Сюжет рассказа
Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.
Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.
Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.
Совсем один
Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.
Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.
В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:
- яблоками;
- мандаринами;
- хлопушками;
- конфетами.
Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.
На своих страницах русский писатель хотел показать жестокость людей. Этой мыслью он руководствовался при написании литературного произведения «Мальчик у Христа на елке».
Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.
Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.
Праздник на небесах
После того как ребенок покинул богатый дом, он остановился возле витрины магазина. На прилавке были расставлены удивительные куклы с механическим устройством внутри. Ребенок засмотрелся на игрушки и в этот момент с него силой содрали его халатик.
Сильный мороз вынудил его опять искать новое прибежище, в итоге он оказался во дворе. Мальчик спрятался за поленницей дров и задремал. Во сне ему мерещится теплый и красиво украшенный зал, в центре которого стоит огромная рождественская елка, а он водит вокруг нее хоровод. Вместе с ним кружатся прелестные ангелы, которые обнимают и целуют его.
На праздник к Христу пришла и мама главного героя, а также другие детки, у которых в земной жизни этой елки никогда не было.
Пересказ сказки на этом не заканчивается. С утра тело нищего мальчика находит в подворотне дворник. Ребенок умер, замерзнув на холодной улице, но этого наверняка бы не случилось, если бы люди вовремя оказали ему необходимую помощь.
Вот такой печальный, но душевный сюжет получился у романа «Мальчик у Христа на елке». Многие читатели по достоинству оценили сочинение Достоевского, в нем есть смысл, каждый отрывок пробуждает в человеке чувство сострадания, текст трогает до глубины души. Что касается критики, то книга получила множество хороших отзывов. Положительную оценку дали следующие издания:
- «Петербургская газета»;
- «Санкт-Петербургские ведомости».
Автор пишет свой рассказ, специально не называя имен главных действующих лиц. Его основная задача заключалась в том, чтобы показать, насколько важна тема человеческого равнодушия. Писатель призывает читателя стать добрее, отзывчивей и благороднее, не проходить мимо чужих бед и несчастий. Только тогда мир станет лучше.
По рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»(Проблема детских страданий в мире взрослых) (ЕГЭ по русскому)
В рассказе Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке» ставится проблема детских страданий в мире взрослых.
Главный герой произведения – маленький мальчик, которому хочется найти место в окружающем мире. Но этому миру он оказывается не нужен. В городе все «кричат, бегут и едут», ночью светло, как днем, а от людей, которых встречает одинокий ребенок на своем пути, он видит либо равнодушие, либо угрозу. «Блюститель порядка» отвернулся, прошел мимо, «большой злой мальчик» ударил, барыня дала ему в руку копеечку, а сама «отворила ему дверь на улицу». В итоге герой погибает, замерзнув на каком-то дворе.
Автор сочувствует мальчику и жалеет его. В его гибели и страданиях он винит взрослых людей, которые проявили равнодушие и бесчеловечность по отношению к ребенку. Ведь дети очень уязвимы и беззащитны. И взрослые об этом забывать не должны.
Я согласна с позицией писателя.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Дети не должны умирать от холода и голода, от людского равнодушия, как герой рассказа Ф.М. Достоевского. Ведь главное в жизни – это добро и сострадание, именно на них держится наш мир
Поэтому взрослые люди должны оберегать детей, окружать заботой, вниманием и помогать преодолевать им жизненные трудности
Проблема детских страданий поднималась часто в литературных произведениях.
В произведении А.П. Чехова «Ванька» идет речь о девятилетнем мальчике, которого отправили на ученье в город к сапожнику. Там его бьют, не кормят досыта. Он даже не может спать по ночам, так как качает люльку с ребенком. Мальчику плохо у сапожника, ему хочется вернуться домой, к дедушке. И он пишет ему письмо, где описывает свои страдания. Но дедушка не приедет и даже не узнает о переживаниях Ваньки. Ведь такого почтового адреса, который написал мальчик на письме, не существует. И про обиду и боль героя рассказа никто не узнает.
Данные примеры показывают нам, что каждый человек способен изменить мир и сделать его лучше, добрее и благороднее. Он только должен приложить усилия. Именно так считал Ф.М.Достоевский, утверждая о том, что человек не имеет права проходить мимо несчастий, происходящих рядом с ним, так как он несет ответственность как за свои собственные поступки, так и за любое зло, которое происходит в мире.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16249
Источник
Анализ 2
Достоевский на канун нового 1876 года с маленькой дочкой отправляется на Елку, организованную клубом художников. Там он встречает недалеко нищего мальчика, все это он запишет в «Дневнике писателя», один из рассказов получит название «Мальчик у Христа на елке»,
Критики воспринимают произведение на ура, некоторые называют его настоящим шедевром. С особым трепетом к рассказу относится и сам автор, читателям трагическая история тоже приходится по душе. Это произведение успели выпустить 22 раза в разных изданиях.
Жанр произведения критики определяют, как «святочный рассказ», он особенно характерен для русской литературы того времени. Тут проявляются и основные характеристики данного жанра, он описывает доброе и чудесное событие, которое может изменить жизнь к лучшему, а также присутствие маленького мальчика, который напоминает о новорожденном Иисусе. События развиваются под Рождество, а все думают, что должен быть хороший конец.
Автор учел фактически все характеристики, кроме того, что автор не написал хорошего финала. Достоевский решил, что не стоит приукрашивать серьезную реальность. Он прекрасно знает, что ждало бы мальчика, если бы он не замерз на улице, его бы скорее всего отправили в колонию.
Достоевский специально сгущает краски, он сравнивает подвал с вертелом, там оказалась женщина, которую он изображает мертвой. Она не смогла найти приюта ни себе, ни своему ребенку.
В Рождество все обычно помогают бедным и тем, кто обездолен. Все слои общества придерживаются такой традиции, но мальчик, который замерзает на улице не встречает такого сочувствия и деятельного отношения.
То, что шестилетний мальчик умирает от голода и холода, становится преступлением целого общества. Сюда относится и старуха, которая отказалась от него в подвале, и правоохранительные органы, и продавцы, работающие в кондитерской, а также другой мальчик, который ударил мальчика и даже срывает с его тела картуз.
Никто не знает, где развиваются трагические события, хотя некоторые догадываются, что события получают развитие в колорите Петербурга.
Достоевские делает это намеренно, он также не называет имя мальчика, скрывает его намеренно, чтобы показать, что данные события могут произойти абсолютно с любым человеком, поэтому нужно заботиться обо всех, проявлять сочувствие не только в рождественскую пору, но и круглый год.
Тезисы
- Доброта и жестокость это две крайности человеческой души. Доброта помогает человеку сохранять тепло и свет в своем сердце, согревая при этом окружающих. А жестокость способна разрушать не только душу самого человека, но и жизни близких ему людей.
- Каждый человек должен самостоятельно сделать выбор между этими двумя полюсами, помня, что этот выбор имеет большое значение.
- Положительные жизненные впечатления помогают верить в добро, ведь они подкрепляют нашу веру в то, что мир достоин отзывчивости и милосердия.
- Доброта проявляется в поступках, которые делают мир лучше: во взаимопомощи, отзывчивости, дружеском участии.
- Жестокость — это намеренно злое и агрессивное отношение к людям.
- Жестокость проявляется в насилии, агрессии и гневе, которые вредят окружающим.
- Жестокое отношение к людям может быть выражено в равнодушии и цинизме, ведь эти явления приводят к тому, что люди мирятся со злом и даже потворствуют ему.
- Жестокость разрушительна по своей природе: она делает людей холодными, черствыми и циничными, превращает весь мир в руины.
- Жестокий человек всегда готов попрать интересы других ради своих собственных и проявить агрессию даже к тем, кто не может себя защитить.
Кстати, у нас есть целая подборка аргументов на тему: «Какого человека можно назвать добрым?».
2 вариант
Автор невольно заставляет нас посмотреть на мир вокгур глазами шестилетнего ребенка, почувствовать его переживания, испытать его эмоции. Текст пестрит словами наподобие копеечка, халатик, куколка, скрипочка и т. д., чтобы получше передать атмосферу произведения, а также чувства и ощущения главного героя.
Весь рассказ построен на контрасте светлого и темного: бедный подвал с мертвой женщиной сменяется яркими пред рождественскими улицами, где все роскошно и богато. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир с елкой, вкусными пирогами и игрушками скрыт от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире.
Контраст двух елок добавляет рассказу свою уникальность. Яркая елка, на которой мальчику не нашлось места, сменяется елкой Христа, где ребенок чувствует себя любимым, нужным, он чувствует , что окружен заботой. На этом торжестве нет обездоленных, всем весело, улыбается мать, не почувствовавшая счастья в своей жизни.
Читатель невольно придет к выводу, что если кому-то не удалось найти сочувствие на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.
Рождественская библейская история также помогает читателю задуматься, понять то, что жестокость и холодное сердце людей осталось такими, как и много тысяч лет назад.
Как писать сочинение по рассказу Достоевского Мальчик у Христа на елке?
Мотив нравственного преступления в рассказе Ф, М. Судьба беспризорных детей Петербурга. Читая эти строки, невозможно не испытать щемящей боли и чувства бессильного гнева на несовершенство мира и человека.
Рассказ о нескольких последних часах жизни маленького мальчика вызывает едва ли не больше эмоций, чем пространный роман, переполненный описаниями кровавых ужасов. И в этом — сила гения Достоевского. Маленькому мальчику из рассказа хочется найти для себя местечко в этом гро-мадном мире, которому он оказался почему-то чужд. Как знать, возможно, попади этот мальчик не в огромный густонаселенный город, а на необитаемый остров, ему с большей долей вероятности удалось бы выжить.
В описаниях мытарств мальчика каждый штрих — новая боль, все более усили-вающая эмоциональную бурю в душе читателя. Что преступнее?
Что больше попирает все нравственные каноны? Но затем читатель понимает, что смерть для этого мальчика была единственно возможным исходом. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия.
Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь… Герой же рассказа — невинный, не ведающий ничего дурного, воспитанный в любви и заботе ребенок.
Для автора предпочтительнее уход этого ребенка в иной мир, пусть даже его и не существует… Если говорить о мотиве нравственного преступления в связи с этим рассказом, то хочется сказать, что речь здесь идет не о преступлении отдельного человека или нескольких людей, а о преступлении человека вообще, каждого человека, живущего или когда-либо жившего на земле.
Не потому ли мы и сейчас, спустя полтора столетия, читая эти строки, проникаемся все той же невыразимой мукой и стыдом, какой охватывал самого автора? В том, что по улицам в страшный мороз снуют маленькие мальчики, едва одетые в тряпье, в том, что несчастные дети, зачастую ставшие сиротами при живых родителях, вынуждены попрошайничать, воровать, бродяжничать… Достоевский и с себя не снимает ответственности за существование в нашей жизни жизни цивилизованной!
Кроме того, каждый читатель становится сопричастен к этому великому нравственному преступлению, ответственен за страдания и гибель ребенка, ибо всякий, кто пробегает глазами по строкам рассказа, не может не осознавать, что и в ту минуту, когда он читает это повествование, где-то есть бесприютные, голодные, трепещущие от страха, терпящие боль и холод дети.
И еще читатель явственно осознает вдруг, что иногда и самой малости достаточно, чтобы умерить это страдание. Ведь протяни хотя бы один человек руку иззябшему ребенку а он пробегал мимо десятков, сотен людей , все могло бы сложиться по-иному.
Анализ 2
Достоевский на канун нового 1876 года с маленькой дочкой отправляется на Елку, организованную клубом художников. Там он встречает недалеко нищего мальчика, все это он запишет в «Дневнике писателя», один из рассказов получит название «Мальчик у Христа на елке»,
Критики воспринимают произведение на ура, некоторые называют его настоящим шедевром. С особым трепетом к рассказу относится и сам автор, читателям трагическая история тоже приходится по душе. Это произведение успели выпустить 22 раза в разных изданиях.
Жанр произведения критики определяют, как «святочный рассказ», он особенно характерен для русской литературы того времени. Тут проявляются и основные характеристики данного жанра, он описывает доброе и чудесное событие, которое может изменить жизнь к лучшему, а также присутствие маленького мальчика, который напоминает о новорожденном Иисусе. События развиваются под Рождество, а все думают, что должен быть хороший конец.
Автор учел фактически все характеристики, кроме того, что автор не написал хорошего финала. Достоевский решил, что не стоит приукрашивать серьезную реальность. Он прекрасно знает, что ждало бы мальчика, если бы он не замерз на улице, его бы скорее всего отправили в колонию.
Достоевский специально сгущает краски, он сравнивает подвал с вертелом, там оказалась женщина, которую он изображает мертвой. Она не смогла найти приюта ни себе, ни своему ребенку.
В Рождество все обычно помогают бедным и тем, кто обездолен. Все слои общества придерживаются такой традиции, но мальчик, который замерзает на улице не встречает такого сочувствия и деятельного отношения.
То, что шестилетний мальчик умирает от голода и холода, становится преступлением целого общества. Сюда относится и старуха, которая отказалась от него в подвале, и правоохранительные органы, и продавцы, работающие в кондитерской, а также другой мальчик, который ударил мальчика и даже срывает с его тела картуз.
Никто не знает, где развиваются трагические события, хотя некоторые догадываются, что события получают развитие в колорите Петербурга.
Достоевские делает это намеренно, он также не называет имя мальчика, скрывает его намеренно, чтобы показать, что данные события могут произойти абсолютно с любым человеком, поэтому нужно заботиться обо всех, проявлять сочувствие не только в рождественскую пору, но и круглый год.
Вступление
Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.
Ребенок, просящий милостыню, сам себя называл «мальчик с ручкой». Принесенные деньги родители тут же пропивают. Иногда, чтобы посмеяться над ребенком, ему насильно вливают в рот водку, и он от этой отравы, задыхаясь, бессильно падает на пол. Когда мальчики подрастают, их отправляют работать на фабрику, деньги у них отбирают и снова пропивают. Чтобы выжить, дети пускаются воровать и быстро привыкают к жульничеству, даже не понимая, что совершают преступление.
Популярные сегодня темы
- Сравнительная характеристика двух одноклассников (двух друзей) сочинение 8 класс
Каждый человек индивидуален по-своему. Мы все отличаемся друг от друга внешними качествами, характером, привычками. У каждого свой вкус и свои взгляды на все, что происходит вокруг.
- Образ и характеристика капитана Сливы в повести Поединок Куприна
В произведении «Поединок» А.И. Куприн раскрыл перед читателем реальность царской армии начала 20-го века, отличавшейся жестокостью и насильственным отношением к солдатам, которых считали рабами
- Что общего между мечтой и реальностью? Итоговое сочинение
Мечта и реальность, что же это такое? Мечта это то что мы придумываем себе изо дня в день, то что мы хотим, это вымысел и у каждого он свой. Это наш личный внутренний мир, наши фантазии
- Сочинение по произведению Хемингуэя Старик и море
Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хеменгуэй написал очерк «На голоубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хеменгуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести
- Образ и характеристика Доримены в комедии Мольера Мещанин во дворянстве сочинение
Одним из основных персонажей произведения является маркиза Доримена, представляющая собой вдовствующую представительницу аристократического круга.
Мотив нравственного преступления в рассказе Ф, М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Рассказ «Мальчик у Христа на елке», как мне кажется, можно назвать одним из самых гуманистических и вместе с тем одним из самых жестоких произведений Достоевского. Читая эти строки, невозможно не испытать щемящей боли и чувства бессильного гнева на несовершенство мира и человека. Рассказ о нескольких последних часах жизни маленького мальчика вызывает едва ли не больше эмоций, чем пространный роман, переполненный описаниями кровавых ужасов. И в этом — сила гения Достоевского.
Маленькому мальчику из рассказа хочется найти для себя местечко в этом гро-мадном мире, которому он оказался почему-то чужд. Как знать, возможно, попади этот мальчик не в огромный густонаселенный город, а на необитаемый остров, ему с большей долей вероятности удалось бы выжить. Ведь на невиданно широких улицах, где все «кричат, бегут и едут», где и ночью светло как днем, от людей, во множестве встречавшихся на его пути, одинокий ребенок видел либо равнодушие, либо угрозу.
В описаниях мытарств мальчика каждый штрих — новая боль, все более усили-вающая эмоциональную бурю в душе читателя.
Что преступнее? Явная жестокость «большого злого мальчика», ударившего и пнувшего малыша, который забылся, заглядевшись на «куколок» или неявная бес-человечность «блюстителя порядка», который прошел мимо и «отвернулся, чтоб не заметить мальчика»? Что больше попирает все нравственные каноны? Явная злоба помирающей в углу старушонки или неявное бездушие барыни, которая «подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу»?
Апофеоз этой эмоциональной бури наступает при чтении строк о елке: «А что это? Ух, какое больше стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то».Та «Христова Елка», на которую в конечном итоге попадет мальчик, несравнимо прекраснее, но это не может успокоить всколыхнувшуюся душу читающего, ибо Та Елка не реальна. Но если и найдется такой читатель, который предпочтет утешиться перспективой приглашения ребенка на «Христову Елку», то в последних строках Достоевский лишит иллюзии и его: «Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет?»
Как тут не вспомнить горячую исполненную неизбывной яростной тоски «про-поведь» Ивана Карамазова, который отказывается принять высшую мировую гармонию, если она стоит «слезинки хотя бы одного только замученного ребенка».
Таким образом, Достоевский силой своего «жестокого» таланта простирает мотив нравственного преступления далеко за пределы своего короткого повествования и делает это не менее гениально, чем в своих крупных романах. Рассказ в очередной раз подтверждает убеждение автора: «Человек, на поверхности земной не имеет права отвертываться и игнорировать то, что происходит на земле, и есть высшие нравственные причины на то».
Федор Михайлович Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
Мотив нравственного преступления в рассказе Ф, М. Судьба беспризорных детей Петербурга. Читая эти строки, невозможно не испытать щемящей боли и чувства бессильного гнева на несовершенство мира и человека. Рассказ о нескольких последних часах жизни маленького мальчика вызывает едва ли не больше эмоций, чем пространный роман, переполненный описаниями кровавых ужасов. И в этом — сила гения Достоевского.
Аум 2 года назад Небольшой рассказ Достоевского Мальчик у Христа на елке — выдающееся гуманистическое произведение. Показывая холодное равнодушие окружающих людей к судьбе шестилетнего малыша, автор вызывает отзывчивость в душах всех неравнодушных читателей. Автор и сам строг к детям тяжелой судьбы — он мало верит в то, что из таких детей, видящих самое дно городских трущоб, вырастут настоящие граждане… В то же время рассказ способен пробудить настоящие чувства, вызвать слезы.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: МОЙ РУССКИЙ НА 100 // РЕСУРСЫ + ЛАЙФХАКИ
«Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке».
Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.
Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.
Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.
По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.
В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.
Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.
Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.
Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик» и т. д.
Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.
Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном
Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад
Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.
«Мальчик у Христа на елке»: анализ
Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.
Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.
Персонажи рассказа
Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему – легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».
К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.
Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.
Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.