Ход урока
Структурные
компоненты
урока
Отводимое
время Деятельность учителя и формулировка заданий Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД Планируемые способы и критерии оценивания
Мотивация к учебной деятельности. 2-3 мин -Здравствуйте, ребята! Начнём урок литературного чтения.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее —
Начнём скорей урок! Приветствуют учителя
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Проверка домашнего задания
-Каким было домашнее задание?
-Кто желает пересказать? (1,2 чел)
– Хотелось ли вам когда-нибудь обойти вокруг весь земной шар, совершить кругосветное путешествие?
– А уже знакомые нам Лёля и Минька однажды отправились в такое путешествие.
– Но… никто не сможет рассказать нам об этом лучше, чем сам участник путешествия, писатель Михаил Зощенко. Об этом его следующий рассказ «Великие путешественники».
Пересказывают рассказ «Золотые слова»
Отвечают на вопросы учителя Словесное
Решение проблемы. -Откройте учебники на стр. Прочитайте название рассказа.
-Как вы думаете о чем будет этот рассказ?
-Кто такие великие путешественники?
Словарная работа.
-Что такое кругосветное путешествие?
-Что значит путешествовать?
-Что значит в аккурат похожа?
-Что такое космография? Выполняют инструкцию учителя:
Отвечают на вопросы, размышляют
Дают определение словам Словесная
Первичное закрепление. Знакомство с рассказом «Великие путешественники»
Чтение до слов : «Стёпка торжественно лёг ногами вперед.»
-Как вы думаете, что будет дальше?
-Сейчас мы дочитаем рассказ до конца и узнаем, чем он закончился.
Работа после чтения.
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
-Почему автор назвал детей великими путешественниками?
-Как дети решили отправиться в путешествие? Кто был инициатором?
-Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии?
-Кто из ребят вам понравился? Чем?
-Какая поговорка встретилась в тексте? Как вы её поняли?
Задание в парах.
Восстанови порядок событий:
-Стёпка предлагает Лёле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает общее собрание путешественников.
-Лёля и Минька встречаются с родителями.
-Дети готовятся к путешествию.
-Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. Хитрость Лёли.
-Дети возвращаются домой.
-Путешественники отправляются в путь. Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя, размышляют
Выполняют задание в парах, восстанавливают последовательность событий
Информация о домашнем задании. Прочитать. Составить 3 вопроса по рассказу. Выполняют инструкцию
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). -Какой рассказ изучили?
-Кто его написал?
Закончите урок одним из предложений:
-Урок привлек меня тем …
— Я задумался о …
— Хотелось бы поблагодарить … Выполняют рефлексию деятельности
Возвращение домой
Утром ребята продолжили путешествие. Но благодаря находчивости девочки, они шагали в обратном направлении, а Стёпа даже не подозревал этого. По дороге им встретился мужик, ехавший на лошади с телегой. Дети попросили их подвезти, так как, по мнению Степана, если воспользоваться попутным транспортом, можно быстрее преодолеть свою кругосветку. К его великому удивлению ребята очень быстро оказались в родной деревне.
Здесь их уже ждали родители, поднявшие переполох. Они даже хотели наказать несостоявшихся путешественников. Отец сказал маленьким беглецам, что прежде, чем идти в столь серьёзный поход, нужно выучиться и получить образование. Степку всё-таки наказали, заперев его в бане.
Главная мысль, которую хотел передать писатель: любому делу надо учиться и подходить серьёзно. Повествование о том, как дети познавали окружающий мир, учились выходить из трудных положений, анализировали свои поступки — это настоящий урок для юных читателей. Автор в этом сочинении, возможно, описывал реальные картины из своего детства.
Стилистические особенности рассказа «Великие путешественники» Зощенко
Сатирический подтекст рассказа создается не только работой со словами, но и использованием характерных сравнений и метафор. Зощенко часто использует подобранные сравнения и метафоры, чтобы уточнить еще больше характерные черты героев и их поступки: «топит население своей надеждой» или «пилит под собой правильный путь». Это яркие и остроумные образы придают тексту особенный колорит и делают его запоминающимся.
Второй характерной чертой стилистики рассказа является многочисленность диалогов. Через диалоги автор передает не только реплики героев, но и их внутренний мир, их мысли и эмоции. Диалоги наполнены юмором и иронией, что позволяет читателю лучше понять смысл происходящего. Они также характеризуют героев и создают атмосферу комической ситуации.
Использование юмора в тексте
Юмор – мощный инструмент, который помогает создать легкую и приятную атмосферу в тексте о Великих путешественниках Зощенко. Юмористический подход может привлечь читателя и сделать его более заинтересованным в содержании рассказа.
Один из способов использования юмора – создание комических ситуаций и персонажей. Например, можно описать путешествия Зощенко в стиле «черного юмора», где каждое приключение превращается в комическую странность. Такие ситуации вызывают смех и радость у читателя, что помогает ему вовлечься в историю ещё сильнее.
Также важно учесть, что использование юмора в тексте не должно быть чрезмерным или навязчивым. Оно должно быть органичным и соответствовать общему характеру и тону рассказа
Юмор может быть эффективным инструментом для передачи информации о Великих путешественниках Зощенко, но он должен быть использован с осторожностью и с учетом особенностей аудитории и цели текста
Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе „М, М, Зощенко „Великие путешественники“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий) :
ПУУД – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;
КУУД – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; использовать речь для регуляции своего действия
ЛУУД – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни
Оборудование: учебник «Литература 3 класс», презентация «М. М. Пришвин «Великие путешественники»»
Первые трудности
Выход был назначен на следующий день. Это было самое удачное время. Родители Лели и Миши должны были уехать в город, а мать Стёпы отлучиться по делам. Леля пожертвовала на путешествие имеющиеся у неё три рубля. Ребята посчитали эту сумму достаточной, их планировалось тратить только конфеты, а всё можно взять с собой.
Они сложили необходимые вещи в заплечный мешок. Дети взяли с собой:
- хлеб;
- сало;
- сахар;
- одеяла и подушку от тахты;
- посуду;
- фонарик;
- сачок;
- рогатки;
- лупа для разжигания костра;
- карандаши.
Мешок с поклажей был тяжёл, Стёпка быстро выдохся и предложил нести его по очереди. Минька сказал, что он маленький и отказался тащить вещи. Леля пронесла немного, и тоже устала. Пришёл черёд нести мешок Миньке, но он чуть-чуть пронёс и рухнул от тяжести мешка в канаву с водой. Намокший груз стал ещё тяжелее. Все устали и решили отдохнуть.
Тузик, весело крутивший хвостом, прогрыз дырку в мешке и съел всё сало, к великому огорчению друзей. Юные путешественники поели хлеб с сахаром. На сладкое слетелись пчёлы и укусили Миньку. Мальчик начал хныкать и запросился домой. Командир странной экспедиции пригрозил: «Если ещё раз услышу это, привяжу такого слюнтяя к дереву на съедение муравьёв». Брат и сестра напугались не на шутку и замолчали, выполняя все указания своего предводителя.
Дело близилось к вечеру. Ребятня оказалась на опушке, где было решено заночевать. Начитанный Степка из книг знал, что если ложиться спать ногами в одну сторону, то всегда будешь идти в одном направлении. Но Леля не спала ночью. Её обуял страх, перед глазами проносились не очень радужные картинки. Мысль, что Степка заведёт их куда «Макар телят не гонял» преследовала её. Поделившись с братом этими опасениями, она предложила повернуть ноги Степана в обратную сторону. Это они сделали быстро, уставший парнишка даже не проснулся.
Читательский дневник по рассказу «Великие путешественники» Михаила Зощенко
Название: «Великие путешественники»
Число страниц: 8
Жанр: рассказ
Главные герои: Минька, Лёля, Стёпа, папа.
Второстепенные герои: мама, няня.
Характеристика главных героев:
Лёля — любопытная, находчивая, хитрая девочка.
Умная.
Сумела выбраться из сложной ситуации.
Минька — маленький, слабый, трусливый.
Во всём слушался старших ребят.
Стёпка — сильный, настоящий лидер.
Вёл ребят за собой, не разрешал вернуться.
Папа — мудрый и начитанный.
Справедливый.
Не стал наказывать детей.
Характеристика второстепенных героев:
Мама — добрая, любящая.
Нянька — испуганная, суетливая.
Краткое содержание рассказа «Великие путешественники»
Стёпка уговаривает детей отправиться в кругосветное путешествие.
Дети собирают огромный мешок продуктов и нужных вещей.
Они тайком уходят из дома и по очереди несут мешок.
Минька падает в канаву, а на привале его кусают осы.
Он плачет и хочет вернуться.
Дети ночуют в лесу и Лёля разворачивает Стёпку, чтобы утром идти в обратную сторону.
Дети возвращаются в родную деревню и видят родителей. Папа решает не наказывать детей, ведь они сами всё осознали.
План рассказа:
- Обсуждение формы Земли.
- Детские переговоры.
- Сборы в путь.
- Отправление.
- Тяжесть.
- Падение в канаву и разбитая посуда.
- Ночёвка.
- Идея Лёли.
- Обратное направление.
- Удивления Стёпы.
- Встреча с родными.
- Наказание Стёпы.
Основная мысль рассказа «Великие путешественники»
Главная мысль рассказа в том, что прежде чем отправляться в путешествие, надо выучиться.
Основная идея рассказа в том, что, играя в путешественников, всегда следует знать, когда остановиться и повернуть назад.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас тому, что для любого дела нужны знания и умения.
Учит планировать и учитывать, предусмотрительности.
Учит хитрости и находчивости.
Краткий отзыв о рассказе «Великие путешественники» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что любое дело, даже если оно кажется очень простым, требует определённых знаний и умений.
Нельзя ничего достичь, если не владеть знаниями, как это сделать.
Герои рассказа не знали как трудно и опасно быть путешественниками.
Они узнали об этом на собственном опыте.
Это очень смешной и увлекательный рассказ.
Автор с юмором рассказывает о собственном детстве, о совершённых ошибках и уроках, которые он получил.
Он говорит о пользе образования, учёбы, знаний.
Мне очень понравилась Лёля, главная героиня этого рассказа.
Она показала себя умной и находчивой девочкой.
Лёля первая поняла, что далеко они не придут и нужно скорее возвращаться.
И она нашла способ вернуться вопреки воле организатора побега — Стёпки.
Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда ничего не предпринимать, не продумав все возможные последствия.
А чтобы лучше знать, что может пригодиться или случиться, нужно хорошо учиться.
Пословицы к рассказу:
- Если недостаёт сил, то похвально, по крайней мере, желание.
- Хочешь ехать далеко, начинай с близкого.
- Учение — свет, а неученье — тьма.
- Дурная голова ногам покоя не даёт.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:
- «30 лет спустя»
- «Ёлка»
- «Самое главное»
- «Золотые слова»
- «Не надо врать»
- «Глупая история»
- «Колдун»
- «Галоши и мороженое»
- Краткая биография Михаила Зощенко и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Выбор темы путешествия
Одна из популярных тем путешествий – исторические места. Посещение древних замков, археологических раскопок и музеев позволяет окунуться в прошлое и узнать о жизни предыдущих поколений. Такие путешествия особенно интересны для людей, увлеченных историей или археологией.
- Исторические места
- Приключенческое путешествие
- Тематическое путешествие
- Пляжный отдых на экзотических островах очаровывает многих людей. Прекрасные песчаные пляжи, прозрачная вода и удивительная подводная жизнь создают идеальные условия для отдыха и релаксации.
- Активное путешествие – это отличный выбор для любителей спорта и приключений. Парашютный спорт, горные походы, сноубординг и другие активности помогут вам испытать адреналин и насладиться красотой природы.
- Тематическое путешествие, такое как кулинарный тур или посещение фестивалей, может быть интересным и познавательным. Вы сможете попробовать настоящую местную кухню, узнать о традициях и обычаях страны.
Тема путешествия | Описание |
---|---|
Исторические места | Посещение замков, археологических раскопок и музеев |
Пляжный отдых | Наслаждение песчаными пляжами и прозрачной водой |
Активное путешествие | Горные походы, парашютный спорт и другие активности |
Тематическое путешествие | Кулинарный тур, посещение фестивалей для познания традиций |
Описание приключений главного героя
С самого начала главный герой оказывается в затруднительных ситуациях, но его находчивость и нестандартное мышление позволяют ему выйти из любых переделок. Он встречает различных людей на своём пути, с которыми оказывается в разнообразных ситуациях – от экзотических приключений, связанных с путешествиями по странам, до комических ситуаций, происходящих в самых обычных и повседневных местах. Герой несет в себе энергию и жажду новых открытий, и именно благодаря этому он не просто избегает неприятностей, но и привносит свежий взгляд в туристический опыт и удивляет своими необычными решениями.