Командир отряда
Левинсон — истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке — именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда — человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.
Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда…
Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него — выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»
Глава двенадцатая
Вошел Харченко, сообщил о смерти Фролова. Его похоронили утром, Морозка равнодушно закапывал могилу. Вместе с ним исчез куда-то Пика. Левинсон велел не искать его, а прибрать лошадь. Только Мечик скорбел о старике.
Ефимка спросил у Морозки, что у них произошло с Варей. Тот ответил, что бросил жену.
Морозка подрался с парнем, который плохо отзывался о Варе. Их разнял Гончаренко, потащив Морозку за руку.
Солдаты устроились на привале, поели, кто что нашел. Варя обижалась на Мечика, что он плохо с ней обошелся в последний раз. Но потом решила сама пойти к нему. У огня сидели Чиж и Мечик. Варя попробовала заговорить с Павлом, но тот не отозвался. Чиж стал приставать к женщине. Варя ушла, Чиж побежал за ней, потащил в кусты. Она сопротивлялась, но потом поняла, что сил кричать нет, ей стало все равно. Варя перестала сопротивляться.
Интересные факты о произведении
- Роман «Разгром» наполнен дальневосточным колоритом. Читатель на каждой странице сталкивается с местным диалектом: «амба!», значении «шабаш!», «маньчжурка» – табак, чумиза – черный рис.
- Существует несколько версий о том, кто был прототипом Мечика. По одной версии, автор взял для своего героя фамилию своего товарища по училищу, по другой – фамилию партизана, погибшего в Сучанской долине в 1919 году. Но советская критика видела в Мечике исключительно отрицательного героя, поэтому, после обвинений в неуважении к памяти героя, писатель предложил третью версию: фамилию «Мечик» он позаимствовал у некого московского спекулянта.
- «Разгром» А.А. Фадеева вдохновлял кубинского революционера Фиделя Кастро на свержение режима Батисты. Поход Кастро на Кубу начался в тот года, когда Фадеев ушел из жизни.
Слайд 24Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки и Мечика?Самая жесткая проверка
человека – ситуация выбора между жизнью и смертью. В последней
главе Фадеев ставит героев в такую ситуацию, причем одинаковую для обоих. Выбор человека зависит от того, чем он жил до этого, каков его нравственный стержень. Гибель Морозки, его подвиг показали, что он тот самый новый человек, каких должна воспитывать революция. Не задумываясь о себе, Морозка отдает свою жизнь ради товарищей: «Он так ярко чувствовал их в себе. Этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем зародились мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности»
Композиция и главный конфликт
Композиционная составляющая также имеет некоторые особенности, которые редко встречаются в произведениях других не менее известных писателей и поэтов: сюжет разворачивается на фоне повседневной жизни нескольких героев
Александр Александрович на протяжении всего романа переключает внимание читателя с будней одного персонажа на другого, что позволяет взглянуть на социалистическую идеологию произведения.. Все вышесказанное также позволяет прийти к выводу, что в романе Александра Фадеева отсутствует «главный» конфликт — в действительности в произведении их огромное множество
Каждый герой переживает личные душевные терзания и всеми возможными способами пытается справится с агрессивностью внешнего окружения. Таким образом, выделяются:
Все вышесказанное также позволяет прийти к выводу, что в романе Александра Фадеева отсутствует «главный» конфликт — в действительности в произведении их огромное множество. Каждый герой переживает личные душевные терзания и всеми возможными способами пытается справится с агрессивностью внешнего окружения. Таким образом, выделяются:
-
личностный конфликт;
-
межличностный конфликт;
-
столкновение личности с коллективом;
-
классовый конфликт;
-
столкновение низших и высших слоев общества.
Тема произведения
Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война – только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток – от начала разгрома и до прорыва – вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур – Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик – занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».
Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.
Мечик
Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал – он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.
Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.
И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик – выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, – грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.
Слайд 4Поставленная Фадеевым задача — не столько рассказать о революции, сколько
показать те процессы, которые произошли в сознании человека под влиянием
революции,— определила идейно-образную концепцию, особенности сюжета и композиции романа. История небольшого партизанского отряда послужила лишь реальной сюжетной основой для исследования переживаний и поступков героев. Событийность в романе сведена к минимуму. Батальные сцены и вовсе малочисленны. Автора как будто более всего занимают эпизоды явно «второстепенного» характера (кража ординарцем Морозкой дынь на крестьянской бахче, переживания Мечика в связи с выданной ему неуклюжей кобылкой, ревность Морозки к Мечику, раздор между Морозкой и Варей, бытовые сцены из жизни партизан и т. п.). А между тем именно эти эпизоды подспудно и последовательно развивают главную мысль произведения: как революция проходит в умах и сердцах людей, обусловливая их поведение. Последние эпизоды романа, связанные с разгромом отряда, призваны играть роль испытания, проверки человеческих качеств. Предательство Мечика и героическая гибель Морозки — логическое завершение их характеров.
История создания
Рассказ-«этюд» «Метелица», развернутый затем в роман «Разгром», был написан в 1924-1926 годах, когда в активе начинающего писателя были лишь рассказ «Против течения» и повесть «Разлив» . Александр Фадеев писал о том, что хорошо знал: он жил в Уссурийском крае , в 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан и вплоть до 1921 года участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке .
Отдельные главы «Разгрома» впервые появились в «Молодой гвардии» , полностью он был издан ленинградским издательством «Прибой». П. И. Лебедев-Полянский раскритиковал Ленобллит за выдачу «Прибою» разрешительной визы, отметив несколько десятков «недопустимых слов и выражений». В последующих советских изданиях из «Разгрома» были исключены «фривольности» вроде «твою мать» и «на передок слаба» .
Засада на отряд
Однажды Морозов, возвращаясь из лазарета, где он проведывал свою супругу, попробовал украсть дыню у местного колхозника, но его поймали. Командир решил на общем собрании отряда выгнать его, но мужчина дал клятву, что никогда в жизни больше такого не сделает. Враги все ближе подходили к партизанам. По этой причине Левинсон решил срочно отступать. Павлу после выздоровления дали коня, но он был очень тощим, поэтому парень очень оскорбился.
При отступлении нужно было забирать с собой и госпиталь. Но всех тяжелораненых бойцов они не могли увезти, потому что передвигаться надо было с максимальной скоростью. Доктор хотел отравить больного, однако Павел попробовал его отговорить. Слыша их спор, раненый решил самостоятельно уйти из жизни и выпил отравленное средство. Чтобы принять правильное решение и разузнать ситуацию в округе, командир отправил на разведку опытного партизана. Но тот был схвачен врагами и зверски замучен.
Когда партизанский отряд попал в засаду, то его бойцам удалось отстреляться и спрятаться в лесу. Левинсон решил вести своих людей через болото. Они удачно преодолели его и пошли к мосту. Павла направили в разведку, чтобы он узнал положение дел и численность врага. Однако казаки быстро заметили шпиона, и он трусливо скрылся, забыв предупредить своих товарищей о скором нападении. Морозов же сигнализировал партизанам об опасности троекратным выстрелом, но был убит. Отряд Левинсона прорвался через засаду, но понес огромные потери.
Если кратко ознакомиться с романом «Разгром», то можно составить такой план пересказа сюжета:
- жизненная история Морозова;
- спасение Мечика и его принятие в отряд;
- отступление партизан;
- позорный поступок Павла и самопожертвование Ивана.
Различными способами автор подчеркнул, что ведущей силой борьбы с неравенством были обычные люди, желающие победы над врагом. После ознакомления с пересказом повествования стоит прочитать книгу полностью. Это можно сделать онлайн на многочисленных площадках.
Главные герои и их характеристика
- Мечик Павел – образованный, интеллигентный городской парень. Он прибыл в партизанский отряд в поисках борьбы и движения, но оказался не готов как морально, так и физически к суровым законам военного времени.
- Морозка (Иван Морозов) – 27-летний партизан из шахтерского взвода, выполнявший обязанности ординарца. На протяжении романа автор отчетливо изображает развитие личности Морозова: от легкомысленного насмешливого парня до зрелого мужчины, который умеет прощать и держать данное слово.
- Осип Абрамович Левинсон – командир партизанского отряда, прирожденный лидер. Это терпеливый и настойчивый человек с железной выдержкой, твердым характером и пытливым умом.
Композиция произведения
Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них — неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах — кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» — это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.
Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава — это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.
Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.
В 1927 году вышел роман А. Фадеева «Разгром», в котором автор обратился к событиям революции и гражданской войны. К тому времени данная тема была уже достаточно освещена в литературе. Одни писатели рассматривали события, полностью изменившие жизнь страны, как величайшую трагедию народа, другие изображали все в романтическом ореоле.
Несколько по-иному подошел к освещению революционного движения Александрович. Он продолжил традиции Л. Толстого в исследовании человеческой души и создал психологический роман, что часто ставили ему в вину «новые литераторы», отвергавшие классические традиции.
Главные герои
Морозка
Главные герои «Разгрома», один из которых Морозка, по – разному приходят к правильному решению в выборе пути. Морозка – это молодой парень, с детства привыкший к тяжелому труду. Он хороший друг и верный товарищ, но это человек, который еще не понял, ради какой цели идет гражданская война. Это безалаберный и беспринципный человек, можно сказать, попал в отряд Левинсона. На протяжении романа идет становление Морозки как личности, и, в конце концов, его дела и поступки становятся осознанными. Он становится настоящим революционером, готовым положить свою жизнь, за своих боевых товарищей, и за правое дело.
Левинсон
Партизанский командир, которому не чужды обычные человеческие чувства. Твердо понимая политику партии, Левинсон прячет все свои колебании и страхи глубоко в себе, чтобы быть настоящим командиром, на которого будет равняться, и брать с него пример, его подопечный партизанский отряд. Это храбрый боец и мудрый командир, сильный и справедливый.
Мечик
Это герой, попавший в отряд партизан по личным убеждениям, по своему желанию, и лишь потом понявший, что его книжные, романтические понятия о классовой борьбе, далеки от реальных событий жизни. Это представитель другого класса, воспитанный в интеллигентной семье, где все чисто, красиво и правильно, столкнувшись с грязью и грубостью, глубоко разочаровывается. Так начинается его путь к предательству, что было предопределено самим его характером, слишком нежным для сермяжной правды.
Основная идея
Итак, произведения Александра Александровича представляет собой интригующий набросок мыслительного позитивизма одного из самых запоминающихся исторических событий нашей необъятной страны — гражданской войны. Автор раскрывает этот эпизод без секретов, тайн и умалчиваний, что позволяет читателям оценить действительную жестокость далекого прошлого.
Основная идея романа, в свою очередь, заключается в следующем: русский народ, увлеченный идеей и надеждой на более светлое и радостное будущее, столкнулся с неудержимой безжалостностью. Однако несмотря на душевные и физические терзания, каждый, будучи испачканным в крови, продолжал бороться за недостижимый (можно даже сказать, утопичный) идеал.
Основные персонажи
В своем романе «Разгром» Фадеев учит читателя нести ответственность в сложной ситуации, уметь принимать обдуманные решения, не бояться отстаивать собственное мнение и совершать смелые поступки, когда они необходимы для спасения верных товарищей. Повесть показывает, как сильно может измениться человек во время сложного периода в стране.
Главными героями произведения «Разгром» Александра Фадеева являются:
- Левинсон — командующий отрядом, невысокий мужчина, сын владельца мебельного магазина;
- Павел Мечик — юный парень, который ушел в партизаны для совершения подвигов, но оказавшийся чересчур слабовольным;
- Иван Морозов — орденоносец, супруг Вари, который воспитывался в шахтерской семье и погиб от руки казаков;
- Варя — медсестра в местном лазарете, влюбленная в Павла;
- Сташинский — талантливый доктор в лесном госпитале;
- Бакланов — товарищ командира.
Особенностью композиции произведения является описание многих персонажей, через которых автор раскрывает сюжет. Рассказ часто переключается на разных героев, что позволяет читателю оценить сложившуюся ситуацию с противоположных сторон.
Глава 1. Морозка
Морозка отправлен командиром Левинсоном в отряд Шадабы, дабы доставить туда пакет. Тот категорически не хочет ехать, и уговоривает командира, чтобы он отправил другого. Но Левинсон отвечает, что если Морозка не будет делать то, что ему говорят, то придется забрать у него оружие и выгнать из отряда. Сам Морозка был шахтером и четвертым сыном в семье. Он не сильно задумывался о жизни и свои поступки делал бездумно. За время его службы его ранили около шести раз и два раза контузили. У него была жена откатчица Варя.
Дорога к Шандыбе оказалась тяжелой, по дороге герой попал под обстрел. Там же он спас молодого парнишку.
Метелица
Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда – взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» – Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя – живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.
Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного – умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он – как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.
История создания произведения
В романе «Разгром» описаны события, происходившие во времена во время Гражданской войны (1917-1923). Действия разворачиваются в Уссурийском крае. Писатель лично участвовал в сражениях на Дальнем Востоке против армии Колчака и Семенова в 1920-е годы, поэтому роман выглядит так правдиво и натурально.
А.А. Фадеев начал работу над историческим романом «Разгром» в 1924 году и работал над ним в течение двух лет. В основу романа лег рассказ автора «Метелица». Впервые роман вышел отдельным изданием в 1927 году в ленинградском рабочем издательстве «Прибой» в серии «Новинки пролетарской литературы». Ранее отрывки из романа печатались в ряде периодических изданий.
Слайд 15Образ МечикаХарактер Мечика и авторское отношение к герою:Гл 2, 7,
9, 11, 12, 17Предыстория Мечика, романтические идеалыПортретМечик в партизанском отряде
Шалдыбы (унизили, обидели, «ему было жаль хорошего, наивного, но искреннего чувства, с которым он шел в отряд”. Мечик в партизанском отряде Левинсона (устроили проверку, дали “обидную” лошадь Зючиху, унижали –“лодырь и задавака )Мечик в госпитале. Тяжелораненый Мечик перед возвращением в отряд решает (и после разговора с Варей): “Чего мне унывать, в самом деле?..” Гл.7.И еще была мысль: уйти из отряда. Гл.4. “…почувствовал себя настоящим партизаном, даже подвернул рукава, желая загореть: ему казалось, что это очень необходимо в той новой жизни, которую начал после памятного разговора с сестрой”.Вывод: не столько быть, сколько казаться бойцом.
Товарищи по оружию
Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко – проницательный и надежный красноармеец.
Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».
Глава семнадцатая
Мечика остановили казаки, велели слезть с коня. Он слез, но вдруг покатился под откос, пополз и убежал, встав на ноги. За ним погнались враги.
Морозка увидел, что Мечик сбежал. Он выстрелил трижды, как было условлено, в предупреждение отряду. Тут же раздался выстрел. Морозка, умирая, увидел над собой лицо Бакланова.
Левинсон дал приказ идти на прорыв. Внезапно его что-то оглушило.
Мечик понял, что погоня отстала. Он сел и застонал, осознав свое предательство. Сначала хотел застрелиться, но понял, что не может этого сделать. Тогда Мечик решил идти в город.
Левинсон очнулся, ему доложили, что Бакланова убили. Варя зарыдала, всхлипнул Чиж. Левинсон не смог удержать слез. Но, почувствовав ответственность за живых, перестал плакать, взял себя в руки.
Основная мысль произведения.Автор показал разные типы личности, разное отношение к людям и своей должности на фоне событий Гражданской войны. Мечик оказался трусом, предателем. Морозка начинал как воришка, а закончил путь героем. Варя поняла, что устала изменять мужу, хотя верность казалась ей скучна.
1. Описание сюжета
Роман повествует об истории партизанского красного отряда. События происходят в 1920-е годы во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Показан внутренний мир главных героев романа: командира отряда Левинсона и бойцов отряда Мечика, Морозки, его жены Вари.
Партизанский отряд (как и другие отряды) стоит в деревне и продолжительное время не ведёт боевых действий. Люди привыкают к обманчивому спокойствию. Но вскоре противник начинает крупномасштабное наступление, один за другим громя партизанские отряды, вокруг отряда сжимается кольцо врагов. Командир отряда делает всё возможное, чтобы спасти людей и продолжить борьбу. Отряд, прижатый к трясине делает гать и переходит по ней в тайгу. В финале отряд попадает в казачью засаду, но, понеся чудовищные потери, прорывается сквозь кольцо.
Морозка
С «шахтером во втором поколении» читатель знакомится уже в 1 главе. Это молодой человек, который проходит сложный путь
Сначала кажется, что Морозка состоит из одних недостатков. Грубый, необразованный, постоянно нарушающий дисциплину в отряде. Он все поступки совершал необдуманно, а жизнь виделась ему «простой, немудрящей». Вместе с тем читатель сразу же замечает его смелость: он, рискуя жизнью, спасает абсолютно незнакомого человека — Мечика.
Морозке уделяется много внимания в романе Фадеева «Разгром». Анализ его поступков позволяет понять, как менялось отношение героя к себе и окружающим. Первым значимым событием для него стал суд за кражу дынь. Морозку потрясло и испугало, что его могут изгнать из отряда, и он впервые дает «шахтерское» слово исправиться, которое никогда не нарушит. Постепенно герой осознает свою ответственность перед отрядом, учится жить осмысленно.
Достоинством Морозки являлось и то, что он четко знал, зачем пришел в отряд. Его всегда тянуло только к лучшим людям, которых немало в романе Фадеева «Разгром». Анализ поступков Левинсона, Бакланова, Гончаренко станет основой для формирования в бывшем шахтере лучших нравственных качеств. Преданный товарищ, самоотверженный боец, человек, чувствующий ответственность за свои поступки, — таким предстает Морозка в финале, когда ценой собственной жизни спасает отряд.
2. История создания
Роман был написан в 1924 – 1926 годах тогда ещё малоизвестным писателем Александром Фадеевым.
Роман «Разгром» занимает, безусловно, одно из самых высоких мест в литературе России. Причем должен бы по праву занимать значительно большее и быть известным гораздо шире. Автор дает реальную картину событий Гражданской войны. Ни о каком победном шествии социалистических идей в произведении и речи нет. Он о другом: о человеческих отношениях, о трудных условиях, в которых надо выживать, и о верности делу, конечно не без этого. Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. Только не надо сразу думать об антисоветском «двойном дне» романа, это явное советское произведение.
Но случилась некоторая метаморфоза. Одним из главных положительных героев романа является человек по фамилии Левинсон. Фадеев сделал положительным героем своего произведения евреем по национальности, сообразно интернационализму 20-х годов. Но уже в следующие годы, буквально через несколько лет, в стране началась длительная государственная антисемитская кампания, и положительному герою-еврею уже не было достойного места в новой советской литературе. Для школьной программы того времени, вплоть до конца 80-х, книга была рекомендована как необязательная. А литературоведы, сознательно искажая произведение, главным героем упорно называли не Левинсона, а Морозку. В наше время роман изучается, издается и доступен в интернете.
«Разгром» принёс молодому писателю славу и признание, Фадеев становится одним из ведущих литераторов СССР, хотя после этого романа у него уже практически не было времени на книги, так как он стал больше литературным чиновником нежели писателем.
Начало событий
Действие романа начинается с того, что в первой главе командующий поручает Морозову ответственное задание. Тот обязан отвезти важную документацию в штаб другого отряда. Однако партизан не хочет отправляться в дальнюю и рискованную дорогу. Тогда Левинсон приказывает ему покинуть ряды его подчиненных.
Морозов немного поразмыслил и согласился на выполнение опасного задания. Затем автор подробно описывает жизненную историю юного партизана. Он вырос в шахтерской семье и будучи еще подростком начал трудовую деятельность вместе со взрослыми работниками.
Далее Морозов некоторое время служил в армии, но получил серьезное ранение, поэтому его отправили домой. Вернувшись, мужчина необдуманно женился и вместе с женой принял решение воевать за большевиков. Однако белогвардейцы напали на его подразделение и разгромили отряд. По этой причине он решил пойти в партизаны.
Идя к месту назначения, персонаж увидел, как белогвардейцы уничтожают другой партизанский отряд, бойцы которого разбегаются в разные стороны. Их командующий ничего не мог с этим поделать, потому что трусов было намного больше, чем храбрых солдат. Неожиданно Морозов заметил среди бойцов юного парня. Из-за хромоты он не мог быстро скрыться, упал на землю и его однополчане даже не попытались ему помочь.
Мужчина решил подобрать его и отправился в обратный путь. Хоть ему и было жалко молодого парня, но он относился к нему с огромным недоверием. Внутренняя интуиция подсказывала Морозову, что этот незнакомец способен нанести вред его боевым товарищам. Однако пока рано было делать определенные выводы.
Парень не предполагал, что на него нападут белогвардейцы. Однако партизаны быстро разобрались в произошедшем и приняли его в отряд. Павлу было очень некомфортно служить на старом месте, потому что окружающие постоянно издевались над ним и часто матерились. Но тут была абсолютно иная атмосфера. Симпатичная медсестра, которая умело его лечила, очень нравилась Мечику. Еще его часто развлекали душевные разговоры с другими партизанами.