Краткое содержание
Осенью школьники младших классов помогали убирать картофель на колхозном поле. Стояла отличная погода, и ребята вовсю дурачились и веселились. Их радовало, что можно на некоторое время забыть о скучных уроках. Дети придумали развлечение: они насаживали на прутики комья земли, размахивались и бросали. Так интересно было наблюдать за тем, чей шарик улетит дальше! Иногда вместо земляных комьев на прутках оказывалась картошка — она тоже хорошо летала.
В какой-то момент рассказчик почувствовал, что его ударили по спине. У мальчика сразу испортилось настроение. Ему захотелось плакать. Герой уточняет, что от физической боли слёз нет. От неё можно кричать, кататься по земле, чтобы стало легче. А когда тебя незаслуженно обидели, слёзы сами наворачиваются на глаза.
Другие ребята ничего не заметили, а для рассказчика день утратил своё очарование. Ему показалось, что всё вокруг померкло. Мальчик решил, что через несколько дней, когда Витька забудет о своём подлом поступке, он заманит его в лес и там наподдаст. Прошло некоторое время. На большой перемене герой подошёл к Витьке и предложил пойти в лес, чтобы «жечь теплинку». Мститель волновался, его голос стал глухим, а руки задрожали, поэтому пришлось спрятать их в карманы. Витька как будто что-то заподозрил, но рассказчику удалось совладать с собой.
После уроков ребята отправились на прогулку. По дороге мальчик обдумывал, как и когда лучше стукнуть Витьку. Он всё откладывал, ждал подходящего момента, а тот никак не подворачивался. Сначала ребята стали раскапывать норку шмеля, но никого там не нашли. Затем они нашли «стаю рыжиков», пожарили их на костре и съели.
Всё время выходило так, что Витька придумывал что-то интересное, и из-за этого герою было неловко его колотить. Потом он решил, что отомстит, когда будут возвращаться домой. Но когда ребята отмылись в речке от сажи и отправились восвояси, незадачливый мститель опять не смог побить обидчика. Тот «доверчиво» шёл впереди, и его уши смешно оттопыривались. Рассказчик понял, что, оказывается, побить человека не так просто.
Краткое содержание Солоухин Мститель для читательского дневника
Учеников младших классов отправили на школьный огород. Они должны были копать картошку. Ребята были просто счастливы от того, что им не нужно сидеть и решать примеры на уроке арифметики.
На улице был прекрасный сентябрьский денёк. Дети дурачились. Они делали из грязи шар и надевали его на прут. Затем запускали шарик в небо. Победителем оказывался тот, чей ком грязи подлетит выше. Иногда ученики вместо земли использовали картофель. Всем было весело и совсем не хотелось сидеть на уроках.
Тогда обиженный ребёнок решил мстить. Сначала он хотел вызвать Агафонова биться на «любака», но передумал. Витька был слабее, а это была честная и порядочная драка.
Пострадавший придумал план мести. Через несколько дней, когда Витька забудет о своём плохом поступке, мальчик позовёт его в лес. Он предложит своему обидчику жечь теплинку и в лесу отлупит Витьку.
Так мальчишка и сделал. Он предложил Агафонову пойти вместе в лес. Тот сразу сообразил, что обиженный мальчик хочет мстить. Но, герой рассказа смог переубедить Витьку.
По дороге в лес мальчик ждал подходящего момента, чтобы отомстить. Он вспоминал, как больно Агафонов ударил его в спину и убеждал себя, что месть необходима.
В самом начале леса Витька заметил шмеля, вылетевшего из норки. Он позвал попутчика. Они вместе начали раскапывать нору, чтобы достать вкусного мёда. К сожалению, в норке ничего не оказалось.
Дальше Витя обнаружил полянку с рыжиками. Ребята решили зажарить их на теплинке. Агафонов предложил сбегать домой за солью и яйцами. Так ребята и поступили.
Обиженный мальчик все ждал, когда же он отомстит Витьке. Но, ребята так хорошо проводили время, что совсем не хотелось драться.
По дороге домой обиженный мальчишка решил не бить своего друга. Вот, если тот ещё раз обидит его, тогда получит. На душе у ребёнка стало легко от мысли о прощении обидчика.
Читать краткое содержание Мститель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание Солоухин Мститель
Произведение начинается с того момента, когда ребятишки отправились выкапывать картофель. Для всех это было радостным занятием, ведь им не надо было просиживать на уроке арифметики. Дети дурачились, кто, как мог, ведь и погода соответствовала этой работе. Небо было синее, и на улице было тепло и тихо.
Мальчишки придумали новое развлечение, интересное для всех. Лепили из земли шарик, насаживали на прутик и бросали вверх. А потом все долго наблюдали, какой шарик упадет дальше.
Наш главный герой только собрался, чтобы изготовить шарик больше, чем у других, как почувствовал, что его сильно ударили в спину. Когда он повернулся, чтобы посмотреть, то увидел, как убегает от него Витька Агафонов. Мальчик был обижен на него. Как это так получилось? Ведь он всегда Витьку защищал, а тот взял его и ударил незаметно. Да и дрались они между собой давно уже, и то это они просто соизмеряли свои силы.
Тогда он решил отомстить своему бывшему другу. Он обязательно позовет Витьку в лес и побьет его. Мальчик думал долго, как же он лучше его ударит. И принял решение сделать так же, как Витька тайком.
Вскоре герой подошел в один из дней на перемене к своему обидчику и пригласил его в лес жечь костер. Витька, конечно же, с подозрением отнесся к этому предложению, потому что думал, что тот хочет сделать с ним что-то нехорошее. Но, мальчик уверил его в обратном. Конечно, вначале он предполагал, что его друг откажется, но тот согласился. Весь путь герой думал, как же он поступит с Агафоновым. Он даже хотел дать ему в ухо, но Витька увидел небольшое отверстие в земле и предложил ему раскопать его, так как думал, что здесь обитает шмель и можно полакомиться медом.
Ребята выстрогали палочки и стали копать, однако в своих предположениях они ошиблись.
Рассказ учит нас прощать обидчиков, как бы Вам горько от этого не было, ведь месть очень страшная вещь, и не важно, какими причинами она вызвана. Можете использовать этот текст для читательского дневника
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание
Осенью школьники младших классов помогали убирать картофель на колхозном поле. Стояла отличная погода, и ребята вовсю дурачились и веселились. Их радовало, что можно на некоторое время забыть о скучных уроках. Дети придумали развлечение: они насаживали на прутики комья земли, размахивались и бросали. Так интересно было наблюдать за тем, чей шарик улетит дальше! Иногда вместо земляных комьев на прутках оказывалась картошка — она тоже хорошо летала.
В какой-то момент рассказчик почувствовал, что его ударили по спине. У мальчика сразу испортилось настроение. Ему захотелось плакать. Герой уточняет, что от физической боли слёз нет. От неё можно кричать, кататься по земле, чтобы стало легче. А когда тебя незаслуженно обидели, слёзы сами наворачиваются на глаза.
Другие ребята ничего не заметили, а для рассказчика день утратил своё очарование. Ему показалось, что всё вокруг померкло. Мальчик решил, что через несколько дней, когда Витька забудет о своём подлом поступке, он заманит его в лес и там наподдаст. Прошло некоторое время. На большой перемене герой подошёл к Витьке и предложил пойти в лес, чтобы «жечь теплинку». Мститель волновался, его голос стал глухим, а руки задрожали, поэтому пришлось спрятать их в карманы. Витька как будто что-то заподозрил, но рассказчику удалось совладать с собой.
После уроков ребята отправились на прогулку. По дороге мальчик обдумывал, как и когда лучше стукнуть Витьку. Он всё откладывал, ждал подходящего момента, а тот никак не подворачивался. Сначала ребята стали раскапывать норку шмеля, но никого там не нашли. Затем они нашли «стаю рыжиков», пожарили их на костре и съели.
Всё время выходило так, что Витька придумывал что-то интересное, и из-за этого герою было неловко его колотить. Потом он решил, что отомстит, когда будут возвращаться домой. Но когда ребята отмылись в речке от сажи и отправились восвояси, незадачливый мститель опять не смог побить обидчика. Тот «доверчиво» шёл впереди, и его уши смешно оттопыривались. Рассказчик понял, что, оказывается, побить человека не так просто.
Средства выразительности
Автор использует несколько приёмов, чтобы лучше показать читателю, что творится в душе рассказчика. Первое средство выразительности — антитеза. Владимир Солоухин описывает настроение мальчика до предательского удара и после него. Сначала главный герой радовался вместе со всеми, а когда получил тычок в спину, не мог думать ни о чём, кроме того, как лучше ответить обидчику. Даже природа, кажется, утратила свою красоту. Эпитеты и метафоры, с помощью которых созданы пейзажные описания и зарисовки в начале рассказа:
Когда приятель стукнул мальчика, тот перестал замечать и небо, и картошку, и солнце. Описывая состояние ребенка, писатель отмечет детали:
Язык повествования — яркий, колоритный и самобытный, поэтому на двух станицах автор сумел сказать очень много.
Динамичным и эмоциональным произведение делают диалектные слова и выражения, например:
В рассказе есть одна интересная деталь, по которой становится понятно, что желание отомстить было ошибочным.
Анализ произведения
Произведение написано в послевоенную эпоху. Кроме года создания, на это указывают многие детали, например:
- существование колхозов;
- помощь детей на уборке картофеля;
- своеобразные развлечения;
- обилие диалектных и устаревших слов, характе́рных для середины прошлого века;
- название предмета — арифметика.
Фабула произведения проста. В сентябре ученики помогали взрослым убирать картофель, а один мальчик, Витька Агафонов, исподтишка ударил своего товарища прямо в спину.
Рассказ ведётся от лица побитого мальчика. Ему не было больно, но душу захлестнула обида. Рассказчик решил отомстить Витьке, а в конце произведения понял, что идея была не такой уж хорошей и отказался от неё. В произведении присутствуют все стандартные композиционные элементы:
- экспозиция;
- завязка;
- кульминация;
- развязка.
Ярко и подробно показаны изменения, произошедшие в душе героя
Один маленький поступок привёл к большим трансформациям: сначала мальчик хотел отомстить, а потом принял очень важное решение — отказался от первоначального замысла и это принесло ему облегчение. В произведении всего 2 героя: рассказчик и его приятель Витька Агафонов.
https://youtube.com/watch?v=zcMiPsVrxd8
Прогулка по лесу
Итак, мальчишки пошли в лес. Витька наслаждался природой, а наш герой только и думал о мести. Прикидывал, по какому месту треснуть друга. А чтобы огонь мести не угасал, герой рассказа Солоухина «Мститель» (в кратком содержании это отражено) постоянно подпитывал его обидой. Мальчик все обдумывал, как и когда ударить обидчика.
Внезапно Витька увидел шмеля, который вылетел из норки. Глаза у него сразу загорелись. Мальчик предположил, что в норке может быть мед. И наш герой снова отложил акт возмездия.
Мальчишки вырезали лопатки и начали рыть. Намучившись с твердым грунтом, наконец добрались до мягкой земли. Но никакого меда там не оказалось. Что там делал шмель — осталось загадкой для ребят.
На опушке Витька заприметил грибы. Рыжики росли густо и были очень красивы. Мальчик тотчас предложил сбегать за солью, чтобы поджарить их на костре. Вот обед был бы!
Наш герой подумал, что о мести придется забыть на некоторое время.
У Витькиной матери удалось украсть несколько куриных яиц. Ребята закопали их в ямку, и на этом месте начали разводить теплинку. Думали, что яйца от жара огня запекутся и будут очень вкусными. Мальчики собрали хворост. Постепенно костер разгорелся небольшим, но стойким пламенем. Огонь выплясывал, словно девушка на танцах.
Герой рассказа Солоухина «Мститель», краткое содержание которого мы рассматриваем, даже подумал, что Витька вовсе не так плох, как он думал. Но треснул-то он его за что между лопаток?
Ребята собрали рыжики, когда костер разгорелся. Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, и его спутник подумал, что это идеальный момент для свершения мести. Но решил отложить ее. Рыжиков хотелось сильнее, чем мстить. Мальчик просто не хотел признаваться себе, что давно перестал злиться на Витьку и желание мстить пропало.
Грибы оказались очень вкусными. И так как соль еще не закончилась, ребята решили собрать еще рыжиков. Наконец они, довольные, наелись. Но наш герой не мог насладиться отдыхом в полной мере — его мысли были заняты предстоящей местью.
Основные события в романе «Мститель» Солоухина
Основной герой романа, Василий Бурлаков, вернулся с фронта, где потерял ногу. Он приезжает в город Солигорск, чтобы начать новую жизнь. Василий возвращается к своей бывшей возлюбленной, Марии, но она давно вышла замуж за богатого врача. Василий решает отомстить ей и ее семье, и осуществить свои мстительные планы.
Первым шагом на пути мести Василий убивает собаку Марии, что вызывает замешательство в городе. Затем он начинает покушения на жизнь членов семьи Марии: устраивает случайное ношение наркотиков в их квартире, засыпает токсическими веществами яблоки семьи.
Хотя убийства совершены без ведома Марии и ее семьи, они начинают подозревать, что за ними стоит Василий. Они обращаются к местной полиции, но служба оказывается бессильной и не может помочь им.
Однако Василий не удовлетворен совершенными преступлениями. Он решает убить Марию лично. Он приглашает ее на встречу в старый заброшенный дом и объявляет, что собирается убить ее. В момент нападения Василий вспоминает свою жизненную историю во время войны, и понимает, что месть не принесет ему счастья.
Вместо убийства, Василий решает выйти и дать себя в руки полиции. Он понимает, что его мести уже не осталось смысла и что он должен принять свое прошлое и идти дальше. Роман заканчивается, когда Василий переживает процесс суда и осужден на несколько лет лишения свободы.
Таким образом, основные события в романе «Мститель» рассказывают о том, как месть может стать разрушительной силой и препятствием на пути к счастью и примирению.
Прощение
Герой рассказа Солоухина «Мститель», краткое содержание которого мы обсуждаем, понимает, что время мести пришло. Он отчаянно ищет, как можно продлить этот замечательный день. И приглашает Витьку на речку, смыть сажу.
И вот мальчики отправились домой. Витька доверчиво идет вперед, и его спутник понимает, что очень трудно ударить человека в спину. Он больше не чувствует злости и обиды. Он решает спустить Витьке с рук утренний удар. Вот если это повторится — уж он ему задаст!
На душе нашего героя неожиданно становится легко.
Этот легкий, но поучительный рассказ был написан прекрасным детским писателем — В. Солоухиным. «Мстителя» в интересно будет прочитать не только детям, но и их родителям.
Обида — это тяжелый камень, который несет тот, кто ее испытывает. И лишь избавившись от него, он имеет возможность чувствовать легкую, ничем не замутненную радость. Ведь счастье зависит только от нас.
Учеников младших классов отправили на школьный огород. Они должны были копать картошку. Ребята были просто счастливы от того, что им не нужно сидеть и решать примеры на уроке арифметики.
На улице был прекрасный сентябрьский денёк. Дети дурачились. Они делали из грязи шар и надевали его на прут. Затем запускали шарик в небо. Победителем оказывался тот, чей ком грязи подлетит выше. Иногда ученики вместо земли использовали картофель. Всем было весело и совсем не хотелось сидеть на уроках.
Когда один из мальчиков хотел слепить шар побольше и наклонился за землёй, он почувствовал сильный удар в спину. Мальчишке сильно заболело. Он обернулся и увидел виновника. Это был Витька Агафонов, который с толстым прутом убегал от своей жертвы. Мальчику хотелось плакать, но не от боли, а от обиды. Он ведь всегда заступался за Витьку перед другими ребятами. Мальчишка не понимал, почему тот ударил его.
Тогда обиженный ребёнок решил мстить. Сначала он хотел вызвать Агафонова биться на «любака», но передумал. Витька был слабее, а это была честная и порядочная драка.
Пострадавший придумал план мести. Через несколько дней, когда Витька забудет о своём плохом поступке, мальчик позовёт его в лес. Он предложит своему обидчику жечь теплинку и в лесу отлупит Витьку.
Так мальчишка и сделал. Он предложил Агафонову пойти вместе в лес. Тот сразу сообразил, что обиженный мальчик хочет мстить. Но, герой рассказа смог переубедить Витьку.
По дороге в лес мальчик ждал подходящего момента, чтобы отомстить. Он вспоминал, как больно Агафонов ударил его в спину и убеждал себя, что месть необходима.
В самом начале леса Витька заметил шмеля, вылетевшего из норки. Он позвал попутчика. Они вместе начали раскапывать нору, чтобы достать вкусного мёда. К сожалению, в норке ничего не оказалось.
Обиженный мальчик все ждал, когда же он отомстит Витьке. Но, ребята так хорошо проводили время, что совсем не хотелось драться.
По дороге домой обиженный мальчишка решил не бить своего друга. Вот, если тот ещё раз обидит его, тогда получит. На душе у ребёнка стало легко от мысли о прощении обидчика.
Подготовка к сочинению
Читать «Мститель» Солоухина лучше в оригинале: это поможет подготовить пересказ и заполнить читательский дневник. Текст произведения представлен полностью и бесплатно. В рассказе есть аргументы к ЕГЭ по направлению «Месть и великодушие». Суть в следующем: обиженный человек может взращивать в себе желание отомстить, но если он добрый по натуре, ничего не получится. Светлая сторона личности возьмёт верх, и в итоге обидчик будет прощён.
Великодушный человек не может искренне ненавидеть и желать другому зла. Накручивая себя обидой, он только разрушает душу. Поэтому автор отмечает, что маленький герой испытал облегчение, отказавшись своего коварного плана. Самая важная мысль заключается в том, что мальчик сумел выйти из сложного положения, сохранив достоинство
При подготовке к уроку важно не перепутать произведение Солоухина с другим рассказом «Мститель», который написал Чехов
Поход в лес
По пути в лес рассказчик ждал удачного момента, чтобы осуществить задуманное. Он часто вспоминал, как больно Витька ударил его в спину, и уговаривал себя, что месть просто необходима. На окраине леса Агафонов увидел шмеля, вылетевшего из земли, и позвал приятеля. Они вдвоем стали раскапывать норку, чтобы достать вкусное лакомство, однако меда так и не нашли.
Затем Витька нашел поляну с большим количеством рыжиков. Мальчики захотели их пожарить, и обидчик предложил сходить домой, чтобы взять соль и яйца. Так они и сделали. Рассказчик все ждал, когда он сможет отомстить приятелю. Однако дети проводили время, словно в сказке, поэтому не хотелось драться. По пути домой обиженный парень решил не избивать своего товарища. Он подумал, что если тот попытается еще раз его обидеть, то он его точно накажет. В душе у мальчика стало легко от мысли о забытой обиде.
Сбор картофеля
Учеников средней школы вместо занятий отправили на поле собирать урожай картошки. Дети были счастливы, ведь теперь им не нужно находиться в классе и решать задачи на уроке математики.
На улице была отличная солнечная погода, ребята дурачились. Они лепили из земли шарики, надевали их на веточки и запускали высоко в небо. Победителем был тот, чей комок грязи поднимался выше остальных. Часто мальчишки вместо почвы использовали клубни картофеля. Им было очень весело и вовсе не хотелось идти на уроки.
Когда главный герой захотел сделать комок побольше и наклонился, то почувствовал болезненный удар в спину. Мальчику стало больно, он быстро обернулся и увидел виновника происшествия. Это был Витька, предки которого были чехами. Он убегал с толстой веткой от собственной жертвы. Главному герою хотелось заплакать от обиды, потому что он постоянно заступался за Агафонова перед остальными детьми. Он не мог понять, зачем тот кинул в него грязь.
В тот момент обиженный мальчик решил отомстить. Сначала он намеревался вызвать Витьку драться, но быстро передумал, потому что тот был намного слабее, а герой хотел честной победы. Тогда пострадавший придумал другой план. Через пару дней, когда обидчик забудет о совершенном поступке, он позовет его на прогулку в лес.
Иноверов
Иноверов проявляет свои наблюдательные способности и внимательность. Он умеет искать и находить не только информацию, но и связи и зависимости между разными людьми. Он стремится к разоблачению богатых и влиятельных людей, которые скрывают свои злодеяния от общества.
Иноверов играет важную роль в развитии сюжета и выяснении тайны убийства главной героини, Алисы. Он помогает Роману Солоухину разобраться в сложных политических интригах и раскрыть преступление. За свои действия он становится на сторону хорошего и становится одним из главных героев, который помогает осуществить месть и вернуть справедливость.
В целом, Иноверов — это характерный представитель классической литературной фигуры «детектив». Он сочетает в себе аналитические способности и независимость мысли, что помогает ему ведение расследования. Иноверов заслуживает внимания и придает оригинальности роману «Мститель».
Рецензия на рассказ Солоухина Мститель
Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека.
Название рассказа “Мститель” привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история.
Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.
Главные герои – школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, – автор.
Этот рассказ – воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига.
Работая на пришкольном участке, ученики “веселились”, насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему.
Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь.
“Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели”.
В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.
Новелла – художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии.
Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить – только духовно сильный и благородный человек.
Интересно
Что-то общее есть у этой новеллы с “Преступлением и наказанием” Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, “Мститель” подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.
Удар в спину
В один теплый и солнечный день школьников отправили сажать картошку на школьном участке. Ребята, довольные возможностью отвлечься от арифметики, с восторгом принялись за дело. Конечно, занимались они не только картошкой. Любимым занятием стало формирование шариков из комьев земли. Насаживая их на длинный прутик, ребята их бросали. Шарики летели на удивление далеко. Развлекался таким образом и наш герой, имени которого автор не называет.
И тут он почувствовал сильный удар в спину. Это Витька Агафонов ударил одноклассника таким шариком по спине и со всех ног бросился бежать. Герою стало невообразимо обидно. Даже плакать захотелось. Нет, не от боли. Зачем же так, в спину, а главное — за что?! Ведь дрались они с Витькой в последний раз два года назад.
Тема и мотивы романа «Мститель» Солоухина
Основными мотивами в романе являются месть, искание истины, любовь к Родине и справедливость. Главный герой, Сергей Гусев, решает отомстить за смерть своего отца, погибшего при исполнении долга. В его душе горит желание найти убийц, пролить их кровь и вернуть справедливость. Этот мотив мести пронизывает все события романа и становится движущей силой для героя.
Однако, по мере развития сюжета, Гусев понимает, что месть не дает ему истинного удовлетворения. Он начинает задаваться вопросами о природе зла и справедливости. Он ищет истину, чтобы принять сложное решение, и понимает, что нельзя справедливо отомстить, так как любой акт мести несет в себе новые страдания и потери.
Возникшие вопросы и поиски приводят Сергея Гусева к тому, что он вместо мести выбирает путь правосудия. Он принимает на себя роль судьи и исполнителя коллективной воли, чтобы привлечь преступников к ответственности без месть и жестокости
Таким образом, в романе автор обращается к важной ценности – к справедливости
За справедливостью и истиной, Гусев готов отдать свою жизнь. Он понимает ценность жизни и приносит себя в жертву, чтобы остановить происходящее зло и вернуть справедливость. Этот поступок героя воплощает высокие нравственные и патриотические идеалы.
Таким образом, тема и мотивы романа «Мститель» Владимира Солоухина ярко раскрывают проблемы справедливости, мести, истины и жертвы. Автор призывает задуматься над этическими вопросами и показывает, что месть не приводит к истинному счастью, а лишь продолжает замкнутый круг насилия. Вместо этого, Солоухин предлагает искать истину и возрождать справедливость через правосудие.
Анализ главных героев
В романе «Мститель» Андрея Солоухина мы следим за судьбами нескольких главных героев, каждый из которых обладает своей уникальной историей и особенностями характера. Давайте рассмотрим каждого из них и проанализируем их роль в развитии сюжета.
1. Николай Павлович Круглов
Николай Павлович Круглов — главный герой романа, его нелегальная няня и шофер, а также человек, который стремится к мести. Он вырос в бедности и насилии, что создало у него прочный нрав. Круглов стал жертвой системы, основанной на коррупции и безнаказанности, и его главная цель — наказать виновных.
Он сильный и упорный человек, готовый пройти через все трудности ради своей цели. Его месть направлена не только на отдельных людей, но и на систему, которая допустила неправду и несправедливость. Круглов не терпит лжи и предательства, и его действия в романе можно понять и поддержать.
2. Андрей Исаевич Генералов
Андрей Исаевич Генералов — бывший приятель Круглова и тот, кто предал его в прошлом. Он стал успешным и влиятельным человеком, но всегда ощущает тень своего прошлого. Круглов решил наказать его и заставить его испытать боль и вину.
Генералов является сложным персонажем. Он испытывает непреодолимые чувства вины и стыда, но в то же время не готов признаться в своих преступлениях. Он находится в постоянном внутреннем конфликте и скрывает свои истинные эмоции от окружающих.
3. Евгения Викторовна Круглова
Евгения Викторовна Круглова — дочь Круглова, которую он не видел много лет. Ее судьба стала одной из основных причин, почему Круглов решил вернуться и найти свое место в мире. Он стремится обеспечить ей лучшую жизнь, нежели у него самого.
Евгения Викторовна является символом надежды и возможности для Круглова. Она яркая и талантливая женщина, которая преуспевает в своей карьере и несет свет в жизнь своего отца. Ее присутствие дает Круглову силу и мотивацию продолжать бороться.
4. Александр Александрович Крупнов
Александр Александрович Крупнов — преступник, который стал новым объектом мести Круглова. Он — символ безнаказанности и коррупции в системе. Круглов решает выставить его на публичный суд и показать всем его преступления.
Крупнов является хладнокровным и безжалостным человеком. Он привык к власти и деньгам, и не думает о последствиях своих действий
Он представляет собой все, чего Круглов хочет избежать, и победа над ним становится важной целью для нашего героя
Основные персонажи
На примере двух приятелей писатель умело показывает, что месть может испортить жизнь человеку, поскольку она будет его постоянно тревожить и занимать все мысли. В главного персонажа попал комком земли его давний приятель, после чего парень затаил злобу. Он много дней строил план мести, а потом заманил обидчика в лес. Однако он постоянно откладывал задуманное, так как сильно нервничал. В рассказе «Мститель» Солоухина присутствуют такие главные герои:
- рассказчик — добрый и справедливый парень;
- Витька Агафонов — приятель главного персонажа и его одноклассник, который совершил некрасивый поступок.
В своем произведении писатель учит читателя, что необходимо научиться прощать мелкие обиды и не носить их внутри себя.
Автор книги: Владимир Солоухин
Солоухин Владимир Мститель
Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку – чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.
Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.
Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом.
Анализ произведения
Произведение написано в послевоенную эпоху. Кроме года создания, на это указывают многие детали, например:
Фабула произведения проста. В сентябре ученики помогали взрослым убирать картофель, а один мальчик, Витька Агафонов, исподтишка ударил своего товарища прямо в спину.
Рассказ ведётся от лица побитого мальчика. Ему не было больно, но душу захлестнула обида. Рассказчик решил отомстить Витьке, а в конце произведения понял, что идея была не такой уж хорошей и отказался от неё. В произведении присутствуют все стандартные композиционные элементы:
Ярко и подробно показаны изменения, произошедшие в душе героя
Один маленький поступок привёл к большим трансформациям: сначала мальчик хотел отомстить, а потом принял очень важное решение — отказался от первоначального замысла и это принесло ему облегчение. В произведении всего 2 героя: рассказчик и его приятель Витька Агафонов
Средства выразительности
Автор использует несколько приёмов, чтобы лучше показать читателю, что творится в душе рассказчика. Первое средство выразительности — антитеза. Владимир Солоухин описывает настроение мальчика до предательского удара и после него. Сначала главный герой радовался вместе со всеми, а когда получил тычок в спину, не мог думать ни о чём, кроме того, как лучше ответить обидчику. Даже природа, кажется, утратила свою красоту. Эпитеты и метафоры, с помощью которых созданы пейзажные описания и зарисовки в начале рассказа:
- «серебряные ниточки»;
- «ниточки паутинок»;
- «денёк… тихий, тёплый»;
- «сделан из золотого с голубым».
Когда приятель стукнул мальчика, тот перестал замечать и небо, и картошку, и солнце. Описывая состояние ребенка, писатель отмечет детали:
- руки «задрожали»;
- голос стал «глухим»;
- губа «задёргалась».
Язык повествования — яркий, колоритный и самобытный, поэтому на двух станицах автор сумел сказать очень много.
Динамичным и эмоциональным произведение делают диалектные слова и выражения, например:
- теплинка;
- айда;
- на любака;
- живо-два.
В рассказе есть одна интересная деталь, по которой становится понятно, что желание отомстить было ошибочным.
Подготовка к сочинению
Читать «Мститель» Солоухина лучше в оригинале: это поможет подготовить пересказ и заполнить читательский дневник. Текст произведения представлен полностью и бесплатно. В рассказе есть аргументы к ЕГЭ по направлению «Месть и великодушие». Суть в следующем: обиженный человек может взращивать в себе желание отомстить, но если он добрый по натуре, ничего не получится. Светлая сторона личности возьмёт верх, и в итоге обидчик будет прощён.
Великодушный человек не может искренне ненавидеть и желать другому зла. Накручивая себя обидой, он только разрушает душу. Поэтому автор отмечает, что маленький герой испытал облегчение, отказавшись своего коварного плана. Самая важная мысль заключается в том, что мальчик сумел выйти из сложного положения, сохранив достоинство
При подготовке к уроку важно не перепутать произведение Солоухина с другим рассказом «Мститель», который написал Чехов
Предыдущая
Краткое содержание«Дудочка и кувшинчик» — краткое содержание сказки В.П. Катаева
Следующая
Краткое содержание»Звезда» — краткое содержание рассказа Эммануила Казакевича для читательского дневника