Корсиканская честь в «Матео Фальконе»
Замечание 1
П. Мериме говорил, что залог успеха писателя – умение из всей совокупности явлений бытия выбирать одно, но неординарное.
Новелла «Матео Фальконе» — является воспроизведением такой «находки».
Матео Фальконе – богатый человек, живет на прибыль от стада овец, которые пастухи-кочевники перегоняют с места на место. Герою новеллы не больше 50 лет. Матео хороший товарищ и опасный враг, умело владеющий оружием. Жена Джузеппа родила ему троих дочерей и сына, которого назвали Фортунато. Фортунато – продолжатель рода, надежда семьи. Дочери Матео вышли замуж, сыну исполнилось 10 лет.
Однажды Матео с женой отправился посмотреть свои стада. Фортунато оставили сторожить дом. Мальчик лежал на солнце, когда услышал выстрелы. Фортунато увидел человека с бородой и в лохмотьях, раненого в бедро. Этим человеком был разбойник Джанетто Санпьеро. Разбойник попросил мальчика скрыть его. Фортунато спросил, получит ли он что-то взамен. Разбойник дал ему пятифранковую монету. Фортунато спрятал бандита в стоге сена. Несколько минут спустя появилось шесть стрелков во главе с Теодоро Гамбой, дядей Фортунато. Гамба пообещал Фортунато серебряные часы, если тот укажет, где разбойник. Мальчик указала на сено. Джанетто связали. Когда Матео вернулся домой, Гамба рассказал ему, как они задержали разбойника и что сделал Фортунато. Джанетто назвал дом Матео «домом предателей».
Матео не мог простить сыну этот поступок. Наследник, продолжатель рода, стал первым предателем в их семье. Фальконе остается сильным и верным себе. Убийство сына произошло не в состоянии аффекта – Матео был спокоен. Он выстрелил в Фортунато и, даже не взглянув на него, прошел в дом, «чтобы взять лопату».
Образ Матео Фальконе – это начало долгих раздумий П. Мериме над природой человеческой личности. Потрет и характер Матео изображен немногими, но правдивыми чертами. Фальконе – прямой, мужественный человек, не привыкший сомневаться в выполнении того, что считал своим долгом. Матео – воплощение определенного корсиканского идеала чести, где самая смертельная обида, поступок, которому нет оправдания – это измена.
Читателя поражает величественный покой Матео. П. Мериме в произведении не выражает своего отношения, поэтому писателя часто упрекают в равнодушии к изображаемым событиям, в стремлении отстраниться от героев. Но на самом деле это не равнодушие писателя, а его позиция.
Образец сочинения на тему Героизм характера в повести «Маттео Фальконе»
Проспер Мериме в отличие от своих предшественников — Стендаля и Бальзака Мериме не стал властителем дум целых поколений. Однако эстетическое значение его творчества огромно. Тема народа как хранителя жизненной энергии нации, как носителя высоких этических идеалов играет значительную роль в творчестве Мериме. Он обращается к людям, стоящим за пределами общества, к представителям народной среды. В их сознании Мериме открывает те дорогие его сердцу душевные качества, которые, по его мнению, уже утрачены буржуазными кругами: цельность характера, страстность натуры, бескорыстие, внутренняя независимость. Именно таким человеком является главный герой новеллы — Маттео Фальконе. Этот образ исключительно рельефно представлен автором. Изображая благородные, героические черты его облика, Мериме не скрывал и отрицательных, уродливых сторон его сознания, порожденных окружавшей его дикостью, отсталостью, нищетой, несмотря на то что он был из достаточно зажиточной семьи
Предыстория героя — человека отважного и опасного, прославившегося необыкновенным искусством стрельбы из ружья, «верного в дружбе, опасного во вражде», создает особую нравственную атмосферу, в свете которой необыкновенность основного события должна предстать как закономерность корсиканской жизни
В начале рассказа есть сообщение о том, что автор видит Маттео через два года после происшествия, о котором собирается рассказать. Мы узнаем, что он был человеком моложавым, энергичным, с орлиным носом и большими живыми глазами. Это делает эпилог излишним, позволяет читателю после прочтения новеллы связать «происшествие» с последующей жизнью героя, узнать о том, что убийство сына, по видимому, не повлияло на Маттео, не лишало его ни энергии, ни живости характера. При чтении произведения можно поразиться одному факту. Когда Маттео сообщили, что поймали разбойника — Джаннето Сампьеро, совершившего много проступков, преступлений (от его рук пострадало и семейство Фальконе — он украл дойную козу), он находит оправдание такому поступку, говоря, что тот был голоден. Маттео даже сочувствует Джаннето: «Бедняга!» Однако сына своего он не пожалел, он даже не захотел его слушать. Даже стал подозревать, его ли это ребенок. Он тоже придумал своему сыну оправдание: «Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем». Фортунато предал корсиканские законы, нарушил нормы морали той среды, в которой живет.
Маттео решил наказать своего сына: застрелил мальчика, но перед этим заставил его приготовить свою душу к смерти. Фортунато читал молитвы и «умер христианином». Приговор, вынесенный Фортунато отцом, выражал нравственное отношение к предательству всего народа. Мериме новеллист значительно углубил в литературе изображение внутреннего мира человека. Психологический анализ в новеллах реалистичен. Новеллы Мериме, может быть, наиболее популярная часть его литературного наследия. Проза Мериме входит в число самых блестящих страниц в истории французской литературы XIX в.
Тогда в закладки — » Образец сочинения на тему Героизм характера в повести «Маттео Фальконе»
Новые сочинения:
Образ Маттео Фольконе в повести П. Мериме «Маттео Фальконе»
Проспер Мериме – это один из крупнейших французских писателей XIX в. Действие новеллы происходит на острове Корсика. Главный герой повествования – Маттео Фальконе. Это меткий стрелок, сильный и гордый человек, настоящий корсиканец, обладающий твердым характером и несгибаемой волей. Сын Маттео – Фортунатто, надежда семьи. Мальчик прячет в стоге сена раненого беглеца – преступника, которого преследует полиция.
-
«Это был бандит, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров. Он яростно отстреливался и в конце концов сумел спастись от погони, прячась за уступы скал. Но он не намного опередил солдат: рана не позволила ему добежать до маки. Он подошел к Фортунато и спросил:
– Ты сын Маттео Фальконе?
– Да.
– Я Джаннетто Санпьеро. За мной гонятся желтые воротники. Спрячь меня, я не могу больше идти.Тотчас же он сделал большое углубление в копне сена, стоявшей возле дома. Джаннетто свернулся в нем клубком, и мальчик прикрыл его сеном так, чтобы воздух проникал туда и ему было чем дышать. Никому бы и в голову не пришло, что в копне кто-то спрятан. Потом, заметив следы крови на тропинке у дома, он тщательно засыпал их землей и снова как ни в чем не бывало растянулся на солнцепеке.».
Фортунато встречает шестерых стрелков во главе с их сержантом. На расспросы сержанта сын Маттео отвечает, что никого не видел. Мальчик ничего не боится, его защищают имя и репутация отца. Однако сержант предлагает Фортунато часы в обмен на сведения о местонахождении беглеца.
«…- Ну что ж, хочешь ты получить эти часы, племянничек? Фортунато, искоса поглядывавший на часы, походил на кота, которому подносят целого цыпленка. Чувствуя, что его дразнят, он не решается запустить в него когти, время от времени отводит глаза, чтобы устоять против соблазна, поминутно облизывается и всем своим видом словно говорит хозяину: „Как жестока ваша шутка!“»
Мальчик соглашается. После этого преступника арестовывают. Гордый Маттео Фаль- коне с ужасом узнает о поступке сына. Маттео трудно пережить то, что пленник называет его дом домом предателя. До глубины души потрясенный случившимся, корсиканец не принимает извинений Фортунато. Он уводит мальчика от дома и требует, чтобы тот молился. Затем, невзирая на просьбы Фортунато о помиловании, Маттео метким выстрелом убивает своего сына.
«…- Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю капрала, чтобы Джаннетто помиловали!
Он лепетал еще что-то; Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:
– Да простит тебя Бог!
Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый.»
Новелла «Маттео Фальконе» построена необыкновенно искусно. Каждый эпизод важен, поступки героев обусловлены временем и местом. До конца новеллы остаются сомнения в том, что Маттео Фальконе убьет провинившегося Фортунато. Без сомнения, новелла «Маттео Фальконе» дает более яркое представление о Корсике, чем самые подробные описания этого острова. Читая эту новеллу, сопереживаешь всем героям: беглецу, угодившему в руки закона, утомленным поисками стрелкам, жене Маттео, Фортунатто, погибшему от руки отца, корсиканцу, способному покарать за предательство собственного сына.
Перу Проспера Мериме принадлежит ряд новелл, в которых перед глазами читателя проходят цельные, исполненные страстей характеры. Этот скромный в жизни человек сумел показать Европе XIX в. персонажей не испорченных влиянием европейской цивилизации, зачастую живущих по своим собственным законам. Недаром к творчеству Проспера Мериме испытывал большой интерес Александр Сергеевич Пушкин.
Проспер Мериме «Маттео Фальконе» — анализ произведения
Сюжетная коллизия знакома русскому читателю по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».
Определение жанра
Это новелла — жанр малой прозы. Сопоставим по объему с рассказом. Отличия — парадоксальность сюжета, неожиданная развязка, отсутствие развернутых описаний.
Сюжетно-композиционная структура
- Экспозиция включает пространное описание маки — лесных зарослей в горной местности. Пейзаж важен для характеристики героя: это человек, подчиненный родовому укладу.
- Завязка — появление в доме Фальконе раненого бандита Джаннето Санпьеро, который просит десятилетнего Фортунато, сына Маттео, об убежище.
- Развитие действия — Фортунато прячет Джаннето, получив за это монету. Однако предложенные сержантом серебряные часы меняют позицию мальчика. Он готов выдать беглеца. Отец возвращается, когда уводят Санпьеро, и все понимает. Он в гневе разбивает часы. По закону рода он должен смыть позорное пятно предательства со своего имени.
- Кульминация — описание трагической сцены: ребенок плачет и умоляет отца о пощаде, но тот расстреливает его.
Главные герои и их характеристика
В центре — богатый корсиканец, живущий по патриархальному кодексу чести. Писатель подчеркивает черты, свойственные корсиканцам, и в портрете персонажа, и в его поступках. Орлиный нос, большие и живые глаза выражают гордость и свободолюбие. Законы маки требуют убийства сына для очищения рода от клейма предателя. И Маттео не задумываясь совершает этот акт правосудия. Это жестокость с точки зрения цивилизованного европейца — но для Фальконе единственно возможный поступок.
Обратимся к образу мальчика, единственного наследника и надежды отца. В десять лет личность начинает формироваться. Почему Фортунато совершает этот поступок? Автор показывает, что он принадлежит к другому поколению, для которого начинают превалировать иные ценности: его влечет блеск нового мира. Ради него он предает патриархальные правила.
Основные проблемы, поднятые автором
Читающему «Маттео Фальконе» анализ произведения помогает понять основную идею: писатель показывает нравственный максимализм героя и противопоставляет его утилитарным ценностям буржуазного общества.
При этом Мериме подводит читателя к мысли о том, что цельность натуры «человека природы» может обернуться жестокостью.
В новелле поставлена проблема соотношения «природного человека» и цивилизации. Отец предан патриархальным традициям, сын стремится к буржуазной предприимчивости. Трагизм борьбы двух миров подчеркивается тем, что Фальконе убивает наследника, прерывая свой род, у него нет будущего.
«Федериго»
Образ Матео Фальконе не завершил художественных исканий писателя. Он продолжил поиски, которые нашли выражение в еще одной новелле – «Федериго». Это произведение не самое известное и не самое значительное. Сюжет новеллы прост и интерес. Когда-то жил молодой дворянин Федериго, стройный, красивый мужчина, любивший игру, вино и женщин. Игру он любил особенно сильно. Федериго никогда не исповедовался. Однажды герой новеллы выиграл у 12 юношей из богатых семей, но очень быстро спустил выигрыш. У Федериго остался только замок за кавказскими склонами, в котором он прожил три года. Днем Федериго занимался охотой, вечером играл в азартные игры.
Однажды к Федериго попросился на ночь Иисус Христос со своими апостолами. Герой произведения их принял, но извинился, что не принял их должным образом. Федериго приказал зарезать последнюю козу и зажарить ее. Старания Федериго были оценены его гостями. Христос, за оказанный ему прием, наградил Федериго тремя милостями.
Это произведение – фантастическая новелла, построенная на сказочной фольклорной основе. Она отразила стремление писателя искать смысл за рамками буржуазной обыденности. Живописная, с характерной ускоренностью действия, эта новелла воспринимается как народно-сказочный рассказ, живая разговорная форма.
Сюжет
На Корсике есть местность под названием «маки», которая представляет собой густую непроходимую чащу деревьев, выросших на месте сожженного леса. В таких зарослях нередко скрывались от правосудия преступники, и найти их было практически невозможно.
Неподалеку от маки располагался дом Маттео Фальконе – богатого и честного скотовода. Но, прежде всего, он был известен как непревзойденный стрелок, способный даже в темноте попасть в лист бумаги. Маттео был счастливо женат, но когда после троих дочерей жена произвела на свет долгожданного наследника, он считал себя самым везучим человеком на свете.
Однажды Маттео с женой Джузеппой отправились в маки проверить пасущиеся стада, а десятилетнего сына Фортунато оставили дома. Мальчик бездельничал во дворе, когда неожиданно послышались ружейные выстрелы, а возле его дома показался раненый разбойник, скрывающийся от солдат. Джаннетто Санпьеро попросил мальчика спрятать его, и в знак благодарности дал ему серебряную монету.
Фортунато спрятал беглеца в копне сена. Вскоре появились солдаты, которых возглавлял сержант Гамба – родной дядя Фортунато. На все вопросы о разбойнике мальчик отвечал, что никого не видел, однако кровавые следы говорили об обратном. Гамба принялся угрожать племяннику, а затем решил подкупить его. Он показал Фортунато чудесные серебряные часы, и пообещал подарить их, если мальчик раскроет местонахождение преступника. Не выдержав искушения, Фортунато указал на стог сена.
Получив заветные часы, мальчик отбежал подальше от копны. Солдаты схватили и связали Джанетто, который лишь презрительно смотрел на Фортунато. Мальчик бросил ему под ноги монету, но тот не обратил на нее никакого внимания.
Преступник был ранен, и было решено отнести его на носилках. В этот момент показался Маттео с женой. Гамба рассказал им о случившемся, а также о том, как Фортунато помог им поймать бандита. Когда беглеца уносили на носилках, он плюнул на порог дома и крикнул, что это дом подлого предателя. Маттео смертельно побледнел – он сразу все понял.
Для Фальконе эти слова прозвучали страшным оскорблением – никогда в его доме не было предателей. Он молча отвел сына в маки, заставил его прочесть молитву, а после собственноручно застрелил его.