Краткое содержание «завтра была война»

Завтра была война проблематика произведения. за что боролись герои повести завтра была война

Пролог (краткое содержание)

«А завтра была война» начинается следующим образом. Автор произведения вспоминает класс, в котором он учился когда-то — 9 «Б». У него осталась на память о своих одноклассниках лишь расплывшаяся по краям старая фотография. Сделать ее тогда подбила всех Искра Полякова.

До старости из всего класса дожило лишь 19 человек. Кроме Искры и автора, в компанию входили также Валька Александров (изобретатель по кличке Эдисон), Паша Остапчук (спортсмен), Зиночка Коваленко (легкомысленная девушка) и робкая Леночка Бокова. Они собирались чаще всего у Зиночки. Искра любила что-то рассказывать, читала им вслух, а изобретатель Валька вечно конструировал разные устройства, которые обычно не работали.

К отцу Зиночки, тихому человеку, компания относилась довольно пренебрежительно, пока однажды ребята не увидели в бане его спину, исполосованную шрамами — автограф прошедшей гражданской войны. Мать Искры, Полякову, которая ходила в кожанке и сапогах, все боялись и не могли понять, что у нее на душе такие же шрамы, как те, что они видели на спине отца Зиночки.

Девятая глава

Свое произведение «Завтра была война» Васильев Борис Львович заканчивает следующим образом. Искра получила бандероль от Вики. В ней было письмо и две книги. Одна — сборник стихов Есенина, а другая — книга Грина. В письме она сообщила, что решилась на этот шаг потому, что ей было легче умереть, чем отречься от родного отца.

Ромахина уволили. Валендра торжествовала.

Искра пошла гулять со Стамескиным. Она убедилась, что он трусит и не хочет иметь ничего общего с Викой и теми, кто заступался за нее. Девушка расстроилась и плакала по дороге домой.

Вы читаете краткое описание произведения «Завтра была война» (Борис Васильев). Содержание его охватывает не все события. Для полного представления о проблематике и судьбе героев рекомендуем обратиться к первоисточнику.

Вскоре Ромахин вернулся на пост директора, но стал угрюмым и тихим. Через некоторое время ребята узнали, что его исключили из партии.

Постепенно все вернулось на свои места. Ромахина все же возвратили в партию. В ноябре Люберецкого отпустили. Весь класс пошел к отцу Вики и рассказал о ее последних днях. Зиночка выразила надежду, что следующий год должен быть лучше, поскольку этот — високосный. Следующим был 1941 год.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Любовь в рассказе Куст сирени Куприна

    Рассказ «Куст сирени» назван не просто так, именно благодаря ему семья Алмазовых выходит из трудной ситуации. Куприн взял не случайно именно сирень. Этот цветок олицетворяет чуткость и сердечность.

  • Ай да Вакула, какой молодец! сочинение по Гоголю

    В повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», одним из главных героев был кузнец Вакула – недюжей силы, при этом, невероятно скромный и добрый. Он влюблен в местную девушку Оксану и ради нее готов на все.

  • Герои повести Выстрел Пушкина (характеристика персонажей)

    Героями повести А.С.Пушкина «Выстрел» являются отставной гусар Сильвио (главный герой), рассказчик, молодой офицер пользующийся расположением Сильвио, граф, человек знатной и богатой фамилии и жена графа – Мария.

  • Сочинение по картине Юона Русская зима. Лигачево (описание)

    Само полотно передает всю красоту и пышность русской зимы. Художник словно воспевает всю прелесть этого времени года и свое восхищение природой. На полотне показана деревня Лигачево в один из прекрасных, но не менее морозных дней.

  • Сочинение Мцыри как романтическая поэма

    По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940 году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война»

Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева. Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.

Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» — это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.

Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.

Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова — лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.

В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.

С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи – и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга. На долю ребят выпало первое в их жизни серьезное испытание. Смерть – всегда нежданная гостья, тем более в шестнадцать лет. Именно в таких ситуациях, не в радости, а в горе, каждый показывает свое истинное лицо, раскрывается без остатка и еще больше сближается с настоящими друзьями. Подростки пережили это вместе, и, возможно, поэтому автор не испытывает восторга от встреч с одноклассниками. Воспоминания лежат тяжелым камнем на их сердцах и слишком больно ворошить старые раны. Молчаливый понимающий взгляд нередко бывает приятнее получаса пустой беседы.

Первая глава

Опишем события первой главы. Перед вами ее краткое содержание.

«Завтра была война» начинается следующим образом. Той осенью Зиночка Коваленко впервые обнаружила, что она женщина. Во время родительского отсутствия она разглядывала огорченно в зеркале свою зрелую не по годам грудь, худые бедра и с тонкими щиколотками ноги, когда в ее дверь позвонила Искра. Девушка побаивалась немного эту «совесть класса», свою строгую подругу, хотя и была ее на год старше.

Кумиром Поляковой была ее мать, с которой девочка брала пример. Лишь недавно она осознала, что эта женщина одинока и глубоко несчастна. Как-то ночью Искра увидела, что мать плачет, и была выпорота за это солдатским ремнем. Столь необычно назвал ее отец, которого девушка уже не помнила. Этот комиссар оказался на деле слабым человеком, и мать Искры с беспощадностью сожгла в печке его фотографии.

Искра пришла к подруге с сообщением, что их товарищ Сашка Стамескин не будет больше учиться в школе. Занятия теперь надо было оплачивать, но у матери Сашки не было денег, поскольку она растила сына без отца. Стамескин был завоеванием и личным достижением Искры. Совсем недавно, всего год назад, он вел жизнь двоечника и хулигана. Но тут появилась эта девушка. Вступив в комсомол, она решила, что первым ее подвигом будет юноши.

В доме Стамескина Искра нашла красивые рисунки самолетов и заявила, что они не будут летать. Сашка был задет этим и заинтересовался физикой и математикой. Но Искра предвидела, что скоро ему это надоест, поэтому отвела героя в авиационный кружок. Теперь этот ставший хорошим учеником юноша должен был уйти из школы.

Зиночка нашла выход. Она предложила устроить Сашку на авиационный завод, при котором была вечерняя школа. Вика Люберецкая могла помочь в этом деле, так как была дочерью главного инженера данного завода и сидела за одной партой с Зиночкой. Люберецкая уже превратилась в женщину, немного надменную и красивую, и осознавала это. Для Искры эта богато одетая девочка была как будто из другого мира. Зина решила взяться за дело. Вскоре Вика сообщила, что Сашку устроят на завод.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Параша в рассказе Медный всадник Пушкина

    Возлюбленная Евгения не играет самостоятельной роли в произведении. Она воплощает в себе один из образов «маленького человека», взаимоотношению которого с властью оно посвящено.

  • Анализ рассказа Шукшина Верую

    В рассказе Верую Шукшин предлагает довольно простое и оригинальное решение проблемы тоски и уныния. Главным героем выступает взрослый мужчина по имени Максим, семейный и вполне состоявшийся

  • Герои повести Олеся Куприна краткая характеристика персонажей

    Олеся – внучка колдуньи Мануйлихи, главная героиня повести А.И.Куприна. Она очень женственная, добрая и великодушная девушка. В деревне люди уверены, что они ведьмы

  • Глеб Капустин характеристика и образ в рассказе Срезал Шукшина сочинение

    в деревне есть свой ученый «кандидат» — Глеб Капустин, работающий на лесопильне, лет сорока, толстогубый и белобрысый, ехидный и начитанный.

  • Сочинение Окружение человека

    То, что человек строит своими руками, после пребывает в этом состоянии или окружении. Именно об этом сказал К. Кейс, размышляя о сущности человека, его предназначении и способности изменить мир.

Глава четвёртая

В начале каждого учебного года Зиночка определяла, в кого будет влюблена. Ей нужно было не нравиться своему «объекту», а самой страдать от ревности и мечтать о взаимности. В этом году влюбиться не получилось. Некоторое время Зиночка пребывала в смятении, но вскоре поняла, что сама стала «объектом». Она быстро успокоилась, но тут на горизонте появились два десятиклассника, один из которых, Юра, считался самым красивым мальчиком в школе. Принимать решения Зиночка не умела — за неё всегда решала Искра, но спрашивать у подруги, в кого влюбляться было немыслимым. Дома тоже помочь не могли: сёстры были намного старше Зиночки, а родители всегда заняты. И Зиночка нашла выход сама. Она написала три одинаковых письма с туманным обещанием дружбы, отличавшихся только обращениями, и стала думать, кому из троих воздыхателей отправить письмо.

Через три дня раздумий два письма Зиночка потеряла, но одно из них попало в руки Валентины Андроновны. Торжествуя, она отнесла письмо директору, надеясь, что тот пропесочит Зиночку на общем собрании, но Николай Григорьевич посмеялся и сжёг «улику». Разъярённая Валендра решила открыто защищать то, что искренне считала советскими методами воспитания.

Искра же выпустила подружку из под контроля — она была занята собой. Работая на авиазаводе, Саша Стамескин заметно повзрослел, у него появились собственные суждения и особое отношение к Искре. Однажды, гуляя в парке, они поцеловались, и этот поцелуй стал «могучим толчком уже пришедших в движение сил». Искра начала взрослеть, и её потянуло не к легкомысленной Зиночке, а к уверенной в себе Вике, которая уже перешла этот нелёгкий рубеж. Вскоре она снова побывала в гостях у Люберецких, разговаривала с Викой о женском счастье, а с Леонидом Сергеевичем — о презумпции невиновности. Вика сказала девочке, что не может её любить, поскольку она — максималистка. Искру эти слова очень огорчили. Придя домой, она написала статью для школьной газеты с рассуждениями о виновности и невиновности, но пришедшая с работы мать сожгла статью, заявив, что советский человек должен не рассуждать, а верить.

Анализ произведения Васильева Завтра была война

«Завтра была война» — это одно из самых известных произведений о войне Бориса Васильева.

История создания данной повести связана с другими произведениями автора на похожую тематику. «Завтра была война» была опубликована в 1987 году, а написана — в 1972. Книга не была пропущена в своё время цензурой, поэтому не была опубликована сразу. На тот момент автор создал такие произведения как «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился». Тема войны увлекала писателя. Он задумался о том, как родились те самые героические характеры, которые делали подвиги на войне. Так появилась задумка произведения о взрослении — «Завтра была война».

Жанр книги — это повесть. Произведение среднего размера с несколькими сюжетными линиями и большим количеством героев, описывающее длительный период времени. В какой-то мере это и повесть-воспитание, ведь писатель показывает читателю каким нужно быть, а каким нет.

Сюжет состоит вот в чём. Действия произведения происходят в школе, герои — старшеклассники. Искра — староста 9 «Б» — была приглашена с другими ребятами на день рождения Артёма Шефера. На празднике Вика читала стих Есенина, что показалось Искре неприличным. Позднее об этом узнала учительница. В семье Вики случилось горе — её отец был арестован НКВД. Девушка очень расстроилась, но пригласила своих одноклассников на дачу. Здание оказалось опечатано, но ребята провели время на природе. Вика поцеловалась с одноклассником, который ей нравился, а на следующий день совершила самоубийство. Считалось, что 1940 год високосный, поэтому много неприятных событий. Все думали, что 1941 год будет лучше, но, началась война. Каждый герой произведения пострадал от неё. Основная тема произведения — это период взросления, становления личности, формирования собственного мировоззрения. Автор размышляет над тем, что влияет на формирование внутреннего мира человека.

Главные герои повести — это Искра, Вика, Валентина Андроновна, Николай Ромахин. Искра — это ответственная девушка, «совесть» класса.  Она очень активная. Вика — очень умная, образованная, чувствительная девушка. Валентина Андроновна — классная руководительница 9 «Б». Она принципиальная и строгая. Николай Ромахин — это директор школы. Это честный, порядочный, добрый человек. Он очень сильно любит своих учеников. Есть и второстепенные персонажи. Например, мать Искры, в прошлом комиссар. Она предана идеям революции и кроме коммунизма её ничего не интересует. Женщина не думает о чувствах и моральном содержании. Для неё главное — это принципы коммунизма. Важную роль играют и одноклассники героев. Зина — легкомысленная девушка, которая постоянно в кого-то влюблена. Саша Стамескин — двоечник, который был перевоспитан Искрой. Артём Шефер отличался силой воли и трудолюбием.

Произведению присуща определённая композиция, состоящая из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

«Завтра была война» — это многогранное произведение, которое актуально во все времена.

О чем эта повесть

Книга была написана в 1972 году, но в печать не вышла, так как ее запретила цензура. Впервые повесть смогли прочитать только в перестройку. «Завтра была война» (краткое содержание представим ниже) — произведение, основанное на реальных событиях, так как в нем описываются судьбы одноклассников писателя.

Повесть рассказывает о становлении личности, о взрослении ребенка, о том, как он постепенно формируется и преображается. Пролог и эпилог отделены от основных событий десятками лет, это уже не воспоминания автора о прошлом, а голос из настоящего. В них Васильев дает понять, что юность — самое лучшее время в человеческой жизни. Родители не должны вмешиваться во взросление отпрысков. Их удел — воспитывать детей, но как только те вырастают, они уже не вправе что-либо менять. Родителям остается одно — любить их.

Пролог

Автор вспоминает 9 «Б» класс, в котором он когда-то учился. На память об одноклассниках у него осталась только старая, расплывшаяся по краям фотография, сделать которую всех подбила активистка Искра Полякова. Из всего класса до старости дожило только девятнадцать человек. Кроме автора и Искры в компанию входили спортсмен Паша Остапчук, вечный изобретатель Валька Александров по кличке Эдисон, легкомысленная Зиночка Коваленко и робкая Леночка Бокова. Чаще всего компания собиралась у Зиночки. Искра всегда что-то рассказывала, читала вслух, а Валька изобретал устройства, которые, как правило, не работали.

К тихому Зиночкиному отцу ребята относились пренебрежительно, пока однажды в бане не увидели его исполосованную шрамами спину — «сине-багровый автограф гражданской войны». А мать Искры, товарища Полякову, ходившую в сапогах и кожанке, все побаивались и не понимали, что на душе у неё такие же шрамы, как и на спине у Зиночкиного отца. В повести автор возвращается к тем наивным мечтателям.

Шестая глава

Продолжаем описывать повесть «Завтра была война». Краткое содержание событий шестой главы следующее. В школе Искра обнаружила, что всем уже известно об аресте — Юрка разболтал эту новость и тем самым выдал Зину. За это его наказали мальчики, избив в котельной. В их числе был Артем, имевший на это и личные мотивы.

Искра встретилась с Сашкой, и тот сообщил, что Люберецкий действительно «враг народа». Ходили слухи, что он продал чертежи самолета фашистам. Искра поверила в это, но считала, что Вика ни при чем.

Валентина Андроновна, узнав о драке, решила превратить ее в политическое дело, а заводилой выставила Артема. Она же сказала, что Искра должна провести собрание, на котором Вику исключат из комсомола. Девушка отказалась это сделать и упала в обморок.

Тут Зиночка сказала, что Артем участвовал в драке из-за нее.

Вариант 1

Повесть “Завтра была война” Васильева – это история о жизни и смерти во время Второй мировой войны. Главный герой, юный парень Иван, попадает на фронт и сталкивается с ужасами войны. Он видит, как умирают его друзья и братья по оружию, как разрушается все вокруг. Но Иван не теряет надежды и верит в то, что война скоро закончится.

Автор очень точно передает атмосферу тех лет, когда война была настоящим кошмаром для всех. Он описывает битвы, где люди умирают на глазах у друг друга, где нет места для человечности и сострадания. Но в то же время, Васильев показывает, что даже в самых тяжелых условиях, люди могут сохранять свою человечность и духовную силу.

Повесть “Завтра была война” – это не только история о войне, но и о любви. Иван влюбляется в девушку, которую спасает от немецких солдат. Они вместе переживают множество трудностей и опасностей, но несмотря на все, они не теряют надежды на будущее.

В целом, повесть Васильева – это глубокое и трогательное произведение, которое заставляет задуматься о том, что такое настоящая война и как она меняет людей. Она напоминает нам о том, что мир – это самое дорогое, что у нас есть, и что мы должны беречь его.

Глава девятая

Бандероль была от Вики. В аккуратном свёртке обнаружились две книги и письмо. Одна книга оказалась сборником стихов Есенина, автором второй был неизвестный Искре писатель Грин, о котором ей когда-то рассказывала Вика. В письме девочка объясняла, почему решилась на такой шаг. Ей легче было умереть, чем отречься от отца, которого девочка бесконечно уважала и любила. Для неё не было «страшнее предательства, чем предательство своего отца». Вика признавалась, что всегда хотела дружить с Искрой, но не решалась сблизиться с ней. Теперь она прощалась со своей единственной подружкой и оставляла ей на память свои любимые книги.

Николая Григорьевича Ромахина действительно уволили. Он обошёл школу и попрощался с каждым классом. Валендра торжествовала — она рассчитывала снова занять директорский кабинет. На последнем уроке она попыталась заставить Зиночку сесть на место Вики, но тут весь класс дал ей дружный отпор. Она стала чужой «настолько, что её даже перестали НЕ любить», и потеряла былую уверенность. Не помог Валентине Андроновне даже солидный учительский опыт. Она испугалась и некоторое время была с 9 «Б» официально-холодной и очень вежливой.

Искру, которая в тот день в школе не была, увёл гулять Стамескин. В этот раз девочка окончательно убедилась, что Сашка трусит, и не желает иметь ничего общего ни с дочерью врага народа, ни с теми, кто за неё заступался. От разочарования Искра плакала всю дорогу домой.

Валентина Андроновна торжествовала недолго — Ромахин вскоре вернулся на свой пост, но стал непривычно тихим и угрюмым. Никто не догадывался, что директора вернул Коваленко, целую неделю обивая пороги кабинетов и угрожая дойти до московского ЦК. За партой Вики никто не сидел. Сашка Стамескин молча привёз сваренную на заводе ограду для могилы, а Жорка покрасил её «в самую весёлую голубую краску».

На демонстрации в честь седьмого ноября директора не было. Ребята отправились к нему домой и узнали, что Ромахина исключили из партии. Соседка объяснила, что это сделала первичная организация, и товарищ Полякова из горкома обещала разобраться, но директор был подавлен, и тогда Искра запела песню о красных кавалеристах. Весь остаток дня они пели революционные песни, а потом Ромахин угощал ребят чаем.

Постепенно всё вошло в свою колею. Ромахина из партии не исключили, но улыбаться он перестал. Валентина Андроновна поначалу заискивала с классом, но постепенно это становилось формальностью. В конце ноября в класс ворвался Юрка-красавчик и сообщил, что Люберецкого отпустили. Кое-как успокоив Ландыса, ребята отправились к дому Вики. Люберецкий не понимал, зачем к нему пришли эти дети, пока не увидел под окнами весь класс, 45 человек. Они рассказали ему о последних днях Вики. Зиночка сказала, что этот год — високосный, и следующий, наверняка, будет лучше. Следующим был 1941.

Третья глава

Школа, где учились ребята, была построена недавно. Директором был Николай Григорьевич Ромахин, в прошлом военный. Вся школа его обожала и не любила Валендру (Валентину Андроновну), бывшую директрису, которую злили нововведения Ромахина. Женщина начала борьбу с ним, строча «куда следует» письма по любому поводу.

Продолжаем описывать краткое содержание. «Завтра была война», глава третья предлагается вашему вниманию. Дальнейшие события следующие. Зиночка проговорилась Валендре о том, что они читали Есенина. Узнав, что это делала Вика, женщина отступила, так как ее отца очень уважали в городе.

Ее мать давно умерла, и Люберецкий один растил дочь. Он постоянно тревожился о ней и сильно ее опекал и баловал. Вика, несмотря на подарки, дорогую одежду, была порядочной и умной девочкой. Она жила очень замкнуто из-за особого положения отца. Когда ее навестили девочки, мужчина обрадовался, что у дочери есть друзья.

Зиночка и Искра оказались в богатом, красивом доме. Оказалось, что отец Вики знаком с матерью Поляковой — они сражались в одной дивизии в гражданскую войну. О разговоре с Люберецким Искра думала долго. Ее поразила мысль, что истина должна постоянно проверяться, а не быть догмой.

Завтра была война чему учит. Васильев завтра была война анализ произведения

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие. ” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80-х годах, в период ослабления цензуры. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Завтра была война» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Сюжет повести «Завтра была война»

Вторая мировая война разделила жизнь и мировоззрение миллионов людей на «до» и «после». Великая Отечественная война унесла сотни тысяч жизней, переломала человеческие судьбы и оставила неизгладимый след в сердцах тех, кто жил в это время и принимал участие. Как и любое событие, отражающееся эмоционально в психике, война заставила многих изложить свои впечатления и переживания на бумаге. Одним из таких произведений, автор которого пережил ужасы великой Отечественной, является повесть Бориса Васильева «Завтра была война».

Замечание 1

В этом произведении нет описаний военного быта и сражений, как в других рассказах военного времени. Нет в этом произведении и обвинений в сторону немцев и фашистов.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В этом произведении речь идет о подростках, учениках 9»Б», которые собираются сделать шаг во взрослую жизнь. Школьники мечтают о светлом будущем, о любви, взаимности, о счастье. Читатель словно видит их много лет спустя и представляет, какими станут герои. Все они, шестнадцатилетние подростки, верили, что впереди счастливая интересная жизнь.

Однако судьба решила иначе и не дала им возможность познать радость и счастье.

Повесть «Завтра была война» — это реквием по несбывшимся мечтам, по неосуществленным надеждам, по жизни, которая должна была быть прожита по законам бытия, но которой не было. Эпилог произведения пронизывает глубочайшая печаль, потому что не должно быть в природе так, чтобы дети умирали вместе с родителями и чтобы ребенок, даже не повзрослев, становился героем и увековечивал в памяти людей свое имя раньше времени.

Действия начала повести происходят осенью 1940 года. В 9 «Б» классе все, как обычно – контрольные, учебники, школьные заботы, беззаботная суета на переменках, списывания и подсказки. Но в головах юношей и девушек уже появляются вопросы об ответственности и об истине, возникают новые, манящие и неизвестные ощущения. В сердце каждого школьника начинает происходить осознание себя как взрослого человека, как личности. Каждый из школьников начал проявлять черты индивидуальности.

Самая яркая героиня повести «Завтра была война» — Искра Полякова. Она является старостой класса, лидером и хорошим товарищем. К ней обращаются в случае проблем, у нее ищут поддержки и твердо знают, что она поможет найти выход из любой ситуации. Однако, несмотря на кажущуюся внешнюю холодность, строгость, бесстрашие, Полякова была одинокой девушкой и ее смелость была только маской, под которой скрывались не только от окружающих, но даже и от нее самой, чувствительность и доброта. Искра Полякова, воспитанная строгой, суровой женщиной, становилась все больше похожей на мать. Такие люди окружающих привлекают своей решимостью, смелостью, но многие даже не подозревают, насколько сильно они нуждаются в помощи и понимании. Героиня повести героически погибла, в очередной раз спрятав свой страх и доказав любовь к Родине.

В повести про школьников автор поднимает совсем не детские проблемы. В диалогах школьников читатель видит отчаянные попытки найти ответы на вопросы:

  • Существует ли абсолютная истина?
  • Что такое счастье?
  • Как пережить сложности в жизни?

Трудностей на пути героев повести оказывается много.

Автор с точки зрения детей показывает события, которые произошли с Викой и ее отцом. Это огромная трагедия, закончившаяся самоубийством. Однако и тут одноклассники не опустили руки, не растерялись, не остались в стороне. Они всегда были вместе, везде сплоченной командой смотрели в лицо проблемам, пытались их решить. Вместе они открывали все двери, и вместе же противостояли взрослым либо искали помощи. В этой сплоченности заключалась дружба, которая бывает лишь в детстве. Это дружба, не ограниченная социальным положением и обязательствами, дружба, когда ты готов на все ради друга.

На долю этих подростков выпало первое серьезное испытание. Именно в такой ситуации, в горе, а не в радости, каждый показывает свое настоящее лицо, раскрывает себя без остатка и сближается с настоящими товарищами. Смерть всегда неожиданна, а в шестнадцать лет – тем более. Подростки пережили это вместе. На их сердцах тяжелым грузом лежат воспоминания. Возможно, именно поэтому автор не в восторге от встреч с одноклассниками. Слишком больно ворошить прошлое, и слишком глубоки эти раны. Нередко молчаливый понимающий взгляд приятнее пустой беседы.

В 1987 году по этой повести был снят одноименный фильм. Режиссером картины был Юрий Кара.

Война в учебниках истории – это череда сражений, капитуляции, переговоры, мирные договоры и контрибуции. Война в повети Бориса Васильева – это искалеченные судьбы и перечеркнутые жизни.

Третья глава

Школа, где учились ребята, была построена недавно. Директором был Николай Григорьевич Ромахин, в прошлом военный. Вся школа его обожала и не любила Валендру (Валентину Андроновну), бывшую директрису, которую злили нововведения Ромахина. Женщина начала борьбу с ним, строча «куда следует» письма по любому поводу.

Продолжаем описывать краткое содержание. «Завтра была война», глава третья предлагается вашему вниманию. Дальнейшие события следующие. Зиночка проговорилась Валендре о том, что они читали Есенина. Узнав, что это делала Вика, женщина отступила, так как ее отца очень уважали в городе.

Ее мать давно умерла, и Люберецкий один растил дочь. Он постоянно тревожился о ней и сильно ее опекал и баловал. Вика, несмотря на подарки, дорогую одежду, была порядочной и умной девочкой. Она жила очень замкнуто из-за особого положения отца. Когда ее навестили девочки, мужчина обрадовался, что у дочери есть друзья.

Зиночка и Искра оказались в богатом, красивом доме. Оказалось, что отец Вики знаком с матерью Поляковой — они сражались в одной дивизии в гражданскую войну. О разговоре с Люберецким Искра думала долго. Ее поразила мысль, что истина должна постоянно проверяться, а не быть догмой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: