Сюжет «Мцыри»
Главы 1-2. Описание природы и развалин монастыря, предыстория главного героя, которую мы разберем в разделе «Персонажи. Характеристика».
Главы 3-8. Герой исповедуется, рассказывает старцу о своих мечтах вернуться на родину, вспоминает детство и отчий дом.
Главы 9-26. Рассказ Мцыри о трех днях вне монастыря. На воле герой очарован красотой природы: «кругом меня цвёл божий сад». Юноша понимает голоса птиц, деревьев, земли. Встречает молодую грузинку, переживает чувство первой влюбленности. Ночью в лесу сталкивается с барсом и побеждает зверя, оставившего на груди измученного юноши «следы глубокие когтей».
Возвращается в монастырь. Выйдя из лесу, герой видит места, где провёл юность: «Вернулся я к тюрьме моей». Чувствуя, что умирает, герой слышит песенку золотой рыбки, зовущей его в воду, чтобы забыться там глубоким сном. Героя находят монахи и переносят в обитель. Перед смертью юноша по-прежнему тоскует по родине: «Увы! — за несколько минут // Между крутых и тёмных скал, // Где я в ребячестве играл, // Я б рай и вечность променял…»
Задания на ЕГЭ, в которых пригодится знание поэм Лермонтова.
А для чего теперь нужно изучать поэмы М.Ю. Лермонтова, если они не встретится в первой части экзамена?
Во-первых, с помощью поэм хорошо разбирать и анализировать черты романтизма как литературного направления.
Во-вторых, в сочинении №5 на сопоставление формулировка задания может быть ограничена временными рамками XVIII–первой половины XIX вв., поэтому, например, можно будет сопоставить приведенный фрагмент из текста с одной из поэм:
Задание 1. Назовите произведение отечественной литературы первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором представлен образ купца. В чём схожи (или чем различаются) персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой?
Роды́ литературы — группы жанров, объединенные сходными структурными признаками и речевой организацией.
Лирическое отступление — внесюжетный элемент лирического или лироэпического произведения, служащий непосредственно для высказывания мыслей и чувств автора по поводу различных сторон жизни.
Тема — круг событий и явлений, составляющих основу художественного произведения.
Идея — главная мысль произведения, обобщающая всё содержание. То, что хотел сказать автор.
Сюжет — система событий в произведении, представленная в определенной последовательности, форма развертывания темы.
Эпиграф — цитата, помещённая перед началом произведения или его частей с целью указать на их дух и смысл, продемонстрировать отношение к ним автора.
Антипод — герой произведения, который противопоставляется главному персонажу. Он высказывает противоположные центральному персонажу мысли и суждения, кардинально отличается от него поведением.
Запев — 1) начало хоровой песни или куплета, исполняемое солистом, запевалой. 2) Начало былины, обычно не связанное с ее содержанием; зачин.
Припев — часть песни, повторяемая в неизменном виде после каждого куплета; рефрен.
Фольклор — устное народное творчество.
Природа в поэме «Мцыри»
«Поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молний, грохот у громов, гул у ветров, <…> вся природа сама несла и подавала ему материалы» (В.Г. Белинский)
С одной стороны, природа — помощник главного героя. Гроза противопоставлена монастырю. Она помогает Мцыри бежать: «И в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, <…> // Я убежал». Оказавшись на воле, герой описывает красоту природы: «Ты хочешь знать, что видел я // На воле? — Пышные поля, // Холмы, покрытые венцом // Дерев, разросшихся кругом, // Шумящих свежею толпой, // Как братья в пляске круговой».
С другой стороны, природа — враг Мцыри. Природа вступает в противоборство с героем: «Мне стало страшно: на краю // Грозящей бездны я лежал…» Лес, в котором Мцыри надеялся найти путь домой, сталкивает героя с барсом и в итоге предательски выводит к монастырю, закольцовывая путь: «Но тщетно спорил я с судьбой: // Она смеялась надо мной!»
Таким образом, антиподом монастырю представлена вольная природа, образы которой, зачастую очеловеченные, заполняют собой почти всю поэму. Мцыри не боится змей, потому что «сам, как зверь, был чужд людей // и полз и прятался как змей». Бой с барсом — момент наивысшего подъема сил и духа героя, преодолевающего слабость усталого тела. Способность к такому самоутверждению была в нем изначально. Еще в ребенке «мучительный недуг // Развил тогда могучий дух // Его отцов», «даже слабый стон // Из детских губ не вылетал, // Он знаком пищу отвергал // И тихо, гордо умирал». В монастыре молодой горец не утратил ни свободолюбия, ни мужества, ни памяти о родине, ни нежного, трепетного отношения к природе.
Резюме
- Род «Мцыри» и «Песни про … купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова — лироэпос, жанр — поэма, направление — романтизм.
- Тема «Мцыри» — бунт исключительной личности против общества, борьба с судьбой. Темы «Песни про … купца Калашникова» — вседозволенность людей, наделенных властью, защита чести.
- Мцыри — романтический герой, стремящийся противостоять жестокой действительности и сбегающий из монастыря. Кирибеевич и Калашников — исключительные герои: Калашников олицетворяет мир мечты, а Кирибеевич — мир жестокой реальности.
- Особую роль в поэме «Мцыри» играет пейзаж, а в «Песне про … купца Калашникова» — фольклорные мотивы.
Главные герои
Царь
Правитель страны
Строгий, суровый правитель, его больше боятся, чем уважают. Показан как человек справедливый, но не разбирающийся в людях. Его окружение неискренно с ним, он не знает, за что на самом деле выступает Калашников в кулачном бою, не пытается разобраться — отправляет купца на плаху. Семье Калашникова назначает пожизненное обеспечение, что, конечно, щедро, но любимого мужа и отца детей по его приказу убивают.
Подробная характеристика царя.
Степан Парамонович Калашников
Главный герой, честный купец
Хороший хозяин, христианин. Ему нравится его ремесло, он умеет и любит работать. У него красивый большой дом, дети и красавица жена. Калашников – счастливый человек. Однажды он возвращается домой — дети плачут, жена не вернулась из церкви. Возвращается Алёна Дмитриевна в слезах, опозоренная: приставал к ней Кирибеевич, целовал, обнимал при людях, а они смеялись. Не сразу решился Калашников на трудный для него шаг. Утром он идёт на кулачные бои, которые проводятся в присутствии царя. Там, представившись, он выходит на бой с Кирибеевичем и убивает обидчика своей супруги.
Подробная характеристика Калашникова.
Алёна Дмитриевна
Жена Калашникова
Добрая христианка, красивая женщина, верная жена. Невольно оказалась причиной гибели своего супруга.
Подробная характеристика Алёны Дмитриевны.
Кирибеевич
Опричник на службе у царя
Самодовольный, хитрый слуга царя. Он намеренно не рассказывает государю всю историю своего “сватанья”, ведь избранница — чужая жена. Обещая женщине богатства, он открыто пристаёт к ней на улице. Встретив на поединке Калашникова, Кирибеевич оробел, поняв, что состоится смертельная схватка. Он пытался вести нечестный бой, но “свершился божий суд”: купец убил его своим ударом.
Подробная характеристика Кирибеевича.
Темы и проблемы
Несмотря на то, что события, описываемые в поэме, происходят в эпоху Ивана Грозного, темы, затронутые в произведении, оказались современным и актуальными. Сам Лермонтов, да и все русское сообщество еще находились под влиянием известия о кончине А.С. Пушкина, вышедшего на дуэль с целью защитить честь своей жены и свое благородное имя. Тема чести, поруганной, но отмщенной, пусть и ценой жизни – главная тема произведения.
Тема вседозволенности власти, актуально звучащая в разные времена, также упомянута в произведении. Легко и безнаказанно Иван Грозный распоряжается людскими судьбами, потешаясь смертоубийственными драками, нарушая правила, самим собою и установленные, посылая на плаху невиновных. Его слуга, Кирибеевич, чувствует свою безнаказанность, домогаясь чужую жену.
Очень важны в поэме исторические параллели. Произвол самодержавия при Николае I с его жандармскими порядками мало чем отличался от вседозволенности власти при Иване Грозном.
Тема любви. В коротком произведении Лермонтов сумел показать две грани этого чувства: с одной стороны – темную, преступную, чувственную страсть Кирибеевича, с другой – чистую, преданную, всепрощающую любовь благородного Степана Калашникова и прекрасной Алены Дмитриевны.
Тема свободы. Степан Калашников, понимая, чем грозит ему конфликт с государевым слугой, осознанно делает свой выбор и решает отомстить Кирибеевичу. Это его свободный выбор. Свободный от влияния других людей, даже царя. Но несвободным оказывается Степан в границах своих нравственных принципов и чести. И эта несвобода определяет его поступок и объясняет хладнокровное убийство Кирибеевича в честном бою: «Я убил его вольною волею…».
Образ Ивана Грозного
Авторская позиция, народная оценка поведения и морали героев
Лермонтов изобразил Ивана Грозного, как в старинных русских песнях, без похвалы или порицания, таким, каким он был на самом деле. Поэт показал двойственность образа Грозного, противоречия в его характере. Широта его натуры и великодушие совмещаются с деспотизмом, жестокостью, мстительностью и коварством. Это развращенная властью личность, царь казнит и милует не по закону, а по собственному желанию. Грозный нарушает даже собственное царское слово. Он велит казнить победившего в честном бою Калашникова, хотя обещал награду победителю. Но своей милостью обещал одарить родных казненного купца. Царский суд притворно милостивый, преступный и лживый. Звучит горькая авторская ирония в описании веселого и нарядного палача, готовящегося на плахе к страшному представлению для потехи царя.
Хотя Лермонтов изобразил эпоху Ивана Грозного, вопросы, затронутые в поэме, были актуальны во многие времена:беззаконие и произвол власти, вседозволенность и безнаказанность приближенных к властителям, несправедливые расправы над неугодными, жестокое подавление инакомыслия. В эпоху реакционной тирании Николая I довелось жить самому Лермонтову. Он считал, что люди его поколения «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед властью – презренные рабы». Своим современникам поэт в поэме показал нравственный урок из прошлого. Авторская позиция выражена в осознанном протесте личности против деспотичной системы.
В образе купца Калашникова Лермонтовым переданы лучшие национальные черты характера русского человека. Он является выразителем богатой духовной народной культуры, в которой больше жизни ценятся честное имя, долг, честь. Не случайно купца величают гусляры полным именем,имя его врага не упоминается ни разу, а только прозвище. Он лишен честного имени, а прозвище имеет татарские корни, слово «кирибей» означало «непокорный князь». Вызов опричнику – это выражение народного протеста. Оттого сохранилась память в народной песне о смелом поступке Калашникова, не забыта в чистом поле у трех дорог его могила, у которой каждый прохожий то перекрестится, то пригорюнится.
3 глава
Мне нравится7Не нравится5
У Кремля на Москве-реке происходят кулачные бои, и великий государь Иоанн Васильевич наблюдает за молодежными соревнованиями. Среди участников появляется молодой опричник Кирибеевич, любимец царя. Он хвалится своей силой и уверенностью, заявляя, что никто не может противостоять ему.
Однако на арену выходит оскорбленный Степан Калашников и принимает вызов опричника. Кирибеевич меняет выражение лица, узнав имя своего соперника, понимая, что бой будет до смерти. Молодой купец становится защитником поруганной чести своей семьи.
Оба молодых людей сильны и готовы к схватке. Кирибеевич первым наносит удар, с такой силой, что крест нательный в груди Калашникова вжимается в кожу. Но тот же отвечает сильным ударом, попадая в левый висок противника. От этого удара Кирибеевич покачивается и падает мертвым.
Грозный царь видит, что его любимый слуга погиб в бою. Он призывает купца к себе, но Калашников не желает оскорблять свою жену и не раскрывает перед царем истинную причину своей ненависти. Он даже не пытается оправдаться перед царем, говоря, что убил опричника “вольною волею”.
Самодержец Иоанн Грозный заявляет свою волю: казнить человека, который убил его лучшего опричника. Он не ищет оправдания и откровенно говорит об этом.
Степан Калашников смиренно принимает свою судьбу, но просит государя позаботиться о своей семье: молодой жене, малолетних детях и младших братьях, для которых он стал своего рода отцом.
Иоанн Грозный обещает это и, удивительно, он сдерживает свое обещание. Он всегда стремится быть не только Грозным, но и справедливым правителем. Государь разрешает младшим братьям Калашниковым торговать по всей империи без пошлины и оставляет наследство для семьи казненного, а также предоставляет им пенсию из государственной казны.
Супруга, который отомстил за честь своей жены, публично казнят и хоронят на распутье. К его могиле приходят молодые люди, чтобы почтить человека, пострадавшего за свою честь, и девушки, чтобы поблагодарить мужчину, который ценил свою семью выше всего.
Чему учит?
Поэма учит читателей не изменять своим нравственным принципам, бороться за свою правоту, честь, достоинство, не отступать перед проявлениями беззакония.
Отношения между молодым купцом Калашниковым и его супругой Аленой Дмитриевной – прекрасный, поучающий образец взаимоотношений между любящими, уважающими и оберегающими друг друга людьми, честными и преданными своему чувству.
Смерть Кирибеевича служит подтверждением того, что зло будет всегда наказано.
А мужество, смелость, готовность защитить семью даже перед лицом смерти и гибель самого Калашникова делают его героем в памяти народа.
Род. Жанр. Направление
Лироэпос. Гибридный род литературы, совмещает в себе признаки эпоса и лирики. (более подробную информацию о лироэпосе как роде литературы можно найти здесь: ЛИРОЭПОС — это что за зверь такой?)
Поэма. Стихотворное произведение, в котором развернутый сюжет сочетается с развитием образа лирического героя. Для поэмы характерны многоплановость, наличие действующих лиц, детальное изображение событий и персонажей, продолжительное время действия, лирические отступления.
Реализм. Реализм характеризуется в первую очередь романтическим двоемирием. (более подробную информацию о чертах этих направлений можно найти здесь: От романтизма к реализму — Золотой век русской литературы
Сюжет «Песни про … купца Калашникова»
Глава 1. Действие поэмы происходит в XVII в., во времена правления Ивана Грозного. Царь пирует во дворце в окружении соратников. Опричник Кирибеевич рассказывает ему, что страдает от неразделенной любви к красавице Алене Дмитриевне. Кирибеевич скрывает от царя, что возлюбленная замужем за купцом Калашниковым.
Глава 2. Купец Степан Парамонович Калашников торгует в своей лавке. После работы герой застает плачущих детей дома, жены до сих пор дома нет. Алена Дмитриевна приходит домой бледной, с мутными глазами, растрепанными волосами и изорванной одеждой. Героиня плачет и просит мужа защитить её честное имя. Калашников созывает братьев и собирается во время кулачных боёв вызвать на поединок Кирибеевича. Братья обещают поддержать героя, если Кирибеевич одержит победу над Калашниковым.
Глава 3. Народ собирается на праздничные кулачные бои Москва-реки. Приезжает царь с опричниками. В ходе битвы Калашников ударяет соперника в висок, опричник умирает на месте. Иван Грозный вызывает к себе Калашникова. Купец признает вину и готовится принять смертную казнь. Царь обещает позаботиться о семье Калашникова. Купца казнят на площади.
«Песня про … купца Калашникова»
«Песня про … купца Калашникова» — итог интереса Лермонтова к фольклору. Поэма близка народной исторической песне: текст имеет стройную композицию: запев, три части, два припева и концовку. Произведение принято считать единственной в 19 веке удачной стилизацией фольклора в большой лироэпической форме, в стихе, близком, к речевой организации песенного «лада».
Лермонтов анонимно опубликовал поэму в 1838 году.
Темы произведения — вседозволенность людей, наделенных властью, защита чести. Идея поэмы — человек должен защищать свою честь и честь своей семьи даже ценой собственной жизни.
Главная мысль
Персонажи. Характеристика
Степан Парамонович Калашникова. «Статный молодец», живущий по закону божьему: «А родился я от честного отца, // И жил я по закону господнему…» Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни.
Калашников не желает ложью спасти свою жизнь. На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» он убил опричника, купец бесстрашно отвечает: «Я убил его вольной волею».
Прощаясь с братьями, Калашников думает о семье: «Поклонитесь от меня Алёне Дмитревне, // Закажите ей меньше печалиться, // Про меня моим детушкам не сказывать». И после смерти не забывают его могилу добрые люди: «Пройдёт стар человек — перекрестится, // Пройдёт молодец — приосанится; // Пройдёт девица пригорюнится, // А пройдут гусляры споют песенку».
Опричник Кирибеевич. «Удалой боец, буйный молодец». Он способен любить, однако живёт не по нравственным и духовным законам.
Кирибеевич принадлежит к роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, вошло в историю и наводило ужас на народ.
Кирибеевич остаётся безымянным, т.к. его фигура — собирательный образ всех опричников — приближённых царя, подчинявшиеся только ему. Они отличались жестокостью и безнаказанно бесчинствовали.
Царь Иван Васильевич Грозный. В поэме оказан неоднозначно: царь одновременно и жестокий, самовольный тиран, и заботливый правитель-отец. Иван Грозный даёт своему опричнику «перстенёк яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», обещает позаботиться о семье Калашникова. Но живёт царь по своим законам, не держит слова («Кто побьёт кого, того царь наградит; // А кто будет побит, тому Бог простит»). Он позволяет бесчинствовать своим опричникам, а победителя в честном бою приказывает публично казнить.
Алена Дмитриевна. Жена купца Калашникова. Послушная и покорная, для нее страшнее всего гнев и немилость мужа: «Государь ты мой, красно солнышко, // Иль убей меня или выслушай! // Твои речи — будто острый нож; // От них сердце разрывается. // Не боюся смерти лютыя, // Не боюся я людской молвы, // А боюсь твоей немилости». Красивая женщина, в которую влюбляется Кирибеевич, но Алена Дмитриевна отвечает ему отказом: верная жена не может променять мужа на драгоценности. Опричник совершает насильственные действия с женщиной, Степан Парамонович выходит на бой за честь жены.
Образ Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова»
В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ — в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.
Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою… сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.
Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца
Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек… яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу»
Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.
Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви Божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.
Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам
А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.
Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.
Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».
Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.
Фольклорные элементы в «Песне про … купца Калашникова»
- уменьшительно-ласкательные слова, особенно характерные для речи Алены Дмитриевны («одинешенька», «головушка», «соседушки», «сторонушка», «сиротинушка»);
- народные формы окончаний («С большим топором навостренныим», «У ворот стоит у тесовыих»);
- разнообразные повторы («сходилися, собиралися», «по правде, по совести», «наточить-навострить», «гудит-воет», «не шутку шутить», «прогневался гневом», «плачем плачет»);
- «перехваты» — повторение в начале следующей строки конец предыдущей («Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору…»);
- анафорические зачины стиха («Не встречает его молодая жена, // Не накрыт дубовый стол белой скатертью», «Иль зазубрилась сабля закаленная? // Или конь захромал, худо кованный?»);
- постоянные эпитеты (добрый конь, вострая сабля, воля вольная, лютая смерть).
Из-за неудовлетворенности своим временем Лермонтов обращается к далекой исторической эпохе, но рассматривает ее с точки зрения современности.
Проблематика поэмы — борьба за личное достоинство, которую ведет Калашников с «царским слугой», наделенным силой и властью, оказывается вариантом одной из центральных тем всего творчества Лермонтова — темы свободы.
В этой поэме в отличие от других авторская позиция выражена прямо и определенно: возвышается простой человек, носитель народного сознания, своевольного индивидуалиста ждет возмездие.
Второстепенные персонажи
Соседи и знакомые Калашниковых
Заметив приставания Кирибеевича к Алёне Дмитриевне, не разбираясь, называют это бесстыдством, насмехаются, показывают пальцем.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Песня про купца Калашникова»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Песня про купца Калашникова»
для самых компанейских —
Главные герои «Песня про купца Калашникова»
для самых занятых —
Читательский дневник «Песня про купца Калашникова»
для самых крутых —
Читать «Песня про купца Калашникова» полностью
Тест по произведению
-
/7
Вопрос 1 из 7
Самые популярные материалы апреля для 7 класса:
Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» Симонова
Краткое содержание «Тринадцать лет»
Анализ стихотворения «Снег» Анненского
Краткое содержание «Земля родная»
Доброта и жестокость (Юшка)
Краткое содержание «Похвала глупости»
«Вий» очень краткое содержание
Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака
Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба
Смешное и грустное в рассказах Чехова