План поэмы медный всадник. не менее 10 пунктов

Развернутый план поэмы медный всадник (с включением цитат)

Краткое содержание поэмы по частям

Социально-историческая поэма прославилась своим философским характером и загадочностью. Краткий пересказ по частям поможет вспомнить произведение и его главный смысл.

Предисловие

Повествование основано на фактах, происходивших в 19 веке. Настоящий потоп произошел в Санкт-Петербурге осенью 1824 г. Это было одно из самых страшных наводнений, которое нанесло Петербургу страшные разрушения. Все детали о произошедшей катастрофе взяты из документации тех лет.

Вступление

Начало произведения показывает читателям Петра I, полного великих дум о новом городе, возвышающемся прямо на этом месте. Он мечтает открыть окно в Европу и встать твердой ногой на море.

Через 100 лет вырос город. На месте, где финские рыболовы ловили рыбу, теперь стоят дворцы и башни, появились мосты.

Затем Пушкин описывает свою безграничную любовь к Петербургу. Пишет, как он прекрасен даже в самую холодную погоду. Он надеется, что стихия усмирена навсегда, Петербург будет стоять так же долго, как Россия, и никто не потревожит сон Петра.

Часть 1. Знакомство с главным персонажем. Потоп

Первая глава произведения показывает, что в городе стоит холодная осень, Нева беспокойна. Евгений возвращается поздно вечером к себе домой из гостей. Он проживает в маленькой комнатке на самой окраине – в Коломне.

Ночь у него выдалась беспокойная – мучили думы о том, где раздобыть денег. Несправедливо, что он так много работает, но не может разбогатеть. Другие при этом не работают вовсе, однако ни в чем не нуждаются.

Ранее он принадлежал к именитому роду, о котором знал каждый житель. Но в памяти почти не осталось следа о прошлом, сейчас Евгений избегает любых вельмож.

Пытаясь заснуть, он задумывается о непогоде. Переживает, что не увидит возлюбленную – Парашу, ведь Нева может выйти из берегов. Решив, что он женится на любимой, Евгений наконец-то уснул.

На утро Нева уже затопила весь город. Катастрофа была настолько сильной, что с размывшего кладбища выплыли гробы. Царь признает, что даже он не в силах совладать со стихией.

Евгений переживает о Параше, ведь она одна со своей матерью в ветхом доме. Вокруг видна вода, и лишь памятник Медного Всадника виднеется над поверхностью Невы.

Часть 2. Последствия стихийного бедствия

Вторая часть поэмы показывает читателю последствия от разгневанной стихии, которая напала на город.

Нева успокоилась. Евгений сразу же направился к дому любимой. С лодочником он переправился на другой берег. Сойдя на землю, он в первые минуты не понимает, где находится: все размыто, дома разрушены, кругом завалы и трупы. Все выглядит так, словно на поле прошло военное сражение.

Дома любимой он так и не обнаружил, хотя старая ива была на месте. Евгений разразился хохотом, от горя он обезумел.

Очень быстро жители навели порядок и вернули все в прежнее русло. Один Евгений одиноко бродил по проулкам. В течение долгого времени он не возвращался домой. Ночь он проводил прямо на пристани, а питался чем попало. Он все больше походил на бездомного.

Прошел год. Он вспомнил тот самый день катастрофы и возвышающийся памятник над толщей воды. Евгений решает, что нашел виновного: ведь именно Петр I построил город у моря.

Сказав памятнику несколько нехороших слов, он заметил, что тот злобно посмотрел на него. Евгений, слыша вдали топот медных копыт, убежал прочь. Привидевшийся Медный Всадник нагонял его.


Медный всадник нагоняет Евгения

После этого случая, чиновник каждый раз, завидев памятник, убирал головной убор и сжимал руку у сердца, словно извиняясь перед ним.

Прошло несколько месяцев. Рыбаки, которые приезжают к острову на Взморье, обнаружили ветхий домик. На пороге лежал труп, распростершись возле ветхого дома. Тут же его и похоронили.

Тема

В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства: «лес рубят – щепки летят».

По-разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своём вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Пётр смотрел далеко вперёд, он думал о будущем России, о её мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Сюжет

Сюжет поэмы описывает судьбу ничем не примечательного молодого человека Евгения, жизнь которого только начинается. Он мечтает жениться на своей возлюбленной и мирно прожить свой век на окраине Петербурга.

Эти планы в одночасье разрушает свирепая стихия. После страшного наводнения, которое на несколько дней разлучает влюблённых, молодой человек бежит к тому месту, где стоял домик Параши, и обнаруживает, что его возлюбленная погибла.

От горя Евгений теряет разум. Он бесцельно скитается по улицам города, силясь найти виновника страшной трагедии.

Проходя мимо статуи Петра I, основателя страшного города на Неве, герой с упрёком говорит ей: «Ужо тебе!» и потрясает кулаками. Каменный Пётр соскакивает с постамента и мчится вдогонку за Евгением. Напуганный грозным видением и обессиленный всеми приключившимися с ним бедствиями, герой погибает.

Трагедия «маленького человека» остаётся никем не замеченной. Нева величественно течёт в своём русле, а Петербург продолжает жить по-прежнему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.

Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» – поэма.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

История создания поэмы «Медный всадник»

А.С. Пушкин приступил к созданию поэмы в 1833 году, в период знаменитой «болдинской осени». Идея об ожившем монументе могла прийти из бессмертного произведения Мольера «Дон Жуан». По другой версии, поэт взял за основу рассказ о том, как сон одного майора помешал Александру I вывезти монумент из Петербурга. При работе Пушкин использовал документальные хроники наводнения и изучал рассказы очевидцев, переживших это стихийное бедствие. Каждый стих поэт переписывал по нескольку раз, добиваясь идеальной рифмы и звучания.

Несмотря на личную протекцию царя, цензоры не пропустили публикацию поэмы, и вернули ее Пушкину с множеством правок. Поэт справедливо оценил присланные замечания, как цензуру, о чем и написал в своем дневнике. Автор попытался внести в произведение правки с учетом пометок царя, но вскоре оставил эту затею: «Медный Всадник» был написан настолько хорошо, что любые изменения лишь портили четкий слог.

После смерти поэта в журнале «Современник» был опубликован полный текст «Медного всадника» с переработками Жуковского. Так, были вырезаны сцены бунта и прочие стихи, которые могли бы не понравиться цензорам. В урезанном виде поэму публиковали до начала XX века.

Образ «града Петра» в поэме

Мир Петербурга предстает в поэме как замкнутое пространство. Город существует по тем законам, которые приняты в нем. В поэме «Медный всадник» он словно является новой цивилизацией, построенной на просторах дикой России. После того как появляется Петербург, «московский период» в истории уходит в прошлое.

Город полон множества внутренних противоречий. Великий русский поэт подчеркивает двойственность Петербурга: с одной стороны, он «возносится пышно», но с другой – это происходит «из тьмы лесов». В пожелании поэта городу звучит тревога – «Да усмирится же с тобой и побежденная стихия…». Красота города может быть не вечной – он стоит прочно, однако может быть разрушен разбушевавшейся стихией. Впервые на страницах поэмы появляется образ разбушевавшейся стихии.

Образ Петра в поэме «Медный всадник» и исторический план произведения

Своеобразие поэмы отражается в одновременном взаимодействии трех планов. Это легендарно-мифологический, исторический, а также условно-литературный. Император Петр предстает на легендарно-мифологическом плане, ведь он не является историческим персонажем. Он является безымянным героем легенды, строителем и основателем нового города, исполнителем высшей воли.

Но думы Петра отличаются конкретностью: он решил построить город «на зло надменному соседу», чтобы и Россия могла «в Европу прорубить окно». А. С. Пушкин подчеркивает исторический план при помощи слов «прошло сто лет». И эта фраза окутывает происходящие события дымкой времен. Возникновение «юного града» уподобляется поэтом чуду. На том месте, где должно быть описание процесса возведения города, читатель видит прочерк. Сам рассказ начинается с 1803 года (в этот день «граду Петра» исполнилось сто лет).

Проблематика

Проблематика произведения уходит корнями в вопрос о роли личности в истории.

Неоднозначное отношение современников Пушкина к фигуре Петра I породило две противоположных версии петербургского мифа.

Одни считали, что просвещённый монарх облагодетельствовал Россию, прорубив «окно в Европу» и создав из ничего русский образ европейского рая; другие прямо называли императора «антихристом», заставившего великую державу свернуть с предначертанного ей самобытного пути.

Оценка деятельности Петра сливается с проблемой «маленького человека», оказывающегося бессильным перед лицом взбунтовавшейся природной стихии.

Виновник наводнения – Пётр, ведь это он заставил Неву покориться человеку, войти в узкое каменное русло. Месть природы оказалась страшной: наводнение унесло сотни человеческих жизней. В масштабах же истории эта потеря невелика, и взирающий с постамента Император не жалеет о деле своих рук.

Актуальность

Проблема «маленького человека», стиснутого обстоятельствами общественной жизни, неисчерпаема. Чем прагматичней и динамичней мир, тем больше «бедных безумцев» он порождает.

Мир техники и пользы не создан для человека. Человеческая душа в нём мгновенно изнашивается, наступает выгорание, душевное онемение, нравственное вырождение.

С тех пор, как прошло грозное наводнение, описанное Пушкиным, миновало почти 200 лет, но мир продолжают потрясать глобальные катастрофы, в которых человек беспомощен, словно щепка, гонимая быстрым течением.

Таким образом, поэма «Медный всадник» не теряет свою актуальность.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведение звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом Петра (памятник), подразумевая в нём самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, своё будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую им в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Историческая точка обзора, выбранная поэтом

В анализе «Медного всадника» можно упомянуть, что Александр Сергеевич Пушкин сумел в своем произведении преодолеть каноны жанра. В поэме Петр не появляется в роли исторического персонажа (он предстает в облике “кумира” – статуи). Также ничего не рассказывается и о времени его правления.

Петровская эпоха для самого поэта является временем, которое не закончилось вместе со смертью великого правителя. При этом А. С. Пушкин обращается не к началу этого великого периода в истории российского государства, а к его итогам. Одной из исторических точек, с высоты которой поэт взглянул на императора, стало наводнение 7 ноября 1824 года, «ужасная пора», которая надолго осталась в памяти.

Проводя анализ «Медного всадника», можно отметить, что поэма написана четырехстопным ямбом. В этом коротком произведении (содержит менее 500 стихов) поэт объединил историю и современность, частную жизнь «маленького человека» с историей страны. «Медный всадник» стал одним из бессмертных памятников Петербургу и периоду правления Петра.

Условно-литературный план

В поэме есть и второй план – условно-литературный. О нем также нужно рассказать в анализе «Медного всадника». Поэт задает его с помощью подзаголовка «Петербургская повесть». И Евгений является центральным действующим лицом этой повести. Лица остальных жителей города различить нельзя. Это толпа, которая наводняет улицы, тонет; холодные и отрешенные жители города во второй части произведения. Рассказ поэта о судьбе главного героя оттеняет исторический план и взаимодействует с ним на протяжении всего произведения. В кульминации поэмы, когда Всадник гонится за Евгением, этот мотив доминирует. На сцену выходит мифический герой – статуя, которая ожила. И в этом пространстве город превращается в фантастическое пространство, теряя свои реальные черты.

Жанр

Автор обозначил жанр произведения термином «петербургская повесть», который вошёл в литературоведческий обиход с лёгкой руки Пушкина.

Работать в этом жанре впоследствии продолжили Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Белый и другие.

Повесть традиционно считается прозаическим жанром, но после создания романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкину нетрудно написать и повесть в стихах. Язык поэзии для него универсален. Именно поэтому «Медный всадник» часто сравнивают с «Евгением Онегиным».

Говоря чисто формально, «Медный всадник» следует назвать поэмой, но для нас равно важны оба определения.

Параллели в произведении

В «Медном всаднике» Пушкина читатель обнаруживает немало смысловых и композиционных параллелей, проведенных поэтом. Они основаны на тех соотношениях, которые установились между вымышленным персонажем произведения, стихией наводнения, городом и памятником – «кумиром». К примеру, поэт приводит в параллель к «думам великим» императора размышления «маленького человека», Евгения. Легендарный император думал о том, как будет заложен город, достигнуто исполнение интересов государства. Евгений же размышляет о маленьких делах простого человека. Мечты императора сбываются; мечты «маленького человека» рухнули вместе с природной катастрофой.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Композиция

Нестандартная композиция поэмы расставляет своеобразные смысловые акценты. Структуру произведения можно описать как линейную, если учесть, что её целостность нарушается историческими вставками.

Два потока времени (прошлое и настоящее) объединяются в ходе развития сюжета.

Объёмный пролог поэмы описывает славные деяния Петра Первого, одним из которых стало строительство Петербурга.

Основная часть начинается с описания наводнения.

Ложной кульминацией становится момент осознания того, что Параша погибла.

Ложная развязка – сумасшествие Евгения.

На самом деле, кульминационным моментом является обращение главного героя к статуе Медного всадника, а развязкой – погоня статуи за дерзким обидчиком.

Эпилог поэмы не выделен графически. Последние четыре четверостишия, описывающие гибель Евгения, — это и есть эпилог.

Тема и основная мысль

Проблематика произведения отслеживается довольно чётко: на первом плане в поэме — проблема конфликта интересов власть имущего и обывателя, контраст между великим и ничтожным. А. С. Пушкин пытается выяснить, какова роль простого человека с его нуждами в жизни огромной империи. Для этого он создал весьма необычный конфликт между «маленьким человеком» Евгением, которому даже не утруждался дать фамилию, и великим императором, жившим столетием ранее. Политика Петра косвенно повлекла за собой наводнение, в котором Евгений потерял возлюбленную, но он не может взбунтоваться — власть в образе медной статуи жёстко пресекает малейшую попытку возмутиться.

Автор не даёт однозначного ответа на вопрос, кто из них прав, и не встаёт открыто на сторону кого-либо из них, заставляя читателя задуматься об этом самостоятельно и вкладывать в произведение свой смысл. Даже у критиков в литературной среде были разные взгляды на конфликт поэмы: одни сочувствовали Евгению, другие (как, к примеру, В. Г. Белинский) считали его неизбежной и даже закономерной жертвой исторических событий.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Развернутый план поэмы МЕДНЫЙ ВСАДНИК (с включением цитат).

Александр Сергеевич Пушкин «Медный всадник»

Поэма создана в 1833 году. Жанр произведения свидетельствует о том, что оно является лирическим, следуя современной классификации, его относят к лиро-эпическому роду литературы.

Подзаголовок произведения не случаен, автор, создавая поэму во время Болдинской осени, заострял внимание, что события связаны с Петербургом и слово повесть акцентирует внимание на эпический (повествовательный план). Предисловие неслучайно, автор подчеркивает не только подлинность событий, изображенных в поэме, но и художественный метод – реализм

Предисловие неслучайно, автор подчеркивает не только подлинность событий, изображенных в поэме, но и художественный метод – реализм.

Сложный план поэмы с включением цитат

1) Вступление. Прославление Петербурга

1.1 «Здесь будет город заложен…»

1.2 «Юный град…

Вознесся пышно, горделиво…»

1.3 «Люблю тебя, Петра творенье…»

1.4 «Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия…»

2) I часть. Наводнение

2.1 Образ жизни Евгений

2.2 Мечты Евгения

2.3 Выход Невы из берегов

2.4 Разрушительная сила наводнения

2.5 Последствия трагедии

3) II часть. Евгений и Медный Всадник

3.1 Нева отступила

3.2 Попытки Евгения застать свою любимую в живых

3.3 Скитания Евгения по Петербургу

3.4 Преследование Медным Всадником

3.5 Смерть Евгения

Образ Стихии

Стихия – выход Невы из берегов – описана поэтом яркими выразительными средствами: эпитетами – гневна, бурлива; олицетворениями – клокоча и клубясь; сравнениям – «Злые волны как воры, лезут в окна». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Автор показывает, что люди бессильны перед стихией, она все сметает на своем пути.

Нева насытилась разрушеньем, оставляя после себя следы катастрофы.

Полезный материал по теме: Скачать Развернутый план поэмы МЕДНЫЙ ВСАДНИК (с включением цитат)

<legend>Tags</legend>РазвернутыйпланпоэмыМЕДНЫЙВСАДНИК(свключениемцитат)

Похожие сочинения

Значение произведения

В поэме «Медный всадник» Пушкин впервые призвал читателя обратиться к истории частной человеческой жизни, чтобы понять её божественную ценность.

В противовес прагматичному подходу, оценивающему каждое действие сточки зрения пользы, поэт предлагает иной взгляд на природу вещей.

Главная ценность мира – человеческая жизнь, свободное право «маленького человека» творить свою личную историю, какой бы ничтожной она ни казалась с исторической высоты.

Все люди одинаково беспомощны перед лицом грандиозной стихии, существует высший суд, для которого важна не успешность замысла, а его созидательная сила, обращённая к человеку.

Вариант 2

А.С. Пушкин написал свое произведение «Медный всадник» в 1833 году. Само произведение наполнено философским смыслом, так же как и в некоторых произведениях этого автора “Медный всадник” содержит исторические и народные события. Власти не допускали выпуска этого произведения к печати.

И только после смерти Александра Сергеевича, Жуковский внес небольшие изменения в это произведение. После чего Медный всадник был напечатан в известном в то время журнале «Современник».

Многие считали, что это поэма с лиро-эпическим уклоном, сам же поэт очень хорошо разбирался в жанрах и дал произведению другое название «Петербургская повесть». Этим названием поэт хотел показать своему читателю, что описанные им события имеют реальную предысторию. Все события описанные Пушкиным были обрисованы настолько реально, что у читателей не остается сомнений в реальности обрисованных событий

Поэма представлена читателям скомбинированной нескольким жанрами. Медный всадник произведение о царе, главный герой предстает перед читателями как конфликтный и драматический персонаж. Идея произведение заключается в противостоянии Петра и Евгения. Период описанный писателем, был настолько реалистично написан в произведении, что ни у кого не возникает мысли что поэма написаны после ста лет после смерти Петра.

Евгений – главный персонаж произведения, очень обеспокоен своим положением. Он еле как сводит концы с концами, но судьба наносит ему еще один удар. Он теряет свою возлюбленную, после стихийного бедствия. Евгений не смог перенести этого горя и сходит с ума. По прошествии некоторого времени он понимает, что виной всех его неудач, была статуэтка из бронзы. Ему казалось, что именно эта статуэтка была виной тому что город был построен в этом месте. И однажды взглянув глаза «Медного всадника» почувствовал на себе его гнев. После очередной катастрофы он был найден мертвым.

Это произведение настолько уникально, что показывает собой особенный Пушкинский стиль. Этому произведению не сравнений. Так как поэт соединил в одном рассказе очень много различных стилей не возникает сомнений что Александр Сергеевич создал довольно интересное проведение.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Медного всадника».

Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистическим направлением.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

http://www.syl.ru/article/356956/poema-a-s-pushkina-mednyiy-vsadnik-analiz-tema-otryivokhttp://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/zhanr-poehmy-mednyj-vsadnik-osobennosti-i-svoeobrazie-stilyahttp://obrazovaka.ru/sochinenie/mednyy-vsadnik/analiz-proizvedeniya-pushkina.html

голоса

Рейтинг статьи

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский период творчества, год написания поэмы – 1833.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Медный всадник»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Медный всадник»

для самых компанейских —

Главные герои «Медный всадник»

для самых занятых —

Читательский дневник «Медный всадник»

для самых крутых —

Читать «Медный всадник» полностью

Актуальность

Проблема «маленького человека», стиснутого обстоятельствами общественной жизни, неисчерпаема. Чем прагматичней и динамичней мир, тем больше «бедных безумцев» он порождает.

Мир техники и пользы не создан для человека. Человеческая душа в нём мгновенно изнашивается, наступает выгорание, душевное онемение, нравственное вырождение.

С тех пор, как прошло грозное наводнение, описанное Пушкиным, миновало почти 200 лет, но мир продолжают потрясать глобальные катастрофы, в которых человек беспомощен, словно щепка, гонимая быстрым течением.

Таким образом, поэма «Медный всадник» не теряет свою актуальность.

Средства художественной выразительности

В тексте поэмы немало ярких эпитетов: «Нева недвижная, немая», «на берегах пустынных волн», «задумчивых ночей», «прозрачный шорох», «блеск безлунный».

Сравнения передают динамику происходящего: «Нева металась, как больной в своей постеле беспокойной», «Нева, …, как зверь, остервенясь, на город кинулась», «всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружён», «злые волны, как воры, лезут в окна».

Разнообразят образный ряд яркие метафоры: «Дворец казался островом печальным».

Олицетворения приближают читателя к изображаемым картинам: «Сердито бился дождь в окно», «Нева обратно шла, гневна, бурлива».

Жанр

Автор обозначил жанр произведения термином «петербургская повесть», который вошёл в литературоведческий обиход с лёгкой руки Пушкина.

Работать в этом жанре впоследствии продолжили Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Белый и другие.

Повесть традиционно считается прозаическим жанром, но после создания романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкину нетрудно написать и повесть в стихах. Язык поэзии для него универсален. Именно поэтому «Медный всадник» часто сравнивают с «Евгением Онегиным».

Говоря чисто формально, «Медный всадник» следует назвать поэмой, но для нас равно важны оба определения.

Значение произведения

В поэме «Медный всадник» Пушкин впервые призвал читателя обратиться к истории частной человеческой жизни, чтобы понять её божественную ценность.

В противовес прагматичному подходу, оценивающему каждое действие сточки зрения пользы, поэт предлагает иной взгляд на природу вещей.

Главная ценность мира – человеческая жизнь, свободное право «маленького человека» творить свою личную историю, какой бы ничтожной она ни казалась с исторической высоты.

Все люди одинаково беспомощны перед лицом грандиозной стихии, существует высший суд, для которого важна не успешность замысла, а его созидательная сила, обращённая к человеку.

Композиция

Нестандартная композиция поэмы расставляет своеобразные смысловые акценты. Структуру произведения можно описать как линейную, если учесть, что её целостность нарушается историческими вставками.

Два потока времени (прошлое и настоящее) объединяются в ходе развития сюжета.

Объёмный пролог поэмы описывает славные деяния Петра Первого, одним из которых стало строительство Петербурга.

Основная часть начинается с описания наводнения.

Ложной кульминацией становится момент осознания того, что Параша погибла.

Ложная развязка – сумасшествие Евгения.

На самом деле, кульминационным моментом является обращение главного героя к статуе Медного всадника, а развязкой – погоня статуи за дерзким обидчиком.

Эпилог поэмы не выделен графически. Последние четыре четверостишия, описывающие гибель Евгения, — это и есть эпилог.

Чему учит

Поэма «Медный всадник» учит нас пониманию того, что история не существует в отрыве от человека. Каким бы грандиозным и значительным ни казалось то или иное событие, у всего есть обратная сторона.

Великолепие Петербурга держится «на костях» его строителей, победа в Великой Отечественной войне – на пролитой крови наших прадедов и трагедии русского сиротства. Жертвами прогресса становятся обычные люди, которые принимают на себя основной удар.

Те, кто стоит у власти, не должны забывать о нуждах простого народа, ведь каждый человек — создание Бога, заслуживающее счастья, свободы и любви.

Характеристика героев

В анализе поэмы «Медный всадник» необходимо выделить главных действующих лиц:

  1. Евгений — главный герой произведения. С самого начала первой части в поэме кратко говорится о том, насколько Евгений ординарная и непримечательная личность: он «где-то служит», единственная его страсть — возлюбленная Параша. Предел его мечтаний — жениться, обустроить «приют смиренный и простой» и умереть в окружении детей и внуков. В то же время в характере Евгения есть и благородные черты: он намеревается, несмотря на бедность, добывать «независимость и честь» упорным трудом. Он, не страшась беспокойной ещё Невы, бросился искать её, едва улеглась буря.
  2. Пётр I предстаёт в двух ипостасях. Во вступлении император собственной персоной оглядывает болотистый северный пейзаж и решает воздвигнуть город. Здесь его образ однозначно благородный, он «дум великих полон». Далее в произведении Пётр фигурирует уже в образе памятника императору на Сенатской площади.

Проблематика

Проблематика произведения уходит корнями в вопрос о роли личности в истории.

Неоднозначное отношение современников Пушкина к фигуре Петра I породило две противоположных версии петербургского мифа.

Одни считали, что просвещённый монарх облагодетельствовал Россию, прорубив «окно в Европу» и создав из ничего русский образ европейского рая; другие прямо называли императора «антихристом», заставившего великую державу свернуть с предначертанного ей самобытного пути.

Оценка деятельности Петра сливается с проблемой «маленького человека», оказывающегося бессильным перед лицом взбунтовавшейся природной стихии.

Виновник наводнения – Пётр, ведь это он заставил Неву покориться человеку, войти в узкое каменное русло. Месть природы оказалась страшной: наводнение унесло сотни человеческих жизней. В масштабах же истории эта потеря невелика, и взирающий с постамента Император не жалеет о деле своих рук.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: