Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание
Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.
Психоаналитическая версия.
Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.
Экзистенциальная версия.
Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.
«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание
Критики называли Николая Васильевича Гоголя маэстро слова. Он умел красочно передать атмосферу жизни простых крестьян, создавал романтический поэтический образ украинского села, колоритных героев.
Творение гения «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого знакомо каждому из детства, лишь часть цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», но именно оно принесло славу писателю. Итак:
Экспозиция
Экспозиция произведения «Ночь перед Рождеством» состоит из краткого описания местности — небольшого, но уютного хутора. Автор вскользь знакомит нас с главными героями:
Все события нацелены на то, чтобы возбудить у читателя интерес, как и задумывал Гоголь. «Ночь перед Рождеством» реализовала главную задачу писателя — передала колорит небольшого полтавского поселения.
Завязка
Диалог-спор кузнеца и дочери сотника — завязка, которая организовывает главную интригу повести «Ночь перед Рождеством». Оксана, а именно так звали дочь Чуба, — претенциозная красотка, которая потребовала от кузнеца небывалых доказательств любви — туфелек царицы. Вакула хотел завоевать любовь девушки, поэтому согласился на авантюру.
Сцена мюзикла «Ночь перед Рождеством»: YouTube / Артем Ковальчук
Развитие событий
Раздосадованный Вакула уходит восвояси. В это время на сцене появляется его мать — Солоха. Гоголь колоритно описал этот персонаж вдовы-ведьмы, которая буквально приманивала к себе мужчин. Так, за одну лишь ночь к ней в гости наведались:
Печальный Вакула забирает все три мешка с сидевшими в них мужчинами с собой на улицу, а по дороге встречает компанию колядников, в которой видит Оксану. Девушка подтрунивает над кузнецом, и тот, не выдержав насмешек, бросает все и сбегает с одним мешком, в котором сидел черт.
Отважный Вакула решил найти черта, который, по его мнению, мог помочь раздобыть черевички императрицы. Кузнец направляется к казаку-характернику пузатому Пацюку. Этого героя Вакула застает за трапезой. Пацюк говорит загадками, намекая, что у кузнеца за плечами нечистая сила, которая и поможет в его предприятии. На улице озадаченный Вакула развязывает мешок. В это мгновение черт выпрыгивает из убежища и предлагает кузнецу заключить контракт, подписанный кровью.
Чем заканчивается развитие событий «Ночь перед Рождеством»? Черт был схвачен ловким и сильным парнем и вынужден выполнять все желания кузнеца.
Кульминация
Характеристика кузнеца Вакулы как доброго, отважного и сильного мужчины, готового на все ради любви, определяет его желание заполучить заветные черевички с ног самой императрицы. Кузнец заставляет нечистую силу доставить его ко дворцу:. В тот же час черт телепортирует Вакулу с ценным грузом обратно на хутор
Как верный христианин Вакула не может не наказать черта — порет его розгами
В тот же час черт телепортирует Вакулу с ценным грузом обратно на хутор. Как верный христианин Вакула не может не наказать черта — порет его розгами.
Развязка
В это время по Диканьке уже ходит слух о пропавшем кузнеце. Это очень печалит красавицу Оксану. Внезапно Вакула появляется на пороге дома возлюбленной да не с пустыми руками, а с черевичками. Более того, смешливому молодцу удается помириться с казаком Чубом и получить его благословение. После этого пара устроила пышную свадьбу и жила долго и счастливо.
Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание
Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.
Психоаналитическая версия.
Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.
Экзистенциальная версия.
Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.
Популярные сегодня темы
Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров
Существует много мнений относительно необходимости сатиры в наше время. Но, на мой взгляд, ответ вполне очевиден. Естественно, она жизненно необходима.
Каждый герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» интересен и привлекателен по-своему. Автор дает подробную характеристику почти всем. При этом не случайно писатель наделяет героев теми или иными качествами
Произведение по жанровой направленности представляется реалистичным, поскольку повествует о действительности во всех ее многообразных проявлениях в виде хроникальности, сурового историзма мышления, философичности
Источник
Чему Рождественская история учит нас о Божьих временах и сроках
К ак и многие из вас, я много раз читал историю Рождества и проповедовал на эту тему.
Но несколько лет назад я заметил, что кое-что я упускал почти всю свою жизнь.
Божьи сроки видны повсюду в рождественской истории.
Если вы однажды заметите это, то больше никогда не упустите.
Лидерам важно иметь хорошее чувство времени. Синхронизация с Божьим временем помогает нам вести нашу церковь, чтобы в нужный момент воспользоваться возможностями, которые Он нам дает
Итак, что время рождения Иисуса может сказать нам, как лидерам церкви, о том, как Бог рассчитывает время в наших собственных служениях? Я расскажу вам это в пяти пунктах.
Послесловие
Источник
В своих сказках Салтыков-Щедрин полон сарказма. В них он никого не жалует. Достается всем: и правым и неправым, и карасям и щукам, и русским либералам, и самодержавию, и мужикам русским.
Вспомним моральный кодекс вяленой воблы:
вот что писателю особенно противно: аккуратная серость. Против неё протест, язвительная сатира Салтыкова-Щедрина актуальны и сейчас: карасей глотают, генералов кормят, вобла проповедует, здравомыслящий заяц с лисой играет, — в общем, всё по-прежнему:
Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его произведений. Но большинство «детей изрядного возраста» оценили творчество великого сатирика по заслугам. В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в своих произведениях мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня мир.
И хочется пожелать всем читать сказки Салтыкова-Щедрина.
Следующие 5 высказываний -— это цитаты из сказок Салтыкова-Щедрина:
- «Бывают дураки легкие. Выбегут на улицу и прыгают. Вот таких надо беречь, они даже губернаторам нужны» («Дурак»).
- «Закроет глаза баран, и морда у него серьезная делается. Проходят мимо люди и говорят: «Да не баран это, а бургомистр!» («Баран-непомнящий»).
- «Где правда?» — «У Господа на небе. Забрал и не пущает» («Путём дорогою»).
- «Без паспорта ходить нельзя. А то все могут разойтись, работу забросить — не отбиться от таких бродяг тогда» («Рождественская сказка»).
- «Из хищников, которые водятся в умеренном климате, волк менее великодушен» («Бедный волк»).
Пустоплясы
В кратком содержании «Коняги» Салтыкова-Щедрина нельзя не показать и коней-пустоплясов. Считают себя избранными. Прелая солома — это для коняг, а для них лишь овес. И обосновать это грамотно сумеют, и убедить, что это — норма. И подковы у них, наверное, золоченые и гривы шелковистые. Резвятся на раздолье, создав для всех миф, что батюшка-конь так и задумал: одним все, другим лишь минимум, чтобы не померли трудовые единицы. И вдруг открывается им, что они пена наносная, а мужичок с конягой, которые кормят весь мир, — бессмертные. «Как так?» — закудахчут пустоплясы, удивятся. Как могут быть коняга с мужичком вечными? Откуда у них добродетель? Каждый пустопляс свое вставляет. Как же обосновать для мира такой казус?
«Да он же глупый, этот мужик, всю жизнь пашет на поле, откуда ум?» — примерно так говорит один. В современном изложении: «Если такой умный, почему без денег?» Да причем здесь ум? Сила духа громадна в этом тщедушном теле. «Труд дает ему счастье и покой», — успокаивает себя другой. «Да он по-другому и жить-то не сможет, привык к кнуту, отними его — пропадет», — развивает третий. И успокоившись, радостно желают, как бы добра болезной: «…Вот у кого учиться надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!»
Сочинение на тему: “Особенность сказки Салтыкова-Щедрина”
Салтыков-Щедрин изобличает паразитизм и полную неприспособленность к жизни людей, давно отвыкших от труда. Власть имущие ни на что не способны самостоятельно, единственное, что в их силах – найти того, кого можно принудить к работе. Однако сатира писателя направлена здесь не только против эксплуататоров, но и против мужика, который покорно выполняет все то, что приказывают ему генералы, хотя на необитаемом острове все они абсолютно равном положении. Умелый мужик восхищает читателя – он и “суп в пригоршнях варит, силки плетет… “,
однако сам же изготавливает для себя веревку, сам же себя ею привязывает к дереву по приказу генералов.
Мужик кормит генералов яблоками крупными и спелыми, себе же берет кислые да гнилые. То есть добровольное самоуничтожение мужика не знает границ. Салтыков-Щедрин возмущен таким поведением простого народа, он говорит о том, что вина мужика в собственном бедственном положении не меньше вины правящего класса, поскольку крестьяне не протестуют против рабского положения. В этой сказке в центре внимания автора проблема народа.
Гневно осмеивает писатель рабскую психологию мужика. Долготерпение, безответность
народа – вот главная проблема времени. В тоже время писатель показывает, что мужик не только является источником благополучия правящего класса, но и культуры вообще.
Мы видим, что оказавшись на необитаемом острове, генералы уподобились диким зверям, готовым утолить голод, поедая друг друга. И только появление мужика спасло их, вернуло человеческий облик. Своеобразие художественных приемов в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” заключается в использовании писателем таких приемов, как гротеск, гипербола, авторская ирония.
Язык сказки отличается афористичность. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин следует русской сатирической литературной традиции. Писатель изображает мужика, который не просто служит генералам, да еще и готов их “порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не брезговали!” Генералы ругают мужика за тунеядство, а тот “все гребет и гребет, да кормит генералов селедками”. Салтыков-Щедрин словно видит русский народ глазами Порфирия Петровича, героя романа Достоевского “Преступление и наказание”.
Он называл русского мужика иностранцем, поскольку Порфирию Петровичу недоступен был образ мыслей, поведение и мораль русского народа.
Об авторе
Салтыков-Щедрин М. Е. (1826-1889) — выдающийся русский писатель. Родился и провел свое детство в дворянском имении с множеством крепостных. Отец его (Евграф Васильевич Салтыков, 1776-1851) был потомственный дворянин. Мама (Забелина Ольга Михайловна, 1801-1874) тоже была из дворянской семьи. Получив начальное образование, Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. После его окончания начал свою трудовую деятельность секретарем в военной канцелярии.
По жизни, продвигаясь по службе, он много ездил по провинциям и наблюдал, в каком отчаянно бедственном положении находится крестьянство. Имея оружием перо, автор делится со своим читателем увиденным, обличая беззаконие, самодурство, жестокость, ложь, безнравственность. Обнажая правду, он хотел, чтобы и читатель смог за огромным валом лжи и мифов рассмотреть простую истину. Писатель надеялся, что наступит время, когда уменьшатся и исчезнут эти явления, так как верил, что судьба страны находится в руках у простого народа.
Автора возмущает творящаяся в мире несправедливость, бесправное, униженное существование крепостных. В своих произведениях он иногда иносказательно, иногда прямым слогом обличает цинизм и бездушие, глупость и манию величия, алчность и жестокость обладающих властью и полномочиями в то время, бедственное и безвыходное положение крестьянства. Тогда была строгая цензура, поэтому писатель не мог открыто критиковать устоявшееся положение вещей. Но и не мог молча терпеть, как «премудрый пескарь», поэтому он облек свои мысли в сказку.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями. Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача — его найти и заставить работать. Сказано — сделано. Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.
Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей. Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.
Чему учит сказка “Ночь перед рождеством”?
В повести “Ночь перед Рождеством” конечно много сказочного, мистического, но я бы не стала называть ее сказкой. Это книга о жизни простых людей, в которой самым естественным образом вплетается волшебство. Для героев повести нет ничего удивительного в чертях, в ведьмах и колдунах. Они всегда жили рядом с этими персонажами и воспринимают их как должное. Это нам, излишне практичным людям, эти персонажи кажутся сказкой.
Повесть “Ночь перед Рождеством” учит нас прежде всего с юмором относится к любой жизненной ситуации, смеяться над своими неудачами и стремится всеми силами к достижению мечты. Точно так же как Вакула, который не остановился даже перед тем, чтобы обратиться за помощью к черту, чтобы достать любимой местный аналог лабутенов.
Повесть учит всегда верить в лучшее, не видеть преград, держать слово, любить верно и самозабвенно. Учит уметь веселиться и праздновать. Учит видеть в жизни только положительное, быть оптимистом.
Н.В Гологль, написавший произведение “Ночь перед Рождеством” вложил очень грамотную мысль в данное произведение. Вакуле старался, и стремительно пытался достичь расположения Оксаны, он действительно очень старался и это является основной мыслью. Данная сказка учит читателя тому, что даже если тебе отказывают в чем-то, все равно нужно идти дальше и стараться добиться своей цели. Даже если Оксана не давала ему шансов, он шел до последнего.
Прочитав сказку про принцессу Шиповничек, должна сказать, что выводов напрашивается несколько, т.е. не к одному, а к нескольким сказочным советам от братьев Гримм можно прислушаться, например:
Содержание русских сказок в иносказательной форме передает жизнь их авторов — простых крестьян.
Под видом богатого злого брата прячется аллюзия на господ, жадных, держащихся за своё состояние и унижающих своих крепостных. Под видом бедного брата, который, заметьте, всегда оказывается в выигрыше в конце сказки, подразумевается закрепощенный народ.
Нет ничего удивительного, что крестьянам, чья жизнь не была лёгкой и сладкой, хотелось хоть как-то выразить свои чувства. Поэтому они обретали такую форму, сказочную, но вместе с тем понятную каждому.
Сказка Аркадия Гайдара “Горячий камень” учит людей быть менее прижимистым, воспринимающими и ставящими на первое место не силу и власть денег, а простые человеческие ужценности, которые человек может сохранить в своей памяти, в своём сердце до тех пор, пока у него есть такая возможность. Произведение учит быть великодушным к человеческим слабостям, а стремлении человека научить других людей ценить истинные ценности достойно уважения. Мудрый старик не пытается ругать мальчика Ивашку за то, что он забрался в сад,а действует иначе. Мальчик Ивашка осознает свою вину, и найдя камень с надписью, он предлагает вернуть молодость доброму старику, но старику этого не надо, он живёт своими воспоминаниями, которые ему дороги, ценны для него.
Источник
Несколько интересных сочинений
Вернер является военным медиком. Ведь, как известно, между друзьями должно быть много общего, и Печорин является хорошим другом героя.
Что такое летняя ночь? Это яркие звезды на небе, которые можно видеть во всей красе, лишь в дикой глуши. Летняя ночь – это теплый ветерок, который запутывается в волосах и тихо играет ними, а они в свою очередь наслаждаются ласковыми объятьями.
Героем рассказа является Желтков. Он занимает пост чиновника контрольной палаты. Г.С обладает приятной внешностью. У него глаза голубого цвета, длинные мягкие волосы.
Здравствуй, Родион Романович Раскольников. Пишет тебе ученик школы из двадцать первого века. Недавно я закончил изучать дело твоего преступления и имею кое-какие мысли по этому поводу.
Интересно, что обычно в пьесе, вообще, сложно говорить о роли пейзажа. То есть тут явно не будит описаний природы на две страницы. Обычно вид сцены (пейзаж) обозначен кратко в самом начале действий перед диалогами
Источник
Произведение является последним в авторском цикле сказок и представляет собой писательские размышления о моральной способности молодого поколения к восприятию реальной действительности.
Основная тема сказки заключается в необходимости проявления любви к ближнему не в форме религиозной проповеди, а в виде активного протеста.
Композиционная структура произведения выражается в нагнетании событий с самого начала повествования, создавая ощущение возникновения в финале чуда. Однако писатель задумывает трагическое завершение рассказа, заключающееся в смерти главного героя – десятилетнего мальчика Сережи, который прослушав рождественскую проповедь местного священника переживает нервный срыв из-за расхождения церковных слов и реальной действительности.
Сюжетная линия произведения разворачивается в момент поиска главным героем ответа на его животрепещущий вопрос относительно правды жизни. Он не может его получить ни от матери Марьи Русланцевой, которая озабочена лишь будущим собственного ребенка, ни у дворовых людей, считающих, что правду нужно признавать с умом, ни у гостей, собравшихся на рождественский ужин.
В связи с излишним волнением у мальчика начинается сильный жар, который не способен устранить неадекватный доктор, непонимающий детское восприятие несправедливостей и ужасов человеческой жизни.
Своеобразием произведением является применением автором соответствующей поэтической формы рассказа, представляющаяся художественной тактикой.
Основным смыслом произведения является призыв, направленный на общественное содействие в борьбе за государственное переустройство в конкретно-исторической ситуации, несмотря на оформление рассказа в религиозно пафосных оттенках, тем самым желая воздействовать в отношении простого народа, находящегося под влиянием церковной идеологии.
Вариант 2
Рождественская сказка Михаила Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое знакомо многим поколениям читателей. Сказка была написана в 1876 году и стала одним из самых известных произведений автора.
Сюжет сказки рассказывает о бедном мужике Иванушке, который попадает в загадочный лес, где встречает разных персонажей, которые помогают ему получить богатство и счастье. Одним из главных героев сказки является Дед Мороз, который помогает Иванушке в его приключениях.
Символический образ Деда Мороза в сказке олицетворяет доброту, щедрость и волю к помощи ближнему. Дед Мороз помогает Иванушке не только получить богатство, но и научиться жить счастливо и добро относиться к окружающим.
Сказка также содержит критику социальных неравенств и жестокости, которые присутствовали в России того времени. Автор показывает, что бедные люди могут быть счастливыми и добрыми, а богатство не всегда приносит счастье.
В сказке присутствуют элементы фантастики и мистики, которые создают загадочную атмосферу и увлекают читателя в мир приключений и чудес. Сказка наполнена яркими образами и красочными описаниями, которые позволяют читателю окунуться в мир фантазии и мечты.
Рождественская сказка – это не только замечательное произведение литературы, но и важный исторический документ, который отражает общественные и культурные тенденции России XIX века. Сказка показывает, какие ценности были важны для людей того времени и какие проблемы они старались решать.
Одним из главных достоинств сказки является ее универсальность. Рождественская сказка подходит для чтения как детям, так и взрослым. Она содержит в себе множество уроков и мудрых мыслей, которые могут быть полезными для каждого читателя.
Сказка Михаила Салтыкова-Щедрина остается актуальной и сегодня
Она напоминает нам о важности доброты, щедрости и воли к помощи ближнему. Рождественская сказка – это произведение, которое вдохновляет на добрые дела и помогает верить в чудеса
В заключение можно сказать, что Рождественская сказка Михаила Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое заслуживает внимания и уважения. Она наполнена мудрыми мыслями и красивыми образами, которые оставляют яркий след в сердцах читателей.
Будни
В кратком содержании «Коняги» прежде всего необходимо рассказать, как жеребец круглый год монотонно делает свою работу. Изо дня в день одно и то же, борозду за бороздой, из последних сил. Поле не кончается, пахать не перепахать. Для кого-то поле
— простор, для коняги же — кабала. Как «головоног», присосалась и давит, отнимая силы. Труден хлеб. Но и его нет. Как вода в сухой песок: была и нет ее.
И наверное, было время, когда коняга жеребенком резвился на травке, играл с ветерком и думал, как прекрасна, интересна, глубока жизнь, как сверкает она разными красками. А теперь лежит на солнцепеке худой, с торчащими ребрами, с облезлой шерстью и кровоточащими ранами. Из глаз и носа течет слизь. Перед глазами морок и огни. А вокруг мухи, оводы, облепили, пьют кровь, залазят в уши, глаза. И подняться надо, поле не допахано, и нет возможности встать. Поешь, говорят ему, работать не сможешь. А и к еде уже сил нет дотянуться, даже ухом не пошевелит.
«Дикий помещик» (1869)
У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.
Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.
Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.
Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.
Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.
Совесть и справедливость — основа Мировоззрения Человека
Сказки Салтыкова-Щедрина поучительны ещё и тем, что ставят перед читателем сложные вопросы, найти ответ на которые невозможно, опираясь на так называемые прописные истины. Автор утверждает, что поведение человека напрямую зависит от его жизненной позиции и, соответственно, мировоззрения. И с этим нельзя не согласиться.
Моральных проблем Щедрин так или иначе касается во всех своих сказках. И среди последних есть такие, которые посвящены осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде принципов нравственности. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак» и другие. Эти сказки — ядовитые памфлеты на моральные принципы привилегированных социальных групп (тех, кого зовут «элита»). Сатирик показывает извращение нравственности в паразитическом обществе. Здесь совесть — «негодная тряпица», от которой каждый старается избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и пороки»). Здесь высокие человеческие достоинства признаются ненормальными («Дурак»).
Мультфильм по сказке «Пропала совесть»
Кадр из мультфильма по сказке «Пропала совесть»
Остановимся на сказке «Пропала совесть».
Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Её выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.
Совесть говорит своему последнему владельцу:
В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка — сигнал тревоги
Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда — это закон общества. Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром.
Таким образом, писатель говорит, что надо с рождения воспитывать Человека и прививать ему общепризнанные каноны моральных ценностей, в том числе — Совесть и Справедливость.
Заключение
Восприятие сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина у каждого читателя разное. Но во всех своих произведениях автор жалеет простого человека или обличает недостатки правящего класса. В образе Коняги и Мужичка у автора безропотные, угнетаемые крепостные, огромное количество людей-тружеников, зарабатывающих свою маленькую копеечку. «…Сколько веков он несет это иго — он не знает. Сколько веков предстоит нести его впереди — не рассчитывает…» Содержание сказки «Коняга» словно краткий экскурс в историю народа.
Очень кратко
У героя под Рождество умирает сын, мальчик, собиравший бабочек. После похорон, в деревне, в натопленной комнате, из кокона, который был в коллекции мальчика, вылупляется огромная индийская бабочка.
У Слепцова в петербургском доме умер сын, мальчик, увлекавшийся коллекционированием бабочек. Отец перевёз «тяжёлый, словно всею жизнью наполненный» гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви и поселился в смежном флигеле усадьбы, который было легко отапливать.
На следующее утро Слепцов в высоких валенках, в полушубке тихо зашагал по прямой расчищенной тропе в глубь парка, удивляясь, что всё ещё жив и может чувствовать. На мостике его охватил горький гнев — он вспомнил, как летом по этим скользким доскам ходил его сын, ловил сачком бабочек, севших на перила. Совсем недавно, в Петербурге, он в бреду говорил о школе, о какой-то индийской бабочке.
Слепцов долго стоял, прислонившись к сосне, и смотрел на церковный крест, слепо сияющий над крышами деревни. После обеда он поехал к церкви, около часа просидел у ограды склепа и вернулся домой разочарованный: ему показалось, что на погосте он был дальше от сына, чем на мостике в усадьбе.
После обеда Слепцов поехал к церкви, просидел около часа у могильной ограды и вернулся домой. Вечером он велел отпереть большой дом, вошёл в комнату, где летом жил его сын. При свете лампы с жестяным рефлектором он сел у голого письменного стола и зарыдал. В столе он нашёл тетради, расправилки, коробку из-под бисквитов с крупным коконом, о котором перед смертью вспоминал сын. В стеклянных ящиках шкафа лежали ровные ряды бабочек.
Во флигеле, в жарко натопленной гостиной, слуга поставил на стол аршинную рождественскую ёлку. Слепцов велел убрать её и склонился над принесёнными из дома вещами сына — коробкой с индийским коконом, синей тетрадью. Из тетради, которая оказалась дневником, он узнал, что сын был влюблён в соседскую девочку, но так и не осмелился с ней познакомиться.
Слепцов подумал, что завтра Рождество, а сегодня он умрёт, потому что не может жить дальше.
В этот момент что-то щёлкнуло, и Слепцов увидел, что по стене ползёт чёрное существо величиной с мышь — это из кокона медленно вылупилась громадная ночная бабочка. Она вылупилась оттого, что изнемогающий от горя человек принёс кокон в тёплую комнату.
Вскоре сморщенное существо превратилось в индийского шёлкопряда, что летает, как птица, в сумраке вокруг фонарей Бомбея. Её тёмно-бархатные крылышки вздохнули и затрепетали «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».