Стихотворение «смерть ермака» для читательского дневника

Содержание думы

В 1822 году Кондратий Рылеев закончил написание своей думы «Смерть Ермака». Позже к ней написали музыку, и произведение превратилось в песню. Сама история основана на реальных событиях. Главный герой — атаман Ермак Тимофеевич, известный тем, что способствовал присоединению Сибири к русским землям. Произошло это событие во времена правления Ивана Грозного — во второй половине XVI века.

У атамана была собственная дружина, он воевал с Кучумом, который отказывался платить дань Москве и подчиняться русскому царю. Хан хотел сам править Сибирскими землями, из-за этого оказал сопротивление даже собственным братьям. Они покорились власти Ивана Грозного, за что Кучум и казнил их.

Рассказ повествует об очередном сражении хана с атаманом. В битве полегло много воинов, а татары сбежали в степи.

Кучум напал на дружину внезапно, его люди уничтожили почти всех из русской дружины. Казачий предводитель бросился в реку, стараясь догнать стругов. Но под тяжестью двух кольчуг, одну из которых подарил ему царь, и оружия он утонул. Хотя у татар есть другая легенда о его гибели: шею Ермака проткнул копьем их богатырь Кутугай.

Тело нашли рыбаки и вытащили его на сушу. Со всех окрестностей приехали мурзы, посмотреть на умершего атамана. К ним присоединился и его старый враг — Кучум. Татары не остановились на этом, они решили поиздеваться над трупом. Несколько дней тело Ермака расстреливали из луков. В это время татары продолжали пировать и шуметь, а позже выбросили истерзанные останки. Но труп атамана лежал на воздухе целый месяц и не разлагался. Воины Кучума решили раздеть Ермака, забрали себе его доспехи и похоронили за мусульманским кладбищем. Это знатное место расположено в деревне Баишево.

Краткое содержание «Смерть Ермака» подробно

Вступление

В XVI веке Сибирь представляла собой небольшое татарское владение, которое находилось под покровительством России. Правителем татарского владения был царь Кучум, который обязался платить дань. Однако это не ограждало Российское государство от вторжений сибирских татар. Следовало укрепить границы с Сибирью и прежде всего заселить эти пустынные земли. Получившие на это право богатые купцы Строгановы обратились к вольным казакам и попросили защиты от татарских набегов.

Под предводительством атамана Ермака Тимофеева казаки заняли господство в Сибири, оттеснили Кучума в киргизские степи и пленили его племянника царевича Маметкула. Но поверженный царь только выжидал момент, чтобы поквитаться. Казачье войско же из-за оплошностей и горячего нрава становилось более малочисленным. И тёмной дождливой ночью 5 августа 1584 года Кучуму удалось разбить казаков, нанеся внезапный сокрушительный удар. В надежде спастись, Ермак бросился в реку Иртыш, но не смог переплыть бушующий Иртыш, где и встретил свою смерть. После гибели атамана Сибирь пустовала, пока на эти земли не ступили российские царские войска.

***

Во мраке ночи, под рёв бури и буйство ветров Ермак сидел на берегу реки Иртыша, погружённый в раздумья. Здесь же, на берегу, в шатрах под звуки разбушевавшейся стихии спали его товарищи, с которыми рука об руку он завоёвывал славу. Он вспоминал, как отчаянно эти вольные люди добывали золото в разбоях, и как, не щадя своих жизней бились они за Русь. Смерть не напугала, а лишь закалила их. Казаки завоевали Сибирь для царя и заслужили признание и благословение отчизны. А теперь они мирно спали, чтобы завтра встретить новую победу или смерть.

Буря ревела, Ермак думал на диком берегу, а его судьба уже была предопределена. Седые волны Иртыша бушевали, разбивая казачьи лодки о берег. Дружина спала, наслаждаясь покоем и ничего не подозревая, тогда как их погибель пришла под шум дождя вместе с Кучумом. Понимая, что не сможет одолеть Ермака в честном бою, словно вор, прокрался он к шатрам вместе с толпами вооружённых мечами татар и разбил спящих казаков, которые даже не успели защититься.

Очнувшись ото сна, Ермак спасаясь от неминуемой гибели, устремился в «кипящую» реку. Собравшись с силами, он плыл, преодолевая водные валы, и вот уже близко показалась лодка. Но буря усилилась, волны поднялись ещё выше и с шумом поглотили атамана. Ермак боролся из последних сил, но тяжёлая броня, которую он получил в дар от царя, не дала герою шанса выбраться.

Буря не прекращалась, в свете луны показался на волнах труп в медной броне, который «извергла» бушующая река. А дождь всё шумел, не стихали ветры, сверкали молнии.

Краткое содержание думы

В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.

Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой — это известный персонаж истории — казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич. Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.

Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.

Далее в думе рассказывается, как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.

Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.

Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.

Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.

Литературный анализ

Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.

Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.

В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот — восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.

В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум — опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.

Смерть воина

Ермак кидается в речку, одетый в тяжелый панцирь, который ему подарил царь, и утопает. Рылеев считает, что именно нелегкое снаряжение богатыря повлекло за собой его смерть. Речка практически с ходу поглотила мужественного воина. Герой умер, он променял собственную свободу и начал служить самодержавию. «Смерть Ермака» Рылеев тоже заканчивает описанием буянящих ветров и громов.

Для автора стиха чрезвычайно важна проблема собственной свободы. Служить царю и служить России — для него это разные вещи. Он восторгается отважным героизмом атамана, а также его службой во благо России, однако он против того, что Ермак принял дорогой презент от правителя, который и повлек за собой его смерть.

Краткий пересказ содержания

Начинается произведение с описания Сибирской природы. Стояла ночь, погода была ветреная, дождливая, гремел гром, сверкали молнии. Но даже при такой непогоде уставшие русские воины крепко спали после битвы. Их предводитель Ермак был погружен в думы о судьбе страны.

Атаман был полон патриотического чувства, любви к народу и желания защитить его от татарских захватчиков. В отряде находились бывшие преступники, но их атаман не осуждает. Напротив, считает, что они кровью омыли свои грехи. Ермак сидит, задумчиво, словно предчувствуя собственную смерть. Атаман незаметно заснул в раздумьях.

В противопоставление главному персонажу изображен хитрый и коварный хан Кучум, который напал на русских воинов ночью, неожиданно, в то время, когда они были объяты сном. Краткое содержание не может передать тех чувств, которые испытал атаман, проснувшись. Они живописно изложены в думе «Смерть Ермака».

Разгневанный атаман чувствует ответственность за воинов, стремится помочь им. Челны были далеко, тогда Ермак бросается в реку с целью переплыть ее. Однако мужественный предводитель не рассчитал свои силы и вес своих лат. Доспехи были настолько тяжелы, что быстро увлекли его на дно. Атаман мужественно боролся с волнами до последнего, плыл, пока были силы.

Тело Ермака всплыло, его выбросили волны на берег. Заканчивается произведение снова описанием погоды, буря бушевала в ту ночь, словно сочувствуя внезапной гибели атамана и поражению русских войск.

Очень краткий пересказ «Смерть Ермака»

На защиту Российского государства от нападений сибирских татар в XVI веке были призваны казаки, живущие грабежами и разбоем и не признающие над собой никакой власти. Вёл их Ермак Тимофеев, сильный и волевой атаман, под его началом казаки освободили Сибирь, снискали громкую славу и признание. Однако побеждённый татарский царь Кучум искал способ истребить обидчиков. Во время ночной летней бури Кучум и его люди незамеченными проникли в лагерь казаков и мечами перебили спящую дружину. Ермак успел избежать гибели от руки врага, атаман бросился в воды Иртыша, надеясь переплыть реку. Но из-за бушующей стихии и тяжёлой медной брони герой обессилел и погиб в волнах.

Главные герои «Смерти Ермака» с характеристиками

Ермак Тимофеевич, главный герой

  • Ермак Тимофеевич. Главный герой произведения. Настоящий Ермак действительно жил в середине XVI века и участвовал в освоении Сибири русскими. В стихотворении Кондратия Рылеева Ермак предстаёт отважным воином и храбрым казачьим атаманом, который ведёт своих людей на завоевание сибирских просторов. Он не только смел, но и благороден, и больше всего на свете его заботит благо России.
  • Хан Кучум. Повелитель Сибири, влиятельный татарский хан. Он не собирается честно сражаться с казаками, а нападает исподтишка, «как тать презренный», по выражению Рылеева. Отряд Кучума под покровом ночи нападает на казаков и устраивает резню, пока те не успели похвататься за оружие.
  • Казаки. Отряд Ермака. По ходу произведения главный герой предаётся думам о том, что многие его соратники в прошлом вели разбойный образ жизни, рискуя жизнью ради денег. Однако, он же размышляет о том, что теперь благодаря им «Сибирь царю покорена», и считает, что казаки заслужили «благословения отчизны», так как они сражались на благо отечества, не жалея живота своего, и, следовательно, своей службой на благо России они искупили свои былые грехи.

Биография писателя

Рылеев написал много произведений в жанре поэмы и думы. Одно из них — «Смерть Ермака» — входит в состав философско-патриотического цикла. Он включает также:

  • «Димитрий Донской»;
  • «Вещий Олег»;
  • «Державин»;
  • «Богдан Хмельницкий»;
  • «Волынский».

Писатель был не только литературным, но и публичным деятелем. Он родился 18 сентября 1795 года, а всю жизнь провел в Санкт-Петербургской губернии, селе Батово. В 1801 Кондратий поступил в кадетское училище, а через 12 лет уже принимал участие в походах российской армии в другие страны.

Знаменитую сатирическую оду «К временщику» Рылеев написал в 1820. А спустя год писатель вступил в Вольное общество приверженцев русской словесности, он также был участником масонской ложи «К пламенеющей звезде». Он служил в уголовной палате Санкт-Петербурга. В 1824 Рылеев стал главой управленческого отдела российско-американской кампании. Вместе с Бестужевым Кондратий работал над альманахом «Полярная звезда», который вышел в 1825.

Жизнь Рылеева оборвалась в возрасте 30 лет. Он был одним из тех, кто возглавлял декабристское восстание. Его и еще пятерых офицеров приговорили к казни на эшафоте. Поэт погиб 13 июля 1926 года.

Кто такой Ермак

Одним из самых из­вест­ных ка­за­ков в российской ис­то­рии является ата­ман Ермак Тимофеевич. Он, в отличие от бунтовщиков Разина и Пугачёва, воевавших против представителей власти, послужил Отечеству. Конечно, покоряя Сибирское ханство, Ермак преследовал свои корыстные интересы. Грабёж во время войны не является злодейством, к тому же подобные действия поддерживались нападающим государством. Своим походом Ермак положил начало завоевания и присоединения Сибири к России.

Таким образом, Ермак – довольно разносторонний персонаж. Он и вольный казак, и воин, действующий во славу своего государства. Поэтому его образ привлёк Рылеева.

Сюжет

На берегу Иртыша в глубокой задумчивости сидел казачий атаман Ермак. Его товарищи, разбившие неподалеку лагерь, спали крепким сном, однако герой не мог последовать их примеру. Он рассуждал о судьбе своих соратников, многие из которых в прошлом были отъявленными разбойниками. В своем преступном ремесле они не ведали на страха, ни сомнений, и считались самыми бесстрашными и лихими людьми на Руси. Когда же волей судьбы разбойникам выпал шанс послужить на благо отечества, они не упустили его, и во всей красе продемонстрировали все свои способности. Ермак не сомневался, что на поле брани они смогли смыть все свои былые прегрешения, и заслужить признание родины.

Не жалея себя, бывшие разбойники на славу послужили отечеству, и теперь бескрайние просторы Сибири были подвластны русскому царю. Ермак считал это главной заслугой своих товарищей. Они не зря жили на белом свете, поскольку искупили все свои злодеяния благим делом. Такими мыслями был занят Ермак, даже не подозревая, что гибель и его, и товарищей, была совсем близка.

В эту августовскую ночь разразилась страшная гроза: шел сильный дождь, сверкали молнии, непрестанно раздавались раскаты грома, бушевал ветер. такая погода стала отличным прикрытием для коварного хана Кучума. Ранее он был повержен войском Ермака и бежал, но с тех пор не оставлял надежду отомстить атаману и истребить его дружину. И вот теперь, дождавшись подходящего случая, хан Кучум решил воплотить в жизнь свой план мести.

Вместе со своим войском хан незаметно подкрался к спящему казацкому стану. Он не собирался вступать в честный бой со своим противником, и дал приказ убивать спящих воинов, даже не дав им возможности отстоять в битве сою жизнь и честь.

Оставшиеся в живых казаки, среди которых был и Ермак, попытались спастись в бушующих водах Иртыша. Свое спасение они видели в челноках, расположенных неподалеку, но до них еще нужно было успеть добраться. Ермак напрягал все свои силы, однако его тянули на дно тяжелые доспехи, подаренные самим царем. Атаман, уставший бороться с природной стихией, стал жертвой беснующегося Иртыша.

Буря продолжала свирепствовать, и при свете молний на поверхности реки показался труп человека в медных доспехах – это отважный атаман Ермак нашел свое последнее пристанище в серебристых водах Иртыша.

Смысл произведения Смерть Ермака Рылеева

Повествование начинается с описания непогоды, царившей на реке Иртыш, возле которой раскинули свои шатры казаки Ермака. Их лидер — единственный, кто не спит, поглощенный раздумьями о совершенных подвигах. Его не волнует богатство и роскошь, которую сулит служба российскому престолу, он заботится лишь о подвигах, которые способны сделать его бессмертным в памяти потомков.

Прекрасно осознавая ответственность за поход и людей, участвующих в нем, Ермак, тем не менее, не возносит себя над товарищами даже в мыслях, что также характеризует его со стороны автора как человека не только храброго, но и благородного. И Ермаком, и его войском, помимо жажды славы движет любовь к стране, на благо которой служит казачий атаман и которую непрестанно воспевает в мыслях.

Покоя не дают старому атаману и воспоминания о прошлых разбойничьих годах, когда и он, и большинство его казаков были не защитниками, а грабителями страны, которой сейчас преданно служат. Страх перед смертью отходит на второй план перед желанием искупить преступления. Но главное исполнено: Сибирь покорена и находится во владениях Ивана Грозного.

Предаваясь раздумьям, Ермак незаметно засыпает, чем не преминул воспользоваться его заклятый враг, хан покоренных казаками земель, Кучум. Автором это представляется не счастливой случайностью для сибирского хана, но самой волей судьбы, согласно которой выполнившей свою земную миссию казачий атаман должен был завершить свой земной путь. Кучум выступает как инструмент рока, но, тем не менее, он изображен слабым и подлым, не решившимся напасть на казачий отряд в равном бою и атаковавший казаков глубокой ночью, когда люди не имели ни малейшей возможности себя защитить. Рылеев использует слово «тать», характеризующее хана: это вор, человек, делающий что-либо исподтишка (в данном случае – забирающий жизни у вражеского отряда, не готового к нападению).

Постоянное обращение Рылеева к теме природной стихии подчеркивает напряженную атмосферу, в которой происходит описываемая сцена. Стихия будто стремится разбудить старого казака, предупредить его об опасности, но Ермак и его войско продолжают мирно спать, несмотря на бушующую вокруг непогоду. С другой стороны, буря выступает союзником сибирского хана: именно она позволяет ему незаметно подкрасться с отрядом к спящим казакам, заглушая шаги и скрывая нападающих в темноте.

Ермак просыпается во время начавшейся бойни и пытается спастись, пробравшись к челнам, но лодки слишком далеко от берега. Несмотря на силы и храбрость, Ермак тонет в волнах бушующей реки, побежденный стихией.

Смысл финала произведения

Рылеев будто потешается над тонущим героем: его погубили доспехи, подаренные царем за верную службу. Гибель Ермака стала трагическим событием, но только для людей. Природа, погубившая Ермака, остается равнодушной и к бойне, учиненной отрядом хана над спящими казаками, и к гибели их лидера. Стихии абсолютно все равно, на чьей территории она будет бушевать: человеку все равно никогда не победить ее.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Дума о Ермаке: поэзия и правда

Автор Григорий Резанов

31.07.2008 14:00

Культура » История культуры » Находки и открытия

Написанная в 1821 году Кондратием Рылеевым «дума» на «Смерть Ермака», которая впоследствии стала популярной народной песней, содержит в себе некоторую поэтическую вольность. Простительная поэтам, она перекочевала к ним из добротных исторических сочинений — летописей. Однако и в них содержится много легенд. Правду пришлось собирать по крупицам.

Дума о Ермаке: поэзия и правда

Освоение Сибири, начатое казаками под руководством Ермака в Зауралье, явилось крупнейшим событием русской истории. Предпринятая в эпоху Ивана Грозного колонизация Сибири поставила перед историками целый ряд проблем. Начиная от датировки года, в который этот поход начался, и до подлинной биографии Ермака Тимофеевича. Тут всё загадка: и происхождение, и гибель и даже прозвище легендарного героя.

По одной из версий, Ермак происходил из волости Борок на Северной Двине, по другим – из Тотемских волостей Вологодского уезда или из вотчин купцов-солепромышленников Строгановых на реке Чусовой. В 18 веке было переписано «Сказание», принятое тогдашними книжниками за автобиографию Ермака. Не все тогдашние дворяне имели собственную писаную родословную, что уж говорить о вольном казаке!

Крупнейший знаток средневековой Руси историк Руслан Скрынников замечает: «Сочинители родословия Ермака допустили забавную ошибку. Они рассматривали имя «Ермак» как прозвище и приписали ему чуждое значение – «таган» или «жернов». Они не догадывались о том, что атаман носил православное имя Ермолай, от которого и произошло сокращение «Ермак».

Настоящее прозвище казачьего атамана содержится в документах Посольского приказа: «Прозвище ему было у казаков Токмак». Из-за различия в говорах это прозвище имеет разные значения. Токмачить – толочь, а слово «токмач» обозначало увесистый пест либо «бабу» для трамбовки земли. Другие, говоря «токмачить», подразумевали «бить», «колотить», «толкать». «Токмак» — деревянная колотушка. В любом случае в имени Токмак сокрыт намек на физическую силу.

По приблизительным расчетам ко времени похода в Сибирь Ермаку Тимофеевичу было не меньше 40-50 лет. Это следует из рассказов пожилых сибирских казаков. Когда они только начинали свою службу, Ермак уже командовал станичниками и числился атаманом. Достигнуть высоко звания, и заслужить доверие товарищей по оружию можно было лишь проведя «в поле» не менее четверти века.

Со школьной скамьи помнятся рылеевские строки: «Лишивши сил богатыря/ Бороться с ярою волною,/ Тяжелый панцирь — дар царя/ Стал гибели его виною». Кондратий Рылеев, конечно, не сам придумал историю о том, что якобы панцирь — подарок Иоанна Грозного атаману – стал причиной гибели покорителя Сибири в бурных водах Иртыша. Один летописец вообще представил последний ночной бой Ермака в таком свете, что будто бы казаки бросились к груженным добычей лодкам и оставили на берегу своего атамана.

Во-первых, Иван Грозный никогда не дарил Ермаку панциря. Согласно документам Посольского приказа, царь Иван IV пожаловал казаков «многим жалованьем – деньгами и сукном», а Ермака и атаманов наградил золотыми монетами. Как и не пожаловал Ермаку титул «сибирского князя», а только приказал ему «быть в Москве». Во-вторых, «даже в дни походов воины надевали тяжелые панцири лишь перед боем».

Скрынников пишет о казаках: «Никогда никто из них не спал в доспехах. Во время ночной тревоги у Ермака едва ли было время облачиться даже в один доспех». Можно лишь предположить, что он успел облачиться в кольчугу.

Еще у поэта есть такие строки: «Товарищи его трудов,/ Побед и громозвучной славы,/ Среди раскинутых шатров/ Беспечно спали близ дубравы». Современный историк не согласен, что казаки проявили беспечность

Опасности и риск приучили казаков к осторожности. Свои «пологи» казаки ставили подле борта корабля, и когда люди хана Кучума напали на их лагерь, они быстро заняли каждый свое место на судах

Отряд, насчитывавший, вероятно, немногим более ста казаков, остановился на ночлег на иртышском берегу близ Вагая. К полуночи разразилась буря. Во тьме ничего не было видно. Шум августовского ливня заглушал любые звуки. Татары, давно следившие за передвижением казаков, неожиданно напали на отряд. Оставшиеся в живых казаки на склоне неохотно вспоминали этот трагический эпизод. Но народ, не только русский, стал складывать о Ермаке песни. Так родилась легенда.

Читайте еще в разделе «Культура».

Куратор: Сергей Каргашин

Темы иван грозный

Гибель Ермака

Атаман казаков погиб в буйных водах реки. Тяжесть его доспехов потянула Ермака ко дну. Кольчугу ему подарил царь Иван Грозный, именно это снаряжение и послужило причиной смерти воина. Рылеев осмелился написать думу так, что читатели поняли ее тему и основную мысль не сразу. Автор выражается образно: герой променял свою свободу на служение царю, из-за чего и погиб.

Рылеев подчеркивает, что умереть за родину и за властителя государства — разные вещи. Писатель считает, что личная свобода — это образец идеальной жизни. Ермак стал для него настоящим героем, ведь он не отступал от своих планов, погиб за отечество и товарищей. Но дорогой подарок царя атаман принял зря, ведь он и стал причиной его смерти.

Заканчивается стихотворение описанием природы, каким оно и начиналось. Последние строки передают буйство грозы, беспокойство воды в Иртыше. Словно погода восстает против гибели главного героя, провожает его в последний путь.

Правда и вымыслы

Прежде чем читать думу, нужно узнать о том, какие события в ней реальные и какие художественные средства использовал автор. Освоением Сибири действительно занимался казак Ермак, а колонизацию территории запланировал Иван Грозный.

Но историки не смогли отыскать точную дату походов, биографию самого атамана. Хотя пожилые казаки рассказывали, что на момент поездки в Сибирь Ермаку было 45−50 лет. Он заслужил звание атамана, руководил станичниками. А занять такую должность можно было только длительной службой.

Казаки во время нападения ночью на лагерь бросили своего атамана на берегу, сели в лодки и отплыли от берега. Кольчугу Ермаку царь не дарил. Согласно летописям, он рассчитывался со своими служащими сукном и деньгами. Представителям военного класса за их подвиги он платил золотом. Да и доспехи казаки надевали непосредственно перед боем, атаман не мог спать в панцире и не успел бы облачиться в него во время внезапного нападения.

Так как Рылеев был декабристом, он разделял понятия долга перед монархией и Родиной. Царь стал символом лишения свободы, а поступок Ермака — примером для всех воинов. Хотя казаки в ту ночь погибли не ради отечества, а за идею Ивана Грозного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: