Основная идея
Смысл произведения «Снег» — это сопоставление жизни природы и жизни человека. Автор воспринимает все события, «движения», изменения в природе как возможность лучше узнать себя, человека.
По ходу стихотворения мы видим, как меняются мысли лирического героя, как меняется его восприятие происходящего, видим итог его размышлений. Все эти метаморфозы происходят последовательно, плавно, вытекают одно из другого, так же гармонично и естественно, как у природы.
Наверно, автор хотел, чтобы читатель понял это. И, по возможности, пользовался этим ценным знанием, умением в своей жизни. Такова главная мысль стихотворения «Снег».
История создания и публикации
25 октября 1909 года, т.е. за два месяца до скоропостижной смерти Иннокентия Анненского, вышел в свет первый номер нового иллюстрированного журнала «Аполлон». В числе прочих произведений «нового искусства» в этом номере журнала был впервые опубликован «Ледяной трилистник» Иннокентия Анненского, состоящий из трёх стихотворений: «Ледяная тюрьма», «Снег» и «Дочь Иаира».
В посмертном сборнике (И. Анненский. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов. Посмертная. М.: Кн. изд-во «Гриф», 1910), согласно авторскому плану, «Трилистник ледяной» напечатан вслед за «Трилистником призрачным».
В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) сохранилось несколько автографов данного стихотворения, из них два с вариантами, а также два черновых незавершённых наброска, также имеющих к нему отношение, и машинописная копия. Всё это свидетельствует о длительной и упорной работе поэта над данным текстом.
Темы, проблемы, настроение
Основные темы лирики Анненского сопоставимы с темами французских символистов эпохи декаданса, которым были присущи пессимизм, бросание вызова обществу. Тема смерти, тема тоски, одиночества, тема совести, тема любви являются основными в творчестве Иннокентия Анненского. Основная тема стихотворения «Снег» – это симбиоз двух тем, тоски и смерти.
- Иннокентий Фёдорович был «не очень верующим». Создавая стихотворения на тему смерти, которых у автора достаточное количества, он не видел продолжение жизни, которую очень любил, после ухода, что не могло не нагонять тоску.
- Тема тоски – это лейтмотив, проходящий через все произведения автора. Для него она определяется однообразием жизни, воспоминаниями об ушедшем.
- Хотя темы не из ряда жизнерадостных, у Анненского они имели оттенок жизнелюбия. Во всех произведениях автора просматривается безграничное желание жить, что побуждает по-новому взглянуть на излюбленные автором темы.
Настроение стихотворения «Снег», опираясь на цветовой символизм автора, можно назвать «сиреневым». Оно нестабильное, меняющееся, как и мысли в голове, перетекающее. Послевкусие у данного стихотворения приятно-тоскливое, что так же непривычно для восприятия.
Анализ стихотворения Анненского «Стальная цикада»
Явным символом в творчестве поэта является тоска. Она имеет очень много трактовок в самой лирике и в критической литературе о поэте. К примеру, строчки из стихотворения»Стальная цикада»: Я знал, что она вернется И будет со мной – Тоска. Звякнет и запахнется С дверью часовщика… Сама же «тоска», описывается, как живое существо.
Все вышесказанное доказывает, что лирика И. Ф. Анненского во многом соотносится с символизмом, но поэт своеобразно преломляет в своем творчестве это течение. Звякнет и запахнется, И будешь ты так далека… Молча сейчас вернется И будет со мной — Тоска.
Сердца стального трепет
Со стрекотаньем крыл
Сцепит и вновь расцепит
Тот, кто ей дверь открыл…
Бег часов, ускользание мгновений в страшное ничто, маятник-сердце, «шелест крови, голос муки», тоска «стальной цикады»:
Я знал, что она вернется
И будет со мной — Тоска. Звякнет и запахнется
С дверью часовщика…
Тоска все о том же: о том, что «тяжек жизни свет по рытвинам путей»; что любовь поэта «безлюбая — дрожит, как лошадь в мыле», а вся нежность ее только «колдуньина маска»; что «черной весной» мутная изморозь льется на тление, а осень спрашивает: «А ты? когда же ты? — на медном языке истомы похоронной»; о том, что мир нездешний, «тот мир — лишь миг с его миражным раем», а здесь в миражной яви «лишь мертвый брезжит свет», и остается одно: «до конца все видеть цепенея» и ждать, когда «распахнется дверь»… Стихотворение состоит из 6 строф. Размер-трехударный дольник. Стопа: разносложная с ударением на разных слогах.
Я знал, что она вернется И будет со мной — Тоска. Звякнет и запахнется С дверью часовщика.
Сердца стального трепет Со стрекотаньем крыл Сцепит и вновь расцепит Тот, кто ей дверь открыл.
Жадным крылом цикады, Нетерпеливо бьют: Счастью ль, что близко, рады, Муки ль конец зовут.
Столько сказать им надо, Так далеко уйти. Розно, увы! цикада, Наши лежат пути.
Здесь мы с тобой лишь чудо, Жить нам с тобой теперь Только минуту — покуда Не распахнулась дверь.
Звякнет и запахнется, И будешь ты так далека. Молча сейчас вернется И будет со мной — Тоска.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.
Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».
Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.
Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.
История написания
Иннокентий Анненский всегда славил зиму в своих стихах так, что невозможно было не полюбить это чудеснейшее время года с его снегами, прерывистыми ветрами, морозными узорами, дремотностью природы, красным закатом. Холодная пора 1909 года стала для автора последней в его жизни, что нагоняло на поэта особую тоску. Зима становилась для него непереносимым грузом, ведь Анненский серьезно болел и предчувствовал свою скорую кончину.
Им было написано пять вариантов стиха, история которого взаимосвязана с мыслями о смерти, о том, как идеал в виде любимой поры года становится роком в его судьбе. Лишь один вариант стихотворения попал в сборник и на публикацию. Самый хороший из них Иннокентий Федорович поместил в отдельную папку. Опубликован посмертный сборник Анненского был благодаря друзьям, решившим почтить так память гениального поэта.
LiveInternetLiveInternet
Иннокентий Фёдорович Анненский
Узорные ткани так зыбки, Горячая пыль так бела,- Не надо ни слов, ни улыбки: Останься такой, как была;
Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой, На сетчатом фоне теней…
Минута — и ветер, метнувшись, В узорах развеет листы, Минута — и сердце, проснувшись, Увидит, что это — не ты…
Побудь же без слов, без улыбки, Побудь точно призрак, пока Узорные тени так зыбки И белая пыль так чутка…
Обычному читателю творчество Иннокентия Фёдоровича Анненского (1855 – 1909) не слишком знакомо. В школьной программе больше внимания уделяется акмеистам и футуристам, например, лирике Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и других поэтов. Хотя на них оказали значительное влияние именно работы Иннокентия Фёдоровича. В них раскрывается тонкая чувствующая натура и великолепное мастерство владения словом, способным заставить самого читателя откликнуться на образы произведения.
Хорошим примером такой лирики может стать стихотворение «Минута». С первых мгновений чтения оно погружает читателя в особую атмосферу. С помощью высокохудожественных эпитетов («узорные тени», «горячая пыль», «на сетчатом фоне теней») поэт рисует странную картину, где очертания нечетки и расплывчаты, а краски приглушены. Интересно, что автор ни разу не произносит слово «мираж», но из текста произведения, из его настроения, читатель догадывается, что имеется в виду это явление. Для создания такого эффекта поэт прибегает к различным словам, имеющим схожий смысл и наталкивающим на осознание: «призрак», «зыбки», «неясной».
Особенность этого произведения также в том, что при сравнительно небольшом объеме оно способно окутать своей необыкновенной атмосферой и оставить читателя еще долго размышлять над ним. Всего четыре простых четверостишия с понятной композицией. В первой строфе автор знакомит читателя с пейзажем и действующими лицами, одно из которых – он сам. Вторая строфа добавляет деталей:
Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой…
Читатель уже может представить себе, как выглядит загадочная женщина, к которой обращается лирический герой; увидеть окружающую персонажей природу. Но вот происходит кульминация. В третьем четверостишии порыв ветра открывает глаза герою на то, что он принимал желаемое за действительное:
Минута — и сердце, проснувшись, Увидит, что это — не ты…
Словно стук сердца звучит дважды произнесенное слово «минута». Этот рефрен усиливает ощущение, что время останавливается. К этому приему автор прибегает еще раз, повторяя начальные строчки, но в перестроенном порядке. Это символизирует изменившееся отношение героя, который, тем не менее, пока не готов принимать правду. Он просит мираж, как и в первой строфе, побыть «без слов, без улыбки», чтобы не развеять это призрачное волшебство.
pishi-stihi.ru
Анализ стихотворения «Снег» Анненского 2 вариант
Стихотворение «Снег» Иннокентия Федоровича Анненского – образец русской философской лирики начала XX века, переходного периода от символизма к акмеизму. «Снег» вошел в посмертный сборник поэта, изданный его сыном. Стихотворение написано в 1909 году. К этому времени И. Анненский был автором всего одного прижизненного сборника стихов.
После неприятностей по службе в 1906 году поэт покинул должность директора Царскосельской гимназии, стал инспектором учебного округа, однако за месяц до смерти подал прошение об отставке. Последние месяцы его жизни были омрачены отсрочкой в публикации его новых стихов. В декабре 1909 года на улице, возвращаясь с работы, он скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 54 лет.
«Снег» по жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами. Его размер — двухстопный анапест с перекрестной рифмой. В стихотворении 5 строф, по композиции оно делится на 2 части.
В первой части описывается зима, символ умирающего мира, бесприютности, нищеты, тоски. Во второй поэт смягчается и с теплотой отзывается о снеге, который ему даже чуть жаль: ведь грядет весна. Интересно, что весна у него ассоциируется не только с расцветом, но и со «всесожженьем» всего отжившего, былого.
В нем можно увидеть своеобразную перекличку со стихотворением «Осень» А. Пушкина, где тот объясняет, за что не любит, например, лето и весну. Лирический герой — сам автор.
«Снег» не стоит принимать за прощальное стихотворение поэта, размышления о жизни и смерти в нем типичны для поэзии И. Анненского, созданы в русле традиции Ф. Тютчева.
Эпитеты оригинальны: грузный полет, нищенский лед, ослабелый и усталый снег. Сравнение: точно стада в тумане сны. Восклицание: этот лед! Встречается анафора: этот грузный, этот нищенский; то сверкающе, то сиреневый. Цветопись снега: синий, белый, сиреневый. Олицетворение: снег усталый, ложится. Устаревшие слова: томительной, ослабелый, заоблачных нег. Разговорное слово: обуза. Рядом с ним — союз «да» в значении «но». Инверсия: полюбил бы я. Многоточия как бы подчеркивают, что поэту трудно говорить
Обращает на себя внимание лексика: резанность. Дважды употребляет поэт слова: полюбил, люблю. Это придает стихотворению более личный и резкий оттенок
Это придает стихотворению более личный и резкий оттенок.
Ещё по теме: Иннокентий Анненский ~ Две любви (+ Анализ)
Стихотворение «Снег» Иннокентия Анненского — и дань классической поэзии XIX века, и одна из вершин Серебряного века. Остались пять редакций этого произведения, что говорит о том, насколько дорого и созвучно оно было самому поэту в его последний год жизни.
Анализ стихотворения Анненского «Снег» 1 вариант
Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.
Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения. Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями
О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации
О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит. Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования. В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.
Ещё по теме: Иннокентий Анненский ~ Смычок и струны
Тема, жанр и литературное направление
Размещение «Трилистника ледяного» после «Трилистника призрачного» намечает в цикле «Трилистники» как бы контуры сквозного сюжета. Ведь сквозной темой «Трилистника призрачного» является неудовлетворённость «тревожной пустотой» бытия и – конкретно – в последнем, третьем стихотворении этого «Трилистника» («Мучительный сонет») душевной суетой и мучительной пустотой обычного летнего дня, там же противопоставленного времени первоначального таянья зимнего снега и весенней мечты. Но в первом же стихотворении «Трилистника ледяного» («Ледяная тюрьма») «мечта весны, когда-то голубая», уже поставлена лирическим героем под сомнение. А второе – «Снег» – также с некоторым сомнением обращено к зиме, начинаясь в сослагательном наклонении: «Полюбил бы я зиму…».
Таким образом, на поверхности эти два «Трилистника» объединяет простая пейзажно-музыкальная тема «времён года», глубокое её переживание современным человеком, излишне нервным, некстати сентиментальным (ср. популярный музыкальный цикл П.И. Чайковского). Однако мотив природы легко оборачивается у Анненского мотивом судьбы со всеми его атрибутами недобровольного «нахождения здесь», скрытого предназначения и неминуемой жертвы.
При этом даже в контексте первой публикации в журнале «Аполлон» данное стихотворение и «Ледяной трилистник» в целом трудно было бы причислить к символизму, господствовавшему в журнале на момент его открытия и лишь после смерти Анненского и здесь уступившему место акмеизму. Автор даже этого отдельно взятого «трилистника» ярко обнаруживает черты предшественника акмеизма (каковым его считали и сами акмеисты). Во всяком случае, выход на философскую тематику, как всегда у Анненского, совершается через быт, без претензию на расширенно символическую трактовку образов и переживаний лирического героя.
Образы и символы
Лирический герой в стихотворении «Снег» практически во всех произведениях поэта автобиографичен. Им является сам автор. Лирический герой ведёт борьбу с самим собой, со своими чувствами и мыслями, страхами; он мечтающий, но, в то же время, отрицающий свои мечты. Поэт стремится отыскать в лирическом герое связь с природой, с окружающим миром. Описание чего-то конкретного в окружающем мире, природе имеет своё отражение в жизни человека. Для достоверной передачи своих мыслей Иннокентий Фёдорович часто прибегает к использованию цвета как символа.
Синий в произведениях поэта – это символ духовной углублённости, цвет покоя, но в то же время и символ печали. Причём, чем глубже цвет, тем сильнее и отчаяннее печаль и тоска. В нашем случае синева «нищенская», что сложно расшифровать, но можно предположить, что автор имеет ввиду положительную символическую составляющую, которая «обнищала» со временем.
- Сиреневый цвет в поэтике автора – это цвет нежности, весны, цвет мечты и сна, цвет спасения, поиска идеала, цвет промежуточного состояния, что-то между земным и неземным. То есть неопределённый, подстраивающийся.
- Белый цвет у Анненского не символизирует чистоту и невинность, как принято считать. Белый цвет у поэта – это цвет тумана и забвения, цвет памяти, смерти и скорби.
Прочитав эти строки отдельно от всего стихотворения, невозможно заметить что-то особенное: снег, обычно, белый, но, при определённом освещении может приобретать и другие оттенки, что вполне соответствует реальности. Но, опираясь на контекст и пользуясь историческими фактами об авторе, можно предположить связь лирического героя со снегом, что заставляет цвет играть «новыми красками».
Если снег воспринять как предметное определение внутреннего состояния лирического героя, то «сверкающе белое» состояние – это, скорее всего, память о былом, приятная тоска, которая сменяется «сиреневой» нежность, мечтами, пребыванием в некоем состоянии неги. Далее снег становится «ослабленно талым», что сопоставимо с небольшим угнетением духа, связанным с болезнью. Обо всех этих внутренних ощущениях лирический герой отзывается с любовью, он принимает их достойно, спокойно.
Говоря об образах в данном стихотворении, нельзя ни упомянуть о том, что зима – это образное определение жизненного заката, тогда как весна – это начало жизни, обновление.
Данные строки можно воспринять как смирение с тем, что «Весны» в жизни лирического героя уже не будет, как осознание того, что он уже «на грани», между жизнью и неизбежным уходом.
Тематика, жанр и композиция
Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.
Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.
Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:
- Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
- Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.
Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.
Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»
Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем ощущение музыкальности души.
«Я люблю» входит в «Трилистник замирания». Впервые произведение было опубликовано в сборнике «Северная речь» (1906). Один из автографов сопровождается посвящением на французском языке: «A mon juge impeccable» (в переводе – «Моему непогрешимому судье»). В стихотворении главная роль отведена теме предназначения поэта и поэзии. В первых строках говорится о «замирании эха». Далее следует развертывание образа. Акцент Анненский делает не на «эхе», а на «замирании», что соотносится с названием цикла, в который входит «Я люблю». Иннокентий Федорович представляет вниманию читателей различные облики замирания. Среди них – «разлив полутьмы», «бледнеющая ширь», «розовый отблеск зимы». Каждый принадлежит миру природы. В финале произведения оказывается, что там им «ни созвучья, ни отзвука нет». Зато отклик находится в душе поэта.
Стихотворец сравнивается с эхом, что отсылает к творчеству Пушкина. Конкретнее – к его «Эху» (1831). Анненский с этой миниатюрой не просто был знаком, он внимательно ее изучал. Упоминания о ней встречаются в «Речи о Достоевском». Иннокентий Федорович называет стихотворение прелестным и отмечает его ключевое сравнение – поэт сопоставляется с отголоском разных природных звуков. Точку зрения Пушкина Анненский разделяет не в полной мере. По мнению Иннокентия Федоровича, стихотворец не пассивен в отличие от эха. Перенося на бумагу объекты реальной действительности, он вкладывает свои мысли, душу, взгляды на мир, убеждения и так далее. Анненский считал, что поэт посредством творчества отражает идеал, делая его доступным для созерцания обыкновенным людям.
Что бы ни говорили об Иннокентии Федоровиче современники, переоценить его влияние на русскую литературу двадцатого века очень сложно. Речь идет не только об отдельных авторах – Пастернаке, Ахматове и других, но и целых направлениях – акмеизме и футуризме.
«Анализ стихотворения И. Анненского «Среди миров»»
Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», — отмечала современная ему критика.
Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах стихотворный прозаизм: «Он был преддверием, предзнаменованием всего того, что с нами позже совершилось…», — писала Анна Ахматова.
Лирика И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…»
Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем.
Композиционно стихотворение состоит из двух четверостиший, причем каждое из них заканчивается анафорой (повторением одинаковых слов):
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими…
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света…
В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха — ямб (ударение на второй слог), рифма — перекрестная.
Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются — в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив): «в мерцании светил», «томлюсь с другими», «сомненье тяжело», «молю ответа», «не надо света». Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя.
Несмотря на то, что автором употребляются главным образом глаголы настоящего времени (повторяю, томлюсь, молю), категория пространства и времени в этом стихотворении не может быть реальной и точно определенной.
Интересным приемом создания образности является здесь употребление прописных букв в словах «Звезда», «Её», «Ней»
Тем самым автор подчеркивает важность, незаменимость образа лирической героини (олицетворение). Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание
Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание.
Таким образом, поэтические лексика, синтаксис — все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой.
Особенностью символизма И. Анненского является то, что единичное в его поэзии — это свернутое целое. А трагизм, столь присущий произведениям И. Анненского, передан особым приемом «смысловой вспышки», за счет скупого, но точного и верного отбора определений («сомненье тяжело», «мерцании светил»).
В стихотворении «Среди миров» нет ни одного лишнего слова, каждое слово употреблено с исчерпывающим содержанием, внушающей силой и твердостью.