«Молитва перед поэмой» (Вступление к поэме «Братская гэс»)
Поэт в России — больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух
гражданства, кому уюта нет, покоя нет.
Е. Евтушенко
Поэма “Братская ГЭС” была написана Е. Евтушенко в середине шестидесятых годов, по свежим впечатлениям от грандиозной стройки. В ней звучит гордость за людей и страну, осуществляющих такие небывалые проекты.
Я же хочу остановиться на вступлении к поэме, названной автором “Молитвой к поэме”. В ней Евтушенко, вспоминая своих великих предшественников: Пушкина, Лермонтова, Некрасова— “просит” у них помощи выразить всю глубину и силу задуманного.
Поэт хочет быть достойным той эпохи, в которой живет и творит.
Поэт в России — больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всему, что было до него.
Во вступлении звучат мысли о том, что поэт — наследник вековых традиций, это для него не груз, а великая кладовая, сокровищница, из которой он будет черпать вдохновение всю жизнь.
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И на колени тихо становясь,
готовый и для смерти и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…
Вспоминая классиков русской поэзии, Евтушенко не только выражает им свою признательность и восхищение, но говорит о своей преемственности традициям русской поэзии. Прекрасно владея стихом, Евтушенко, не подражая, начинает говорить с Пушкиным его языком, с Лермонтовым — по-лермонтовски, с Пастернаком — на его языке.
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней…
Чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.
Это по плечу только большому мастеру, и именно таким поэтом раскрывается Евтушенко в этой поэме и во вступлении к ней.
У предшественников просит поэт вдохновения, чтобы суметь воспеть грандиозные свершения народа, но и не умолчать о том соре, который прилепился к великому народу.
Дай, Маяковский, мне
глыбастостъ,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем,
товарищам потомкам.
Поэма “Братская ГЭС” написана в середине шестидесятых, но звучит актуально и в наши дни, такова сила классики, а то что Евгений Александрович Евтушенко — классик, уже не вызывает сомнения.
Творческая деятельность Е. Евтушенко
В 1952 году Е. Евтушенко поступил в Литературный институт им. М. Горького. Здесь поэт экспериментировал с переводами с осетинского, сдружился с Р. Рождественским. Поэт много путешествовал по Грузии и был очарован этой страной.
В начале 1950-х годов в стране начался настоящий поэтический бум. Свои стихи регулярно читали молодые талантливые поэты: Белла Ахмадулина, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Окуджава. Тогда же читал свои стихи и Евгений Евтушенко.
В 1955 году Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР.
На последнем курсе института Евтушенко отчислили за признание романа В. Дудинцева «Не хлебом единым», в котором он критикует советскую бюрократическую систему. В то же время у Евтушенко вышло несколько сборников, в числе которых:
- «Третий снег»;
- «Обещание»;
- «Стихи разных лет»;
- «Яблоко».
Книги пользовались огромной популярностью и сразу же раскупались в книжных магазинах.
Замечание 2
В 1957 году Евтушенко написал главное стихотворение этого периода, посвященное шестидесятникам – «Лучшим поколениям».
В начале 1960-х годов произведения Е. Евтушенко стали публиковаться в оппозиционных изданиях «Знамя», «Новый мир», «Юность». В редколлегию «Юности» входил сам поэт, он поддерживал А. Солженицына, И. Бродского, которые в то время подвергались политическим гонениям. Но несмотря на оппозиционность и политичность творчества, стихи Евгения Евтушенко были очень популярными. Творчество поэта вызывало противоречивую реакцию – его критиковали, ругали и хвалили одновременно. Палитра настроений, скрытая в произведениях Евтушенко, никого не оставляла равнодушным.
В этот период поэт много путешествует, посещает США, Европу, Африку. Поездка на Украину вдохновила Евтушенко на написание поэмы «Бабий яр». Произведение было раскритиковано многими партийными фигурами, в том числе лично Н. Хрущевым.
Детство и юность Е. Евтушенко
Поэта Евгения Евтушенко называют отражением советской эпохи. Он родился в 1932 году в Нижнеудинске Иркутской области. Отец Евгения Евтушенко Александр Рудольфович Гангнус был геологом и поэтом. Когда будущему поэту исполнился год, семья переехала в Москву. Жила семья у деда Евгения Евтушенко, Рудольфа Вильгельмовича, который был уважаемым математиком и педагогом.
Мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, работала геологом, затем стала актрисой фронтовой бригады, получила звание заслуженного деятеля культуры.
Детские годы поэта прошли в окружении книг. Евгений Александрович мог часами слушать отца, который знал множество исторических фактов и рассказывал сыну вместо сказок истории о падении Вавилона и об испанской инквизиции. С помощью отца Евтушенко еще до школы научился читать и писать, прочел все книги, которые были дома. Уже в 7 лет Евтушенко написал свое первое стихотворение.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
В начале 1940-х годов Евгений Евтушенко столкнулся с жестокими жизненными реалиями. Началась война. Будущий поэт вместе с бабушкой был эвакуирован на станцию Зима. Здесь он прожил до 1944 года, учился в школе, выступал перед пациентами военного госпиталя. Уже в тот период Евгений Александрович предпринял попытку написан роман-автобиографию.
Из-за немецких корней Евтушенко пришлось нелегко. За глаза будущего поэта и одноклассники, и учителя называли «фрицем». Зинаида Ермолаевна понимала, что в военное время с фамилией Гангнус придется тяжело, поэтому в 1944 году фамилию в документах изменили на девичью — Евтушенко.
Самым сильным впечатлением этого времени поэт называет проход по их улице плененных под Сталинградом немцев. Русские солдаты во время этого действа отгораживали немцев от женщин, стоявших на обочинах, боясь, что те начнут их избивать. Но женщины, увидев солдат, шагающих в тряпье, стали доставать продукты и совать их в руки пленным. Сработала извечная женская сердобольность. Евтушенко уже был в сознательном возрасте, и такой поступок русских женщин его сильно потряс.
Замечание 1
В 1949 году стихотворение Е. Евтушенко «Два спорта» было впервые напечатано в издании «Советский спорт».
Вместе с отцом поэт часто посещал поэтические вечера в МГУ, где читали стихи Б. Пастернака, А. Ахматовой, П. Антокольского, а. Твардовского.
Мать поэта была для него «мостиком» в большое искусство. Женщина приглашала в дом известных гостей. Евгений Евтушенко рос всесторонне эрудированным, но поэзия для него стала делом всей жизни.
«Молитвой к поэме»
«Молитвой к поэме» – это вступление к поэме «Братская ГЭС», о котором далее пойдет речь. В самой поэме изображается гордость самого поэта за людей и страну в целом, которые устраивают необыкновенные стройки. Во вступлении «Молитвой к поэме» Е. Евтушенко обращается в прошлое, вспомнив Пушкина, Лермонтова и прочих предшественников.
На первый взгляд, читателю покажется данная вставка странной, но потом поэт дает возможность разобраться и понять задуманное: он «просит» их о помощи. Он предпочитает соответствовать эпохе, в которой не просто живет, но и творит. В «Молитве к поэме» он подчеркивает, что поэтами могут быть лишь те, кто является настоящим и честным гражданином своей страны, кто не дрогнет перед последствиями прошлого, того, что было до него. В этом счастье и правдивость настоящего писателя.
Уже во вступлении прослеживаются мысли самого поэта. По его мнению, поэт является наследником традиций абсолютно всех веков. Настоящий поэт ни когда не станет отвергать настоящую сокровищницу, которая буде вдохновлять его на поступки
Поэт акцентирует внимание читателя на том, что дух России ни когда не покинет его, даже если придется ему склониться на колени. Он готов абсолютно на все и, стоя на грани смерти, он просит помощи у своих российских поэтов
В «Молитве к поэме» Евтушенко четко заявляет читателям о своей признательности и восхищении. Прочитав вступление к поэме «Братская ГЭС», читатель понимает, насколько важны традиции русской поэзии для поэта. Е. Евтушенко – действительно прекрасный поэт, который с легкость вступает в диалог со своими предшественниками. Для настоящего поэта главное – это отличное владение стихом, чего не отнять у Евтушенко.
«Жечь глаголом» и говорить на доступном для каждого языке – это огромное мастерство, которому ни кто просто так не обучится. Уже во вступлении «Молитва к поэме» читатель четко осознает все умение поэта. Он обращается к ним с целью донести все достоинства народа, а также подчеркнуть все плохое, что пришло к великому народу.
НЮШКА
Я бетоншица, Нюшка Буртова. Меня растила и воспитывала деревня Великая Грязь, потому что я осталась круглой сиротой, потом я была домработницей, работала посудомойкой. Окружающие лгали, крали, но, работая в вагоне-ресторане, я узнавала настоящую Россию… Наконец я попала на строительство Братской ГЭС. Стала бетонщицей, получила общественный вес. Влюбилась в одного гордого москвича. Когда во мне проснулась новая жизнь, тот москвич не признал отцовства. Покончить с собой мне не дала недостроенная плотина. Родился сынок Трофим и стал стройкиным сыном, как я была деревниной дочкой. Мы вдвоем с ним были на открытии плотины. Так что пусть помнят внуки, что свет им достался от Ильича и немножко от меня.
Ярмарка в Симбирске
В руках приказчиков мелькают товары, пристав наблюдает за порядком. Икая, катит икорный бог. А баба продала свою картошку, хватила первача и упала, пьяная, в грязь. Все смеются, тычут в нее пальцами, но какой-то яснолобый гимназист поднял её и повел.
Россия — не пьяная баба, она родилась не для рабства, и её не втопчут в грязь.
Братская ГЭС обращается к пирамиде
Первоосновой революций является доброта. В Зимнем еще пирует Временное правительство. Но вот уже разворачивается «Аврора», вот взят дворец. Всмотрись в историю — там Ленин!
Пирамида отвечает, что Ленин идеалист. Не обманывает только цинизм. Люди — рабы. Это азбучно.
Но Братская ГЭС отвечает, что покажет другую азбуку — азбуку революции. Вот учительница Элькина на фронте в девятнадцатом учит красноармейцев грамоте. Вот сирота Сонька, сбежав от кулака Зыбкова, приходит на Магнитку и становится красным землекопом. У нее латаный ватник, драные опорки, но вдвоем со своим любимым Петькой они кладут
Монолог египетской пирамиды
Я умоляю: люди, украдите мою память! Я вижу, что все в мире не ново, все точь-в-точь повторяет Древний Египет. Та же подлость, те же тюрьмы, то же угнетение, те же воры, сплетники, торгаши…
А что за лик у нового сфинкса под названием Россия? Вижу крестьян, рабочих, есть и писцы — их очень много. А это, никак, пирамида?
Я, пирамида, кое-что тебе расскажу. Я видала рабов: они работали, потом восставали, потом их смиряли… Какой из этого толк? Рабство не уничтожено: по-прежнему существует рабство предрассудков, денег, вещей. Никакого прогресса нет. Человек — раб по природе и не изменится никогда.
НОЧЬ ПОЭЗИИ
На Братском море мы читали стихи, пели песню о комиссарах. И передо мной встали комиссары. И я слышал, как в осмысленном величии ГЭС гремит над ложным величием пирамид. В Братской ГЭС мне раскрылся материнский образ России. На земле еще немало рабов, но если любовь борется, а не созерцает, то ненависть бессильна. Нет судьбы чище и возвышенней — отдать всю жизнь за то, чтоб все люди на земле могли сказать: «Мы не рабы».
Обращаем ваше внимание, что краткое содержание «Братская ГЭС» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения