Зимняя ночь анализ стихотворения

Анализ стихотворения «ночь» б. л. пастернака: интерпретация и рассуждения

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете…» и Б. Пастернака «Ночь»

Современный
мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда
фантасмагоричным.

Стихотворение
Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому
пример. Поэт размывает границы реального и символического. Что это? Конкретный
эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о
гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает
жизненные реалии. Это взлет и падение самолета, сам облик летающей машины,
ликование людей (“Пусть оркестр на трибуне гремит”) — и авиакатастрофа. Факт
гибели самолета Блок бросает нам в самом конце — одной строкой: “Остановится
сердце — и винт”. Может быть, даже самолет не погиб, а только приземлился, но
атмосфера стихотворения настраива- ет нас на самое мрачное: “в неуверенном
зыбком полете”, “мертвые крылья”, “серые сферы”. Возможно, для Блока
авиакатастрофа — это победа живого над неживым, доказательство невозможности
существования “стальной, бесстрастной птицы”. Все, что не имеет души, тленно,
недобро, бессмысленно. Поэт странным образом одушевляет самолет, отождествляет
его с бездушным, мертвым существом, инородным телом в этом мире. Вместо сердца
у этого существа — винт (“пламенный мотор” — ?!), оно “без любви, без души, без
лица”, а следовательно, по Блоку, должно неминуемо погибнуть.

Поэт
четко проводит грань между миром и антимиром.

Мир
Блока

Человек

любовь,
душа, лицо

творец

ощущение
полета

Жизнь

Древнее
вальс,

музыка
природа, бездна

Антимир

нечто

“стальная,
бесстрастная птица”

бездушная
машина зыбкость,

неуверенность
“мертвые крылья”

новое,
искусственно созданное

рев
мотора

машина

Блок
не отрицает цивилизацию, но не может принять ее грубое вторжение в человеческое
общество, в человека с его душой и страстями — в этом философская идея
стихотворения.

“Ночь”
написана Б. Пастернаком почти через 50 лет после блоковского стихотворения.
Мировой технический прогресс необратим — и летчик уже виден в другом ракурсе.
Для А. Блока было бы кощунством сравнивать (да что там сравнивать,
приравнивать!) летчика и художника, поэта. А Б. Пастернак сознательно
подчеркивает это: “Не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда”.

Лирический
герой А. Блока отстранен (и сознательно отстранен!) от описываемого. Пастернак
же находится в пространстве и времени своего стихотворения, очень динамичного
по сравнению с блоковским. Поэт смотрит с самолета на землю (“Под ним ночные
бары, чужие города”), под землю (“В подвалах и котельных не спят истопники”),
из-под чердака художника на небо — из космоса вниз и снизу на космос. У А.
Блока же взгляд был направлен в одну точку, вернее, он следит за одной точкой в
небе. Разные уровни “смотрения” — разные степени видения.

Нужно
отметить, что отстраненность лирического героя А. Блока от действия придает его
языку горьковатую надломленность, торжественность. У Б. Пастернака высокое
поэтическое соединяется с повседневным: жизнь настолько огромна, что не может
делиться на низкое и высокое. И поэтому художник

…смотрит
на планету,

Как
будто небосвод

Относится
к предмету

Его
ночных забот.

Факт
мироздания подается Б. Пастернаком как предмет повседневного обихода, как нечто
очень простое в своей сложности. Поэтому так легко взглянуть поэту из
“неведомых вселенных”, “какой в афише объявлен новый фарс”.

А.
Блок четко противопоставляет “бесстрастную птицу” и все живое, а Б. Пастернак
объединяет их, создавая из мира и антимира А. Блока Вселенную и Вечность — две
категории достаточно универсальные, чтобы поглотить все противоречия и
противопоставления. Б. Пастернак по-новому осваивает время и пространство,
оставляя за собой право приравнять смысл жизни и поэзии.

Не
спи, не спи, художник,

Не
предавайся сну.

Ты
— вечности заложник

У
времени в плену.

История создания

Предыстория

Стихотворение написано Борисом Пастернаком в декабре 1946 года — во время работы над романом «Доктор Живаго» — и вошло в текст романа как одно из двадцати пяти стихотворений, по сюжету сочинённых главным героем — врачом Юрием Живаго. По времени создания «Зимняя ночь» относилась к первому из трёх циклов, состоявшему в общей сложности из десяти стихотворений 1946—1947 годов. Подруга и спутница Пастернака в последние годы жизни, сотрудница журнала «Новый мир» Ольга Ивинская вспоминала, что в самом начале их знакомства, в один из декабрьских вечеров 1946 года, провожая её из редакции домой, поэт предложил навестить известную пианистку Марию Юдину. Как предполагал Пастернак, Юдина должна была играть на рояле, а сам он намеревался читать отрывки из будущего романа «Доктор Живаго» — «перелистывать года, десятилетия».

К Юдиной поехали некоторое время спустя на машине, в метель, и долго блуждали «среди одинаковых домиков» в попытке найти нужный дом. По воспоминаниям Ивинской, на ум ей тогда пришли строки из стихотворения Пастернака «Метель» (1914): «Не тот это город, и полночь не та, / И ты заблудился, её вестовой!». Пастернак, сидевший рядом с шофёром, оборачивался к ней и признавался, что забыл адрес — ему часто приходилось выходить из машины в своих «несусветно больших валенках» и осматриваться. Наконец, среди домов увидели «мигающий огонь канделябра в форме свечи» — окно, где их ждали. Как признавала позже Ивинская, огонь свечи, «промелькнувший в ночи сквозь метель в незнакомом месте», сыграл в их с Пастернаком жизни символическую роль. Наутро, когда они садились в машину, поэт сообщил, что у него «родилось» стихотворение под названием «Зимняя ночь», которое он намеревался предоставить для публикации в «Новом мире» в рубрике «Литературная минутка». По задумке главного редактора журнала, писателя Константина Симонова, в этой рубрике предполагалось печатать произведения поэтов-современников. Уже на следующий день Пастернак принёс стихотворение в редакцию «Нового мира». Как вспоминала Ивинская, провожая её домой в этот раз, поэт говорил о связи собственной жизни с жизнью его литературного героя Живаго и о том, как «символически просилась» в его стихотворение «увиденная извне, с морозу» чья-то свеча, «отпечатавшая своё дыхание на морозном стекле». Идею рубрики «Литературная минутка» редакция «Нового мира» так и не воплотила в жизнь, стихотворение «Зимняя ночь» опубликовано не было.

Автографы и публикации

Самый ранний из известных автографов «Зимней ночи» датирован декабрём 1946 года. В середине января 1947 года он был приложен к письму, высланному Пастернаком поэтессе Вере Звягинцевой. К тому моменту поэт был знаком с ней более семнадцати лет, Звягинцева присутствовала на чтении первых глав «Доктора Живаго» в сентябре 1946 года на даче в Переделкино. В настоящее время этот автограф хранится в РГАЛИ. Другой автограф датирован 1947 годом, выполнен карандашом, сведений о его месте хранения нет. Известен также машинописный текст «Зимней ночи», напечатанный в 1947 году и хранящийся в собрании А. Л. Барто. В обоих автографах и машинописном тексте, а также в редакции стихотворения, подготовленной к публикации в сборнике «Избранное», Пастернак менял отдельные строки и строфы, некоторые строфы — добавлял или, наоборот, изымал.

Книга «Избранное» представляла собой ещё одну попытку публикации стихотворений Пастернака, в числе которых была и «Зимняя ночь». Сборник был напечатан в 1948 году в издательстве «Советский писатель» и вызвал негативную оценку Союза советских писателей. Так, в письме в ЦК ВКП(б) общественный деятель Александр Фадеев сообщал, что секретариат этой организации «не разрешил выпустить в свет уже напечатанный сборник избранных произведений Б. Пастернака <…> не проследил за формированием сборника, доверился составителям, и в сборнике преобладают формалистические стихи аполитичного характера». Стихотворение «Зимняя ночь», которым заканчивался сборник, Фадеев охарактеризовал в этом письме как «пошлый стих ахматовского толка». В результате тираж «Избранного» был уничтожен полностью.

Впервые текст романа «Доктор Живаго», включая стихотворение «Зимняя ночь», был опубликован в 1958 году в Милане. В 1955 году при подготовке рукописи романа Пастернак произвёл окончательную редакцию стихотворений и установил их последовательность. Стихотворение «Зимняя ночь» состояло из восьми строф и следовало пятнадцатым в списке.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернака

В наше время Борис Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Признание на родине пришло к нему уже после смерти. После публикации на Западе романа «Доктор Живаго» творчество Пастернака в СССР находилось под запретом. В своем самом известном произведении писатель уделил большую часть поэзии, являющейся плодом творчества главного героя. Эта философская и любовная лирика становится органической частью романа, объясняющей и связывающей различные части. В этой лирике одним из центральных стихотворений является «Зимняя ночь». Впоследствии оно выходило и в качестве самостоятельного произведения. Точная дата написания неизвестна, так как над всем романом писатель работал около десяти лет.

Центральный образ стихотворения – горящая свеча, символизирующая спасительный огонек среди окружающего мрака. Она способна отогреть и успокоить измученную душу. Этим образом проникнут и весь роман в целом. Свеча становится для влюбленных центром мироздания, который притянул их к себе и дал пристанище посреди «снежной мглы». Любовные отношения намечены лишь несколькими броскими штрихами: «скрещенья рук», «скрещенья ног», «жар соблазна». Они не так важны в общефилософском смысле. Гораздо важнее «судьбы скрещенье», т. е. соединение вокруг животворящего истинного источника света двух одиноких сердец.

В контексте романа образ свечи символизирует человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть. Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением, это напоминает человеку, что смерть может прийти внезапно в самый неожиданный момент. С другой стороны, пламя свечи неизмеримо слабее жесткой вьюги, но продолжает свою неравную борьбу. Философский смысл этой символической схватки – человек никогда не должен сдаваться и использовать отведенное ему время до конца.

Пастернак использует в стихотворении разнообразные выразительные средства. Несколько раз повторяется рефрен «свеча горела», подчеркивающий значимость образа. Эпитеты применяются в основном в описании февральской непогоды: «снежной», «седой и белой». Практически все, что окружает главных героев, наделяется человеческими чертами через олицетворения («метель лепила», «ложились тени»). Очень выразительны используемые сравнения: «как мошкара», «воск слезами», «как ангел».

Стихотворение стало очень популярным на постсоветском пространстве. Его слова были положены на музыку.


Ольга Ивинская

«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле. ), анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг. времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма. тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…» ) отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела» .

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн». «ангел». «крестообразно» ) позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности. метафорами (жар соблазна, слезами с ночника ), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе ), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла ), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.» ). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…» ) и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени ). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: