Мститель краткое содержание
Рассказ «Мститель» Солоухина был написан в 1961 году. Произведение описывает отношения двух приятелей, один из которых совершил некрасивый поступок по отношению к другому. Главный герой отказывается от мести, понимая, что ни к чему хорошему она не приведет. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн каткое содержание «Мститель» на нашем сайте.
Главные герои Рассказчик – мальчик, добрый, дружелюбный, справедливый. Витька Агафонов – одноклассник, друг рассказчика, совершивший подлый поступок, но, по сути, неплохой мальчик. Краткое содержание
Как-то раз в сентябре учеников отправили копать картошку. Ребята были очень довольны – вместо того, чтобы решать сложные задачи «на скучном уроке по арифметике», они вовсю резвились и дурачились на картофельном поле. Главное развлечение заключалось в том, чтобы как можно дальше закинуть гибким прутом картошку или тяжелый земляной шарик.
Почувствовав удар по спине, главный герой оглянулся и понял, что это в него запустил земляной шарик Витька Агафонов. У пострадавшего на глаза навернулись слезы от горькой обиды – он ведь всегда принимал Витьку в компанию, даже если другие ребята отказывались с ним играть. Неудивительно, что мальчик совсем не ожидал подобного предательства с его стороны. Никто из ребят не заметил этого маленького происшествия, но герой «уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба». Постепенно в его голове созрел план мести – «через несколько дней, когда все позабудется», заманить предателя в лес и как следует отлупить его. Так мальчик и поступил – пригласил Витьку «в лес жечь теплинку». Герой притворился, что совершенно не держит на него зла, и ребята отправились в путь.
В лесу было очень интересно. На глаза мальчишкам попалась норка, из которой вылетел шмель. Они принялись было копать норку в надежде достать мед, но она оказалась заброшенной. Затем ребята нашли грибы и принялись их жарить на костре. Герой все время поджидал подходящий момент, чтобы наказать обидчика, но каждый раз откладывал свою месть. В итоге он решил, что ударит Витьку по дороге домой.
Когда ребята, перемазанные сажей, отмылись в речке, и отправились домой, у героя под ложечкой начало «ныть и сосать». Глядя на оттопыренные уши Витьки, шедшего впереди, он понял, что ему перехотелось наказывать своего обидчика. Оказалось, что «совсем непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя». День, проведенный вместе с Витькой в лесу, был до того хорош, что в душе героя не осталось и следа от былой злости. Он решил простить его, но уж в другой раз не дать ему спуска!
Заключение Книга Владимира Солоухина учит добру, милосердию, умению прощать, находить хорошее в своих друзьях. Месть способна лишь растревожить, растравить душу, и гораздо приятнее простить человека, даже если он совершил не самый благовидный поступок.
После ознакомления с кратким пересказом «Мститель» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Краткое содержание
Как-то раз в сентябре учеников отправили копать картошку. Ребята были очень довольны – вместо того, чтобы решать сложные задачи «на скучном уроке по арифметике»
, они вовсю резвились и дурачились на картофельном поле. Главное развлечение заключалось в том, чтобы как можно дальше закинуть гибким прутом картошку или тяжелый земляной шарик.
Почувствовав удар по спине, главный герой оглянулся и понял, что это в него запустил земляной шарик Витька Агафонов. У пострадавшего на глаза навернулись слезы от горькой обиды – он ведь всегда принимал Витьку в компанию, даже если другие ребята отказывались с ним играть. Неудивительно, что мальчик совсем не ожидал подобного предательства с его стороны.
Никто из ребят не заметил этого маленького происшествия, но герой «уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба»
. Постепенно в его голове созрел план мести – «через несколько дней, когда все позабудется»
, заманить предателя в лес и как следует отлупить его. Так мальчик и поступил – пригласил Витьку «в лес жечь теплинку»
. Герой притворился, что совершенно не держит на него зла, и ребята отправились в путь.
В лесу было очень интересно. На глаза мальчишкам попалась норка, из которой вылетел шмель. Они принялись было копать норку в надежде достать мед, но она оказалась заброшенной. Затем ребята нашли грибы и принялись их жарить на костре. Герой все время поджидал подходящий момент, чтобы наказать обидчика, но каждый раз откладывал свою месть. В итоге он решил, что ударит Витьку по дороге домой.
Когда ребята, перемазанные сажей, отмылись в речке и отправились домой, у героя под ложечкой начало «ныть и сосать»
. Глядя на оттопыренные уши Витьки, шедшего впереди, он понял, что ему перехотелось наказывать своего обидчика. Оказалось, что «совсем непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»
. День, проведенный вместе с Витькой в лесу, был до того хорош, что в душе героя не осталось и следа от былой злости. Он решил простить его, но уж в другой раз не дать ему спуска!
Рассказчик — проведя целый день в лесу с Витькой, прощает его.
Заключение
Книга Владимира Солоухина учит добру, милосердию, умению прощать, находить хорошее в своих друзьях. Месть способна лишь растревожить, растравить душу, и гораздо приятнее простить человека, даже если он совершил не самый благовидный поступок.
После ознакомления с кратким пересказом «Мстителя» рекомендуем прочитать рассказ в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Поход в лес
По пути в лес рассказчик ждал удачного момента, чтобы осуществить задуманное. Он часто вспоминал, как больно Витька ударил его в спину, и уговаривал себя, что месть просто необходима. На окраине леса Агафонов увидел шмеля, вылетевшего из земли, и позвал приятеля. Они вдвоем стали раскапывать норку, чтобы достать вкусное лакомство, однако меда так и не нашли.
Затем Витька нашел поляну с большим количеством рыжиков. Мальчики захотели их пожарить, и обидчик предложил сходить домой, чтобы взять соль и яйца. Так они и сделали. Рассказчик все ждал, когда он сможет отомстить приятелю. Однако дети проводили время, словно в сказке, поэтому не хотелось драться. По пути домой обиженный парень решил не избивать своего товарища. Он подумал, что если тот попытается еще раз его обидеть, то он его точно накажет. В душе у мальчика стало легко от мысли о забытой обиде.
Прогулка по лесу
Итак, мальчишки пошли в лес. Витька наслаждался природой, а наш герой только и думал о мести. Прикидывал, по какому месту треснуть друга. А чтобы огонь мести не угасал, герой рассказа Солоухина «Мститель» (в кратком содержании это отражено) постоянно подпитывал его обидой. Мальчик все обдумывал, как и когда ударить обидчика.
Внезапно Витька увидел шмеля, который вылетел из норки. Глаза у него сразу загорелись. Мальчик предположил, что в норке может быть мед. И наш герой снова отложил акт возмездия.
Мальчишки вырезали лопатки и начали рыть. Намучившись с твердым грунтом, наконец добрались до мягкой земли. Но никакого меда там не оказалось. Что там делал шмель — осталось загадкой для ребят.
На опушке Витька заприметил грибы. Рыжики росли густо и были очень красивы. Мальчик тотчас предложил сбегать за солью, чтобы поджарить их на костре. Вот обед был бы!
Наш герой подумал, что о мести придется забыть на некоторое время.
У Витькиной матери удалось украсть несколько куриных яиц. Ребята закопали их в ямку, и на этом месте начали разводить теплинку. Думали, что яйца от жара огня запекутся и будут очень вкусными. Мальчики собрали хворост. Постепенно костер разгорелся небольшим, но стойким пламенем. Огонь выплясывал, словно девушка на танцах.
Герой рассказа Солоухина «Мститель», краткое содержание которого мы рассматриваем, даже подумал, что Витька вовсе не так плох, как он думал. Но треснул-то он его за что между лопаток?
Ребята собрали рыжики, когда костер разгорелся. Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, и его спутник подумал, что это идеальный момент для свершения мести. Но решил отложить ее. Рыжиков хотелось сильнее, чем мстить. Мальчик просто не хотел признаваться себе, что давно перестал злиться на Витьку и желание мстить пропало.
Грибы оказались очень вкусными. И так как соль еще не закончилась, ребята решили собрать еще рыжиков. Наконец они, довольные, наелись. Но наш герой не мог насладиться отдыхом в полной мере — его мысли были заняты предстоящей местью.
Прощение
Герой рассказа Солоухина «Мститель», краткое содержание которого мы обсуждаем, понимает, что время мести пришло. Он отчаянно ищет, как можно продлить этот замечательный день. И приглашает Витьку на речку, смыть сажу.
И вот мальчики отправились домой. Витька доверчиво идет вперед, и его спутник понимает, что очень трудно ударить человека в спину. Он больше не чувствует злости и обиды. Он решает спустить Витьке с рук утренний удар. Вот если это повторится — уж он ему задаст!
На душе нашего героя неожиданно становится легко.
Этот легкий, но поучительный рассказ был написан прекрасным детским писателем — В. Солоухиным. «Мстителя» в интересно будет прочитать не только детям, но и их родителям.
Обида — это тяжелый камень, который несет тот, кто ее испытывает. И лишь избавившись от него, он имеет возможность чувствовать легкую, ничем не замутненную радость. Ведь счастье зависит только от нас.
Учеников младших классов отправили на школьный огород. Они должны были копать картошку. Ребята были просто счастливы от того, что им не нужно сидеть и решать примеры на уроке арифметики.
На улице был прекрасный сентябрьский денёк. Дети дурачились. Они делали из грязи шар и надевали его на прут. Затем запускали шарик в небо. Победителем оказывался тот, чей ком грязи подлетит выше. Иногда ученики вместо земли использовали картофель. Всем было весело и совсем не хотелось сидеть на уроках.
Когда один из мальчиков хотел слепить шар побольше и наклонился за землёй, он почувствовал сильный удар в спину. Мальчишке сильно заболело. Он обернулся и увидел виновника. Это был Витька Агафонов, который с толстым прутом убегал от своей жертвы. Мальчику хотелось плакать, но не от боли, а от обиды. Он ведь всегда заступался за Витьку перед другими ребятами. Мальчишка не понимал, почему тот ударил его.
Тогда обиженный ребёнок решил мстить. Сначала он хотел вызвать Агафонова биться на «любака», но передумал. Витька был слабее, а это была честная и порядочная драка.
Пострадавший придумал план мести. Через несколько дней, когда Витька забудет о своём плохом поступке, мальчик позовёт его в лес. Он предложит своему обидчику жечь теплинку и в лесу отлупит Витьку.
Так мальчишка и сделал. Он предложил Агафонову пойти вместе в лес. Тот сразу сообразил, что обиженный мальчик хочет мстить. Но, герой рассказа смог переубедить Витьку.
По дороге в лес мальчик ждал подходящего момента, чтобы отомстить. Он вспоминал, как больно Агафонов ударил его в спину и убеждал себя, что месть необходима.
В самом начале леса Витька заметил шмеля, вылетевшего из норки. Он позвал попутчика. Они вместе начали раскапывать нору, чтобы достать вкусного мёда. К сожалению, в норке ничего не оказалось.
Обиженный мальчик все ждал, когда же он отомстит Витьке. Но, ребята так хорошо проводили время, что совсем не хотелось драться.
По дороге домой обиженный мальчишка решил не бить своего друга. Вот, если тот ещё раз обидит его, тогда получит. На душе у ребёнка стало легко от мысли о прощении обидчика.
Средства выразительности
Автор использует несколько приёмов, чтобы лучше показать читателю, что творится в душе рассказчика. Первое средство выразительности — антитеза. Владимир Солоухин описывает настроение мальчика до предательского удара и после него. Сначала главный герой радовался вместе со всеми, а когда получил тычок в спину, не мог думать ни о чём, кроме того, как лучше ответить обидчику. Даже природа, кажется, утратила свою красоту. Эпитеты и метафоры, с помощью которых созданы пейзажные описания и зарисовки в начале рассказа:
- «серебряные ниточки»;
- «ниточки паутинок»;
- «денёк… тихий, тёплый»;
- «сделан из золотого с голубым».
Когда приятель стукнул мальчика, тот перестал замечать и небо, и картошку, и солнце. Описывая состояние ребенка, писатель отмечет детали:
- руки «задрожали»;
- голос стал «глухим»;
- губа «задёргалась».
Язык повествования — яркий, колоритный и самобытный, поэтому на двух станицах автор сумел сказать очень много.
Динамичным и эмоциональным произведение делают диалектные слова и выражения, например:
- теплинка;
- айда;
- на любака;
- живо-два.
В рассказе есть одна интересная деталь, по которой становится понятно, что желание отомстить было ошибочным.
Сбор картофеля
Учеников средней школы вместо занятий отправили на поле собирать урожай картошки. Дети были счастливы, ведь теперь им не нужно находиться в классе и решать задачи на уроке математики.
На улице была отличная солнечная погода, ребята дурачились. Они лепили из земли шарики, надевали их на веточки и запускали высоко в небо. Победителем был тот, чей комок грязи поднимался выше остальных. Часто мальчишки вместо почвы использовали клубни картофеля. Им было очень весело и вовсе не хотелось идти на уроки.
Когда главный герой захотел сделать комок побольше и наклонился, то почувствовал болезненный удар в спину. Мальчику стало больно, он быстро обернулся и увидел виновника происшествия. Это был Витька, предки которого были чехами. Он убегал с толстой веткой от собственной жертвы. Главному герою хотелось заплакать от обиды, потому что он постоянно заступался за Агафонова перед остальными детьми. Он не мог понять, зачем тот кинул в него грязь.
В тот момент обиженный мальчик решил отомстить. Сначала он намеревался вызвать Витьку драться, но быстро передумал, потому что тот был намного слабее, а герой хотел честной победы. Тогда пострадавший придумал другой план. Через пару дней, когда обидчик забудет о совершенном поступке, он позовет его на прогулку в лес.
Удар в спину
В один теплый и солнечный день школьников отправили сажать картошку на школьном участке. Ребята, довольные возможностью отвлечься от арифметики, с восторгом принялись за дело. Конечно, занимались они не только картошкой. Любимым занятием стало формирование шариков из комьев земли. Насаживая их на длинный прутик, ребята их бросали. Шарики летели на удивление далеко. Развлекался таким образом и наш герой, имени которого автор не называет.
И тут он почувствовал сильный удар в спину. Это Витька Агафонов ударил одноклассника таким шариком по спине и со всех ног бросился бежать. Герою стало невообразимо обидно. Даже плакать захотелось. Нет, не от боли. Зачем же так, в спину, а главное — за что?! Ведь дрались они с Витькой в последний раз два года назад.
Рецензия на рассказ Солоухина Мститель
Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека.
Название рассказа “Мститель” привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история.
Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.
Главные герои – школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, – автор.
Этот рассказ – воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига.
Работая на пришкольном участке, ученики “веселились”, насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему.
Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь.
“Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели”.
В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.
Новелла – художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии.
Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить – только духовно сильный и благородный человек.
Интересно
Что-то общее есть у этой новеллы с “Преступлением и наказанием” Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, “Мститель” подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.
Подготовка к сочинению
Читать «Мститель» Солоухина лучше в оригинале: это поможет подготовить пересказ и заполнить читательский дневник. Текст произведения представлен полностью и бесплатно. В рассказе есть аргументы к ЕГЭ по направлению «Месть и великодушие». Суть в следующем: обиженный человек может взращивать в себе желание отомстить, но если он добрый по натуре, ничего не получится. Светлая сторона личности возьмёт верх, и в итоге обидчик будет прощён.
Великодушный человек не может искренне ненавидеть и желать другому зла. Накручивая себя обидой, он только разрушает душу. Поэтому автор отмечает, что маленький герой испытал облегчение, отказавшись своего коварного плана. Самая важная мысль заключается в том, что мальчик сумел выйти из сложного положения, сохранив достоинство
При подготовке к уроку важно не перепутать произведение Солоухина с другим рассказом «Мститель», который написал Чехов
Предыдущая
Краткое содержание«Дудочка и кувшинчик» — краткое содержание сказки В.П. Катаева
Следующая
Краткое содержание»Звезда» — краткое содержание рассказа Эммануила Казакевича для читательского дневника
Анализ произведения
Произведение написано в послевоенную эпоху. Кроме года создания, на это указывают многие детали, например:
- существование колхозов;
- помощь детей на уборке картофеля;
- своеобразные развлечения;
- обилие диалектных и устаревших слов, характе́рных для середины прошлого века;
- название предмета — арифметика.
Фабула произведения проста. В сентябре ученики помогали взрослым убирать картофель, а один мальчик, Витька Агафонов, исподтишка ударил своего товарища прямо в спину.
Рассказ ведётся от лица побитого мальчика. Ему не было больно, но душу захлестнула обида. Рассказчик решил отомстить Витьке, а в конце произведения понял, что идея была не такой уж хорошей и отказался от неё. В произведении присутствуют все стандартные композиционные элементы:
- экспозиция;
- завязка;
- кульминация;
- развязка.
Ярко и подробно показаны изменения, произошедшие в душе героя
Один маленький поступок привёл к большим трансформациям: сначала мальчик хотел отомстить, а потом принял очень важное решение — отказался от первоначального замысла и это принесло ему облегчение. В произведении всего 2 героя: рассказчик и его приятель Витька Агафонов.
https://youtube.com/watch?v=zcMiPsVrxd8