намерения барина, который устыдился ее скромного платья. Татьяна же у всех на глазах прислонилась к малахитовой стене, и будто растворилась в ней. С тех пор сказывали, « будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали ».
Заключение
Сказка учит уважать чужой труд, не лениться и не опускать руки даже в самой сложной жизненной ситуации. Истинная красота и богатство не в драгоценных камнях, а в самом человеке.
После ознакомления с кратким пересказом «Малахитовая шкатулка» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.
«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника
В перечень сборника «Малахитовая шкатулка» входит много увлекательных рассказов, среди которых: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и т. д. Наверно, у каждого из нас в детстве была такая книга. Рассказ «Малахитовая шкатулка» стал продолжением произведения «Медной горы хозяйка». Это нашло свое одобрение у юных читателей.
Приступая к теме «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание для читательского дневника», мы опишем только самые важные события и линии сюжета.
Итак, все началось с того, что после смерти каменных дел мастера Степана малахитовая шкатулка, которой его одарила Хозяйка Медной горы, досталась в наследство его жене Настасье и детям. Еще при муже она надевала на себя все эти драгоценности, но носить не могла, так как они начинали мучить ее. То мочки тянули, и они распухали, то кольцо сдавливалось, и палец синел, а когда однажды бусы примерила, то ощутила, будто бы холодный лед приложили к ее шее.
Сюжет — краткое содержание:
- Настасья после смерти мужа остаётся одна с тремя детьми, в память о муже ей достаётся малахитовая шкатулка с удивительными дорогими украшениями.
- Дочка Танюшка растёт мастерицей и рукодельницей, любит играть с украшениями из шкатулки. Таинственная странница появляется в их доме, она учит Танюшу вышивать, показывает ей видение – дворец.
- Сгорает дом семьи, Настасья продаёт шкатулку жене управляющего Пароти, но украшения ей не подходят, носить их не может.
- Шкатулку выкупает барин Турчанинов, предлагает Танюшке выйти за него замуж.
- Турчанинов обещает отвезти Танюшу во дворец императрицы, во дворце она сама находит малахитовую палату и там растворяется в стене.
Читательский дневник «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова
Название: «Малахитовая шкатулка».
Число страниц: 50.
Жанр произведения: уральские сказы.
Главные герои: вдова Настасья, дочь Танюша,
Второстепенные герои: Паротя, Турчанинов, Странница.
Характеристика главных героев:
Танюшка — добрая, хозяйственная, рукодельница.
Доверчивая.
Камни тянули её к себе.
Настасья — строгая, но добрая.
Не понимала, что творится с её дочерью.
Характеристика второстепенных героев:
Странница — добрая, умелая и открытая.
Хозяйка Медной горы.
Многому научила Танюшку.
Турчанинов — наглый и хитрый.
Стыдился бедноты Танюшки.
Получил ценный урок.
Паротя — управляющий.
Жадный, жестокий.
Любит всех пороть.
Краткое содержание сказки «Малахитовая шкатулка»
После смерти супруга Степана Настасья стала вдовой с тремя детьми.
От мужа у неё осталась лишь шкатулка с украшениями.
Мать дала шкатулку Танюшке и та единственная могла носить драгоценности.
Всех остальных они морозили.
Однажды пришла к Танюше странница и научила её вышивать.
А на прощание пуговицу подарила и советоваться с ней наказала.
Дом Настасьи сгорел и решила вдова продать драгоценности.
Курила камни супруга Пароти, но носить не смогла.
А сам Паротя, как увидел Танюшку, с ума сошёл.
Заказал ей портрет.
Вышила Танюшка портрет свой в красивом платье.
Увидел его барин и стал звать Танюшу замуж, обещал царицу показать.
Согласилась Танюшка, приехала в Петербург.
Пришла во дворец и всех красотой затмила.
На барина сердится, царицу увидеть хочет.
Увела всех придворных в малахитовый зал и у стены прислонилась.
А как пришла царица, в стену вошла, только пуговица на полу осталась.
Турчанинов совсем разума лишился, чуть весь завод не пропил.
А люди стали видеть двух Хозяек в одинаковых платьях.
План произведения:
- Наследство Степана.
- Шкатулка с камнями.
- Ослепление вора.
- Странница и её уроки.
- Вышивание.
- Продажа камней.
- Портрет Танюшки.
- Предложение барина.
- Во дворце.
- Исчезновение.
Основная мысль сказа «Малахитовая шкатулка»
Главная мысль сказки в том, что нужно ценить внутреннюю красоту, а не богатый внешний вид и количество золота в кармане.
Основная идея сказки в том, что нужно упорно трудиться и учиться, чтобы самому построить себе счастливую и достойную жизнь.
Чему учит произведение
Сказ учит упорно трудиться, быть настойчивым и терпеливым.
Учит самому ковать своё счастье и не надеяться на помощь других.
Учит не верить красивым словам, а верить поступкам.
Учит не судить о людях по внешнему виду, а ценить их за внутреннюю красоту.
Краткий отзыв о сказе «Малахитовая шкатулка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была восхищена независимостью и гордостью простой девушки Танюшки, которая знала себе цену.
Она не смущалась самой царицы, считая себя ничуть не хуже.
Ведь героиня обладала массой достоинств, которые действительно делали её царицей.
Она была великой мастерицей, красавицей.
Это очень интересная и поучительная история о девушке, которая сама выбрала себе судьбу.
Автору удалось создать удивительную историю жизни простого человека, который упорным трудом достиг вершин мастерства.
Она написана прекрасным народным языком и читается очень легко.
Мне очень нравится главная героиня сказа.
Танюшка девушка простая, но гордая.
Она умеет за себя постоять и ни перед кем не склоняется.
Я хотела бы быть такой же целеустремлённой, как она.
Я всем советую прочитать эту историю, насладиться удивительным слогом Бажова, и подумать о том, что настоящее богатство достаётся лишь большим трудом.
А каждый в итоге получает то, что сам заслужит.
Пословицы к произведению:
- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
- Не ищи красоты, а ищи доброты.
- Красивый вид человека не портит.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Словарь неизвестных слов:
- Челядь — слуги.
- Постой — свободный дом.
- Гобелен — ковёр с вышивкой.
- Приказчик — помощник хозяина.
- Бомонд — высший свет.
- Малахит — ярко-зелёный минерал.
Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:
- «Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
- «Голубая змейка»
- «Горный мастер»
- «Две ящерки»
- «Каменный цветок»
- «Медной горы Хозяйка»
- «Огневушка-Поскакушка»
- «Серебряное копытце»
- «Синюшкин колодец»
- «Таюткино зеркальце»
- «Хрупкая веточка»
- Краткая биография Павла Бажова и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Мифические персонажи[править | править код]
Писатель Алексей Иванов пытался доказать, что персонажи сказов Бажова имеют местные («вогульские») истоки. Иванов предположил, что происхождение образа Хозяйки Медной горы связано с «духом местности» и что в русских сказках наиболее близкий ей по типу персонаж — пушкинская Мёртвая царевна. Однако А. Иванов не является филологом или этнографом, и известен как творец «региональной мифологии» для «продвижения» родного края. Например, в 2004 году писатель неудачно пытался продвинуть бренд «Пермь — родина Бабы-Яги», доказывая, что этот сказочный персонаж возник в результате встречи русских с угорскими народами в XV веке). Филолог и специалист по «рабочему фольклору» Н. А. Швабауэр отметила, что мифические персонажи сказов Бажова имеют параллели в горняцком фольклоре Германии и Алтая.
Хозяйка Медной горы
Основная статья: Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы (Малахитница) впервые появляется в одноимённом сказе в образе женщины с сизо-чёрной косой, ленты которой «позванивают, будто листовая медь», и в платье из «шёлкового малахита». Кроме того, она действует в сказах «Приказчиковы подошвы», «Сочневы камешки», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок» и других. Люди видят в ней невероятную красавицу. «Девица красоты необыкновенной, а брови у неё как уголья», — описывает Хозяйку приказчик Северьян. Данила-мастер сразу признал её «по красоте да по платью». Андрюха Солёный, увидев Малахитницу, остолбенел: «Красота какая!».
Девять античных муз с уважением приняли бы в свой круг Хозяйку Медной горы — музу уральских горняков.
— Виктор Перцов |
На протяжении всей книги Хозяйка внимательно следит за жизнью горняков и достаточно активно вмешивается в неё: то превращает приказчика Северьяна в «пустую породу», то помогает людям ищущим. По сути, она — покровительница творческого труда и хранительница секретов мастерства. Но при всей своей властности Малахитница остаётся женщиной, способной любить и печалиться. Привязавшись к Степану, она с горечью расстаётся с ним, когда понимает, что он не может остаться в её владениях.
Р. Р. Гельгардт указывал на родство Хозяйки медной горы с Царицей гор из новелл немецких романтиков «Руненберг» Л. Тика (1804) и «Фалунские рудники» Э. Т. А. Гофмана (1819). Опрошенные в ходе фольклорной экспедиции 1981 года жители родины П. П. Бажова Хозяйку знали, но по сказам Бажова и говорили: «Читайте у Бажова, у него хорошо написано».
Бабка Синюшка
Бабка Синюшка появляется в сказе «Синюшкин колодец» в разных обличьях: то она тощая старушонка в синем платье и синем платке, то «девица-красавица, как царица снаряжена, а ростом до половины доброй сосны», то простая пригожая девчонка — «глаза звездой, брови дугой, губы — малина».
Огневушка-поскакушка
Героиня одноимённого сказа — девчонка озорная, с весёлыми глазками, «старатели на неё глядят — не наглядятся». Танцует она, как правило, над месторождением золота. Фольклорная экспедиция, проведенная на родине П. П. Бажова в 1981 году, зафиксировала о ней сообщение 77-летнего местного жителя: «На завалинке слышал про Поскакушку. Девка какая или кто, сказать не могут. Она скачет и золото показывает. Это говорили про неё. Холостой ещё когда был, идешь откуда-нибудь, старики сидят на завалинке, сядешь, прислушаешься. Они судят: кто про хлеб, кто про войну, кто про золото — интересно. И Поскакушку вспоминали. Была такая». Более молодой местный рассказчик (1930 года рождения) заявил, что Поскакушка — вымысел Бажова от названия реки Поскакуха.
Сюжет
У Настасьи, была шкатулка, подаренная мужем. Ему шкатулка досталась от Хозяйки Медной Горы. Украшения из ней женщина не могла носить, испытывала большую боль, когда надевала. Купцы хотели купить драгоценности, но Настасья всем отказывала. Один знакомый мастер оценил ее в 1000 рублей. Танюша, дочь Настасьи играла украшениями, надевая их ощущала тепло. Одна странница научила ее шить необычным шелком, который удивительно светился. Также она дала ей канал связи при помощи пуговицы и показала видение комнаты с малахитом. Когда сгорел дом, семья решила, что прокормить себя можно продажей малахитовой шкатулки. Купившая украшения жена приказчика не сумела их носить. В итоге молодой барин Турчанинов стал новым хозяином. Он решил жениться на прекрасной Татьяне. Она согласилась, с условием, что он представит ее царице. Но оказалось, что царица сама хотела посмотреть на нее. Войдя в ту же комнату, что в видении, девушка разочарована барином исчезает, а камни оказываются каплями.
Рецензия на книгу Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка»
Автор создал непревзойденную атмосферу уральской природы, будоражащую воображение читателя. Описания горных пейзажей, золотистых рудников и мастерски созданных персонажей позволяют окунуться во вселенную Бажова и ощутить себя свидетелем уникальных событий.
Молодой герой книги, Тургенев, отправляется в опасное путешествие в поисках малахитовой шкатулки, затерянной в глубинах гор. Вместе с ним читатель пройдет через множество испытаний и задач, станет свидетелем величественности и суровости уральской природы.
Уникальность книги заключается в том, что она не только рассказывает о приключениях героя, но и преподносит мудрые уроки о чести, дружбе, справедливости. Бажов умело вплетает в сюжет народные предания и легенды, раскрывая удивительные тайны уральской земли.
Читая «Малахитовую шкатулку», невозможно не восхищаться сложностью и красотой уральского горного края. У автора четко выраженный стиль, образы захватывают своей правдивостью и эмоциональностью. Бажов показывает удивительный мир горняков и жестокие условия труда, которые они вынуждены переносить.
Романтика приключений и поиска сокровищ переплетается с реалиями жизни, а точные и образные описания делают сюжет живым и захватывающим. Книга позволяет самостоятельно пережить трудности и радости главного героя, а также задуматься над своими ценностями и истинным смыслом жизни.
Итак, «Малахитовая шкатулка» — это великолепное произведение, которое умело сочетает в себе приключения и мудрые мысли. Книга оставляет неизгладимое впечатление и заставляет задуматься о многих жизненных аспектах. Рекомендую ее всем любителям хорошей литературы и жаждущим раскрыть секреты уральской природы и ее необычных обитателей.
Портрет
Но вскоре приехал Турчанинов на рудники, чтобы и денег нарыть, и возлюбленную вернуть. Паротя знал это и решил опередить события. Был у него с собой портрет Танюшки золотом вышитый, который он попросил ее же и вышить. Его он и показал барину. Тот, увидев там красавицу, так и обомлел и приказал немедленно показать ее ему. С этой минуты он забыл про всех женщин на свете и шкатулку малахитовую выкупил у приказчика для Танюшки. А потом сразу попросил девушку надеть украшения и следом сделал ей предложение. Но она поставила условия, чтобы он показал ей царскую малахитовую комнату из «тятиной добычи».
Турчанинов тотчас отдает приказ запрягать лошадей, но Татьяна сама пообещала приехать на конях. К этому времени весь Петербург уже «стоял на ушах» от слухов о невесте Турчанинова и о шкатулке. Танюшка наказала своему жениху ждать ее возле крыльца. Но когда тот увидел, что она шла пешком, укутанная в платок и шубку, постеснялся и спрятался. Дворцовые лакеи не хотели пропускать ее. Но когда она скинула свою верхнюю одежду, то на ней было такое платье, которого у самой царицы не было.
Герои и их характеристики
В произведении «Малахитовая шкатулка» Бажова зрители встречаются с разнообразными и запоминающимися героями, каждый из которых обладает своими уникальными характеристиками. Ниже представлен перечень некоторых героев и их основные черты:
- Младший умелец: юноша, главный герой повести. Он обладает невероятными талантами и искусством работы с нефритом, которое научился у своего деда. Младший умелец благороден, ответственен и непоколебим в своей приверженности искусству. Он стремится создать шкатулку, которая станет настоящим произведением искусства;
- Старший умелец: отец Младшего умельца, также обладает удивительными навыками искусства работы с нефритом. Он помогает своему сыну в создании шкатулки и передает ему свое умение и мастерство;
- Преподобный Лодыжкин: старый монах, помощник Старшего умельца. Он очень мудр, добр и внимателен к Младшему умельцу. Преподобный Лодыжкин всегда готов протянуть руку помощи и дать совет в трудные моменты;
- Певчий Златоглазый: загадочный певчий, живущий в лесу. Он обладает прекрасным голосом и может превращаться в птицу. Певчий Златоглазый помогает Младшему умельцу найти источник нефрита, необходимого для создания шкатулки;
- Пантера-жрец: легендарная пантера, олицетворяющая опасную силу и власть. Она становится испытанием для Младшего умельца и проверяет его на прочность;
Это только небольшая часть героев, представленных в «Малахитовой шкатулке». Каждый персонаж вносит свой вклад в развитие сюжета и помогает понять глубину тем и символику произведения.
Драгоценные камни и их загадочная сила
Книга «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова погружает нас в захватывающий мир гор и драгоценных камней, который описывается с такой точностью и реализмом, будто автор сам являлся мастером горного дела. Все главные события разворачиваются в окружении драгоценностей, которые играют важную роль в судьбах героев.
Драгоценные камни имеют свою загадочную силу, которая привлекает и манит людей. Они возбуждают жажду досягнуть невиданных высот и пробудить внутренние сокровища. Малахит, с его зеленоватым отливом и излучающей энергией, становится символом удачи и процветания. Этот камень наделяет своего владельца верой в свои силы и способностью преодолеть любые преграды на пути к своей цели.
Малахит становится ключевым элементом сюжета, ведь шкатулка с этим драгоценным камнем является источником поистине волшебной силы. Она открывает дверь в прекрасный и загадочный мир, где исполняются самые заветные мечты и пожелания.
Еще одним важным драгоценным камнем, который встречается в романе, является аметист. Он обладает фиолетовым отливом и символизирует интеллект, духовность и мудрость. Аметист влияет на психическое состояние человека, облегчает развитие интуиции и помогает разобраться в сложных жизненных ситуациях.
Также в книге встречаются другие драгоценные камни, такие как топаз, рубин, сапфир и другие, которые все несут в себе свои особые символы и силу. Все эти камни передают энергию своих цветов и форм, влияют на настроение и мироощущение героев, а также олицетворяют различные качества и чувства.
Драгоценные камни в романе Бажова – это не просто ожерелья и украшения, это магические амулеты, которые запечатлены внутри гор и передают свою силу живым существам. Они придают книге особое очарование и загадочность, заставляя читателя задуматься о сакральности драгоценных камней и их влиянии на судьбы людей.
Таким образом, «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова – это не только увлекательная история о жизни горняков и их суровых буднях, но и великолепная ода драгоценным камням, которые несут в себе загадочную силу и могут изменить жизнь любого человека.
Роль мифологии и фольклора в «Малахитовой шкатулке»
Малатьевский цикл рассказов «Малахитовая шкатулка» А.П. Бажова насыщен мифологическими и фольклорными элементами, которые придают произведению особую глубину и символическую значимость. Автор не только постигает народную мудрость и вековую мифологию Урала, но и использовал их с помощью своего мастерства для раскрытия главных тем и идей, присущих человеческой жизни.
Основой для мифологических элементов в рассказах Бажова послужили древние языческие представления народа Урала о сверхъестественных силах природы и духовном мире. В произведении объединены элементы мифологии, связанные с природными явлениями и животными. Так, например, в рассказе «Мест огней» упоминается старая языческая легенда о славном горном духе и его связи с ясным небом. Появление огня в местах его нахождения трактуется как символ воссоединения души с богатырскими корнями, с предками.
Фольклорные мотивы также играют важную роль в «Малахитовой шкатулке». Народные сказания и легенды передают дух народа, его верования, ценности, историю и опыт. В рассказах Бажова мы встречаем множество образов персонажей из фольклора: горных богов и духов, мертвецов, русалок и много других. Они воплощают в себе символическую значимость и служат не только украшением, но и передают глубокие образы и идеи, связанные с природой, жизнью и смертью.
Мифологические и фольклорные элементы обогащают сюжет рассказов Бажова, придают им особую атмосферу и эмоциональный заряд. Через использование таких символов автор передает свой взгляд на мир, раскрывает глубинные мысли и философские идеи, касающиеся вечных жизненных проблем. Бажов проникает в самую суть русской души и передает ее через традиционные мифы и легенды, создавая поистине уникальное искусство литературы.
Волшебство и мистика в повествовании
Автор смастерил прекрасный мир, где кажется, что даже сама природа может заговорить. На страницах книги мы встречаем немыслимые вещи, такие как полевые цветы, обладающие лечебными свойствами, и магический малахит, который способен воплощать любые желания своего владельца.
Мистическая атмосфера пронизывает каждую главу и заставляет читателя с приглядностью следить за каждым разворачивающимся событием
Бажов создал насыщенный и запоминающийся мир, где в каждом уголке кроется тайна, а непредсказуемые повороты судьбы удивляют и привлекают внимание
Волшебство и мистика неотделимы от повествования Бажова. Автор с легкостью переносит нас в атмосферу волшебства – на стык мира реальности и фантастики. Раскрывая секреты историй и персонажей, он вызывает у читателя восторг и интерес. Все герои Бажова пронизаны неким волшебством, будь то камнерезы, которые сотворяют невероятные шедевры из драгоценного камня, или простые городские жители, чьи судьбы связаны с магическими предметами.
«Малахитовая шкатулка» – это не просто роман, это настоящее волшебство, которое захватывает с первых строк и не отпускает до самого последнего слова. Мир, созданный Бажовым, становится живым и реальным, и при чтении книги начинаешь верить в силы природы и вонючую стихийность удивительного мира камней.
Популярные сегодня пересказы
- Я пришел дать вам волю — краткое содержание рассказа Шукшина Главный герой романа – Степан Разин. Действие происходит в 17 веке, во второй его половине. Это был тот период, когда русский народ испытывал трудный период унижения и несправедливости.
- Борьба за огонь — краткое содержание романа Рони-старшего История рассказывает о первобытном обществе, когда огонь являлся невероятной ценностью. Повествование начинается со сражения племени уламров со своими соперниками, которые не только убивают много людей
- Краткое содержание баллады Вересковый мед Стивенсона Действие баллады Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мед» происходит в раннее средневековье. Шотландцы последовательно завоевывали территорию острова, уничтожая местное население
- Невозвратимое мгновение — краткое содержание рассказа Цвейг События романа происходят в 1815 году во время войны Наполеона. Полководец готовит грандиозное сражение при Ватерлоо, исход битвы будет иметь большое значение на исход войны в целом
Непредсказуемые судьбы героев
Книга П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» рассказывает истории огромного количества удивительных персонажей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу. Какие-то из этих судеб сияют яркими красками, отражая благополучие и успех, а другие полны испытаний и трудностей.
Основной герой книги, горный рабочий Данила, всецело предан своей работе и предан своим товарищам. Его внимательность, усердие и доброта дарят ему отличную репутацию и защищают от неприятностей. Тем не менее, его судьба не всегда лишена трудностей: он становится свидетелем смерти близкого друга, что причиняет ему боль и горечь.
Второстепенные персонажи также притягивают внимание своими необычными историями. Маленький мальчик Димка, сам не зная, умудряется найти золото, спрятанное в горах
Простой угольщик, Семён Вещий, благодаря своей жизнерадостности и оптимизму, находит сокровища и становится богатым.
Но самая удивительная судьба притягивает к себе главную героиню – несчастную красавицу-камень. Разбитая на две части драгоценная шкатулка, ее незадачливый хозяин решает использовать волшебство для ее восстановления. И тут начинается настоящая сказка: камень оживает и превращается в прекрасную девушку, чья судьба переплетена с судьбами других персонажей.
Каждая история, каждый персонаж в книге П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» хранит свою уникальную судьбу, полную неожиданностей и поворотов. Эта книга заставляет задуматься о том, как много загадок и тайн в склоне гор, и как много чудес может произойти в жизни каждого из нас.
История создания[править | править код]
В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора». В середине 1930-х годов в Свердловском книжном издательстве было решено выпустить сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Сбор материала поручили историку В. П. Бирюкову, который должен был сдать сборник в декабре 1935 года. Однако В. П. Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора». Редактор сборника Е. М. Блинова «через четыре месяца общения с П. П. Бажовым, в июне 1935 года, резко изменила направление работы и стала нацеливать В. П. Бирюкова на собирание рабочего фольклора». Ставший после Е. М. Блиновой редактором сборника П. П. Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. А. Хмелинина, которые П. П. Бажов слышал в 1892—1895 годах. Бажов предложил составителю сборника включить в него «рабочий фольклор» — истории, которые он слышал от горняцкого сказителя Василия Хмелинина. В качестве образца писатель показал сказ «Золотое имечко». Но прежде чем вышел в свет сборник, с рукописью ознакомился сотрудник «Детгиза» Владимир Лебедев. Благодаря ему несколько сказов были напечатаны в журнале «Красная новь» (1936, № 11).
Из-за драматических событий в жизни Бажова (в 1937-м он был исключён из партии, в 1938-м восстановлен) сказы, которые публиковались в разных изданиях, выходили либо под инициалами «П. Б.», либо под псевдонимом «П. Брагин». Практически везде имелась пометка «Из сказов Хмелинина».
Позже Бажов вспоминал, что после выхода первых сказов готовилась разгромная статья, в которой ему вменялась в вину «фальсификация фольклора». Писателя спас Демьян Бедный, указавший на книгу Семёнова-Тян-Шанского, где дано довольно обширное примечание о горе Азов, которые, дескать, Бажов мог слышать. Хотя в книге содержится лишь короткое упоминание о горе, существовании легенд, связанных с ней, и связь их с золотым прииском, бывшим одно время в низовьях горы. Сам Демьян Бедный принял сказы за фольклор, но впоследствии оказалось, что они придуманы Бажовым.
Отражение русской культуры и народных обычаев
Читатель знакомится с историями различных горных работников, их трудностями и радостями. Бажов умело передает атмосферу уральских городов, заставляя нас проникнуться духом того времени и понять, какими силами двигалось народное хозяйство.
Особое внимание в книге уделяется народным обычаям и верованиям. Автор показывает, как тесно переплетаются мир реальный и мир мистический в жизни уральских жителей
Важную роль играют различные суеверия, обряды и предания, которые до сих пор наполняют жизнь местного населения.
Символ русской культуры — мастерство золотошитья, также находит свое отражение в рассказах. Автор подробно описывает процесс создания уникальных золотых украшений, показывая, какой труд и талант требуются для этого дела. Эта тема связана с духовностью и творчеством русского народа.
В книге также присутствует обширный строевой разговор горного дела. Это связано с особенностями работы горняков и их ценным вкладом в развитие региона. Используя живописные описания и художественную манеру изложения, Бажов удаетсть доносить до читателя настроения и эмоции персонажей.
В целом, книга «Малахитовая шкатулка» является не только захватывающим произведением, но и важным источником информации о русской культуре и народных обычаях, которую следует изучать и сохранять для будущих поколений.
Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова
Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.
Скрытый смысл в том, что подарена эта шкатулка, как выяснилось не Степану – горняку, добывающему малахит. Потому как умер он вскоре, не воспользовавшись ими.
И жене его Настасье, которой подарил Степан эти драгоценности, были они в тягость. Не смогла носить их Настасья. Было мало, тяжело, холодно, туго, велико. Не для нее, выходит, предназначила Хозяйка медной горы свой дар. Встает вопрос, для чего тогда передала она их Степану?
После его смерти осталась одна Настасья растить троих детей, двух сыновей и дочь Танюшку. Не продала шкатулку только по просьбе дочери, которая души в украшениях не чаяла, ценила их как память об отце. Ни на кого не была похожа, женихов отвергала, потому что было в ней что-то неподвластное пониманию крестьянского народа. Как выяснилось впоследствии, Татьяну не понимало и высшее сословие вплоть до царицы.
Не от мира сего родилась девушка, не ласковая с людьми и с родной матерью. Ей и только ей впору пришлись драгоценности из малахитовой шкатулки, ее они оберегали, ей помогали принимать решение, как будто сама Хозяйка медной горы родила ее, а не Настасья. Как будто сама Хозяйка в облике странницы явилась в их дом, чтобы обучить девочку искусному рукоделию, равных которому еще не было.
И только со странницей была Татьяна мила и приветлива. Только ее странница называла доченькой, и Танюшка не противилась этому.
Своенравность, некоторыми считающаяся чудачеством, девушки не отпугивало, однако мужчин, которые табуном ходили перед ее окнами. Но равного себе она не видела, как не видела себя в будущем чьей-то женой, матерью, живущей среди знакомых ей людей.
Предназначение свое видела Татьяна в труде, в небывалом таланте вышивки шелком. Понимала, что не зря так тянет ее к малахиту, к подаренным отцу драгоценностям, к страннице и ее науке.
Исчезает Танюшка в малахитовой комнате царицы не просто так. А потому, что не было места ей среди всех этих людей. Как будто из другого мира пришла она на Землю. И вот теперь пришло время возвращаться.
Нет в этой сказке удивления Татьяны волшебным событиям, происходящим с ней. Потому, что где-то в подсознании, есть понимание того, что не принадлежит она к этому миру.