Краткое содержание Пушкин Пиковая дама
Жизнь – тяжка, особенно если пытаться чего-то добиться в ней, не пытаясь делать это хорошим правильным путем, который полон трудолюбия. Германн – человек симпатичный и приятный внешне. Этот человек – не простой, сразу можно понять, что в его голове – полно замыслов, которые он не раскроет никому. Может они ему и не до конца понятны, но в нем таиться что-то нехорошее и скрытное. А, как известно, скрытость – не может быть хорошим качеством, ведь если ты добродетелен – зачем тебе скрывать это от других? Он по профессии – военный инженер, который получил после смерти своего родного отца – очень даже неплохой капитал. Вообще, Герман имел отца по национальности немец, который вскоре просто обрусел, как и многие другие люди этой национальности.
Лиза – это девушка, милая и застенчивая. Более официально – Лизавета Ивановна. Она может считаться барышней, ведь она живет у графини, очень богатой и бездетной. На самом деле – Лизавета – бедна, как церковная мышь, но ее содержит графиня, старая женщина, которая необыкновенно сварлива. Эта женщина по статусу в обществе занимает высокое положение, так как богата и имеет высокий титул при дворе. Также, поговаривали, что она знает необыкновенный секрет – секрет трех карт, которые дают возможность выиграть даже тому, кто сроду не держал карты в руках. Она сама узнала этот секрет, когда хотела занять денег у одного человека – старика, занимающегося вложением денег через долги других. Но он просто захотел рассказать ей этот секрет, когда она попала в неловкое положение, ведь у нее не было денег оплатить карточный долг. Именно он помог ей этим.
Она смогла оплатить долг, выиграв очень большое количество денег. Но все это слухи, в которые не все верили так запросто, как сразу же поверил один человек. Этот человек – Германн. И недаром, ведь именно такие люди, хотящие поживиться на чем-нибудь легком, всегда ищут такие легенды, которые вскоре оказываются правдой. Эту новость для него он услышал в обществе одного дом. Когда там находилась и сама графиня и он
Он не хотел тогда играть в карты, так как не понимал, зачем тратить что-то очень важное для него, чтобы в конце-концов приобрести что-то излишнее. И при этом надо слишком рисковать
Тогда он размышлял весьма разумно. Этот человек сразу же, поверив красивым словам о графине и о тайне трех карт, начинает строить в своей голове – размышления о плане. Он решает, что нужно действовать немедленно.
И однажды утром, он видит в окне дома графини – девушку, милую и простую. Это – Лизавета, которая вышивала в тот момент на пяльцах. Она тоже видит этого человека, но никак не реагирует на него. Так прошла неделя, а Германн специально появлялся в одно и то же время перед окном девушки. Он стал даже писать ей письма, которые она выбрасывала ему в окно назад, но, несмотря на это, он механически действовал снова так же.
Именно потому девушка все же не смогла устоять до конца, она постепенно влюбляется в него, начиная испытывать к нему странные, и весьма разносторонние чувства. И даже через некоторое время она не возвращает очередную весточку по отношению к ней – она решает написать ему в ответ. И делает это сразу же. Германн доволен. В какое-то время он приглашает ее на свидание, и не зная когда и где его точнее устроить, они решают встретить у нее в комнате. Именно в то время и происходят страшные события в доме графини.
Германн, пробирается в дом графини, якобы на свидание к Лизавете, а на самом деле желает попасть в общество самой хозяйки дома. Он прячется в шкафу у графини в ее комнате. А потом, когда она приходит в свою комнату вечером, он выходит из шкафа, и очень этим ее пугает. Но он успокаивает ее, говоря что ему нужно только одно – и это тайна трех неизвестных карт, которые дают возможность победить в любой карточной игре. И ему нужно это узнать, но графиня тоже не так проста – она не соглашается рассказать секрет какому-то самозванцу, но он тоже не прост. А потому, заранее подготовившись, он достает из пиджака – пистолет, которым решает напугать ее просто. Но женщина, увидав огромное и опасно оружие, пугается до сердечного приступа, и умирает.
Он же рассказывает об этом несчастной Лизавете, которая все понимает – что он не любит ее. Дальше во сне он узнает от графини секрет, и начинает выигрывать большие деньги. Но в какой-то момент – он все проиграл из-за одной злополучной карты, а потому сошел с ума.
Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа
Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.
Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.
В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.
Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.
После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.
Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.
Главная мысль
Повесть Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься: стоит ли сомнительное везение неоправданного риска? Ведь ощутив себя любимцем фортуны однажды, человек начинает втягиваться в игру, ему становится сложно перебороть зависимость от постоянного ощущения азарта. Но это лишь одна грань произведения. Идея, которую преследовал Александр Сергеевич Пушкин – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его. Например, он иронизировал по поводу его далеких от реальной жизни канонов даже в «Руслане и Людмиле». Поэт осуждает оторванность этого направления от действительности и непременное желание выставить ее в дурном свете. Прежде всего, он обрушает критику на романтического героя. Соответственно Германн, несмотря на мистический уклон и веру в магию трех карт, остается обычным мещанином с банальным набором ценностей. Возвышенно-показная его натура не меняется к лучшему от волшебства, ведь он применяет его в алчных целях. То есть, основная мысль «Пиковой дамы», что никакие внешние романтические атрибуты типа мистики, азарта и незаурядности характера не помогут персонажу избавиться от суеты и мерзости материального мира, а лишь оправдают его безнравственность, сделают возможным преступление, ведь суть романтического героя — это противостояние с обществом. Такую форму оно запросто может принять, в этом и опасность немецкого культа индивидуализма – веры в превосходство личности над социумом. Поэтому финал книги доказывает обратное: общество выше Германна, который нарушил его законы. Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.
История написания
Трудно поверить, но сюжет «Пиковой дамы» был взят Пушкиным из жизни. По легенде, молодой князь Голицын (по прозвищу Фирс) как-то проигрался в карты. Отчаянье заставило его броситься на колени перед своей родственницей. Наталья Петровна Голицына владела тайной выигрышной комбинации карт от графа Сен-Жермена, известного оккультиста и алхимика. Якобы он питал страсть к графине. Так или иначе, молодой человек в тот же вечер отыгрался. Эту историю он и поведал писателю.
Именно графиня Голицына, которую хорошо знали в свете, послужила прототипом образа Анны Федотовны. После выхода повести престарелую даму стали называть за глаза «Пиковой дамой». Драматичная история, очевидно, неспроста привлекла Александра Сергеевича, который очень хорошо владел всеми тонкостями игры и прекрасно знал карточные термины. Очевидно, что автор сам был не прочь испытать фортуну.
В литературе немало произведений, которые пытались выяснить, как личная активность человека связана со случаем, удачей. Весь петербургский период русской истории отмечен размышлениями над ролью случая. Не стал исключением и Пушкин, которому всегда были интересны глубины человеческой души.
Работа над повестью проходила осенью в Болдине (1833), это была чрезвычайно плодотворная пора для писателя.
Краткое изложение сюжета
Чтобы лучше понять проблематику произведения и характеристику героев, надо сначала вникнуть в сюжет. В повести всего шесть частей и небольшое заключение. Каждую часть автор предварил эпиграфом, из которого становится понятным взгляд автора на происходящее. В первой части следует завязка, кульминация наступает в третьей (смерть графини), развязка — в шестой.
Краткое содержание поможет сэкономить время и не заниматься внеклассным чтением:
- Глава первая. После совместной игры в карты знакомые обсуждают немца по имени Германн, который никогда не играет. Он объясняет это тем, что не может жертвовать необходимым ради призрачной надежды обрести лишнее. Один из игроков говорит, что его бабка, графиня Анна Федотовна, знает три выигрышные карты, но ни с кем тайной не делится и не пользуется ей сама. Мужчины насмехаются над рассказом и расходятся.
- Глава вторая. Графиня и ее воспитанница собираются на прогулку. Юная Лиза терпит капризы богатой родственницы, мечтая поскорей выйти замуж и зажить отдельно. Под окнами ходит незнакомый военный, который заглядывается на девицу, встречает ее у порога. Германн в душе азартный игрок, но жадность и боязнь проиграть удерживают его от того, чтобы сесть за стол. Это он дежурит у ворот графини, ожидая неизвестно чего. История о выигрышных картах не дает ему покоя.
- Глава третья. Германн передает Лизе письмо. Написав ответ, девушка выбрасывает записку в окно. Молодые люди договариваются о тайном свидании. Но вместо того, чтобы пойти в комнату девушки, Германн прячется в спальне графини. Под дулом пистолета он заставляет даму открыть ему секрет трех карт. Испугавшись, старуха умирает.
- Глава четвертая. Вернувшаяся с бала Лиза рада, что не застала Германна у себя, ведь на балу за ней ухаживал Томский. Внезапно Германн входит и рассказывает о своем коварном плане. Лиза в ужасе. Но утром дает молодому человеку ключ, чтобы он тайно вышел из дома.
- Глава пятая. Молодой офицер приходит на похороны. Ему кажется, что покойница усмехается над ним, приоткрыв глаз. Германн оступается и падает. В ночном кошмаре он видит графиню, которая приходит, чтобы сообщить ему выигрышные карты: тройка, семерка, туз. Она прощает его, но требует жениться на Лизе.
- Глава шестая. В столицу приезжает известный богатый игрок. Герман ставит по одной карте в день и начинает выигрывать. Последним выпадает туз, однако тут выясняется, что офицер вместо него поставил на даму пик. Главному герою кажется, что графиня смеется над ним.
Чему учит?
Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол. Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.
Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.
Несколько слов о сюжетной канве пушкинской повести
В этой повести А. С. Пушкин повествует о том, как двое друзей играли в карты. После игры Томский рассказывал о своей бабушке, которая, будучи во Франции, чуть не лишилась всего имущества, играя в карты. Однако известный в то время маг, оккультист – Сен-Жермен – поведал женщине тайну трех карт, согласно которой, удача никогда не оставит игрока за игральным столом. Окрыленный, Герман отправляется к дому старой графини.
Кто такая Лиза?
В то время, к графине, своей бабушке, наведывается Томский, здоровается с Лизой, ведет с присутствующими светскую беседу. В окне Лиза замечает молодого Германа и краснеет, думая, что парень – ее спасение из патриархального «рабства» несносной и властной графини. Лиза росла в доме воспитанницей и с графиней не ладила. Своенравная и злая старуха то и делала, что постоянно ворчала. Злая и алчная, женщина все время преследовала Лизу, попрекала девушку, постоянно придиралась к воспитаннице. Жизнь Лизаньки в таких условиях становилась все сложнее и несносней. В молодом офицере, которого девушка видела через окно уже не в первый раз, Лиза усмотрела настоящее спасение.
Кто такой Герман?
Герман – молодой человек, обладавший твердым характером, сильным воображением и огненным темпераментом, что, впрочем, не мешало герою не поддаваться заблуждениям молодости. Офицер начинает оказывать Лизаньке знаки внимания, передает записку, где объясняется девушке в любви. Лиза отвечает мужчине взаимностью. Вскоре Герман требует свидания. Спустя некоторое время ему это удается. Лиза назначает встречу в доме тогда, когда хозяева отбыли на бал, позволяя Герману тайком проникнуть в дом. С нетерпением дождавшись указанного времени, Герман попадает в особняк. Первое, что делает герой – отправляется в кабинет графини. Дождавшись, когда графиня приедет с бала, Герман проникает в спальню хозяйки и требует поведать тайну трех карт. Но старуха сразу не соглашается и оказывает сопротивление. Понимая, что старания безрезультатны, офицер переходит к угрозам, даже достает пистолет. При виде оружия старуха очень испугалась, упала в кресло и умерла.
Образ Петербурга. Роль эпилога
В «Пиковой даме» Пушкиным впервые был представлен образ Петербурга как города абсурда, в котором стираются грани между реальностью и фантастикой. Северная столица показана не как центр культуры государства, а как место, в котором опошляются моральные принципы, мельчают чувства, мысли и поступки. Петербург с его «ненастными днями», «долгими зимними ночами» изображен как город игроков, занимающихся «делом», готовых поставить на карту все ради низменных желаний и целей.
Петербург, словно невидимый призрак или видение, подчиняет своей власти жителей. В «Пиковой даме» встречаются якобы «случайные» моменты, связанные с городом. Так, Германн, блуждая по Петербургу, погруженный в свои мысли о тайне графини, «случайно» очутился у дома «старинной архитектуры» на одной из центральных улиц и узнает, что это ее особняк. Его привело к этому дому какой-то «неведомой силой». Город, враждебный человеку, делает его жизнь призрачной, нелепой, наполненной фальшью, корыстью, лишает его ума. Отрытая Пушкиным тема Петербурга будет продолжена в творчестве Гоголя, Достоевского и др.
В эпилоге, состоящем всего из пяти предложений, становится известно, что несостоявшийся «Наполеон» и «Мефистофель» в одном лице, пребывает в Обуховской психиатрической клинике, бормоча одно и то же: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама». Лизавета Ивановна замужем за обеспеченным сыном бывшего управляющего старой графини, в ее доме воспитывается некая бедная родственница. Внук графини и приятель Германна Томский произведен в ротмистры, удачно женился. Из этого лаконичного заключения следует, что провидение распорядилось судьбами героев по-своему, спутав карты, нарушив планы, преподнося нежданный выигрыш. У Германна судьба отняла разум, с помощью которого он намеревался ее обхитрить. Лиза, не ждавшая от жизни ничего хорошего, обрела благополучие и семью. «Праздный счастливчик» Томский незаслуженно все более богатеет, получив чин, наследство и приданое богатой невесты.
Проблематика
В повести отражены проблемы общественные и личностные.
Проблема поражения «маленького наполеона», которое наносит ему жизнь
Приняв помощь темных сил на пути к богатству, Германн становится жертвой. За ним следили: дважды кто-то заглянул в его окно, когда посещел его призрак графини.
Он постепенно сходит с ума. У него возникали «неподвижные идеи», то есть идеи-фикс. А две неподвижные идеи, как отмечает автор, не могут существовать одновременно, поэтому они захватывали ум героя поочередно. Сосредоточившись на одной, он упускал из вида другую. Тут-то демонические силы и сыграли с ним злую шутку — Германн обдернулся в картах, не заметил, как вместо туза поставил даму.
Так же он «обдернулся», выпустив из виду условие, при котором графиня прощала ему свою смерть, — женитьбу на Лизавете Ивановне
Внимание его было поглощено тремя картами, и он уже просто не мог запомнить другое
Итог — безумие, разрушение личности, положение изгоя.
Проблема нравственного состояния светского общества
Страсть Германна к богатству возникла не на пустом месте. Нравы общества стали благодатной почвой для амбициозной цели героя. Молодых людей на балах интересовали только девицы с хорошим приданым. Бедную девушку, которая по внешности и по внутреннему содержанию была лучше надменных и холодных невест, просто не замечали.
Праздностью, желанием легких денег, пустотой наполнена жизнь представителей высшего общества.
Направленность произведения
Хотя жанр работы Пушкина — повесть, многие критики считали, что это рассказ, поскольку произведение вышло кратким. Оно содержит лишь одну сюжетную линию и имеет ограниченное число действующих лиц. Знатоки считают его первым литературным произведением, отрывающим цикл последующих размышлений о пороках и наказаниях, которые обязательно следуют за злодейством.
«Пиковая дама» Пушкина относится к направлению романтизма. Это томление по идеалу, ставшее следствием проникновения в повседневность вымышленных миров из сочинений разных писателей. Главный персонаж лишается рассудка, но чья это вина, действительно ли карты были заколдованы старухой или Германн совершил досадную ошибку совершенно случайно, остается непонятным. В любом случае отрицательный герой наказан за то, что любой ценой стремился к наживе, духовное оказало победу над материальным. Имеются элементы фантастики, примеры готического стиля:
- Таинственный секрет богатства.
- Старый дом.
- Роковое стечение обстоятельств.
- Похороны, зловещие шаги.
- Призрак умершей женщины.
В то же время вполне вероятно, что все невероятные события существуют лишь в воображении главного героя. То ему мерещится взгляд покойницы, то подмигивание пиковой дамы.
Жанр и направление
«Пиковую даму» принято определять как повесть. Жанр этот подразумевает средний объем, одну основную сюжетную линию и участие в ней второстепенных персонажей. Литературоведы считают эту книгу первым произведением Пушкина, открывающим цикл дальнейших размышлений о человеческих пороках и следующих за ними наказаниях.
В анализе важно учитывать и реалии культурной эпохи, когда было написано творение. Направление «Пиковой дамы» — это романтизм, известный потомкам, как период мистического томления по идеалу, когда вымышленные миры проникали в реальный, и даже самый проницательный читатель не мог определить, было ли волшебство на самом деле? Или писатель просто изобразил сон героя? Вот и в книге Пушкина непонятно, кто довел Германна до сумасшествия: магия карт или досадный проигрыш? Как бы там ни было, тяга героя к обогащению любой ценой осмеяна и наказана, а превосходство духовного богатства над материальным восславлено и превознесено
Идея и история создания Пушкиным «Пиковой дамы»
Точно неизвестно, но предполагается, что повесть «Пиковая дама» была Пушкиным задумана в 1828 г., закончена в имении Болдино Нижегородской губернии осенью 1833 г. В основу ее написания был положен рассказанный поэту князем Голицыным случай, о том, как ему, проигравшемуся в карты, удалось отыграться. Он поставил деньги на карты, предсказанные его бабушкой Н.П. Голицыной, бывшей влиятельной особой при дворе и фрейлиной при пяти императорах. По семейному преданию, в молодости Наталья Петровна Голицына, живя в Париже, свела знакомство с известным магом или авантюристом Сен-Жерменом, который ей рассказал некий секрет карточной игры. Пушкин к этой истории придумал занимательный сюжет с интересной интерпретацией.
Повесть «Пиковая дама» в пушкинской прозе занимает особое место. В отличие от иных его реалистических произведений, в «Пиковой даме» присутствуют астральные силы, оказывающие влияние на судьбу человека. Тема судьбы и случая интересовали Пушкина, который считал, что ум человека может, исходя из общего хода вещей, делать «глубокие предположения, часто оправданные временем», но он не способен предвидеть случая, являющегося «мощным и мгновенным орудием провидения». К тому же поэт, не по слухам, а по личному опыту познал страсть к карточной игре, столь популярной в его время. Карты являлись своеобразным инструментарием в игре с судьбой, с их помощью гадали, стараясь предугадать будущее.
После публикации в 1834 г. повести в журнале «Библиотека для чтения», она получила множество положительных отзывов и стала настолько популярной, что игроки предпочитали делать ставки на магическую комбинацию: «тройку, семерку, туз». В своем дневнике Пушкин записал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде».
О чем произведение?
В повести говорится о том, как однажды за карточной игрой у конногвардейца Нарумова внук старой княгини Томский рассказывает анекдот о трёх картах, известных лишь его бабушке, которые непременно выигрывают. Рассказ производит большое впечатления на молодого офицера Германна, который во что бы то ни стало, решает узнать эту карточную комбинацию. Тот начинает часто появляться у дома графини, обдумывая свои дальнейшие действия, а однажды, замечает у окна её воспитанницу — Елизавету Ивановну. Германн начинает оказывать ей знаки внимания, а через какое то время назначает ей ночное свидание в её комнате.
Проникнув в дом княгини, он пытается добиться от хозяйки секретную комбинацию трёх карт, запугивает её пистолетом, но та умирает прямо на его глазах, не выдав своей тайны. Побывав на похоронах княгини, убийца видит, будто та подмигивает ему из гроба, а ночью, то ли во сне, то ли наяву, она является и сообщает ему комбинацию — тройка, семёрка, туз. Та ставит ему условия — ставить не больше карты в день и жениться на Елизавете Ивановне. Герой не исполняет второй просьбы. Одержав два выигрыша, поставив тройку и семерку, на третий раз, вместо туза на столе появляется подмигивающая ему Пиковая дама. Германн проигрывает деньги и сходит с ума. Двоякая суть повести «Пиковая дама» в том, что читатель сам выбирает смысл финала:
- Во-первых, княгиня действительно могла обладать магическими способностями и отомстить молодому человеку за непослушание.
- Во-вторых, персонаж мог сойти с ума еще на этапе возникновения навязчивой идеи выведать тайну, то есть дальнейшие события – последствия его душевного или умственного расстройства.