Гофман эрнст сказка «щелкунчик»

Э.т.а. гофман "щелкунчик и мышиный король" презентация, доклад

Сказка

Рассказывает историю о маленькой девочке произведение «Щелкунчик» (краткое содержание представлено в этой статье).

Итак, Мари приходит в сознание в своей постели. Рядом с ней находится доктор Вендельштерн. Появляется мама, которая ругает девочку за своеволие. Мари узнает, что ее нашли в крови посреди разбросанных игрушек, а в руке она сжимала Щелкунчика. Взрослые, услышав рассказ девочки о произошедшем ночью, подумали, что ей все привиделось.

Мари проводит несколько дней в постели. К девочке приходит крестный и приносит «вылеченного» Щелкунчика. Он просит Мари забыть про мышей и рассказать сказку.

«Щелкунчик и Мышиный король» имеет интересное строение. По сути, это сказка в сказке. Подобный прием свойственен только для литературного произведения и невозможен в народном творчестве.

Начинается история маленькой принцессы Пирлипат. В королевстве готовился праздник, но мыши залезли в кладовые и съели сало для колбас. Придворный часовщик Дроссельмейер поставил мышеловки, в которых погибло множество грызунов. Тогда Мышильда, мышиная королева, превратила принцессу в уродину. Тогда придворный звездочет высчитал, что вернуть красоту Пирлипат может только орех Кракатук, который сможет расколоть только один-единственный юноша.

Дроссельмейер вместе со звездочетом вскоре нашли орех. Но разгрызть его так и не удалось ни одному принцу. Тогда за дело взялся племянник Дроссельмейера. Юноша помог принцессе вернуть красоту, но окончанию обряда помешала Мышильда. Старая мышь умерла, но превратила юношу в Щелкунчика. Звездочет предсказал, что проклятие юноши окончится в тот момент, когда его полюбит красивая девушка, и он победит Мышиного короля.

Елка

24 декабря под Рождество детям советника Штальбаума — Мари и Фрицу — было строго запрещено входить в комнату с елкой. Фриц, когда совсем стемнело, видел, как в комнаты тайно пробежал маленький человек, который держал большой ящик. Мари захлопала в ладоши, и дети стали строить предположения, что на этот раз подарит им крестный Дроссельмейер. Фриц мечтал о солдатиках, а Мари — о прекрасном озере с лебедями. Но Фриц практично сказал, что ему больше нравятся игрушки родителей, потому что в них можно играть, а подарки крестного взрослые убирают, чтобы дети их не сломали. Так начинает сказку Гофман. «Щелкунчик и мышиный король», краткое содержание которого покажет, что события пойдут совсем небезмятежно, будет рассмотрен нами далее.

Анализ персонажей

Главная героиня сказки — добрая и смелая девочка Мари, семилетняя дочь медицинского советника Штальбаума и его жены. У Мари есть младший брат Фриц и старшая сестра Луиза. Последняя играет незначительную роль в этой истории, но Фриц предоставляет «мальчишескую» точку зрения на рассказанные события. В некотором смысле он более приземлённый, что контрастирует с полным погружением Мари в свои мысли.

Родители девочки представляют собой «царство разума». Мать отвергает рассказ Мари о битве между солдатами Щелкунчика и мышами и ругает её за то, что она беспокоит родителей. Отец обвиняет девочку во лжи и говорит ей прекратить свои фантазии, иначе он выбросит из окна все её игрушки. Союзником медицинского советника и его жены является хирург Вендельштерн, который разбирается с последствиями ночной травмы Мари.

Самая важная роль взрослого в рассказе, ключевая фигура всей работы — это крёстный отец детей. Он выступает своего рода режиссёром событий, которые происходят в мире фантазий. Мари проецирует на таинственного и немного зловещего Дроссельмейера все свои тревоги и стремления.

Персонаж Щелкунчика, как и Дроссельмейер, окутан тайной. Он — последний из рождественских игрушек, которые обнаруживают дети, и нигде не указано, кто именно был автором подарка. Его обнаружила Мари, и после того, как она внимательно посмотрела на него, девочка спросила не откуда он взялся, а кому принадлежит.

Мари сравнивает его с крёстным из-за их странно выглядящих пальто и приходит к выводу, что даже если бы Дроссельмейер вёл себя так же изящно, как этот маленький человечек, он все равно не был таким красивым. Описание Щелкунчика включает в себя огромную голову, широкий улыбающийся рот, бороду и добрые глаза.

Основное внимание сказки сосредоточено на военных действиях между игрушками и мышами, в которых лидерами являются Щелкунчик и Мышиный Король. Хотя Мари заявляет, что не испытывает отвращения к мышам, её первоначальная реакция на них быстро превращается в чувство страха.. Антагонист, вырывающийся из-под досок, сложно движим некой подземной силой

Своими семью головами и сверкающими коронами он напоминает о драконе, которого в итоге одолевает рыцарь, чтобы спасти принцессу.

Антагонист, вырывающийся из-под досок, сложно движим некой подземной силой. Своими семью головами и сверкающими коронами он напоминает о драконе, которого в итоге одолевает рыцарь, чтобы спасти принцессу.

Самое известное и распространённое произведение Гофмана было не очень хорошо воспринято современниками. Сам автор посчитал это провалом и значительно переработал сюжет для другого истории. Результатом явился коротенький рассказ «Неизвестное дитя» — ещё одна рождественская сказка о детях, которые дружат с изгнанным сверхъестественным существом, преследуемым своим врагом (мухой).

С темой о физическом уродстве замаскированного принца и женщины, которая способна полюбить его безоговорочно, «Щелкунчик» основывается на наследии европейской народной классики:

  1. «Красавица и чудовище».
  2. «Шесть лебедей».
  3. «Король лягушонок».

Суть этих историй, как правило, заключается в том, что общество может быть предвзятым по отношению к хорошим людям по очень поверхностным причинам, но мудрые и проницательные сердца предпочтут защищать, ценить и любить этих изгоев, несмотря на их внешность.

Для Гофмана, который считал свой внешний вид смехотворным, эта детская способность смотреть за пределы общественных норм и ценить человека за его характер, была очень важна, и в своих рассказах он часто наделял ею молодых девушек.

Хотя в сказке, несомненно, есть элементы, которые направлены на взрослых, история наполнена игривостью и явно предназначена для детей, что можно понять из аннотации книги.

Подарки

Вечером для детей двери распахнулись, и перед ними засияла елка, вся увешанная игрушками.

Там были куклы, гусары и новое платье, которое Мари непременно хотелось надеть, и конь, на котором уже скакал Фриц. Но вот детей торжественно подвели к столу, на котором стоял замок, смастеренный Дроссельмейером. А детям быстро стало скучно: куклы все время повторяли одни и те же движения. Они вернулись к своим подаркам. И тут Мари увидела Щелкунчика, который ей показался просто замечательным.

Отец объяснил ей, что человечек разгрызает орехи. Мари стала выбирать самые маленькие, чтобы не сломать его, но Фриц выбрал самый крепкий и большой орех — крак, и три зуба у Щелкучика сломались. Мари завернула беднягу в платок и стала баюкать.

Так продолжает повествование Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» (краткое содержание) повествует о том, что надо просто уметь любить и заботиться и никого не обижать.

Болезнь

Утром Мари очнулась в своей кроватке, и все ее рассказы о великой битве между куклами и мышами приняли за вздор и болезнь.

Ее навестил крестный и принес Щелкунчика, которого он исправил, и рассказал сказку, как родилась прелестная принцесса по имени Пирлипат, которую охраняло много нянечек. В честь рождения принцессы был устроен пир, на который без приглашения явилась королева Мышильда и съела все сало, предназначенное для изготовления колбас. Дроссельмейер при помощи машинок обещал навсегда изгнать Мышильду из дворца. Многие родственники мышиной королевы в них погибли, и она пообещала отомстить за них. Мышильда пробралась в кроватку принцессы и — о ужас! — изуродовала красавицу. Рот у нее стал ко всему прочему огромным, и она все время щелкала орехи. Чтобы вернуть ей былой облик, надо было разгрызть и съесть орех Кракатук.

Но прежде его надо было найти. Племянник Дроссельмейера не только нашел этот орешек, но и разгрыз его, и принцесса, съев ядрышко, стала красавицей. Но сам молодой человек превратился в Щелкунчика. Мышильда умерла, но у нее остался семиголовый сын. Если ее уничтожит Щелкунчик и его полюбит прекрасная дама, то он снова станет пригожим молодым человеком. Содержание книги«Щелкунчик и мышиный король» призывает думать о многих препятствиях на пути того, кто хочет стать человеком.

Создание рассказа

Эрнст Теодор Амадей Гофман (24 января 1776 года — 25 июня 1822 года) — прусский писатель, композитор и художник. Он получил юридическое образование и работал юристом в польских провинциях до тех пор, пока бюрократия не была распущена после захвата Пруссии Наполеоном в 1806 году. Затем Гофман обратился к своему главному интересу, музыке, и занимал несколько должностей в качестве дирижёра, критика и музыкального руководителя. Он также занимался сочинением произведений, среди которых:

  1. Пьеса «Весёлые музыканты» (1804).
  2. Балет «Арлекин» (1811).
  3. Опера «Ундина» (1816).

В своих рассказах Гофман умело сочетал дикие полёты воображения с яркими и убедительными исследованиями характера человека и психологии. Странная и таинственная атмосфера его историй смешивается с точным и реалистичным стилем повествования. Борьба внутри Гофмана между миром творчества и повседневной жизнью бюрократа очевидна во многих его произведениях, персонажи которых одержимы искусством.

Немецкий оригинал «Щелкунчика» был впервые опубликован в 1816 году в томе, озаглавленном как «Детские рассказы», в который вошли сказки Карл-Вильгельм Саличе-Контесса, Фридриха де ля Мотт Фуке и самого Гофмана. Позже эта история была переиздана в первом томе собственной коллекции писателя «Серапионовы братья», где обсуждается её пригодность для детей. Этот вопрос часто поднимается, но название сборника 1816 года ясно указывает на намерение автора.

Чудеса

Перед сном, а уже приближалась полночь, дети убрали игрушки в шкаф со стеклянными дверцами. Фриц быстро ушел спать, а Мари попросила разрешения задержаться еще немного. Она аккуратно уложила Щелкунчика в кроватку и переставила ее на полку Фрица, к гусарам. И вдруг по всей комнате началось тихое шуршание и перешептывание. Часы ожили и пробили двенадцать ударов глухо и хрипло. Мари струсила, когда увидела, что на часах рядом с совой сидит Дроссельмейер. И отовсюду послышалось хихиканье, беготня и топот, а из-под пола из всех щелей вылезли мыши со светящимися глазами. Это были несметные полчища, которые выстроились в строгом порядке. А у ног Мари, пробив пол, вылезла огромная мышь с семью головами, на которых были золотые короны. Это продолжает сказку Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» (краткоесодержание нами рассматривается) становится все напряженнее в плане сюжета. Мари очень испугалась, но услышала за спиной приказ строиться взводу.

По команде Щелкучика, который был очень красив и весь сверкал, все куклы пошли в бой за победой.

Анализ сказки Щелкунчик и Мышиный король Гофмана

Сказка знаменитого немецкого писателя Гофмана окутана не только тайной, но и волшебством. Там сокрыто множество смыслов, вечная тема добра и зла, нравственности.

Весь сюжет крутиться вокруг двух сказочно- волшебных царств: Кукольного и Мышиного.  Автор, так же придаёт большое значение описанию сказки. Дома, ёлка, преддверие светлого праздника Рождества, персонажи их поступки, мысли и действия.

Главной героиней становиться семилетняя девочка по имени Мари. Для неё, как раз и рассказывают это сказку. И всё происходящее выдают за действительность. И эта действительность- два совершенно различных мира: реальный, где рассказывают и фантастический, то есть всё, что придумывает маленькая Мари.

Гофман показывает читателям, что мир иллюзии и действительности близок . А так же поднимает проблему нравственности. Писатель показывает читателю, что в душе человеческой в его сердце должно быть добро, великодушие, сострадание к друг другу. Современное общество забывает про эти важные ключевые моменты.

Это история, прежде всего, про дружбу уродливого Щелкунчика и Мари. Он понравился ей с первой секунды знакомства. Мари была не как все. Она за неказистой внешностью разглядела чуткую и добрую натуру и в дальнейшем девочка помогала своему новому другу. Она делала это из добрых побуждений.  Это хорошо видно в моменте, когда юная Мари отдаёт все свои лакомства грозному и злому мышиному королю взамен, что тот не тронет Щелкунчика.  Люди в современном мире стали забывать, что такое настоящее добро, верность, дружба и любовь.  Но Мари и Щелкунчик показали всем, а точнее напомнили, что эти качества существуют в мире и существовали всегда, главное самому человеку не забывать, что творя зло никто не будет счастлив.

И как всегда конец сказки ознаменовывается победой добра над кромешным злом. Мари, Щелкунчик и Фриц побеждают мышиного короля.  И Мари не только становиться подругой Щелкунчика, но и встречает всю первую, искреннею любовь.  Таким образом, Теодор Гофман говорит читателю, что за добрые и безвозмездные поступки, действия, помощь обязательно сделают человека счастливым. Добро победит зло в любой форме, но в тоже время многое зависит и от человека. Какую строну он выберет?

Развязка

Подходит к концу сказка «Щелкунчик». Главный герой в обличии куклы ведет Мари к платяному шкафу, откуда они попадают в волшебную страну. Щелкунчик приводит девочку к Розовому озеру и знакомит со своими прекрасными сестрами, которым она помогает толочь золотые орехи в ступке.

Мари просыпается, родители смеются над ее причудливыми снами. Как-то раз, разговаривая с крестным, девочка признается, что никогда бы не бросила Щелкунчика из-за уродства. После этих слов раздается треск. В испуге девочка падает со своего стула. Проклятие разрушается. Перед Мари появляется прекрасный юноша, который делает ей предложение, а через год они уезжают в Кукольное королевство.

Читательский дневник по сказке «Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Гофмана

Название произведения: «Щелкунчик»

Число страниц: 64

Жанр: сказка

Главные герои: Щелкунчик, Мари Штальбаум, Франц, Дроссельмайер.

Второстепенные герои: мышиный король, Мышильда, Пирлипат.

Характеристика главных героев:

Щелкунчик — Племянник Дроссельмайера.

Молодой, красивый, заколдованный юноша. Честный, смелый, добрый.

Мари Штальбаум — Девочка 7 лет. Добрая и отзывчивая.

Всегда готова прийти на помощь друзьям.

Франц — Её брат. Любит играть с солдатиками.

Дроссельмайер — Советник. Таинственный, загадочный, мрачный.

Учёный и изобретатель.

Характеристика второстепенных героев:

Мышиный король — жестокий и коварный.

Мышильда — королева мышей. Злая и наглая.

Пирлипат — неблагодарная принцесса. Равнодушная эгоистка.

Краткое содержание сказки «Щелкунчик»

На Рождество дети получили много подарков, но Мари больше всего полюбился Щелкунчик.

За обедом деревянный человек сломался и его поставили в шкаф.

А ночью на игрушки напали мыши, и Щелкунчик возглавил кукол.

Мари пыталась помочь и сильно разрезала руку, из-за чего долго болела.

Дроссельмайер рассказ сказку о принцессе, которую мог спасти лишь орех кракатук.

И о своём племяннике, спасшего принцессу, но превратившегося в Щелкунчика.

Мари достала для Щелкунчика саблю, он убил семиглавого короля мышей, и повёз девочку в волшебную страну сладостей, где правил.

А потом в гости к Мари пришёл настоящий племянник Дроссельмайера, и девочка становится его невестой.

План сказки:

  1. Дорогие подарки.
  2. Простой Щелкунчик.
  3. Герой сломан.
  4. Битва с мышами.
  5. Ранение Мари.
  6. Сказка советника.
  7. Сабля для Щелкунчика.
  8. Последний бой.
  9. В сказочной стране.
  10. Племянник.

Основная мысль сказки «Щелкунчик»

Главная мысль сказки в том, что настоящие чудеса творит лишь доброе сердце.

Основная идея сказки в том, что нужно уметь быть благодарным тем, кто тебе помог в трудную минуту.

Чему учит сказка

Сказка учит смелости, решительности, доброте.

Учит не бросать друзей в беде, учит взаимовыручке.

Сказка учит поступать по совести, не боятся трудностей, и не ждать благодарности.

Учит верить в сказки и в чудеса.

Учит искренности и отзывчивости.

Краткий отзыв по произведению «Щелкунчик» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди бывают иногда страшно неблагодарными.

Юный Щелкунчик пострадал, помогая принцессе, и при этом превратился в страшного уродца.

А принцесса, которая обещала выйти за героя замуж, увидев его, велела гнать Щелкунчика со двора.

А вот маленькая Мари повела себя совсем иначе.

Её не была важна красота Щелкунчика, она полюбила его за храбрость и честность.

И сумела расколдовать, сама став принцессой.

Это очень интересная, хотя и сильно затянутая сказка.

Но так было принято писать в прошлом.

Автору удалось придумать увлекательную историю о верности и предательстве, благородстве и низости, мужестве и трусости.

И этим он покорил сердца миллионов читателей.

Мне больше всего нравится Мари, добрая и милая девочка, которая пришла на помощь другу несмотря на то, что ей самой было очень страшно.

Я думаю, она заслужила своё счастье и всё с молодым племянником у неё будет хорошо.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нет ничего более отталкивающего в человеке, чем его равнодушие и эгоизм.

Особенно по отношению к тем, кто ему чем-то помогал.

«Золотой горшок»

«Песочный человек»

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Библиотека произведений автора пополняется.

Сюжет и композиция произведения

Для «Щелкунчика» свойственна характерная для Гофмана двойственность сюжета. В происходящие в произведении чудесные события можно верить, а можно их списать на фантазию девочки, что и делают, как правило, взрослые.

В сказке присутствуют сильные композиционные позиции, к которым обычно относят начало текста и финал. Начало – приглашение к беседе, а финал – вершина, которая позволяет по-другому взглянуть на прочитанное. Заданная в начале сказки рождественская атмосфера накладывает на развитие сюжета особый отпечаток. Гофман строит произведение по принципу «рассказа в рассказе», соединенных двумя персонажами – Дроссельмейером и его племянником, молодым Дроссельмейером. В настоящем времени, перед глазами читателя, на первом плане разворачивается история о том, как дочь советника медицины Штальбаума Мари спасает Щелкунчика, который оказался заколдованным молодым Дроссельмейером. И в это повествование вкраплен рассказ из прошло о том, как Дроссельмейер стал Щелкунчиком – сказка о твердом орехе Кракатук и принцессе Пирлипат.

История Щелкунчика и Мари «отзеркаливает» историю Щелкунчика и Пирлипат. Злобная фея Мышильда превратила Пирлипат в чудовище. Дроссельмейер расколол для нее орех Кракатук. Принцесса съела его ядрышко и возвратила себе свой прежний прекрасный облик. Но Мышильда превратила за это молодого Дроссельмейера в Щелкунчика. Король обещал, что герой, который сумеет расколдовать его дочь, получит ее руку и королевство. Но когда Дроссельмейер предстал перед Пирлипат во всем своем безобразии, она его прогнала.

Щелкунчик показался Мари не очень складной и забавной игрушкой. Неожиданно оказавшись в водовороте удивительных событий, девочка спасла Щелкунчика, помогла ему победить Мышиного короля. Мари узнала, что Щелкунчик – правитель волшебной страны. Услышав от крестного рассказ об орехе Кракатук, девочка поняла, что Щелкунчик – это заколдованный молодой Дроссельмейер. Девочка продолжала в это верить даже тогда, когда над ней все смеялись. Мари мечтает о том, что если бы Дроссельмейер был на самом деле, она бы не отвергла его, как Пирлипат. После этой фразы Мари потеряла сознание. Очнувшись, девушка узнала, что к ним в гости приехал молодой племянник Дроссельмейера. Он благодарит девушку и просит ее руки. Заканчивается сказка рассказом о свадьбе Мари и молодого Дроссельмейера.

Анализ 2

Автор сказки Амадей Гофман был юристом по образованию, жил в Германии на рубеже 18-19 веков. Из-под его пера вышло немало литературных произведений, в том числе и сказок.

Сказочный мир Гофмана по-настоящему удивителен, сюжеты замысловаты, положительных героев всегда отличает благородство, доброе сердце, хорошее воспитание. В своем произведении автор искусно переплетает реальность и сновидения, вымысел и быль. Эта сказка, подобно большому роману или повести,  делится на главы.

В канун Рождества дети Мари и Франс ожидают подарков от своих родителей и крестного Дроссельмейера

Из всего разнообразия игрушек внимание девочки привлекает необычная вещь – Щелкунчик для раскалывания орехов. В первую же ночь прямо в детской происходит сражение кукольной армии во главе со Щелкунчиком против армии семиглавого мышиного короля

Девочка становится очевидцем происходящего. Множество солдатиков и кукол были сломлены коварными мышами. Ночью родители обнаруживают дочь в крови. Мари рассказывает маме и папе о сражении кукол и мышей, но те отказываются в это верить.

Действительно, можно ли поверить словам девочки, которая говорит о войне Щелкунчика и Мышиного короля? По ходу сказки история обрастает все новыми подробностями. Крестный рассказывает удивительную сказку, из которой мы узнаем, почему именно против Щелкунчика ополчилось мышиное войско и каким образом можно его победить.  Так, читатель, следуя авторскому замыслу, попадает из одной сказки в другую. Он узнает о принцессе Пирлипат и орехе Кракатук, а, главное, что Щелкунчик – это заколдованный племянник  Дроссельмейера.

В этой сказке Мари и Щелкунчик – это, безусловно, положительные главные герои. Они испытывают явную симпатию друг к другу. Еще в первом сражении кукольной армии с войском мышиного короля брошенная туфелька девочки спасает жизнь Щелкунчику, позднее мы узнаем, что ради него она не пожалела драже и сахарных человечков. По отношению к мадмуазель Штильбаум наш герой ведет себя благородно.

Однако личность крестного Дроссельмейера скорее можно назвать загадочной. В семье крестников его считали странноватым. Мастер на все руки и чудодей, он оказывается еще и героем  сказки о принцессе Пирлипат и, одновременно, дядей заколдованного Щелкунчика.

В финале, конечно, добро побеждает зло, Мари и расколдованный племянник Дроссельмейера счастливы. Но кто из читателей может с уверенностью сказать, где тут граница между сном и явью, фантазией и реальностью?

История создания

История Щелкунчика началась в небольшом городке на границе Германии и Чехии, где располагались рудные горы. Здесь трудились рудокопы, по вечерам в кругу семьи вырезавшие различные деревянные игрушки. В городке Зайфен жил жадный барон, которого все недолюбливали, и вот у одного из жителей возникла идея вырезать из дерева не весёлую игрушку, а игрушку-карикатуру на жадного, гребущего деньги богача в виде куклы с огромным ртом, которым можно колоть орехи. Так появилась деревянная игрушка, ставшая в городке очень популярной. В 1699 году крестьянин Иоганн Химан на ярмарке в Лейпциге продавал деревянные игрушки, особый успех имела кукла для колки орехов с огромным ртом. С тех пор стало популярным изготовление таких «зубастиков». Эрнст Теодор Гофман однажды увидел на ярмарке большеротую игрушку, которая произвела на него большое впечатление. Воодушевленный игрушкой и общением с детьми своего приятеля, Гофман сочиняет замечательную сказку «Щелкунчик и мышиный король».

Сказочник очень часто захаживал в гости к своему другу, а впоследствии и биографу, Юлиусу Гитцигу, он играл с детьми, дарил им игрушки, рассказывал разные фантастические истории. Гофман настолько был привязан к детям, что и героям сказки дал их имена: Мари и Фриц, а вот в крёстном Дроссельмейере угадывается сам сказочник. Написал и опубликовал «Щелкунчика» писатель незадолго до своей смерти — в 1816 году. Сказка вошла в сборник, который считается первым собранием романтических сказок в Германии. читатели с восторгом восприняли новую историю писателя, восхищались сказочным сюжетом, философским смыслом, батальными сценами.

Произведение неоднократно переводилось на русский язык, впервые это произошло в 1835 году и название в переводе звучало как «Кукла господин Щелкушка» (фантастическая сказка из кукольного мира). Текст сказки адаптирован, немного изменён для того, чтобы быть понятным детям. До конца XIX века вышло ещё 8 переводов, В 1873 году появляется перевод А. Соколовского «Щелкун и мышиный царь», выполненный специально для полного собрания сочинений Гофмана. В 1881 году в журнале «Детское чтение» был опубликован перевод педагога и журналиста С. Флерова «Сказка про Щелкунчика и Мышиного царя», здесь переводчик не преследует цель точного перевода с немецкого языка, его задача — адаптировать текст для лёгкого восприятия детьми. Особую сложность для перевода представляло имя героя, так как оно не имело аналога в русском языке и переводчикам приходилось заниматься словотворчеством. Само немецкое слово состоит из двух основ: die Nuss (орех) и der Knacker (щипцы ). Долгое врем героя называли Щелкун, Щелкушка, человек Щелкун, грызун орехов. Впервые привычное для русского языка имя персонаж получил в 1894 году в переводе З. Журавской, но существует версия, что заслуга в этом принадлежит композитору П. И. Чайковскому, поставившему 6 декабря 1892 года балет «Щелкунчик». С тех пор это слово закрепилось за деревянной игрушкой, раскалывающей орехи.

Система персонажей

Главными героями сказки являются Мари и Щелкунчик.

Мари – добрая, храбрая девочка. В ней всякая несправедливость вызывает не только искреннее сочувствие, но и желание исправить ситуацию. Поэтому Мари вступилась за Щелкунчика. Девочка не привыкла судить людей по внешности, гораздо важнее для нее то, что скрывается в душе.

Щелкунчик соответствует положительной героине. Он воплотил в себя все черты прекрасного сказочного принца. Щелкунчик храбр, добр, благороден, и даже уродливая внешность не может скрыть эти качества. Как истинный рыцарь, Щелкунчик ценит положительные качества окружающих.

Второстепенные персонажи:

Дроссельмейер

Именно он заставил Мари обратить внимание на игрушку. Именно он рассказал девочке сказочную историю

Каждое слово и действие заставляет задуматься, так ли он прост, как кажется. Дроссельмейер производит впечатление доброго волшебника, помогающего героям найти свой путь.
Мышиный король. Он вобрал в себя все отрицательные черты и представляет универсального злодея. Этот персонаж мстителен, жаден и жесток, но зло всегда бывает наказано.
Загадочный старец. Он всегда готов помочь советом, подтолкнуть к каким-либо действиям. Если бы не он, не было бы этой удивительной истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: