Видео: «капустное чудо» (10+)
Как и писатели-реалисты конца XIX — начала XX века, Л
Улицкая не приурочивает действие к рождеству, рассматривая чудо как случай и сосредотачивая внимание на послевоенном быте и ежедневных действиях человека
Однако сквозь быт постоянно мерцает бытие, а «чудо» оказывается наградой человеку за всю его жизнь, пусть даже пока такую коротенькую, как у героинь рассказа, при этом «чудеса» у Л. Улицкой множатся, переплетаются, выстраивая картину мира, нормальным состоянием которого является гармония — как в мире семейном, так и в «большом» мире.
При этом самым главным чудом в то послевоенное время, о котором и написан цикл, является сама жизнь.
Людмилы Улицкой «Капустное чудо»
1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
В начале рассказа чувствуешь сострадание к девочкам, но «чудо, которое случается с девочками, заставляет верить в божью милость и справедливость».
2. Как девочки оказались у старухи Ипатьевой?
«К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было».
3. Почему Слониха хотела сдать девочек в детдом?
Старуха Ипатьева плохо передвигалась, и чтобы как-то жить, брала швейную работу на дом: «если повезет, то из нового, но больше кому перелицевать, кому починить». Скорее всего, Слониха думала, что не может прокормить двух девочек в трудное послевоенное время.
4. Какова роль деталей в характеристике детей?
Автор подчеркивает простоту и бедность детей: «Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками <…> ботики были дареные, изношенные, тепла не держали».
5. Какое происшествие произошло у овощного ларька?
Когда очередь дошла до девочек, Дуся обнаружила пропажу денег: «…Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее – вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. Ее охватил ужас.
– Тетенька! Я деньги потеряла! – закричала она. – По дороге потеряла! Я не нарочно!»
6. Как вы думаете, почему из взрослых никто не помог девочкам?
Никто из взрослых не предложил свою помощь в том, чтобы купить капусту детям и проводить их до дома, где старуха смогла бы вернуть деньги. В этом эпизоде автор подчеркивает черствость и равнодушие взрослых людей к чужому горю.
7. Почему же именно Дусе и Оле явилось «капустное чудо»?
Девочки терпеливо ожидали своей очереди у дощатого ларька, чтобы вернуться домой с мешком капусты. Смирение и терпение всегда должны быть вознаграждены. Людмила Улицкая отсылает нас к традициям святочного рассказа, где чудо – это обязательное явление. В данном рассказе чудо возникает в виде двух кочанов капусты, случайно выпавших из проезжавшего мимо грузовика.
8. В каких произведениях русской литературы встречается мотив рождественского чуда?
Мотив рождественского чуда появляется в рассказах Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», Л.Н. Андреева «Ангелочек», А.П. Чехова «Ванька»
9. Почему Ипатьева беспокоилась за девочек?
После долгого отсутствия девочек Старуха Ипатьева стала беспокоиться. Девочки стали ей родными, Слониха привязалась к ним: «она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слёзы кривым ситцевым лоскутом:
– Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала…Пропали, пропали девчонки мои…Цыгане свели или кто…».
10. Что важнее: деньги или жизнь девочек?
Девочки переживали из-за потерянных денег и не знали, как об этом сообщить старухе Ипатьевой: «Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!» В это время Слониха совершенно не думала о деньгах, она переживала за своих девочек. Поэтому можно сделать вывод о том, жизнь любого человека важнее материальных ценностей.
11
Почему важно помогать людям в трудных ситуациях?. Помочь словом или делом – несложно
Помогая другим, человек помогает себе стать добрее и милосерднее
Помочь словом или делом – несложно. Помогая другим, человек помогает себе стать добрее и милосерднее.
Образ протагониста и его символика
Протагонистом рассказа «Капустное чудо» является семья, которая переезжает на новое место жительства в поисках лучшей жизни. Главный герой этой семьи – отец, который становится символом трудолюбия и приспособляемости. Он несет на своих плечах груз ответственности за благополучие своей семьи и готов на все, чтобы достичь своей цели – создать лучшее будущее для своих детей. Его поступки, его труд и упорство, его готовность к жертвам – все это напоминает о том, что человек может преодолеть любые трудности, если у него есть цель.
Кроме того, отец является символом традиций, которые скрываются под необычайно простыми вещами. Так, например, для главного героя капуста становится символом доброты, скромности и упорства. Он заботится о ней, пока она не превращается в настоящее чудо и не становится для него мощным символом настоящей любви к жизни и семье. В то же время капуста скрывает в себе глубокий смысл, указывающий на возможность преодоления любых трудностей и преград на пути к светлому будущему.
Таким образом, образ протагониста и его символика становятся центральными моментами рассказа «Капустное чудо» Людмилы Улицкой. Этот рассказ даёт нам понять, что жизнь – это то, что мы из неё делаем, и что все возможности лежат в наших руках.
Анализ рассказа Л. Е. Улицкой «Капустное чудо»
Анализ текста Л. Улицкой «Капустное чудо»
Человеческая жизнь богата историями и событиями. Наверное, именно поэтому она является предметом внимания писателей. Зачастую даже обычный поход в магазин – это сюжет для произведения на актуальную тему. Поучительный рассказ всегда поможет найти лучшее решение, ведь над ним кропотливо трудился писатель, хотевший, чтобы задумка, проблема, мысль были поняты людьми.
К числу литературных деятелей, которые пишут произведения на важные темы, относится и Л. Е. Улицкая. Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, в городке под названием Давлеканово, куда была эвакуирована ее семья. По национальности – еврейка. По профессии – биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы – человеческие жизни, судьбы людей. Многие произведения она связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своем, то, что она пережила в детские годы, время детей, рожденных в конце сороковых. Подтверждение тому – рассказ «Капустное чудо»
Данный рассказ был написан в 2003 году. По характеру содержания произведение относится к рассказам с бытовым содержанием, однако встречаются элементы сказочного. Темой автор избирает свершение чуда, скрытую привязанность людей друг к другу, которая познается в трудной ситуации. Мысль произведения можно выразить фразой: «Любите и цените друг друга». В основу сюжета рассказа положен поход детей за капустой: «Две маленькие девочки, обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь». Главные герои – сестры Дуся и Оля. Действие происходит осенью. Конец ноября. Послевоенные годы, сорок пятый – сорок шестой год, сопровождающийся разрухой, голодом, сиротством. Это тяжелое время, неуютный мир, который автор передает эпитетами: «позднее ноябрьское утро», «беспросветно-темная очередь», «тяжелые темно-красные флаги», «вьюжный ветер», «бурые промерзшие листья», которые помогают раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, ее беззащитности, разорванности, гонимости. Еще одна важная деталь – это картинка с нарисованным желтым зубастым японцем, которая как бы стала символом жестокости мира, насмешки судьбы, ее злой шуткой. С помощью приема олицетворения оживает десятирублевка: «измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой». Так писательница хотела сказать, что справедливость все чаще оттесняется неправдой, бесчестностью, несправедливостью. А добрый мир наполнен другими эпитетами: «белый снег», «бело-голубая капуста», «светло-голубые глаза», «бело-голубое сияние». Основные цвета – белый и голубой, как символ спокойствия и честности. Здесь снег оживает и превращается в доброго волшебника: «Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее».
Сюжет рассказа «Капустное чудо»
Сюжет рассказа незамысловат и очень прост. Главными героями рассказа являются две девочки, Ольга и Авдотья, которые в результате Великой Отечественной войны остались без родителей. Отец их умер на фронте, мать умерла спустя год, а сами девочки попали к их дальней родственнице, Ипатьевой, которая, хоть и заботилась о них, относилась к ним без теплоты и без привязанности.
При этом девочки помогали женщине и делали всю работу по дому: ей самой, в силу ее возраста, это давалось уже тяжело. Завязка рассказа начинается в тот момент, когда девочки идут купить капусту. У них есть лишь десять рублей, и этого должно хватить, но, пока девочки идут к фургону, купюру они теряют: она вываливается из дырки в кармане, и там остается только свернута бумажка с изображением ухмыляющегося японца. Эта бумажка как будто насмешка над девочками, которые не могут вернуться домой, ничего не купив, и очень из-за этого переживают.
Но судьба распорядилась иначе: девочкам везет и из уезжающего фургона выпадают два кочана капусты. И это чудо для девочек – всего лишь символ. Еще одно чудо случается в это день с Ипатьевой, которая к концу рассказа также видит и чувствует это чудо, но для нее этим чудом становятся сами девочки, в которых она наконец смогла разглядеть не просто детей, а чистые и невинные, искренние и любящие души. В то же время, хоть на первый взгляд произведение и кажется завершенным, финал рассказа все равно остается открытым.
Религиозная тема
Улицкая предельно конкретизирует пространственно-временной аспект сюжета. Перед читателем рисуется ноябрьский послевоенный день. Тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника указывают на то, что события происходят как раз после праздника Великой Октябрьской революции (7 ноября). Одежда, быт и длинные очереди за продуктами позволяют восстановить характерную для того исторического периода обстановку и дух самой эпохи с максимальной точностью и достоверностью.
Примечательно, что автор трансформирует один из центральных признаков жанра – календарную приуроченность события к дням Святочной недели. Тем самым автор размыкает временные граница жанра, усиливая мотив чудесного: чудо свершается в исторических и бытовых условиях, которые противоречат и законам жанра, и читательским ожиданиям. Чудо возникает вопреки обывательским штампам и исторической логике.