Краткое содержание
Витя и Санька пошли гулять и кататься с обрыва. Главный герой серьезно намок и ночью тяжело заболел. У него был ревматизм и после переохлаждения проблема давала о себе знать. Бабушка сначала отругала непутевого внука, но потом начала его лечить. Но все ее усилия были напрасны, и Витя не мог встать с постели.
Накануне в школе предупредили о приезде фотографа. Дети были поражены, что снимать станут их. Не взрослых, не дома или другие важные моменты, а обычных школьников. После уроков они стали обсуждать, как нарядиться. Учитель с женой встретили фотографа и разместили его у десятника сплавконторы. Тот был человеком интеллигентным и воспитанным.
Ночь была тяжелой для Вити. У него очень болели ноги. Он кричал от боли, а бабушка обтирала его нашатырным спиртом. Утром стало очевидно, что мальчик надолго слег в постель. Он очень переживал из-за невозможности сфотографироваться. Когда Санька узнал о состоянии друга, то тоже отказался идти сниматься.
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых компанейских — Главные герои «Фотография, на которой меня нет»
- для самых занятых — Читательский дневник «Фотография, на которой меня нет»
Похожая примета
В какое время и где происходят события в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?
Признаки по которым можно опредедить время воспроизведения:
Из текста мы узнаём, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка
« Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки» . Решили садиться следующим образом : хорошие ученики – впереди, средние – в середине, плохие – назад, где их, может быть, будет и не разглядеть. Поняв, что Витя с Санькой явно попадут на задние ряды, они полезли в драку, а затем ушли кататься на обрыв, гикая, ругаясь, почти на погибель несутся они с горы, так захлестнула их обида.
Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии?
Представьте, что вы Санька, и передайте рассказ от его лица. ( Витя не смог идти, а Санька, который долго уговаривал бабушку отпустить друга, поняв, что Витя и шагу ступить не может, сам отказывается фотографироваться. Нелегко ему даётся это решение. Он чувствует свою вину, ведь с горы катались они с Витей вместе) .
Авторские афоризмы
«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»
«…Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»
«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет. »
«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»
«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш. »
«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»
Сюжет
В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну а отстающим ученикам было уготован последний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.
В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьёзно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.
Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилась и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.
Однажды к ним пришёл учитель и принёс Вите фотографию, на которой его не было. Он сохранил её на всю жизнь и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись с войны.
-
Что дарят в год быка 2021 приметы
-
Холодные руки у девушки примета
-
Вера в приметы синоним
-
Чирей на бороде примета
- Народные приметы на 21 апреля 2021 года
Список литературы Мотив инициации в рассказе В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка»
- Букаты Е. М. Поэтика художественного пространства в прозе В. П. Астафьева: «Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2002. 28 с.
- Валиева (Ибатуллина) Г. М. Рефлексия как основа образотворчества в системе чеховской прозы: дис. … канд. филол. наук. СПб., 1992. 201 с.
- Дусалина Л. А. Миф и сказка в рассказе В. Астафьева «Далёкая и близкая сказка» // News of science and education. 2018. № 10. С. 65–67.
- Егоров Б. Ф., Зарецкий В. А., Гушанская Е. М., Таборисская Е. М., Штейнгольд А. М. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения: сб. ст. Рига: Звайгзне, 1978. Вып. 5. С. 11–21.
- Ибатуллина Г. М. Сквозь призму образа: художественная рефлексия в поэтике русской литературы XIX–XX веков: монография. М.; Берлин: Директ — Медиа, 2017. 320 с. . URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480158 (25.03.2021).
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Баба — яга // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. А — К. С. 149.
- Калимуллин И. И. Особенности мифопоэтики детства в книге В. Астафьева «Последний поклон» // Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 31 июля 2013 г. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2013. С. 71–73.
- Ключникова И. В. Реализация мифологемы «дом» в рассказе «Людочка» и лирической повести в рассказах «Последний поклон» В. Астафьева // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология. Сборник статей по материалам VI международной заочной научно-практической конференции. Москва, 16–26 февраля 2017 г. М.: Международный центр науки и образования, 2017. С. 34–38.
- Ладыгин М. Б, Ладыгина О. М. Краткий мифологический словарь. М.: Полярная звезда, 2003. 223 с.
- Макрушина Ю. А. Архетипический образ бабушки в повествовании в рассказах «Последний поклон» В. П. Астафьева // Мировая литература глазами современной молодежи. Сборник материалов научно-практической конференции. Магнитогорск, 2016. С. 44–48 . URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28861843_37098824.pdf (25.03.2021).
- Неверович Г. А. Архетипическая мифологема «свой / чужой / другой» в художественном мире детства деревенской прозы (В. П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58). С. 33–35.
- Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.
- Телегин С. М. Миф и Бытие. М.: Компания Спутник+, 2006. 320 с.
- Тюпа В. И. Фазы мирового археосюжета как историческое ядро словаря мотивов // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: от сюжета к мотиву. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1996. С. 16–23.
- Шевцова Д. М. Мифопоэтический образ дерева в цикле рассказов В. П. Астафьева «Последний поклон» // Грехнёвские чтения: словесный образ и литературное произведение: сб. науч. тр. Нижний Новгород: Книги, 2010. С. 252–255.
Проблематика
В рассказе “Фотография, на которой меня нет” Астафьев выдвигает ряд важных проблем, которые актуальны как для времени, описанного в произведении, так и для современности:
Мне нравитсяНе нравится
Тяжелые условия жизни в сельской местности: Одной из главных проблем, поднятых автором, является тяжелое положение села. Жители села живут в нищете и отсталости от городской среды. Это отражается на их быту, образовании, и качестве жизни. Дети лишаются доступа к элементарному образованию из-за отдаленности от школ.
Семейные конфликты: Бедность и нехватка жилья заставляют семьи делить один дом, что приводит к ссорам и конфликтам. Эта проблема демонстрирует, как экономические трудности могут оказать негативное воздействие на семейные отношения.
Сохранение памяти о прошлом: Автор поднимает важную тему бережного отношения к собственным воспоминаниям
Он утверждает, что прошлое имеет важное значение для формирования будущего
Эта проблема акцентирует внимание на значимости сохранения и передачи культурного наследия. Низкий уровень здоровья и медицины: В рассказе дети болеют, но доступ к квалифицированной медицинской помощи ограничен
Это отражает проблемы сельских медицинских услуг и обеспечения здоровья в сельской местности
Мне нравитсяНе нравится
Астафьев использует свой рассказ, чтобы привлечь внимание к этим социальным проблемам, акцентируя важность их решения и подчеркивая, что они остаются актуальными не только для прошлого, но и для современного общества. Эти проблемы вызывают читателей задуматься о важности социальной справедливости, образования, семейных ценностей и сохранении культурного наследия
Жанр, направление
Свой известный рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев включил в большое произведение «Последний поклон». По жанру оно является повестью, которая включает в себя несколько рассказов.
Каждый читатель осознает, что рассказ является автобиографическим, ведь в персонаже читатели узнают черты родных и близких людей писателя. Автор создавал произведение, вложив в него свою душу.
Направление творчества Астафьева — реализм. Автор описывает реальный эпизод из своей биографии, никак не приукрашивая действительность. Все герои ведут себя естественно, обстоятельства их жизни типичны.
Краткий анализ
Год написания – 1968 г.История создания – Приезд из города фотографа фотографировать сельских школьников. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.
Тема – В своём рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к её истории, тему дружбы.
Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идёт от лица рассказчика – сначала маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.
Жанр – Автобиографический рассказ.
Направление – Реализм.
Чему учит?
Рассказ Астафьева является очень поучительным. Так, он учит каждого не бояться идти на жертвы ради дружбы. Санька смог отказаться от желаемого и неповторимого ради друга
Герой осознал важность этого поступка не только для заболевшего товарища, но и для самого себя. Поступок Саньки представляет собой прекрасный пример милосердия, преданности и самоотверженности
Астафьев заставляет задуматься о том, почему важно хранить теплые воспоминания о близких. Эта память о бабушке, друге, учителе стала нравственным ориентиром рассказчика, его талисманом на жизненном пути
Поведение этих добрых и преданных людей показало ему, как нужно себя вести в будущем.
Доклады по литературе
-
: «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова
(739)
М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обращается к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.
Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермонтов размышляет о сущности поэтического… -
: «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века
(1233)В сложное для России время, в период политического перелома, в сложных социально-бытовых условиях русские поэты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.
Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике…. -
«Житие Александра Невского» — великий памятник литературы Древней Руси
(779)Литература Древней Руси — предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних литератур Европы — древнее, чем французская, английская, немецкая. Ее истоки исследователи относят к X веку.
В древнерусской литературе, пишет… -
«Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»
(760)В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель — прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, — это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», роман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На…
-
«Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл
(669)Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику…
-
«И милость к падшим призывал…». В.А. Жуковский и декабристы
(602)Василий Андреевич Жуковский — широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской литературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и поэм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как…
-
«Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова
(1120)Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, простого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихотворение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического…
-
«Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя
(622)Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, историю и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым человеком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в последние годы жизни — в Москве. Он очень…
-
«Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина
(796)В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов.
Связаны рассказы в основном с Мещерским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отразились и детские впечатления писателя, знание им деревенской жизни.
За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано… -
«Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года
(840)В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил генеральную схватку с Наполеоном.
В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в самой кровопролитной и решающей битве — в сражении под Бородино 26 сентября 1812 года.
Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский рассказал о том, что произошло…
Тема
Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.
Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время.
Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится
На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия
В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Суть: о чем рассказ?
В далекое сибирское село приехал фотограф — большое событие для жителей! Главные герои, не самые усердные ученики, поняли, что их на фото посадят в последний ряд. Расстроившись, они решили заглушить горе катанием на санках. И рассказчик застудил ноги, слег и не смог присутствовать на фотосессии. Все бабушкины старания вылечить ребенка привели лишь к тому, что он окончательно выбился из сил. Его друг из солидарности тоже никуда не пошел. Мальчики заплакали.
Мальчик болел еще неделю. Но учитель навестил его и принес фотографию на память о классе. Теперь она очень дорога рассказчику. Подробный пересказ представлен здесь.
Проблемы
Проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлена в списке:
- Основная проблема — тяжелые условия жизни села. Люди живут очень бедно, их быт осложняется отсталостью деревни от города и всего остального мира. Из-за отдаленности от городской среды дети не получают элементарных школьных предметов, а значит, их образование хуже городского.
- Также автор затрагивает проблему семейных конфликтов. Из-за бедности люди вынуждены делить один дом на две семьи, из-за этого случаются ссоры, которые осложняют жизнь всему дому.
- Также автор поднял проблему памяти о прошлом. Астафьев утверждает, что к своим воспоминаниям нужно относиться бережно, ведь без них, по мнению писателя, не может быть будущего.
- Низкий уровень здоровья и медицины. Ребенок уже болен ревматизмом, и ему нечем помочь. Только народные средства и самолечение есть в наличии у жителей села.
Композиция
Композиция произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет» является уникальной, ведь в нем присутствует два рассказчика. Читатель видит события довоенного периода глазами наивного ребёнка, который искренне мечтает о светлом и счастливом будущем.
В конце повествования перед читателем предстаёт в роли рассказчика взрослый человек. Теперь читатель наблюдает за событиями глазами человека, который пережил все тяготы военного времени и потерял близких людей. Автор в своём произведении описал довоенное время и период кровопролитных событий. Особенность композиции рассказа состоит в том, что в произведении отсутствует описание непосредственно военной трагедии, автор лишь это подразумевает.
Темы
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» писатель продемонстрировал условия существования деревни в Сибири накануне войны. И не только…
- Основная тема рассказа — память о детстве. Рассказчик делится трогательной историей, которая запомнилась ему на всю жизнь. Он показал, что человек помнит не столько фото или приезд фотографа в родное село, сколько дружбу, любовь и заботу, которые окружили его в тот период. Из-за болезни герой не попал на фото, но он почувствовал отношение близких именно благодаря ей.
- Центральное место в рассказе занимает тема родственных отношений. Именно их должен ценить каждый человек. Тема семьи очень важна в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Когда мальчик оказался в беде, его выручили родные люди.
- Помимо этого, Виктор Астафьев в произведении затронул тему преданности и взаимоуважения. Саня не пошел фотографироваться, чтобы не обидеть друга.
- Тема дружбы раскрыта весьма основательно. В деревню отправляется городской фотограф. Это является очень радостным событием для жителей деревни. Однажды главный персонаж рассказа из-за болезни не смог пойти в школу. Бабушка очень старалась излечить мальчика, однако из-за болезни он стал прикованным к постели. Друг Вити Саня, видя, что он не в состоянии идти, принимает решение отказаться от съёмки. В этом и заключается истинная дружба. Санька продемонстрировал преданность своему товарищу.
- Тема учителя и его призвания тоже заслуживает нашего внимания. Преподаватель в деревне не получал существенной выгоды от своего занятия, но находил время и силы на каждого ученика. Несмотря на лишения и плохие условия, человек достойно выполнял свою работу и не ограничивался формальным долгом. Он готов был проявить отзывчивость и заботу, даже если ребенок не отличался особым прилежанием.
Главные герои и их характеристика
В своем произведении Виктор Петрович изобразил быт и жизнь крестьян в сибирской деревне. Главные герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлены в списке:
- Главным персонажем рассказа является мальчик, от лица которого ведется повествование. Мальчик живёт с дедушкой и бабушкой. Герой не показывает хорошего поведения, он обожает проказничать, поэтому его оценки в школе далеки от идеала. Он не отличается здоровьем: от матери унаследовал ревматизм и обычно долго не мог поправиться. Однажды он заболел, в результате чего не оказался на памятном снимке. Главный персонаж переживал из-за того, что не попадёт на важный снимок. Поэтому ночью он крепился и старался не плакать, чтобы все-таки попасть в школу. Но этого ему сделать не удалось. Учитель принёс ему фотографию на память. В итоге у мальчика навсегда осталось воспоминание об этом событии.
- Саня — друг главного героя. Он преданный и надежный товарищ, ведь пожертвовал своим правом на снимок ради спокойствия друга.
- Особую роль в произведении играет образ учителя. Автор показал вежливого и доброго человека с грустными глазами. Листая страницы известного произведения, читатель замечает, что к учителю жители деревни проявляли большое уважение. Учитель полностью отдавался своей работе. Он добросовестно обучал и воспитывал деревенских ребят, не имея даже элементарного инвентаря. Учитель продемонстрировал свое сопереживание к Вите, когда принёс ему памятную фотографию. Он не ограничился формальным долгом, а проявил участие к ребенку.
- Бабушка — добрая и волевая женщина, которая прилагала большие усилия, чтобы вылечить внука.