Сюжет
Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.
Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.
Композиция
Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.
- Легенда о Ларре;
- История жизни рассказчицы;
- Легенда о Данко.
Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе
. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.
Главная особенность – это противопоставление легенд
по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть
, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.
Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема — жизненных ценностей.
Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.
В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.
Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной
, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.
Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания,
увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?
Легенда о Ларре
Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец
— юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла
. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен
. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.
Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы
. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.
Имя героя означает «отверженный»
. Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.
Внимание!
Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя»
Жизнь старой женщины
Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить
. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви
– это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.
Поступки старухи нельзя назвать однозначными
, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку
. Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.
Легенда о Данко
Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.
Данко – сказочный персонаж
, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим
, послужить во благо.
К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.
Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры
Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание
Важно!
Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство
Вариант 2
Творческое наследие Максима Горького огромно. В него входит большое количество разноплановых текстов. Особое место занимают ранние романтические рассказы. В частности текст с названием «Старуха Изергиль». Это текст с особой композицией по принципу «Рассказ в рассказе». А именно от лица Изергиль читатель узнает две красивых древних легенды: о Ларре и Данко.
Данко – это самоотверженный человек, которому не жалко отдать самое дорогое – жизнь, в обмен на благополучие и счастье рода людского.
Если рассказать историю Данко вкратце, то она такова: в неком месте обитало людское племя. В один прекрасный момент их выгнали с обжитых земель более сильные. Племя ушло в местность, непригодную для проживания. Стали люди болеть, умирать. Тогда Данко выбрали они своим предводителем, потому что видели в нем мужество и силу духа.
И Данко решился вести племя человеческое через глухой лес. Но, как обычно бывает, Данко старался делать как лучше, а получилось как всегда. Начались волнения в племени людском. Тогда Данко, чтобы спасти племя человеческое вырвал из собственной груди сердце и осветил им путь людям…
Данко Горький одаривает такими эпитетами, как «сильный, веселый, смелый». Поэтому немудрено, что такой человек способен на самопожертвование ради счастья и благополучия других. Получилось так в данной ситуации, что те, кого он вел за собой, спасовали, а именно дорога оказалась для племени слишком сложной. Чтобы не брать ответственность на себя люди обвинили во всех своих неудачах Данко. Они в конце пути своего обнажили звериное начало, а значит, не могли быть преданными своему предводителю, которого сами же и выбрали.
Следующий эпизод лишний раз подчеркивает способность на благое дело ради своего народа. Это когда Данко ощущает в себе силы сделать что-то светлое и радостное для людей. Он жертвует своим сердцем, жизнью ради человечества. Тогда происходит чудо: тьма отходит и это означает, что побеждает доброта, духовная сила над страхами и ничтожеством человека перед стихией.
Да, Данко умер в конце легенды, но голубые искры от его сердца живы. Это говорит о том, что у людей есть надежда на спасение в смутные периоды истории.
Цитаты
Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.
«Старуха Изергиль» — настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».
Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.
Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям — самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.
В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание — побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.
Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня…. Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца…»
Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые — всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.
Сам красавец-юноша — подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.
Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.
Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.
Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок — это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение — словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.
-
«Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
-
«Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
Слайд 15Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы,
усталые и злые, стали судить Данко.- Ты, — сказали они,
— ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!- Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!Но эти слова разъярили их еще более.- Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…- Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?
Как сделать синквейн?
Синквейн — это стихотворная форма, которая состоит из пяти строк. Она представляет собой фатальную и глубокую картину, передавая эмоции и переживания. Слова, которые используются в синквейне, создают особую атмосферу и впечатляют читателя.
Сперва необходимо выбрать тему для синквейна. Например, рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького. Это история о старой женщине, которая изо всех сил борется за выживание в тяжелых условиях. Ее жизнь на грани гибели, и она сталкивается с множеством трудностей.
Для начала задумайтесь о концовке синквейна. В уме представьте основную идею и подумайте о том, какую эмоцию вы хотите вызвать у читателя. Например, вы можете описать слепоту героини, ее отчаяние или внутреннюю силу.
Теперь можно приступать к написанию синквейна. В первой строке опишите главную мысль или представьте героиню. Например, «Старуха Изергиль — прелесть в грязи». Эта фраза заставляет задуматься о том, как тяжело было жить этой женщине.
Во второй строке расскажите о фатальной судьбе Изергиль, о том, как она борется с трудностями. Например, «С ветром готовит обед она». Это показывает настойчивость героини и ее силу в борьбе с жизненными трудностями.
В третьей строке охарактеризуйте гибель, которая постоянно подстерегает Изергиль. Например, «Слепота — ее защита и беда». Это создает картину уязвимости героини и показывает, что она всегда находится под угрозой.
В четвертой строке передайте свои мысли о старухе, о ее внутренней силе или об отчаянии. Например, «Вдохновенье за печалью гнется». Эта фраза отражает то, что Изергиль продолжает жить и бороться даже в самых тяжелых ситуациях.
И, наконец, в последней строке суммируйте эмоции и переживания, которые вызвала у вас героиня Изергиль. Например, «В ней наш насмешливый образ крепнет». Эта фраза показывает, что через рассказ Максима Горького мы можем увидеть не только отчаяние, но и силу человеческой воли.
Выберите тему, которую хотите изобразить
В рассказе «Старуха Изергиль» Максима Горького прослеживается фатальная тема гибели, которая становится центральной для главной героини. Слепота, символизирующая неведение и непонимание, окутывает Изергиль и приводит к последовательным трагическим событиям.
Изначально старуха Изергиль была молодой и привлекательной, но со временем разочарования, подавленность и смерть близких людей превратили ее в слепую старуху. Глаза, некогда увидевшие прелесть мира, вызрели только к одному — видеть только темноту и страдания.
Изергиль погружается в мрачные мысли о своей гибели и несчастье, которое обрушивается на ее жизнь. Рассказ описывает не только физическую потерю зрения, но и духовную слепоту, которая охватывает героиню.
Концовка рассказа становится кульминацией фатальной темы. Изергиль, не в силах переносить свою боль, выбирает смерть, чтобы избавиться от страдания и невероятной тьмы, окружающей ее. Жизнь на пути слепоты превращается в непрекращающуюся пытку, в которой нет места для радости и надежды.
Разделите тему на 5 основных идей или событий
1. Рассказ о гибели Изергиля
Рассказ Горького «Старуха Изергиль» начинается с описания гибели главного героя, старика Изергиля.
2. Первое знакомство со старухой
Сперва автор знакомит читателя с внешностью и характером главной героини, старухи Изергиль.
3. Уход слепоты у старухи
В рассказе особое внимание уделено теме слепоты Изергиль. Автор описывает, как слепота постепенно проходит у старухи
4. Жизнь после вызрела и прелесть
После вызрела и прелесть Изергиль начинает активно жить и наслаждаться жизнью. Вокруг героини происходят различные события.
5. Неожиданная концовка рассказа
Рассказ Горького заканчивается неожиданной концовкой, которая оставляет много вопросов и интерпретаций у читателей.
Составьте стих, используя 1-2 слова для каждой строки, образующие своеобразную историю
Фатальная тайна, гибель всем грозит,
Прелесть жизни, где ты?
Вызрела в душе тоска неутолимая,
Изергиль, ты молчишь.
Слепота ума покоится на наших глазах,
Рассказ о будущем заморожен.
В конце пути — тонкая нить,
Судьба непостижима.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1526 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 991 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2379 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 879 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1455 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Популярные сегодня темы
Очень нежное, трогательное и грустное произведение «Ася» вышло из-под пера маститого русского писателя И.С. Тургенева в 1857 году.
Однажды Вовка заглянул в гости к Вадику. Ребята были в комнате. Они сидели за столом и раскрашивали красками картинки. В комнате стоял высокий шкаф, а на нем лежала шляпа. Около шкафа сидел кот Васька
В детстве я просто терпеть не могла читать, только уселась – уже в сон клонит, а буквы становятся лишь чередой непонятных закорючек, в которых я ну никак не могла увидеть хоть какой-то смысл
Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации — прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе
Нелегкая жизнь Есенина, наполненная переездами и переменами образа жизни, сформировали разнообразие мотивов и тем лирики поэта. Есенин много времени в творчестве посвящает описанию природы родных мест
Старуха Изергиль
Ход урока 1. Организационный момент. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: у вас на столах должны быть тетради, ручки, простые карандаши, тексты рассказа М.
Актуализация ранее изученного материала, установление связи с новой темой. На экране- слайд с портретом Горького и датами его жизни. Горького присутствует большое количество романтических рассказов. С этим произведением вы познакомились дома.
С ним же нам сегодня и предстоит поработать. В тетрадях запишем число. У вас на столах — тесты , возьмите лист со своим вариантом. Ваша задача, — отвечая на вопросы теста, выбрать правильный вариант ответа: рядом с цифрой поставить нужную букву. Эту работу вы должны выполнить в течение 5 минут. Время пошло. Выполняем тест. Обмениваемся тетрадями с соседом по парте. Выполняем взаимопроверку. На доске — правильные ответы и критерии оценки.
За каждый правильный ответ — 1 балл. Начинаем проверку. Проверив работу соседа, напишите, сколько баллов он набрал, рядом поставьте соответствующую оценку. Обменяйтесь тетрадями. Но что же такое романтизм? Во время рассказа студента ваша задача — выяснить, что такое романтизм и какими чертами должен обладать романтический герой.
Сообщение студента с небольшими паузами и показом слайдов. Вам даётся 1 минута. Студент тоже заполняет кластер. Кто дополнит? Эта информация вам ещё сегодня пригодится. Формулирование темы и целей урока. Мотивирующий этап. Когда я увидела эту картину в первый раз, я не заметила в ней ничего удивительного.
Но каково было моё изумление, когда я узнала особенность этой картины. Нет ли в образе старика чего-то необычного? Изучение новой темы решение поставленных задач.
Для этого воспользуемся информацией, которую нам представила Дружкова Алеся в своём докладе. Рассаживаясь по группам, с собой берём всё, кроме сумок. Первую группу организуем здесь 1 и 2 парты 1 ряда у окна , в ней будут работать:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Капитан вашей группы- Вторая группа располагается здесь 1и 2 парты 3 ряда у двери , в неё будут входить:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Капитан вашей группы- Третья группа будет работать здесь 2и 3 парты среднего ряда , в неё входят:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Капитан вашей группы- Группы расселись по местам -У каждой группы будет свой образ. Ваша задача, — пользуясь текстом рассказа, провести исследование и выяснить, является ли романтическим героем ваш персонаж.
В таблице вы видите параметры, по которым нужно охарактеризовать героя. Старайтесь давать характеристику как можно короче, лучше — одним словом. Конечно, внешность можно раскрыть поподробнее, но не увлекайтесь: времени мало. Не забывайте, что ваши утверждения затем нужно будет доказать цитатами из текста. Капитан организует работу группы.
Например, он может распределить между членами группы параметры, по которым необходимо охарактеризовать героя. Каждый член группы будет работать со своим параметром. Вы можете организовать работу как- то по-другому. Но в итоге капитан должен объединить всю собранную информацию по герою и заполнить все ячейки таблицы. Каждый из капитанов будет представлять работу своей группы, выступит с характеристикой персонажа. Для ответа вы можете использовать план, предложенный после таблицы.
Первая группа будет работать с образом Ларры, вторая- с образом Данко, третья- с образом Старухи Изергиль. На работу даётся 10 минут. Пожалуйста, приступайте к работе. Смысл жизни Отдавать любовь мужчинам, жадно брать от людей всё, что они могут дать; Жить для людей Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость, презрение к людям умение любить, но любить для себя ; гордость, эгоизм Гордость, умение сострадать, любить, смелость, милосердие, мужество, альтруизм 4.
Итог жизни.
Сочинение Образ Данко
Горький пишет историю Данко как историю сверхчеловека, человека нового времени. В этом образе есть много сходного с великими личностями, которые действительно выводили (или хотя бы старались вывести) людей из «смрадного леса».
Возможно, отыскать нечто похожее на Христа или образ революционера, который отдает себя ради идеи. К примеру, есть возможность увидеть нечто похожее с подвигами героев «Так закалялась сталь». Да и в целом подобных примеров во времена Горького было немало.
Тем не менее, образ Данко является собирательным и символическим, он указывает на какую-то архитепическую историю. Такой сюжет наблюдается в мире практически всегда, возможно даже весь мир существует в таком цикле, когда человечество вводится в болотистый лес, условно говоря, загоняется туда «другим племенем», но появляется герой способный вести за собой.
Фигура Данко является именно героической, перед нами личность, которая обладает внутренней уверенностью и глубоким бескорыстным состраданием. Наверное, такие люди и движут миром, периодически «вытаскивая сердце из груди», дабы осветить другим путь. Они не ожидают ничего и движимы только глубоким состраданием к людям и намерением принести настоящую пользу другим.
Только вот сердца таких людей как Данко вспыхивают только на мгновение, а потом снова наступает темнота. Конечно, Данко вывел своих людей на спокойные и свободные луга, подарил свет.
Однако, темнота может не быть снаружи, но может оставаться в душах простых людей. Ведь именно движимый каким-то страхом один из людей, которых Данко спас, раздавливает его сердце. Этот жест Горький описывает невероятно точно и фактурно, указывая на стыдливо-трусливую натуру простого человека.
Поэтому такие люди снова в итоге окажутся в смардном лесу загнанные другим племенем или сделают такой лес из степи. Так или иначе, снова появится тот, кто имеет сострадание к несчастным, и снова выведет из леса, но они снова пройдутся по нему, забыв о великом подвиге.
Характеристика и образ Данко в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение
Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.
Данко обладает храбрым, мужественным характером. Ему глубоко безразлична возможная собственная смерть, если речь идет об угрозе жизни другим людям, им любимых. Также герою свойственны милосердие и сострадание. Данко способен понести тяжкую ответственность и поэтому он может выступать в роли лидера. Излучая от своей сущности харизму и уверенность, Данко симпатизирует людям, и они соглашаются пойти за ним следом, уверенные, что он их выведет из леса и спасет. Уроженец древних племен, он уважал родовые традиции и был готов сделать все что угодно для улучшения благосостояния сородичей.
У Данко была мечта – прожить жизнь не для себя, а для окружения. И когда его племя заблудилось в лесу, он понял, что его миссия на земле может быть выполнена – он вынул свое горящее сердце и, освятив людям дорогу, спас их, при этом умерев. Данный подвиг причисляет Данко к героям, потому что не каждый может быть счастлив, исполняя чужие мечты. У Данко это получалось.
Однако, несмотря на все положительные стороны Данко, описанные выше, он жил в одиночестве и всегда конфликтовал с толпой. И все равно он отдает собственную жизнь, во имя спасения ближнего своего. Омрачает поступок Данко тот факт, что народ, который он спас, отнесся к его поступку не как к геройству, а как к обязанности. Данко, утративший все силы, падает на землю и последние секунды своей жизни смотрит, как люди, которых он спас, ликуют и радуются, не замечая, как он окровавленный умирает. И тут характер Данко показал себя с хорошей стороны – погибая, у него не было и грамма сожаления о содеянном. Данко прожил всю жизнь, строго придерживаясь своего принципа: жить во имя самопожертвования.
В образе этого героя олицетворено революционное начало, которое было характерно для того исторического периода, на просторах которого писал Максим Горький. Люди, которых загнали в места, не пригодные для жизни, — это воплощение рабочего класса, крестьяне, а Данко – солнечный луч в этом мракобесном подземелье, который готов умереть ради светлого будущего.
Слайд 122 группаНужно было уйти из этого леса, и для того
были две дороги: одна – назад, — там были сильные
и злые враги, другая – вперед, — там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота… Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче …Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, — Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?