Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте»
Владимир Маяковский – поэт сложный и многоплановый. Порой он кажется слишком недоступным, недосягаемым для широкого круга читателей. Многими Маяковский воспринимается только как поэт-трибун, «агитатор», «горлан-главарь». Такие читатели не видят и не хотят видеть под этой внешней оболочкой нежнейшее сердце гуманиста, человека с открытой душой. Они не замечают чувства тончайшего поэта-лирика, всю жизнь проведшего на «несгораемом костре немыслимой любви» поэта, страстно отстаивающего добро, справедливость, честь, творчество, любовь. Уже в ранних стихах Маяковского проявилась его способность увидеть в простых, будничных вещах нечто поэтическое, возвышенное, значительное и интересное.
Стихотворение «Послушайте!» было написано в 1914 году, в период его увлечения футуризмом. Однако, цельность характера поэта, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов обособляли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.
Стихотворение «Послушайте!» – это крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям:
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Лирический герой не просто произносит слово: «Послушайте!», а как бы взывает к людям, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем:. Значит кто-то хочет, чтобы они были?
Значит кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
Речь идет о звездах, о вселенной. Но для одного звезды – «плевочки», а для другого – «жемчужины». Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. В одном из стихотворений Маяковский признается: «Если б не был я поэтом, я бы стал бы звездочетом».
Лирический герой не представляет своей жизни без звезд, он готов умолять Бога сохранить звездное небо для людей:
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
целует ему жилистую руку,
чтоб обязательно была звезда! –
не перенесет эту беззвездную муку!
Как бы заручившись поддержкой Бога, герой пытается успокоиться:
но спокойный наружно.
«Ведь теперь тебе ничего?
Накал страстей, эмоций, переживаемых героем, так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным ёмким словом – «Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь. Если бы у лирического героя совсем не было бы надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался.
В последней строфе стихотворения поэт обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевочки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой была обязательно звезда:
Ведь, если звезды
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
загоралась хоть одна звезда?!
Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительное, так как на риторический вопрос ответа не требуется.
«Послушайте!» – взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Основная интонация стихотворения не гневная, не обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя полностью сливаются и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся наружу чувства героя волнуют и самого автора. В них легко уловить ноты тревоги, смятения, затаенную печаль. В этом стихотворении поэта волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, смерти и бессмертии, духовности и красоте. Оно проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.
Закончить свое сочинение мне хотелось бы строфой из менее известного стихотворения Маяковского «Эй!», в котором он также связывает возвышенные стремления человека с полетом к звездам:
землю саму зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь,
чтоб, исступленно царапая крыши,
в небо карабкались души артистов.
Многое недоговорил поэт векам, истории и мирозданью, но то, что сегодня поэзия Маяковского заставляет спорить, размышлять, говорит о том, что «сила слов» его жива, и «… порой кажется, что вовсе не из прошлого, а из туманного будущего доносится его голос… «Хочется верить, что права М. Цветаева, предрекавшая Маяковскому славу в веках.
Помогите плиз!Нужен анализ стиха Маяковского «Театры»
Ella Kuznetsova Высший разум (116972) 6 лет назад
Рассказ о взлезших на подмосток аршинной буквою графишь, и зазывают в вечер с досок зрачки малеванных афиш.
Автомобиль подкрасил губы у блеклой женщины Карьера, а с прилетавших рвали шубы два огневые фокстерьера.
И лишь светящаяся груша о тень сломала копья драки, на ветке лож с цветами плюша повисли тягостные фраки.
Одно из первых стихотворений Маяковского (1913), он еще учился в училище живописи, ваяния и зодчества, — отсюда зримая яркость, красочность образов. Анализировать особенно нечего, — это просто зарисовка. Театр для поэта здесь — только зрелище.
Злобный Лелик Искусственный Интеллект (278684) 6 лет назад
Модернисткий выпендреж, характерный для футуристов. Множество сложных метафор. Характерно, что в то время Мяковский еще не овладел сложными рифмами, тут мы видим простые традиционные рифмы.
Анализ стихотворения Маяковского Вывескам
Анализ стихотворения Маяковского Вывескам
Стихи 19121913 годов занимают особое место в творческом развитии Маяковского. Это было время, когда он ощупью ищет в поэзии новые пути; идейная незрелость его в этот период, трагическое ощущение социального одиночества, рождавшееся из отрыва от революционных масс, определяли нотки экспрессивности и бунтарства в ранних его стихах, появлявшихся на страницах футуристических сборников.В стихах этих было еще много умышленной эпатирующей резкости, полемического задора, в них звучал вызов мещанскому вкусу, благонамеренности обывателя. В смятенной разорванности образов, в необычности ассоциаций, в лихорадочности ритмов, в интонации выкрика Маяковский стремился передать свое тревожное, протестующее настроение, свой еще во многом смутный, но гневный и смелый протест против капиталистического строя, калечащего человека.При этом он не избежал приемов футуристической поэтики и в особенности живописи, сводивших картины внешнего мира к бессюжетным композициям отдельных реальных предметов и их элементов. В ряде ранних стихотворений Маяковский шел от ассоциаций, вызванных живописью футуристов. Отсюда сдвиги в композиции этих стихов и самая их натюрмортность. изобилующая зрительными предметно-живописными образами, представленными не в реальном, жизненном, а часто в смещенном порядке. Надписи вывесок, фаянсовых чайников маки. заломленные руки витрин магазина писчебумажных принадлежностей напоминают урбанистический натюрморт, перенесенный в стихи:Читайте железные книги!Под флейту золоченой буквыполезут копченые сигив золотокудрые брюквы.(Вывескам) .В стихах этого периода город, городской пейзаж занимали центральное место. В тезисах одного из его докладов имелась формула: город дирижер. Согласно газетному отчету о его лекции, Маяковский так говорил о поэзии города. Город обогатил наши переживания и впечатления новыми городскими элементами, которых не знали поэты прошлого. Весь современный культурный мир обращается в огромный исполинский город. А самое главное, изменился ритм жизни. Все стало молниеносным, быстротечным, как на ленте кинематографа. Плавные, спокойные, неспешащие ритмы старой поэзии не соответствуют психике современного горожанина. Лихорадочность вот что символизирует темп современности. 1 Потребность нового выражения. стремление передать новое содержание эпохи руководили Маяковским в его поисках стиля, способного передать быстрый темп жизни. ощущение надвигающихся социальных катастроф.