Деревня И. С. Тургенева: основные темы и краткое содержание рассказа
Краткое содержание
Рассказ «Деревня» И. С. Тургенева рассказывает о посещении главным героем Аркадием, села, где он провел свое детство. Герой замечает, что все изменилось, крестьяне живут в бедности, а помещик и его семья в изобилии. В селе он встречает своего учителя и бывшую любимую, которая вышла замуж за другого. В итоге герой уезжает из деревни смущенный и разочарованный.
Главные темы
- Расслоение общества. Автор показывает разницу между жизнью помещика и крестьян в деревне, что ведет к обострению классового различия и социальной несправедливости.
- Воспоминания. Герой, посетив свою родную деревню, вспоминает свои детские годы и первую любовь, что позволяет читателю погрузиться в прошлое и пережить переживания героя.
- Любовь. Рассказ показывает трагическую любовь главного героя, его невыполненные мечты и разочарование.
- Портрет крестьянина. Автор знакомит читателя с жизнью обычных людей в деревне, раскрывая те нюансы и ограничения, которые определяют их жизнь.
Литературное направление и жанр
Будучи одним из основоположников классического русского реализма, Тургенев постоянно стремился всячески обогащать его жанровую систему.
Представляя стихотворения Стасюлевичу, Тургенев описал их как соответствие эскизов, этюдов с натуры у художников. Придумывая названия для цикла, Тургенев назвал его «Стихотворения без рифм и размера», потом «Стихотворения в прозе».
Стихотворение в прозе – относительно новый литературный жанр позднеромантического происхождения, у истоков которого стояли Эдгар По и Шарль Бодлер, – в позднем творчестве Тургенева получает реалистическое переосмысление. Манифестом такового переосмысления и выступает стихотворение в прозе «Деревня», которым открывается этот лирический цикл.
Анализ стихотворения «Деревня» Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев оставил после себя не только прозу, но и поэзию. Примером творчества молодого поэта может служить стихотворение «Деревня».
Стихотворение написано в 1846 году, опубликовано годом позже. Его автору 29 лет, он пишет стихи, сотрудничает с журналом «Современник» и публикует главы из «Записок охотника». По жанру — пейзажная лирика. Размер разнится, от ямба и хорея до акцентного и белого стиха. Лирический герой — сам автор. Композиция делится на 9 частей, каждая представляет собой картинку русской степной природы в разные времена года. Зарисовки мирные, идиллические, реалистические.
В первой описывается собственно деревня поздней весной. Интонация чуть ленивая, будто героя разморило на солнышке. Вековой уклад жизни завораживает городского жителя: предаться сам готов их бедному, простому быту. Во второй части «На охоте летом» — доверчивый на природе сон после азартной охоты. В третьей — безлунная ночь. Это одна из двух зарисовок, где явь перемешана с фантазией. Герою не спится, он, кажется, влюблен. В четвертой — семейственная картинка: герой будто видит давно умершего деда, возвращающегося домой с удачной охоты. Здесь также явь смешивается с фантазией. В пятой — единственная часть, которая могла быть мрачной и пугающей. Однако и здесь гроза завершается лишь очищением природы, наступлением прохлады. Шестая часть — другая ночь. Всадник пробирается через лес. Седьмая — осень подходит к концу. Герою грустно: больше ничего не держит его в деревне. Восьмая — последняя веселая охота в утренних заморозках. В девятой части благодарный герой с чувством прощается со степью, торопится в город, где ждут его и друзья, и враги. Он успел соскучиться не только по первым, но даже и по вторым. Прилив сил и вдохновения сопровождают его возвращение в город.
Лексика нейтральная, просторечная, местами устаревшая. Восклицания: как отрадно в лесу! Утро! Победа! Седлайте коня! падай обильнее, снег! Риторические вопросы: в кого ты влюблена? где ты, лазурь небес? Эпитеты: тихих, недремлющих, алой, яркой, душистый, пышные, серебристый. Сравнения: снежинки словно пчелы, ночь, как жена. Олицетворения: улыбается природа, шепчут листья, земля кротко баюкает сына. Метафора: природа — строгий и ясный художник. Множество повторов увеличивают экспрессию, динамику стихотворения.
Стихотворение «Деревня» — одна из пленительных страниц творческого наследия И. Тургенева. При жизни писатель больше ни разу не публиковал своих поэтических опытов, целиком переключившись на прозу.
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Duckduckgo
Министерство культуры Российской Федерации
Вернуться на главную
- Об авторе
- Недавние публикации
Дети, «короли» и солдаты
Вернемся в столицу, где нищие продолжали процветать. Попытки властей бороться с ними напоминали вычерпывание моря тазиком, причем если воду из тазика выплескивать обратно в море. Если задержанный подходил под определение «профессионала», побирающегося не от отсутствия работы или по состоянию здоровья, то его отправляли прочь из городов в родные деревни и села (по месту приписки). В случае отсутствия документов место жительства выясняли в основном вопросами типа «ты откуда, холоп?» и зуботычинами. Как правило, как только их за счет казны доставляли до «дома», те, вежливо поблагодарив чиновников, отправлялись в новое нищенское странствие. Чаще всего — обратно в тот же город. Круговорот нищих был вечен.
Многие помирали, замерзая на улицах или спиваясь (конечно, большинство нищих глушило спиртное, как не в себя), но в армии нищих не было недостатка в новобранцах, в том числе детей. Профессиональные попрошайки использовали собственных детей, но еще чаще покупали чужих у бедняков, а то и просто воровали. Правовед Август Левенстим, исследовавший проблему нищенства, писал:
«В селении Белая Церковь появилась нищая, которая возила на тележке семилетнюю слепую девочку с вывихнутыми руками и ногами. Однажды девочка, услышав, как две прохожие женщины говорят по-еврейски, закричала им на еврейском языке: «Отнесите меня к маме!». Когда женщины заволновались и собрали толпу народа, девочка сообщила, что находится с этой женщиной полгода… Нищая же сказала, что эту девочку ей подарили, и она возит ее для более успешного собирания подаяния».
Бахтиаров в очерке «Короли нищих» рассказывает, как дети постарше – ребята двенадцати-пятнадцати лет – работают на опытных «королей», старших нищих. Сами они милостыню не просят, но стоят во главе детских «артелей» — собирают у подростков всю выручку, отдавая небольшую часть. Плюс кормежка, ночлег, водка и папиросы.
Дети, росшие в нищенстве на улицах, как правило, оставались в том же социальном статусе: мальчиков ждала карьера попрошаек или воров (что часто совмещали), девочек — проституция. Использование детей для сбора милостыни вызывало огромное возмущение в обществе, но прекращать никто не собирался: нет проще способа разжалобить даже самых черствых, чем показать заплаканное детское лицо.
О морали говорить не приходилось: нищие работали с любыми способами заработка. Когда грянули русско-японская, а спустя девять лет и Первая мировая войны, это, разумеется, тоже пошло нищим на пользу. Раздраженный журналист писал:
«Петербургские улицы превратились в филиальные отделения не то Кунсткамеры, не то паноптикума, где собирают коллекции уродов. И все это — не только жертвы войны. Большинство, несомненно, пороху и не нюхало».
Нельзя сказать, что правительство бездействовало: понимая, что полицейские методы не работают, города создавали попечительства о бедных, дома трудолюбия, ночлежки, приюты, дешевые столовые. Но помощью всех этих заведений пользовались те, кто сам хотел найти новое место в жизни и перестать быть нищим, в то время как «профессионалов» забота государства трогала мало.
В 1910-х чиновники и общественные деятели рассуждали о масштабной социальной реформе, которая тотально изменит общество и избавит его от порока нищенства – но до реализации дело не дошло. Старую Россию свалил вихрь мировой войны и революций, и вплоть до середины 1920-х проблему нищенства решать было просто некому. А после того, как туман войны развеялся, социальными вопросами занялась уже совсем другая страна.
Темы
Центральное место в повести «Деревня» занимает тема глубоких переживаний и чувств русского человека. В своем произведении Иван Алексеевич не просто продемонстрировал картину жизни людей в деревне. Писатель проанализировал эмоции и переживания личности, ее психологию. В ней-то все и дело. Герои книги не способны проявить позитивные чувства, даже в своей семье они повторяют деспотическую модель поведения «тиран — раб». Внешне они агрессивны, стремятся к насилию и доминированию, но внутренне русский человек слаб и надломлен. Он не может добиться счастья и довольствуется страданием, которое он изливает на других. Автор пытается понять, кто именно виноват в плачевном положении жителей деревни. Герои приходят к выводу, что сами люди ответственны за никчемность своего существования. Сам народ не дотягивает до идеального образа, воспетого Гоголем.
Тематика повести «Деревня» представлена в списке:
Семья. Оба героя стремились к разным целям и ценностям, но каждый из них пришел к одному и тому же — необходимости семьи. В тяжелое время они оказались одинокими и непонятыми, и только родной брат подставил плечо в трудную минуту
Это говорит о важности семьи и взаимовыручки в жизни каждого из нас.
Любовь. Оба героя не смогли выстроить гармоничные отношения с женщинами. Тихон нашел ответ, почему так произошло
Герой на протяжении всей жизни проявлял к женщине только равнодушие. Он и не знал, с кем живет. Даже дети не принесли бы ему счастья, потому что он и к ним был бы столь же безразличен.
Противопоставление двух жизненных подходов. Можно заметить, что Кузьма — типичный интеллигент, который желает объяснить сложившуюся ситуацию и реализовать себя в творчестве. Тихон, напротив, олицетворяет разумного хозяина, человека практичного и приземлённого. Но ни один из них не видит счастья на Руси, потому что каждый из них плывет по течению и не анализирует свое внутреннее состояние. Только в зрелом возрасте герои начинают прозревать и понимать, что им нужно от жизни.
Судьба России. По мнению самого писателя, крестьяне виноваты в том, что оказались в таком печальном положении. Многочисленные пороки и особенности менталитета мешают им жить в гармонии друг с другом. В самой народной культуре заложено агрессивное начало, желание самоутвердиться за счет унижения другого. Это ведро с крабами оказывается гибельным для амбиций и грез.
Тихон нашел ответ, почему так произошло. Герой на протяжении всей жизни проявлял к женщине только равнодушие. Он и не знал, с кем живет. Даже дети не принесли бы ему счастья, потому что он и к ним был бы столь же безразличен.
Противопоставление двух жизненных подходов. Можно заметить, что Кузьма — типичный интеллигент, который желает объяснить сложившуюся ситуацию и реализовать себя в творчестве. Тихон, напротив, олицетворяет разумного хозяина, человека практичного и приземлённого. Но ни один из них не видит счастья на Руси, потому что каждый из них плывет по течению и не анализирует свое внутреннее состояние. Только в зрелом возрасте герои начинают прозревать и понимать, что им нужно от жизни.
Судьба России. По мнению самого писателя, крестьяне виноваты в том, что оказались в таком печальном положении. Многочисленные пороки и особенности менталитета мешают им жить в гармонии друг с другом. В самой народной культуре заложено агрессивное начало, желание самоутвердиться за счет унижения другого. Это ведро с крабами оказывается гибельным для амбиций и грез.
История создания
Стихотворение «Деревня» открывает цикл «Стихотворений в прозе» Тургенева. Оно было написано в 1878 г. В 1882 г. Тургенев предложил редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу материалы, которые попросил напечатать только после его смерти. Первое стихотворение, которое прочитал Тургенев Стасюлевичу, было «Деревня». Редактор был очарован миниатюрами и уговорил Тургенева отобрать полсотни стихотворений, которые не носили бы «личного или интимного характера». Цикл стихотворений в прозе был назван «Senilia», то есть старческое. Тургенев сравнивал их с последними тяжкими вздохами старика.
Первые 50 стихотворений были напечатаны в «Вестнике Европы» за декабрь 1882 г.
Финал рассказа «Деревня» И. С. Тургенева
В конце рассказа герой Василий Иваныч возвращается в свою деревню и находит ее совсем другой, чем когда-то. Он видит, что жить здесь стало еще хуже, люди разбились на две враждующие группы и живут в постоянных конфликтах. Разоружившись перед своим народом и избавившись от болезни пьянства, Василий Иваныч пытается наладить мир и помирить всех жителей деревни.
Главной темой финала рассказа является проблема социального уклада русской деревни и неспособность общества самостоятельно решать свои проблемы. Тургенев проницательно показывает взаимоотношения людей в маленьком сообществе, где каждый зависит от другого и каждый испытывает трудности в своей жизни. Все сложности деревни Мирновки происходят оттого, что у жителей нет четкого понимания своих ролей и обязанностей в социальной системе.
Тем не менее, финал рассказа несет определенную надежду на изменение ситуации. Герой рассказа Василий Иваныч является образцом для деревенских жителей и свидетельствует о том, что каждый может изменить свою жизнь к лучшему. Тургенев хотел показать, что самые простые люди могут стать настоящими героями и преодолеть трудности своего времени, если они будут действовать вместе и иметь четкую цель.
Перед охотой
Утро! Вот утро! Едва над холмамиКрасное солнце взыграет лучами,
Холод осеннего, светлого дня,Холод веселый разбудит меня.
Выйду я… небо смеется мне в очи;С сердца сбегают лобзания ночи…
Блестки крутятся на солнце; морозВыбелил хрупкие сучья берёз…
Светлое небо, здоровье да воля —Здравствуй, раздолье широкого поля!
Вновь не дождаться подобного дня…Дайте ружье мне! седлайте коня!
Вот он… по членам его благороднымВетер промчался дыханьем холодным,
Ржёт он и шею сгибает дугой…Доски хрустят под упругой ногой;
Гуси проходят с испугом и криком;Прыгает пес мой в восторге великом;
Ясно звучит его радостный лай…Ну же, скорей мне коня подавай!
IX
Гроза
Уже давно вдали толпились тучи Тяжелые — росли, темнели грозно… Вот сорвалась и двинулась громада. Шумя, плывет и солнце закрывает Передовое облако; внезапный Туман разлился в воздухе; кружатся Сухие листья… птицы притаились… Из-под ворот выглядывают люди, Спускают окна, запирают двери… Большие капли падают… и вдруг Помчалась пыль столбами по дорогам; Поднялся вихрь и по стенам и крышам Ударил злобно; хлынули потоки Дождя… запрыгал угловатый град… Крутятся, бьются, мечутся деревья, Смешались тучи… молнья!.. ждешь удара. Загрохотал и прокатился гром. Сильнее дождь… Широкими струями, Волнуясь, льет и хлещет он — и ветер С воды срывает брызги… вновь удар! Через село, растрепанный, без шапки, Мужик за стадом в поле проскакал, А вслед ему другой кричит и машет… Смятенье!.. Но зато, когда прошла Гроза, как улыбается природа! Как ласково светлеют небеса! Пушистые, рассеянные тучки Летят; журчат ручьи; болтают листья.., Убита пыль; обмылася трава; Скрипят ворота; слышны восклицанья Веселые; шумя, слетает голубь На влажную, блестящую дорогу… В ракитах раскричались воробьи; Смеются босоногие мальчишки; Запахли хлебом желтые скирды… И беглым золотом сверкает солнце По молодым осинам и березам…
VI
Композиция
Пятистрофное произведение состоит из двух частей. Первая часть – это три истории о крестьянах, живущих в позабытой помещиком деревне. Это бабушка Ненила, которая не может взять лесу для починки избы, крестьяне, у которых жадный сосед отобрал землю, и Наташа, которую немец-управитель не пускает замуж за вольного хлебопашца. Все они объединяются рефреном – “ вот приедет барин! “, который повторяют все несправедливо обиженные.
Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. В результате бездействия барина хлебопашца Игната забрили в солдаты, бабушка Ненила так и умерла в своей разваливающейся избушке, а сосед-плут собрал с крестьянской земли не один урожай.
Кульминация – последняя строфа, в которой барин наконец-то приезжает, но… в гробу. А новый, едва прошли похороны, уезжает в Питер, снова оставляя крестьян с их нерешенными проблемами.
Смысл произведения «Деревня» И.А. Бунина
В своем «деревенском» произведении И.А. Бунин попытался не просто показать жизнь русской глубинки. Писателя волновала душа простого народа, его мысли и переживания. И.А. Бунин нарисовал психологический портрет русского человека без излишеств и идеализации. Автор осветил острые проблемы, которые накопились в обществе.
И.А. Бунин реалистично и точно показал ужасающие проблемы, с которыми столкнулся простой народ. Страшный голод, нищета, унижения. Русские люди, изнуренные тяжелым трудом, пытались выживать. Автор глубоко сочувствовал русским мужикам. Он всем сердцем болел за крестьян. Несмотря на тяжелые испытания, которые выпали на долю простому народу, люди не озлобились. В них сохранилось не только невероятное жизнелюбие, но и детская наивность, непосредственность, доброта.
Писатель симпатизирует своим героям. Он уважает их за нравственную чистоту, силу воли, несломленный характер. Неиссякаемое терпение крестьян, несмотря на тяжкое бремя обстоятельств, вера в лучшее — то, что восхищает не только автора, но и всех читателей. И.А. Бунин жалеет народ, но в то же время он понимает, что все беды крестьяне создали для себя сами. Как это возможно? Одни люди просто смирились с нечеловеческими условиями существования, не предпринимая никаких попыток улучшить свою жизнь. Другие ругают всех вокруг, не понимая, что их недовольство негативно сказывается исключительно на их повседневном быте. Но что делать в сложившейся ситуации? Как народу выйти из порочного круга? Автор не дает четкого ответа, предлагая читателю самому ответить на эти вопросы.
В произведении «Деревня» И.А. Бунин затрагивает широкий спектр проблем из разных областей: религия, философия, политика, экономика, психология, нравственность. Не случайно подобрано и название деревни, которая описана в книге. Дурновка. Уже из названия читатель понимает всю проблематику жизни в российской глубинке. Многострадальная деревня со своими ценностями, укладом и невероятными сложностями бытия.
Смысл финала «Деревня» И.А. Бунина
И.А. Бунин в произведении беспощадно показал не только физическую деградацию народа, но и духовную. «Кто виноват?». Вечный вопрос, на который писатель так и не дал точного ответа. Автор изобразил судьбу целой страны. Суровая картина действительности жизни крестьян не оставляет равнодушным ни одного читателя.
Однако безысходность и трагичность судьбы присуще не только крестьянам. У дворян также нет полноценного будущего. Русские люди обречены. Герой Тихон глубоко надеется, что его род будет продолжаться. Однако череда похорон своих мертвых отпрысков заставляет несчастного мужчину усомниться в этом. Тихон не видит смысла своего дальнейшего существования. Его судьба — это скорбь и печаль.
Пугающая действительность глухой деревни Дурновка поражает. Жители погрязли в нескончаемых проблемах. Простые люди будто погребены заживо, без возможности выбраться из тяжелейших условий существования. Жертвы стихии, которых поглотили нищета и ужасающая реальность. Авторский пессимизм достиг своего апогея.
В конце произведения вырисовывается отчетливая картина: Дурновка — собирательный образ вообще всех русских деревень, Россия — это и есть сама деревня, дурновцы — это обобщенный русский народ. Измученные, подавленные, обремененные сложнейшими тяготами люди, у которых практически не осталось сил для спасения. Писатель использовал унылые печальные краски, чтобы без прикрас передать душевную боль крестьян. Вокруг лишь нищета, грязь, страдания. Но где же надежда на лучшую жизнь?
Тема, основная мысль и композиция
В марте 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, закончившееся его смертью. После этого события в Росси наступила реакция. Александр III отменил конституционную реформу. Все ведомства обязаны были выполнять распоряжения начальника охраны. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура. Исчезла надежда на любые демократические преобразования.
Тема стихотворения – роль русского языка в жизни русского человека. Основная мысль: русский язык вобрал в себя всю мудрость великого народа, он – последняя надежда и опора любого говорящего на нём. Стихотворение целиком отражает всё богатство мысли Тургенева. Это единое афористическое выражение. Стасюлевич назвал 5 строк стихотворения золотыми строками, более ёмкими, чем целый трактат.
Сравнение города и деревни
В рассказе «Деревня» Тургенев противопоставляет городскую жизнь деревенской. Он показывает, что жизнь в городе и в деревне отличается не только природой и комфортом обитания, но и культурной сферой.
Герой рассказа, сын помещика, влюблен в горожанку, Асю. Он живет в городе, где обитают люди с высшим образованием и свободными взглядами на жизнь. Однако, когда он приезжает в родную деревню, он понимает, что местные жители живут по-другому: они не знакомы с европейской культурой, не читают книг, не интересуются наукой и искусством. В деревне они рады простым удовольствиям, таким как общение за столом и охота.
В городе жители общаются на равных, привыкшие к свободным правам и свободе слова, в то время как в деревне владения помещика управляют жизнью местных жителей и, вроде как, даже души. В то же время, жизнь в деревне постоянна, круг общения ограничен, а люди живут по определенным правилам и традициям, которые могут казаться абсурдными и неуместными для тех, кто живет в городе.
В итоге, Тургенев делает вывод, что люди в городе и деревне живут разными жизнями, и такое сравнение не должно быть поверхностным. Герой рассказа остается верен свободным взглядам города, но при этом остается связанным духом родной деревни.
На охоте — летом
Жарко, мучительно жарко… Но лес недалеко зеленый. С пыльных, безводных полей дружно туда мы спешим Входим… в усталую грудь душистая льется прохлада; Стынет на жарком лице едкая влага труда. Ласково приняли нас изумрудные, свежие тени; Тихо взыграли кругом, тихо на мягкой траве Шепчут приветные речи прозрачные, легкие листья… Иволга звонко кричит, словно дивится гостям. Как отрадно в лесу! И солнца смягченная сила Здесь не пышет огнем, блеском играет живым. Бархатный манит нас мох, руками дриад округленный… Зову противиться в нас нет ни желанья, ни сил. Все раскинулись члены; стихают горячие волны Крови; машет на нас темными маками сон. Из-под тяжелых ресниц взор наблюдает недолго Мелких букашек и мух, их суетливую жизнь. Вот он закрылся… Сосед уже спит… с доверчивым вздохом Сам засыпаешь… и ты, вечная матерь, земля, Кротко баюкаешь ты, лелеешь усталого сына… Новых исполненный сил, грудь он покинет твою.
III
1878—1882
- Оглавление
- О произведении
- Критика
Оглавление
К читателю | 125 | 475 |
125 | ||
Деревня | 125 | 476 |
Разговор | 127 | 477 |
Старуха | 128 | 479 |
Собака | 129 | |
Соперник | 130 | 479 |
Нищий | 132 | |
«Услышишь суд глупца…» | 132 | 479 |
Довольный человек | 133 | 480 |
Житейское правило | 133 | 481 |
Конец света (Сон) | 134 | 482 |
Маша | 135 | 483 |
Дурак | 137 | 484 |
Восточная легенда | 138 | 485 |
Два четверостишия | 139 | 486 |
Воробей | 142 | 488 |
Черепа | 143 | 489 |
Чернорабочий и Белоручка (Разговор) | 143 | 490 |
Роза | 144 | 490 |
Памяти Ю. П. Вревской | 146 | 491 |
Последнее свидание | 146 | 492 |
Порог | 147 | 493 |
Посещение | 148 | 498 |
Necessitas, Vis, Libertas (Барельеф) | 149 | 499 |
Милостыня | 149 | 499 |
Насекомое | 151 | 500 |
151 | 500 | |
Лазурное царство | 152 | 501 |
Два богача | 153 | 501 |
Старик | 154 | 502 |
Корреспондент | 154 | 502 |
Два брата | 155 | 502 |
Эгоист | 156 | 502 |
Пир у Верховного Существа | 157 | 503 |
Сфинкс | 157 | 504 |
Нимфы | 158 | 506 |
Враг и друг | 160 | 507 |
Христос | 161 | 508 |
Камень | 162 | 509 |
Голуби | 163 | 510 |
Завтра! Завтра! | 164 | |
Природа | 164 | 510 |
«Повесить его!» | 165 | 511 |
Что я буду думать?.. | 167 | |
«Как хороши, как свежи были розы…» | 167 | 512 |
Морское плавание | 169 | 513 |
Н. Н. | 170 | 513 |
Стой! | 170 | 514 |
Монах | 171 | 515 |
Мы еще повоюем! | 171 | |
Молитва | 172 | 515 |
Русский язык | 172 | 516 |
125 | ||
Встреча (Сон) | 173 | 517 |
Мне жаль… | 174 | |
Проклятие | 174 | 517 |
Близнецы | 175 | 518 |
Дрозд (I) | 175 | 518 |
Дрозд (II) | 177 | 519 |
Без гнезда | 178 | 520 |
Кубок | 178 | |
Чья вина? | 179 | |
Житейское правило | 179 | 520 |
Гад | 179 | 520 |
Писатель и критик | 180 | 521 |
С кем спорить… | 180 | 521 |
«О моя молодость! О моя свежесть!» | 181 | 523 |
К*** | 181 | 523 |
Я шел среди высоких гор | 181 | 524 |
Когда меня не будет… | 182 | 525 |
Песочные часы | 183 | 526 |
Я встал ночью… | 183 | |
Когда я один… (Двойник) | 184 | 526 |
Путь к любви | 185 | 526 |
Фраза | 185 | |
Простота | 185 | |
Брамин | 185 | 527 |
Ты заплакал… | 186 | |
Любовь | 186 | |
Истина и Правда | 186 | 527 |
Куропатки | 187 | 528 |
Nessun maggior dolore | 187 | 528 |
Попался под колесо | 187 | 528 |
У-а… У-а! | 188 | 529 |
Мои деревья | 189 | 529 |
О произведении
Цикл коротких лирических текстов, в сжатой форме выражающих опыты и постижения, к которым пришел Тургенев за свою жизнь.
Лесная картина
В стихотворении «Деревня» Иван Тургенев описывает различные картины природы, в том числе и лесную. Лесная картина в данном стихотворении представляется читателям как место, где царит тишина и спокойствие, а природа раскрывается во всей своей красоте.
Автор, словно целуется с природой, использует образ леса, чтобы передать читателю свои эмоции и мысли. Он описывает, как осенью листья дрожат, словно под воздействием трепетного ветра, и создают удивительное зрелище — «Едва качнул чуть ветерок бульканье осенней топи, полыхнули, трепетали груши виноградами тополи» (с. 5).
Лесная картина в стихотворении Тургенева отражает красоту и многогранность русской природы. Он описывает, как кусты и деревья на протяжении столетий растут и процветают, создавая вокруг себя величественный лесной пейзаж.
Эта картина природы позволяет читателю окунуться в атмосферу леса, ощутить его таинственность и загадочность. Лес становится местом, где можно уединиться с собой и найти вдохновение для души. Он становится источником жизни, радости и любви, который умиротворяет, вдохновляет и наполняет силой.
Лесная картина, описанная Тургеневым, вызывает в читателе чувство гармонии с природой, восхищения и блаженства. Она позволяет нам почувствовать связь с окружающим миром, исцелиться душевно и зарядиться энергией.
Мы можем увидеть лес как символ природы и красоты, и вдохновиться его величием и многогранностью. Возможно, читатель обратит больше внимания на окружающую природу, на лесные деревья, листья и цветы, и займется их изучением и защитой.
Жизнь в деревне
«Деревня» И.С. Тургенева ярко описывает быт и жизнь крестьянской деревни в России на рубеже XIX-XX веков. Рассказ весьма точно передает нравы и обычаи того времени, а также проблемы, которые испытывали крестьяне повседневно.
В деревне вроде бы всё просто и понятно, однако, внутри глухих стен избушек таятся глубокие проблемы. Одних мучают экономические трудности, другие — отношения внутри общины, третьи же — верность своим идеалам и убеждениям.
Бедность, несправедливость, жестокость — все эти факторы влияют на жизнь деревенских жителей. Однако, несмотря на это, они продолжают бороться и двигаться вперед, в надежде на лучшее будущее.
Крестьянская деревня – это мир, в котором сочетаются искренность, честность и порой грубость и жестокость. Она прекрасна своей простотой, но не менее яркой сложностью внутреннего мира каждого ее жителя. Рассказ Тургенева является непревзойденным образцом русской классической литературы и дает глубокое понимание того, как тесно связана человеческая жизнь с природой и историей.
Безлунная ночь
О ночь безлунная, ночь теплая, немая!Ты нежишься, ты млеешь, изнывая,Как от любовных ласк усталая жена…Иль, может быть, неведеньем полна,6 Мечтательным неведеньем желаний,—Стыдливая, ты ждешь таинственных лобзаний?Скажи мне, ночь, в кого ты влюблена?Но ты молчишь на мой вопрос нескромный…И на тебе покров густеет темный.
Я заражен тобой… вдыхаю влажный нар…И чувствую, в груди тревожный вспыхнул жар…Мне слышится твой бесконечный ропот,Твой лепет вкрадчивый, твой непонятный шёпот —И тень пахучая колеблется кругом.Лицо горит неведомым огнем,Расширенная грудь дрожит воспоминаньем,Томится горестью, блаженством и желаньем —И воздух ласковый, чуть дремлющий, ночной,Как будто сам дрожит и пышет надо мной.
IV
Дед
Вчера в лесу пришлося мне Увидеть призрак деда… Сидел он на лихом коне И восклицал: победа!
И радостно глядел чудак Из-под мохнатой шапки… А в тороках висел русак И грустно свесил лапки.
И рог стремянною звучал Так страстно, так уныло- Любимый барский пес, Нахал, Подняв стерляжье рыло,
Махал тихохонько хвостом… Суровый доезжачий Смирял угрозой да бичом Шумливый лай собачий.
Кругом — соседи-степняки, Одетые забавно, Толпились молча, бедняки! И радовался явно
Мой дед. степной Сарданапал, Такому многолюдью… И как-то весело дышал Своей широкой грудью.
Он за трубу держал лису, Показывал соседу… Вчера, перед зарей, в лесу, Я подивился деду.
V
Суть: о чем?
Начинается все с того, что один франт просит у пожилой помещицы дать взаймы крупную сумму. Та идет навстречу, закладывает свой дом и направляет оказавшемуся в беде знакомому необходимые средства в размере 15 тысяч. Тот, получив желаемое, пропадает.
Старушка посылает многочисленные письма, убеждая вернуть деньги, но не получает ответа. Тогда решает отправиться в Петербург, чтобы “похлопотать” лично. Там ей приходится просить полицию и крупных чиновников о помощи, но никаких положительных результатов это не дает из-за значимого положения обманщика в обществе. Совсем отчаявшись, героиня соглашается на предложение другого помещика низшего ранга, и тому удается справиться со злостным должником.
Справедливость восстанавливается, задолженность погашается. Счастливая старушка возвращается домой.
Другая ночь
Уж поздно… Конь усталый мой Храпит и просится домой… Холмы пологие кругом — Степные виды! За холмом Печально светится пожар —
Овин горит. На небе пар; На небе месяц золотой Блестит холодной красотой, И под лучом его немым Туман волнуется, как дым.
Большие тени там и сям Лежат недвижно но полям, И различает глаз едва Лесов высоких острова. Кой-где по берегам реки В кустах мерцают огоньки;
Внезапный крик перепелов Гремит один среди лугов, И синяя, ночная мгла Как будто нехотя тепла.
VII
Кроткие льются лучи с небес на согретую землю; Стелется тихо по ней, теплый скользит ветерок. Но давно под травой иссякли болтливые воды В тучных лугах; и сама вся пожелтела трава. Сумрак душистый лесов, отрадные, пышные тени, Где вы? где ты, лазурь ярких и темных небес? Осень настала давно; ее прощальные ласки Часто милее душе первых улыбок весны. Бурые сучья раскинула липа; береза Вся золотая стоит; тополь один еще свеж — Так же дрожит и шумит и тихо блестит, серебристый; Но побагровел давно дуба могучего лист. Яркие краски везде сменили приветную зелень: Издали пышут с рябин красные гроздья плодов, Дивно рдеет заря причудливым, долгим пожаром… Смотришь и веришь едва жадно вперенным очам. Но природа во всем, как ясный и строгий художник, Чувство меры храпит, стройной верна простоте. Молча гляжу я кругом, вниманья печального полный.., В тронутом сердце звучит грустное слово: прости!
VIII
Река и пруд
Тургенев в стихотворении «Деревня» описывает картины связанные с природой и, в частности, рекой и прудом. В своем стихотворении, он воспевает прекрасную природу, которая окружает деревню.
Большое внимание Тургенев уделяет реке. Он описывает ее могучий поток, который носится среди деревьев и кустарников
Река символизирует жизненную силу и энергию. Она течет и несет с собой все, что встречает на своем пути. Тургенев описывает ее как живой организм, который оберегает и питает окружающие земли.
На реке плавают лодки, под парусами которых ветер выдувает волны, и они, как будто, танцуют на поверхности воды. Эти картины описывают непосредственную связь человека с природой, его способность владеть ею и одновременно быть зависимым от нее.
Помимо реки, Тургенев описывает пруд. Прекрасное водоемное образование, которое расположено рядом с деревней. Он описывается как тихое и спокойное место. Прекрасный образ пруда вызывает чувство блаженства и умиротворения у людей, живущих в деревне.
На берегу пруда растут высокие и красивые ивы, которые отражаются в воде и создают очарование. Вода пруда также служит обиталищем для многочисленных рыб, которые привлекают людей, увлекающихся рыбной ловлей.
Тургенев создает картины реки и данного пруда, чтобы передать читателям свои ощущения и чувства, которые испытывает, находясь в окружении природы, вдали от суеты и шума города. Он хочет показать, что природа является источником вдохновения и счастья для человека. Мы можем наслаждаться красотой и миром, которые природа нам дарит.