Критика
«Макар Чудра» был крайне тепло принят некоторыми критиками и многими читателями. Никому, кроме Горького, не удалось переработать идеи романтизма и перенести их в двадцатый век таким образом, чтобы излагаемые им мысли нашли отклик у аудитории. О книге восторженно отзывались А.П. Чехов, А.В. Амфитеатров и другие рецензенты:
Но были и другие мнения. Например, консервативный публицист М.О. Меньшиков отмечал чрезмерную манерность прозы Горького и обличал его неспособность показать реальную жизнь без вычурности и фальши. По его мнению, автор просто зарабатывал деньги на литературе.
С ним был солидарен Ю. Анхенвальд, который осуждал искусственность творческого метода Горького и
По сей день ранние рассказы Горького вызывают интерес у читателей и литературоведов, представляя из себя нечто уникальное и неповторимое во всей русской литературе.
Произведение относится к раннему творчеству писателя и является его первым сочинением, написанным в Тифлисе под влиянием одного из друзей.
По жанровой направленности
произведение является рассказом в стиле романтизма.
Композиционная структура
рассказа представляется легендой в рассказе, обрамленной философскими рассуждениями рассказчика, от имени которого ведется повествование.
Сюжет
. Экспозицией произведения представляется рассказ пятидесятивосьмилетнего цыгана об истории любви двух представителей цыганского народа, представленных в образе Зобара и Радды, являющихся сильными, свободолюбивыми личностями, судьба которых оказывается трагической.
Отличительными особенностями
рассказа являются использование автором своеобразной цыганской речи, придающей ему особый колорит, представляющей важный элемент композиционной структуры. Кроме того, рассказ отличается необычным философским пафосным писательским слогом, мудростью и взаимосвязью с простым народом, выраженных удивительно сочным, мелодичным и поэтичным языком в виде красочных выразительных сравнений, олицетворений и метафор, делающих сюжетное повествование напоминанием сказки, легенды.
Основная тема
рассказа заключается в изображении свободы, внутренней и физической, человеческого характера и воли, пределов гордости и честолюбия, любви и ее силы.
Главным героем
рассказа является старый цыган Макар Чудра, представленный в образе меланхоличного, равнодушного к окружающему миру человека, считающего целью жизненного существования собственное счастье. Именно герой повествует рассказчику историю любви еще одних главных персонажей в лице Радды и Зобара, которые, являясь гордыми, свободолюбивыми, эгоистичными молодыми людьми, не смогли сохранить собственную любовь, результатом чего становится гибель девушки от рук возлюбленного, а затем и его смерть, ставшая местью отца Радды.
Ключевой проблематикой
произведения является авторские рассуждения о необходимости не только жизни ради собственного эго, но и умения жертвовать ради любимого человека, даже драгоценной свободой.
Своеобразием рассказа
представляется использование писателем природных зарисовок в виде бескрайних южных просторов, выражающих безмятежность и величественность природы перед незначительностью человеческого существования и мелочностью людских проблем и страданий.
История создания
Прежде чем ознакомится с кратким содержанием «Макара Чудра» для читательского дневника необходимо узнать предысторию о создании этого творения. Все началось с 1891 года, когда Горький отправился в путешествие из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Увиденное во время его странствий стало основой его многих творений. В 1892 году писатель побывал в Тифлисе и именно там начал писать рассказ «Макар Чудра». Благодаря своему хорошему другу Александру Калюжному, произведение впервые было опубликовано в газете «Кавказ».
Калюжный был революционером и сыграл очень важную роль в жизни Горькова. Он постоянно твердил, чтобы автор, записывал все свои мысли, воспоминания, рассказы и в дальнейшем создавал талантливые произведения. Друг убеждал Горького, что у него необычное ви́дение художественного мира, и этот талант нужно развивать. Уже в зрелости Максим Горький написал письмо своему верному товарищу, в котором сказал, что именно он сыграл решающую роль в его карьере.
Создание произведения
Алексей Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, написал своё первое произведение 1892 году. В то время он жил в провинциальном городе Тифлисе и работал в газете «Кавказ». «Макар Чудра», жанр которого — рассказ, стал первым литературным произведением Пешкова. Идея написать книгу возникла в результате частых и долгих бесед молодого Алексея с революционером-народником А. Калюжным.
Будущий писатель не был робким человеком, но не считал себя талантливым. В беседах он рассказывал революционеру о том, что видел и слышал. Однажды Калюжный взял его за плечи, повернул лицом к комнате, в которой лежали перо и бумага, и велел записать всё рассказанное. Так началась история создания «Макара Чудры». Алексей сделал заметки в форме дневника.
Рассказ назван по имени главного героя. В переводе с греческого языка «Макар» означает «счастливый», а фамилию цыган получил благодаря фантазии Горького. По некоторым данным, сначала писатель хотел назвать главного героя Марком, но потом решил, что это не самый удачный вариант для читательского восприятия. Литературоведы считают, что «Чудра» может быть отсылкой к слову «чудо», этот индивидуально-авторский неологизм должен был подчеркнуть динамику и остроту сюжета.
Персонажи рассказа и их характеристика
В рассказе “Макар Чудра” анализ героев играет особую роль. Рассмотрим характеристики главных и второстепенных персонажей, чтобы лучше понять их роль в произведении.
Макар Чудра
Мне нравится5Не нравится
Макар Чудра – независимый и свободолюбивый герой рассказа, цыган, который кочует вместе с табором по всему миру. Он впечатляет своей мощью и крепким здоровьем, словно железный человек. Макар не испытывает страха перед плохой погодой и не стремится укрыться от сильного ветра. Он истинно ценит вольную жизнь, характерную для цыган, и преклоняется перед свободой.
Макар не может долго оставаться на одном месте, его жизнь наполнена разнообразными приключениями и переживаниями. Он склонен к философским размышлениям, умеет гордиться своим народом и с радостью рассказывает увлекательные легенды. Внутри него горит огонь независимости и страсти к свободе, делая его яркой и незабываемой личностью.
Лойко Зобар
Мне нравится5Не нравится
Лойко Зобар – красивый цыганский парень, о котором слышали во многих странах Европы. Его привлекает необычайная страсть к лошадям, и он известен как умелый конокрад. Множество владельцев скакунов желают поймать этого молодого человека, но Лойко всегда ускользает от их ловушек. Он свободолюбив и ценит волю, поэтому он бегает, словно ветер, по безграничным просторам. У него также отличное мастерство игры на скрипке, его талант вызывает восхищение у всех, кто слышит его мелодичные звуки.
Однако, его жизнь меняется, когда он влюбляется в молодую цыганскую девушку. Несмотря на свою страсть и любовь, их отношения сталкиваются с непреодолимыми трудностями, связанными с их общим стремлением к свободе и независимости. В итоге, Лойко погибает, став жертвой трагического развития событий.
Радда
Мне нравится5Не нравится
Радда – гордая цыганская девушка, чья неземная красота пленяет всех, но она не предпочитает никого. Она непокорна и своенравна, отказывается склонять голову перед кем-либо. Радда уверена в своем достоинстве и с ухмылкой смотрит на всех, кто желает жениться на ней. Она – вольная и свободная птица. Такая же судьба ожидала и Лойко Зобара.
Несмотря на искреннюю любовь Радды к Лойко, она стремилась подчинить его себе. Она хотела, чтобы он преклонился перед ее ногами. Но Лойко не смог подчиниться ее воле. Это привело к трагическому финалу их истории. Молодой цыган убил свою возлюбленную ножом.
Данило
Мне нравится5Не нравится
Данило – пожилой мужчина, отец Радды. Он испытывает искреннюю любовь к своей дочери и гордится ею. Цыган не испытывает страха перед никем и ничем, он принимает выбор своей дочери и относится к ее решениям с уважением. Он ценит свободолюбие Радды и позволяет ей делать все, что она желает. Данило не ограничивает дочь ни в чем, а дает ей полную свободу самоопределения.
Однако, когда его дочь убивает своего возлюбленного, пожилой цыган без раздумий хватается за нож и убивает Зобара. Смерть дочери становится для Данило огромным горем и трагедией. Он не мог пережить потерю своего ребенка и совершает акт мести, чтобы отомстить за нее.
Рассказчик
Рассказчик хоть и не является действующим персонажем, но играет важную роль в повествовании. Он внимательно слушает и наблюдает все события, происходящие в рассказе. Повествователь анализирует окружающую реальность и выражает мнение самого автора. Он также описывает окружающую природу, которая становится эффектным дополнением к рассказу Макара.
Когда интрига в рассказе накаляется, природа тоже меняется. Рассказчик описывает сильный ветер, поднимающуюся бурю, стремительно усиливающийся дождь и грохот моря. Эти описания создают напряжение и подчеркивают эмоциональную атмосферу происходящего.
Вариант 3
Творчество Горького является прекрасным, а также удивительным и самобытным. Каждое его произведение наполнено смысловым и философским содержанием. Учащиеся изучают произведение «Макар Чудра», о котором и будет рассказано ниже.
Главным героем является мужчина по имени Макар. Он является цыганом. Больше всего на свете ему нравится жить свободной и спокойной жизнью и ее он ни на что не готов менять. Он считает, что крестьяне рождены для того чтобы работать и постоянно вспахивать и пропалывать поля. А ничего другого он делать не может. И ни в коем случае он старается никого не любить, ведь от этого он потеряет свободу. Именно поэтому любовь для многих из них является проклятием, от которого просто невозможно избавиться.
Сердце просит любви и если раньше они могли с этим сражаться, то теперь им это не удается, а все, потому что она пересиливает. Любовь вспыхнула между Зобаром и Раддой. Они даже не заметили, как их настигло данное чувство. И если раньше они могли с этим бороться, то теперь от нее можно избавиться только при помощи смерти. В сюжете присутствуют философское рассуждение автора. Здесь Макар постоянно рассуждает не только о своей жизни, но и о жизни других героев, а также и о любви.
Макар рассказывает очень интересную легенду, которая начинается со свободных отношений, а вот заканчивается она совсем по-другому. Кроме этого здесь присутствует еще и морская стихия.
Радда очень красивая девушка, с которой хотелось встречаться многим, но она отдала свое сердце своему единственному герою по имени Зобар. А вот парень не только талантливый и умный, но еще и характерный.
Здесь присутствуют еще и красивые фразы, которые хватают за душу и не отпускают до самого окончания произведения.
Также красоту произведению еще приносит и слова главного героя. Он их говорит величественно и красиво. Самое главное нужно постоянно двигаться вперед и не отступать и не сдаваться ни в коем случае.
Когда читаешь произведение, то между строк постоянно прослеживаются слова автора. И ему совсем не нравится точка зрения Макара и со многими его словами он не согласен. Девушка всегда была величественной и гордой и именно эта гордыня и помешала им быть не только счастливыми, но и любить друг друга. Чувства героев выражается при помощи пейзажной зарисовки. Сначала море тихонько колышется из одной стороны в другую. Но когда их чувства становятся сильнее, то и море начинает колыхаться сильнее.
Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»
Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей. Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю». Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?
В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.
Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя. Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась. Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.
В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.
Анализ рассказа «Макар Чудра» — конфликт
В маленьком рассказе Горький затрагивает несколько серьёзных тем. Это вопросы о свободе и рабстве, смысле жизни человека, красоте природы и мира в целом, о любви и самолюбии.
В основе конфликта лежит антитеза свобода – рабство. Для Макара Чудры свобода – это возможность наслаждаться жизнью, отсутствие всяких ограничений. Лойко и Радда ценят прежде всего личную свободу, независимость от других людей не только внешнюю, но и внутреннюю. Волю они ставят выше всего, даже выше любви. В этом и заключается основной конфликт. Полюбить для героев – значит подчиниться другому человеку, а этого они сделать не могут, это противоречит их натуре. Поэтому возникает ситуация замкнутого круга. Неслучайно Радда произносит: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Даже краткий анализ рассказа «Макар Чудра» позволяет четко уяснить эту мысль.
Прекрасная цыганка способна полюбить только сильного мужчину, которого она не сможет сделать покорным себе, но, полюбив, она не будет подчиняться сама. Она даёт задание возлюбленному, чтобы испытать его, и заранее знает, что Лойко не выполнит условие поклониться ей перед всем табором. Поэтому когда цыган вонзает ей в грудь нож, Радда, улыбаясь, говорит, что знала, как он поступит. Она улыбается, потому что герой выдержал испытание на силу характера и любовь к свободе, он оказался достойным любви Радды. Но парадокс заключается в том, что, любовь и гордость оказались несовместимы, поэтому герои погибают.
Первым печатным произведением Максима Горького стал рассказ «Макар Чудра». Анализ его позволяет понять, что, несмотря на молодость и неопытность, автору удалось органично изобразить жизнь цыган и передать всю полноту их чувств. Для Горького не прошли даром скитания по необъятной России. У писателя не всегда было что поесть, но он ни на минуту не расставался с толстой тетрадью, в которую записывал необычные истории, легенды, какие-то интересные события из жизни случайных спутников.
История создания
В “Макаре Чудра” анализ будет неполным без предыстории создания.
В 1891 году Алексей Пешков, пишущий под псевдонимом Максим Горький, отправился в странствия “по Руси” из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Впечатления, собранные в этом путешествии, стали основой многих произведений Максима Горького. В 1892 году в Тифлисе он пишет рассказ “Макар Чудра” и с помощью своего друга Александра Калюжного публикует его в местной газете “Кавказ”.
Именно с этого периода за ним закрепляется придуманный самим автором литературный псевдоним (Максим – в честь своего отца, Горький – намёк на судьбу народа и самого писателя, на горькую правду его творчества). Роль революционера Калюжного в творческой судьбе Горького особенна. Он настоятельно рекомендовал начинающему писателю записывать свои воспоминания и рассказы, убеждал своего товарища в его в таланте и особом художественном видении мира.
Уже в зрелом возрасте Горький писал в письме к Калюжному о том, что именно он сыграл решающую роль в творческой судьбе писателя. Критика приняла первые романтические произведения достаточно ровно, многие сумели рассмотреть в начинающем писателе огромный потенциал, особый стиль и оказались правы.
Анализ рассказа Макар Чудра Горького
Произведение создается под впечатлением странствия писателя по территории страны и издается в провинциальной газете «Кавказ» при поддержке друга Александра Калюжного, являющегося революционером.
Жанровая направленность произведения представляет собой романтический рассказ, отличающийся особенной речью повествователя, являющегося главным героем.
Композиционная структура рассказа является особенной, поскольку выстраивается в виде «рассказа в рассказе». Экспозицией произведения являются рассуждения главного героя о жизненном смысле, о любви к женщине, свободе и человеческих взаимоотношениях. Главным повествованием является рассказ героя и изображенный образ моря, представленные в виде окольцовки.
Основной персонаж представлен писателем в образе Макар Чудры, свободного и независимого пятидесяти восьмилетнего цыгана, кочующего вместе с табором по стране. Макар изображается в рассказе в лице здорового, могучего мужчины, не боящегося непогоды. Отличительной особенностью Макара является его стремление к свободе, вольной цыганской жизни, а также любовь к размышлениям и жизненной философии.
Основой произведения является рассказ Макара легенды о двух молодых цыганах, также представленных в образах главных персонажей, один из которых, Лойко Зобар, изображенный в качестве красивого мужчины, характеризующегося страстью к лошадям, свободе и воле. Лойко обладает многочисленными талантами, включая отличную игру на скрипке.
В качестве главной героини автор изображает Радду, молодую, гордую, красивую цыганку, отличающуюся непокорностью и своенравностью, считающую себя достойной лучшей жизни. Поэтому девушка отвергает любых претендентов на ее руку и сердце, однако начинает симпатизировать Лойко, влюбленного в нее. Гордость девушки не позволяет ей раскрыть свои чувства и она желает покорности молодого цыгана. Но Лойко также является гордым и свободолюбивым, что приводит его сначала к убийству любимой женщины, а затем и собственной гибели.
Второстепенными персонажами рассказа являются Данило-солдат, изображенный в образе старого цыгана, отца Радды, который убивает Лойко, мстя за убитую дочь.
Рассказ отличается своеобразным колоритом красивых фраз, гиперболизированных автором.
Основной мыслью произведения является рассуждения о свободе человеческого жизненного выбора.
Подробный анализ произведения Горького Макар Чудра
В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.
Герой всегда один он не находит удовлетворения в общении с обществом. А общение происходит в основном с природой. Макар Чудра является романтическим рассказом. История отношений Лойко Зобара и Радды помогает раскрыть истинный характер старого цыгана.
Макар старый цыган и его главная любовь в жизни это свобода. Он рассказывает об истории двух влюбленных, для которых свобода главная цель и смысл жизни. Волю Радда любит настолько, что эта любовь к свободе затмевает даже любовь к Лойко.
В итоге Макар делает вывод, что выход из этой ситуации только смерть. Ведь цыган не может предать свою любовь к свободе и так же не может предать любовь к любимому человеку. И одновременно ощущая любовь ни Лойко ни Радда не могут усмирить свою гордость и подчиниться друг другу.
И поэтому Макар полностью согласен с действиями молодой пары, ведь именно так человек доказывает свою любовь к воле. Молодые люди настолько любили друг друга, что жить без друга не могли.
Но Радда сказала, чтобы Лойко доказал ей свою любовь поклонившись ей в ноги перед всем цыганским табором. В ответ он вонзил ей нож в сердце, отец Радды тут же убил Лойко. Вот такая у цыган любовь к свободе.
Цыгане ценят свободу превыше всего, поэтому оседлый образ жизни и работа это не для них. Они готовы путешествовать всю жизнь и любить свободу и природу превыше всех материальных ценностей и комфорта.
Любовь цыгане признают, взаимную и не мешающую свободе. В обратном же случае полностью отказываются от нее. Если она мешает свободе. Автор читателю показывает другой уклад жизни. И рассказывает о нем нейтрально, и не полностью его поддерживает или призывает к нему.
Он просто показывает читателю другой уклад жизни, в котором цыгане ведут свободолюбивый и не зависящий от общественного мнения и положения в обществе образ жизни. Он показывает читателю возможность быть особенным не, таким как все.
Макар рассказывает историю о влюбленных цыганах, молодому слушателю. Он романтически настроен, любит природу, жизнь и все прекрасное. Макар же приводит в пример ему молодую пару цыган, в которой Лойко добрый, свободолюбивый и откровенный парень.
Девушка же очень, красива, горда и своенравна, и из-за этого непонимания и нежелания подчиниться друг другу их любовь закончилась трагедией. О которой Макар выражается как о последствиях любви и рассуждает на тему того что любить нужно волю и природу.
Главная мысль и цель произведения показать сильных и смелых людей. Макар в рассказе вспоминает своего сослуживца и тут же говорит, что торговать людьми это не по человеческим законам. Ведь столько прожито, и эти мерзкие действия творили только рабовладельцы.
И поэтому полностью не принимает ни рабство, ни людей, которые поклоняются и подчиняются воле других людей.
Самые главные в рассказе смелые и непокоренные цыгане. Макар и весь табор следуют за жизненным укладом Радды и Лойко. В рассказе цыгане выступают самыми смелыми и бесстрашными людьми, которые, не боясь ничего, борются за свою свободу и независимость.
11 класс
Раскрытие проблем
Описывая экзотичное мировоззрение, писатель напоминает читателю о природном начале людей, когда они не были привязаны к определенному месту, своему жилищу, а также остальным вещам. Авторская позиция выражена в непринятии рабской жизни. Также Горький поднимает следующие проблематики в произведении:
- Эгоизм. Зобар и Радда очень сильно любили себя, чтобы допустить проявления этого чувства к другому человеку. Потому им было трудно сойтись, не ранив друг о друга.
- Жестокость. Автор рассказывает читателю о свободном человеке, поступки которого вряд ли гуманны. Эгоистичная девушка, которая заставила Лойко унизиться перед табором, молодой человек также жесток, поскольку убил красивую Радду, жесткость проявляется и в Данило, зарезавшего Зобара ножом в спину. Как считает писатель, это неотъемлемая часть жизни отдельных этносов.
- Гордыня. Оба главных героя не обрели счастья, проиграв сражение со своей гордостью. Любовь для них являлась сражением, и никто не хотел проиграть, это и привело их к такому грустному концу.
Зобар приезжает в табор
Из этой статьи вы узнаете сюжет рассказа «Макар Чудра». Содержание описано достаточно подробно. Однажды в этот табор приехал Зобар. Он был красив. Горький пишет, что его усы ложились на плечи, смешивались с кудрями, а глаза горели, будто ясные звезды, улыбка же была подобна солнцу. Возникало впечатление, что его всего выковали из куска железа. Еще он играл на скрипке, да так, что многие тут же начинали плакать.
И в этот раз он сыграл, поразив всех окружающих, даже Радду. Она похвалила его способности, а он в ответ произнес, что его скрипка сделана из груди молодой девушки, а струны свиты лучшими мастерами из ее сердца. Девушка нисколько не прониклась этим романтическим сравнением, отметив только, что люди, очевидно, врут, рассуждая об уме Зобара. Юноше ничего не оставалось, как только подивиться острому языку этой девушки.
На ночь цыган остался ночевать у Данилы, отца Радды. Утром он поразил всех вокруг, выйдя с тряпкой, которая была повязана у него на голове. На все вопросы отвечал, что его зашиб конь. Но все окружающие посчитали, что дело совсем в другом, всему виной Радда.
Между тем, Лойко остался жить с табором, в котором в то время дела шли весьма хорошо. Всех он покорял своей мудростью, как будто прожил уже не один десяток лет, а на скрипке играл так, что у всех сердце замирало. В таборе он пришелся ко двору настолько, что, порой, казалось, люди готовы за него жизни отдать, любят его и ценят. Все, кроме Радды. А Зобар полюбил девушку крепко. Так, что не мог думать ни о чем другом. Окружающие цыгане все видели, понимали, но ничего не могли поделать. Только вспоминали слова предков, что если два камня катятся один на другой, то лучше между ними не становиться, а то можно изувечиться.
Песня Зобара
В один из вечеров Зобар исполнил новую песню, от которой все были в восторге, начали его хвалить. А вот Радда осталась в своем репертуаре — она высмеяла Зобара. Отец уже намеревался проучить ее кнутом, но сам Лойко ему это не позволил. Вместо этого попросил у Данилы отдать ее ему в жены.
Тот хоть и удивился этой просьбе, но согласился, сказав, бери, коль сумеешь. После этого Зобар подошел к девушке и признался, что она покорила его сердце и теперь он берет ее в жены. Единственное условие их семейной жизни, она никогда и ни при каких обстоятельствах не должна перечить его воле. Зобар заявил, что он свободный человек и всегда будет жить так, как того захочет. Сначала Радда сделала вид, что смирилась, но затем незаметно обвила ноги Лойко кнутом и резко дернула. Зобар упал будто подкошенный. Она же только ехидно улыбнулась, отошла в сторону и легла на траву.
В тот же день расстроенный Зобар убежал в степь. Макар отправился за ним, боясь, что в таком состоянии он может наделать глупостей. Он наблюдал за Лойко издали, не выдавая себя. Но тот вообще ничего не делал, а только на протяжении трех часов сидел неподвижно. Спустя это время вдалеке появилась и Радда. Она подошла к Зобару. Обиженный Лойко сразу же попытался ударить ее ножом, она же в ответ приставила к его голове пистолет и объявила, что пришла сюда не ссориться, а мириться, потому что тоже любит его. Но при этом призналась, что еще больше, чем Зобара, она любит волю.
Девушка пообещала Лойко ночь любви и жаркие ласки, но только при одном условии. Если он прилюдно, перед всем табором преклонит перед ней колено и поцелует правую руку, признавая ее старшинство в семье. Раздосадованный Зобар крикнул в бессилии на всю степь, но его любовь к девушке была так велика, что он согласился и на это условие, которое должно было поставить крест на его свободолюбии и уважении в обществе.
История создания произведения
Выходом в свет рассказа «Макар Чудра» Максим Горький во многом обязан участнику революционного движения – Александру Калюжному, с которым тогда ещё Алексей Пешков встретился в Тифлисе летом 1892 года.
Будущий знаменитый писатель рассказывал революционеру множество историй, произошедших с ним во время странствий, и тот предложил их записать. Не долго думав, Пешков создал произведение «Макар Чудра». Увидев рукопись, Калюжный связался со знакомым журналистом Цветницким, и общими усилиями произведение было напечатано в Газете «Кавказ».
Спустя более чем тридцать лет в письме Александру Калюжному Горький отметил, что именно благодаря данному им толчку служит отечественному искусству уже не один десяток лет.
Композиция
Особенностью композиции рассказа является его построение “рассказ в рассказе”
(а если точнее – легенда в рассказе). Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование. Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.
Именно его рассказ и образ моря окольцовывает главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы. Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни. Красивые фразы, трогающие за душу пусты без жизненных подтверждений, она является самым важным компонентом композиции.
Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта. Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать. Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.