Размер и рифмовка
Замедленный шестистопный ямб ритмически воспроизводит ощущение мучительности, вымученности стихотворной речи.
Рифмовка aBaB BaBa CdCd EE лишь иммитирует некую «классичность» сонета, но на самом деле не является одной из классических сонетных форм, хотя наполнение строф 4-4-4-2 восходит к британской (так называемой «шекспировской») сонетной форме. В этом варианте сонета основная мысль заключена в последних двух строках, так называемом «сонетном замке».
-
«Среди миров», анализ произведения Анненского
-
«Старые эстонки», анализ стихотворения Анненского
-
Анненский Иннокентий, биография и краткий анализ творчества
-
«Стальная цикада», анализ стихотворения Анненского
-
«Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского
-
«Старая шарманка», анализ стихотворения Анненского
-
«Снег», анализ стихотворения Анненского
По писателю: Анненский Иннокентий Фёдорович
Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»
В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник «Кипарисовый ларец». Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали. В-третьих, у христиан это дерево символизировало вечную жизнь и выносливость.
Сборник включает в себя три части: «Трилистники», «Складни» и «Разметанные листы». Первый раздел состоит из нескольких мини-циклов. Каждый из них имеет подзаголовок.
«Мучительный сонет» входит в мини-цикл «Трилистник призрачный» вместе с произведениями «Nox vitae» и «Квадратные окошки». Ключевой мотив стихотворения – мотив двоемирия, то есть несоответствия мира реального и мира, предстающего перед лирическим героем в его мечтах
Внимание к разработке этой темы сближает Анненского с писателями-романтиками. В «Мучительном сонете» поначалу неясно описываемое время года
В первых строках речь идет о пчелином гудении, комарах, что присуще лету. Во втором катрене упоминается «талый снег под желтизной огня» – возможный признак ранней весны. Противоречие? Отнюдь. Начало стихотворения – реальность, в которой существует лирический герой. Затем следует описание желаемого мира. Получается, Анненский переносит читателей из реальности в подсознание лирического героя. И здесь возникает конфликт. «Тревожная пустота оконченного дня», сердце, пережившее обманы, – не то, что хочется видеть и чувствовать. В своих мечтах лирический герой представляет любимую женщину рядом, уютный дом. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, сильнее всего его мучает неспособность реализоваться в контексте общечеловеческих ценностей (любовь, творчество). Об этом метафорически говорится в двух последних строках:
О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
Творчество Анненского оказало огромное влияния на литературные течения, возникшие в России после символизма. В наибольшей степени – на футуризм и акмеизм. Отголоски его поэзии слышатся в стихотворениях Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Георгия Иванова и многих других.
- «Второй мучительный сонет (Не мастер Тира иль Багдата…)»;
- «Второй мучительный сонет (Вихри мутного ненастья…)»;
- «Третий мучительный сонет».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Сонеты ✑
Сонеты
Анненский: мытарь или фарисей?
Стихотворение условно делится на две части. Иннокентий Анненский, сравнивая себя с фарисеем, откровенно говорит: Я не умею молиться». Анненский ощущает себя страдальцем, осознает все несовершенства жизни. Но, несмотря на все беды, он не пытается отыскать спасения в молитве. В церкви он становится рядом с тем, кто не способен к искреннему молитвенному покаянию.
Мытарь и Фарисей. Гюстав Доре
Последние же строки меняют весь настрой стихотворения. Оказывается, глубоко в душе героя живут метания. Он, как мытарь, понимает, что грешен, сомневается в своем безверии. Его тоска — это тоска по Богу. Здесь у героя Анненского видна расколотость сознания, страдания, возникает образ кающегося человека. В нем проступают черты того, кто, осознавая свои ошибки, все-таки хочет обратиться к Богу за помощью.
Одновременно с этим в стихотворении проявлена религиозная раздвоенность эпохи. С одной стороны — стремление к истинной религиозности, к спасению, а с другой — элемент недоверия к Церкви. Новое понимание церковности, молитвы, свойственное многим современникам Анненского, собирает воедино фарисеев, в кругу которых оказывается поэт. Он не может найти себя в церкви. И он, как мытарь, ищет подлинного покаяния.
Композиция
Стихотворение «Снег» состоит из 5 катренов. Композиционно его можно разделить на две части.
Первая часть – это первые два четверостишия, в которых автор пишет о неприятных для него нюансах зимы. Следует отметить, что Иннокентий Фёдорович провёл параллель между временем года «зима» и «зимним» возрастом человека
То есть, строки «от нее даже дыму не уйти в облака…» можно расшифровать, как неизбежность старости и всех изменений, связанных с возрастом.
Вторая композиционная часть – это последующие 3 строфы, в которых автор, напротив, концентрирует всё своё и наше внимание на прекрасной детали – снеге.
Также можно отделить от второй части крайнюю строфу, обосновав это тем, что, по содержанию и настроению, она выделяется как из второй части, так и из стихотворения в целом. Третье четверостишие – это мысли о том, что весна уже не наступит. «На томительной грани всесожженья весны» — это размышление, предчувствие приближения ухода.
Опять же, проводя параллель и сопоставляя данное стихотворение с жизнью поэта, можно назвать его прощанием с жизнью, друзьями, творчеством.
- Первая часть стихотворения – это описания тягот прогрессирующего недуга автора.
- Вторую часть можно назвать поиском чего-то хорошего в сложившихся обстоятельствах, или же вторая часть – это тёплые воспоминания о прожитой жизни.
- Третья часть – это смирение.
Средства выразительности
Чтобы точнее описать картину прошлого, а особенно – создать эмоционально насыщенную атмосферу, Тютчев использует разнообразные тропы:
- Эпитеты – “золотое время”, “милый край”, “мшистый гранит”.
- Метафоры – “сердцу милый край”, “день догорал”, “тень жизни быстротечной”.
- Олицетворение – “шумел Дунай”, “руина глядит”, “солнце медлило, прощаясь”, “ветер играл”.
Все они позитивно окрашены и, кажется, наполняют произведение теми теплыми чувствами, которые испытывал поэт при его создании. В итоге стихотворение вышло столь же прекрасным, как и вдохновившая его муза.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Сияла ночь луной» анализ стихотворения Фета по плану кратко – история создания, лирический герой, жанр, композиция
Следующая
Анализ стихотворений«Шестое чувство» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – жанр, смысл, идея
Тропы и образы
Образный строй «Мучительного сонета» (начиная прямо с названия) создаёт перекличка эпитетов.
В экспозиции (в первой строфе) мы видим весь летний день (вероятно на даче), прожитый до сумерек под пчелиное гудение и догорающий под ноющий звон комара. В последнем стихе первой строфы – сразу два эпитета: подводя итог этому летнему дню расслабленности и покоя, лирический герой, разочарованный, нервный и вовсе не отдохнувший, говорит о тревожной пустоте оконченного дня.
Парадоксальным образом все его желания устремляются туда, где большинство горожан в этом северном краю всю зиму (и особенно в конце её, когда снег начинает таять) мечтают именно о лете, об отдыхе на природе, о пчёлах, комарах и т.п. – но, как говорится, кому что нужно… «Мне нужен…» – этими словами начинается вторая строфа. Что же именно? Талый снег, потное стекло и (это уже в третьей строфе) дымных туч (про дымные тучи сказано дважды) с померкшей высоты, полузакрытых глаз и музыки мечты, ещё не знавшей слова.
На этом перекличка эпитетов прекращается, нет ни одного эпитета в последней (короткой двустишной) ключевой строфе, зато она содержит (впрочем далеко не новую) метафору огня:
Это тоже «из чужих досок» (первое, что, конечно, вспоминается – это финальная строфа стихотворения А. Фета «А.Л. Бржеской») – что же обеспечивает кораблю «свою стать»? Об этом глубоко судил Вячеслав Иванов: «И.Ф. Анненский-лирик … берёт исходною точкой в процессе своего творчества нечто физически или психологически конкретное и, не определяя его непосредственно, часто даже вовсе не называя, изображает ряд ассоциаций, имеющих с ним такую связь, обнаружение которой помогает многосторонне и ярко осознать душевный смысл явления, ставшего для поэта переживанием, и иногда впервые назвать его — прежде обычным и пустым, ныне же столь многозначительным его именем». Так, вялость, мучительная неопределённость жизни и отношений лирического героя ассоциируется с тревожной пустотой бесцельно прожитого дня летнего якобы отдыха. Отчего же пустота? Всё просто и даже прозаично: там, где-то в недавнем зимнем (или раннем весеннем) прошлом, герой не был одинок. Образ его возлюбленной (во второй строфе) тоже дан ассоциативно, одной деталью: прядь волос, которая развившись, трепетала.
Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»
В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.
Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.
Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Кипарисовый ларец ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Анненский И.Ф. — стихи про осень.
Сентябрь
Иннокентий Анненский
Раззолочённые, но чахлые сады С соблазном пурпура на медленных недугах, И солнца поздний пыл в его коротких дугах, Невластный вылиться в душистые плоды.
И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья.
Но сердцу чудится лишь красота утрат, Лишь упоение в завороженной силе; И тех, которые уж лотоса вкусили, Волнует вкрадчивый осенний аромат.
* По автографу под загл. «Осень». И тех, которые уж лотоса вкусили — по верованиям древних греков, цветок лотоса заставлял забыть о прошлом и даровал блаженство.
Осень (Не било четырех.
Иннокентий Анненский
Не било четырех. Но бледное светило Едва лишь купола над нами золотило,
И, в выцветшей степи туманная река, Так плавно двигались над нами облака,
И столько мягкости таило их движенье, Забывших яд измен и муку расторженья,
Что сердцу музыки хотелось для него. Но снег лежал в горах, и было так мертво,
И оборвали в ночь свистевшие буруны Меж небом и землей протянутые струны.
А к утру кто-то нам, развеяв молча сны, Напомнил шепотом, что мы осуждены.
Гряда не двигалась и точно застывала, Ночь надвигалась ощущением провала.
История создания
Любимым временем года поэта была зима. Автор часто своими произведениями признавался ей в любви. Зима 1909 года стала последней в жизни поэта. Иннокентий Фёдорович обычно не датировал свои произведения. Поэтому точного числа написания стихотворения мы не знаем, но, однозначно, это была зима (декабрь) 1909 года. Стихотворение «Снег» резко отличается от предыдущих «зимних» стихов автора, что связано, скорее всего, с его предчувствием о приближающимся уходе из жизни.
Это произведение Иннокентий Анненский написал в пяти разных вариантах, и, выбрав одно, по мнению автора, самое лучшее, отложил его в отдельную папку. «Лучший» вариант и вошёл в книгу поэта «Кипарисовый ларец», в раздел «Трилистник ледяной», которую уже после его смерти опубликовал сын автора — Валентин Кривич.
Писать стихи поэт начал ещё в детстве, но первую книгу издал только в 1904 году, когда ему было 49 лет. И. Ф. Анненский оказал благоприятное влияние на многих русских поэтов, среди которых Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова.
Размер и рифмовка
Размер стихотворения – двустопный анапест – обеспечивает коротким строкам напевность ритма и в то же время разговорность интонации. Рифмовка всех пяти строф перекрёстная, что придаёт стихотворной речи ровную монотонность. Чередование женских и мужских рифм тоже традиционно.
- «Среди миров», анализ произведения Анненского
- «Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского
- «Старые эстонки», анализ стихотворения Анненского
- Анненский Иннокентий, биография и краткий анализ творчества
- «Мучительный сонет», анализ стихотворения Анненского
- «Старая шарманка», анализ стихотворения Анненского
- «Стальная цикада», анализ стихотворения Анненского
По писателю: Анненский Иннокентий Фёдорович
Анализ стихотворения «Среди миров» Анненского 2 вариант
Стихотворение «Среди миров» было написано Иннокентием Анненским в 1909 году, незадолго до смерти. При жизни поэта произведение не публиковалось и вышло в свет только в 1910 году в составе сборника «Кипарисовый ларец», выпущенного сыном Анненского.
Идейное содержание стихотворения
Рассматривать это стихотворение нужно через призму всей поэзии автора, для которой характерна глубокая рефлексивность и декадентские мотивы. Пессимистичность просвечивает и в стихотворении «Среди миров». Она выражается такими словами: «томлюсь», «сомненье тяжело», «не надо света». Последняя фраза наиболее полно характеризует лирическое наследие Анненского в свете идеи потери Бога.
В этом плане символично название самого сборника «Кипарисовый ларец», в составе которого вышло стихотворение «Среди миров». Кипарис в символистической традиции понимался как дерево скорби. Лирический герой поэзии Анненского не верит в возможность благополучия человека. Эта тема проявляется в основных мотивах поэзии автора: тоски, смерти, одиночества, раздвоенности мира. Даже любви не по силам внести гармонию в человеческое существование, ибо лирический герой Анненского признает только возвышенное чувство, а оно невозможно в реалиях жизни. Именно такую возвышенную, одухотворенную любовь Анненский возводит в область «миров» и «светил». Это безупречное чувство он именует Звездой. Значимость образа подчеркивается строчным написанием первой буквы («Звезды», «Ее», «с Ней» и т.д). Вообще все главные мотивы лирики Иннокентия Анненского выделялись строчным употреблением первых букв. Достаточно вспомнить написание слов «Тоска» или «Совесть» в стихотворениях «Тоска возврата», «К портрету Достоевского».
Звезда, о которой пишет Анненский, становится для лирического героя последним пристанищем во множестве миров. Свет необязательно должен пониматься как энергия, делающая окружающий мир видимым. Свет может быть и светом истины, высших знаний, ответов на вопросы. на такое толкование слова указывает и фраза «сомненье тяжело». При этом автор признается, что высшая любовь не даст ответов на его сомнение («Не потому что от нее светло»), но она способна подарить поэту и его герою наиболее гармоничное для них состояние, когда «не надо света».
Средства художественной выразительности
Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.
Отрицательный синтаксический параллелизм («не потому … а потому») связывает воедино две строфы стихотворения.
Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.
В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная («среди миров»), лампады — «мерцание светил», молитва — обращение к Звезде («одно Звезды я повторяю имя»). Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.
Заключение
О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в его стихах так много недосказанности и иносказаний.
Романс «Среди миров», Суханов стихи Анненского
Watch this video on YouTube
Романс “Среди миров”, Суханов стихи Анненского
Тема, жанр и литературное направление
Сентябрь Стихотворение Иннокентия Анненского
Раззолочённые, но чахлые сады С соблазном пурпура на медленных недугах, И солнца поздний пыл в его коротких дугах, Невластный вылиться в душистые плоды. И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья. Но сердцу чудится лишь красота утрат, Лишь упоение в завороженной силе; И тех, которые уж лотоса вкусили, Волнует вкрадчивый осенний аромат. * По автографу под загл. «Осень». И тех, которые уж лотоса вкусили
— по верованиям древних греков, цветок лотоса заставлял забыть о прошлом и даровал блаженство.
Среди миров
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя
Иннокентий Анненский
Там, где он родился, все состоит из света. Это оказывается неожиданно сложно объяснить. Каково это? Обыкновенно. Можно состоять из плоти и крови, можно — из чистых стихий, можно — из стихов и песен. Можно — из света.
Она смеется. Потребовалось пять с лишним лет, чтобы услышать этот смех. Он не переливается, не звучит нежным серебряным колокольчиком. Она смеется низко, чуть хрипло, как-то колюче, но ради того, чтобы услышать этот смех он на многое может пойти.
Август. Небо над ними огромное, темно-синее, и все усыпано звездами. Ее волосы рассыпаны по траве, и не знаешь даже, на что смотреть: наверх, в искрящуюся синеву, или вниз, где каштановые локоны переплетаются с полевыми цветами. Красота ее — точно эти цветы и звезды. Между небесами и землей. Он снял бы тяжелое бархатное платье, отбросил в сторону, и наслаждался изгибами тела, тяжестью груди, белизной и гладкостью ее кожи. Но ему до сих пор не дозволяется. Но он до сих пор ждет дозволения.
Там, где он родился, все состоит из света. То, что материально, до сих пор немного пугает его и, должно быть, приводит в подлинный ужас его сестер. Нистра — она тоже между небом и землей, раем и адом, ее поступки невозможно подчинить земной логике. В Элиар воплощается любовь, но звездная — не земная.
Он лежит, подняв руку к небу, и смотрит на свои пальцы. Иногда во взгляде ее появляется тень ужаса, когда эти пальцы сжимают что-то слишком крепко, когда в них появляется клинок, когда они — вот предатели! — сжимаются в кулак. Тогда он обещает себе, что возьмет ради нее иной облик. Его все устраивает, он красив — тщеславная мысль — силен и влиятелен, и единолично владеет этой землей после смерти «отца» и «брата». Но ради нее он на многое готов.
Там, где он родился, все состоит из света, и потому свет не означает добро или зло. Там нет материи, а значит и обладать нечем. Но всякий накапливает, совокупляет, соединяется, создает себя.
Нистра слишком юна, и потому одинока.
Она не понимает того, что он рассказывает. А ему трудно объяснять. Разве, родившись, человек не накапливает? Не совокупляет? Не присоединяет к себе все новые и новые черты?
Человек рождается собой, — утверждает она. — Таким, каким пожелал создать его Господь.
Он в бога не верит, но молчит. Там, где он родился, к богам безразличны. Хотя, наверное, все они чем-то похожи на ангелов.
Каким он был в самом начале? Разве упомнишь всего? Юным. Жестоким, должно быть, как Нистра. Или любящим, как Элиар. Простым. Примитивным. Ему больше по вкусу нынешнее состояние.
Там, где он родился, все состоит из света. Потому что это — сердце звезды. Огромное, о любовь моя, и горячее. А там, где скитаются подобные ему, все черно, и потому к нему и его сородичам тянутся в этой безграничной тьме. Он состоит из света.
Он ощущает прикосновение прохладной руки к щеке и лежит неподвижно, боясь спугнуть ее. Она до сих пор не простила его за тот нечаянный ночной визит, и если ему что и дозволяется… Он умеет быть благодарным. Рука ее опускается ниже, проводит по шее, а потом скользит за ворот рубашки. Она находит сердце, накрывает своей ладонью, и впитывает его биение. Ее всякий раз удивляет, что у него есть сердце. Если бы он мог, то раскрыл бы грудь и показал его — сияние далекой звезды. Настоящее сердце, а не тот скользкий комок плоти, что пульсировал прежде в груди у ее мужа. Ему не трудно на самом деле, но едва ли ее прекрасные черные глаза выдержат сияние той звезды.
Его сестры? Где они? Кабы он знал, о любовь! Нистра никогда не могла усидеть на месте, а Элиар? Как знать, может приглядывает за сестрой, а может, затаилась и ждет. Она умеет ждать. Чего? Минуты, когда подобно своему неблагоразумному брату займет место в чьем-то сердце.
Он вскрыл бы грудь и показался ей, какой он есть, сияние, кусок звезды, но смогла бы она полюбить это сияние, находящее отражение в глазах? Быть может, смогла бы, она ведь необычайна. Но он боится, о, как он боится! И он лежит неподвижно, чувствуя ее пальцы на груди. Неподвижные. Она не пойдет дальше. А он не рискнет.
Почему он оказался здесь? Его вело предвидение. Да, он может предсказать будущее. Разве сомневается она в этом? Разве не предсказал он судьбу Робара? Разве не предупредил он ее мужа об опасности? Не отвел? Это другое дело. Не захотел. Ради одной ночи, ради вкуса ее губ, ради возможности оберегать ее кровь и плоть — не отвел. Возможно, привел тогда ее мужа на болота, возможно, заманил. Не остановил, вот уж точно. И не остановил бы ни за что.
О том, что ее предвидел, он не говорит.
Рука ее вновь скользит вверх, ложится на шею, чуть дрожит. Он не всегда понимает ее чувства, и оттого пугается немного.
Там, где он родился, все состоит из света. Свет чувствует по-иному.
Композиция
Строение стихотворения – одночастное. Федор Иванович последовательно воссоздает картину прошлого, описывая сначала экспозицию – Дунай, шумящий у подножия холма, руины замка и двух молодых людей, которые прогуливаются по ним. Он практически ничего не говорит о девушке, описывая ее опосредованно. Можно понять, что она молода и так прекрасна, что даже солнце медлит, прощаясь с ней.
Завершает произведение идиллическая картина, наполненная беззаботностью: ветер развевает платье спутницы лирического героя, которая просто смотрит вдаль. Они молоды, им хорошо вместе, они наслаждаются жизнью и обществом друг друга.
Грезы — анализ стиха 2
Автор не ограничивает собственную музыкальность лирики звукописью и тем какие он принимает ритмические решения. Афанасий Фет полностью уверен, что музыкальность лирики состоит именно в мимолетных движениях души, которая способна испытывать различные чувства и эмоции.
Художественный текст под названием «Грезы», написанный в 1859 году, является именно музыкальным произведением. Автор использует специальные глаголы, которые говорят о том, что фонтан поет и напевает, а в дали слышно, как мурлычет кот, звучание которого фактически успокаивает лирического героя. Да и сам автор, говорит о том, что журчание воды фактически успокаивает его и придает ему сил жить дальше, музыка фактически льется из ее души.
При этом начало стихотворения показывает читателю, что сон происходит во мне, поэтому автор показывает высокое оцепенение, а после он видит следующее преображение, сон начинает рассказывать о смерти. При этом мрачная тема не описывается, как безысходная. При этом сами грезы дают лирическому герою некую надежду и возможность тревожного ожидания.
Со звоном погребального колокола наступает момент истины, в этот момент герой осознает в чем заключается истина и настоящее счастье, он понимает, что главное счастье заключается в звуках, которые происходят далеко не на земле.
И вот завершающий катрен придает конкретики лирическому «я», которое теперь можно считать просветленным. Теперь лирический герой не боится и не переживает о том, что ему возможно придется уйти во мрак, он расценивает данное событие, как возможность начать новый этап существования его человеческой души.
В этом же году было написано произведение «Кричат перепела, трещат коростели…», в котором стареющий герой анализирует собственные сомнения, но при этом все его переживания и страдания заканчиваются позитивной развязкой. Он уверен, что окончание земного существования приводит к новой развязке, которая называется возрождением, возможностью начать новую жизнь.
Автор сам надеется на скорое возрождение, он всю жизнь ждал своего воссоединения с возлюбленной. Афанасий Фет был вынужден расстаться с Марией Лазич по причинам ее финансовой несостоятельности. Он выбирает дочь богатого купца с большим приданным, а после всю жизнь жалеет о сделанном выборе, особенно внутренняя борьба обостряется в последние годы его жизни, когда он начинает анализировать происходящее. Но он в тоже время понимает, что совершенно не может изменить происходящее, а прошлое тем более, поэтому он мечтает уйти в мир иной, чтобы встретиться со своей любимой на том свете и обрести вечное счастье, покой и гармонию.
Анализ стихотворения Анализ стихотворения Грезы Фета по плану