Анализ стихотворения Тютчева «Черное море»
Отличительная черта тютчевской поэтики — обилие внешнеполитических мотивов. Их появление объясняется многолетней дипломатической деятельностью автора, а также своеобразием его мировоззрения. Поэт был убежден в особой миссии России, способной объединить вокруг себя славянские народы.
Стихотворение, появившееся в марте 1871 г., стало поэтическим откликом на значительный успех российской дипломатической службы. Канцлер Горчаков добился отмены так называемой нейтрализации, согласно которой России возбранялось иметь военный флот на Черном море. Некоторые исследователи указывают на заслуги самого Тютчева, состоявшего под началом Горчакова и влиявшего на решения руководителя.
На конкретный характер лирической ситуации указывают топонимы, фигурирующие в названии и тексте, а также хронологический ориентир, открывающий зачин. Последнее замечание осложняется исторической аллюзией, отсылающей к печальным итогам Крымской войны.
Просчеты прошлого вынудили лирическое «мы» к борьбе, успешное завершение которой знаменуется «ударом последним» севастопольских орудий. Последнее слово, определившее торжественную картину настоящего, принадлежит харизматичному повелителю, российскому царю. Его образ, решенный в духе одических традиций, наделен исключительным могуществом: перед ним отступают враждебные силы, вынашивавшие захватнические идеи. Сопротивление неприятеля, занятого идеологической войной, метафорически уподобляется труду строителя или архитектора. Честное и справедливое царское слово в состоянии разрушить постройки, возведенные дерзкими и лживыми самоуправцами.
Положительные перемены несут за собой освобождение, возрождение к жизни. Военный порт и крепость, подобно сказочной принцессе, пробуждается от «заколдованного сна». Живописной зарисовкой, иллюстрирующей философские идеи Тютчева, служат пушкинские цитаты, включенные в анализируемый текст. Свободная морская стихия становится символом новой жизни севастопольского города-крепости, демонстрирует его многообещающий потенциал. Черноморский флот удостаивается эпитета «бессмертный» — не подвластный «урону» и времени.
Произведение завершается еще одной аллюзией: триумф настоящего принесет успокоение душе императора Николая I, чья кончина совпала с известиями о поражении российских сил в Крымской кампании.
Тютчев – непростой поэт. Иное его стихотворение кажется описанием природы или внутреннего мира человека, но на деле оно является реакцией на те или иные события в жизни поэта. Таково «Море и утёс».
На первый взгляд, это пейзажная лирика. Море бушует, рвёт, мечет, оно злое и полное ярости. Кажется, будто под ним горит ад, и это заставляет его неистовствовать. В первой строфе много глаголов, описывающих дикость моря, и это создаёт динамичность, живость воспринимаемой читателем картины.
Во второй строфе появляется другой герой стихотворения – утёс. Волны бьют в него, издавая страшные, почти инфернальные звуки. А что утёс? Ему всё равно на ненависть водной стихии. Утёс не захватывает злая энергия моря. Его спокойствие и величие описывается прилагательными, что лишь усиливает впечатление.
В третьей строфе продолжается битва непреодолимой силы с неподвижным предметом. Волны, кажется, ощущают личную неприязнь к утёсу. Они идут на него с боем. Но с какой силой волны не бросались бы на камень, любая их атака отражается крепостью гранита.
В четвёртой строфе Тютчев призывает утёс подождать час или два. Волны перестанут бушевать, и море успокоится. Каменный великан по-прежнему будет величаво стоять – неуязвимый, непобедимый. А волны осознают своё поражение и с воя перейдут на ласковый шёпот.
Что подразумевается в стихотворении на самом деле? Оно было написано как реакция на политические события в Европе. По странам прокатилась серия восстаний с целью сменить правительство. Событие получило название «весна народов». И во время восстаний звучали слова ненависти к Российской империи. Тютчев не мог это игнорировать.
Неуязвимый утёс и есть Российская империя, а безумные волны – восставшие народы Европы. Призывая утёс подождать, великий поэт обращается на самом деле к России. Но стихотворение «Море и утёс» можно читать, не зная его второе дно. Будучи политическим, оно самоценно и как пейзажная лирика.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.
История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.
Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.
Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».
Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».
Олицетворения – «ходит и дышит оно», «звезды глядят с высоты».
Федор Тютчев — И бунтует и клокочет ( Море и утес )
More i utes
I buntuyet i klokochet, Khleshchet, svishchet i revet, I do zvezd dopryanut khochet, Do nezyblemykh vysot. Ad li, adskaya li sila Pod klokochushchim kotlom Ogn geyensky razlozhila — I puchinu vzvorotila I postavila vverkh dnom?
Voln neistovykh priboyem Bespreryvno val morskoy S revom, svistom, vizgom, voyem Byet v utes beregovoy, — No spokoyny i nadmenny, Duryu voln ne obuyan, Nepodvizhny, neizmenny, Mirozdanyu sovremenny, Ty stoish, nash velikan!
I ozloblennye boyem, Kak na pristup rokovoy, Snova volny lezut s voyem Na granit gromadny tvoy. No o kamen neizmenny Burny natisk prelomiv, Val otbryznul sokrushenny, I struitsya mutnoy penoy Obessilenny poryv.
Stoy zhe ty, utes moguchy! Obozhdi lish chas, drugoy — Nadoyest volne gremuchey Voyevat s tvoyey pyatoy. Utomyas potekhoy zloyu, Prismireyet vnov ona — I bez voyu, i bez boyu Pod gigantskoyu pyatoyu Vnov ulyazhetsya volna.
Vjht b entc
B ,eynetn b rkjrjxtn, [ktotn, cdbotn b htdtn, B lj pdtpl ljghzyenm [jxtn, Lj ytps,ktvs[ dscjn/// Fl kb, flcrfz kb cbkf Gjl rkjrjxeobv rjnkjv Juym uttycrbq hfpkj;bkf — B gexbye dpdjhjnbkf B gjcnfdbkf ddth[ lyjv?
Djky ytbcnjds[ ghb,jtv ,tcghthsdyj dfk vjhcrjq C htdjv, cdbcnjv, dbpujv, djtv ,mtn d entc ,thtujdjq, — Yj cgjrjqysq b yflvtyysq, Lehm/ djky yt j,ezy, Ytgjldb;ysq, ytbpvtyysq, Vbhjplfym/ cjdhtvtyysq, Ns cnjbim, yfi dtkbrfy!
B jpkj,ktyyst ,jtv, Rfr yf ghbcneg hjrjdjq, Cyjdf djkys ktpen c djtv Yf uhfybn uhjvflysq ndjq/ Yj j rfvtym ytbpvtyysq ,ehysq yfnbcr ghtkjvbd, Dfk jn,hspyek cjrheityysq, B cnhebncz venyjq gtyjq J,tccbktyysq gjhsd///
Cnjq ;t ns, entc vjuexbq! J,j;lb kbim xfc, lheujq — Yfljtcn djkyt uhtvextq Djtdfnm c ndjtq gznjq/// Enjvzcm gjnt[jq pkj/, Ghbcvbhttn dyjdm jyf — B ,tp dj/, b ,tp ,j/ Gjl ubufyncrj/ gznj/ Dyjdm ekz;tncz djkyf///
Тема и образы
Центральной темой, которую автор пытается донести до читателя, является красота природы, особая загадочность ночной стихии. Главным образом в стихотворении Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» является романтичный герой, который пытается передать волнам свои чувства и горечь утраты любимой женщины.
Автор отмечает, что при свете звезд водные просторы необычайны. Волны, накатывающие на прибрежную зону, манят лучезарностью, а дальние, наоборот, выглядят темными, почти черными и пугают таким оттенком и неизведанной пучиной. Поэт разговаривает с морем так, будто оно живое существо, внимательно слушающее его и хорошо понимающее: «В лунном сиянии словно живое и ходит, и дышит, и блещет оно…».
Федор Иванович с восхищением описывает все то могущество, каким обладает водная среда. В отличие от произведения о море, которое есть также и у В. Жуковского, автор замечает природное единство и родство земной и небесной стихии: «Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты…» Поэт очарован красотой и могуществом природы, при этом он умело передает свои переживания на фоне лунного пейзажа и неутихающих волн.
Особые чувства у Тютчева вызывают:
- спокойные и тихие небесные светила;
- отсутствие людей в ночное время у берега;
- противоположность бурных волн и умиротворенного неба.
Возможно вам будет интересно
А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но и надежда на то, что Россия – на самом деле сильная держава, которая
Произведение, опубликованное в качестве составной части поэтического сборника «Соблазн», является автобиографической историей любви поэта к русской актрисе и повествует о трагическом
Стихотворение А.А. Фета «Тихая, звездная ночь» написано в 1842 году. На его основе создано несколько романсов популярными композиторами того времени. Все это свидетельствует о глубоком проникновении лирики поэта в сердца читателей.
Стихотворение «Пауки» Зинаида Гиппиус написала в 1903 году. Это было время перед революциями, время трудное, когда многие мыслящие люди зашли в тупик и не понимали, как жить дальше.
В стихотворении И. А. Бунина «Крещенская ночь»с первых строк создается ощущение, что образ темного времени суток, созданный поэтом, состоит из живых существ, которые стоят на одном уровне с человеком.
Источник
Тема
В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.
В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.
«Поэт и толпа» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр
Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.
Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.
В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.
Жанр и композиция
Стихотворение Тютчева «О море ночное» написано поэтом в жанре романтичной элегии. Наряду с описанием морского пейзажа отчетливо наблюдаются ноты грусти и тоски. В отдельных строках также присутствуют философские размышления. В качестве стихотворного размера выбран трехстопный дактиль, рифмовка — перекрестная.
Чтобы более ярко и эмоционально передать настроение лирического героя и переживания, подлежащие описанию, лирик использует средства художественной выразительности:
- метафоры («и ходит, и дышит, и блещет оно…», «звезды глядят с высоты»);
- эпитеты («сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «море лучезарно»);
- сравнения (море, словно живое).
Писать о природе Федору Тютчеву доставляло огромное удовольствие
Он умел обращать внимание на каждую деталь, подробно и красочно описать явления и удивительно точно передать состояние стихии. Читая его произведения, можно легко уловить и представить себе даже краски и оттенки, став частью воображаемой картины
Анализ стихотворения «Сон на море» Тютчева
Федор Иванович Тютчев к 1830 году нашел свой неповторимый поэтический голос. Многие темы и образы, положенные в основу стихотворения «Сон на море», позднее были разработаны им и доведены до совершенства.
Стихотворение написано в 1830 году. В эту пору поэту 27 лет, он служит в Германии, много переводит, пишет. Это произведение — попытка соединить традицию европейского романтизма и русского классицизма. В нем чувствуется подражание немецким и английским поэтам, есть ощущение, что это — перевод смыслов чужого стихотворения.
Язык архаичный и возвышенный, разделения на строфы нет, чтобы подчеркнуть горячечность бреда спящего на челне (лодке) лирического героя. Собственно, упоминаемая в 11 строке огневица — это и есть лихорадка с высокой температурой. По жанру — философская, фантастическая лирика, по размеру — четырехстопный амфибрахий со смежной рифмой.
Поэт создает вереницу причудливых образов, символов, знаков. Сразу становится ясно, что странное путешествие совершает человек не заурядный, а чуткий и впечатлительный. Возможно, корабль затонул, немногие спасшиеся уже не первый день находятся в открытом море.
Образ челна — типичен для поэзии первой половины XIX века. Море — метафора земной жизни. От нее поэт удаляется в космос, в область фантазий. Он смотрит на Землю сверху, она настолько далеко, что ни звука не долетает до него: безмолвной толпы. Он видит все чудеса природы, земной и потусторонний мир. Пейзажи, которые перед ним расстилаются, больше похожи на экзотику Востока. Среди эпитетов есть составные: болезненно-яркий, волшебно-немой. Неусеченные формы глаголов, как в устном народном творчестве: окликалися, врывалася.
Сравнения: скалы, как кимвалы, как бог. Поэт чувствует себя частью воображаемого мира, но все же не его повелителем. Дважды употребляет выражение «хаос звуков». Лирический герой все еще жив в своем челне, он слышит плеск волн за бортом лодки, не удаляется в мир грез полностью. Олицетворения: пели валы, окликалися ветры. Этот сон нельзя назвать просто мечтанием, он связан с пограничным состоянием психики человека, терпящего бедствие.
К своей поэзии Ф. Тютчев относился без пиетета. Стремился не печататься, а выразить себя, состояние мира, воплотить на бумаге свои предчувствия и видение будущего как России, так и всего человечества. Таким экспериментом было для него создание сомнамбулического стихотворения «Сон на море».
Анализ стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты,о море ночное…» иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира,да, именно мира,ведь для поэта природа-это особое пространство,не доступное простому разуму,в нем существует своя таинственная жизнь.Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:
В лунном сиянии словно живое, Ходит,и дышит,и блещет оно…
Поэт понимал потаенный язык природы,в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему. Море поэт представлял также в слиянии,казалось бы,совершенно несочитаемых красок:«здесь лучезарно,там сизо-темно» или «тусклым сияньем облитое море» .Происходит как бы наложение оттенков,тонов,как в акварельной технике.Это,несомненно,свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством,динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность- природа,как живое существо,чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора…
Зыбь ты великая,зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты?
Поэт дважды называет морскую стихию «зыбью» -в ней и несказанный простор,и бесконечность, вечность, такая неохватность,что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется,искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:
О,как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…
Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных, и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними.
Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы,в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством. Тютчев, творец потрясающего таланта,мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму. Для меня Ф.И. Тютчев — один из гениальнейших поэтов-философов и просто — человек необычайной душевной красоты.
«» .
Анализ стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»
Стихотворение Ф. Тютчева относится к пейзажной лирике с элементами медитации и философских размышлений. Написано оно в форме монологического обращения к морю. С первых строк мы понимаем, что к морю лирический герой обращается, как к живому существу, с которым он знаком. Это выплывает из употребления в обращении местоимения «ты»: «Как хорошо ты, о море ночное». Описание моря лирический герой передает как описание динамичной системы. При чем, не только динамика в движении волн, а и в изменении цветовой гаммы водоема: «Здесь лучезарно, там сизо-темно. В лунном сиянии, словно живое, Ходит и дышит, и блещет оно…».
В центре стихотворения – единство человека и природы. Из этого следует, что стихотворение написано в романтическом ключе. Лирический герой восхищается стихией и его переменчивостью. Это можно сравнить только с переменчивостью человеческих эмоций и чувств. Так, бурное выражение эмоций, сильные переживания и действия можно запросто сравнить с бушующим морем: «На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром». Тогда как состояние спокойствия, умиротворенности – это спокойна морская гладь в период затишья: «Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном!».
В третьей строфе лирический герой обращается к морю эвфемизмом «зыбь великая» и «зыбь морская». То есть как к такому, которое готово поглотить и спрятать в свои воды все, что к нему прикоснется. Выпутаться из его объятий невозможно, если ты не знаешь, как себя вести. А повторение слова зыбь два раза подчеркивает эту смысловую нагрузку и вводит в контекст некое благоговение перед величеством и мощью морских просторов, и тем самым, внушает страх. Лирический герой сравнивает море с праздником, праздником шумным, искрящимся, с множеством огней и буйством красок. Уравновесить это буйство лирический герой пытается при помощи контраста: над шумящим ночным морем горят звезды, которые наблюдают за этим праздником чутко, будто стражи: «Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты».
Ночное море оказывает какое-то магическое воздействие на лирического героя. Оно чарует своими переливами огней, и поэтому наблюдатель стоит, как загипнотизированный.
Жанр и композиция
Стихотворение Тютчева «О море ночное» написано поэтом в жанре романтичной элегии. Наряду с описанием морского пейзажа отчетливо наблюдаются ноты грусти и тоски. В отдельных строках также присутствуют философские размышления. В качестве стихотворного размера выбран трехстопный дактиль, рифмовка — перекрестная.
Чтобы более ярко и эмоционально передать настроение лирического героя и переживания, подлежащие описанию, лирик использует средства художественной выразительности:
- метафоры («и ходит, и дышит, и блещет оно…», «звезды глядят с высоты»);
- эпитеты («сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «море лучезарно»);
- сравнения (море, словно живое).
Писать о природе Федору Тютчеву доставляло огромное удовольствие
Он умел обращать внимание на каждую деталь, подробно и красочно описать явления и удивительно точно передать состояние стихии. Читая его произведения, можно легко уловить и представить себе даже краски и оттенки, став частью воображаемой картины
Жанр и композиция
Стихотворение Тютчева «О море ночное» написано поэтом в жанре романтичной элегии. Наряду с описанием морского пейзажа отчетливо наблюдаются ноты грусти и тоски. В отдельных строках также присутствуют философские размышления. В качестве стихотворного размера выбран трехстопный дактиль, рифмовка — перекрестная.
Чтобы более ярко и эмоционально передать настроение лирического героя и переживания, подлежащие описанию, лирик использует средства художественной выразительности:
- метафоры («и ходит, и дышит, и блещет оно…», «звезды глядят с высоты»);
- эпитеты («сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «море лучезарно»);
- сравнения (море, словно живое).
Писать о природе Федору Тютчеву доставляло огромное удовольствие
Он умел обращать внимание на каждую деталь, подробно и красочно описать явления и удивительно точно передать состояние стихии. Читая его произведения, можно легко уловить и представить себе даже краски и оттенки, став частью воображаемой картины
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»
; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-тёмно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»
; сравнение – море, «словно живое»,
олицетворения – «ходит и дышит оно», «звёзды глядят с высоты».
Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром»
. Эмоции лирического героя подчёркиваются интонацией.
«Как хорошо ты, о море ночное». Анализ стихотворения Тютчева
5
(1)
Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо, ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звёзды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…
«Свободная стихия» моря, то враждебная, то дружественная, то равнодушная к человеку, издревле привлекала к себе внимание людей искусства — поэтов, художников, композиторов. Это один из вечных культурных и лирических концептов, и обычно в морском пейзаже, будь он словесным, живописным или музыкальным, ярко и отчётливо вырисовывается индивидуальность автора
Тютчевское изображение ночного моря — одно из лучших в русской поэзии. Четырёхстопный усеченный дактиль создает звуковой рисунок набегающих на берег и друг на друга волн, который подкрепляется параллельными синтаксическими конструкциями и рядами однородных членов («ходит, и дышит, и блещет…», «на бесконечном, на вольном просторе…»,«блеск и движение, грохот и гром…» — на 4 строфы приходится 8 таких рядов!).
Обращения поэта к морской стихии в первой и третьей строфах оканчиваются пейзажными деталями, как бы свидетельствующими об её безмолвном и загадочном ответе — так создаётся подспудное впечатление диалога, пусть и безответного, с живым, одухотворённым существом. Олицетворению моря, да и всего окружающего пространства, помогают глаголы: море «ходит и дышит», морская зыбь «празднует» неведомый праздник, волны «несутся», звезды «глядят». Обаяние тютчевского пейзажа тем более удивительно, что поэту во время его создания было 62 года.
Каково же отношение автора, лирического героя (в данном случае они сливаются) к морской стихии, которую он изобразил с таким взволнованным восторгом? Герой остается вне этой стихии, единство с ней желанно, но недостижимо, и остаётся нести свою ношу.
Несмотря на «лучезарные» и «вольные» краски тютчевского пейзажа, его море таит некую опасность и даже, пожалуй, скрытую угрозу. Об этом свидетельствует выбранное для изображения время суток — ночь, подчёркнутое отсутствие отклика океана на человеческое присутствие, безоглядная мощь «вольного простора», эпитет «тусклое» по отношению к сиянью, несущий еле заметную отрицательную эмоцию. Ещё Владимир Соловьёв, знаменитый русский поэт и философ (см. далее его стихи), говорил: никто глубже Тютчева не захватывал таинственной основы, «тёмного корня» бытия; Тютчев, по мнению Соловьёва, был поэт хаоса.
Вспомните пушкинское стихотворение «К морю», откуда взято популярное выражение «свободная стихия». Море для Пушкина друг, океан «ждёт и зовёт» его, поэт слышит его «отзывы» и после разлуки собирается унести с собой «и блеск, и тень, и говор волн».
Творчество великолепного мариниста И.К. Айвазовского пришлось на ближайшее к Тютчеву поколение; картина «Чёрное море» (1881 г.), по нашему мнению, обнаруживает сходство глубинных основ восприятия и осмысления морской стихии поэтом и художником, хотя, безусловно, мироощущение Тютчева трагичнее, безысходнее и глубже. И в тексте, и на полотне перед нами великое и праздничное, бурлящее и живое одиночество моря — и осмысление этого одиночества человеческой душой.
5 / 5. 1
История создания
Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.
Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.
Федор и Елена
Тютчев познакомился с Денисьевой во второй половине 40-х годов XIX века, когда она ещё училась в Смольном институте и была на 23 года моложе Федора Ивановича (у него на носу было 50 лет, Елене только 24).
Интересно, что вместе с Денисьевой учились две старшие дочери Тютчева и они дружили с Еленой. Это впоследствии помогало скрывать роман, так как любимая могла посещать дом Федора Ивановича под предлогом дружбы с дочерями.
Когда Денисьева забеременела от Тютчева роман всплыл наружу, однако отдадим должное Федору, он не отвернулся от любовницы и продолжал ей помогать, когда общество сказало девушке своё «Фи».
«Чёрное море» Ф. Тютчев
Удар последний и громовый, Он грянул вдруг, животворя, Последнее в борьбе суровой Теперь лишь высказано слово, То слово Русского Царя.
И все, что было так недавно Враждой воздвигнуто слепой, Так нагло, так самоуправно – Пред честностью Его державной Все рушилось само собой.
И вот – «свободная стихия», – Сказал бы наш поэт родной, – Шумишь ты, как во дни былые, «И катишь волны голубые, И блещешь гордою красой. »
Пятнадцать лет тебя держало Насилье в западном плену, Ты не сдавалась и роптала, Но час пробил – насилье пало: Оно пошло, как ключ, ко дну.
Опять зовет и к делу нудит Родную Русь твоя волна, И к распре той, что Бог рассудит, Великий Севастополь будит От заколдованного сна.
И то, что ты во время оно От бранных скрыла непогод В свое сочувственное лоно, Отдашь ты нам, и без урона – Бессмертный черноморский флот.
Да в сердце русского народа Святиться будет этот день, Он – наша внешняя свобода, Он Петропавловского свода Осветит гробовую сень…
Дата создания: начало марта 1871 г.