«близнецы» — тема и анализ стихотворения и. тургенева

«близнецы» - тема и анализ стихотворения и. тургенева

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Два богача.

История создания – произведение написано в июле 1878 года, а напечатано в 1882 году в рамках цикла “Стихотворения в прозе”.

Тема стихотворения – благородство и душевная щедрость простого человека.

Композиция – двухчастная: автор создает зачин и подводит читателя к кульминации, которая содержит и мораль, выраженную в последнем предложении.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – свободный стих.

Эпитеты – “убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши“.

Корреспондент

Двое друзей сидят за столом и пьют чай.

Внезапный шум поднялся на улице. Слышны жалобные стоны, ярые ругательства, взрывы злорадного смеха.

– Кого-то бьют, – заметил один из друзей, выглянув из окна.

– Преступника? Убийцу? – спросил другой. – Слушай, кто бы он ни был, нельзя допустить бессудную расправу. Пойдем заступимся за него.

– Да это бьют не убийцу.

– Не убийцу? Так вора? Всё равно, пойдем отнимем его у толпы.

– И не вора.

– Не вора? Так кассира, железнодорожника, военного поставщика, российского мецената, адвоката, благонамеренного редактора, общественного жертвователя?… Все-таки пойдем поможем ему!

– Нет… это бьют корреспондента.

– Корреспондента? Ну, знаешь что: допьем сперва стакан чаю.

Июль, 1878

Влияние близнецов на общее настроение стихотворений

Тургеневская поэзия близнецов оказывает значительное влияние на общее настроение стихотворений, создавая особую атмосферу и передавая сложные эмоции.

Близнецы, как символ двойственности и душевного раскола, пронизывают множество стихотворений И.С. Тургенева. Они отражают борьбу различных противоположностей внутри героев и создают напряженность, которая распространяется на всю суть произведения. В стихотворениях обычно представлены два близнеца, каждый из которых символизирует свой аспект личности: один — земной, реалистичный и прозаичный, другой — идеалистический, мечтательный и романтический.

Через сопоставление и противопоставление близнецов автор передает свою философию и показывает внутренние конфликты героев. Оба близнеца взаимодействуют друг с другом, а их диалоги и мысли создают особое настроение в стихотворениях. Они помогают читателю вникнуть в состояние души героев и понять их внутренний мир.

Близнецы также играют важную роль в передаче основной темы стихотворений, будь то любовь, смерть или сомнения. Их наличие подчеркивает сложность и неоднозначность этих тем и придает произведениям глубину и эмоциональную насыщенность

Они помогают создать напряжение и привлекают внимание читателя, делая стихотворения более запоминающимися и отражающими многогранность человеческой души

Таким образом, близнецы в стихотворениях И.С. Тургенева играют важную роль в формировании общего настроения произведений. Они создают атмосферу душевного раскола и передают сложные эмоции героев. Этот мотив является одной из основных черт поэзии Тургенева и делает его стихотворения уникальными и запоминающимися.

Мне нравитсяНе нравится

Анализ стихотворения Тургенева «Дурак»»

Человека имеющего свое острое личное мнение всегда воспринимают, и будут воспринимать по-разному: трусливые конформисты безоговорочно подчинятся ему, остальные напротив — высмеют и попытаются противоречить всему сказанному. Тех и других огромное множество, они формируют безголовое общество. В стихотворение в прозе «Дурак» И. С. Тургенев попытался раскрыть нам глаза на примере главного героя — ярчайший представитель неграмотного поколения.

И. С. Тургенев жил и творил более столетия назад, но в актуальности данной проблемы сомнений нет. Дураки и трусы всячески облегчают себе жизнь, забывая о правильности поступков.

Автор своей сатирической манерой дает понять, что герой вовсе не изменился, изменилось лишь отношения к нему, со стороны жалкого общества. Финальная фраза ежесекундно убеждает в этом: «Житье дуракам между трусами».

Я полностью согласен с мнением классика. Трусы, представленные И. С. Тургенев. никогда не смогут встать против чужого мнения, даже самого нелепого и смешного, лишь робко кивнут головой.

Вспомните молодого Пьера из романа «Войны и Мир» Л. Н. Толстого. как он был осужден и выставлен на смех глупым кружком в столичном салоне Анны Шерер. А за что? Всего лишь за красоту мысли, которая противоречила хозяйке салона и ее окружению. К злободневной проблеме о трусливом поколении обращались и М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А. С. Грибоедов «Горе от ума», отчасти и Н. В. Гоголь «Мертвые души».

А еще всем нам знакомы люди, пылающие страстью скупать разрекламированные товары. Разве это не признак глупого поколения и малоразвитого общества.

Каждый уважающий себя человек не хочет оказаться дураком и представителем трусливого общества, поэтому следует оставаться независимым в своих суждениях и в выборе авторитетов. Работа над собой является самым действенным средством.

Литературное направление и жанр

Тургенев стал родоначальником нового жанра в русской литературе, восходящего к жанру «Маленьких стихотворений в прозе» Бодлера. Но все стихотворения объединяются в цикл, а некоторые исследователи даже считали их подобием поэмы. С другой стороны, стихотворения в цикле разнородны, каждое напоминает другой существующий жанр. Стихотворение в прозе «Щи» похоже на притчу.

Реалист Тургенев изобразил двух женщин, ведущих себя в одной и той же ситуации по-разному в зависимости от того, к какой социальной группе (сословию) они относятся, в какой среде живут и какие ценности в них воспитаны.

Насекомое

Снилось мне, что сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами. Между нами женщины, дети, старики… Все мы говорим о каком-то очень известном предмете – говорим шумно и невнятно.

Вдруг в комнату с сухим треском влетело большое насекомое, вершка в два длиною… влетело, покружилось и село на стену.

Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурого цвету; такого же цвету и плоские жесткие крылья; растопыренные мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки – ярко-красные, точно кровавые.

Странное это насекомое беспрестанно поворачивало голову вниз, вверх, вправо, влево, передвигало лапки… потом вдруг срывалось со стены, с треском летало по комнате – и опять садилось, опять жутко и противно шевелилось, не трогаясь с места.

Во всех нас оно возбуждало отвращение, страх, даже ужас… Никто из нас не видал ничего подобного, все кричали: «Гоните вон это чудовище!», все махали платками издали… ибо никто не решался подойти… и когда насекомое взлетало – все невольно сторонились.

Лишь один из наших собеседников, молодой еще, бледнолицый человек, оглядывал нас всех с недоумением. Он пожимал плечами, он улыбался, он решительно не мог понять, что с нами сталось и с чего мы так волнуемся? Сам он не видел никакого насекомого – не слышал зловещего треска его крыл.

Вдруг насекомое словно уставилось на него, взвилось и, приникнув к его голове, ужалило его в лоб повыше глаз… Молодой человек слабо ахнул – и упал мертвым.

Страшная муха тотчас улетела… Мы только тогда догадались, что это была за гостья.

Май, 1878

Два брата

То было видение…

Передо мною появилось два ангела… два гения.

Я говорю: ангелы… гении – потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья.

Оба – юноши. Один – несколько полный, гладкокожий, чернокудрый. Глаза карие, с поволокой, с густыми ресницами; взгляд вкрадчивый, веселый и жадный. Лицо прелестное, пленительное, чуть-чуть дерзкое, чуть-чуть злое. Алые пухлявые губы слегка вздрагивают. Юноша улыбается, как власть имеющий – самоуверенно и лениво; пышный цветочный венок слегка покоится на блестящих волосах, почти касаясь бархатных бровей. Пестрая шкурка леопарда, перехваченная золотой стрелою, легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро. Перья крыльев отливают розовым цветом; концы их ярко-красны, точно омочены багряной, свежей кровью. От времени до времени они трепещут быстро, с приятным серебристым шумом, шумом весеннего дождя.

Другой был худ и желтоват телом. Ребра слабо виднелись при каждом вдыхании. Волосы белокурые, жидкие, прямые; огромные, круглые, бледно-серые глаза… взгляд беспокойный и странно-светлый. Все черты лица заостренные; маленький полураскрытый рот с рыбьими зубами; сжатый, орлиный нос, выдающийся подбородок, покрытый беловатым пухом. Эти сухие губы ни разу, никогда не улыбнулись.

То было правильное, страшное, безжалостное лицо! (Впрочем, и у первого, у красавца, – лицо, хоть и милое и сладкое, жалости не выражало тоже.) Вокруг головы второго зацепилось несколько пустых поломанных колосьев, перевитых поблеклой былинкой. Грубая серая ткань обвивала чресла; крылья за спиною, темно-синие, матового цвета, двигались тихо и грозно.

Оба юноши казались неразлучными товарищами.

Каждый из них опирался на плечо другого. Мягкая ручка первого лежала, как виноградный грозд, на сухой ключице второго; узкая кисть второго с длинными тонкими пальцами протянулась, как змея, по женоподобной груди первого.

И послышался мне голос… Вот что произнес он: «Перед тобой Любовь и Голод – два родных брата, две коренных основы всего живущего.

Всё, что живет – движется, чтобы питаться; и питается, чтобы воспроизводить.

Любовь и Голод – цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая – всё та же, всеобщая жизнь».

Август, 1878

Старик

Настали темные, тяжелые дни…

Свои

болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, – никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.

Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь.

На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже – но зелень его та же.

Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, – и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской и силой весны!

Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!

Июль,1878

Тема стихотворения

В произведении автор рассматривает проблему человеческих отношений. Главными героями выступают братья-близнецы. Они схожи друг с другом и внешним видом, и внутренними чувствами. Первоначально может показаться, что один — это продолжение второго. Однако, если заглянуть им в душу, можно увидеть, сколько боли и даже ненависти они испытывают друг к другу. Стоя у зеркала, близнецы сильно бранятся и ссорятся, как соперники, а не близкие люди.

Этот момент подчеркивает, насколько сложен мир отношений, даже если люди очень близки. Иногда бывает сложно отделить положительные моменты и качества от отрицательных. Однако автор старается донести до читателя, что нельзя решить проблему посредством ругани и выяснения отношений. Только любовь и понимание могут привести к согласию и гармонии в отношениях. На этих чувствах держится и строится вся человеческая жизнь.

Родные братья в процессе брани вспоминают все бывшие промахи и провинности. В порыве гнева они забывают одну из главных библейских заповедей, что ближнего необходимо любить, невзирая ни на какие его грехи. Родные и близкие люди должны поддерживать друг друга и помогать. Но герои произведения настолько увлеклись своими враждебными чувствами, что совсем забыли о своих родственных чувствах.

Писатель даже не пытается показать причину спора двух братьев, это вовсе не важно в этой ситуации. Он подводит одного из них к зеркалу, чтобы показать, что он ведет враждебную беседу сам с собой

Злоба, проклятие и ненависть, поселившаяся в душе каждого, способна только на разрушение отношений и даже своего внутреннего мира. Образом близнецов автор хотел показать единство людей и сходство их между собой. Чтобы быть счастливым, необходимо любить, быть в гармонии с окружающими и с собой.

Образ близнецов Тургенева аллегорический. Автор хотел показать, что братья не только похожи между собой, они просто отражение друг друга. Но это не мешает им жестоко браниться, буквально захлебываясь от ненависти и злости.

Символика близнецов в поэзии Тургенева

Дуалистичность и противопоставление

Близнецы в поэзии Тургенева часто символизируют дуалистичность и противопоставление различных аспектов жизни. Они являются отражением душевного конфликта и поиска гармонии. В стихотворении «Два близнеца» Тургенев описывает двух близнецов — одного с грустными глазами, другого с ярким взглядом. Этот образ символизирует противоречие между светлыми и темными сторонами человеческой натуры.

Двойственность и изменчивость

Близнецы также отражают двойственность и изменчивость человеческой природы. В стихотворении «Душа двуглавая» Тургенев описывает двухблизнецов — один пробуждает нежные чувства, другой погружает в мрак и отчаяние. Этот образ символизирует переплетение различных эмоций и мыслей внутри каждого человека.

  • Близнецы также могут олицетворять противоположности внутри одного человека, его различные стороны и маски.
  • Они отражают вечную борьбу добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти.
  • Стремление к гармонии и единению возникает из противоположностей и противоречий.

Символика близнецов в поэзии Тургенева позволяет читателю лучше понять многогранность и сложность человеческой натуры, а также постоянную борьбу и поиск гармонии внутри себя.

Лазурное царство

О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне.

Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.

Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!

Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.

И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!

А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы… Казалось, самое небо звучало им в ответ – и кругом море сочувственно трепетало… А там опять наступала блаженная тишина.

Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.

Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… Женские голоса чудились в них… И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою – всё говорило о любви, о блаженной любви!

И та, которую каждый из нас любил, – она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение – и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… Ее рука возьмет твою руку – и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!

О лазурное царство! я видел тебя… во сне.

Июнь, 1878

Психологический аспект близнецов в лирике Тургенева

Близнецы в стихотворениях Тургенева

В стихотворении «Два ворона» Тургенев описывает двух близнецов, которые со временем развиваются по-разному и начинают корить собственное сходство. Близнецы сравнивают себя друг с другом и осознают, что несмотря на идентичность, они имеют различные характеры и стремления, что порождает в них чувства ревности и зависти.

Другое стихотворение, «Беспризорник», рассказывает о близнеце, который страдает от неразделимости своей индивидуальности с братом. Он пытается найти свое место в жизни и проявить себя, но всегда встречает преграды из-за тесной связи с братом. Тургенев через эту историю изображает психологический стресс и неудовлетворенность, которые возникают у близнецов, в поисках своего уникального идентитета.

Взаимодействие характеров близнецов

В стихотворении «Два ворона» описывается, как характеры близнецов, несмотря на сходство, различаются по своей природе. Один брат считает себя удачливым и открытым к жизни, тогда как другой брат ощущает угнетение и недовольство. Тургенев иллюстрирует, как эти различия в характерах и мышлении влияют на отношения между близнецами и формируют их личности.

В стихотворении «Беспризорник» Тургенев показывает, как два брата близнеца развиваются по-разному под воздействием окружающей среды. Один из братьев приспосабливается к жизни в обществе и находит свою сферу, тогда как другой чувствует себя отверженным и беспомощным. Тургенев подчеркивает, как разные воздействия и условия формируют личность каждого из близнецов и создают различия между ними.

Внутренняя борьба близнецов

В лирике Тургенева близнецы также сражаются с внутренними конфликтами и страдают от своей необычной связи. В стихотворении «Два ворона» один из братьев страдает от субъективного ощущения проживания общих эмоций и опыта с другим. Другие стихотворения Тургенева также отражают внутренние борьбы близнецов, которые ищут собственное место в мире и борются с чувством зависимости и ограничения.

Тургенев использовал тему близнецов в своей лирике, чтобы исследовать психологические аспекты их существования. Он раскрывал сложные отношения между близнецами, взаимодействие их характеров и внутреннюю борьбу каждого из них. Эти аспекты позволяют читателю заглянуть внутрь души и понять уникальные проблемы, с которыми сталкиваются близнецы в своей жизни.

Повесить его (Стихотворение в прозе)

— Это случилось в 1805 году, — начал мой старый знакомый, — незадолго до Аустерлица. Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии.Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур, и она в этой краже обвиняла моего денщика. Он оправдывался, призывал меня в свидетели… «Станет он красть, он, Егор Автамонов!» Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом.Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.Хозяйка увидала его — и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени — и вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.— Господин генерал! — кричала она, — ваше сиятельство! Рассудите! Помогите! Спасите! Этот солдат меня ограбил! Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, с шапкой в руке, даже грудь выставил и ноги сдвинул, как часовой, — и хоть бы слово! Смутил ли его весь этот остановившийся посреди улицы генералитет, окаменел ли он перед налетающей бедою — только стоит мой Егор да мигает глазами — а сам бел, как глина! Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито: — Ну?.. Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! Со стороны посмотреть: словно смеется человек.Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто: — Повесить его! — толкнул лошадь под бока и двинулся дальше — сперва опять-таки шагом, а потом шибкой рысью. Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.Ослушаться было невозможно… Егора тотчас схватили и повели на казнь.Тут он совсем помертвел — и только раза два с трудом воскликнул: — Батюшки! батюшки! — а потом вполголоса: — Видит бог — не я! Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. Я был в отчаянии.— Егор! Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу! — Видит бог, не я, — повторял, всхлипывая, бедняк.Сама хозяйка ужаснулась. Она никак не ожидала такого страшного решения и в свою очередь разревелась! Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить… Разумеется, всё это ни к чему не послужило. Военные, сударь, порядки! Дисциплина! Хозяйка рыдала всё громче и громче.Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне: — Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… Ведь я ей простил.Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, прошептал: «Егорушка, голубчик, праведник!» — и слезы закапали по его старым щекам.

Композиция

Сравнивая благотворительность Ротшильда и бедных крестьян в первой части, Тургенев говорит о том, что прекрасно относится к поступкам богача, жертвующего тысячи на нужды тех, кому нужна помощь. И такой поступок действительно заслуживает уважения, ведь далеко не все богатые люди поступают так же. Но смысл произведения раскрывается дальше, во второй части.

В ней он показывает, насколько щедрыми могут быть люди, которые сами располагают очень немногим. Крестьянская семья разговаривает о том, что им необходимо взять на воспитание сиротку-племянницу, но тогда у них денег не будет даже на соль. И глава семьи, главный герой, принимает решение – значит, похлебку они будут есть несоленой. Именно это и есть настоящая, от души щедрость – Тургенев оценивает ее гораздо выше пожертвований самого Ротшильда.

При этом из диалога крестьян не понятно, есть ли в семье собственные дети, но скорее всего есть, иначе не было бы такой нужды. Женщина не говорит о голоде, просто соль в доме – признак хоть какого-то, но достатка. Взяв еще один лишний рот, семья лишится и его. Интересно также, что в этой части писатель делает акцент на слове “мы”, показывая, что хотя решение и остается за мужем, семья в данном случае едина.

Пир у Верховного Существа

Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах.

Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели… мужчин он не приглашал… одних только дам.

Собралось их очень много – великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и знакомым.

Но вот Верховное Существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой.

Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвел ее к другой.

«Благодетельность!» – сказал он, указав на первую.

«Благодарность!» – прибавил он, указав на вторую.

Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял – а стоял он давно, – они встречались в первый раз!

Декабрь, 1878

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: