Краткое содержание
Баллада основана на реальных событиях: князь Курбский действительно совершил предательство и уехал в Литву, потому что опасался гнева Ивана Грозного. По дороге его конь издох, и слуга предложил своего, а сам пошёл пешком.
Вместо того чтобы спокойно жить и служить новому сюзерену, князь Андрей решил отомстить, причём не самым эффективным способом. Курбскому на ум пришла идея письменно высказать государю всё, что о нём думает. Он писал послание, полное яда, всю ночь, и закончил лишь тогда, когда занялась заря. Но поскольку самостоятельно отправить письмо или сказать правителю неприятные вещи в лицо не хватало смелости, был выбран более безопасный способ — передача челобитной с гонцом.
В это время слуга как раз дошёл до стана и вызвался исполнить опасную миссию. Когда он прискакал в Москву, государь совершал службу. Окончив её, Иван Грозный вместе со свитой шёл по улице, когда увидел гонца, который ехал, «раздвигая народ».
По мере прочтения письма царь приходит в ярость. Он протыкает ногу гонца жезлом, но тот даже не показывает боли. Окончив чтение, государь удивляется тому, что Курбский послал такого преданного слугу на погибель, и отправляет его в темницу. Сменяя друг друга, Василия пытают палачи, и в конце концов он умирает. Однако последними словами стали не мольбы о пощаде, а молитвы, обращённые к Богу. Слуга просит творца о том, чтобы он простил князя-предателя и его самого, а также выражает надежду, что бог помилует Русь и жестокого царя. С этой молитвой на устах Василий испускает дух.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Ревельский турнир Бестужев-Марлинский История Александра Александровича Бестужева-Марлинского повествует о ревельском турнире. Это было во времена рыцарей. Славных, бесстрашных и честных воинах.
- Краткое содержание Собака на сене Лопе де Вега Это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора
Зачем нам нужно «Евровидение Чего нужно евровидение Аппликация из цветной бумаги осеннее дерево для детей подготовительной группы Аппликация по теме деревья в подготовительной группе
Популярные сегодня пересказы
- Хрустальный ключ — краткое содержание рассказа Крюковой Главными персонажами рассказа являются дети, Даша и Петька, приехавшие на летние каникулы к бабушке в деревню, в которой имеется болото под названием Ведьмино. От местных жителей ребята узнают древнюю легенду
- Золотой жук — краткое содержание романа Эдгара По Автор рассказывает о своём друге, с которым он случайно познакомился, а затем очень сблизился. Его звали Вильям Легран. Он раньше был достаточно богат, но со временем разорился. Вильям не хотел жить там
- Краткое содержание пьесы На всякого мудреца довольно простоты Островского Александр Николаевич Островский – основоположник русского национального театра, драматург, сумевший через призму юмора живо и остро описать уклад и нравы мещанства и мелкого чиновничества девятнадцатого столетия.
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка — краткое содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — одна из наиболее любимых русских народных сказок. В ней рассказывается о любви сестры и брата друг к другу, о послушании, смирении, зависти, коварстве, справедливости.
А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого.
Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии.
С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
Анализ баллады Толстого «Князь Михайло Репнин»
Поскольку большая часть архивов писателя погибла при пожарах и частично была уничтожена его женой, ученые имеют отрывочные сведения о его жизни. Потомок известных родов, выросший без отца, А. К. Толстой никогда не нуждался, получил прекрасное образование и сделал удачную придворную и литературную карьеру.
Баллада А. К. Толстого «Князь Михайло Репнин» написана в период 1840-х годов. Произведение представляет собой стилизованный рассказ о гипотетическом эпизоде российской истории, которая увлекала автора на протяжении всей его жизни. Для создания художественного эффекта и усиления эмоционального воздействия на читателя реальное убийство боярина Репнина поэт перенес в условия царского застолья.
В тексте баллады используются устаревшие формы слов: наречие «боле» — в значении «больше», «вины» – «вина», «подъяли» — «подняли», старославянизмы — «рек (произнес)», «глас», «пал», «да правит человеки» — «да (пусть) правит людьми», «молвил», глагол «вкушать» использован автором в переносном смысле — «испытывать, ощущать», использована характерная для поэзии такого рода лексика высокого стиля «дерзновенный» — «дерзкий». Наблюдаются искажения падежных форм: вместо «не возражай ни словом» — «не возражай ни слова».
Некоторые слова требуют уточнения значений: «брань» в контексте баллады — «война», «поют потехи брани» — «воспевают, славят военные подвиги»; кравчий – «боярин, ведающий царским столом», «баян» — «придворный певец», «тиуны» – в данном контексте «царские приближенные, слуги».
Из средств художественной выразительности Толстой использует эпитеты – «удалая дружина», «разгульные опричники», «лихие гусляры», «бесовские дети», «строптивый раб», «правдивый князь», «бесстыдная лесть», «звенящий кубок», «последний час», «верный слуга», «веселый хоровод»; сравнение – «презрит (станет презирать), как измену»; замечательные и емкие метафоры — «ряд … блистает», «дела времен», «голос славы», «рассыпь …словом рать», «ослаб в уме», «лести глас», «пир кипит», «вкушать веселье», «рать детей»; синекдоху – «бейте в струны», «голос не веселит», «забыл сан», «открываю хоровод», «ковши звучат», «забыл Бога»; перифразы – «царь», «властелин», и «личина», «машкара» — в значении «маска»; эллипсис — «но царь, нахмуря брови (промолвил): …»; ряды однородных членов предложения – «потехи, дела, взятие, плен», причем частица «да» усиливает экспрессию высказывания и оформляет ряд однородных сказуемых — «да сгинет, да здравствует, да правит, да презрит»; многочисленные риторические восклицания (из них составлена речь персонажей) – «Да здравствуют тиуны. », «…бейте в струны, опричники мои!», «…прожил ты … последний день. », «Тебе ли… плясать. » и риторический вопрос — «В уме ослаб. »
Многочисленные примеры инверсии – «столов блистает ряд», «разгульные … опричники сидят», «опричники мои», «льются вины», «поют гусляры», «подать себе … кравчему велит», «не надену я», «подъяты кубки», «забыл ты», «прожил … ты день» — способствуют стилизации текста под былину и решают проблему рифмовки.
Фигура речи в виде парцелляции – «И… подъяли кубки. Не поднял … один…» — одновременно имеет черты антитезы.
Частотные лексические повторы слов – «убил, убил», «…не поднял лишь один, один не поднял…», «О царь! Забыл… ты, царь. », «мои тиуны, опричники мои», «напрасно льются…., поют… напрасно», «забыл ты…, сан ты …забыл!» — и целых оборотов в разных частях текста — «Вы громче бейте в струны
», «…Репнин, правдивый князь», «… царя не веселит», «Поют потехи брани…» — помогают создать автору атмосферу напряжения, зафиксировать внимание читателя на конкретных событиях, явлениях
Сюжет баллады выстроен с учетом дани моде на критику личных качеств Ивана Грозного, которая сохраняется и в наши дни. Заметим, что к неоднозначным качествам правящих монархов талантливый поэт претензий публично не высказывал.
http://testet.ru/sochineniya/o-chem-proizvedenie-tolstogo-knyaz-mihailo-repnin-a-k-tolstoi.htmlhttp://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-k-tolstoy-stranitsy-biografii-ballady-vasiliy-shibanov-knyaz-mihaylo-repninhttp://pishi-stihi.ru/knyaz-mihajlo-repnin-tolstoj.html
Анализ «Князя Михайло Репнин» Л. Н. Толстого
Жанр произведения можно определить как роман воспитания, поскольку основной акцент автор делает на внутреннем преображении героя и его стремлении стать лучшей версией себя. Вместе с тем, роман имеет черты психологической прозы, исследующей внутренний мир Михайла Репнина и его взаимодействие с окружающими.
Чему же нас учит «Князь Михайло Репнин»? Во-первых, этот роман показывает нам важность самоанализа и самоосознания. Герой осознает свои ошибки и недостатки, и начинает активно работать над собой
Он стремится к духовному росту, что является важным уроком и для нас. Мы можем извлечь урок из этого романа и начать задумываться над своими ошибками и недостатками, чтобы стать лучшей версией себя.
Во-вторых, «Князь Михайло Репнин» учит нас ценить истинные ценности в жизни. Герой понимает, что материальные богатства и власть не приносят счастья и исполнения, и стремится к более глубокому и духовному смыслу. Этот урок напоминает нам, что истинное счастье не во внешних обстоятельствах, а в наших внутренних качествах и отношении к миру.
Третий урок, который мы можем извлечь из этого романа, это урок о значимости межличностных отношений. Главный герой изначально скрывает свои чувства и эмоции от окружающих, и в итоге понимает, что настоящая свобода и счастье находятся в открытых и искренних отношениях с другими людьми. Мы также можем применить этот урок к своей жизни, осознавая, что взаимодействие и эмоциональная связь с другими людьми являются ключом к нашему личному росту и счастью.
Итак, роман «Князь Михайло Репнин» Л. Н. Толстого является источником важных и актуальных уроков для каждого из нас. Он учит нас самоанализу и самоосознанию, ценности истинных ценностей в жизни, а также значимости межличностных отношений. Обратившись к этим урокам, мы можем стать лучше, обогатить свою жизнь и обрести истинное счастье.
Жизнь и Биография
Стольник и есаул в царском походе против крымских татар (1544). Присутствовал на свадьбе царя Ивана Васильевича Грозного с Анастасией Романовной, где был с братом Юрием «у постели
» (03 февраля 1547). Подписался на поручной записи по князю Ивану Ивановичу Пронскому (09 декабря 1547). Воевода в Пронске, откуда ходил в Тулу, участвуя в отражении крымских татар (1545).
В 1549-1550 годах — рында при царе Иване Грозном во время второго похода на Казанское ханство и в походе «по крымским вестям
» в Коломну. Сын боярский 2-й статьи, пожалован в московское дворянство (1550). Воевода в Пронске (1551). При осаде крымским ханом Тулы, пришёл с отрядом на помощь с Прони (1552). В 1553 году отправлен из Коломны в Одоев в передовом полку, а в 1555 году — береговой воевод на реке Угре. В 1556 году во время похода царя Ивана Грозного в Серпухов находился в числе «голов ». В 1557 году — воевода в Карачеве, затем в Курске и Мценске. В 1558 году служил воеводой в Орешке.
В том же 1558 году участвовал в Ливонской войне. Вместе с князем Дмитрием Ивановичем Курлятевым был воеводой большого полка в Ракоборе. Русские войска захватили Кавелехт, сожгли Верполь и разгромили ливонских крестоносцев в бою под Таллином (Ревелем). Вскоре ливонский магистр Готхард фон Кетлер и военачальник рижского архиепископа Фелькерзам, собрав десятитысячное войско, осадили замок Ринген и взяли его штурмом.
В 1559 году пожалован в бояре. В 1560 году — первый воевода полка левой руки во время похода русской рати под командованием князя Ивана Фёдоровича Мстиславского на Мариенбург и другие ливонские города. В конце 1562 — начале 1563 года участвовал в походе русской армии под предводительством царя Ивана Васильевича Грозного на Полоцк, во время которого был воеводой «у наряду
». Подписался на поручной записи по князю Ивану Дмитриевичу Бельскому (20 марта 1562). В 1563 году — был в Великих Луках «по вестям » в передовом полку. Подписался в поручной записи по князю Алексею Ивановичу Воротынскому (20 апреля 1563).
По словам князя Андрея Михайловича Курбского, царь Иоанн IV Грозный однажды призвал князя Михаила Петровича Репнина к себе на маскированный вечер; когда последний стал говорить ему, что «христианскому царю сие непристойно», Иван IV, надев на него маску, сказал: «Веселись, играй с нами
». Но князь Михаил Репнин, сорвав и растоптав маску, сказал: «… чтобы я, боярин, стал безумствовать и бесчинствовать… » Царь через несколько дней велел убить его в церкви. Его умертвили в церкви, возле алтаря, во время чтения Евангелия, в субботу, за всенощной († 16 января 1564).
Имя князя Михаила Петровича Репнина было внесено в синодик Кирилло-Белозерского монастыря и синодик опальных.
Алексей Толстой — Князь Михайло Репнин: Стих
Без отдыха пирует с дружиной удалой Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд, Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры, Поют ему с полночи лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен.
Но голос прежней славы царя не веселит, Подать себе личину он кравчему велит:
«Да здравствуют тиуны, опричники мои! Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет, Я первый открываю веселый хоровод.
За мной, мои тиуны, опричники мои! Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»
И все подъяли кубки. Не поднял лишь один; Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.
«О царь! Забыл ты бога, свой сан ты, царь, забыл Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать! Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»
Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб, Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!
Не возражай ни слова и машкару надень — Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь: «Опричнина да сгинет!— он рек, перекрестясь.—
Да здравствует вовеки наш православный царь! Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас! Личины ж не надену я в мой последний час!»
Он молвил и ногами личину растоптал; Из рук его на землю звенящий кубок пал…
«Умри же, дерзновенный!» — царь вскрикнул, разъярясь, И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат, За длинными столами опричники шумят,
И смех их раздается, и пир опять кипит, Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу, Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Напрасно льются вины на царские ковры, Поют царю напрасно лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен, И взятие Казани, и Астрахани плен.
Анализ стихотворения «Князь Михайло Репнин» Толстого
Алексей Константинович Толстой в своем творчестве часто обращался к истории России, ее героям и антигероям.
Стихотворение написано в 1840 –е годы. Его автору около 30 лет, он состоит на государственной службе, ему покровительствует сам император, не забывший приятеля своих детских игр; опубликованы несколько прозаических и поэтических произведений, вызвавших одобрительный отклик критики. По жанру – историческая баллада, стилизация под народное сказание. Рифмовка смежная, есть и открытые, и закрытые рифмы. Главных действующих лиц – двое. Царь Иван Васильич Грозный и противостоящий ему Михайло князь Репнин. Композиция сюжетная, последовательная. Интонация былинная. Как часто бывает, действительность редко удовлетворяет живущего в ней поэта. А. Толстой искал в прошлом характеры сильные, независимые, события драматичные, а чувства – романтические. В те годы поэт старался практически не отступать от исторических источников, впрочем, в данной балладе он отступил от сохранившегося исторического источника того времени. Лексика архаичная, возвышенная. «Без отдыха пирует»: за столом его дружина, тиуны, опричники, самый ближний круг. «Матушка-Москва»: и народный, и книжный эпитет. Далее россыпь бытовых деталей для правдоподобия: золотые ковши, царские ковры, гусляры, кубки, личины и машкары. «С вечерни»: со времени вечернего богослужения. Вспоминают «взятие Казани, Астрахани плен». Все порядком захмелели, пляшут в масках. Лишь князь М. Репнин сидит, пригорюнившись. Опричников он считает разбойниками, слуг царских – льстецами. «Бога забыл, сан ты, царь»: таковы горькие слова князя. Кто-то должен был сказать правду. Он славит царя православного, но отказывается подчиняться «бесовской рати» опричников. После энергичного диалога князь топчет шутовскую маску, бросает кубок. Разъяренный царь лично жезлом убивает верного слугу. Веселье продолжается, однако мрачнеет, как туча, государь: убил, убил напрасно я (лексический повтор с инверсией). На самом деле, убийство было совершено не на пиру, а через несколько дней, и не руками самого царя. Колоритная сцена былых времен живо представляет эпоху, нравы, характер взаимоотношений человека и власти, правды и кривды. Обилие инверсий: поют гусляры, прожил ты. Песенные рефрены, эпитеты (строптивый раб, бесстыдной лести), сравнение (как измену).
«Князь Михайло Репнин» А. Толстого – один из первых опытов работы поэта с темой личности в истории, обращение к фольклору как источнику вдохновения.
Сейчас читают
- Краткое содержание Аэлита Толстого
В данном произведении Алексея Николаевича Толстого рассказывается о межпланетных путешествиях. Автор очень подробно и красочно описал такое явление. Произведение было опубликовано 1923 году.
- Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович
Жили две девочки с няней Прасковьей, одну звали Рукодельница, а другую Ленивица. Рукодельница все по дому делала, затейлива была, трудолюбива. За работой не замечала и как день проходит.
- Краткое содержание Левиафан Гоббс
Произведение представляет собой философское исследование политических и религиозных аспектов современного общества.
- Краткое содержание Брэдбери Каникулы
Рассказ Рэя Брэдбери повествует о семье, отправившейся в долгосрочные каникулы. По безлюдной дороге едет дрезина, на которой находятся три человека
- Краткое содержание книги Гарри Поттер и узник Азкабана Роулинг
Очередное лето Гарри вынужден провести в семье Дурслей. Перед ним стоит нелегкая задача — получить разрешение у дяди на посещение Хогсмида. Но для этого надо ни в чем не перечить сестре дяди
В произведении Алексея Толстого показан пир, на котором присутствует сам Иван Грозный и его опричники.
С самого начала поэт использует легкую иронию, мол, пируют они без отдыха. Не воюют, не занимаются государственными делами, а празднуют. Отмечают взятие Астрахани, Казани… Давние дела.
Показаны в произведении богатый яствами стол, золотая посуда, ковры, вино рекой. Кстати, оно льётся на ковры, то есть опричники никак не берегут царское имущество.
Но царю не очень весело, он пытается развеселиться – приказывает подать себе «личину» — маску для игры. Маски ассоциируются с язычеством. И разгульный пир не встраивается в каноны христианства.
Иван Грозный произносит тост во славу опричников, призывает музыкантов громче играть.
И находится здесь лишь один праведный человек – правдивый князь. Михайло отказывается надеть личину, он не поднимает кубок… И он решается царю всё высказать. Смельчак говорит, что царь забыл веру христианскую, свой сан. Опричников он справедливо называет «бесовскими детьми».
Конечно, царь нахмурился, переспросил, мол, не пьян ли его слуга, не сошел ли с ума. Он приказывает «строптивому рабу» надеть маску, угрожает ему смертью. Однако Михайло отчаянно встаёт, крестится и желает опричнине сгинуть.
Далее он прославляет царя, но того, каким Иван был – православного, справедливого… Призывает открыть глаза на льстивых опричников-бандитов. И в конце своей речи он растоптал ненавистную маску – символ лести и обмана. Иван грозный впал в ярость, закричал на дерзкого слугу и ударил его жезлом. Репнин упал замертво.
И тут же опять кубки с вином звенят, пир продолжается… И всё-таки жертва Репнина не была напрасной – Иван Грозный устыдился. И царь задумался об опричниках, о своем образе жизни… Теперь точно царь не веселится, но уже не пытается забыться. Напрасно поют песни, льют вино. Царь прозрел.
Стихотворение это учит, с одной стороны, не идти за всеми – не надевать «личину», а верить, что можно пробудить человека (от обмана и лести), но с другой стороны, оно учит и некой сдержанности, чтобы не грубить могущественным и гневливым людям, они-то после пожалеют «героя», но наградят его лишь посмертно.
Примечания
Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского: Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он , муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому.
В стихотворной мини-поэме Алексея Толстого события развиваются по ходу шумного застолья, на котором пируют сам Иван Грозный и его опричники. Автор как бы улыбается над своими главными героями: пока бедный народ голодает и прозябает в нищете, правители развлекаются, а не занимаются делом. Стол ломится от яств, посуда сверкает золотом, вина разливаются реками без краев. Пьяные опричники портят разлитыми напитками ковры и царские покои. Но все это никак не заботит Ивана Грозного.
Государю весело, он решает устроить в порядке забавы такой маскарад. Требует подать себе маску и становится в ней язычником, что уж совсем недопустимо на застолье христиан. Звучат тосты, царь заказывает больше громкой музыки. Музыканты покорно ударяют по струнам и клавишам.
Между тем среди этого разгула находится один человек — князь Михайло Репнин, который отваживается образумить царя и его гуляк. Ни под какую личину князь не прячется и прямо заявляет на пиру, что Иван Грозный опрометчиво отодвинул от себя христианскую веру. А опричников и вовсе охарактеризовал как детей бесов.
Иван Грозный не поверил своим ушам и стал уточнять, кто такой этот смельчак. И не пьян ли он, не тронулся ли разумом, допуская подобную дерзость. Царь неимоверно разгневался, пригрозил смертью князю. «Строптивый раб, надень маску или умрешь!» — требует царь. А князь поднимается во весь рост, осеняет себя крестом и произносит речи, проклинающие опричнину.
Он говорит добрые слова в адрес царя, но царя прежнего – когда Иван Грозный был справедливым и великодушным. Князь обращается к царю и призывает понять, что вокруг него собрались льстецы и бандиты. А потом топчет ногами отвергнутую маску, символизирующую подлый обман. Иван Грозный не может вынести этих поступков, он в слепой ненависти бьет и убивает князя жезлом.
Кубки опять наполняются вином. Но смерть Репнина не бесцельна. Алексей Толстой в конце стихотворного произведения показывает, что Иван Грозный задумывается о своей жизни, у него будто открываются глаза на опричников и опричнину. Песни и пир не могут заглушить прозрения Ивана Грозного. Веселье уже не то.
Развязка
Грозный приказывает отвести Шибанова в темницу и пытать до тех пор, пока он не выдаст всех сообщников Курбского. Пытки длятся и днем, и ночью, однако в ответ на все вопросы Василий лишь восхваляет своего хозяина. Стойкость и смелость не позволяют герою сдаться и предать князя. Опричники с удивлением сообщают царю, что пленный не выдает ни одного имени, несмотря на то, что силы его на исходе.
Последние два абзаца написаны от имени самого Шибанова. Он просит у бога прощения для Курбского. Даже пытки, мучения и смерть не могут пошатнуть его верность господину. На пороге смерти Василий не думает о том, что может облегчить свои страдания и остаться в живых, для этого ему нужно лишь рассказать Грозному, кто способствовал побегу Курбского. Шибанов предпочитает оставаться верным князю.
Конспект
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.
Рис. 1. А. К. Толстой (Источник)
До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены.
Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией (Источник)
Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.
Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.
Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).
В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).
Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории. В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов (Источник)
Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.
Как в тереме живет православный Царь:
Православный Царь Иван Васильевич:
Он грозен, батюшка, и милостив,
Он за правду милует, за неправду вешает.
Уж настали годы злые на московский народ,
Как и стал православный Царь грозней прежняго.
Он за правду за неправду делал казни лютыя.
Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Кульминация
По приезде в Россию стремянной сразу отдает письмо Грозному. В своем послании Курбский пишет о жестокости и несправедливости царя, что настанет день — и ему воздастся за совершенные грехи. Именно так описывает слова Курбского (их краткое содержание) Толстой А. Н. Василий Шибанов стоит и ждет дальнейшей реакции Грозного, на его лице нет ни единого признака страха. А тот, услышав, кто именно написал это послание, от негодования протыкает палкой стременному ногу насквозь. Чем дальше Грозный читает письмо, тем серьезнее и темнее становится его взгляд. Из ноги Шибанова течет кровь, но он молчит и не показывает никаких эмоций. Закончив чтение послания, Грозный удивленно говорит, что стременной не только преданный слуга князя, но и верный друг. Царь говорит, что Курбский не ценит жизнь Василия, ведь именно он отправил его на мучительную смерть
Все подробности этого важного эпизода невозможно раскрыть только через краткое содержание. Василия Шибанова ожидает множество испытаний в дальнейшем, которые он с достоинством выдержит