Краткое содержание стихотворения
Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.
Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.
И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.
Анализ стихотворения «Друзьям» Блока
В стихотворении «Друзьям» Александра Александровича Блока уже в самом названии чувствуется горькая ирония.
Стихотворение написано летом 1908 года. Его автору в эту пору исполнилось 28 лет, он автор нескольких сборников стихов, женат – впрочем, семейная жизнь его довольна запутана. Он также пишет пьесу и уже выступил с первой публичной лекцией о народном театре. По жанру – послание, философская лирика, по размеру – трехсложник со сложной рифмовкой, где можно различить перекрестную и холостую, 8 строф. Лирический герой – сам автор. Интонация язвительная, исповедальная. С юности общение его скорее опустошало, чем обогащало. Тем более это касалось дружбы между литераторами. Достаточно вспомнить, во что вылилась дружба с А. Белым, который едва не разрушил брак поэта. Наконец, сам А. Блок честно признает, что и на него не стоит полагаться. В 1 же строфе – перечислительная градация эпитетов: враждебны, глухи, чужды, завистливы. Да есть ли она – преображающая сила искусства? Даже собственный дом у всех пропитан ядом лжи, лицемерия, равнодушия, злорадства. «Негде главу преклонить»: библейская цитата. Счастья уже никто не ищет, да и в чем оно – уже непонятно. «От смеху сходим с ума»: все осмеяно, даже самое святое. Смех стал проклятием. Отупевшие от пьянства, «смотрим, как рушатся наши дома»: уже все равно, не жалко. И вот эти-то несчастные предатели и безумцы, скончавшиеся порой под забором в крапиве, войдут в учебники. По косточкам разложат биографии, растолкуют чуть ли не побуквенно все их произведения, наведут лоск. И все же – как и у всех людей, было в этой жизни и у них место празднику ума и сердца. Зачем паразитировать на этом?.. Впрочем, есть в такой фразе некоторое кокетство. Ведь тем же путем прошли и деятели искусств прошлого. Поэт хотел бы быть правильно понятым, но кто не хотел бы того же? В конце он хочет зарыться в родном «бурьяне», то бишь, в той же крапиве, а не, к примеру, в цветах. Ему кажется безнадежной и заведомо спекулятивной попытка объяснить творчество и судьбу по учебникам. И пресловутая «слава» в веках, его, похоже, ничуть не манит. Он называет свои книги «проклятыми» и отрекается от них: я вас не писал никогда. Экспрессия стихотворения к финалу возрастает, ее выдают восклицания. Обращение в повелительном наклонении: молчите. Схожая конструкция двух первых строк: зарыться бы, забыться бы. Дважды повторяется слово «проклятый». Эпитеты: ни в чем не повинных ребят, далеких сынов, печальная доля.
А. Блок в произведении «Друзьям» кардинально переосмысливает тему дружбы и предназначения поэзии.
Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Анализ стихотворения Андрея Белого «На улице»
Конец XIX – начало XX века в истории ассоциируется с бурным развитием промышленности. Повсюду открываются заводы, фабрики, которые обеспечивают экономику новыми товарами, а людей – рабочими местами и заработком. Однако не всё, что связано с производством, можно считать только благоприятным и безопасным. Часто вместе с расширением индустрии приходило и разрастание городов, ухудшение экологической обстановки на окрестных территориях.
Такие негативные последствия развития промышленности были заметны не только специалистам по охране природы
Многие деятели культуры – композиторы, писатели и художники, обращали внимание на то, что индустриализация несёт не только добро. Одним из таких неравнодушных дальновидных людей был Андрей Белый. В своём стихотворении «На улице», написанном в 1904 году, он выразил тревоги, связанные с разрастанием фабрик и заводов в стране
В своём стихотворении «На улице», написанном в 1904 году, он выразил тревоги, связанные с разрастанием фабрик и заводов в стране.
В этом произведении автор выступает в качестве лирического героя. Он рассказывает о своей жизни в городе, которая напоминает скорее бесконечную погоню среди препятствий и опасностей, нежели спокойное существование в комфортных условиях. Первая же строка бросает читателя в самую гущу событий: герой мчится по улицам, окунаясь то в серые, то в жёлтые облака, испускаемые бессчётными трубами автомобилей и заводов.
Атмосфера в произведении пугающая. Для описания города поэт использует ядовитые краски – жёлтый, ярко-оранжевый (в эпитетах «огневой горизонт», «раскалённые зевы»), серый и чёрный. Повсюду клубятся ядовитые испарения. Страшная картина дополняется ужасающими звуками. Их автор описывает в таких эпитетах, как «грохочущий рокот», «пронзительный хохот». Всё это заставляет протагониста, да и читателя, стремиться спрятаться, защититься от агрессивной стихии хотя бы с помощью зонта.
Автор упоминает, что он «отдал все напевы». Думается, речь идёт о том, что некоторое время до описываемых событий, поэт, как и многие другие, с энтузиазмом приветствовал, воспевал промышленную революцию, которая обещала значительно улучшить жизнь обычных людей. Но нововведения оказались противоречивы. Заводы и фабрики стали выбрасывать в воздух токсичный пар, который поэт наделяет эпитетом «сухие столбы холодной отравленной пыли». Новый транспорт оказался травмоопасен. Потому-то герой в отчаянии пытается спрятаться. Поэт применяет здесь анафору
Прижался к железной решётке –
Прижался…
Кажется, будто автор в поисках защиты готов приникнуть к стволу могучей берёзы, но вместо душистого дерева он находит лишь безжизненный металл. Подобное противопоставление встречается снова – «клёны в чугунные жерди багряными листьями бьют». Чувствуется, что поэт хотел бы вернуться в прошлое, когда эти металлические леса ещё не выросли на его родной земле, но поздно. С помощью градации «Сгибаются, пляшут, закрыли…» он показывает, что назад пути уже нет.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Александр Блок — Друг другу мы тайно враждебны ( Друзьям )
Друг другу мы тайно враждебны,Завистливы, глухи, чужды,А как бы и жить и работать, № 4 Не зная извечной вражды!
Что делать! Ведь каждый старалсяСвой собственный дом отравить,Все стены пропитаны ядом, № 8 И негде главы приклонить!
Что делать! Изверившись в счастье,От смеху мы сходим с умаИ, пьяные, с улицы смотрим, № 12 Как рушатся наши дома!
Предатели в жизни и дружбе,Пустых расточители слов,Что делать! Мы путь расчищаем № 16 Для наших далеких сынов!
Когда под забором в крапивеНесчастные кости сгниют,Какой-нибудь поздний историк № 20 Напишет внушительный труд.
Вот только замучит, проклятый,Ни в чем не повинных ребятГодами рожденья и смерти № 24 И ворохом скверных цитат.
Печальная доля — так сложно,Так трудно и празднично жить,И стать достояньем доцента, № 28 И критиков новых плодить.
Зарыться бы в свежем бурьяне,Забыться бы сном навсегда!Молчите, проклятые книги! № 32 Я вас не писал никогда!
Drug drugu my tayno vrazhdebny,Zavistlivy, glukhi, chuzhdy,A kak by i zhit i rabotat,Ne znaya izvechnoy vrazhdy!
Chto delat! Ved kazhdy staralsyaSvoy sobstvenny dom otravit,Vse steny propitany yadom,I negde glavy priklonit!
Chto delat! Izverivshis v schastye,Ot smekhu my skhodim s umaI, pyanye, s ulitsy smotrim,Kak rushatsya nashi doma!
Predateli v zhizni i druzhbe,Pustykh rastochiteli slov,Chto delat! My put raschishchayemDlya nashikh dalekikh synov!
Kogda pod zaborom v krapiveNeschastnye kosti sgniyut,Kakoy-nibud pozdny istorikNapishet vnushitelny trud.
Vot tolko zamuchit, proklyaty,Ni v chem ne povinnykh rebyatGodami rozhdenya i smertiI vorokhom skvernykh tsitat.
Pechalnaya dolya — tak slozhno,Tak trudno i prazdnichno zhit,I stat dostoyanyem dotsenta,I kritikov novykh plodit.
Zarytsya by v svezhem buryane,Zabytsya by snom navsegda!Molchite, proklyatye knigi!Ya vas ne pisal nikogda!
Lheu lheue vs nfqyj dhf;lt,ys,Pfdbcnkbds, uke[b, xe;ls,F rfr ,s b ;bnm b hf,jnfnm,Yt pyfz bpdtxyjq dhf;ls!
Xnj ltkfnm! Dtlm rf;lsq cnfhfkczCdjq cj,cndtyysq ljv jnhfdbnm,Dct cntys ghjgbnfys zljv,B ytult ukfds ghbrkjybnm!
Xnj ltkfnm! Bpdthbdibcm d cxfcnmt,Jn cvt[e vs c[jlbv c evfB, gmzyst, c ekbws cvjnhbv,Rfr heifncz yfib ljvf!
Ghtlfntkb d ;bpyb b lhe;,t,Gecns[ hfcnjxbntkb ckjd,Xnj ltkfnm! Vs genm hfcxboftvLkz yfib[ lfktrb[ csyjd!
Rjulf gjl pf,jhjv d rhfgbdtYtcxfcnyst rjcnb cuyb/n,Rfrjq-yb,elm gjplybq bcnjhbrYfgbitn dyeibntkmysq nhel///
Djn njkmrj pfvexbn, ghjrkznsq,Yb d xtv yt gjdbyys[ ht,znUjlfvb hj;ltymz b cvthnbB djhj[jv crdthys[ wbnfn///
Gtxfkmyfz ljkz — nfr ckj;yj,Nfr nhelyj b ghfplybxyj ;bnm,B cnfnm ljcnjzymtv ljwtynf,B rhbnbrjd yjds[ gkjlbnm///
Pfhsnmcz ,s d cdt;tv ,ehmzyt,Pf,snmcz ,s cyjv yfdctulf!Vjkxbnt, ghjrkznst rybub!Z dfc yt gbcfk ybrjulf!
Средства художественной выразительности
Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.
Эпитеты
Писатель использует такие эпитеты:
-
«рдяный восход»;
-
«холодеющий шелест»;
-
«голодающий»;
-
«бедный народ»;
-
«суровый свинцовый край»;
-
«холодное поле»;
-
«безысходные возгласы»;
-
«роковая страна, ледяная».
Метафоры
-
«шелест поляны»;
-
«край посылает»;
-
«стаи несытых смертей»;
-
«ветер доносит»»;
-
«над откосами косят людей».
Сравнения
В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:
-
«как и все умирают»;
-
«те же росы, откосы, туманы»;
-
«те же взгласы»;
-
«те же стаи».
История создания
В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.
Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».
В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.
Краткий анализ
История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.
Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.
Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – трехстопный анапест.
Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.
Эмоциональная сфера и идеи произведения
Стансы поэмы «Один» Андрея Белого пронизаны сильными эмоциями и передают читателю глубокую волнующую атмосферу. Через поэтическое слово автор выражает свои мысли и чувства, создавая многослойный образный мир.
В произведении отчетливо ощущается авторская тревога и тоска по поводу существования и смысла жизни. Он стремится разобраться в собственных эмоциях и мыслях, а также попытаться уразуметь мир и природу человека.
Основной идеей произведения является поиск истины и пути к осознанию себя и смысла жизни. Автор задает ряд философских вопросов, касающихся бессмертия души, преодоления человеческой судьбы и ищет ответы внутри себя.
Мотив мистики
Одним из главных мотивов произведения является мистическая тематика. Автор прибегает к символам и образам, чтобы выразить свои мысли о более высоком бытии. В стихотворении присутствуют множество аллюзий на религиозные и мифологические темы, что добавляет произведению загадочности и таинственности.
Мистический мотив помогает автору выразить свою веру в силу духовного мира и нахождение гармонии с ним.
Мотив одиночества
Один из главных мотивов произведения — одиночество. Поэт через своих героев рассуждает о смысле и ценности одиночества, о его способности пробудить мысли и эмоции, но также и о его тяжести и трудностях. Одиночество в произведении Андрея Белого — это не просто состояние физической уединенности, но и путешествие внутрь себя, в мир своих мыслей и эмоций.
Анализируя эмоциональную сферу и идеи произведения «Один» Андрея Белого, становится понятно, что автор стремится разобраться в себе и найти свое место в мире, выразив это через сложный сеть символов, образов и философских размышлений.
Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»
Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые изменят устоявшийся веками российский уклад. Принимал ли сам Блок революционные перемены? Думаю, он относился к ним скорее положительно, ибо видел в революции справедливое возмущение угнетенных. В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, — портрет богатых людей. Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям – презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине?! Но презрение лирического героя вызывает не только это – он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью: Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы. Метафора «мяли белые цветы», мне кажется, обозначает, что эти люди «пачкали» свою душу той жизнью, которой они жили. Больше того, они «пачкали» саму жизнь своим низким и бездуховным существованием. Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов – их основной характеристикой стала скука
Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз. Времяпрепровождение таких людей – это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух»
Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие – «свет электрический потух». Эта реальная деталь быта — в те год действительно были частые перебои с электричеством – перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец. «Сытые» пытаются как-то исправить положение – приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает. Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать — они уже давно перестали быть людьми: К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги. С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» — они почувствовали опасность, «зашевелились». Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» — их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев. Сравнение героев стихотворения со свиньями говорит само за себя. Оно очень эмоционально и откровенно выражает отношение Блока к тем, кого он описывает: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» — не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них: И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны – поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна — не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. В этих последних строках выразился гуманизм Блока, его четкая позиция, которая коренным образом, как мы знаем, отличалась от позиции тех, кто пришел к власти. Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры – «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой …свет потух», «шипят пергаментные речи» и т.д. А также здесь присутствуют и эпитеты – «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех». В плане синтаксиса в стихотворении можно отметить наличие восклицательных предложений, выражающих эмоции лирического героя. Таким образом, стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия.
Жанр, направление и композиция
Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.
В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?
В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.
Жанр произведения – гражданская лирика с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика
Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.
Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.
Мысли о будущем
В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению
Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны
Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.
Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков
… родине. Итак, момент написания «Слова о полку Игореве» можно считать рождением темы родины в русской литературе. Начиная с XII века, … было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», они становятся для …
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка
… дамами Краткий анализ стихотворения “Незнакомка” Блок Структуру сюжета стихотворения Блока о любви «Незнакомка» специалисты традиционно разделяют … которых немыслима жизнь человека. Отрывок стихотворения «Незнакомка» По вечерам над ресторанами Горячий …
Особенности композиции стихотворения А. Блока Незнакомка
… одну, так как она – как луч света во всей этой грязи. Сочинение «Особенности композиции стихотворения А. Блока Незнакомка» Стихотворение “Незнакомка” явилось важным этапом в формирующейся системе образов Блока-символиста. До этого звучали в …
Тема Родины в творчестве Блока (в лирике, поэзии) 11 класс
… любимой и родной стране. Сочинение Родина в лирике Блока Кто из людей не думал на тему Родины, что это … Тема родины также широко отражена в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907-1916), центральной темой …
Тема Родины в лирике Блока –
… Родину Россию матушку. Образ Родины у Блока – короткие сочинения , Вариант 1 Для А. А. Блока характерно обращение к … Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк. Жанр – гражданская лирика. Стихотворный размер – …
О творчестве Андрея Белого
Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских символистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как прозаик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны лирической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построенных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпретацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочногротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стремлении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:
Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Веселье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru
Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)
Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Некрасова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихотворения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на философскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.
На этой странице материал по темам:
- андрей белый жизнь и творческий путь
- тест по творчеству андрея белого
- кратко о творчество белого кратко
- особенности творчества белого
- эрнест белый поэт
Образ Родины
Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму. Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение. Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.
Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.
Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.
Тема
В центре сюжета — унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.
Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания — последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.
Блок, «Незнакомка» и романтика Серебряного века
Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве « молочно-синий » туман, который дает надежду на счастливый исход.
Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.
Композиция
Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.
Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.
При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. « Мертвенно-свинцовое небо », удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.
Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.
Анализ стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Ночь, улица, фонарь аптека», «Поэты», «Друзьям» Блока
У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в окружающих.
Кольцевая композиция стихотворения «Ночь, улица, фонарь аптека» подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего человечества в целом. Это стихотворение называют самым пессимистическим в мировой литературе. Стихотворение Блока – выражение боли, иногда – скепсиса, трагедии, но отождествлять мир героя с самим поэтом нельзя, т.к. у Блока всегда была вера в любовь, в Россию, таким образом, лирический герой выражает лишь одну грань мировоззрения поэта.
Поэты в одноименном стихотворении Блока противопоставлены обывателям. Новаторство в том, что мир поэтов изображен дисгармонично. Автор пишет, что поэты посвящают свою жизнь вину и усердной работе, они считают себя выше и лучше, чем есть («надменная улыбка»), но, несмотря на несовершенный мир поэтов («квартал вырос на почве болотной и зыбкой»), их мир оказывается выше и лучше, чем мир обывателей. Так как поэтам дана возможность творить:
Пусть жизнь меня в землю втоптала, — Я верю: то бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала!
В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедальные ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. И единственное, что остается, вера в то, что он «расчищает путь для наших далеких сынов».
2159