Белой ночью месяц красный анализ кратко

Практическая работа анализ стихотворений. «белой ночью месяц красный…» а. блок

Истоки символизма

Уже в первых стихах Блока чувствуется тяга к символизму, ведь под борьбой ночи и дня, между луной и спящим лугом можно найти много параллелей из жизни. Так и человек движется по жизни волнами – то он находится в страхе ошибок, то переходит в восторг после достижения результата. Падения и взлеты так близки, что они сливаются в единое целое, напоминая цветущий луг (удачи) под тревожным светом полной луны (поражения).

Приведенные выше строки:

Ещё более близки к жизни и используются не только в качестве части антитезы. В них надежда любого человека на лучшее, надежда, которая не дает остановиться и опустить руки, надежда, дающая силы для движения лодки жизни вперед.

Из троп выделим олицетворение «отдыхает, спит» (луг) и эпитеты:

  1. Полный месяц.
  2. Бледный луг.
  3. Мрак ночной.

Стихотворение показывает вечную борьбу и связь света и тьмы, а также рисует нам картину противостояния ночи в ожидании утреннего солнышка.

Если вам приглянулся этот стих, то советуем почитать «Плачет ребенок. Под лунным серпом», где также Блоком описана ночь с её страхами и надеждами на скорое утро.

Все школьные сочинения по литературе

Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о роди­не. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, по­священных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близ­кому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия «фабричная», родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях «Осенний день», «Русь», «Коршун» и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение «Осенняя воля».

Стихотворение Блока «Осенняя воля» носит, на первый взгляд, довольно странное название. «Осенняя воля» — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: «…звенит, звенит…», «пляшет», «распевающий», «слушать голос». Перед читателем пред­стает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, «Россия, Роди­на, тоска…». Возникает вопрос, почему же много «свободных, юных, статных» не могут «жить и плакать» без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? «Какая же непостижимая, тайная сила влечет» блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где «призывно машет узорный, цветной рукав», — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в «окно тюрьмы». И хотя лирический герой идет в путь, «никем не званный», «земля будет ему легка», ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштаб­но, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: «приюти!». Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется мес­то «на просторах» Родины…

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и «необъятные дали», и «узорный рукав» и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

< Предыдущая Следующая >

Еще сочинения автора:

  • Мечты и действительность в лирике А. А. Блока
  • Особенности изображения двух миров в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
  • Взаимоотношение человека и стихии в поэме А.А. Блока “Двенадцать”
  • Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
  • Стихотворение А. Блока «Русь» (восприятие, истолкование, оценка)

Анализ стихотворения «Полный месяц встал над лугом» Блока

Произведение Александра Александровича Блока «Полный месяц встал над лугом» входит в дебютную книгу поэта.

Стихотворение написано в июле 1898 года. Его автору в эту пору исполнилось 18 лет, он уже выпустился из гимназии и обратил свои взоры на Петербургский университет. Между тем, лето он проводит в подмосковной усадьбе Шахматово. Это для него особое место, овеянное воспоминаниями о детстве, первом чувстве к Л. Менделеевой (впоследствии жене поэта). По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с охватной рифмовкой. Интонация колеблется от загадочной до прозаической. В стихотворении чувствуется легкий отзвук средневекового рондо. Стихотворение построено на антитезе, с употреблением антонимов. Встречаются как закрытые, так и открытые рифмы. Лирический герой – сам автор, но говорит он о себе во втором лице. Зарисовка начинается почти сказочно: месяц над лугом льет дивный свет на окрестности, сам луг, в темноте растерявший все краски, присмиревший, терпит ползущий «по нем» (неуклюжая формулировка местоимения) мрак. Впрочем, это не мешает природе спать, отдыхать. Возникает лирический герой: жутко выйти на дорогу. Цель задуманной прогулки автор не разъясняет. Читатель может только гадать, почему у героя бессонница, что гонит его из дома, отчего, наконец, ему настолько страшно. Тревога, рожденная неузнаваемостью привычного мира, беззащитность перед таинственной ночной жизнью всего существующего. Тщетно пытается герой приводить на ум доводы рассудка: утром солнце выйдет из тумана. Вернется буйство красок, звуков и света. Уменьшительные суффиксы подчеркивают доверчивое отношение героя к природе дневной: тропинкой, былинкой. «Жизнь кипит» (метафора): ночные думы испаряются, как дурной сон, даже кажутся чуть смешными. Днем сразу появляются неотложные заботы, хлопоты, занятия. Однако они не пробуждают тех мыслей и чувств, того вдохновения, которые возможны ночью. Лексика возвышенная и нейтральная. Оксюморон: полный месяц (не луна). Сравнение: встал кругом. Эпитеты: неизменным, непонятная (приставочное прилагательное). Лексический повтор, придающий больше драматизма произведению: бледный, бледный. Олицетворения: светит и молчит, солнце выйдет. Метафора: тревога царит. Инверсия: луг цветущий.

На поэзии молодого А. Блока лежит явственный отпечаток господствовавшего тогда в литературе символизма.

Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых…

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла…

Соколов, лебедей в степь распустила ты —

Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое

В черные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим…

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

19 июля 1910 года

*****

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков

    Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.

  • Анализ стихотворения Юность Есенина

    Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения

  • Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

    Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

  • Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева

    Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон

  • Анализ стихотворения Антоний Брюсова

    Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.

На железной дороге

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

14 июня 1910 года

*****

«Ветер принес издалека…»

Как можно догадаться, ключевыми произведениями в цикле стихов являются «Стихи о Прекрасной Даме», которые так и озаглавлены. Они отражают сложность любовных взаимоотношений между самим писателем и его будущей женой, Любой Менделеевой. Как и в первом случае, в стихотворении все далеко неоднозначно, неясно и неопределенно. Единственная разница заключается лишь в том, что поэт намекает нам на приближение чего-то хорошего, того, что сможет наполнить жизнь человека смыслом. Это отчетливо видно в произведении «Ветер принес издалека…», хотя образ человека так и остается неизвестным для читателя, мы не видим той, которая сможет наполнить жизнь смыслом, но понимаем, что ее скорое появление неминуемо. «Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка Звучные песни твои.»

29 января 1901

Тут у Блока начинают проявляться и новые образцы. В частности, непросветная ночь, которая, казалось бы, должна была быть бесконечной, изменяется. Теперь у главного героя появляется небольшой «клочок неба». Этот клочок постепенно увеличивается, превращаясь ближе к концу произведения в «бездонную лазурь». Кроме внешнего облика, изменяется и звук вокруг. Если раньше была лишь тихая, беззвучная ночь, то теперь ветер приносит главному персонажу «песни намек».

До появления Прекрасной Дамы, жизнь главного героя сравнивается с зимой. Появляется намек на то, что в скором будущем, зима должна смениться весной, но ее, как таковой еще нет. Герой ощущает только ее предвестники, но прекрасно понимает, что эта весна уже близка. Это же заметно и в стихотворении «Тихо вечерние тени…»:

«Тихо вечерние тени В синих ложатся снегах. Сонмы нестройных видений Твой потревожили прах. Спишь ты за дальней равниной, Спишь в снеговой пелене… Песни твоей лебединой Звуки почудились мне. Голос, зовущий тревожно, Эхо в холодных снегах… Разве воскреснуть возможно? Разве былое — не прах? Нет, из господнего дома Полный бессмертия дух Вышел родной и знакомой Песней тревожить мой слух. Сонмы могильных видений, Звуки живых голосов… Тихо вечерние тени Синих коснулись снегов.» 2 февраля 1901

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

18 октября 1908 года

Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»

Первый серьезный поэтический сборник А.А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек­сандр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых — Боблово — находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить «земное» и «небесное», божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе» и В. Соловьева о «вечной женственности» как нетленном божествен­ном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женствен­ность» как явление космического масштаба. Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божест­венного и «вечно женственного» начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Сти­хи о Прекрасной даме». Героиня цикла — непостижимый, мистиче­ский образ («Дева», «Святая», «Непостижимая»), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова…

Поэтические эпитеты «белое платье», «неведомые тени», «в тихой заводи» усиливают ощущение нереальности происходящего; окру­жают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лириче­ского героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полуто­нов. Любовь — состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной — непостижимый, таинствен­ный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме». Стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…» наполне­но символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое платье», которое «пело в луче». Эпитет белый («на бе­лом плече», «белое платье») подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «ле­тящего в купол». Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою». Фи­нал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья:

Причастный тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в тем­ные храмы…» (1902), в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены», Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

(«Вхожу я в темные храмы…»)

Александр Блок

Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно трактовать с позиции символов, которые они содержат. Это, в частности, относится и к стихотворению «Белой ночью месяц красный», написанному в 1901 году. Если рассматривать его с поэтической точки зрения, то перед читателем предстает вполне умиротворенная картина ночного Петербурга, окутанного лунным светом. В такие ночи особенно хорошо мечтать и строить планы на будущее, а также пытаться предугадать, что же уготовано тебе судьбой.

Однако Александр Блок, обладающий удивительной интуицией, уже знает ответы на все вопросы, которые его интересуют. И ответы эти вселяют в него панику, смешанную с ужасом. Первая строчка стихотворения задает тон всему произведению. Белый цвет в понимании поэта символизирует смерть, а красный – кровь. Кроме этого, ее можно воспринять как предсказания надвигающихся перемен, когда именно «белые» и «красные» станут участниками жестокой гражданской войны, которой предстоит унести жизни десятков тысяч людей. В то же время фразу «всплывает в синеве» можно трактовать как знак примирения, но восприятии поэта оно является «призрачно-прекрасным», т.е. неосуществимым. Раскол в обществе будет настолько глубоким, что даже спустя столетие его отголоски будут докатываться до новых поколений, которые так и не смогли смириться с навязанными идеалами равенства и братства.

Вторая часть стихотворения посвящена размышлениям поэта над тем, к чему же приведут подобные общественные перемены. Не секрет, что Блок с самого начала поддерживал революционные идеи, считая, что российская монархия себя полностью изжила. Однако даже будучи горячим сторонником общественных перемен, поэт сомневался в том, что они принесут пользы больше, чем вреда. Его сомнения развеялись после рабочих восстаний 1905 года, когда автор понял, что революцию бескровным путем осуществить попросту нереально. Но еще задолго до этого осознания в стихотворении «Белой ночью месяц красный» поэт задается вопросом: «В вас ли доброе таится, красный месяц, тихий шум?». Воспринимать эту фразу можно по-разному, однако бесспорно одно – Блок знал, что катастрофа, именуемая революцией, неизбежна, и не был уверен в том, что она принесет позитивные изменения России.

* * *

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве.

Бродит призрачно–прекрасный,

Отражается в Неве.

Мне провидится и снится

Исполпенье тайных дум.

В вас ли доброе таится,

Красный месяц, тихий шум?..

22 мая 1901

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения О прекрасной даме Блока

Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление общества, когда поэт выпускает свой сборник, назвав его «Стихи о Прекрасной Даме». На самом деле, ответ был очень просто. В те моменты, когда каждая личность, будь это крестьянин или дворянин, боролась с постоянными протестами и перестройками, нужно было что-то, что позволило бы немного оттолкнуться от ужасной действительности. Именно поэтому большинство писателей стали использовать символизм в своих творениях, среди которых оказался и А.А. Блок.

История создания сборника

Автор решил найти свое спасение от серых будней в таком прекрасном и чистом чувстве, как любовь. Не зря же верят, что именно она может возвести до небес, придать сил в трудную минуту и заставить просто жить, несмотря на любые невзгоды. Вот так и появился этот сборник

Если прочитать стихи о Прекрасной Даме, то можно обратить внимание на то, что Блок ищет спасение в каждом своем произведении, пытается таким образом укрыть свою душу от давления тех серых будней, и стоит заметить, что ему это удавалось. Поэт во время своих трудов воображал, что находится в невероятно прекрасном месте, похожим на настоящий рай. Стихи открывают нам замечательный мир любви

Стихи открывают нам замечательный мир любви.

Кому был посвящен сборник

Но, несмотря на все это, на самом деле Александр Александрович очень боялся, что в настоящей жизни ему не удастся встретить такую же прекрасную женщину, как и в его стихах. Что тот образ, который он создал, никогда не реализуется и потеряется: «…изменишь облик Ты».

Свое истинное счастье автор все-таки находит, благодаря истинной даме – Менделеевой Лидии. Он стал с еще большим рвением изливать все свои эмоции на бумаге. Однако долгое время не мог сделать первый шаг, боясь, спугнуть Лидию, хотя на подсознательном уровне прекрасно понимал, что именно она – «Величавая Вечная Жена». И вскоре Блок делает предложение своей возлюбленной, а после продолжает расписывать свои неугасающие чувства в собственном сборнике.

Вывод

А.А. Блок создал уникальный сборник стихотворений, в котором смог отразить и материальные, и духовные чувства. Благодаря поэту, читатели смогли насладиться тишиной и спокойствием, наполнить свою душу светлыми и чистыми эмоциями, немного отвлечься от суровой действительности и найти в себе силы двигаться дальше.

О доблестях, о подвигах, о славе

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

30 декабря 1908 года

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: