Композиция стихотворения Есенина «Черный человек»
Ритм поэмы рваный, неравномерный. Есенин намеренно использует такой стихотворный размер, как дольники, когда интервалы между ударными слогами колеблются в диапазоне от нуля до двух слогов. Такой ритм подчеркивает душевный надрыв и метания лирического героя.
Примечательно, что Есенин использует драматическую композицию, поэтому произведение напоминает скорее пьесу, чем поэму.
Произведение настолько многогранно и неоднозначно, что литературное направление определить сложно. В нем прослеживаются элементы модернизма, мистического реализма, романтизма и экзистенциализма.
По форме поэма представляет собой диалог, который ведет лирический герой со зловещим незнакомцем. По мере развития действия читатель осознает, что автор ведет разговор с самим собой.
По смыслу поэму можно разделить на три части:
- Завязка. Читатель знакомится с Черным человеком и психологическим состоянием главного героя.
- Кульминация. Черный человек решительно наступает, не оставляя путей для отхода. Необратимость судьбы, безысходность, призыв о помощи чувствуются в закольцованной композиции. Вторая часть начинается с тех же строк, что и первая: «Друг мой, друг мой». Герой пытается бороться с Черным человеком, бросая в него трость и желая уничтожить.
- Развязка. Все утихло. Ночь постепенно растворяется, главный герой смотрит в зеркало и видит в отражении только себя. Он осознает, что самый строгий судья, представлявшийся ему «черным человеком» – это он сам.
Стихотворение Саши Черного, которое вытащит из депрессии любого человека
Стихотворение Саши Черного, которое вытащит из депрессии любого человека
Еще лет 10-20 назад у нас были газеты, журналы и телевидение. Они были подотчетны большим людям, и, казалось, что мы всегда будем слушать, читать и смотреть то, что нам будет предложено. То, на что большие люди взяли курс, куда нас всех ведут.
И каково же им теперь, когда интернет заслонил печатные издания и телевидение, позволил выбирать именно то, что интересно. Три года назад на Дзене авторы писали статьи о знаменитостях, о Бузовой и Пугачевой, но быстро поняли, что этим контентом люди сыты по самое горло. И смотреть надоело, и обсуждать. Приелось.
Зато публикации с редкими историческими кадрами, с постулатами китайских философов, восточной мудростью и забытыми стихами гениальных советских поэтов набирали огромное количество просмотров. Люди голосовали за них «лайками» и подписками.
Писать про Бузову стало пустым занятием, эти статьи никто не хотел читать. Но виртуально аплодировали тем, кого давно уже нет, тем, кто не может купить эфир или трафик — поэзии Филатова, Рубцова и Шпаликова, песням Бернеса, высказываниям Толстого и Белинского.
Человек выбирал, чего хочет его душа. И выбирал он довольно высокую культурную планку. А телевизионщики так и продолжают оправдывать свою бездарность: говорят, что снимают то, что смотрят. А смотрят это, потому что вкуса нет.
Вот только вкуса, воображения, фантазии и оригинального подхода нет у самих телевизионщиков.
Есть один нюанс: аудитория Дзен — это люди 40+, большинству — 50-60, а есть и старше. Люди думающие, дискутирующие.
Писатель Захар Прилепин как-то высказался в интервью, что поколение родившее и жившее в СССР — продвинутое в культурном и духовном плане. Цитирую:
Иосиф Бродский, когда его спрашивали о том, как научиться разбираться в литературе, советовал читать больше стихов. С книгой не сразу разберешь — нравится она тебе или нет, хорошая она или плохая. А со стихотворением все понимаешь моментально: трогает сердце или мимо. Топорщатся рифмы или ложатся, как бальзам на душу.
Поэту Серебряного Века — Саше Черному — очень сложно «прорваться» через контент наших дней. Но я хочу использовать свой канал, чтобы дать ему возможность звучать. Говорят, что Маяковский цитировал его строчки, заходя в общественный транспорт, потому что по-другому «свести» Сашу и народ не получалось: власти боялись острого пера поэта и запрещали изданиям с ним сотрудничать.
Стихотворение «Больному» Черный написал в 1910 году. Он переходит на «ты» с читателем, перечисляет все те маленькие радости жизни, которые скрывает черная туча апатии, уверяет, что не все радости еще прожиты, и что периоды депрессии случаются с каждым из нас. Это не повод опускать руки! А в самом конце стихотворение вспоминает два мудрых совета Царя Соломона.
Этот монолог лечит душу эффективней любых антидепрессантов и горячительных напитков.
«Больному» 1910 год
Диалог… с собой
Разговор с чёрным человеком в концовке поэмы не ладится, герой недоволен его правдой и разъярён, после чего хватает трость и бьёт гостя в «морду, в переносицу».
В последних строчках произведения герой оказывается перед разбитым зеркалом в цилиндре, в который был одет чёрный человек. То есть никакого гостя не было, человек в черном – это второе «я» Есенина, его чёрная сторона, которую он пытался убить в себе… .
Из поэмы явно видно, что последний год тяжело даётся поэту. Внешние и внутренние препятствия буквально мешают ему жить. Поэт не сдаётся, борется с ними, но один убитый страх рождает два других.
«Чёрный человек» — это реквием Есенина по самому себе и одна из последних попыток поэта освободиться от пут, которые не дают дышать полной грудью. Строки полные боли, страха и депрессии, но их надо читать, чтобы видеть Есенина в полном образе, без купюр и вырезок.
Анализ стиха С. Черного «Кто?»
Поэт Саша Черный писал много детских стихов. И спустя столетие читателей поражает яркость их образов, сочетание тонкой иронии и лирики, способность достучаться до ребячьей души. Автор учит малышей думать и оценивать, веселит и заставляет грустить.
Стихотворение «Кто?» входит в цикл «Зверушки». Основные образы произведения – знакомые, много раз виденные животные, помогающие поэту доступно объяснить ребятишкам сложные вещи.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- риторические восклицания – «Ну-ка, дети!», «Лев!», « храбрее всех … мышь!», «Что!», придающие изложению экспрессию и живость;
- вопросительные предложения – «Кто храбрее всех…?», «Лев?» – подталкивающие ребят к размышлению;
- эллипсис – «так и знал – (отвечают) в ответ все хором», формирующий оригинальную метрику стиха;
- сравнение – «ответ … хором» – подчеркивает трогательную совместность действий малышей;
- междометие «ха-ха…», иллюстрирующее не эмоцию, а скорее авторскую оценку, и полузнаменательную лексику – «ну-ка» – выражающую побуждение;
- многосоюзие – «ни лев, ни слон» – создает необходимые акценты на конкретных великанах мира фауны, символах мощи, и выделяет ряд животных-силачей в целом;
- аллитерацию – «… малыш – мышь», «не спеша поел … крошки», совокупность шипящих гласных – средство звукописи, которое словно передает мягкость нежно шерстки мышонка и хруст сухих крошек;
- обращение – «дети» – выделяет адресата произведения;
- вопросно-ответную форму изложения, дающую возможность описать дискуссию.
Перебои ритма несут смысловую нагрузку: помогают передать ироничную интонацию, настроение автора, создают особую мелодику стиха и выделяют ключевые слова.
Метафорический смысл названия произведения – поиск идеала: в самом начале стихотворения автор задает высокую планку и создает интригу, побуждая детей поразмыслить
В ходе рассуждения автор, разбирая ожидаемый ответ ребят, подводит их к важному выводу
Символический подтекст произведения – обманчивость внешнего вида, первичность внутренних качеств и вторичность внешних. Поэт сопоставляет не только размеры животных, но и характерные черты их поведения. Недоступная, быть может, детскому пониманию иносказательность позволяет противопоставить истинность и кажимость. Стихотворение пронизано искренней любовью к детям.
Саша ЧёрныйРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Обращение к другу
В этом стихотворении, как и ещё в нескольких есенинских работах, идёт обращение к неизвестному другу «Друг, мой», этими же строками поэма и начинается:
Что подразумевал Есенин под болезнью? Скорее всего, совокупность душевных и физических недомоганий. Не забываем, что алкоголь и депрессия не раз доводили поэта до психбольницы, побывал он в этом заведении и незадолго до смерти, когда предположительно, и шла финальная правка поэмы.
Последние годы жизни поэт критически оценивает свой путь – ему так и не удалось оторваться от деревни, а городским он не стал. Старые друзья ушли, новым нет доверия. Кое-кто стихи поэта любит, другой из-за них отворачивается. Слава призрачна, а смысл жизни потерян.
Нимб одиночества
Мало того что один, так никого и не ждёт. Нет, у Есенина даже в последний год жизни, не было недостатка в товарищах, особенно в кабаке, но это было не то, это было «достань, да выкинь». К прочему, в процессе работы над поэмой расстреливают Ганина, а последняя жена Есенина Толстая более друг, чем жена… .
В строках Есенин вспоминает и Дункан:
И несколько раз повторяется про бессонницу, которая приходит на фоне алкоголя и душевного разлада с самим собой. Главного героя поэмы, в котором угадывается сам Есенин, поэт не раз обзывает, то подлец, то вор… . Это показывает недовольство собой на фоне депрессивного состояния.Что доказывает, что главный герой и есть Есенин? Хотя бы эти строки:
Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.
Читать все стихи Саши Чёрного:
1909 (Родился карлик Новый Год…)Ins Grune (Набив закусками вощеную бумагу…)Kinderbalsam (Высоко над Гейдельбергом…)Аисты (В воде декламирует жаба…)Амур и Психея (Пришла блондинка-девушка в военный лазарет…)Анархист (Жил на свете анархист…)Апельсин (Вы сидели в манто на скале…)Ах, зачем нет Чехова на свете!Бал в женской гимназииБессмертие (Бессмертье? Вам, двуногие кроты…)Больному (Есть горячее солнце, наивные дети…)В Александровском саду (На скамейке в Александровском саду…)В башкирской деревне (За тяжелым гусем старшим…)В гостяхВ метро (В стеклянном ящике…)В немецкой МеккеВ облаках висит лунаВ ожидании ночного поезда (Светлый немец…)В операционной (В коридоре длинный хвост носилок…)В пути (Яркий цвет лесной гвоздики…)В редакции толстого журнала (Серьезных лиц густая волосатость…)В угловом бистро (I. Каменщики…)Весна на КрестовскомВешалка дураковВиленский ребус (О, Рахиль, твоя походка…)Воробей (Воробей мой, воробьишка!..)Все в штанах, скроённых одинаково… (Это не было сходство, допусти…)Всероссийское гореГородская сказка (Профиль тоньше камеи…)Городской романс (Над крышей гудят провода телефона…)Грубый грохот Северного моряДва желанияДва толка (Одни кричат: «Что форма? Пустяки!..)Диета (Каждый месяц к сроку надо…)До реакцииДурак (Под липой пение ос…)Европеец (В трамвае, набитом битком…)Если летом по бору кружитьЖалобы обывателя (Моя жена — наседка…)Желтый дом (Семья — ералаш, а знакомые — нытики…)Жестокий бог литературы!Жизнь (У двух проституток сидят гимназисты…)За чаем болтали в салонеЗдравствуй, Муза! Хочешь финик?Зеркало (Кто в трамвае, как акула…)Из Флоренции (В старинном городе, чужом и странно близком…)Интеллигент (Повернувшись спиной к обманувшей надежде…)ИскательКолыбельная (Мать уехала…)Крейцерова соната (Квартирант сидит на чемодане…)Критику (Когда поэт, описывая даму…)Культурная работа (Утро. Мутные стекла как бельма…)Кухня (Тихо тикают часы…)Лаборант и медичкиЛаментации (Хорошо при свете лампы…)Любовь (На перевернутый ящик…)Любовь должна быть счастливойЛюбовь не картошкаМандола (Лакированный, пузатый…)Мираж (С девчонками Тосей и Инной…)Мой роман (Кто любит прачку, кто любит маркизу…)Мухи (На дачной скрипучей веранде…)МясоНа вербе (Бородатые чуйки с голодными глазами…)На миг забыть — и вновь ты домаНа Невском ночью (Темно под арками Казанского собора…)На открытии выставки (Дамы в шляпках «кэк-уоках»…)На петербургской даче (Промокло небо и земля…)На поправке (Одолела слабость злая…)На пустыре (I. Футбол…)Наконец! (В городской суматохе…)Недержание (У поэта умерла жена…)Недоразумение (Она была поэтесса…)Нетерпеливому (Не ной… Толпа тебя, как сводня…)Новая цифра (1910…)Ночная песня пьяницы (Темно…)Обстановочка (Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом…)Окраина Петербурга (Время года неизвестно…)Опять (Опять опадают кусты и деревья…)Осень в горах (Как в бёклиновских картинах…)Отбой (За жирными коровами следуют тощие…)Отъезд петербуржца (Середина мая и деревья голы…)Пасхальный перезвон (Пан-пьян! Красные яички…)ПереутомлениеПесня о поле («Проклятые» вопросы…)Печаль и боль в моем сердцеПластика (Из палатки вышла дева…)Под сурдинку (Хочу отдохнуть от сатиры…)Потомки (Наши предки лезли в клети…)ПошлостьПредпраздничное (Перед витринами каша…)Прекрасный Иосиф (Томясь, я сидел в уголке…)Привал (У походной кухни лентой…)Пробуждение весны (Вчера мой кот взглянул на календарь…)Прокуроров было слишком много!Простые словаПустырь (Где газовый завод вздымал крутые трубы…)Рождение футуризма (Художник в парусиновых штанах…)Сестра (Сероглазая женщина с книжкой присела на койку…)СиропчикСловесностьСлужба сборов (Начальник Акцептации сердит…)Смех сквозь слезыСовершенно веселая песняСолнце (Всю зиму нормандская баба…)Споры (Каждый прав и каждый виноват…)Стилизованный оселТех, кто страдает гордо и угрюмоУ Сены (В переулок — к бурлящей Сене…)Уличная выставка (Трамваев острые трели…)Утешение (Жизнь бесцветна?..)Утром (Бодрый туман, мутный туман…)Чепуха (Трепов — мягче сатаны…)Честь (Когда раскроется игра…)ШтильЭкспромт (И мы когда-то, как Тиль-Тиль…)Этот юноша любезный
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
Текст
Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль.То ли ветер свиститНад пустым и безлюдным полем,То ль, как рощу в сентябрь,Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,Как крыльями птица.Ей на шее ногиМаячить больше невмочь.Черный человек,Черный, черный,Черный человекНа кровать ко мне садится,Черный человекСпать не дает мне всю ночь.
Черный человекВодит пальцем по мерзкой книгеИ, гнусавя надо мной,Как над усопшим монах,Читает мне жизньКакого-то прохвоста и забулдыги,Нагоняя на душу тоску и страх.Черный человекЧерный, черный…
«Слушай, слушай,-Бормочет он мне,-В книге много прекраснейшихМыслей и планов.Этот человекПроживал в странеСамых отвратительныхГромил и шарлатанов.
В декабре в той странеСнег до дьявола чист,И метели заводятВеселые прялки.Был человек тот авантюрист,Но самой высокойИ лучшей марки.
Был он изящен,К тому ж поэт,Хоть с небольшой,Но ухватистой силою,И какую-то женщину,Сорока с лишним лет,Называл скверной девочкойИ своею милою».
«Счастье,- говорил он,-Есть ловкость ума и рук.Все неловкие душиЗа несчастных всегда известны.Это ничего,Что много мукПриносят изломанныеИ лживые жесты.
В грозы, в бури,В житейскую стынь,При тяжелых утратахИ когда тебе грустно,Казаться улыбчивым и простым -Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек!Ты не смеешь этого!Ты ведь не на службеЖивешь водолазовой.Что мне до жизниСкандального поэта.Пожалуйста, другимЧитай и рассказывай».
Черный человекГлядит на меня в упор.И глаза покрываютсяГолубой блевотой.Словно хочет сказать мне,Что я жулик и вор,Так бесстыдно и наглоОбокравший кого-то.
Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль.То ли ветер свиститНад пустым и безлюдным полем,То ль, как рощу в сентябрь,Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная…Тих покой перекрестка.Я один у окошка,Ни гостя, ни друга не жду.Вся равнина покрытаСыпучей и мягкой известкой,И деревья, как всадники,Съехались в нашем саду.
Где-то плачетНочная зловещая птица.Деревянные всадникиСеют копытливый стук.Вот опять этот черныйНа кресло мое садится,Приподняв свой цилиндрИ откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай!-Хрипит он, смотря мне в лицо,Сам все ближеИ ближе клонится.-Я не видел, чтоб кто-нибудьИз подлецовТак ненужно и глупоСтрадал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!Ведь нынче луна.Что же нужно ещеНапоенному дремой мирику?Может, с толстыми ляжкамиТайно придет «она»,И ты будешь читатьСвою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!Забавный народ.В них всегда нахожу яИсторию, сердцу знакомую,Как прыщавой курсисткеДлинноволосый уродГоворит о мирах,Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,В одном селе,Может, в Калуге,А может, в Рязани,Жил мальчикВ простой крестьянской семье,Желтоволосый,С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,К тому ж поэт,Хоть с небольшой,Но ухватистой силою,И какую-то женщину,Сорока с лишним лет,Называл скверной девочкойИ своею милою».
«Черный человек!Ты прескверный гость!Это слава давноПро тебя разносится».Я взбешен, разъярен,И летит моя тростьПрямо к морде его,В переносицу…
…Месяц умер,Синеет в окошко рассвет.Ах ты, ночь!Что ты, ночь, наковеркала?Я в цилиндре стою.Никого со мной нет.Я один…И — разбитое зеркало…
1925 год
Анализ стихотворения Есенина «Черный человек» 3 вариант
Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.
Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.
Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».
Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта. Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», – сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.
Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.
Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.
Средства выразительности в стихотворении Есенина «Черный человек»
В поэме «Черный человек» Есенин использует множество стилистических троп, чтобы передать свое настроение и основную идею:
- эпитеты: «зловещая птица», «изломанные и лживые жесты», «деревянные всадники», «мерзкая книга», «веселые прялки», «неловкие души», «зловещая птица»;
- метафоры: «осыпает мозги алкоголь», «на шее ноги маячить… невмочь» ;
- олицетворение: «деревянные всадники», «что ты, ночь, наковеркала?»;
- сравнения: «голова моя машет ушами, как крыльями птица»;
- жаргонизмы: «жулик», «морда», «прохвост»;
- повторы: «черный человек, черный человек», «друг мой, друг мой», «я очень и очень болен», «слушай, слушай»;
- ассонанс: повторяющиеся согласные звуки , , , : «Слушай, слушай, – в книге много прекраснейших мыслей и планов» напоминают шепот таинственного незнакомца.
Синтаксические средства выразительности: вопросительные и восклицательные предложения, тире, многоточия подчеркивают эмоциональное состояние автора.