Анализ сказки коняга салтыкова-щедрина сочинение

Что высмеивает салтыков щедрин в сказке коняга. анализ сказки «коняга

Краткое содержание

Коняга лежал у дороги и отдыхал после проделанной тяжёлой работы. Мужичок выпряг его покормиться, «но Коняге не до корма». Он был замученным, слабым, узкогрудым, «с выпяченными рёбрами и обожжёнными плечами, с разбитыми ногами». Глядя на Конягу, было трудно понять, как на нём можно работать. Но работать приходилось с утра до вечера. Летом Коняга трудился в поле, а зимой развозил «произведения».

Коняга бы и рад стараться, да сил ему брать неоткуда: «такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь». Летом ещё можно перехватить свежую мягкую травинку, но зимой приходится довольствоваться прелой соломой.

Коняге повезло, что мужик ему попался добрый: «даром его не калечит». Каждый день они прикладывают все свои жалкие силы, чтобы делать тяжёлую работу, которой не было ни конца, ни краю. Но даже пожаловаться никому на свою горькую участь Коняга не мог: «и в этой утехе бог бессловесной животине отказал».

Отдыхая под жарким полуденным солнцем, Коняга оказался во власти тяжёлого, мучительного сновидения. Вот перед его глазами предстало поле. Для большинства поле — это «раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала». Поле отнимало у Коняги последние силы, солнце безжалостно испепеляло шкуру, бесконечные «дожди, грозы, вьюги, мороз» выхолащивали его. Сама природа становилась для Коняги лютым врагом.

Единственным смыслом жизни Коняги была работа. Он был зачат и рождён исключительно для труда, и корма ему выделяли ровно столько, «чтобы не дать замереть в нём той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда». Все остальные потребности и проблемы Коняги были неинтересны его хозяину.

Дремал Коняга, а мимо него проходили пустоплясы, и трудно было с первого взгляда сказать, «что Коняга и Пустопляс — одного отца дети». Согласно древнему преданию, у старого коня было два сына: вежливый и воспитанный Пустопляс и неотёсанный Коняга. Понаблюдав за своими детьми, старый конь решил, что отныне и навеки «Коняге — солома, а Пустоплясу — овёс». Так с той поры и повелось.

Неожиданно Пустопляс вспомнил о существовании своего братца и решил его проведать. Он очень удивился, что даже самая тяжёлая жизнь не может сокрушить Конягу. Пустоплясы принялись бродить вокруг Коняги, каждый на свой лад размышляя над невиданной его силой. Но «все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти», и Коняге не было до них никакого дела: его ждала тяжелая работа в поле.

Коняга — продолжает свою трудовую жизнь: упираясь изо всех сил, работает в поле.

Заключение

Сказка Салтыкова-Щедрина в иносказательной форме показывает, каким тяжёлым и неблагодарным может быть труд подневольного крестьянина. Причина его безрадостной жизни — социальная несправедливость, которая на протяжении многих лет оставалась безнаказанной.

После ознакомления с кратким пересказом «Коняга» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Краткое содержание сказки

Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать. Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

КонягаТекст

Коняга лежит при дороге и тяжко дремлет. Мужичок только что выпряг его и пустил покормиться. Но Коняге не до корма. Полоса выбралась трудная, с камешком: в великую силу они с мужиком ее одолели.

Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин. Немного на такой животине наработаешь, а работать надо. День-деньской Коняга из хомута не выходит. Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, «произведения» возит.

А силы Коняге набраться неоткуда: такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь. Летом, покуда в ночную гоняют, хоть травкой мяконькой поживится, а зимой перевозит на базар «произведения» и ест дома резку из прелой соломы. Весной, как в поле скотину выгонять, его жердями на ноги поднимают; а в поле ни травинки нет; кой-где только торчит махрами сопрелая ветошь, которую прошлой осенью скотский зуб ненароком обошел.

Худое Конягино житье. Хорошо еще, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: «Ну, милый, упирайся!» – услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними – забирает, морду к груди пригнет. «Ну, каторжный, вывози!» А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала. Пройдут борозду из конца в конец – и оба дрожат: вот она, смерть, пришла! Обоим смерть – и Коняге и мужику; каждый день смерть.

Пыльный мужицкий проселок узкой лентой от деревни до деревни бежит; юркнет в поселок, вынырнет и опять неведомо куда побежит. И на всем протяжении, по обе стороны, его поля сторожат. Нет конца полям; всю ширь и даль они заполонили; даже там, где земля с небом слилась, и там все поля. Золотящиеся, зеленеющие, обнаженные – они железным кольцом охватили деревню, и нет у нее никуда выхода, кроме как в эту зияющую бездну полей. Вон он, человек, вдали идет; может, ноги у него от спешной ходьбы подсекаются, а издали кажется, что он все на одном месте топчется, словно освободиться не может от одолевающего пространства полей. Не вглубь уходит эта малая, едва заметная точка, а только чуть тускнеет. Тускнеет, тускнеет и вдруг неожиданно пропадет, точно пространство само собой ее засосет.

Вариант 1

Сказка Коняга Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое в свое время вызвало много споров и дискуссий. Она была написана в 1861 году и является ярким примером сатирической литературы. В сказке автор рассказывает о жизни крестьянской семьи, которая живет в бедности и нужде. Главным героем является Коняга – человек, который не желает работать и предпочитает жить за счет других людей.

Сказка Коняга является ярким примером социальной сатиры. Автор показывает, что в то время в России была очень большая проблема с крестьянскими наделами. Многие крестьяне жили в бедности и нужде, а земля была в руках знати и богатых людей. Коняга – это символ тех людей, которые не желают работать и предпочитают жить за счет других.

В сказке Коняга автор использует множество ярких образов и метафор. Он описывает жизнь крестьянской семьи, которая живет в бедности и нужде. Главный герой – Коняга – является символом лени и безделья. Автор показывает, что такие люди не только не приносят пользы обществу, но и могут стать его вредителями.

Сказка Коняга является ярким примером того, как сатирическая литература может воздействовать на общество. Автор показывает, что лень и безделье – это не только плохо для отдельного человека, но и для всего общества. Коняга – это символ тех людей, которые не желают работать и предпочитают жить за счет других.

Сказка Коняга Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое до сих пор остается актуальным. Она написана более 150 лет назад, но ее тема все еще важна для современного общества. Автор показывает, что лень и безделье – это не только плохо для отдельного человека, но и для всего общества.

Очень краткий пересказ сказки «Коняга»

Возле пыльной дороги дремлет уставший и измученный Коняга. После тяжелого труда хозяин отпустил животное покормиться. Но сил у старой клячи для еды нет – он отдыхает. Ежедневно Коняга работает – в зной пашет, в холод возит на базар продукты. Летом можно щипнуть свежую травку, а вот зимой на прокорм несвежая солома. Хозяин у него добрый – зря не бьет. Обычный крестьянин, такой же обездоленный, как Коняга. Судьба вынудила обоих денно и нощно тяжело работать на земле. Природная красота и раздолье полей для них бесконечная каторга. Никто не беспокоится за Конягу. И корма ему меряют столько, сколько необходимо для жалкого существования и выполнения своей работы.

В полудреме Коняге видится, что к нему подходят Пустоплясы. Он вспоминает о родстве с ними. У коня было два сына – услужливый Пустопляс и угрюмый Коняга. Отец старался воспитать обоих равными, но терпение лопнуло и он решил – « отныне Пустоплясу давать овса, а Конягу кормить соломой». Так и повелось по жизни – один стоял в теплом стойле и ел отборный корм, второму – дождевую воду и хилый навес с прелым сеном.

Соскучился вдруг Пустопляс и вспомнил брата. Решил навестить родственника, и очень удивился, насколько тот вынослив по жизни. Ни голод, ни погода, ни палка ему нипочем – бессмертный Коняга.  Рядом ходят его собратья-пустоплясы и бессмысленно спорят о причине стойкости измученного коня. От возгласов просыпается мужик и зовет Конягу продолжать работу. Пустоплясы остаются в стороне чесать языками и наблюдать, как ладно спорится дело у Коняги.

Несколько интересных сочинений

Сам автор произведения не оставил четких свидетельств о времени появления у него идеи написать подобную комедию. Вероятно, это произошло в 1816 году. Во время светского приема

Тема «маленького человека» – одна из тем, характерных для русской литературы. К ней обращались многие писатели и поэты, в том числе и А.С. Пушкин. В «Станционном смотрителе» он рассказывает о Самсоне Вырине

Мечта – это несуществующая в настоящем реальность, созданная игрой воображения человека. Ей еще только предстоит перерасти в огромное желание. Тогда она начнет обрастать очертаниями, мелкими подробностями

Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 г. Его родители были простыми московскими меланинами. В четырнадцать лет он начинает посещать московское «Училище живописи и ваяния», спустя два года будет вынужден его покинуть из-за болезни

Пространства этого романа удивительно! В книге ведь совмещаются целых два романа. Они совсем разные, хотя и пересекаются. Действие одного происходит в Москве, современной Булгакову. Другого – в Иерусалиме времён Христа.

Сочинение-анализ 2

Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.

Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.

Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.

Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него — в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.

Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем

В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги

Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.

Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.

Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.

Тема, идея, суть, смысл

Символика коняги

Символика коняги в сказке Салтыкова-Щедрина имеет глубокий смысловой оттенок. Коняга, как символ лошади, олицетворяет силу, быстроту и свободу. Однако, в контексте сказки, коняга становится символом порабощения и угнетения. Она является инструментом в руках богатых и властных людей, которые используют ее для своих корыстных целей. Таким образом, коняга становится символом социальной несправедливости и эксплуатации. В то же время, герой сказки, Иван, который освобождает конягу и возвращает ей свободу, символизирует борьбу за свободу и справедливость. В целом, символика коняги в сказке Салтыкова-Щедрина является важным элементом, который помогает читателю понять глубинный смысл произведения и его социальную значимость.

История создания произведения

В период с 1869 по 1886 года М. Е. Салтыков-Щедрин выпускает цикл детских сказок, куда входит сборка коротких произведений – аллегорическая сатира на пороки общественного порядка России XIX века. Существование строгой цензуры не давало автору открыто заявлять о несостоятельности управленческого строя.

«Коняга» была написана Михаилом Евграфовичем в 1985 году. Тогда же сказка опубликована в журнале «Русские ведомости» вместе с «Киселем» под графой «Две сказки». Это философско-лирический монолог автора, где переплетаются беззаветная любовь к народу, мучительная скорбь за его настоящее и тревожные раздумья о будущем.

Несколько интересных сочинений

анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» и получил лучший ответ

Ответ от Елена РудаковскаяВ сказках Салтыкова-Щедрина очень хорошо раскрыт образ русского народа, который был воплощен в образе коняги. Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело.Если бы Салтыков-Щедрин описывал рассказывал дословно о жизни различных социальных слоев, то его произведения не пустили бы в печать из-за цензуры, а, благодаря эзопову языку, он добился очень трогательного и естественного описания сословий. Что такое эзопов язык? Это особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому часто обращалась художественная литература, лишенная свободы выражения в условиях цензорского гнета. В сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга» широко используется этот прием, который позволяет обличить действительность и служит средством борьбы с ущемлением прав низших слоев общества политическими деятелями. В этом произведении показана тяжелая, даже безобразная, жизнь русского народа. Сам Салтыков-Щедрин сочувствует крестьянам, но он все равно показывает эту ужасную картину нищенского образа жизни.Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь.Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое.Проблема народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по сей день.

Вариант 2

Сказка Коняга Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое вызвало много споров и дискуссий в свое время. Она была написана в 1861 году и является ярким примером сатирической литературы. В сказке автор рассказывает о жизни крестьянской семьи, которая живет в бедности и нужде. Главным героем является Коняга – человек, который не желает работать и предпочитает жить за счет других людей.

Сказка Коняга является ярким примером социальной сатиры. Автор показывает, что в то время в России была очень большая проблема с крестьянскими наделами. Многие крестьяне жили в бедности и нужде, а земля была в руках знати и богатых людей. Коняга – это символ тех людей, которые не желают работать и предпочитают жить за счет других.

В сказке Коняга автор использует множество ярких образов и метафор. Он описывает жизнь крестьянской семьи, которая живет в бедности и нужде. Главный герой – Коняга – является символом лени и безделья. Автор показывает, что такие люди не только не приносят пользы обществу, но и могут стать его вредителями.

Сказка Коняга является ярким примером того, как сатирическая литература может воздействовать на общество. Автор показывает, что лень и безделье – это не только плохо для отдельного человека, но и для всего общества. Коняга – это символ тех людей, которые не желают работать и предпочитают жить за счет других.

Одним из главных преимуществ сказки Коняга является ее яркий и запоминающийся стиль. Автор использует множество ярких образов и метафор, которые помогают читателю лучше понять суть произведения. Кроме того, сказка написана в простом и понятном языке, что делает ее доступной для широкой аудитории.

Сказка Коняга Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое до сих пор остается актуальным. Она написана более 150 лет назад, но ее тема все еще важна для современного общества. Автор показывает, что лень и безделье – это не только плохо для отдельного человека, но и для всего общества.

Одним из главных достоинств сказки Коняга является ее универсальность. Она может быть интересна как детям, так и взрослым. Кроме того, она может быть использована в качестве учебного материала для изучения русской литературы и истории.

Сказка Коняга Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое вызывает много эмоций у читателей. Она показывает, что лень и безделье – это не только плохо для отдельного человека, но и для всего общества. Кроме того, она напоминает о том, что в России были и есть проблемы с крестьянскими наделами и социальным неравенством.

Сказка Коняга Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое может быть использовано для обсуждения различных социальных проблем. Она показывает, что лень и безделье – это не только плохо для отдельного человека, но и для всего общества. Кроме того, она напоминает о том, что в России были и есть проблемы с крестьянскими наделами и социальным неравенством.

Сказка Коняга Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое может быть использовано для развития критического мышления у читателей. Она показывает, что лень и безделье – это не только плохо для отдельного человека, но и для всего общества. Кроме того, она напоминает о том, что в России были и есть проблемы с крестьянскими наделами и социальным неравенством.

Сказка Коняга Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое может быть использовано для развития эмпатии у читателей. Она показывает, что лень и безделье – это не только плохо для отдельного человека, но и для всего общества. Кроме того, она напоминает о том, что в России были и есть проблемы с крестьянскими наделами и социальным неравенством.

Анализ произведений русской литературы 10 класс

А.А. Фет «Весенний дождь» анализ стихотворения
(586)

Стихотворение «Весенний дождь» — типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ве­дущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Веду­щим мотивом здесь является свет («Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет»). Запоминается образ ку­пающегося…

А.А. Фет «Ива» анализ стихотворения
(964)

В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя.
Его восторженное состояние…

А.А. Фет «Какая грусть! Конец аллеи» анализ стихотворения
(695)

Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией.
Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело».
Душе лирического героя передается печальное…

А.Н. Островский «Гроза» анализ произведения
(685)

А.Н. Островский пришел в литературу, имея много ново­го, непривычного материала. Проработав несколько лет в Мо­сковском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и…

А.П. Чехов «Вишневый сад» анализ произведения
(466)

Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину

Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы. Примечательно, что герой сам себе дает характеристику

Выясняется, что со­стоятельным человеком он стал сравнительно недавно: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках….

А.П. Чехов «Ионыч» анализ произведения
(566)

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен.

В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на…

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» анализ произведения
(672)

«История одного города» — одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Ос­новными средствами сатирического обличения действитель­ности в произведении являются гротеск и гипербола. В жан­ровом отношении оно…

М.Е. Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист» анализ произведения
(651)

Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естест венное состояние общественног о устройства….

М.Е. Салтыков-Щедрин «Коняга» анализ произведения
(870)

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного…

М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве» анализ произведения
(645)

Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве».

Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: