Не пускайте рыжую на озеро

Интегрированный урок тема: «уважать всякого человека, как самого себя» (по рассказу е.в. габовой «не пускайте рыжую на озеро») | классный руководитель  | современный урок

Краткое содержание рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро» подробно

Светка Сергеева училась в одном классе с рассказчиком. Её рыжие волосы, заплетённые в тяжёлую косу, напоминали ему корабельный трос, а зелёные глаза на бледном лице походили на лягушат.

Одноклассники дразнили Светку Рыжухой, они не любили её не только за цвет волос, а ещё и за «ужасно пронзительный» голос. Девчонки уши закрывали, когда она урок отвечала, они вообще не выносили Сергееву. У Маринки Быковой по физкультуре даже двойки были за отказ со Светкой в паре заниматься.

Рассказчик слышал, что Света жила с мамой и двумя сёстрами, тоже рыжими и даже понимал её отца, который ушёл из семьи. Из-за семейных трудностей у Сергеевой были одни потёртые джинсы, за которые её презирали девчонки.

Ежегодно ребята всем классом устраивали походы, летом ездили с палатками за город в Озёл, где было прекрасное рыбное озеро. Рассказчик вместе с другом Женькой целый день рыбачили, а потом девчонки варили уху. Вот только на вечерней зорьке, в самый клёв, на синей лодке, взятой в прокат на ближней станции, Сергеева одна выплывала на середину озера и начинала, как говорили ребята, «выть». От её заунывных песен, рыба клевать переставала. Но было в них какое-то единение с природой. Всех ребят «вой» Рыжухи раздражал, но никто ни разу не говорил с ней об этом.

После экзаменов по окончании девятого класса Нинка Пчёлкина предложила очередной поход, ребята поддержали. Впервые Женька решил обратиться к рыжей с просьбой, он просил её отказаться от поездки на озеро. Света сказала, что будет отдельно, но Женька не унимался и решил во что бы то ни стало не пустить Рыжуху на озеро.

В назначенный день все ребята в хорошем настроении собрались на теплоходе и ждали отправления. Женька подошёл к Сергеевой, которая сидела в отдалении, схватил её «допотопную дерматиновую» сумку, из которой выглядывал старый свитер, и выбежав с палубы, оставил сумку на пристани. Светка в растерянности вскочила и побежала на берег. А торжествующий Женька едва успел вернуться, как теплоход отчалил. Девчонки стали смеяться и нахваливать Женьку. Отдых на озере прошёл весело, про рыжую никто не вспоминал, только в сердце рассказчика во время рыбалки на вечерней зорьке «всколыхнулось что-то неприятное». А потом ребята Свету больше не видели, вместо десятого класса Рыжуха поступила в музыкальное училище.

Через пять лет, став студентом Петербургского вуза, рассказчик по приглашению новой знакомой Наташи для культурного просвещения попал в Мариинку на оперу. В самом начале на сцену величаво вышла роскошная женщина с «белейшей кожей и золотыми волосами» и запела слишком знакомым, чтобы его не узнать, голосом. Шокированный рассказчик сказал Наташе, что это Рыжуха, его одноклассница. Наташа удивилась и предложила после спектакля пойти за кулисы, ведь восходящей звезде Сергеевой будет приятно видеть своего земляка. Он отказался, его переполняло чувство восторга и стыда. Понимание того, что Светка оказалась золотой, а не рыжей, обрушилось на рассказчика. А рыжим, оказывается, был весь класс.

Поход

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером… Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.

Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «Нравственные уроки рассказа Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Урок в формате ЕГЭ. Раздумья над строками.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Нравственные уроки рассказа Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Урок в формате ЕГЭ. Раздумья над строками.

2

Сформулируйте цель своей деятельности на уроке.

3

Цель учителя: создать условия для анализа рассказа Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», выстроить диалог с писателем на основе художественного текста, помочь учащимся осмыслить поступки подростков и извлечь нравственные уроки из произведения через реализацию целей учащихся.

4

Елена Васильевна Габова (Столповская) Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Её творчество широко известно в России, многие произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки

5

Е.В. Габова. Родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре.. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков,изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям.

6

Чем интересен рассказ Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро?» Мы не будем выносить кому-либо обвинительный приговор. Наша задача- задуматься вместе с автором произведения над проблемами, поднятыми в рассказе и путями их решения.

7

Предмет исследования-рассказ Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Объекты исследования: Группа 1. Основные проблемы рассказа. Группа 2. Позиция автора. Группа 3. Своя позиция-отношение к проблемам, поднятым в рассказе. Что необходимо помнить, оформляя устное или письменное рассуждение на литературную тему?

8

Группа 1. Задание А. Согласны ли вы с выступлением группы? Возможно автор поднимает в рассказе и другие проблемы? Почему эти проблемы возникают?

9

Группа 2. Задание А. И пусть черты её нехороши, И нечем ей прельстить воображенье, Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если так, то что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка Лида» (т-2)

11

Группа 3. Задание А. Жанр: повесть Год написания: 1925 Год публикации: 1987 Язык оригинала: русский Дорошенко-Ворожцова

12

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Оноре де Бальзак ЦЕЛЬ талант быть самим собой Целе- устремлённость доброта терпение порядочность ЦЕЛЬ талант быть самим собой Целе- устремлённость доброта терпение порядочность

13

Вернитесь ещё раз к проблеме, сформулируйте вывод. Какие пути решения проблем, поднятых Еленой Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро»,вы видите? Кто спасёт нас от душевной чёрствости?

14

«Словарь добра» Нравственность-… Милосердие-… Совесть-…

15

«Словарь добра» Нравственность-моральные качества человека. Милосердие-готовность помочь кому- либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. Совесть-чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

16

Чему вы сегодня научились? Какие нравственные уроки извлекли для себя?

17

Оцените работу своей группы Домашее задание: Напишите сочинение-рассуждение по рассказу Елены Габовой «Человеком надо быть всегда».

Очень краткий пересказ рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро»

Светку Сергееву не любили одноклассники. Она была рыжей, с ней никто в классе не общался, а девчонки брезговали даже дотронуться до неё. Светку дразнили Рыжухой и смеялись над её единственными джинсами. Отец Сергеевой ушёл из семьи, оставив жену с тремя дочками. А ещё у рыжей был «пронзительный голос», который больше досаждал мальчишкам — Женьке и рассказчику. Ребята классом часто выезжали в походы. Вечером на зорьке Света уплывала на лодке на середину озера и там пела, что мешало рыбалке. Поэтому, в ближайший поход Женька твёрдо решил Рыжуху не брать. Перед самым отправлением он схватил старую Светкину сумку и вынес с теплохода на пристань. Рыжей пришлось вернуться, а одноклассники, смеясь, уплыли без неё. Рыбалка в тот вечер никто не мешал, вот только рассказчику мешало неприятное ощущение в груди. С тех пор одноклассники Сергееву не встречали, слышали, что та поступила в музыкальное училище.

Пять лет спустя, в Петербурге рассказчик с новой знакомой Наташей посетил Мариинский театр. Каково же было его удивление, когда в роскошной молодой женщине на сцене он узнал Рыжуху! При виде восходящей звезды оперы Светланы Сергеевой рассказчик испытал восторг и стыд. Только сейчас он осознал, что рыжей была вовсе не Светка, а весь класс.

Спустя пять лет

А ещё через пять лет произошла вот такая история.

В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

И что же я вижу в первые минуты спектакля?

На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

– Светлана Сергеева.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

После спектакля Наташа говорит:– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах…

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

Рыжая Светка

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили

Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы

Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Середина озера

Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

Клевать у нас переставало.

Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.

Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.

Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.

Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.

Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись.

Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «Нравственные уроки рассказа Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Урок в формате ЕГЭ. Раздумья над строками.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Нравственные уроки рассказа Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Урок в формате ЕГЭ. Раздумья над строками.

2

Сформулируйте цель своей деятельности на уроке.

3

Цель учителя: создать условия для анализа рассказа Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», выстроить диалог с писателем на основе художественного текста, помочь учащимся осмыслить поступки подростков и извлечь нравственные уроки из произведения через реализацию целей учащихся.

4

Елена Васильевна Габова (Столповская) Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Её творчество широко известно в России, многие произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки

5

Е.В. Габова. Родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре.. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков,изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям.

6

Чем интересен рассказ Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро?» Мы не будем выносить кому-либо обвинительный приговор. Наша задача- задуматься вместе с автором произведения над проблемами, поднятыми в рассказе и путями их решения.

7

Предмет исследования-рассказ Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Объекты исследования: Группа 1. Основные проблемы рассказа. Группа 2. Позиция автора. Группа 3. Своя позиция-отношение к проблемам, поднятым в рассказе. Что необходимо помнить, оформляя устное или письменное рассуждение на литературную тему?

8

Группа 1. Задание А. Согласны ли вы с выступлением группы? Возможно автор поднимает в рассказе и другие проблемы? Почему эти проблемы возникают?

9

Группа 2. Задание А. И пусть черты её нехороши, И нечем ей прельстить воображенье, Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если так, то что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка Лида» (т-2)

11

Группа 3. Задание А. Жанр: повесть Год написания: 1925 Год публикации: 1987 Язык оригинала: русский Дорошенко-Ворожцова

12

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Оноре де Бальзак ЦЕЛЬ талант быть самим собой Целе- устремлённость доброта терпение порядочность ЦЕЛЬ талант быть самим собой Целе- устремлённость доброта терпение порядочность

13

Вернитесь ещё раз к проблеме, сформулируйте вывод. Какие пути решения проблем, поднятых Еленой Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро»,вы видите? Кто спасёт нас от душевной чёрствости?

14

«Словарь добра» Нравственность-… Милосердие-… Совесть-…

15

«Словарь добра» Нравственность-моральные качества человека. Милосердие-готовность помочь кому- либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. Совесть-чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

16

Чему вы сегодня научились? Какие нравственные уроки извлекли для себя?

17

Оцените работу своей группы Домашее задание: Напишите сочинение-рассуждение по рассказу Елены Габовой «Человеком надо быть всегда».

Не пустили

Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Какое?

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

– Ха-ха!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.

Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: