Читательский дневник по рассказу «Прыжок» Льва Толстого
Название произведения: «Прыжок»
Число страниц: 1
Жанр произведения: рассказ-быль.
Главные герои: обезьяна, мальчик, капитан.
Второстепенные герои отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Мальчишка — ловкий и шустрый.
Так раззадорился, что чуть не лишился жизни.
Глупый. Бесстрашный.
Капитан — мудрый и сообразительный.
Спас сына.
Обезьяна — проказница, баловница, шалунья.
Краткое содержание рассказа «Прыжок»
На палубе корабля обезьяна веселила людей.
Она сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана.
Вместе со шляпой обезьяна забралась на мачту и стала рвать головной убор.
Мальчик бросился следом.
Он поднимался на мачту, а обезьяна отступала всё выше.
Наконец она повесила шляпу на перекладину, а сама села на верхушку мачты.
Мальчик выпустил из рук верёвку и ступил на перекладину.
Внизу кто-то крикнул от страха, мальчик зашатался.
Тут появился капитан с ружьём.
Он стал кричать сыну, чтобы тот прыгал, и мальчик нырнул с мачты.
Его вытащили и откачали.
А капитан плакал в каюте.
Основная мысль рассказа-были «Прыжок»:
Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации.
Основная идея рассказа в том, что при опасности нужно действовать смело, быстро и неожиданно для противника.
Чему учит рассказ
Рассказ учит пониманию, что такое провокация и к чему она может привести, если человек поддаётся на насмешки.
Нужно учиться контролировать свои эмоции и не идти на поводу у зрителей.
Учит не паниковать и не поддаваться эмоциям.
Учит смелости и решительности.
Краткий отзыв к рассказу «Прыжок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что наши собственные гордость и стремление казаться лучше других часто доставляют много хлопот.
Если бы мальчик не был слишком горд, он понял бы, что сравнивать себя с обезьяной глупо.
Это гораздо хуже, чем возможность показаться кому-то смешным.
В результате мальчик подверг ненужному риску себя и чуть не вогнал в гроб отца.
Это очень полезный для воспитания детей рассказ.
Автору удалось показать, как желание избежать насмешки может стать причиной опасности для жизни.
Мне не понравился мальчик, который был храбр, но глуп.
Ему хотелось быть лучше обезьяны, хотя это дано ему от природы.
Мне не понравилась обезьяна, хотя она не делала ничего, что противоречило бы её природе.
Мне понравилась решительность в трудную минуту капитана, который неожиданным приказом спас сына.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что насмешки тех, кто заведомо ниже нас по развитию, не могут обидеть.
Обижают лишь насмешки равных.
Пословицы к рассказу:
- Всякую насмешку на себя не примеряй.
- От глупого риска до беды близко.
- Обезьянничай – но знай меру.
- После смеха бывают слёзы.
Словарь неизвестных слов:
- Мачта — высокий столб для парусов на корабле.
- Задняя рука обезьяны — во времена Толстого считалось, что у обезьян четыре руки.
- Пушечное ядро — снаряд для пушки в виде шара.
- Чайки — морские птицы.
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- «Котёнок»
- «Акула»
- «Филипок»
- «Лев и собачка»
- «Два брата»
- «Старый дед и внучек»
- «Лебеди»
- «Отец и сыновья»
- «Волга и Вазуза»
- «Правда всего дороже»
- «Как гуси Рим спасли»
- «Детство»
- «Булька»
- Краткая биография Льва Толстого и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Анализ произведения «Прыжок» Л. Н. Толстого
Основной сюжет рассказа – история о студенте-медике Андрее и его прыжке с водного парящего города. Андрей подвергается влиянию мистического феномена, который заставляет его совершить крайне опасный прыжок, противоречащий физическим законам и здравому смыслу.
Автор в рассказе активно использует приемы психологизма, показывая внутренний монолог героя и его внутренние конфликты. Андрей хочет доказать себе и другим, что он способен на что-то большее, чем просто быть обычным студентом. Он стремится найти смысл в своей жизни и испытать свои границы.
Во время прыжка Андрей испытывает смесь эмоций от страха до восторга. Он оказывается в роли героя, который преодолевает физические и психологические преграды. Таким образом, автор призывает читателя задуматься над тем, что можно достичь в жизни, если верить в себя и быть готовым преодолевать свои страхи.
Чтение рассказа
Когда начинаем чтение рассказа, важно сконцентрироваться и полностью погрузиться в текст. Внимательно следуйте за сюжетом, чтобы не пропустить детали и не упустить логику событий
Каждое слово имеет значение и помогает читателю понять глубину самого рассказа.
В ходе чтения обращайте внимание на образы и описания, которые создает Толстой. Они помогают визуализировать события и повысить реалистичность происходящего
Закрепляйте каждый образ в своем восприятии и позволяйте ему развиваться в вашем воображении.
В процессе чтения возможно, что вы встретите неизвестные слова или фразы, необходимые для полного понимания. В этом случае используйте словарь или интернет-ресурсы для расширения своего словарного запаса и более глубокого вникания в содержание произведения.
Иногда прочтение рассказа по несколько раз может помочь лучше усвоить и оценить содержание и построение сюжета. Отмечайте для себя интересные моменты, важные цитаты и мысли, чтобы вернуться к ним позже и проанализировать их значение.
Чтение рассказа «Прыжок» Л.Н. Толстого — это уникальный опыт, который позволяет оценить мастерство писателя и погрузиться в захватывающий мир его произведения. Будьте открыты для эмоций и глубокого понимания текста, и вы получите настоящее удовольствие от чтения этого рассказа.
Изучение основной сюжетной линии
Для составления плана к рассказу «Прыжок» Л.Н. Толстого необходимо вначале внимательно изучить основные события и действия, происходящие в тексте.
Основная сюжетная линия рассказа «Прыжок» рассказывает о главном герое, который имеет внутреннюю страсть к прыжкам с башен и крыш зданий. Он испытывает себя и свои возможности, каждый раз бросаясь вниз и ощущая свободу полета.
План для изучения основной сюжетной линии рассказа может быть следующим:
- Встреча главного героя и описание его страсти к прыжкам.
- Описание первого прыжка и ощущений героя в момент падения.
- Рассказ о последующих прыжках и постепенном развитии умения.
- Описание самого опасного или впечатляющего прыжка героя.
- Возвращение к повседневной жизни и ощущение пустоты без прыжков.
- Решение героя совершить свой последний прыжок.
- Описание последнего прыжка и его исход.
Изучение этих ключевых моментов поможет понять основную сюжетную линию рассказа «Прыжок» и составить план к его рассказу, учитывая последовательность и связь событий.
Рассказ Л.Н. Толстого “Прыжок”. Работа над осознанностью чтения и анализ рассказа как жанра художественной литературы
Цель: Создать условия для формирования читательской эрудиции; организовать работу по совершенствованию аналитического чтения учащихся.
Оборудование: Портрет Л.Н.Толстого; выставка книг Л.Н.Толстого; светофоры настроения (солнышко с улыбкой, солнышко за тучкой).
I. Организационный момент
Учитель. Какое настроение?
Дети. Поднимают свои светофоры настроения (солнышко с улыбкой)
Учитель. Я предлагаю вам проверить домашнее задание по карточкам, а затем поработать по своим учебным проблемам в парах постоянного состава.
II. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Каждая пара получает по две карточки.
Учитель. Выясняем значение некоторых слов в первой карточке.
Карточка 1. Соедини слово и его значение.
мачта | отдельное помещение на судне |
раззадорился | прийти в сознание |
оступиться | неудачно ступить, споткнуться |
опомнился | запальчивое, вызывающее поведение |
долги | вертикальная конструкция на палубе |
каюта | продолжительный, длительный |
Учащиеся выполняют задание в парах. Проверка задания в малых группах.
Карточка 2. Отметьте эти смысловые отрывки в тексте.
1абзац. | Вступление. |
2 и 3 абзацы. | Завязка. |
4 и 5 абзацы. | Развитие действия. |
6, 7 и 8 абзацы. | Кульминация. |
9 абзац. | Продолжение действия. |
10, 11 и 12 абзацы. | Развязка. |
Поощрение самостоятельной работы учащихся.
Учитель. Дружно встали
Учитель. Ну, теперь пора, садимся.
IV. Совершенствование ЗУН, исходя из личных потребностей учащихся.
– обогащение читательского опыта;
– развитие внимания к тексту;
– активизировать работу каждого.
Учитель. Я хочу, чтобы вы научились работать вдумчиво, с пользой для себя и других. По вашему желанию, я распределила вас на две малые группы. Каждая группа получит карточки с заданием.
Карточка для 1-й группы.
1. Озаглавьте смысловые части и составьте план рассказа.
2. Проверьте каждую часть плана.
3. Сделайте вывод своей работы.
4. Сдайте план учителю.
Карточка для 2-й группы.
1. Прочитайте план к рассказу Л.Н.Толстого “Прыжок”.
2. Найдите ошибки.
3. Расставьте пункты плана в правильном порядке.
4. Обсудите в группе.
1. Проказы обезьяны.
3. Погоня за обезьяной.
5. На перекладине.
Дети самостоятельно работают в парах постоянного состава.
Проверку работы выполняют в малых группах.
Учитель. Покажите глазами
Ваши глаза следят за мальчиком на перекладине;
Он прыгает в море.
Дети. Выполняют задания глазами.
Учитель. Как выполнили физминутку?
Дети. Вот так! (большой палец вверх)
Учитель. Рассказ Л.Н.Толстого вас чему-то научил?
Писатель заставил вас о чём-то задуматься?
Хотите ли вы прочитать другие произведения этого автора?
Учитель. Покажите, как вы оцениваете работу сегодня на уроке.
Дети. С помощью светофора настроения выбирают и показывают солнышко с улыбкой.
VII. Домашнее задание.
Учитель. Пересказ по плану от имени мальчика.
Выбор темы
Изучение произведений Л. Н. Толстого
В его произведениях можно найти разнообразные темы и глубокий анализ человеческой природы. Рассказы Л. Н. Толстого отличаются особой художественной ценностью и психологической глубиной.
Для правильного изучения произведений Л. Н. Толстого рекомендуется составить план, который поможет систематизировать информацию и лучше понять смысл и идеи автора.
Шаг
Описание
1
Выбрать рассказ Л. Н. Толстого, который хотите изучить.
2
Ознакомиться с биографией Л. Н. Толстого и контекстом, в котором было написано произведение.
3
Прочитать рассказ внимательно и попытаться понять его главную идею.
4
Проанализировать главных героев рассказа и их взаимодействие. Определить, какие характеристики они имеют и какое влияние они оказывают на развитие сюжета.
5
Изучить основные темы и мотивы, которые присутствуют в рассказе
Обратить внимание на их значения и смысловую нагрузку.
6
Проанализировать стиль и язык рассказа. Определить, какие литературные приемы использованы автором и как они влияют на восприятие произведения.
7
Сделать выводы о значимости рассказа и его месте в творчестве Л
Н. Толстого.
После того, как вы составили план и изучили рассказ Л. Н. Толстого, можно приступить к его анализу и интерпретации.
Изучение произведений Л. Н. Толстого поможет вам расширить кругозор, развить литературное вкус и углубить понимание человеческой природы.
Определение интересующей тематики
Важно понять, что Толстой в своем рассказе не только описывает сам прыжок, но и обращает внимание на внутренний мир героя. Он повествует о его страхах, сомнениях и стремлении преодолеть себя. Таким образом, рассказ «Прыжок» становится не просто историей о спортивном соревновании, но и об архетипическом преодолении личностных преград
Таким образом, рассказ «Прыжок» становится не просто историей о спортивном соревновании, но и об архетипическом преодолении личностных преград.
В плане к рассказу «Прыжок» важно определить интересующую тематику и структурировать информацию так, чтобы показать главные моменты и идеи Толстого, а также подчеркнуть их значение в контексте рассказа. Следующий шаг в составлении плана — выбор ключевых сцен, которые помогут раскрыть тему рассказа и передать эмоциональную суть идеи автора
Важно учесть психологическую глубину Л. Н. Толстого и его способность тонко передавать внутренний мир героя через внешние события
Следующий шаг в составлении плана — выбор ключевых сцен, которые помогут раскрыть тему рассказа и передать эмоциональную суть идеи автора
Важно учесть психологическую глубину Л. Н
Толстого и его способность тонко передавать внутренний мир героя через внешние события.
Таким образом, определение интересующей тематики — важный шаг в составлении плана к рассказу «Прыжок», который поможет структурировать информацию и подчеркнуть главные моменты и идеи автора.
Тема: «Как хорошо уметь читать»
Задание 1
С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? Случайно ли это было, или здесь сыграли роль: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?
Ответ:
История началась с того, что обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика и взобралась на мачту корабля. Мальчик захотел отобрать у обезьяны свою шляпу.
Все произошло случайно. Обезьяна со шляпой взбиралась все выше, дразня мальчика. Матросы начали смеяться.
Этот смех задел самолюбие и гордость сына капитана, и он решил во что бы то ни стало вернуть шляпу.
Задание 2
Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?
Ответ:
Окружающие перестали смеяться, когда мальчик отпустил веревку и ступил на перекладину. Все испугались, потому что мальчик в любой момент мог потерять равновесие, упасть с большой высоты и разбиться о палубу.
Задание 3
Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитай. Почему капитан заплакал?
Ответ:
«Он увидел сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:
— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
— Прыгай, или застрелю!.. Раз, два… — и как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул».
Капитан заплакал от нервного потрясения и облегчения, когда увидел, что сын начал дышать.
Задание 4
Расскажи, в какие моменты ты переживал за мальчика. Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии?
Ответ:
Больше всего мы переживаем за мальчика в двух моментах повествования.
- Мальчик выпустил из рук веревку и ступил на перекладину.
- Тело мальчика показалось на поверхности воды, но еще не понятно, жив он или нет.
Когда обезьяна сорвала шляпу с мальчика, и все засмеялись, он вначале растерялся. Усилившийся смех матросов задел самолюбие сына капитана и обидел его.
Решение мальчика лезть на высокую мачту говорит о самоуверенности, потому что обезьяны проворнее людей.
Смелость он проявил, когда послушался отца и прыгнул в воду.
Задание 5
Постарайся определить основную мысль рассказа «Прыжок». О чём этот рассказ? Почему его написал автор? Для этого перечитай рассказ ещё раз, посмотри, как он начинается, как заканчивается, выдели самый напряжённый момент
Обрати внимание, как автор описывает главных героев рассказа в различных ситуациях, как передаёт своё отношение к ним
Ответ:
Основная мысль рассказа: «Прежде чем совершить какой-то поступок, нужно подумать о его последствиях».
Автор хотел объяснить детям, что нельзя придавать большое значение чужим насмешкам и поддаваться им. Глупо рисковать жизнью ради того, чтобы не выглядеть смешным в глазах окружающих.
В начале, когда обезьяна украла шляпу, «мальчик … и сам не знал, смеяться ли ему или плакать». Он еще не определил, как ему относиться к происходящему. Именно после того, как «матросы громче стали смеяться», он решил догнать обезьяну и отнять у нее свою шляпу.
Самый напряженный момент наступает тогда, когда мальчик отпускает из рук веревку. Люди на палубе перестают смеяться и замирают от ужаса. Здесь автор показывает, как эпизод, казавшийся забавным и юмористическим, вдруг становится напряженным, опасным и страшным.
Л. Н. Толстой никак не описывает свое отношение к мальчику, не рассказывает о его личных качествах, переживаниях. Зато подробно объясняет последствия его действий: «Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было бы ему повернуться и дойти назад до мачты».
Зато в описании поступка и поведения отца чувствуется уважение автора к нему. Капитан мгновенно оценил ситуацию и принял единственно верное решение, благодаря которому спас жизнь ребенка.Он проявил себя как мужественный и волевой человек. Его крик и слезы в конце рассказа говорят о том, что он любит своего сына. Отец пережил сильное нервное потрясение. Он убегает в каюту, чтобы скрыть свои переживания от посторонних людей.
Сбор информации
Для составления плана к рассказу «Прыжок» Л.Н. Толстого необходимо собрать достаточно информации об основных событиях, персонажах и тематике произведения.
События | Персонажи | Тематика |
---|---|---|
Описание прыжка главного героя | Главный герой (имя, характерные черты) | Мотивация героя, смысл прыжка |
Реакция окружающих на прыжок | Другие персонажи (имена, отношение к герою) | Влияние прыжка на окружающих |
Размышления и внутренний монолог главного героя | … | … |
Исходя из полученной информации можно продолжать составление плана к рассказу «Прыжок» Л.Н. Толстого, опираясь на важные моменты и сюжетные линии произведения.