Анализ стихотворения Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…»
Известное произведение 1929 г. стало вехой творческого пути Заболоцкого, а также оказало влияние на развитие современной поэзии
Многообразие идей и образов, оригинальность их воплощения, богатство интертекстуальных перекличек – особенности текста неизменно притягивают читательское внимание
Картина загадочной ночной тьмы, смоделированная в зачине, открывает счет впечатляющему карнавальному шествию фантастических персонажей. Их образы созданы в нарочито приземленной манере, обеспечивающей комический эффект. Прекрасные русалки с крепкими руками-палками и грудями, напоминающими репу, похожи не на призрачных романтических дев, а на пышущих здоровьем деревенских красавиц. Под неподвижной луной происходят диковинные события, вызывающие в памяти эпизоды гоголевской повести о предрождественской ночи. Нечисть и мертвец исполняют негритянский танец, колдуны заняты ловлей Мухи, лукавая сирена готовится подставить ножку зазевавшемуся прохожему. Каждый из «уродцев», составляющих фантасмагорический ряд, обнаруживает способность к преображению: к примеру, ведьма без труда обращается в легкий дым. Все персонажи смешиваются в немыслимом балаганном веселье, уравнивающем насекомых и покойников, обезьян и жителей Британии.
Приемы карнавализации соседствуют с выражением наивного сознания, близкого к детскому началу. Многочисленные тавтологии приближены по структуре к манере подачи информации, которая характерна для литературы, предназначенной для чтения малышам. Такие же функции возложены на звукоподражательную доминанту – стучащую колотушку.
Среди иронических описаний мифологической картины мира неожиданно возникает обращение к лирическому адресату. Им становится рассудок субъекта речи, «бедный воитель». Словосочетание выражает авторскую мысль о несовершенстве человеческого разума, который настолько беспокоят бредовые фантазии, что лишают целительного сна.
Мотивы утешения, возникшие в центральных строфах, получают развитие в финальном эпизоде. Они воплощаются в узнаваемую форму литературной колыбельной, поддержанную напевной хореической строкой. Семантика колыбельной песни также осмысливается иронически: герою приходится баюкать, успокаивать собственные мысли, взбудораженные необыкновенными видениями. Традиционная формула, устойчивая примета жанра, завершает художественный текст.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Лирика
Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.
К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад. Поэт некоторое время тесно общался с автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя. Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.
Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.
Философская лирика Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий является известным русским поэтом, любые его стихотворения хранят в себе следы тщательно проделанной работы. Это выражено в широком круге тем, образов, сюжетов, чувств и мыслей. Уникальность автора в том, что искусство, которое он создает, отличается чрезвычайной душевностью, способностью вовлечения читателя и глубиной, с которой изучается внутренний мир человека.
Как человек, выросший в деревенской местности, Николай Алексеевич всегда был тесно связан с природой. Он выражал свое уважение к ней, считая каждое ее проявление уникальным. Автор предан идеям человеческого подвига ради природы и считает необходимым защищать окружающую среду любыми способами и разбирать чувства человека. В одном из стихотворений Заболоцкий философствовал о человеке, который является неотъемлемой частью природы и о котором можно чувствовать в каждом ее движении, более того сочувствуя с природой, мы необходимо понимаем свое место в жизни.
С другой стороны, в написании стихотворения «Завещание», Заболоцкий задает вопрос: существует ли бессмертие целого человеческого поколения? В своей философии поэт настаивает на переплетении текущего и будущего поколений и подчеркивает, что каждый должен оставить на земле свой след, тем самым продолжая существование современника через его потомство. А гордость он выражает своими словами «Я не умру!»
В своих стихах Заболоцкий затрагивает и военную тему, указывая, что родная земля — это спасение в любых условиях. Несмотря на усилия врага, пытающегося уничтожить ее, победа, по мнению автора, на стороне русского народа. При этом мы надеемся, что природа, которой удалось справиться со своими смертельными заболеваниями, способна избавить человечество от страданий опосредствованный людьми.
Теме любви более нетрадиционных случаев не щадит соответствующих мест в стихотворениях автора.Настоящая любовь-оно всегда твёрдо , и неукротимо устоит на препятствия всех жизненных испытаний . Кроме того, такие ситуации выявляют самое лучшее качество человеческой природы и, вкупе с мощью природы, совместно сопротивляются любым преградам.
Вариант 2
Это стихотворение было написано в далёком теперь для нас 1957 году. Это было время хрущёвской «оттепели», когда поэзия бурно расцветала. Все без исключения, поэты писали о женщинах и для женщин. Так устроен этот мир, что всё вращается вокруг женщин. История говорит, что у поэта было две женщины. И кто может в это поверить, когда на заре своей молодости он открыто высказывался не в пользу женщин. Что-то типа «Курица – не птица, женщина – не поэт».
За это судьба «наказала» его встречей с Екатериной Клыковой. Женщина стала верной спутницей поэта. Она ждала его все годы, пока поэт был в лагерях. С поэтами жить трудно. Некоторые, к которым как раз и относился поэт, требовали идеальной тишины в доме, в шуме он писать не мог. Это сейчас такая проблема решается просто – надел наушники, и ты в своём мире.
Но женщины, хоть и народ терпеливый, долго такое пренебрежение терпеть не могут. Вот и жена ушла к другому мужчине. Заболоцкий недолго горевал. У него появилась другая женщина, которая была младше его в два раза. Она ему понравилась тем, что напоминала жену в молодые годы.
Но его любовница оказалась не по годам мудрой. Скоро вторая женщина, так же как и появилась внезапно, так же внезапно и исчезла. Жена вернулась. Но счастливая жизнь продолжалась недолго, всего несколько месяцев. Поэт так и не смог определиться, какую из женщин он любит больше.
Поэт так тонко создаёт образ любимых женщин. Она как-будто повенчана с ветром, это наложило на неё оковы. Она, как-будто выжатый лимон – ни весёлая, ни печальная. Всё высохло не осталось сил на эмоции. Или может, похожа на инопланетянку, которая как, сумашедшая звезда, упала с небес. Это, наверное, про любовницу. Он хочет прижаться к её коленям и плакать горючими слезами. Почему? От долгой разлуки с женой? Она милая, но с горчинкой, т.к. ушла к другому, и оставила горький привкус на губах.
Жена, наверное, была женщина не чисто славянского происхождения, были в ней и черты, присущие восточным женщинам. Поэтому, она и была так красива, что поразила поэта. Он называет её красавицей. Но поэт не слишком много времени уделяет описанию женщины. Гораздо больше его интересует её состояние. Вроде как она роняет слёзы, или ему это только кажется. Он пытается догадаться, раскаивается жена в своём поступке или нет.
Стихотворение состоит из пяти столбиков. В каждом столбике по четыре строчки. Они рифмуются через одну. Даже не зная, что это стихотворение положено на музыку, получился очень тонкий душевный романс благородного, сдержанного звучания. Хочется спеть его по-своему, на свой мотив, до того оно музыкальное.
Довольно простенький сюжет. Я бы сказала, исповедь поэта, пытающегося разгадать загадочную женскую душу. Но всегда, чем проще история, тем лучше получается, особенно, когда сюжет прочувствован, пропущен через душу, и сердце автора. Ведь потом Заболоцкий раскаивался, что был таким деспотом по отношению к жене и сыну.
Но счастье длилось недолго. Второй инфаркт – и всё. Я бы сказала строчками другого поэта, Александра Кочеткова, « С любимыми не расставайтесь».
Анализ стихотворения Признание по плану
Что есть красота?
Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических. Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов
Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений. Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее
«Признание» Н. Заболоцкого — ищите женщину
Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится, Что не сбудется — позабудется… Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится?
У многих меломанов на слуху замечательный романс «Очарована, околдована», который вошел в репертуар ряда исполнителей, от группы «Санкт-Петербург» до Александра Малинина. Между тем, мало кому известно, что произведение было создано на стихи «Признание» российского поэта Николая Заболоцкого, и входит в его знаменитый лирический цикл «Последняя любовь».
В юности Николай Заболоцкий, входивший в питерскую литературную групп ОБЭРИУ, был, по воспоминаниям очевидцев, ярым женоненавистникам. Именно ему принадлежит утверждение, что «курица – не птица, а баба – не поэт». Однако в 1930 году он, неожиданно для многих друзей, женился на Екатерине Клыковой, в которую влюбился до беспамятства.
Именно эта хрупкая женщина стала музой и ангелом-хранителем поэта. Иначе как объяснить тот факт, что, арестованный в 1938 году, Николай Заболоцкий не только смог избежать расстрела, но и выжил в ГУЛАГе, откуда вернулся спустя 8 лет – постаревший, больной, но мечтающий о встрече с женой и сыном.
Спустя несколько лет благодаря хлопотам друзей-литераторов семье Заболоцкий было разрешено поселиться в Подмосковье на даче одного из знакомых. Этот период считается одним из самых плодотворных в творчестве поэта, который, ко всему прочему, активно занялся переводами. Постепенно пришло признание и уважение коллег, широкая известность в литературных кругах, достаток и видимое благополучие. Однако в семейной жизни наметилась явная трещина. Дело в том, что Николай Заболоцкий был очень требователен и, порой даже, деспотичен к домочадцам. Работал он много, по 10-12 часов в сутки, и в это время в доме должна была стоять идеальная тишина. В противном случае скандал был неизбежен.
В итоге Екатерина Клыкова, обожавшая мужа, в 1956 году не выдержала психологического давления и ушла от него к писателю Василию Гроссману. Для Николая Заболоцкого эта новость стала громом среди ясного неба. Только теперь он смог осознать, что жена, которой отводилась роль прислуги, была для него самым близким человеком. Свои эмоции, страхи, обиды и надежды он попытался излить в стихах. В результате появились замечательные лирические произведения «Можжевеловый куст», «Гроза», «Сентябрь», «Голос в телефоне». Неожиданно у 54-летнего поэта вспыхивает роман с его давней поклонницей, 28-летней Натальей Роскиной, которая даже внешне очень сильно напоминает Екатерину Клыкову в молодости. В итоге образы двух женщин не только тесно переплетаются между собой, но и рождают проникновенные по красоте стихи для нового цикла под названием «Последняя любовь». Причем, даже сам Николай Заболоцкий не может ответить на вопрос, которую из двух женщин он действительно любит и боготворит.
В 1957 году лирический цикл был завершен. Финальным аккордом и самой крупной жемчужиной в этом стихотворном ожерелье стало «Признание», адресованное сразу обеим женщинам. Страсть и чувственность, легкая грусть и покорность судьбе – Николай Заблоцкий вложил в строчки всю свою душу, словно бы прося прощение у законной супруги, но при этом благодаря любовницу за подаренные ему минуты счастья. Собирательных характер образа главной героини произведения получился настолько ярким и волнующим, что критики единодушно заявили, что «Признание» является одним из лучших стихотворений Николая Заблоцкого.
Самое парадоксальное в том, что Наталья Роскина, оказавшись женщиной мудрой и дальновидной, после завершения цикла «Последняя любовь» попросту исчезла из жизни поэта. Зато законная супруга поспешила оставить своего любовника и вернулась в семью. Однако насладиться примирением паре так и не удалось – через несколько месяцев Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта.
Душа обязана трудиться…
Для того чтобы понять идейное содержание поздних произведений поэта, необходимо сделать анализ стихотворения «Душа». Заболоцкий не дал произведению названия, но главным образом в нем стал внутренний мир человека, который поэт наделил некоторыми человеческими способностями. Душа, по его мнению, должна трудиться. Ведь душевная лень порождает эгоистичность, черствость и ограниченность. Заболоцкий полагал, что, делая себе поблажку, человек рискует утратить последнее и, быть может, главное в жизни. И даже тот, кто умудрен опытом и прошел немалый жизненный путь, должен непрерывно учить себя доброте, справедливости и состраданию. Важные философские вопросы, актуальные во все времена, поднимает анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…».
Периодизация творчества Заболоцкого
В творчестве этого поэта выделяют три периода. Все они существенно отличаются друг от друга сюжетами и темами. Анализ стихотворений Заболоцкого, созданных в 20-х годах, говорит о том, что первому периоду его творчества присущ критический взгляд на бездуховность мещанского мира. В своих ранних творениях русский поэт делал акцент на рельефности и неожиданности изобразительных средств.
На более позднем этапе для Заболоцкого важными стали темы природы. Окружающий мир для него был не чем иным, как живым существом, наделенным разумом. Как и другие поэты, одухотворенные революцией, поэт искренне верил в невероятную силу событий, предшествовавших зарождению нового советского государства. Они, по убеждению Заболоцкого, могли освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.
Главной темой в послевоенной лирике Заболоцкого стала человеческая душа. Чем отличается истинная красота от ложной? На этот вопрос стремился ответить поэт. Анализ стихотворений Заболоцкого, относящихся к позднему этапу, проясняет мнение автора относительно красоты человеческой души.
Есть лица — подобья ликующих песен…
Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми. Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.
Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями. Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями. Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.
Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.
Философская природа стихотворений Николая Заболоцкого
Стихотворения Николая Заболоцкого отличаются философской глубиной и обращением к природе в качестве источника мудрости и ответов на философские вопросы. В его произведениях прослеживается постоянное стремление понять сущность мира и место человека в нем.
«Начало зимы»
Одно из философских стихотворений Заболоцкого, «Начало зимы», иллюстрирует его подход к решению философских вопросов через природу. В стихотворении поэт описывает встречу с морозом, который символизирует приход зимы. Герой стихотворения замечает, что река, олицетворяющая природу, умирает. Она замерзает и ее берега становятся ее могилой. В этот момент река страдает и кричит. Заболоцкий говорит о вечном перерождении природы и предвещает наступление весны, но указывает на то, что весь цикл природы проходит через муки и страдания. Сам поэт ощущает проникновение духа реки в свое сердце и становится «сознанием реки». Зима тянет к нему свои руки, птицы внимательно наблюдают за ним. Заболоцкий показывает свою болезненную чувствительность к природе и ее влиянию на человека.
«Чертополох»
Даже в своих детских стихах Заболоцкий вкладывает философию. В стихотворении «Чертополох» он просто описывает это растение, но даже здесь присутствуют образы огней, стонов, битвы и образ мироздания. Заболоцкий видит миры в каждом колючем листе этого растения, показывая свою способность видеть глубину и философию даже в мельчайших деталях природы.
Заключение
В 1938 г. Николая Заболоцкого обвинили в антисоветской пропаганде за его критические статьи и «рецензии» якобы искажавшие советскую действительность.
От расстрела его уберегло только то, что он отказался признавать себя виновным в образовании организации контрреволюционеров.
Николай Заболоцкий за работой
Сотрудники НКВД «попросили» критика Николая Лесючевского написать отзыв о творчестве Заболоцкого. В результате тот публично заявил, что поэт неоднократно дискредитировал действия руководства страны и боролся с социализмом.
В начале 80-х были опубликованы мемуары Николая Заболоцкого – «История моего заключения». Писатель признавался, что на него постоянно оказывали, как моральное, так и физическое давление.
Первое время он часто подвергался пыткам. Заблоцкого постоянно допрашивали, лишая пищи и сна, а также сутками не давая вставать со стула. Следователи менялись, а он продолжал отвечать на бесконечные вопросы.
С 1939 по 1943 годы Николай отбывал заключение в трудовом лагере в Комсомольске-на-Амуре, после чего 1 год провел в лагере «Алтайский». В этот период биографии Заблоцкий не забывал писать трогательные письма жене и детям, которые позже будут опубликованы в его труде «Сто писем 1938-1944 годов».
Возвращение к литературной жизни у Заболоцкого произошло в 1944 г., когда ему после долгих лет наконец-то удалось завершить перевод «Слова о полку Игореве». Интересен факт, что его работа была признана лучшей, среди всех известных переводов данного произведения. Благодаря этому он смог вернуться из Караганды в Москву, и даже войти в состав Союза писателей СССР.
Стихи, написанные Николаем Алексеевичем в послевоенный период, получили лестные отзывы от советских критиков. Наиболее известными из них стали «Журавли» и «Оттепель».
После того, как в 1953 г. умер Иосиф Сталин, в Советском Союзе произошли большие перемены, коснувшиеся и литературы.
Николай Заболоцкий в Комсомольске-на-Амуре
С приходом Никиты Хрущева идеологическая цензура ослабла, что позволило Заблоцкому вновь писать те стихотворения, которые ему действительно хотелось писать.
В середине 50-х у поэта наблюдался небывалый творческий подъем. В 1955 г. издаются его произведения «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих душ». Спустя 2 года он представил четвертый сборник стихов, вместе с гениальным произведением «Не позволяй душе лениться».