“уроки французского” валентина распутина

Уроки французского краткая характеристика героев. распутин, анализ произведения уроки французского

Пересказ в тезисах

Программа 6 класса предусматривает умение учащегося тезисно изложить пройденный материал. Это нельзя назвать собственно пересказом рассказа «Уроки французского» — скорее попыткой передать свое понимание основных мыслей произведения. В нескольких главах автор рисует перед читателем следующую картину.

  1. Мальчик (писатель предпочитает не называть имя главного героя) оказывается совсем один в чужом для себя месте, где вынужден не только учиться, но и в прямом смысле слова выживать. Царил голод, а скудные запасы, присылаемые из дома, таяли раньше времени из-за воровства других учеников.
  2. Постоянный голод подталкивает мальчика к мысли о необходимости добыть деньги, но, так как работать он еще не мог, единственно доступным способом стала строго запрещенная азартная игра.
  3. Классный руководитель Лидия Михайловна, узнав о «преступлении», решает не выдавать своего подопечного, а помочь ему своими силами.
  4. Способ, выбранный Лидией Михайловной, не вписался в принятые рамки «добропорядочного поведения», формально ею были нарушены строгие запреты, а потому ей пришлось уволиться из школы и уехать.

Валентин Распутин «Уроки французского»

В повести «Уроки французского», вышедшей в свет в 1973 году, описываются тяжелые годы после войны. Повествование ведется от лица автора, рассказывающего историю из своей школьной жизни.

Валентин Григорьевич Распутин (1937 2015)

Это необычайно трогательный и легкий рассказ, в котором писателю «ничего не пришлось выдумывать». В нем он описал свои детские воспоминания, связанные с учебой и учительницей из ангарского поселка, мамой советского прозаика и автора драматических произведений, Александра Вампилова, которую звали Анастасией Прокопьевной.

Это время Распутин называет одновременно трудным и счастливым. К нему он часто возвращается в воспоминаниях, согревающих «даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ «Уроки французского» впервые печатался в номере газеты «Советская молодежь». Этот выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова.

Распутин написал произведение о самоотверженной и бескорыстной доброте, о трогательных взаимоотношениях учителя и ученика. В дальнейшем по мотивам был поставлен спектакль и снят кинофильм.

Информация о книге

Название и автор книги Тема, идея книги Главные герои Сюжет Дата чтения
«Уроки французского» Распутин Валентин Григорьевич Человечность Одиннадцатилетний мальчик, учительница Лидия Михайловна Главный герой одиннадцатилетний мальчик, страдающий малокровием, но с жаждой учиться уезжает в Райцентр. Мама воспитывает их с сестренкой одна и для мальчика выделяет небольшое количество продуктов на две-три недели. Ему не хватает денег на молоко, мальчик начинает играть в «Чику» на деньги. Из-за завести к победам главного героя его избивают другие подростки-игроки.

Узнав о неприятностях мальчика, классный руководитель учительница французского языка Лидия Михайловна пытается ему помочь: приглашает домой и невзначай предлагает пообедать вместе, посылает посылку с макаронами на адрес школы для нашего героя. Лишь втянув ребенка в азартную игру «Приступок», ей удается помочь ему деньгами. Но случайным образом о такой неприемлемом поведении учительницы узнает директор школы.
Лидию Михайловну уволили, но уехав к себе на родину, она и там не забыла о своем человеческом долге. Мальчик получил посылку с макаронами и яблоками…

01.06.2015

Об авторе книги

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937) — русский писатель (представитель так называемой деревенской прозы), публицист, общественный деятель.
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве.
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби».

Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997), Нежданно-негаданно (1997), По-соседски (1998).

В 2003 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).

В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

Второстепенные персонажи

В рассказе «Уроки французского» персонажей второстепенного плана также немало. Автор дает им следующую характеристику:

  1. Василий Андреевич — директор школы, он громко разговаривает, поэтому ученики относятся к нему со страхом. Провинившихся детей он заставлял объяснять причину своего проступка, делая это прилюдно. Застав учительницу и школьника за постыдной игрой, он, не разбираясь в сути проблемы, объявляет ее преступницей.
  2. Дядя Ваня — водитель. Мужчина периодически привозит главному герою продукты. Это добрый и ответственный мужчина.
  3. Вадик — ученик 7 класса, ему автор создал образ хитрого и злого подростка. Он с насмешкой относится к младшим ребятам, обижает слабых. Своим лучшим другом считает хулигана по прозвищу Птаха, старается во всем подражать ему. Вместе с ним Вадик несколько раз избивает главного героя за то, что тому удается выиграть в «пристенок».
  4. Тишкин — одноклассник рассказчика. Это трусливый мальчик, присутствующий на всех играх, но не осмеливающийся принять в них участие. Он рассказывает учительнице, откуда у его друга синяки, а также как он зарабатывает деньги на пропитание.
  5. Федька — сын владелицы квартиры, где проживает рассказчик. Подросток знакомит его с компанией ребят, которые занимаются игрой в «чику» на деньги. Федька и его родные частенько воруют у главного героя продукты, когда тот уходит учиться или играть.

Основная мысль и анализ

Свое знаменитое произведение Валентин Распутин написал в 1973 году. Практически сразу оно было опубликовано в газетном издании «Советская молодежь». Этот рассказ отчасти автобиографичен, так как у писателя была учительница, которая сыграла в его жизни огромную роль. Даже имя героини он позаимствовал у нее.

Эта женщина прочитала творение писателя, оно напомнило ей собственную историю. Она отыскала своего бывшего ученика, при встрече они долго вспоминали, через какие трудности прошли. Все это легло в основу замечательного литературного сочинения. В своей повести Распутин затрагивает много важных тем:

  • людская доброта;
  • значение учителя в жизни ребенка;
  • неравнодушие.

Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что, помогая другим, человек помогает себе.

Анализ произведения

Год написания рассказа «Уроки французского» 1973, а в 1978 по мотивам произведения снят добрый и трогательный фильм, умело передающий главную идею автора художественной книги. Распутин в рассказе вновь говорит об извечных человеческих ценностях, о добре и зле, о взаимовыручке и сострадании, затрагивая проблематику чувств.

Размышления о жизни главного героя и преподавателя французского разошлись на цитаты, которые слышатся повсюду, понятны и близки каждому

О своей профессии учительница говорит, что «самое важное – не принимать себя всерьез и понимать, что можешь научить совсем немногому»

Таким в произведении писатель рисует образ настоящего учителя, близкого друга и наставника одновременно. Именно так он говорит о своей бывшей учительнице, которой посвятил «Уроки французского».

В.Г. Распутин говорил, что книги должны учить не жизни, а чувствам, сопереживанию. Читая их человек должен обогащаться духовно, стремиться стать лучше и добрее.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

История создания

История создания рассказа “Уроки французского” Валентина Григорьевича Распутина является удивительным примером связи литературы с реальной жизнью и судьбой его персонажей.

Рассказ увидел свет в 1973 году в газете “Советская молодежь”, издававшейся в Иркутске. Этот номер газеты был посвящен памяти другого выдающегося сибирского писателя – Андрея Вампилова, который трагически погиб в 1972 году в возрасте 37 лет. Анастасия Прокопьевна Копылова, мать А. Вампилова, была учительницей, и именно ей В. Распутин посвятил свой рассказ.

Оказавшись в круге событий, связанных с семьей Вампиловых, Распутин решил создать этот рассказ, который оказался не только художественным произведением, но и своеобразным памятником памяти своего коллеги и друга.

Особенностью рассказа “Уроки французского” является его автобиографичность. Сам Валентин Распутин признавался, что в этом произведении он описал свои собственные воспоминания о детстве, пережитые голодные послевоенные годы. Это делает произведение еще ближе к читателю, ведь через рассказ писателя мы видим историю не только как искусство, но и как отражение жизни автора.

Особенно удивительно, что после публикации рассказа, главная героиня, мать Андрея Вампилова, узнала себя в описанных событиях и написала письмо своему бывшему ученику – Валентину Распутину. Она призналась, что хотя она и не помнила описанных в рассказе событий, они оказались важными для молодого Валентина.

История создания рассказа “Уроки французского” подчеркивает, что великая литература часто черпает свое вдохновение в реальной жизни, и произведения писателей могут стать частью судьбы и памяти людей, которых они описывают.

Действующие лица

Изучая краткое содержание «Уроков французского» для читательского дневника, можно отметить, что в тексте имеется несколько основных персонажей. Благодаря им рассказ наполнен событиями, которые происходили с маленьким мальчиком. В произведении автор использовал следующие образы:

  1. Мальчик-рассказчик. Скромный, одинокий способный ученик. Он родом из бедной семьи, и именно поэтому часто подвергался издевательствам со стороны одноклассников.
  2. Мама мальчика — добрая и умная женщина. Она в одиночку была вынуждена воспитывать троих детей.
  3. Лидия Михайловна — молодая женщина двадцати пяти лет, преподавательница французского языка. Именно она проявила сочувствие и постоянно помогала мальчику.
  4. Василий Андреевич — директор школы, в которой обучался мальчик. Строгий человек, разговаривающий очень громко.
  5. Дядя Ваня — водитель, перевозивший груз в райцентр. Каждую неделю он привозил мальчику продукты.
  6. Федька — сын женщины, у которой мальчик временно проживал. Хитрый и прозорливый паренек, воровавший еду.
  7. Вадик — ученик седьмого класса. Злой мальчик, который оскорблял и унижал тех, кто младше и слабее него.
  8. Птаха — драчун и хулиган. Его оставили на второй год в пятом классе. Он практически не ходит в школу.
  9. Тишкин — одноклассник рассказчика. Он никогда не играл на деньги, но часто присутствовал при этом.

Игра на деньги

Учительница решается на отчаянный шаг – игру на деньги с мальчиком. Тонкая грань между нравственностью и аморальностью здесь налицо. Не может педагог играть в азартные игры. Азарт и учитель – противоположные понятия. Здесь игра – единственный способ помочь. Другой способ ребенок не приемлет. Он не понимает еще многих чувств, не верит в силу взаимопомощи и возможности бескорыстного отношения. Вокруг подростка много лжи и обмана. Учительница позволяет парню выиграть на еду, которую он сможет купить для себя, думая, что заработал деньги: не отнял, ни украл, а честно выиграл. Парнишка выигрывает только столько, сколько ему необходимо. Он не рвется за богатством, наживой, не хочет подчинять друзей, пользуясь своим умением.

Учителя застает за игрой директор. Его не интересует причина, он боится потерять вою репутацию, поэтому увольняет педагога. Девушка уезжает к себе на Кубань. Но даже издалека она продолжает заботиться о мальчике, посылая ему яблоки. Основная мысль произведения «Уроки французского» – главное в человеке доброта и человечность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Уроков французского».

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунуться в воспоминания и раскрыть внутренний мир персонажей – всё это превратило произведение в маленький шедевр, глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе, они даны глазами мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, более сытая жизнь горожан. Этот рассказ реалистический, автора обычно относят к так называемым “писателям-деревенщикам”. Деревенская проза была распространена в 60-80-ые годы XX века. Писатели этого направления раскрывали особенности деревенской жизни, подчёркивали её самобытность, поэтизировали и в чём-то идеализировали деревню. Также в прозе этого направления показаны свойственные народу традиционные моральные ценности, утраченные в последнее время. Ещё в литературе “деревенщиков” отражены проблемы разрухи, упадка и обнищания деревни, тревога за будущее села.

Сюжетная линия

История начинается с 1948 года. Главный герой окончил четвертый класс в своем родном селе. В деревне мальчик славился своим умом, он был круглым отличником. Только существовала проблема — для того чтобы учиться дальше, ему необходимо было поехать в райцентр.

Жители села посоветовали матери переводить ребенка для дальнейшего обучения. Она долго думала и приняла решение отправить сына, сняв квартиру у своей знакомой. В новой школе мальчику удалось быстро освоиться. Единственной проблемой было изучение французского языка.

Вскоре мальчик подпал под влияние плохой компании и начал играть на деньги. Мама каждый раз присылала ему по 50 копеек, чтобы герой пил молоко. Но этого не хватало, и он стал ставить их на кон. Мальчику часто везло, и он выигрывал в два раза больше. Вадик — главный в этой компании — решил жульничать, чтобы весь выигрыш доставался ему. Герой узнал об этом и рассказал всем, за что был сильно избит.

Заметив синяки, Лидия Михайловна оставила мальчишку после занятий и стала расспрашивать о его жизни. Как только она узнала, что парнишка из бедной семьи и постоянно недоедает, ей стало его жалко. Герой боялся, что она расскажет обо всем директору школы Василию Андреевичу и его выгонят из школы. Но учительница приняла другое решение, она сказала мальчику, чтобы он каждый день после уроков приходил к ней на дополнительные занятия по французскому языку.

Через некоторое время мальчику приходит посылка с продуктами. Он понял, что это Лидия Михайлова прислала, и отдал коробку назад. Учительница жалела мальчика всем сердцем и сопереживала ему, но он был слишком гордым, для того чтобы принять от нее помощь. После этого женщина решила немного схитрить и предложила своему ученику сыграть на монетки. Она всячески жульничала в его пользу, а он казался довольным и думал, что выигрывает честно.

Однажды они начали громко спорить, и это услышал директор школы. Когда он узнал, что преподаватель играет с мальчиком на деньги, то не стал разбираться в ситуации и сразу же ее уволил. После этого учительница уехала к себе на родину. Через некоторое время мальчик получил посылку с макаронами и яблоками. Он сразу понял, от кого она, но вернуть ее не смог.

Олицетворением добра и милосердия в рассказе является учительница французского языка. Она пренебрегала всеми правилами и рисковала работой ради того, чтобы помочь несчастному мальчику.

Вариант 2

Произведение «Уроки французского» было написано В.Распутиным и опубликовано в газете «Советская молодёжь» в городе Иркутске в 1973 году.

Автор описывает жизнь в сибирской деревне после войны. Главный герой хорошо учиться в начальной школе в родном селе. Однако, закончив эту школу, он отправляется в район, чтобы получать образование дальше. В незнакомом для него месте он сильно страдает от голода, одиночества, тоски по дому, а ещё от того, что ему не даётся французский язык. Молодая учительница, Лидия Михайловна, его классный руководитель и преподаёт тот самый французский язык.

Мальчик учится на пятёрки по всем предметам, учит и ненавистный французский, но у него ужасное произношение. Кроме того, подгоняемый голодом и тоской, он решается на игру на деньги. Герой приходит на пустырь, где играют Вадик и Птаха, а также другие ученики его школы. Он быстро обучается нехитрой науке, старается забрать нужный ему рубль и уйти. Деньги он тратит на хлеб и молоко, потому что считает, что оно поможет справиться с малокровием. Однако, лидеры не прощают ему побед, подстраивают ловушку и избивают. Так происходит несколько раз. Но мальчику негде взять денег, и он снова идет играть.

Наш отличник приходит в школу с разбитым лицом, и учительница пытается добиться от него правды. Лидия Михайловна считает, что с мальчиком нужно немного позаниматься, и он усвоит её предмет. Так и происходит. «Наказание превращалось в удовольствие»,- говорит герой о своих успехах во французском языке. Но учительница добивалась не только хороших знаний, она решила помочь маленькому одинокому человеку и пыталась покормить его у себя дома, передала посылку с макаронами, якобы от матери героя. Однако, он всё понял и отвергал, ему было стыдно принимать от учителя такие подарки. Тогда Лидия Михайловна решилась на крайние меры: она придумала играть с мальчиком на деньги, в замеряшки. Деньги, которые ученик выигрывал, он снова тратил на питание. Однако, вскоре об их занятиях узнал директор школы, и учительница уволилась. Она всю вину взяла на себя, и мальчика никто не ругал. Герой продолжил учёбу. Однако на всю жизнь запомнил он уроки французского – те самые уроки доброты и понимания, которые преподала ему Лидия Михайловна. Среди зимы от неё пришла посылка с Кубани, там были красные яблоки.

Твори добрые дела, не рассуждай и не медли, если нужна твоя помощь и ты можешь её оказать – это и есть главная мысль рассказа.

Тема, проблема, основная мысль рассказа

Вариант 2

Из рассказа мы узнали, что наш главный герой жил в послевоенное время. В то время люди были нищими и голодными, так как война разорила людей и страну. Унесла жизни многих людей. Герой рассказа – крохотный мальчишка из простой семьи, который ходил в школу в районный центр. Учился он в 5 классе. Его мама самостоятельно кормит троих детей, так как отец не вернулся с фронта. И уже юный маленький мужчина изо всех сил пытается помочь своей маме, парень видит как ей тяжело. Она не доедает, что бы лишний кусочек хлеба отдать своим детям. Он помогает нянчить младших, убирает дом. Парень подрос и ему пора уезжать учиться в город, там он сильно голодал, но никому об этом не говорил. Он рано утром вставал, что бы повторить материал перед школой.

Герой рассказа очень хороший парень. Он все умеет делать и убрать и приготовить. Юноша стеснителен и очень воспитан, никогда не позволит себе лишнего. Трудолюбив и чистоплотен. Живет и учится в городе один, а самые родные люди остались в селе. Он понимает, что на него надеется его семья, только он сейчас сможет прокормить свою семью. Юноша очень скучает по своим родным, друзьям и деревни. В учеба у него не было ни каких проблем, так как он очень старательный, умный и одаренный. Все схватывает на лету. Ему не нужно повторять учебный материал по сто раз. Занимается на отлично по всем предметам, кроме французского языка. Вот он к сожалению давался ему тяжело, но он не отступал.

Главного героя можно описать как, сильного и волевого человека. Мальчик упорно идет к своей цели, научиться французскому языку. У него проблемы с дикцией. Главный герой очень старается, и когда у него появляется шанс позаниматься языком индивидуально с педагогом, он с большой радостью соглашается. И когда проходит несколько занятий, произношение становится на много лучше.

В конце концов, о герое можно сказать, что он очень целеустремленный, сильный характером, волевой человек. Он хорошо понимает, что его семья может рассчитывать только на него. Юноша не останавливается ни перед одним препятствием. Все проблемы ему по плечу, у него присутствуют черты большой храбрости. Эти черты он приобрел от отца, который ушел на войну и от героини-матери. С него нужно брать пример.

Образ главного героя в рассказе Распутина «Уроки французского»

Герой рассказа во многом повторяет детскую судьбу автора, и анализ «Уроки французского» это хорошо иллюстрирует. В одиннадцать лет началась его самостоятельная жизнь: мать отправила его учиться в райцентр. В селе мальчик считался грамотеем: хорошо учился, читал и писал за старух письма, да ещё умел заполнять облигации. Но простого желания получать знания оказалось мало. Жил в райцентре была нелёгкой, как и везде в голодные послевоенные годы.

Часто мальчику нечего было есть, запасы картошки, привезённые матерью, быстро заканчивались. Как обнаружил ребёнок, продукты потихоньку воровал сын хозяйки дома, где он ютился. Уже здесь мы видим характер мальчика: его упорное желание хорошо учиться, несмотря на недоедание и тоску по дому, твёрдость воли и ответственность. Неслучайно он считал постыдным вернуться домой недоучившись и боролся со всеми сложностями. Продолжим анализ произведения «Уроки французского».

Чтобы избежать мучительного голода подростку пришлось решиться на не совсем законное дело: играть на деньги со старшими ребятами. Смышлёный мальчик быстро понял суть игры и разгадал секрет выигрыша. И вот в очередной раз мать прислала немного денег – мальчик решил сыграть. Распутин подчёркивает, что деньги он тратил на молоко и теперь не так остро чувствовал голод.

Но, разумеется, постоянные выигрыши чужака не радовали Вадика и его компанию. Поэтому вскоре герой поплатился за свою удачливость. Вадик поступил нечестно: перевернул монету. Во время драки, а точнее, избиения ребёнка тот всё равно пытался доказать свою правоту, твердил «перевернул». Эта ситуация показывает его упорство и нежелание соглашаться с ложью.

Но, конечно, не только эта ситуация стала для мальчика назиданием. Настоящим жизненным уроком стала для него помощь учительницы в непростой момент. После того как её ученика избили во второй раз, Лидия Михайловна поняла, что без её помощи не обойтись.

Если вы делаете анализ «Уроки французского», отметьте такую мысль: в произведении два рассказчика: повествование ведётся от первого лица, то есть от имени одиннадцатилетнего подростка, но события и люди показаны и прокомментированы уже взрослым человеком, писателем, с мудростью оглядывающимся на себя юного. Именно этот повзрослевший человек вспоминает свою застенчивость и гордость одновременно, когда он приходил к учительнице заниматься французским и отказывался от ужина, когда возмущённо говорил ей, что не может принять посылку. Именно этот взрослый человек понимает, как много значила для него Лидия Михайловна и как много сделала. Она научила его помогать людям и не бросать их в тяжёлой ситуации, быть благодарным и делать добро, не думая о признательности и не ожидая награды. В этом и заключается смысл названия рассказа «Уроки французского».

Мы изучаем — План рассказа Уроки французского Распутина 6 класс. Подсказки школьнику

Чему учит?

Рассказ “Уроки французского” учит нас, что истинное образование и педагогическое мастерство не только заключаются в передаче знаний, но и в способности помочь ученикам разгадать загадки жизни

Он учит нас, что важно не только знать факты и цифры, но и уметь понимать и чувствовать окружающий мир

Главные герои этой истории, Лидия Михайловна и мальчик-рассказчик, демонстрируют, что человечность и сострадание – это ценности, которые всегда актуальны и важны.

Учительница воплощает эти ценности, проявляя бескорыстную заботу и поддержку к ученику, стоящему перед сложностями

Она учит нас, что даже в мире, где заботы о собственных интересах и выживании могут оказаться приоритетными, важно не утратить свою человечность

Мальчик, в свою очередь, учит нас, что важно не бояться открываться перед другими, даже если это связано с трудными моментами в жизни. Он показывает, что даже самая маленькая доброта и поддержка могут оказать огромное влияние на человеческую судьбу

Итак, “Уроки французского” учат нас ценить человечность, сострадание и бескорыстную помощь, которые могут изменить мир и наше отношение к нему. Это повествование вдохновляет нас стремиться к тому, чтобы быть лучше, чувствительнее и отзывчивее к нуждам других, потому что именно в этом заключается истинное образование и истинное человеческое достоинство.

2 вариант

Данное замечательное произведение содержит в себе такую тематику, которая указывает на то, что в мире существуют люди, которые относятся к чужим проблемам и бедам весьма неравнодушно. Они готовы жертвовать собственными интересами и нуждами ради блага других людей. Автор поднимал вопрос и проблему того, насколько много в мире ситуаций, где из-за человеческого безразличия, происходит множество бед. Положительные герои в данном произведении являются бескорыстными и добрыми людьми, которые мечтают о том, чтобы справедливость в конечном итоге восторжествовала. Они не отрицают того факта, что в мире существуют проблемы, однако герои готовы их решать. Они смотрят на окружающих людей с большим уважением, и из-за этого, судьба награждает их сполна. Однако, все же из-за того, что таких людей мало, они сталкиваются с непониманием других, которые не привыкли жертвовать собственными интересами, и жить по-другому.

В произведении показана учительница молодого возраста, которая увидела и поняла, что жизнь мальчика является крайне тяжелой и грустной. Она хотела оберегать его судьбу от очередных напастей, и из-за такого желания, предложила ему дополнительные уроки, благодаря которым он смог бы разобраться в ее предмете. Стоит сказать, что помимо уроков французского, она пыталась накормить мальчика, а также учительница приносила ему одежду и прочие блага. После того, как она поняла, что мальчик не согласится просто так взять ее подарки, так как ему сделать это крайне неловко и неудобно, то решила найти новый способ.

Учительница предложила ему сыграть в карточную игру на денежный выигрыш. И, специально поддавшись, она обеспечила мальчика необходимыми денежными средствами, которые он смог бы потратить на пропитание и одежду. Стоит сказать, что ее план бы превосходно сработал, если бы данную ситуацию не увидел директор школы, который из-за «проступка» учительницы, уволил ее. Несмотря на то, что она более не преподавала в данном учебном заведении, и уехала в свой родной город, учительница никогда не забывала о мальчике. Она продолжала присылать ему различные посылки в виде одежды и еды. Самым большим уроком, который выучил мальчик, стал урок доброты, который он усвоил на всю оставшуюся жизнь. Он понял, насколько хорошо и правильно помогать другим людям, которые в этом нуждаются. Через такой пример, он начал следовать данному образу жизни.

Главная мысль рассказа Уроки французского 6 класс

В своем произведении «Уроки французского » В. Г. Распутин затронул множество проблем послевоенного времени, постоянное безденежье, голод, тяжелый быт. Также затронуты проблемы взросления, становления личности, проблема добра и зла, милосердие и сострадание к людям.

Скорее всего, автор произведения хотел затронуть несколько важных тем. Каждый решит для себя сам, что важнее. Думаю, вся суть в названии. События на уроках французского языка имеют самое основное значение

Важно не только следовать правилам, но и оставаться, прежде всего, человеком. Поступки учителя говорят о многом, но именно в этом человеке по- настоящему раскрывается тема добра, сострадания, правильных поступков

Главная мысль рассказа “Уроки французского” – основное в произведении Распутина

Сложно выделить одну проблему произведения Распутина. Здесь и тяготы жителей села, распущенность власть имущих, голод послевоенных лет, вечная проблема взросления и поиска своего места в жизни. Главная мысль рассказа «Уроки французского» – тонкая грань между добром и злом.

Мальчик и учитель

Основной сюжет рассказа построен на событиях послевоенного времени. Героев в произведении немного, а проблем, которые поднимает текст не сосчитать. Главная мысль, которую пытается раскрыть Распутин, – взаимоотношения людей. Подростки учатся командовать над равными себе. Директор не вникает в поступки подчиненных ему учителей. Родственники не ценят доверия. Примером правильного поведения является линия: мальчик-рассказчик и учительница Лидия Михайловна.

Игра на деньги

Учительница решается на отчаянный шаг – игру на деньги с мальчиком. Тонкая грань между нравственностью и аморальностью здесь налицо. Не может педагог играть в азартные игры. Азарт и учитель – противоположные понятия. Здесь игра – единственный способ помочь. Другой способ ребенок не приемлет. Он не понимает еще многих чувств, не верит в силу взаимопомощи и возможности бескорыстного отношения. Вокруг подростка много лжи и обмана. Учительница позволяет парню выиграть на еду, которую он сможет купить для себя, думая, что заработал деньги: не отнял, ни украл, а честно выиграл. Парнишка выигрывает только столько, сколько ему необходимо. Он не рвется за богатством, наживой, не хочет подчинять друзей, пользуясь своим умением.

Учителя застает за игрой директор. Его не интересует причина, он боится потерять вою репутацию, поэтому увольняет педагога. Девушка уезжает к себе на Кубань. Но даже издалека она продолжает заботиться о мальчике, посылая ему яблоки. Основная мысль произведения «Уроки французского» – главное в человеке доброта и человечность.

Мораль и безнравственность

Носителями положительных качеств являются мальчик и учительница. Рассказчик, передавая свою историю, объясняет, как история детства стала уроком на всю жизнь. Ребенок понял, что нельзя быть недоверчивым. Люди в большинстве своем добры. Жестоких меньше. В рассказе к ним следует отнести Вадика, Птаху, Тишкина. Это такие же, как рассказчик подростки, но они подлые и безнравственные уже в начале своего пути. Нетрудно догадаться, какими станут в будущем. Вадик не терпит тех, кто умнее и удачливее. Мальчишку избивают за то, что он играет лучше, чем Вадик и его друзья. Птаха не имеет своего мнения, подчиняется сильным бездумно и бессмысленно.

Выделить основную цель произведения требуется при выполнении любой работы по художественному произведению. Написать сочинение «Главная мысль рассказа «Уроки французского» станет проще после знакомства с предлагаемым материалом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

Направление и жанр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: