Краткое содержание
Пролог
В пьесе «речь пойдет о любви». Чувство влюбленных доходит до своей наивысшей точки, и начинают происходить чудеса – «что и удивительно, и обыкновенно». На пьесу нужно смотреть как на сказку, и «не искать в ней скрытого смысла».
Действие первое
В большой красивой усадьбе в Карпатских горах жили Хозяин и Хозяйка, его жена, «еще молодая, очень привлекательная женщина». Хозяин был добрым волшебником. Он дал слово супруге больше не безобразничать, но иногда не сдерживался и колдовал в свое удовольствие. Хозяин предупредил, что вскоре в их доме появятся непростые гости.
Первым в усадьбе появился прекрасный юноша. Это был Медведь, превращенный волшебником семь лет назад в человека. Он признался Хозяйке, что «быть настоящим человеком очень нелегко». Также Медведь сообщил, что сможет вернуть свой прежний облик только в том случае, если «первая попавшаяся принцесса» полюбит его и поцелует.
Вскоре в усадьбе волшебника появился король «со свитой, министрами и принцессой, своей единственной дочкой». На удивление, король оказался милым добряком. Недостатки своего характера он сваливал на предков, и считал, что «вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты».
Король души не чаял в своей дочери – милой, доброй, нежной девушке. Хозяйка не хотела, чтобы она влюблялась в Медведя, а потом страдала. Она велела мужу «поискать другую принцессу, похуже», но судьбе было угодно, чтобы Медведь и Принцесса встретились друг с другом. Они полюбили друг в друга с первого взгляда.
Принцесса познакомила Медведя с Королем, и он тут же пожаловал ему титул принца. Когда Принцесса готова была поцеловать юношу, «он ускакал не оглядываясь на своем сумасшедшем коне, прямо без дороги, в горы». Переодевшись в мужское платье, Принцесса сообщила подавленному отцу, что отныне будет жить собственной жизнью, и ускакала в неизвестном направлении.
Действие второе
Поздним вечером в трактире «Эмилия» появились «король, министры, придворные». Трактирщик любезно расположил замерзших гостей у камина и угостил их вином. Король поведал ему о своей печали: его единственная, горячо любимая дочь «влюбилась, поссорилась, переоделась мальчиком и скрылась».
В трактире также остановился «знаменитый охотник с двумя учениками». Здесь же оказался и Медведь, который случайно узнал, что для полного счета Охотнику нужно подстрелить еще одного медведя. В трактире юноша встретил ученика Охотника, который был удивительно похож на Принцессу. Медведь поведал ему о своих переживаниях и совершенно случайно разоблачил «юношу», который на поверку оказался Принцессой. Влюбленные страшно поругались, и Принцесса «поклялась выйти замуж за первого встречного». Им оказался придворный Администратор. Медведь в свою очередь сделал предложение фрейлине Принцессы.
Король приступил к обряду венчания, но его прервал Медведь. Он рассказал Принцессе всю правду о себе и о тех страшных последствиях, которые повлечет за собой поцелуй настоящей любви. Медведь навсегда простился с девушкой. Узнав об этом, волшебник был крайне недоволен осмотрительностью Медведя, которого не охватила «волшебная сила безрассудства». Юноша предложил Охотнику убить его сразу после того, как он поцелует Принцессу и превратится в медведя.
Действие третье
Придворные были крайне недовольны принцем-администратором, который «захватил власть в королевстве», стал сеять беспорядки и раздирать королевскую казну. Они умоляли Короля запретить предстоящую свадьбу, но Королю было уже все равно. Принцесса с каждым днем все больше худела и бледнела, и придворный доктор сообщил, что «спасти принцессу может только чудо».
Неожиданно появился Медведь, и Принцесса призналась ему в любви. Она поцеловала юношу. В этот миг погас свет, грянул гром, но юноша не превратился в медведя: «он остался человеком, и смерть отступила от счастливых влюбленных». Волшебник был очень рад за юношу: «любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем». По просьбе жены, которая искренне желал счастья влюбленным, волшебник превратил Администратора в крысу, а Короля – в облачко.
Действие первое
Усадьба в Карпатских горах. Большая комната, сияющая чистотой. На очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник. Бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос. Это хозяин усадьбы.
Хозяин
. Вот так! Вот славно! Работаю и работаю, как подобает хозяину, всякий глянет и похвалит, все у меня как у людей. Не пою, не пляшу, не кувыркаюсь, как дикий зверь. Нельзя хозяину отличной усадьбы в горах реветь зубром, нет, нет! Работаю безо всяких вольностей… Ах! (Прислушивается, закрывает лицо руками.)
Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она! (Хихикает застенчиво.)
Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена!
Входит хозяйка
, еще молодая, очень привлекательная женщина.
Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю… (Пугается.)
Что с тобой? Кто тебя посмел обидеть?
Хозяйка
. Ты.
Хозяин
. Да не может быть! Ах я грубиян! Бедная женщина, грустная такая стоит, головой качает… Вот беда-то! Что же я, окаянный, наделал?
Хозяйка
. Подумай.
Хозяин
. Да уж где тут думать… Говори, не томи…
Хозяйка
. Что ты натворил нынче утром в курятнике?
Хозяин
(хохочет)
. Так ведь это я любя!
Хозяйка
. Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг – здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки…
Хозяин
. Ну что ж тут обидного?
Хозяйка
. А у курицы усы, как у солдата.
Хозяин
. Ха-ха-ха!
Хозяйка
. Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?
Хозяин
. Ну дорогая, ну милая, ну прости меня! Что уж тут поделаешь… Ведь все-таки я волшебник!
Хозяйка
. Мало ли что!
Хозяин
. Утро было веселое, небо ясное, прямо силы девать некуда, так хорошо. Захотелось пошалить…
Хозяйка
. Ну и сделал бы что-нибудь полезное для хозяйства. Вон песок привезли дорожки посыпать. Взял бы да превратил его в сахар.
Хозяин
. Ну какая же это шалость!
Хозяйка
. Или те камни, что сложены возле амбара, превратил бы в сыр.
Хозяин
. Не смешно!
Хозяйка
. Ну что мне с тобой делать? Бьюсь, бьюсь, а ты все тот же дикий охотник, горный волшебник, безумный бородач!
Хозяин
. Я стараюсь!
Хозяйка
. Так все идет славно, как у людей, и вдруг – хлоп! – гром, молния, чудеса, превращения, сказки, легенды там всякие… Бедняжка… (Целует его.)
Ну, иди, родной!
Хозяин
. Куда?
Хозяйка
. В курятник.
Хозяин
. Зачем?
Хозяйка
. Исправь то, что там натворил.
Хозяин
. Не могу!
Хозяйка
. Ну пожалуйста!
Хозяин
. Не могу. Ты ведь сама знаешь, как повелось на свете. Иногда пошалишь – а потом все исправишь. А иной раз щелк – и нет пути назад! Уж я этих цыплят и волшебной палочкой колотил, и вихрем их завивал, и семь раз ударил молнией – все напрасно! Значит, уж тут сделанного не поправишь.
Король я или не король?
Эраст Гарин снимал сказку, а вот у Марка Захарова получилась притча. Стало общим местом оценивать успешность той или иной ленты по количеству цитат, которые, что называется, ушли в народ, тем более что советский кинематограф в шестидесятые и семидесятые годы подарил нам множество фильмов, героев которых хотелось цитировать. И «Обыкновенное чудо» стало одним из них, заняв в череде безусловных удач кино СССР подобающее место.
Что касается цитат из «Обыкновенного чуда», то в данном случае есть определенная загадка. Герои фильмов Гарина и Захарова в целом произносят одни и те же фразы, которые написал Шварц. Но в фильме 1978 года эти фразы обрели своего рода завершенность. «Три дня я гналась за вами, чтобы сказать вам, как вы мне безразличны», «Приказ свой не отменю, потому что я самодур», «Вот и славно! трам-пам-пам!» — как и любые другие народные афоризмы, они давно потеряли авторство. Ну а диалог Министра-администратора и Хозяйки («А кто у нас муж? — Волшебник. — Предупреждать надо») хоть и перекликается с похожей сценой из «Формулы любви» того же Захарова, но вполне самостоятелен.
Александр Абдулов и Евгения Симонова. Кадр из фильма
Необязательно знать, кто именно написал или сказал те или иные слова, чтобы раз за разом использовать их и видеть понимающую улыбку на лице собеседника. Но все же желательно помнить об авторах, пусть путь их слов к благодарному зрителю и оказался весьма извилист и причудлив.
Главная мысль пьесы «Шварц Обыкновенное чудо»
Главная мысль пьесы «Шварц Обыкновенное чудо» заключается в том, что человек может совершать чудеса и быть героем в обычной повседневной жизни.
Основная идея пьесы состоит в том, что каждый человек имеет потенциал и способности, чтобы произвести настоящее чудо, даже в обычной ситуации. В ходе пьесы раскрывается история Шварца, скромного почтальона, который превращается в настоящего героя и спасает людей от городской лавины. Через переживания и борьбу, Шварц понимает, что обычное дело, такое как доставка писем, может стать важным и даже спасительным моментом в жизни других людей.
Мысль 1: Важность обычных дел
В пьесе показывается, что обычные дела и рутинные задачи, такие как доставка писем, могут иметь большое значение для других людей
Через пример Шварца, пьеса учит нас ценить и уважать каждую маленькую часть нашей рутины, потому что она может оказаться важной для кого-то еще
Мысль 2: Потенциал каждого человека
Главный герой Шварц показывает нам, что каждый человек имеет потенциал и способности, чтобы стать настоящим героем. Вопреки своей обычности, Шварц находит в себе силы и мужество, чтобы спасти людей от лавины. Это напоминает нам о внутренних ресурсах, которые у каждого из нас есть, и что мы можем использовать их, чтобы произвести чудо в своей жизни.
«Родина моей души…»
Майкоп сегодня — столица Адыгеи, а в годы детства Евгения Шварца это был уездный город Кубанской области. Об этом городке Шварц вспоминал с нежностью.
«Но вот наконец совершается переезд в Майкоп, на родину моей души, в тот самый город, где я вырос таким, как есть. Все, что было потом, развивало или приглушало то, что во мне зародилось в эти майкопские годы», — написано в его дневнике.
Шварцы приехали в Майкоп весной 1902 года, когда Жене было чуть более пяти лет. Больница, куда поступил на службу Лев Борисович, сняла им домик на Георгиевской улице неподалеку от городского сада, реки Белой и рынка — главных достопримечательностей Майкопа.
Чем же примечателен был этот «глухой северокавказский городишко» с выбеленными стенами домов, «весь в зелени, с желтыми хлебами за городом до самого горизонта», теплой зимой тонущий в черноземной грязи?
Жизнь как чудо
Главная мысль пьесы «Обыкновенное чудо» Александра Шварца заключается в том, что жизнь сама по себе является чудом. Шварц показывает, что даже обычные и привычные вещи и события в нашей жизни могут быть восприняты как чудеса, если мы научимся ценить их и видеть в них красоту и удивительность.
Через главных героев пьесы, Черноморца и Петра, Шварц обращает наше внимание на то, что каждый день полон чудесных моментов, которые мы обычно не замечаем. Он показывает, что, несмотря на все проблемы и трудности, жизнь все равно прекрасна, и в ней есть место для радости, любви и надежды
Идея пьесы заключается в том, что мы должны научиться видеть чудесное в обыкновенном
Жизнь на самом деле наполнена чудесами, мы просто привыкли к ним и перестали обращать на них внимание. Шварц подчеркивает, что если мы научимся остановиться и присмотреться к миру вокруг нас, то сможем найти в нем красоту и удивление
Ведь даже самая маленькая вещь или событие может стать источником вдохновения и счастья.
Пьеса «Обыкновенное чудо» учит нас ценить маленькие радости жизни, обращать внимание на детали и наслаждаться простыми вещами. Шварц показывает, что каждый из нас способен обнаружить чудо в своей жизни, если научится быть внимательным и открытым к новому
Через приключения Черноморца и Петра автор вдохновляет нас на поиск чудес и приобщение к ним, даже в самых обычных и привычных ситуациях.
Идейный конфликт в пьесе
Пьеса «Обыкновенное чудо» Шварца – это произведение, которое обращает внимание на важные социальные и философские проблемы. Главная идея пьесы заключается в том, что настоящее чудо кроется в обыкновенных вещах и событиях
Через историю героев пьесы, Шварц учит нас переосмыслить наше отношение к миру, окружающим нас явлениям и людям.
Идейный конфликт в пьесе проявляется через противопоставление обыкновенного и чудесного. Герои пытаются найти смысл жизни вокруг себя и, своими поступками, демонстрируют две противоположные точки зрения. Некоторые герои верят в обыкновенное, мирное и привычное; другие ищут чудеса и верят в то, что мир способен меняться к лучшему.
Чудесный момент пьесы заключается в появлении Ангела, дарующего людям счастье и ласку. Ангел предлагает героям выбор: они могут оставить свои привычные заботы и стать частью чудеса, или продолжить жить обычной жизнью. Это создает внутренний конфликт и вызывает размышления о ценности и смыслах обыденной жизни.
Однако в конце пьесы Шварц делает акцент на том, что истинное чудо – это не внешние явления, а способность каждого человека увидеть и принять обыкновенное. Именно отсюда исходит главная мысль пьесы: мы должны находить и ценить чудо в простых вещах, внимательно относиться к окружающим нас явлениям и людям, искать смысл и радость в маленьких повседневных событиях.
Противопоставление обыкновенного и чудесного Обыкновенное Чудесное
Привычный образ жизни героев Появление Ангела и предложение о чуде
Рационалистическое мировоззрение Вера в магию и чудеса
Непосредственная реальность и проблемы героев Возможность увидеть в обыкновенной жизни чудо
Таким образом, пьеса «Обыкновенное чудо» учит нас пересматривать свое отношение к миру и найти смысл в обычных, знакомых вещах. Она напоминает нам о необходимости внимательности и осознанности в нашей повседневной жизни. Идея пьесы состоит в том, что настоящее чудо не обязательно происходит вне нас – оно способно рождаться в наших сердцах и мыслях, если мы умеем видеть его.
Человек и его роль в обыкновенном чуде
Пьеса «Обыкновенное чудо» Шварца посвящена исследованию роли человека в происходящих вокруг него чудесах. Главная идея пьесы заключается в том, что чуда может произойти, если человек сам верит в него и принимает активное участие в его создании.
Автор учит нас тому, что обычные люди могут быть не только зрителями, но и активными участниками чуда. Герои пьесы показывают, что каждый человек способен творить добро, помогать другим и изменять мир вокруг себя к лучшему.
Пьеса «Обыкновенное чудо» показывает различные ситуации, в которых каждый герой сталкивается с вызовами и испытаниями, но благодаря своей вере и доброте они способны преодолеть все трудности и достичь их цели.
Шварц показывает, что чудо может произойти не только благодаря внешним обстоятельствам, но в первую очередь благодаря человеческим качествам, таким как вера, надежда, любовь и сила воли. Эти качества дают человеку силы и мотивацию преодолеть любые преграды и изменить свою жизнь к лучшему.
Итак, главная идея пьесы «Обыкновенное чудо» заключается в том, что человек имеет важную роль в создании чуда и может изменить свою жизнь и жизни других к лучшему, если он верит в себя и действует в соответствии со своими принципами и ценностями.
История создания[править | править код]
Судя по дневникам драматурга, к написанию пьесы, имевшей в черновиках рабочие названия «Медведь» и «Влюблённый медведь», Евгений Шварц приступил 10 декабря 1944 года. Работа над произведением продолжалась в течение десяти лет; текст постоянно переделывался и шлифовался
Автор весьма трепетно относился к теме и сюжету «Медведя», о чём свидетельствует дневниковая запись: «Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь… к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком». Как вспоминал писатель Леонид Рахманов, Шварц долго не мог найти устраивавшую его версию финала, а потому не раз читал друзьям вслух различные редакции третьего, заключительного действия «Медведя».
Окончательное название пьесы закрепилось в 1956 году, когда к Шварцу обратились представители московского Театра-студии киноактёра, где шла подготовка к премьере спектакля «Медведь». Они попросили автора придумать другое наименование для афиш, предложив в качестве возможного варианта «Это просто чудо». Прямо на обороте телеграммы, полученной из театра, драматург набросал несколько новых названий, в том числе «Весёлый волшебник», «Послушный волшебник», «Непослушный волшебник», «Безумный бородач». В итоге было выбрано «Обыкновенное чудо». Под этим заголовком произведение было впервые опубликовано в сборнике «„Тень“ и другие пьесы» (Ленинград, 1956).
О книге «Обыкновенное чудо» Евгений Шварц
Сколько написано историй о любви, как о чувстве, способном кардинально изменить не только человека, но и целый мир. И именно к любви люди должны относиться как к чему-то саморазумеющемуся, не отвергать, когда она внезапно стучится в дверь и не отпугивать жестокостью, безразличием и агрессией.
Евгений Шварц написан удивительную сказку под названием «Обыкновенное чудо». Само название уже говорит за себя: любовь – это обыкновенное чудо, с которым мы сталкиваемся каждый день, но предпочитаем этого не замечать. Мы часто говорим о том, что не верим в чудеса, что их просто не может быть в нашей жизни, при этом забывая про любовь.
В книге «Обыкновенное чудо» Евгений Шварц создал необычных героев. Есть Волшебник, который однажды превратил медведя в человека. Все действия разворачиваются в Карпатах. Там живет в усадьбе Хозяин с женой. Он и является волшебником. И вот однажды в этой местности проезжает Король с Принцессой. Хозяин решает познакомить Принцессу с Медведем. Молодые люди очень сильно понравились друг другу. Когда же дело доходит до поцелуя, Медведь категорически отказывается, что и разрушает их теплые отношения.
Принцесса разбита таким поведением своего возлюбленного, поэтому она решает переодеться в мужчину и уехать из дома. Через некоторое время Принцесса и Медведь вновь встречаются. И тут молодой человек рассказывает свою историю и то, почему он не может поцеловать Принцессу. Они долго ссорятся, и в итоге вновь расстаются. Волшебник заявляет, что больше не будет помогать Медведю, которому выпадает шанс обрести счастье, но тот добровольно от него отрекается.
В третий раз, когда Медведь и Принцесса встречаются, юноша решает идти против своих принципов. И вот тут случается настоящее чудо! Самое обыкновенное, но такое прекрасное.
Книга «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца в очередной раз заставляет поверить, что в нашем мире куда больше прекрасного, чем мы можем себе представить. Нужно ценить то, что нам дается, не отрекаться от этого, и рисковать, идя на поводу своего сердца.
В произведении очень красиво описана история любви между двумя людьми, которые никак не могут подчиниться этому чувству. Медведь и Принцесса прописаны очень ярко и реалистично. Конечно, это всего лишь сказка, но очень добрая и светлая.
Хоть героев и ждет трагический конец, тем не менее история оставляет приятное послевкусие. Как говорил Волшебник в книге, люди научатся ценить любовь благодаря историям с печальным концом, а счастливые сказки – только для детей. Возможно, доля правды в этом и есть, ведь данное произведение действительно оказывает сильное влияние на каждого, кто его прочитает.
Если вам не хватает в жизни чего-то хорошего, если вы потеряли надежду встретить свою половинку, если вы разочаровались в чувстве, как любовь, тогда вам крайне необходимо прочитать пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».
Волшебник
Шварц любил Катю так, что друзья над ним посмеивались. В этой среде было принято хвастаться романами, а Шварц был идеальным семьянином. С Катей он стал сказочником, волшебником. Написал «Дракона», и «Голого короля», «Красную шапочку», «Снежную королеву» и другие пьесы, а главное — «Обыкновенное чудо». Эта пьеса — его признание любви к жене, самое красивое в мире. Он писал ее 10 лет, только в те дни и часы, «когда чувствовал себя человеком». Когда Шварц начал над ней работать, они с Екатериной Ивановной прожили 15 лет.
А еще он писал жене стихи: «До свидания, маленький мой. Когда мы пойдем домой? На улице ветер, ветер, Холодно нынче на свете. А дома тепло, темно, Соседи уснули давно, А я с тобою, курносый, Даю тебе папиросы, Пою вишневой водой, Удивляюсь, что ты не худой. Я тебя укрываю любя, Я любя обнимаю тебя. Катюша, Катюша, Катюша, Послушай меня, послушай»…
Они все делали вместе. Вместе тушили зажигалки на крышах блокадного Ленинграда — договорились, что если погибнут, так оба сразу. Вместе пережили смутное время, когда спектакли по пьесам Шварца убирали из репертуара театров и запрещали ставить. Шварц, которого Чуковский считал слабым, показал себя в это время человеком с большим достоинством. «Пишу все, кроме доносов» — его коронная фраза тех лет. Он правда писал все: обозрения для Аркадия Райкина, журнальные статьи, репризы, подписи к фотографиям.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Обыкновенное чудо”. В центре сюжета находится бессмертный Волшебник, женатый на обычной женщине. Чтобы развлечь себя и ее, он сочиняет сказки. Придуманные им персонажи оживают, приходят к нему и живут своей жизнью. Так было всегда – до тех пор, пока Волшебнику не захотелось сочинить нечто особенное.
Олег Янковский исполнил роль волшебника, Ирина Купченко в роли его обычной жены. Кадр из фильма.
И он придумал “сказку наоборот”. Он превратил дикого лесного медведя в человека. Согласно его решению, человек снова станет зверем, когда встретит принцессу и та подарит ему нежный поцелуй. Его жене, впрочем, эта сказка не очень понравилась. Испытывая искреннее сочувствие к героям истории, она решила внести в нее свою лепту…
Основные события картины начинаются с того, что красивый молодой человек, бывший некогда медведем, встречает в доме Волшебника девушку и практически сразу влюбляется в нее. Его чувства оказываются взаимны, но к своему ужасу он узнает, что эта девушка – принцесса. Это Волшебник подстроил так, чтобы король, который проезжал мимо его усадьбы вместе с дочерью и свитой, свернул к ней в тот момент, когда там находился Медведь.
Девушка, находящаяся в глубоком конфликте с отцом, захотела поцеловать юношу, но тот, прекрасно зная о своей участи – превратиться на ее глазах в страшного зверя – убежал.
Возмущенная принцесса, переодевшись в мужскую одежду, отправляется за ним. Разными дорогами они доходят до трактира “Эмилия”, названного так его владельцем, трактирщиком Эмилем, в честь своей первой любви. В одной из фрейлин принцессы трактирщик узнает свою Эмилию. После бурного выяснения отношений они решают помочь Медведю и принцессе воссоединиться.
Вконец рассорившись со своим возлюбленным, принцесса принимает решение выйти замуж за первого встречного. Таковым оказывается министр-администратор, карьерист и прощелыга, который совсем даже не влюблен в принцессу – его привлекают власть и связанные с ней возможности…
Страшная сила любви
Эти поиски, особенно когда он видел вдалеке ее отливающие золотом косы, он считал немыслимым счастьем, а через год наконец получил от нее ответ. Милочка призналась, что разделяла его нежные чувства.
«При каждой встрече я брал Милочку за руку. Ее чуть полная по-детски кисть, чуть надушенная духами, которые я узнаю и теперь, серо-голубые глаза, ореол светящихся надо лбом волос — вот что заслоняло от меня всю жизнь. И однажды я обнял Милочку за плечи… И много-много времени прошло, пока я осмелился поцеловать ее в губы
И то не поцеловать, а приложиться осторожно своими губами — к ее. И все. За все долгие годы моей любви я не осмелился ни на что большее», — говорит драматург
За все долгие годы моей любви я не осмелился ни на что большее», — говорит драматург.
О его любви знали все друзья, знакомые, учителя, не было это секретом и для матери Милочки Варвары Михайловны. Женю Шварца она «терпеть не могла — просто потому, что обожала дочь и каждого, кого считала возможным женихом, каждого, кто влюблялся в нее, начинала ненавидеть всеми силами своей измотанной, сердитой души».
Варвара Михайловна стремилась уничтожить его в глазах дочери: доказывала, что он неряха — брюки в грязи, волосы растрепаны, танцует плохо, а учится еще хуже. «Боюсь, что Милочке доставалось от матери сильнее и чаще, чем я думал. А она, Милочка, жалела ее и любила».
Отношения с Милочкой осложнялись дикой ревностью, которой он изводил ее, видя то впечатление, которое юная красавица производила на молодых людей. Поэтому в том, что их небо постепенно заволокло тучами, считал виноватым именно себя: ото дня в день он становился все придирчивее и требовательнее.
«И я ужаснулся, когда наконец довел Милочку до того, что она просто перестала разговаривать со мной. Довел своими придирками, обидами, сценами ревности». Со всей своей правдивостью девочка сказала, что больше, должно быть, не любит его.
Основная мысль произведения
По мнению некоторых критиков, за основу сюжета «Обыкновенного чуда» Евгений Шварц взял свои отношения с супругой. Он очень любил её, к тому же до преклонных лет мужчина сохранял юношеский задор. В образе Художника драматург изобразил себя, и не скрывал этого. Как писал литературовед Калмановский, лирический ключ к сказке — сентиментальные нотки в сценах, где участвует Хозяйка.
Автор использует разнообразные стилистические приёмы, что делает пьесу трагикомичной. Образы персонажей выписаны контрастно, без полутонов.
Вот как можно кратко охарактеризовать героев:
- Охотник — карьерист;
- Король — жестокий тиран и в то же время любящий отец;
- Принцесса — нежная и лёгкая, как будто нарисованная акварелью;
- Министр-администратор — грубый и циничный, считающий людей свиньями.
В произведении можно выделить несколько сюжетных линий, что делает его полицентричным и многоплановым.