Н. С. Лесков «Тупейный художник»: краткое содержание произведения
По рассказу «Левша» современным читателям больше известен писатель Н. С. Лесков. «Тупейный художник», краткое содержание которого приводится в этой статье, – это произведение о любви крепостной актрисы и парикмахера, судьба которых зависит от воли своенравного и жестокого графа Каменского. Рассказ выстроен таким образом, как будто эту давнюю историю рассказывает старая нянька младшего брата автора на кладбище у могилы «тупейного художника» Аркадия. Именно ей пришлось пережить все страдания от несчастной любви и произвола хозяина.Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Главные герои произведения
- Аркадий – гримировщик и парикмахер в театре крепостных актрис. В его честь и назван рассказ.
- Любовь Онисимовна – артистка, возлюбленная главного героя.
- Граф Каменский – владелец театра.
- Брат графа Каменского.
- Дросида – сумасшедшая спившаяся старуха, к которой отправили главную героиню.
Н. С. Лесков. «Тупейный художник» (краткое содержание). Главы 1-5
Аркадий – красивый и интересный человек. Он служит в театре орловского графа Каменского гримировщиком молодых актрис. Сам барин его любит, но при этом держит в большой строгости, как и других своих крепостных. Так, актрисам этого театра запрещались какие-либо любовные отношения с мужчинами. Это право принадлежало лишь графу. Он был известен своим пристрастием к женщинам подобного рода. В этом театре служит молодая красивая актриса Любовь Онисимовна, которая влюблена в Аркадия. Он, в свою очередь, отвечает ей взаимностью. Но встречаться влюбленные не имеют возможности, так как это запрещено их хозяином. Также Аркадию под страхом быть отданным в солдаты не дозволено было стричь и брить кого-нибудь, кроме графа.
Н. С. Лесков. «Тупейный художник» (краткое содержание). Главы 6-11
Однажды граф в своем доме устраивал прием в честь проезжавшего мимо Орла государя. Планировался показ спектакля, в котором главную роль должна была сыграть Любовь Онисимовна. В подарок за это граф подарил ей камариновые сережки – знак особого расположения хозяина к актрисе. После спектакля Любу в образе невинной девы Цецилии должны были доставить в покои Каменского.
Причесать и одеть ее должен Аркаша. К нему тоже тихо подкралась беда. В гости к графу приехал его брат из деревни, который попросил у него цирюльника, чтобы привести себя в благообразное состояние. Каменский отказал ему, сказав, что его лучший парикмахер Аркадий стрижет только его. Тогда брат графа обманом заманил к себе талантливого мастера, якобы подстричь его пуделя. Когда Аркадий пришел, графский брат приказал стричь и брить его. Подневольный парикмахер вынужден был согласиться на это. После спектакля гримировщик, выполняя приказание графа, приходит к своей возлюбленной, чтобы причесать ее. Он обещает увезти ее подальше от своенравного и похотливого хозяина и обвенчаться с нею. Молодые влюбленные не знают, что у двери их уже поджидают шестеро человек, чтобы сразу же их схватить. Поняв это, Аркадий вышибает плечом окно и бежит с Любой. За ними снаряжают погоню. Они едут к священнику, который «отчаянные свадьбы» благословляет.
Н. С. Лесков. «Тупейный художник» (краткое содержание). Главы 12-19
Молодые просят священника обвенчать их и спрятать от погони. Поп берет с них деньги, но людям графа все равно их выдает. Пленников везут в поместье хозяина. Любу долго допрашивают, как долго она оставалась с Аркадием наедине. А молодого парикмахера в то же время мучают и терзают. Происходят эти пытки под комнатой Любови Онисимовны. Она, слыша крики любимого, пытается покончить жизнь самоубийством. После спасения ее, как помешанную, отводят на скотный двор под надзор спившейся старухи Дросиды. Через какое-то время Люба узнает, что Аркашу граф отдал в солдаты, снарядив письмом, чтобы отправили его на войну.
Прошло три года. Из-за болезни ног бедную девушку в театр больше не возвращали. Так она и жила на скотном дворе с Дросидой. Вскоре Люба получила письмо от любимого, который дослужился до офицерского чина. Он писал, что придет и выкупит ее у графа. Только не суждено было этому случиться. Постоялый дворник ночью обокрал и зарезал бывшего парикмахера. Утром до Любаши дошло известие о том, что убит ее Аркадий. Ему устроили пышные похороны как офицеру и почти дворянину. А Люба с тех пор пристрастилась к спиртному. Рассказ Лескова «Тупейный художник» вызывает у читателей чувство сострадания к подневольным крепостным людям, судьба которых всецело зависит от их господ. Автор в произведении словами главной героини говорит, что простых людей надо жалеть, что все они «страдатели».
Краткое содержание по главам
Краткое содержание по главам рассказа Николая Лескова «Тупейный художник».
Главы 1-2
Рассказчик вспоминает о няне своего брата. Это была стройная женщина, в молодости состоявшая в знаменитом Орловском театре. Во время прогулок она часто водила детей к одной могилке на кладбище.
Тут она и рассказала детям о «Тупейном художнике».
Глава 3
Аркадий Ильин служил цирюльником. Он гримировал актеров, работающих в театре. Аркадий был умным и идейным человеком.
Глава 4Аркадий был красивым, стройным и обворожительным мужчиной. Все любили его. Графу он тоже нравился, но тот устанавливал для него много оков. Аркадию нельзя было стричь мужчин помимо графа. Люба отмечала, что граф был грубым и страшным человеком.
К тому времени Тупейному художнику шел двадцать шестой год, а Любови было немногим меньше девятнадцати. Молодые люди испытывали друг к другу взаимные чувства. Хозяин очень берег актрис и запрещал другим мужчинам прикасаться к ним, конечно же, за исключением его самого. Поэтому эта любовь была запретной.
Глава 5
Один раз близ имения графа ехал царь. Каменский решил оказать ему царский прием в театре. Актриса, выполнявшая главную роль, травмировала ногу, поэтому ее место заняла Люба. В знак этого Каменский подарил ей «комариные серьги» – символ взлета на короткое мгновенье. Любовь Онисимовну этот подарок не порадовал, ведь после театра исполнительниц посылали в покои графа.
Главы 6-7
Брат графа также посетил имение, чтобы поприветствовать царя. Он вызвал лучших цирюльников и наказал тем побрить его точь-в-точь, как брата. Кто сможет это сделать, будет вознагражден, а того, кто не справится, ожидает смерть. Лицо этого человека было покрыто большим количеством бугров, и никто не брался его брить. Все в один голос твердили, что с этой задачей справится лишь цирюльник Аркадий.
Под предлогом того, что подстричь нужно собаку, мужчине удалось уговорить брата послать к нему цирюльника.
Глава 8
Граф велел Аркадию не задерживаться, ведь после выступления нужно было подать Любу в его покои. От этих слов у главного героя словно ком в горле застрял. Но он сумел сдержать эмоции и молча ушел.
Глава 9
Поначалу Аркадий отказывался стричь брата графа, несмотря на наставленные в его сторону пистолеты. Неизвестно, что в этот момент случилось с главным героем, но он начал стричь графского брата.
По возвращении в театр он пообещал Любе увезти ее.
Глава 10-11
Граф с братом стали сильно один в один, и первого это сильно бесило.
После спектакля Аркадийи сбежал с Любой, разбив окно. Им удалось миновать погоню. Извозчик довез их до близлежащей деревни для тайного венчания.
Глава 14
Над влюбленными долго проводили допрос в графском имении. Чтобы женщина мучилась, ее заперли в комнате, из которой хорошо слышались стоны ее возлюбленного. Она даже пыталась совершить самоубийство, но была остановлена.
Глава 15
Граф решил, что она сошла сума, поэтому сослал ее на скотный двор под поручительство старухи Дросиды. От Дросиды Люба узнала, что Аркадий послан воевать. А за то, что главный герой не отступил перед пистолетами графского брата, Каменский записал его в звании сержанта.
Глава 16-17
Миновало 3 года, а Любу и не собирались возвращать. Как-то раз в ее окно попал камень, обернутый бумагой – послание от главного героя. Он вернулся с войны в звании офицера и теперь намеревается освободить ее, заплатив графу.
Глава 18
На следующее утро Люба узнала, что дворник под покровом ночи лишил жизни офицера и забрал все его деньги. Девушка потеряла сознание.
Его тело было похоронено как раз в том месте, куда и водила детей няня.
Глава 19
После этого рассказчик долго вспоминал, как Люба просыпалась, чтобы отпить водки в память об Аркадии.
Этим заканчивается краткий пересказ книги.
Основные персонажи
- Любовь Онисимовна – няня брата рассказчика. В молодости была актрисой театра, принадлежавшего графу;
- Аркадий – «Тупейный художник». Он был талантливым и мужественным человеком. По профессии парикмахер и гримировщик;
Также в рассказе были представлены и второстепенные герои:
- Рассказчик – воспитанник Любы. Ему няня рассказала историю об Аркадии Ильине;
- Граф – хозяин знаменитого театра. По своей натуре человек жестокий и строгий;
- Брат графа – человек еще более жестоких нравов, нежели владелец театра;
- Дросида – крепостная.
Те, кто хочет ознакомиться лишь с основами рассказа, могут прочесть краткое изложение книги «Тупейный художник» Лескова.
Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»
«Тупейный художник», написанный Лесковым в 1883 году, относится к числу самых известных и значительных произведений писателя. Сюжет этого рассказа основан па предании о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера и гримировщика). В посвящении рассказа подчеркнута историческая дата отмены крепостного права: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.».
Главные герои лесковского рассказа — Люба и Аркадий — олицетворяют лучшие черты национального характера. Оба они красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того, каждый из героев художественно одарен. По Лескову, художниками являются не только живописцы, скульпторы или писатели, но всякий человек, чувствующий красоту и стремящийся достичь в своем деле совершенства. Таков Аркадий, который не просто причесывал, по «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, а, кроме того, при необходимости «отрисовывал» в благородном виде и братьей Каменских. Его особый талант заключался в «идейности», в способности придать лицу с помощью «рисовки» топкое, благородное выражение. Выполняя работу «тупейного художника», герой переживает минуты творческих озарений, светлой радости.
Особым светом наполнено и чувство Аркадия к Любе. Подобно героям лирических народных песен, он любит се благоговейно, восторженно и учтиво, а впоследствии, узнав, что девушка не избежала позора и унижения, сострадает своей возлюбленной и ни в чем ее не винит.
Трогательную любовь молодых «рабов» графа Каменского ждут тяжелые испытания. Люба должна пополнить число наложниц развратного барина, и тогда Аркадии решается на ОТЧАЯННЫЙ поступок — совершает тяжкое с точки зрения юридических норм той эпохи преступление. Он увозит свою возлюбленную, — Не страшась возможных последствий побега, и в то же время — вполне по-русски — не продумав его как следует. Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина. Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с «барством диким», с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик — дворник, не устоявший перед соблазном быстрого обогащения.
Такая судьба (речь идет об Аркадии) в определенной степени тоже характерна для русской жизни — вспомним Гоголя, заметившего в «Мертвых душах», что русский человек «не любит» умирать своей смертью.
Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает «идеальную* фольклорную героиню или «тихих» и кротких ангелов русских икон. Однако в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства — прежде всего, неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы. Люба не протестует, не помышляет о свободе, с покорностью и смирением воспринимая свою новую «роль» в мире.
Драма отношений крепостников с бесправными «рабами» осложнена у Лескова драмой отношений простых русских людей друг с другом. В конечном счете, героев губят не «хозяева жизни» — Каменские, а «свои». Вначале Аркашу и Любу предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой постоялого дворника. Зло отнюдь не является исключительной принадлежностью мира крепостников, показывает автор. Темные начала жизни присутствуют как в дворянской, так и в народной среде.
В русском человеке соединены жестокость и способность к МИЛОСТИ (граф и его отношение к Аркадию), творческий порыв и преступление (дворник, убивший Аркадия, действует словно но какому-то наитию). Источник единства — русское сознание, складывавшийся веками тип поведения русского человека.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК»
Произведение повествует о цирюльнике или парикмахере, как выразились бы современные читатели. Но почему же вдруг в названии появилось слово «художник», да еще и «тупейный»?
Различные словари толкуют прилагательное «тупейный» как произошедшее от слова «тупей». Так несколько веков назад именовался взбитый на голове хохол, модная по тем временам прическа. По сути дела – это термин парикмахерского ремесла.
Под словом «художник» в названии рассказа имеется в виду художник — творец. Ведь художниками именуют не только живописцев. Художником может называться и скульптор, и музыкант, и театральный деятель, и даже портной или, казалось бы, обычный парикмахер.
Вот и в рассказе Н. С. Лескова речь ведется не о простом парикмахере – ремесленнике, а о настоящем художнике, творце, крепостном рабе графа Каменского. Имя героя – Аркадий. Причем главный герой произведения не просто цирюльник, он еще и театральный гример, умеющий придавать лицам артистов и лицу самого графа нужные выражения с помощью обычного грима.
СМЫСЛ ПОДЗАГОЛОВКА РАССКАЗА
Произведение имеет подзаголовок, который не каждому понятен. Подзаголовок гласит: «Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г. )».
Из подзаголовка становится ясно то, что речь в рассказе будет идти об усопшем человеке. Но не всем современным читателям вспомнится, что произошло в России в 1861 году 19 февраля. А в этот день свершилось историческое событие, изменившее ход истории страны – отмена крепостного права. Именно эту дату автор называет благословенной.
Основные темы
Ключевая тема рассказа, которая часто встречается и в других произведениях Лескова, — тема праведничества. Согласно словарю Ожегова, праведник у верующих людей – «человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов». Любовь Онисимовна и Аркадий – люди с чистой душой и совестью, истинные праведники
Обратите внимание на важную деталь – когда они сбежали от графа, первым делом захотели обвенчаться, то есть засвидетельствовать свой союз перед Богом
Неслучайно в рассказе упоминается и католическая святая Цецилия – дева-мученица, пострадавшая за христианскую веру. Подобно ей Любовь Онисимовна пострадала за свои убеждения – она не захотела проводить ночь с нелюбимым графом Каменским, попыталась покончить с собой, чтобы избежать этого, и в итоге была признана безумной. Кстати, в рассказе об этом напрямую не сказано, но весьма вероятно, что замуж главная героиня «Тупейного художника» так и не вышла, навсегда оставшись верной Аркадию.
Важное место в произведении занимает тема крепостного гнета. Граф Каменский, хозяин театра, предстает как человек жестокий
Любовь Онисимовна рассказывает о том, каким издевательствам подвергались его крепостные крестьяне. Например, у графа были погреба, где люди сидели на цепи. Некоторые оставались в таком положении до конца жизни. Кроме того, Каменский пытал крепостных. В частности, использовалась дыба. Доставалось не только людям графа. Однажды он натравил собак на священников.
Интересно, что при всей жестокости Каменского у него есть понятия о благородстве, пусть и своеобразные. Да, граф пытал Аркадия после побега, но потом не стал его убивать или сажать на цепь в погреб. Каменский отдал провинившегося парикмахера на военную службу и написал письмо, чтобы «тупейного художника» взяли не простым солдатом, а сразу полковым сержантом.
Финал истории Аркадия – наглядная демонстрация того, что жестокие люди бывают во всех сословиях. Любовь Онисимовна, когда получила письмо от вернувшегося с войны возлюбленного, боялась, что граф его снова будет мучить. Вот только беда пришла, откуда не ждали, — спящего Аркадия зарезал ночью дворник, чтобы украсть у него деньги.
Основные персонажи
- Любовь Онисимовна – няня брата рассказчика. В молодости была актрисой театра, принадлежавшего графу;
- Аркадий – «Тупейный художник». Он был талантливым и мужественным человеком. По профессии парикмахер и гримировщик;
Также в рассказе были представлены и второстепенные герои:
- Рассказчик – воспитанник Любы. Ему няня рассказала историю об Аркадии Ильине;
- Граф – хозяин знаменитого театра. По своей натуре человек жестокий и строгий;
- Брат графа – человек еще более жестоких нравов, нежели владелец театра;
- Дросида – крепостная.
Те, кто хочет ознакомиться лишь с основами рассказа, могут прочесть краткое изложение книги «Тупейный художник» Лескова.
Характеристика второстепенных героев
Второстепенные герои помогали глубже понять драматизм ситуации, в которой оказались главные персонажи.
Граф Николай Каменский
Старший брат Николай – тиран. Повадками похож на отца, которого за издевательства убили свои же крепостные. Жесток. Держал пыточную, где наказывал за провинности даже детей. По характеру злой, скупой, придирчивый. Обычных крестьян воспринимал как рабочую силу. Испытывал к крепостным ненависть.
Дросида Петровна
Характеристики персонажа писателем не указаны. Пожилая. Работала на скотном дворе. Была добра. Выпивала, хотя и запрещала главной героине рассказа «Тупейный художник» притрагиваться к бутылке. Судя по представленному образу, была несчастной.
Рассказчик
На начало повествования персонажу было 9 лет, когда няня рассказала эту историю своим воспитанникам. Описание опущено.
Брат графа Каменского
Сергей, так же как и старший брат, жесток. Любил держать людей в страхе. Пугал крепостных пистолетами. Приехал в Орел, чтобы представиться государю. Мечтал выглядеть хорошо, но парикмахеры не хотели работать со второстепенным героем рассказа «Тупейный художник», поскольку лицо его было бугристым.
Чему учит?
Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.
Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.
О главных героях рассказа
Произведение начинается словами автора. Здесь автор предстает рассказчиком. Однако образы главных героев раскрываются дальше – в мини-новелле внутри рассказа.
Образ актрисы
Любовь – женщина, наделенная актерским талантом. Девушка – тоже в некотором роде художница, как и возлюбленный героини – Аркадий. Талант наравне с красотой позволили героине добиться успеха. Тетушка Дросида и Любовь – идентичные персонажи, женщин объединяет несчастная любовь. Судьба девушки похожа на судьбу святой мученицы.
Любовь многое испытывает в жизни, страдает, чувствует горе. Героине не суждено обрести любовь рядом с родным человеком. Страдания, впрочем, не убили удивительно прекрасную внешность Любови.
Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки…
Образ художника
Литератор отсылает читателей к идиллическим произведениям. Это буколики – популярные в античной литературе тексты. Отсылка содержится в имени центрального персонажа – Аркадий, что означает «житель Аркадии», греческой провинции. Имя ключевой героини тоже «говорящее».
Аркадий приносит себя в жертву ради любви и возлюбленной. Юноша готов заплатить за свое счастье огромную цену. Герой изображен смелым, ведь Аркадий не страшится смерти – ни на войне, ни в пытках у графа. Аркадий действует храбро, однако для помещика эта храбрость бессмысленна и противозаконна. С другой стороны, кража невесты – это известная фольклорная традиция.
Образ рассказчика
Структура текста предполагает важность роли автора-повествователя. Специфика произведения Лескова заключается в том, что роль автора читатель замечает лишь в конце чтения книги
Автор рассказывает о былых временах. В нынешнем мире талант одинаково признается в любой сфере. Однако в середине XIX века ситуация была иной. Общество недолюбливало тупейных художников, ведь те часто гримировали мертвых. Подобное «общение» с усопшими людьми считалось делом нечестивым. Герою произведения как-то пришлось накладывать грим на лицо умершего банкира. Злой умысел, впрочем, отсутствовал в действиях мастера: герой лишь следовал воле наследников. Народ тоже осуждает художника, что тот прихорашивал банкира. Прикрываясь законом, банкир грабил и обирал людей.
Аркадий нарушает устои общества. Случай с банкиром – не единственный. Вторая ситуация – кража Любы.
Юноша крадет крепостную, отказывается подчиняться своему барину. Аркадий выбирает личное благополучие, а не социальное повиновение. Читатель, однако, понимает и оправдывает поступки симпатичного героя. Действия персонажа порой осуждаются и другими крепостными, которым тоже хотелось действовать подобным образом.
Образ графа
Писатель изображает двух братьев-помещиков – Николая и Сергея Каменских. Граф – это образ власти, образ господства в произведении. Герои отличаются жестокостью, своеволием. Граф с удовольствием держит своих подчиненных в страхе. Николай пытает и мучит крепостных в подвалах поместья. Сергей часто наставляет на крестьян оружие. Таким образом, графу свойственный пылкий характер, герой с легкостью вызывает обидчиков на поединок.
Образ Дросиды
Образ тетушки похож на образ Любы. Жизнь Дросиды полнится несчастьями, женщина тоже любит выпивать – от отчаянья. Писатель сообщает о Дросиде мало. Женщина старается не вспоминать о своем прошлом:
Героиня отличается добрым характером, помогает Любе, оберегая девушку от выпивки.
СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК»
Сюжет рассказа «Тупейный художник» — о трагической любви двух крепостных, растоптанной по прихоти изувера – барина; о бесчеловечном лице крепостничества; о любви, побеждающей смерть. Главный герой рассказа, куафер Аркадий, – настоящий мастер парикмахерского искусства и театрального грима. Даже своему хозяину, лицо которого постоянно имело жуткое выражение, Аркадий умел придать вид благостный и добрый только путем нанесения грима.
Речь в рассказе ведется от лица бывшей возлюбленной Аркадия, талантливой крепостной актрисы графского театра Любови Онисимовны. Состарившаяся Любочка в роли няни повествует своему подопечному о несостоявшейся любви и несчастливой жизни.
Два юных таланта, полюбивших друг друга, не могут соединиться, потому что их хозяин жесток и деспотичен. Аркадия он держит взаперти, чтобы никто не смог воспользоваться его талантом гримера и парикмахера. А Любочку он возжелал лишить невинности, как, впрочем, делал это и с другими крепостными девушками.
Смелый поступок Аркадия, побег из поместья графа вместе с возлюбленной приводит к провалу, Аркадий замучен и пострижен в солдаты. Любочка отправлена на скотный двор, в тяжелые работы.
Но главный герой настолько отважен, что через многие годы возвращается к Любови Онисимовне с целью выкупить ее у графа. Но этой идее не суждено было сбыться, Аркадия убивают.
Состарившаяся героиня рассказа произносит главную фразу, в которой и заключен смысл произведения. Являясь няней пятилетнего мальчика, она наставляет его беречь простых людей: «Простые люди все ведь страдатели».
Так идея сострадания и гуманизма становится основной идеей рассказа. Наставления няни человек, от лица которого ведется повествование, пронесет через всю жизнь и передаст своим потомкам. Ведь то, что мы слышим в детстве, остается с нами навсегда.
Главная мысль рассказа «Тупейный художник»
«Тупейный художник» написан в жанре рассказа в рассказе. Некоторые литературоведы относят произведение к форме «рассказ на могиле». Направление повествования – критический реализм.
Главный смысл произведения – это необходимость создания равенства в обществе. Николай Лесков показал, что социальная несправедливость развращает и угнетенных, и господ. Конфликт рассказа заключался в том, что беспредел по отношению к крепостным порождал жестокость, эгоизм, невежество. А крестьяне также страдали от собственной участи и спивались, будучи не в силах изменить ход событий.
Автор также показал, что отсутствие свободы обрекает людей на страх, ненависть, потерю целей в жизни.
В произведении также затронуты темы любви и предательства, возвышенности чувств и низменности человеческих пороков. Говоря о братьях Каменских, автор часто употребляет выражение «беспощадные люди». Однако финал показал, что жестокость характерна для всех сословий.
Рассказ «Тупейный художник» учит ценить свободу и уважать выбор другого человека.
Что означает выражение «тупейный художник»
Существует мнение, что впервые термин «тупейный художник» ввел Николай Лесков. Выражение происходит от названия прически «тупей», наподобие чуба, которую ставили парикмахеры. А поскольку главный герой рассказа «Тупейный художник» отличался фантазией и не стриг по шаблону, то его можно было сравнить с человеком творческим.
Кто рассказал историю о тупейном художнике
Повествование ведется от лица мальчика, который слушал откровения няни Любови Онисимовны. Рассказ от имени литературного героя – это художественный прием, который Николай Лесков часто употреблял в своем творчестве.
Какие проблемы поднимает автор в рассказе
Писатель затронул проблемы тяжелой участи и безволия крепостных крестьян. Автор также коснулся темы тирании и рабской системы, когда отношение к человеку формировалось не по качествам, а по сословию. В негативном контексте показана проблема алкоголизма.
Краткая история создания
«Тупейный художник» был впервые напечатан в 1883 году в «Художественном журнале с приложением художественного альбома» — малозначительном издании, предназначенном в большей степени для любителей живописи, нежели для поклонников литературы. Публикация сопровождалась пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота “поминовения усопших”». В произведении есть автобиографические моменты, связанные с детством Лескова. При этом сын писателя отмечал, что повествовательница в «Тупейном художнике» – Любовь Онисимовна – могла и не иметь никакого отношения к семейству Лесковых.
Краткое изложение событий рассказа
Отношение графа к крепостным
Лесков изображает трагические судьбы двух людей, крепостных. Причина кроется в жестокости, разнузданности и всевластии помещика. Граф стремится сделать из Аркадия солдата, избивает юношу и позволяет себе всяческие грубости. Причина кроется в том, что герой побрил брата своего господина. Каменский не уважал также и крепостных девушек. Актрисы часто превращались в наложниц помещика
Любовь славилась красотой, а потому тоже привлекла внимание графа
Граф и крепостные актрисы
Когда девушкам предстояло провести с графом ночь, красавиц наряжали в определенные образы. Граф любил костюм Цецилии. Это католическая святая, которая пострадала за свою веру. Цецилия считалась символом невинности. Писатель намекает на невинность и душевную красоту девушек – с одной стороны, а также на цинизм графа – с другой стороны.
Попытка побега
Герои надумали убежать от графа и тайно обвенчаться. Но эта попытка провалилась. Священник, с которым договорились влюбленные, выдал героев помещику. Любу и Аркадия поймали и вернули Каменскому. Девушка попала в руки господина, а Аркадий чуть не умер от побоев.
Граф славился жестокостью по отношению к крепостным. Пытки, которые применял помещик, были страшными. В огромных погребах содержали тьму заключенных. Говорили, что там неугодных графу несчастных людей пытают, избивают, морят голодом, травят медведями, держат на цепях и т. д. Девушка слышала, как кричит Аркадий. От мучений Люба собиралась покончить с собой.
Жизнь Любы
Героиня повествует о своей дальнейшей жизни. Прошли годы. Девушка переселилась в пространство скотного двора, дожидаясь возлюбленного с военного похода. Тяжелый физический труд порой унимал боль души девушки. Писатель указывает на превратность жизни. Тупейный художник храбро проходит войну, получает офицерское звание. Это значит, что Аркадий больше не крепостной, а дворянин. Юноша собирается купить для Любы вольную у графа. Оказалось, что герой приехал уже в соседнюю деревню. Аркадий присылает возлюбленной весточку, сообщая о скором приезде.
Влюбленные собираются обвенчаться. Однако на следующее утро Люба узнает о смерти Аркадия: офицера обокрали и убили.
Люба тяжело переживает смерть возлюбленного. Девушка причастилась к выпивке. Люба находит утешение на могиле Аркадия. Но в трагических событиях этой истории виновата отнюдь не судьба. Писатель намекает на роль помещика в тяжести жизни крепостных. Автор также винит священника, который проявил малодушие и трусость. Наконец, литератор порицает жадность убийцы, отобравшего у юноши жизнь, соблазнившись пятьюстами рублей. Остается задать вопрос: отчего же страдают люди с чистой и красивой душой?
Из истории написания текста
В 1883-м на страницах «Художественного журнала с приложением художественного альбома» было опубликовано произведение Лескова. Номер этого издания посвящался «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года». Читателям хорошо известно, что 1861 год – это момент реформы: в Российской империи отменяют крепостное право. Текст снабжается подзаголовком: «Рассказ на могиле».
Писатель выбирает для своего творения «говорящий эпитет»:
Этот прием демонстрирует, что текст адресуется людям, пострадавшим от крепостного права, жертвам господ-самодуров. Таким образом, произведение рассказывает о тяжелых судьбах крепостных до реформы. Автор выражает эту мысль во фразе:
Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели…
Произведение основывается (в определенной степени) на реальных событиях, ведь прототипы ключевых персонажей – реальные личности. Под маской Любы изображается Прасковья Ковалева-Жемчугова, а под образом Аркадия – Николай Шереметьев. Брат помещика, по мнению литературоведов, списан с внука Шереметьева.
О жанре и направлении произведения
Писатель назвал свое творение «рассказом на могиле», поэтому текст – это своего рода поминальная речь по усопшему человеку. Эта черта сближает произведение с исповедальной литературой. Также литературоведы усматривают в «Тупейном художнике» черты агиографической литературы.
Лесков работает в рамках реализма. Произведение содержит черты миниатюрной новеллы. Эта мини-новелла рассказывает о наказании, которое человек порой несет за свой талант, мастерство. Писатель словно задается вопросом, может ли талант выжить в подчинении, может ли мастерство повиноваться господину.
Трагические события
Каменский быстро узнал об этом событии и пришел в ярость. Ильину и Любе пришлось бежать и прятаться, но местный священник, у которого они жили, выдал их. Пару отправили обратно. В огромном доме графа женщину заперли в комнате и долго спрашивали, какое количество времени она провела наедине с мужчиной. Ее возлюбленного сразу начали пытать. Любовь Онисимовна прекрасно слышала его неистовые крики, после чего не выдержала и потеряла сознание.
Женщина очнулась на скотном дворе, где ей сказали, что Ильина отправили служить в армию. Она сильно переживала и долго плакала. Несколько лет ей снились грезы о том, как ее возлюбленный воюет. Три года спустя в ее окно неизвестный бросил камень с письмом. Это оказался Аркадий. Он написал, что смог заработать много денег, получил офицерское звание и может выкупить Любу у графа.
Любовь Онисимовна целую ночь провела в ожидании встречи, а утром узнала, что Аркадия ограбил и убил местный дворник. Ее возлюбленный умер. С того времени она каждую ночь просыпалась и делала пару глотков из собственного плакончика. Это действие стало для нее обязательным ежедневным ритуалом. С его помощью женщина поминала своего любимого мужчину.
Если подробно прочитать произведение, то можно составить план «Тупейного художника». Он будет выглядеть таким образом:
- Спокойная жизнь.
- Приезд брата графа и его просьба.
- Гнев Каменского и побег возлюбленных.
- Поимка беглецов и их наказание.
- Возвращение и гибель Аркадия.
Даже после долгих лет, проведенных на войне, он хотел жениться на возлюбленной. К сожалению, возможная счастливая жизнь пары разбилась о суровую действительность той эпохи. Подробный пересказ произведения поможет больше ценить близких людей и добиваться желаемого всеми способами.
Темы и проблемы
- Основная тема данного рассказа — тяжелая участь крепостных до отмены крепостного права. Их жизнь можно сравнить с рабством: за людей их никто не считал.
- Проблематика основана на безволии русских крестьян, находящихся под властью помещика. Из-за этого возникают проблемы сексуального рабства русской женщины, жестокости вышестоящих лиц по отношению к нижестоящим людям, продажности священников и социальной несправедливости.
- Также остро стоит тема творчества. Не все и не всегда могут по достоинству оценить талант «художников» своего дела, зато, напротив, очень легко можно осудить, не зная истинного положения вещей (Люба и Аркадий пострадали ни за что). Рассказ не случайно начинается историей о том, как относятся к «художникам» за рубежом и на Руси. Судьба творческих талантливых людей всегда тяжела и несчастна, и мало кто может по достоинству оценить старания таких умельцев, а также их творчество.
- Еще одна важная тема – это неправильные приоритеты наших предков. Человека во времена Н. С. Лескова ценили не по его качествам, а по его принадлежности к тому или иному сословию, и это совершенно несправедливое отношение.
- И еще одна не менее значимая тема – любовь. Любовь Онисимовна и Аркадий не могли жить друг без друга, но их побег, а стало быть, бунт против устоявшихся правил, не мог быть не замечен графом и окружающими людьми. Любовь как великое и благородное чувство оправдывает их действия, но, так или иначе, обрекает героев на страдание. Общество не принимает людей, решивших действовать по воле любви, не хочет быть на их стороне. Поэтому идея ограничения твоего личного счастья так остро встает в данном произведении.