Золотой век русской поэзии
Первые десятилетия XIX века принято называть «Золотым веком» в истории развития русской национальной литературы, потому что это время оказалось удивительно богато на появление новых авторов, поэтов и прозаиков, прекрасно владевших русским языком и затронувших в своих произведениях актуальные философские и гражданские темы. Конечно, главной звездой той эпохи остаётся на все времена Александр Сергеевич Пушкин, но даже на фоне его дарования не меркнут и остальные представители нашей словесности: К. Рылеев, А. Одоевский, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг, Ф. Тютчев и другие.
После наполеоновских войн, завершившихся победой русского оружия, империю охватила война патриотического подъёма. Французский, язык врага, утратил свои позиции основного языка светского общения, и молодые дворяне обратились к малоизвестному для себя богатству родной русской речи. Вместе с тем на смену строгому стилю классицизма пришла новая художественная концепция — романтизм, которому присуще более живое, красочное и возвышенное описание сильных характеров, бурных эмоций, а также интерес к природе, к простому человеку, к фольклору и сказкам.
Евгений Баратынский не имел специального филологического или философского университетского образования. Выходец из богатой московской купеческой семьи, он был отправлен на учёбу в Санкт-Петербург, в пажеский корпус, но, не окончив обучения, был отчислен за недостойное поведение. Впоследствии служил, дальше не учился, увлёкся поэзией и совершенствовался в этом увлечении самостоятельно, вдохновляясь примером своих друзей и единомышленников, в числе которых был и Пушкин, высоко ценивший стихи Баратынского и поддержавший его литературные опыты.
Тема и проблематика произведения
Баратынский в стихотворении читателю описывает свои фантазии. Поэт мечтает о спокойной простой жизни, где его никто не будет беспокоить. На этом и основана главная тема произведения.
Однако главная мысль произведения заключается в том, что поэт никогда не может спокойно заняться творчеством. Автор считает, что вдохновение приходит настолько же быстро, насколько и уходит, поэтому нужно его не упустить и начать сразу же творить. Но ему всегда будет что-то мешать. Даже самая мелочь начинает отвлекать писателя и сбивает с мысли. Поэт думает, что любая идея и рифма улетучивается от дыханья потусторонней суеты.
Баратынский поднимает проблему, которая непосредственно связана со всеми поэтами. Сложно представить, сколько культовых произведений изначально было записано на любом клочке бумаги, который только попадётся под руку. Столько же гениальных стихотворений писатели упустили из-за своей лени и забывчивости.
Проблематика произведения:
- проблема любви к искусству;
- проблема талантливости и гениальности.
Тема стихотворения
Баратынский открывает перед своим читателей мир поэзии, в который он погружён – это основная тема стихотворения. Таким образом, он метафорически делится с читателем своей мечтой о свободной от суеты простой жизни, где ничто не будет отвлекать от творчества. Поэт говорит о том, что решение полностью посвятить себя творчеству не всегда осуществимо, ведь обязательно находится какая-то раздражающая мелочь, которая будет отвлекать.
Вид лирики – философская, поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как её проводника. По его мнению, именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать эту энергию и передать её словами.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского Данное произведение принято относить к стихотворениям с патриотической лирикой, одним из тех, что были написаны Твардовским.
- Анализ стихотворения Весна на дворе Фета Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью
- Анализ стихотворения Мандельштама Раковина Ранний период творчества Осипа Мандельштама имеет свои тонкости и свою форму написания. Особое место в нем занимает стихотворение Раковина, написанное в 1911 году и является частью известного сборника Камень.
- Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин Поэт восхитительно расписывал в своих произведениях природу и эмоции. В его строчках, как будто ощущаешь подвывание ветра на полях, звон колосков пшеницы. И вперемешку тут же громкий смех свободной души, и стон разбитого сердца
- Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс Утес — это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.
“Чудный град порой сольется” – одно из тех новаторских произведений Баратынского, о котором критики отзывались достаточно прохладно. При этом современному читателю оно понятнее, чем человеку 19 века, поскольку поэт был одним и тех, кто опередил свое время. И краткий анализ “Чудный град порой сольется” по плану покажет ученикам 6 класса, в чем именно это проявилось. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения материала и как дополнительное пособие.
Роль образа «чудный град» в стихотворении Е.А. Баратынского
Образ «чудный град» является одним из главных символов в стихотворении Е.А. Баратынского. Он становится центральным мотивом, вокруг которого разворачивается основная тема произведения – тоска по ушедшей молодости.
В своем стихотворении поэт описывает город, который в определенный момент времени превращается в «чудный град», наполненный светлыми, яркими образами и пышной красотой. Этот образ символизирует идеальный мир, где нет места старости, грусти и разочарования. Он представляет собой утопическую картину, которой не существует в реальности.
Чудный град является метафорой прошлого. Это мир, к которому уже нельзя вернуться, но который так хочется увидеть снова. В стихотворении упоминается, что времена проходят быстро, как «размечтанный сон». Чудный град – это способ вернуться в мир юности и невинности, что сильно скрытоженно вернуться настоящему.
Таким образом, образ «чудный град» является ключевым мотивом, который позволяет поэту выразить свою тоску по ушедшей молодости. Он символизирует идеальный мир, который уже не существует, но который хочется увидеть снова.
«Чудный град порой сольётся» Е.Баратынский
«Чудный град порой сольется» Евгений Баратынский
Чудный град порой сольется Из летучих облаков, Но лишь ветр его коснется, Он исчезнет без следов. Так мгновенные созданья Поэтической мечты Исчезают от дыханья Посторонней суеты.
Анализ стихотворения Баратынского «Чудный град порой сольется»
Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.
Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется», которое было написано в 1830 году.
С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий. в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.
Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».
По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.