Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Не звали однажды Садко на пиры два дня. На третий день он соскучился, пошел к Ильмень-озеру, стал играть на гуслях, играл до вечера. Вдруг по озеру пошли сильные волны, стало страшно гусляру, и ушёл он с берега.
На другой день не зовут на пиры опять, не зовут и на следующий, а на третий Садко снова соскучился и пошёл к озеру играть на гуслях. Вечером снова взволновалось озеро, и Садко ушёл с берега.
Снова не зовут его на пир два дня, на третий пошёл он к озеру. Когда вечером волны расходились, продолжил Садко на гуслях играть.
Вышел из озера царь водяной и сказал гусляру, что развеселил он гостей на царском пиру. За это решил царь наградить гусляра. Велел он ему ступать в Новгород и сказал, что завтра позовут его на пир. Гости будут похваляться богатством, конями, силой молодецкой, а гусляру царь велел сказать им, что в Ильмень-озере есть рыба-золотые перья. Будут купцы говорить, что нет такой рыбы и ставить в заклад лавки свои с товарами, а Садко пусть ставит свою буйную голову.
Пусть закинут три сети в Ильмень-озеро, и в каждую царь водяной обещал бросить по рыбине-золотые перья.
Так всё и случилось, и стал Садко богатым купцом. Торговля пошла у него хорошая, женился гусляр, выстроил себе белокаменные палаты.
Созвал он множество народу на великий пир и стал там похваляться, что может скупить все товары новгородские и нечем будет купцам торговать. Ударились гости с ним об заклад в 30 тысяч, чтоб он выкупил все товары в Новгороде.
Скупал молодой купец два дня все товары новгородские, на третий день привезли в Новгород товары московские. Садко призадумался: если сегодня привезли московские товары, завтра привезут заморские. Понял он, что не сможет скупить товары со всего света, и отдал залог в 30 тысяч.
Потом построил 30 кораблей, погрузил на них товары новгородские. Повёл купец молодой корабли по озёрам и реке в сине море.
Выгодно продал он за морем товары, погрузил на корабли бочки с золотом, серебром, жемчугом и направился домой.
Но разыгрался шторм, ветер рвал паруса, ломал корабли. Понял Садко, что требует Морской царь дань, и велел своим дружинникам бросить в сине море бочку с золотом. Но не успокоилась буря. Кинули в море бочку с серебром, затем пришлось кинуть и бочку с жемчугом — не успокоились разбушевавшиеся волны.
Сказал Садко, что, видно, требует Морской царь в виде дани отдать ему человека. Чтобы узнать, кому идти к Морскому царю, велел купец дружинникам написать на дощечках имена свои, и написал на одной имя своё. Кинули их в море, и дощечка купца пошла на дно. Перешёл он на доску дубовую, понесло его на ней по морю. А корабли побежали дальше.
Заснул Садко на дубовой доске и проснулся на дне морском. Зашёл он в палаты белокаменные и увидел там Морского царя.
Попросил царь его поиграть в гусли яровчатые. Заиграл гусляр, и царь пустился в пляс. Разыгралось море синее, стали тонуть в нём корабли. Гибнут люди добрые, православные и молят Миколу Можайского, чтобы вынес их из моря.
Появился перед гусляром седой старичок и сказал, чтобы перестал он играть в гусли. Тот ответил, что заставляет его это делать царь Морской.
Посоветовал тогда старичок гусляру порвать струны и сказать царю, что нет у него струн. А когда царь морской предложит жениться на красной девице, пусть Садко выберет из множества девиц ту, которая последней идёт. Зовут ту девицу Чернавою. Посоветовал Никола купцу молодому взять её замуж, но ни обнимать, ни целовать её. Тогда проснётся Садко на крутом берегу в Новгороде.
Велел старичок, чтобы потом купец построил церковь Миколы Можайского. Сказав, что он и есть Микола Можайский, исчез седой старичок.
Всё сделал купец молодой, как посоветовал ему старик. Наутро после свадебного пира проснулся он на крутом берегу речки Чернавы и увидел, что по Волхову-озеру плывут его корабли.
Увидели дружинники с кораблей купца, удивились и обрадовались. Приплыли они с ним в Новгород. Поздоровался Садко со своей молодой женой, которая верно ждала его из плаванья.
На свою золотую казну построил купец молодой церковь Николы Можайского да церковь Пресвятой богородицы. Стал молиться Богу Садко, просил простить ему грехи. С той поры он больше не путешествовал, а жил-поживал в своём городе.
Былина «Садко» краткое содержание
Былина «Садко» краткое содержание для читательского дневника Вы можете составить сами с представленых вариантов, чтобы получить лучшую оценку.
Былина «Садко» кратко очень
Садко-молодой гусляр из Великого Новгорода. Садко звали на честные пиры, где он играл на гуслях и зарабатывал на жизнь. Но вот уже 9 дней его не зовут на пиры и он очень горевал. Пошёл он к Ильмень-озеру. Играл на гуслях и вдруг появляется морской царь. Тот поблагодарил Садко за его игру на гуслях и научил как получить богатство. Он поспорил с купцами, что в озере водиться рыба с золотыми плавниками. Садко выиграл спор и стал богачем. После этого гусляр устроил пир. Вдруг один купец сказал что: раз Садко такой богатый пусть купит все товары в Новгороде. Он согласился, а если проиграет то даст каждому купцу по тридцать тысяч рублей. На первый день он послал слуг и сам пошел покупать все товары. На второй день появилось еще больше товаров. А на третий день Садко понял, что не сможет скупить все товары. Так Садко проиграл спор и дал купцам по тридцать тысяч рублей. Он построил корабли, погрузил товар и отправился в дальние страны. Когда он возвращался в Новгород забушевало море. Садко подумал, что Морской царь на него гневается и решил, что нужно отдать жертву. Попрощавшись со своими слугами он спустился в воду. Садко увидел Морского царя на глубине океана. Тот попросил гусляра сыграть на гуслях и пустился в пляс. Царю так понравилась его игра, что он захотел женить Садко на одной из дочерей. Вдруг перед Садко появился Миколя Можайский ( святой человек ) и подсказал Садко выбрать в жёны девицу Чернавку. Он так и сделал. Потом они вместе вышли на сушу, где их встретил весь Новгород. Садко больше в море не плавал.
Былина «Садко» краткое содержание
Садко был бедным гусляром. Он зарабатывал на хлеб играя на пирах. Но вот уже девять дней подряд Садка не приглашают ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.
Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого». Он отдал 30 тысяч купцам.
После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко понял, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске, о проснулся уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей.
По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.
Сюжет былины
(Афиша Театра Тауна для фильма «Садко» в его американской переизданной версии «Волшебное путешествие Синдбада», США 1962)
Былина «Садко Богатый Гость» рассказывает нам о том, как бедный гусляр разбогател благодаря Водяному царю. Садко стал так богат, что пытался тягаться в богатстве с самим Новгородом и всем его купечеством.
Позже пришел час расплаты: Садко был вынужден отправиться в подводные палаты служить Водяному царю. Тот царь хотел, чтобы Садко вечно играл бы ему на своих гуслях. Но сам гусляр желал вернуться на землю, и для этого по совету святого старца женился на дочери Водяного царя девице Чернаве.
Сюжетная линия
Сюжет «Садко» рассказывает о простом гусельнике из Новгорода, который ничего не умел, а только целый день играл на гуслях. Занимался он тем, что играл музыку на пирах и развлекал богачей. Но настало время, когда его перестали звать. Через несколько дней расстроенный игрок на гуслях отправился на берег Ильмень-озера и стал там весело наигрывать. Поздно вечером герой увидел, что вода в озере всколыхнулась, парень испугался и отправился домой.
Следующие несколько дней гусляра также никто не приглашал, и он решил опять вернуться к озеру. Напугавшийся волнением воды, он вновь вернулся в город. Немного подумав, музыкант в третий раз пришел на берег озера и увидел там Морского царя.
Владыка морей, озер и океанов решил поблагодарить Садко за его славную игру. Кроме того, правитель попросил парня вернуться в свой город и сообщить всем, что на Ильмень-озере существует рыба с золотыми перьями. Это должен быть честный спор, герой должен был пообещать свою голову, а с богачей он должен потребовать «лавки с красным товаром». За все это дело правитель морей должен был взамен отдать три золотых рыбы.
Когда гусляр вернулся в Новгород, его сразу же пригласили на пир. Захмелевший музыкант начал хвалиться тем, что знает «чудо», которое водится в озере. Купцы и бояре не поверили ему, и тогда Садко предложил спор. После этого богачи согласились и отправились в плаванье. Три раза они забрасывали невод в воду и каждый раз вытаскивали по одной необычной рыбе. Так как бояре проспорили, они отдали Садко три лавки с самым лучшим товаром.
Вот так и разбогател талантливый гусляр, стал купцом, торговал различными товарами не только у себя в городе, но и за границей, отстроил себе большой и красивый дом. В один из обычных дней решил Садко закатить пышный пир, позвал всех знатных людей Новгорода.
Когда Садко закончил говорить, гостей возмутила его самоуверенность, и они поспорили с ним на тридцать тысяч, что он не сможет приобрести весь товар в городе. Наутро гусляр приказал своим людям выкупить все, что имеется в Новгороде. На следующий день, придя на рынок, Садко увидел, что лавки опять полны, он снова решил все прикупить. На третий день ситуация повторилась, только на прилавках были новые московские товары. Садко подумал и решил, что разумнее будет отдать проспоренные тридцать тысяч, чем бессмысленно скупать все в подряд.
Используя свою казну, Садко построил тридцать кораблей, загрузил их товаром и отправил через Неву, Ладогу, потом по синему морю. Поездка оказалась плодотворной, и он должен был вернуться с бочками, набитыми золотом и серебром. Но в один из дней корабль попал в сильный шторм. Герой понимал, что это Морской царь негодует, ведь по морю они путешествуют долго, а дань, чтобы задабривать его, ни разу не преподнесли.
По приказу Садко дружина выкинула за борт бочку, полную серебра, но ситуация не изменилась, и было решено скинуть в воду золото, но и это не помогло. Герой понял, что владыка морей требует его жизни. Он написал завещание, и его опустили в воду, и только после этого корабли продолжили движение.
Очнулся Садко на дне моря в большом белокаменном дворце. Царь морей попросил его сыграть на гуслях и сам начал танцевать. Это продолжалось целых три дня, а в этот момент на море произошла страшная буря, множество кораблей потонуло.
Народ начал молиться Николаю Чудотворцу, чтобы тот успокоил море и помог им. Святой в образе старика явился к Садко и попросил его прекратить свою игру на гуслях. На что герой сказал, что на дне он подневольный и лишь выполняет приказ. После этого мудрый старик посоветовал ему порвать струны. Садко так и поступил.
Царь не хотел отпускать его домой и заставлял жениться на одной из подводных красавиц. И здесь старик дал ему ценный совет: он сказал, чтобы герой выбрал самую последнюю девушку — Чернавушку. В благодарность за это Садко должен возвести храм в честь Миколы Можайского.
После свадьбы герой крепко заснул, а проснулся в Новгороде на берегу у реки Чернавы. Его корабли как раз подплывали к берегу. Дружина очень обрадовалась тому, что Садко остался жив. После этого приключения молодой гусляр решил больше не плавать по морю, а остался торговать в родном Новгороде.
Это произведение является единственным народным творением, в котором главный персонаж отправился не только в другую страну, но и в другой мир. Краткое содержание «Садко» для читательского дневника поможет подготовиться к уроку литературы.
Рассуждение
Мне нравится былинный персонаж Садко. В нём сочетаются все качества простых людей. Он умеет играть на струнном инструменте – гуслях. За счёт своих способностей к музыке зарабатывает себе на хлеб. И даже, если его не зовут просто идёт к морю и играет. Своей простотой и приятной мелодией понравился морскому Царю и получил секретный способ обогащения. Но, как все люди, достигнув максимальной прибыли забывает, что нужно возвратить долг. И не спрашивает, как отблагодарить за помощь и огромное богатство. В итоге отдаёт свою жизнь и прыгает в море, и остаётся жить в морских глубинах.
Перед тем, как покинуть мир он пишет завещание. Всех вспоминает с кем служил, жил и работал. В морском царстве тешит Царя. Его мелодия вызывает сильные штормы и уходят ко дну все проплывающие судна. Перед ним предстаёт старец и просит испортить инструмент, порвать струны. Что наш герой и делает. Также он выполняет советы старика и выбирает с чёрными кудрями девицу. Она помогает ему вернуться. И он исполняет просьбу старца возводит храм в честь Можайского Николы (защитника мореходов). Очень нравится, что Садко не предал друзей, семью и уважает старших, религиозный, не спорит со старшими, применяет советы. Даже, попав в беду делает всё по совести, слушает пожилых людей, не спорит с Царём. Заботится о близких. Богатство не изменило доброе сердце и чистую душу. Делает добрые поступки. У него большая сила воли, уступчивый характер. Он не жаден, как понимает, что Морской Царь хочет принесение даров, то кидает мешки с монетами. Это не помогает ион отдаёт свою жизнь.
В Новгородской волости развивается торговля, на кораблях перевозят товары купцы. Поэтому Морской Властелин открывает возможность получения доходов и возможность иметь дружину, корабли, средства для обмена на товар. И используя совет Царя, не жалея головы, получает доход и возможность скупать множество диковинных вещей, посещать пиры, приглашать гостей. Он не наживается за счёт бедных людей, всё достаётся в результате труда, сноровки, смекалки. Ему принадлежит главная роль в былине. Однако, его образ и поведение отличается от богатырей. Он поддался соблазну и стал увеличивать свой капитал, после пришёл к покаянию всё оставил родным, знакомым, своей дружине, а сам опустился на дно морское, что вернуть долг. Читая произведение, удивляюсь тому, что он всегда «выходит из воды сухим», ему везёт, возвращается в семью живым и невредимым человеком. Все, кто его окружают находятся в достатке, он даёт людям работу и щедро награждает их. То есть, ни жадный, ни хвастун, старается выполнять обещания. Осознав, что не всё он может купить признаёт свои ошибки.
Экранизации и постановки
В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил Николай Римский-Корсаков. История ее создания достаточно долгая. Первоначально по жанру произведение было симфонической поэмой, но позже композитор решил воплотить сюжет в опере.
В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.
В 1952 году состоялась первая экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, — Сергей Столяров и Алла Ларионова — отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».
В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка — простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.
В 2014 году старинная былина ожила на сцене детского театра. Режиссером спектакля стал Андрей Тимошенко, а сценарий написала Анастасия Экарева. Постановка «Садко и Царевна Морская» шла также и на сцене московского кукольного театра «Жар-птица».
В 2017 году началось производство нового полнометражного мультфильма Максима Волкова и Виталия Мухаметзянова, премьера состоялась через год. В нем Садко в поисках своей любимой спускается на дно моря, где ему предстоит сразиться с местными чудовищами и злодеями, в том числе ведьмой Барракудой.
Главная мысль былины
Чтобы определить, в чём заключается главная мысль, учащимся не обязательно читать произведение или слушать его онлайн целиком. Для понимания достаточно ознакомиться с пересказом былины. Достаточно уяснить, что речь идёт о непомерной гордости и неблагодарности, а также о смирении. Сначала гусляр забыл добро, которое сделал для него Морской царь, а потом возгордился.
Впоследствии ему пришлось поплатиться за это. Однако судьба дала шанс на спасение. Садко смиренно выполнил то, что наказал ему святой, поэтому спасся и стал ещё богаче. Эта история о том, что нужно с благодарностью принимать дары судьбы, не забывать о тех, кто сделал добро, и слушать наказы старших
Ещё одной важной мыслью является то, что богатством и могуществом, особенно тем, которое досталось благодаря стечению обстоятельств, не стоит хвастаться
Сюжет былины
В начале былины Садко предстает перед читателем как бедный, но искусный гусляр:
Огорчённый Садко пошел к Ильмень–озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера появился Морской царь. Воспользовавшись бедственным положением Садко, Морской царь, сказав, что утешен игрой гусляра, выступая в роли беса-соблазнителя, подсказывает бедному гусляру, каким образом можно обогатиться «ударив о велик заклад» с новгородскими купцами.
Помощь со студенческой работой на тему Главная мысль былины про Садко
Курсовая работа 410 ₽ Реферат 270 ₽ Контрольная работа 250 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В то же время Садко стремится построить корабли, чтобы начать торговлю с заморскими странами. Получив отказ от Киева, он обращается к синему морю. В данном аспекте былина отражает особенности исторического развития Руси: прежде всего, подчиненность Новгорода Киеву, а также превращение Новгорода в крупный торговый центр, установление торговых взаимосвязей с другими странами.
После того, как Садко разбогател, Морской царь требует возврата долга. Морской царь радуется:
Садко не платил дань Морскому царю, и в обратном плавании ни бочки золота, ни серебра не помогают успокоить морскую бурю. Садко же понимает, что «заложил свою буйну голову», свою душу Морскому царю. Взяв гусли и образок Николая Угодника Садко спускается на дно морское.
Замечание 2
Иначе говоря, в былине представлен едва ли не первый в русской литературе мотив о закладывании души дьяволу.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Сама былина пронизана едва ли не христианскими мотивами. В частности, христианской является трактовка взаимоотношений между Садко и Морским царем, который сначала привел своего героя к греху, тщеславию и похвальбе неправедно нажитыми богатствами.
Вводит Морской царь Садко и в грех азартных игр: битье об заклад – это безрассудное с духовной точки зрения употребление огромного состояния.
Важно добавить, что под влиянием христианства появляется в былинном тексте образ Николая Угодника, который приходит на помощь погибающему Садко. По совету святого Садко избавляется от дьявольских сетей, отказывается от блуда, а на собственные средства возводит соборный храм
По сегодняшний день не существует единого мнения в отношении особенностей создания и восприятия былины. Отдельные исследователи полагают, что произведение повествует о различиях, различных взглядах, идеях, мнения, которые господствовали в российских средневековых городах. Другие, подчеркивают, что былина может выступать объяснением способа обогащения реального новгородского купца. Однако большая часть ученых сходится на том, что былина отражает противоборство языческих и христианских сил за человеческие души на начальных этапах становления христианства на Руси, в результате чего произведение пронизано христианским мотивами, содержит одновременно:
- и мифологические, дохристианские символы языческой Руси (Морской царь);
- и образы христианских святых (Николай Чудотворец).
Замечание 3
Тот факт, что именно Николай Чудотворец помог Садко спастись, избежать сетей Морского царя символизирует мысль, что только христианство заботится о душах людей, их духовном благополучии.
Особенности характера героев
Героев рассматриваемого произведения несколько. Главным является гусляр Садко, а второстепенными фигурами – Морской царь и Микола Можайский.
Характеристика гусляра Садко
Гусляр Садко является центральным героем былины. Успев побывать и на дне морском, и построить церковь, и даже стать богатым купцом, Садко проявляет широту своей творческой натуры и готовность быть добрым и отзывчивым.
Основными чертами его характера следует назвать:
- трудолюбие, добродушие и высокая нравственность – такие черты особенно ярко проявляются у Садко, когда он был простым гусляром и дарил окружающим радость от своей красивой игры на гуслях;
- готовность жертвовать чем-либо ценным для других – так проявил себя Садко, попав на морское дно и пожертвовав любимый музыкальный инструмент ради спасения других;
- нотки алчности и легомыслия проявляются у гусляра в период его нахождения у Морского царя, когда он стал богатым и могущественным;
- искренняя любовь к родной земле перевесила желание Садко остаться на дне морском, несмотря на щедрые предложения Морского царя.
Гусляр Садко, являющийся главным героем былины, представлен как разносторонний и искренний человек. Ему не чуждо ничто человеческое, однако он смог победить в себе алчность и желание красивой жизни, предпочтя любимую землю и близких ему людей.
Морской царь и его характер
Обладая удивительной разрушительной силой, Морской царь могущественен и всесилен. Очарованный игрой Садко, царь заполучил его на морское дно и обогатил. Однако затем он его пленил, захотев его оставить навсегда на дне и предложив ему взамен все богатства моря.
В сказке Морской царь представлен скорее как отрицательный герой, для которого характерно отсутствие сочувствия к другим людям, которые попали на морское дно и могут умереть. Он непредсказуем, не особенно заботится о чужом благополучии.
Микола Можайский, или Никола Угодник
Именно Микола Можайский спас гусляра Садко с самого глубокого морского дна. Он явился к Садко в видении и рассказал, как можно победить Морского царя.
Взамен Садко построил ему церковь, о чем Микола Можайский его и попросил.
Чернавушка
Второстепенная героиня, Чернавушка является дочерью Морского царя. Она помогла гусляру спастись, проявив себя отзывчивой и доброй девушкой.
Жена Садко
После своего спасения гусляр встретил девушку, которую от всего сердца и полюбил. Именно она стала его супругой, вместе с которой Садко прожил вместе долгие годы.
Фольклорное произведение «Садко»
Эта сказка — прозаическое изложение очаровательной былины о Садко. Былинный вариант напевен, сказка лишь передает содержание, но и содержание это примечательно. Как полагается сказочному персонажу, Садко беден. Он не купец в Великом Новгороде, зарабатывает на пирах, играя на гуслях. Ему по сказочной традиции полагается разбогатеть и счастливо жениться. Парень он хитрый, как Улисс. Поспорил с купцами на всё их имущество, что в озере водятся золотые рыбки. Былинный вариант — Водяной пособил ему выиграть лавки купцов. Вариант «Хитрый Садко» — купил у заморских гостей экзотических рыбок и выдал за пойманных в озере. Когда отправился он с товарами в дальние края, начался шторм. И требовалась человеческая жертва, чтобы Морской царь дал судам плыть. Былинный вариант — опустили Садко на доске в море, он побывал на дне, но чудом вернулся на берег реки Чернавы и живой встретил возвращающиеся корабли. Вариант «Хитрый Садко» — испугался шторма, попросил принести его в жертву Морскому владыке, был спущен на воду с доской, доплыл до Новгорода и наврал встреченным друзьям, что побывал на дне. Морского царя он тоже обманул, не желая больше играть на гуслях: оборвал струны и шпенёчки и заявил, что запасных нет. У неудачного плаванья в легенде должна быть причина. Герой должен что-то нарушить. Слабым местом Садко является желание прихвастнуть. Он похвалялся, что скупит все товары в Новгороде, поскольку подфартило ему выиграть купеческое добро, в голову и ударило. Скупив выставленное на продажу, он осознает, что Новгород — место, куда свозят продукцию и московскую, и заморскую, а товары со всего света ему не скупить никогда. Садко проиграл пари, склады его затоварены ненужным скарбом, вот и приходится плыть в дальние земли, где можно продать барахло, по глупости скупленное. Самой забавной сценой в былине является торг вокруг жребия. Когда Морской царь, получив по бочке жемчуга, золота и серебра, не унял шторм, Садко говорит, что требуется утопить человека, и надо бросить жребий, кого приносить в жертву. Золотой жребий Садко идет на дно, но парень-то не дурак, помирать не хочется. «Эти жребии неправильные!» — говорит Садко, — «Вы сделайте золотые, а я сделаю дубовый!» Но и деревянный его жребий не плывет. Тогда Садко, не дурак, опять заявляет, что жребии неправильные — и требует, чтобы моряки сделали деревянные жребии из тяжелого дуба, а сам делает из легкой липы. Но не везет парню: липовый жребий камнем идет на дно. В либретто оперы вместо авантюрного сюжета нам предлагают слезливую историю любви к Садко дочери Морского царя, и она превращается в реку, чтобы быть около Садко, вернувшегося домой. В былине Садко встречает на дне девушку, которая уже является персонификацией реки Чернавы. Он вступает с ней в символический брак, но не целует ее, не осуществляет супружеские права. Иначе остался бы на дне реки Чернавы.
Система ценностей в былине
Выступая ярким образцом народного творчества, былины Новгородского цикла, в том числе, и былина о Садко выступает средством репрезентации аксиологических модусов, ценностей русского народа, сохраняет в себе духовное тепло, которым жил на протяжении столетий русский народ.
По своей сути, былина выступает сказанием о славном прошлом Новгорода, своеобразным прославлением христианских ценностей и христианских святых как средства сохранения русской идентичности. Былина транслировала новым поколениям русских людей национальные духовные ценности, информацию о формальных и неформальных социальных нормах поведения, закрепленных в народном правосознании. Прежде всего, о приоритете духовных ценностей над материальными, о недопустимости похвальбы, нецелесообразного использования материальных благ. Содержит былина и осуждение азартных игр, которые привели к тому, что Садко заложил душу Морскому царю.
Замечание 4
Иначе говоря, былина о Садко как и другие памятники русского народного фольклора выступает своеобразным «сводом законов, предписаний», регулирующим поведение личности.
Былина выступает результатом многовековых раздумий и наблюдений народа, отражением его надежд и опыта взаимоотношений, она становится не только средством передачи этого накопленного веками опыта, но и средством воспитания молодого поколения, социализации личности в соответствии с законами мирного сосуществования человека и природы.
В качестве основных ценностей, закрепленных в былине, следует назвать следующие:
- приоритет духовных ценностей над материальными;
- предприимчивость;
- трудолюбие, противопоставленное азартным играм, незаконным способам обогащения.
Таким образом, былина о Садко представляет собой яркий образец русского народного творчества периода централизации государства, в результате чего в тексте былины одновременно присутствуют как древние дохристианские верования, так и христианские мотивы. Сама былина отображает влияние христианства на становление национального миросознания с его смирением, приоритетом духовного над материальным.
Образ и характеристика Садко — главного героя былины «Садко»
Садко – удивительный гусляр, играющий так, что душа любого человека и даже сказочного персонажа тревожится. Характеристика Садко раскрывает особенности русского характера, качества русского человека.
Положительные черты Садко
Гусляр очень талантлив. Его зовут играть на пирах, подпаивают и подбадривают. Нравится купцам игра гусляра. Редкий пир проходит без него. Как положено творческому человеку Садко расстраивается, когда остается без работы. Гусляр идет на берег моря и передает свою печаль через струны. Вода вторит музыканту, вздымается так, что самому мастеру становится страшно. Он замолкает и уходит прочь. Садко отзывчивый и добрый. Он разговаривает с морским владыкой, подчиняется его воле. Гусляр не приказывает морякам бросаться в пучину, чтобы успокоить морского царя, а сам идет на дно. Таким поступком он спасает корабли и дружину.
Юноша терпелив и трудолюбив. Нет в былине строк, где он тратил бы накопленное богатство на утехи. Юноше хочется, чтобы вокруг него все было красиво: «по-небесному». В его палатах солнце, месяц и звезды, все как в природе. Он щедрый хозяин. На пиру у Садко все «наедалися и напивалися». Гусляр держит данное слово. Когда побился об заклад, что сможет выкупить все новгородские товары, но не сумел, отдал обещанный выигрыш.
Садко – патриот своей страны. Он настоящий христианин. Вернувшись в Новгород, в благодарность за помощь святого Миколы, гусляр строит церковь.
Отрицательные черты
Есть у персонажа и черты, присущие отрицательным героям. Именно поэтому Садко представляется реальным человеком со слабостями и талантами. Одно из качеств – хвастовство. Гусляр сначала взывает на спор купцов. Он обещает поймать рыбу с золотыми перьями. Помогает ему морской царь. Хвастун оказывается в истории из-за желания разбогатеть. Алчность движет купцом всю былину. Он отправляется торговать, чтобы увеличить свое богатство. Владыка морской наказывает гусляра, но и награждает, признавая его талант. Некоторые литературоведы говорят, что у Садко не алчность, а предприимчивость. Он умеет приумножить свое богатство, даже после его значительной потери. Есть у Садко и некая легкомысленность. Он не задумывается над событиями, а плывет по течению, отдаваясь судьбе.
Садко сочувствует простым людям, поет и играет для всех. Образ в целом положителен, отрицательные качества не отталкивают от героя. Гусляр учит быть целеустремленным, благородным и честным, тогда любое ремесло принесет доход и удовлетворение. Гусляр встречает свою суженную и становится счастливым семьянином.
Главные герои произведения
В былине представлено несколько основных действующих лиц, каждый из который играет определенную роль в раскрытии основной мысли сказки. Простой гусляр Садко по мере развития действия открывается со многих сторон, становясь все более понятным и близким читателю за счет наличию в его характере черт, присущих каждому человеку вне зависимости от его происхождения и рода занятий.
Морской царь является могущественной сказочной личностью, который может вызвать бурю и шторм в море. Он забрал на дно морское гусляра Садко, наслаждаясь его игрой на гуслях, дал возможность разбогатеть и даже предложил в жены девушку из моря. Царь имеет невероятную и опасную разрушительную силу. Морскому царю не ясно стремление и желание Садко вернуться на земную поверхность.
Микола Можайский стал настоящим спасителем Садко из морского плена. Другое его имя – Николай Угодник, он помог гусляру понять, каким образом ему следует поступать в непростой ситуациию.
Каждый из героев былины обладает своим характером, и наблюдать за развитием событий в сказке становится всё интереснее. Ведь в разных ситуациях все отчетливее проявляются и характеры, и истинные стремления каждого героя произведения.